Сообщение о сильной личности бетховен. Историческая личность: Бетховен

Дата добавления: март 2006г.

Детство Бетховена было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по годам рано проявилась удивительная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу. В десять лет он известен в своем родном городе Бонне как искусный органист и клавесинист. Среