Сообщение о драгунском для 4. Презентация на тему: Удивительный мир Драгунского

Предлагаю вам ознакомится с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского, советского писателя, одного из знаменитых новеллистов, автора множества рассказов и ярких сборников. Одно из самых его популярных творений – «Денискины рассказы», на которых выросли все, пожалуй, дети советского союза. Они даже вошли в фундаментальную классику русской литературы, стали почвой для подражания и развития новых авторов, а также для формирования множества последователь, как личностей.

Родился писатель 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Происходит Виктор Драгунский из еврейской семьи, а сами его родители были эмигрантами из Гомеля, затем попали в США, где обосновались в Бронксе. Виктор рано лишился отца – в 1918 году он скончался от тифа по одним данным, но также есть информация о тайне смерти отца Драгунского, мол, скончался он по тайным, неопределенным обстоятельствам. В семью вошел новый человек – отчим, красный комиссар, но и его постигла неприятная участь, а следующий отчим был актером театра. Частые гастрольные поездки привели семью с юным Драгунским в Москву.

Виктор Драгунский работал с очень раннего возраста, а также посещал литературно-театральные мастерские. В 1935 году стал выступать в качестве актера Театра транспорта (сейчас он носит название театра имени Гоголя).

Свои актерские дни он совмещал с писательским делом – обрабатывал юморески и фельетоны, а также активно общался с богемной тусовкой, отчего заимел множество контактов с российскими актерами. Благодаря связям, основал свой собственный клуб, который просуществовал с 1948 по 1958 годы, а также стал руководителем своего собственного ансамбля под названием «Синяя птица», которые специализировались на литературно-театральной пародии. Клуб разрастался и становился очень популярным, в нем принимали участие различные молодые дарования, а также известные актеры.

В период Великой Отечественной войны пребывал в ополчении. В 1943 году погиб его брат, что заметно сказалось на нем, как и на многих тех, кто понес утраты в это ужасный период.

В 1959 году Драгунский переквалифицировался и начал писать детские рассказы, что принесло ему огромную популярность. Среди прочих, есть такие популярные рассказы, как «Девочка на шаре» (конечно же, вы слышали хотя бы название этого рассказа), а также «Друг детства», «Двадцать лет под кроватью», «Волшебная сила искусства».

В 1970 году Драгунский выпустил новый цикл рассказов: «Разноцветные рассказы», которые принесли ему заметную популярность, «Красный шарик в синем небе», «Приключения» и прочие.

По мотивам его рассказов, к слову, были проведены сьемки фильмов, а также отснято несколько короткометражек (например, «Капитан», «Где это видано, где это слыхано», взяты многие истории в качестве сюжета для Ералаша).

Также писал Виктор Драгунский и стихотворения, однако, изданы они были только после его смерти уже вдовой. Умер Виктор Драгунский в возрасте 58-и лет в 6 мая 1972 года.

Его творчество и жизнь были полны и разнообразны. Взрослым он подарил веселые детские воспоминания, а детям – чудесные истории. Кроме того, его перу принадлежит и достаточно взрослый рассказ «Он упал на траву», который повествует о самых первых днях войны. Также Драгунского считают отцов отечественного цирка, поэтому его рассказ «Сегодня и ежедневно» о цирковых реалиях также завоевал популярность среди советских читателей.

(Пока оценок нету)

Класс: 4

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Место урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
  • учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;
  • способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.

Развивающие:

  • пробуждать чувство сопереживания, учить оценивать поступки, отличать хорошее от плохого;
  • способствовать развитию у детей чувства юмора, речи, мышления.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению литературы, творчеству В.Ю. Драгунского.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (обобщить и систематизировать знания учащихся по произведениям В.Ю. Драгунского).

Оборудование: плакаты с пословицами, рисунки по рассказам В.Ю. Драгунского, портрет В.Ю. Драгунского. Тематическая выставка книг «Мастер улыбки», Слайд по теме: «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского».

Ход урока

I. Активизация внимания.

II. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 1

Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. Он автор замечательных рассказов о Дениске и его друге Мишке, а зовут его Виктор Драгунский.

III. Настройка» на восприятие .

(включить презентацию «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского»).

Слайд 2

Родился Виктор Драгунский 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Однако в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем. Слайд 3

После окончания школы работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком. С 1931–1936 годы учился актерскому ремеслу в «Литературно-театральных мастерских» студии А. Дикого. С 1935 года началась его актерская биография: он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (1948–1958 г.). Слайд 4

Коллектив его мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках. Слайд 5

Был он так же клоуном в цирке на Цветном Бульваре, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике. А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.

Слайд 6

Во время Великой Отечественной войны (1941–1945) был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Всего пятьдесят восемь лет отмерила ему судьба, но кажется, что он прожил несколько жизней.

Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряженную и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь – быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.

Слайд 7

Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Слайд 8

Первые рассказы о Дениске были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959 году, а первая книжка из 16 рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится». Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста веселых рассказов.

Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу. Отец в этих рассказах – сам Виктор Юзефович, а Дениска – это его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором, и в нем трудно найти черты прежнего мальчишки, который мог самозабвенно полюбить «Девочку на шаре» и врать про «Пожар во флигеле». В его рассказах светлое и нежное чувство всегда одерживает победу над плоской и тяжеловесной житейщиной.

Слайд 9

«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка: в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоят: пытливый и деятельный Дениска, и его друг мечтательный, медлительный Мишка. Только литературное творчество смогло вобрать в себя весь его громадный жизненный опыт, знание и понимание людей, суммировать все узнанное и осветить нежной любовью к людям, маленьким и взрослым, и наделить долгой жизнью. Так оно и сталось!

Его книги читают не только у нас в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.

Слайд 10

Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы». А сейчас, мы с вами поговорим о некоторых рассказах В.Ю. Драгунского. Первый рассказ – «Он живой и светится …».

IV. Проверка знаний, закрепление.

Слайд 11

1. Рассказ «Он живой и светится …».

  1. Почему Виктор Драгунский так назвал этот рассказ? Ответ: в этом рассказе речь идет о живом светлячке, который лежал в глубине коробочки и светился.
  2. Дорог ли для Дениски был его новенький игрушечный – самосвал? Почему? Ответ: самосвал был новый. Он сам сваливал песок, у него была ручка, которую можно вертеть. Этот самосвал подарил Дениске папа.
  3. Ну, была – не была! Знай мою доброту! Мишка протянул Дениске спичечный коробок с маленьким светло-зеленым огоньком. Действительно ли Мишка был таким добрым? Ответ: Мишка просто хотел любым способом заполучить от Дениски новенький самосвал.
  4. Как вы думаете, почему так поступил Денис? Почему он самосвал поменял на светлячка? Ответ: мальчик не думал о выгоде, он думал о светлячке. Потому что он живой! И светится… И, это не прихоть мальчика – это его победа над твердым расчетом приятеля.

Это подтверждают слова из текста:

Мама: «Но всё-таки как ты решил отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка? Чем же он лучше?»

Я ответил: «Как ты не понимаешь?! Он живой и светится!..»

Вывод: нереальное сияние светлячка, похожего на звездочку, горит где-то в непостижимой дали и вместе с тем, лежит здесь, на ладони, – это сияние оказывается стократ дороже такой ценной вещи, как новенький игрушечный самосвал. Почему светлячок лучше? Потому что он живой! И светится…

И это не прихоть мальчика, заждавшегося в темном дворе своей мамы. Это победа над твердым расчетом приятеля, для которого жизнь есть свод правил арифметики: за самосвал он отдает одну марку Гватемалы, две Барбадоса и лопнувший плавательный круг в придачу.

Слайд 12

2. Рассказ «Тайное становится явным»

(Чтение отрывка текста).

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:
– … Тайное становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил:
– Что это значит, мама: «Тайное становится явным?»
– А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама.
– Понял?..

Денис лег спать и все время думал: как же так получается, что тайное становится явным?

– Однажды Денис вылил из окна тарелку манной каши, и она попала на шляпу дяденьке, который шел фотографироваться. Почему это случилось и что было потом, вы уже знаете.

После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.

  1. Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?
  2. Может быть, стоило Дениске прочитать мораль и объяснить, что так поступать больше не стоит?
  3. Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?

Ответ: Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.

Какой эпизод в этом рассказе вам показался наиболее интересным?

Слайд 13

Как вы понимаете смысл данной пословицы: «Шила в мешке не утаишь»?

Можно ли соотнести данную пословицу с рассказом «Тайное становится явным»?

Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?

Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.

Слайд 14

3. Рассказ «Главные реки»

– Сейчас мы поговорим ещё об одном рассказе В.Ю. Драгунского «Главные реки», который, поможет вам избавиться от других недостатков.

  1. Какое настроение вызвало у вас чтение рассказа «Главные реки»? Ответ: чтение данного рассказа вызвало интерес к самому рассказу, чувство юмора, смех и желание прочитать рассказ до самого конца.
  2. Почему с Дениской в школе случилась такая скверная история? Ответ: Дениска так завозился со змеем и космосом, что совершенно забыл обо всём на свете. Он думать перестал про какие-то там уроки.
  3. Какую он клятву дал себе? Ответ: и я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
  4. Как вы думаете, исполнит ли Денис эту клятву? Почему так считаете? Ответ: думаю, что эту клятву Дениска обязательно исполнит, т.к. этот урок он запомнит на всю жизнь.
  5. Какой отрывок из рассказа вам показался наиболее смешным? (Прочитать отрывок текста).

– Кораблёв! Что же ты? Иди к доске.
И я бодро завёл: Зима!.. Крестьянин торжествуя,…
– Это Пушкин, – сказала Раиса Ивановна.
– Да, – сказал я.
– Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
– Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса Раиса Ивановна.
Это Мишка таким хитрым способом умудрился мне подсказать.

  1. Помогли ли Дениске подсказки друзей? Ответ: подсказки друзей нашему герою не помогают, т.к. он дома совершенно не брался за уроки. Подсказкой можно воспользоваться только тогда, когда ты учил уроки и просто немного забыл, или потерял главную мысль рассказа.
  2. Случались ли с вами или с вашими знакомыми подобные истории?
  3. Над чем вас может заставить задуматься данная история? Ответ: этот нелепый случай, который произошел с Денисом Кораблевым, может заставить задуматься каждого ребенка. Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно.
  4. Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего?

Вывод: Дениску Кораблёва, случившаяся с ним история, научила всегда выполнять уроки.

Это подтверждают слова самого Дениса Кораблёва:

– Хотя мне идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь, не хочешь, лень тебе или не лень, а учить надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь.

Слайд 15–17

Конкурс первый «Чей это портрет?»

1. «…она, наверное, и есть Дюймовочка, какая она была маленькая, милая и необыкновенная».

Ответ: Танечка Воронцова. «Девочка на шаре».

2. – Довольно! Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись. Исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова.

– Назови мне самую большую реку Америки. Скажите, кого так отчитывала учительница Раиса Ивановна и за что?

Ответ: Дениса Кораблёва, который не выучил уроки. «Главные реки».

3. Как называется этот рассказ? Назовите имя девочки.

– Пять лет девочке, а говорит «сыски».
– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…

Ответ: Алёнка. «Заколдованная буква».

4. Он любит много разных разностей: булки, плюшки, батон и кекс. Очень любит пельмени, ватрушки, кильку, сайру. Бутерброды прямо, с чем попало, про халву говорить не буду. Всей душой люблю мороженое.

– Ты любишь целый продуктовый магазин? – спросил Борис Сергеевич.
– А люди? Кого ты любишь? Или из животных?
– Ой, чуть не забыл!
– Ещё котят! И бабушку!

Чей это портрет? Как называется этот рассказ?

Ответ: Мишка. «Что любит Мишка».

Конкурс второй. «Кто самый внимательный?»

  1. На что Дениска выменял светлячка? Ответ: на самосвал. «Он живой и светится».
  2. Какого цвета глаза у Денискиной мамы? Ответ: Зеленые, как крыжовник. «Тайное становится явным», «Гусиное горло».
  3. Какая буква заколдована и почему? Ответ: буква «Ш» «Заколдованная буква».
  4. Фамилия Мишки? Ответ: Слонов.
  5. Что купил Дениска в магазине, прежде чем попал в цирк? Ответ: помидоры, сметану.
  6. Назовите цирковые рассказы В. Драгунского. Ответ: «Мотогонки по отвесной стене», «Девочка на шаре», «Не хуже вас, цирковых», «Слониха Лялька», «Ровно 25 кило».
  7. Фамилия Дениски? Ответ: Кораблёв.
  8. Стихотворение, какого поэта, не выучил Дениска? Ответ: Н.А. Некрасова. «Главные реки»

– Да, нелепый случай, произошел с героем рассказа «Главные реки» Денисом Кораблевым и Дениска извлёк из этого положительный урок.

– Какой урок извлёк Дениска из всего произошедшего? (Если не хочешь быть смешным и выглядеть глупо в глазах своих товарищей – учи уроки ежедневно).

– Думаю, что этот урок может пригодиться каждому из нас.

Слайд 18

V. Подведение итогов урока.

– о жизни и творчестве, какого писателя мы сегодня говорили на уроке?

– Назовите рассказы, о которых мы говорили сегодня на уроке;

– назовите, какие рассказы В.Ю. Драгунского вы прочитали дополнительно, о которых мы не говорили на уроке;

– какой из рассказов В.Ю. Драгунского вам понравился больше всего и почему?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ» пст. Первомайский

Проектно - исследовательская работа

«Жизнь и творчество

Виктора Драгунского»

Работу выполнила

Костромина Анастасия

руководитель: Смирнова Елена Ивановна

1.Введение

2.Цели и задачи. Этапы работы.

4.Заключение

5.Литература

«Смех - это радость. Я даю его двумя руками.

Карманы моих клоунских штанов набиты смехом.

Дети должны жить, они должны радоваться…»

В.Ю. Драгунский

Введение.

В этом году отмечается 100-летие со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Имя этого писателя известного многим детям и взрослым.

Узнав об этом, я решила познакомиться с произведениями Виктора Юзефовича и прочитала много рассказов этого писателя.

Цель моей работы узнать, как удалось Виктору Юзефовичу Драгунскому заинтересовать своим творчеством столько поколений детей.

Задачи моего исследования:

Изучить литературу по биографии и творчестве В. Драгунского, воспользовавшись, интернет и печатными изданиями.

Оформить проект

Подготовить выступление перед ребятами из своего класса.

Свою работу я построила по следующему плану:

Сбор информации.

Обработка полученной из разных источников информации, выделение самой интересной.

Оформление проекта.

Выступление на классном часе.

Изучив большое количество литературы о творчестве и биографии Драгунского, я столкнулась с тем, что эти данные очень малы и отрывочны. Но первое, что меня заинтересовало, это было то, что день рождения Виктора Юзефовича Драгунского в семье неизменно отмечали не 30 ноября — по паспорту, а 1 декабря — по факту. Дело в том, что он родился в 1913 году в Нью-Йорке, а в России в этот день уже начался декабрь

Каковы же этапы жизни этого замечательного писателя?

Детство

В 1913 году в крупнейшем городе США, в еврейской семье эмигрантов из Гомеля , прибывших в Америку и поселившихся в Бронксе незадолго до рождения сына — Юды Фалькович Перцовского (1894—1918) и Риты Лейбовны Драгунской(она была дочкой социал-демократов, он был сыном владельца лавки секонд-хенда) появился на свет мальчик, которого назвали Виктором. Тяжело жилось молодой семье. Молока не было, денег тоже не было. Кормили ребенка толчеными бананами.

Жизнь в Америке не удалась и в июле 1914 года семья вернулась обратно в Гомель за несколько дней до Первой мировой войны. В 1918 году умирает от тифа отец Виктора (по другим данным, погиб при невыясненных обстоятельствах).

После смерти отца, в семье появляется отчим - ревком города Ипполит Иванович Войцехович, красный комиссар , который в 1920 году погибает.

http://hrono.ru/biograf/bio_d/dragunski_yuri.php


Первый сборник вышел в 1961 году под названием «Он живой и светится».
Свои рассказы В. Драгунский не объединял в цикл, при этом единство создают:
сюжетные и тематические связи;
образ центрального персонажа ‒ Дениски Кораблева (поэтому все произведения Драгунского часто объединяют одним названием «Денискины рассказы»);
второстепенные персонажи (папа и мама Дениски, его друзья, знакомые, учителя) также переходят из рассказа в рассказ;
форма повествования, которое ведется от лица самого Дениски.
Возраст героя в рассказах остается неизменным - это младший школьник. Драгунский остроумно воссоздает характерные особенности детской речи, ее эмоциональность и своеобразную логику, «общедетскую» доверчивость и непосредственность, задающие тон всему повествованию. «Чего я люблю» и «…И чего не люблю!» ‒ два знаменитых рассказа Драгунского, в названии которых на первое место выдвинуто собственное мнение ребенка. Это утверждается в перечислении того, что любит и чего не любит Дениска. «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо». Денискины «люблю»-«не люблю» часто полемичны по отношению к предписаниям взрослых («Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами»).
В образе Дениски много типично детского: это наивность, склонность к выдумке и фантазии, иногда простодушный эгоизм. Свойственные детскому возрасту «промахи» оказываются предметом юмора и шуток, как всегда бывает в юмористическом рассказе. С другой стороны, в герое Драгунского есть черты, которые свидетельствуют о вполне сложившейся личности: Дениска решительно противится всякой фальши, он восприимчив к красоте, ценит доброту. Это дало право критикам увидеть в образе главного героя автобиографические черты самого Драгунского. Сочетание лирического и комического - главная особенность рассказов В. Драгунского о Дениске.
Содержание «Денискиных рассказов» связано с происшествиями из обычной жизни ребенка - это случаи на уроках, домашние заботы, игры с друзьями во дворе, походы в театр и цирк. Но их обычность только кажущаяся - комическое преувеличение обязательно присутствует в рассказе.
Драгунский - мастер создания самых невероятных ситуаций на материале житейском, даже обыденном. Основанием для них служит часто парадоксальная логика детей и их неисчерпаемая фантазия. Дениска и Мишка, опоздав на урок, приписывают себе невероятные подвиги («Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»), но оттого, что каждый фантазирует по-своему, следует неизбежное разоблачение. Мальчишки увлеченно строят во дворе ракету, при запуске которой Дениска улетает не в космос, а в окно домоуправления («Удивительный день»). Дети, в отсутствии маляров, решают помочь им красить, но в самый разгар игры обливают краской управдома («Сверху вниз, наискосок!»). Дениска не хочет есть манную кашу и выбрасывает ее за окно, которая попадает на шляпу случайного прохожего («Тайное становится явным»). Все эти немыслимые совпадения и происшествия иногда просто смешны, иногда предполагают моральную оценку, иногда рассчитаны на эмоциональное сопереживание.
Парадоксальная логика, которой руководствуются герои Драгунского, это путь к пониманию ребенка. В рассказе «Зеленчатые леопарды» дети комично рассуждают о всевозможных болезнях, находя в каждой из них достоинства и выгоды («болеть хорошо! Когда болеешь, всегда что-нибудь дарят»). За, казалось бы, абсурдными рассуждениями детей о болезнях стоит трогательная просьба о любви: «когда болеешь, все тебя больше любят». Ради такой любви ребенок готов даже заболеть.
Детская иерархия ценностей кажется писателю глубоко человечной. В рассказе «Он живой и светится…» Драгунский словами ребенка утверждает важную истину: ценности духовные выше материальных. Предметным воплощением этих понятий в рассказе являются железная игрушка, обладающая материальной ценностью, и светлячок, способный излучать свет (символ мечты и любви одновременно). Дениска совершил неравноценный с взрослой точки зрения обмен: он променял большой самосвал на маленького светлячка. Рассказу об этом предшествует описание длинного вечера, во время которого Дениска ожидает маму. Вот тогда-то мальчик в полной мере ощутил мрак одиночества, из которого его спасла «бледно-зеленая звездочка» в спичечном коробке. Поэтому на вопрос мамы, «как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка», Дениска отвечает: «Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..».
Очень значительный персонаж в «Денискиных рассказах» ‒ папа, близкий и верный друг своего сына, умный воспитатель. В рассказе «Арбузный переулок» мальчик капризничает за столом, отказываясь от еды. И тогда отец рассказывает сыну один эпизод из своего военного детства. Этот сдержанный, но очень трагический рассказ переворачивает мальчику душу.
Жизненные ситуации и человеческие характеры, описанные Драгунским, порой очень непросты. Поскольку о них рассказывает ребенок, то смысл всего происходящего помогают понять отдельные детали, а они в «Денискиных рассказах» очень важны. В рассказе «Рабочие дробят камень» Дениска хвастается тем, что сможет прыгнуть с водной вышки. Снизу ему кажется, что сделать это «легче легкого». Но на самом верху у мальчика от страха захватывает дух, и он начинает искать оправдания для своей трусости. Борьба со страхом происходит на фоне неумолкаемого звука отбойного молотка - там внизу рабочие дробят камень при строительстве дороги. Казалось бы, эта деталь мало связана с происходящим, но на самом деле она убеждает в необходимости упорства, перед которым отступает даже камень. Так же отступила трусость перед твердым решением Дениски совершить прыжок.
Во всех своих рассказах, даже там, где речь идет о ситуациях драматических, Драгунский остается верен юмористической манере. Смешными и забавными кажутся многие высказывания Дениски: «Федька к нам приехал по делу - чай пить» («Мотогонки по отвесной стене») или «Утром я ничего не мог есть. Только выпил две чашки чаю с хлебом и маслом, с картошкой и сосиской» («Синий кинжал»).
Но часто детская речь (с оговорками, ею свойственными) звучит очень трогательно: «Очень люблю лошадей, у них красивые и добрые лица» («Что я люблю») или «Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно…»(«Друг детства). Сочетание грустного и комичного в прозе Драгунского напоминает нам клоунаду, когда за смешным и нелепым видом клоуна скрывается его доброе сердце.

Предлагаю вам конспект урока внеклассного чтения «Знакомство с биографией и творчеством В. Ю. Драгунского». Данная работа будет полезной учителям начальных классов. Вашему вниманию предлагается , не требующего специальной подготовки детей.

Цели урока:

  • Познавательный аспект: знакомство с биографией и творчеством писателя В. Ю. Драгунского
  • Развивающий аспект: развитие речевой активности, наблюдательности, внимания, творческого потенциала каждого ребенка.
  • Воспитательный аспект: воспитание коммуникативной толерантности
  • Учебный аспект: формирование умения писать сочинение

Демонстрационный материал:

  • Драгунского, его книги,
  • кукла Дениска,
  • кроссворд-игра «Бусинки».

Раздаточный материал:

  • Книжечки с изображением елки,
  • викторина «Внимательный читатель».

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Ребята, я вам сейчас назову несколько словосочетаний, а вы по ним попробуете угадать задуманные мною слова. Попробуем?

Маленький, желтый, пищит.

Интересно, дети, что-то новое, полезное, трудиться, заниматься, бывает трудно, обязательно, 45 минут, учитель.

Занимательные, познавательные, бывают художественные, учебники. А кто пишет книги? Посмотрите, пожалуйста, на этот портрет.

Вы знаете кто это? А как вы думаете какой этот человек? Ребята, я вам сегодня хочу рассказать о любимом писателе многих детей - Викторе Юзефовиче Драгунском. Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей со странными названиями: «Зеленоватые леопарды», «Ни пиф, ни паф», «Человек с голубым лицом»... Дети наслаждались этими безудержно веселыми книгами; читая их, они иногда признавались, что чувствуют себя «как в цирке»...

Но это было и неудивительно: именно из цирка пришел в детскую литературу Виктор Драгунский. Но не в цирке началась трудовая жизнь будущего писателя. В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником — катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада — возможность веселить, радовать людей.

Он организовывал небольшие театральные группы, артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером. Одним из таких веселых ансамблей, который назывался «Синяя птичка», Виктор Драгунский руководил десять лет. А цирк? Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть клоуном.

Им он не стал — этому надобно учиться долго, но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят... Самое главное — придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы — так называется текст для клоунов, — эстрадные сценки, песни, и некоторые из них до сих пор часто исполняются на эстрадах, звучат по радио...

Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые — как рассказывали — во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. И его уговорили: рассказы, с которыми он выступал со сцены перед детской аудиторией, сделать книгами.

А ведь большая разница между записанным и исполняемым! Актер может иногда развеселить далеко не самым лучшим текстом. Но с книгами Виктора Драгунского этого не случилось. Когда они появились, читатели получали такое же удовольствие, как и слушатели в зале. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую,— мальчик Дениска. Веселые и необыкновенные истории, происходящие с этим шаловливым, сообразительным выдумщиком, казалось, были неисчерпаемы.

Их автор сам сказал о себе: «Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто...» Эти интересные случаи составляют основу «Денискиных рассказов»— так назвал свою главную книгу Виктор Драгунский. Эта книга выходит с 1959 года. Наверное, случаев, о которых говорил он, было не сто, а больше.

Только писатель не успел обо всех рассказать. Слишком короткое время было ему отпущено для работы в литературе. Но веселые и умные книги Виктора Драгунского остались, чтобы вызывать радость и веселье у многих поколений читателей.

А сейчас послушайте рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква».

Виктор Драгунский «Заколдованная буква»

Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:

— Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.

И когда выгрузили, шофер сказал:

— Теперь надо эту елку заактировать, — и ушел.

А мы остались возле елки.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

— Смотрите, а на елке сыски висят.

«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.

Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:

— Ой, умру от смеха! Сыски!

А я, конечно, поддавал жару:

— Пять лет девчонке, а говорит «сыски»... Ха-ха-ха!

Потом Мишка упал в обморок и застонал:

— Ах, мне плохо! Сыски...

И стал икать:

— Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!

Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:

— Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она — сыски.

У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.

— Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»...

Мишка сказал:

— Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово — хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:

Ох, хыхечка зеленая,

Боюся уколюся я.

Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:

— Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!

— Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.

И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» — «Хыхки!» — «Сыски!».

Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

— Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!

Вот и все!

Беседа по тексту:

  • Вам понравился рассказ? Чем?
  • Почему В. Драгунский назвал свой рассказ «Заколдованная буква»?
  • Какие моменты запомнились больше всего? Почему?
  • За какого героя переживали по ходу чтения?
  • Чему учит этот рассказ?

Ой, а это кто? (Достаю куклу). Это же Дениска из рассказов В. Драгунского. Что ты говоришь? Принес сюрприз? Книги для ребят? Возьмите, пожалуйста, эти книжечки. (см. Приложение 3) Откройте и скорее принимайтесь за работу - ответьте на вопросы текста.

После проверки дети закрашивают столько , сколько у них правильных ответов.

Внимательный читатель.

1. С кем гулял Дениска?

2. На какой машине привезли елку?

4. Чем пахла елка?

5. Сколько лет Аленке?

6. Сколько зубов вывалилось у Мишки?

7. Какой фразой заканчивается рассказ?

Физминутка «Под высокою сосной», «Зажги звезду».

Хорошо, с этим заданием вы тоже справились. А теперь давайте поиграем в писателей. Мы попробуем написать небольшое сочинение. Приступайте к работе.

Прослушивание сочинений.

Игра «Бусинки»

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (дождь)

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует всеми цветами … (радуга)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (аист)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы. (гриб)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (улитка)

Голубая простыня весь свет покрывает. (небо)

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала. (снежинка)

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Кататься захочешь - на нас садись. (качели)

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик… (иголка)

Я вчера опять упал

И коленку разодрал.

Мама ранку мне прижжет.

Ой, печет! Ведь это… (йод)

Итог урока.

На этом урок литературного чтения в 4 классе завершается.




Top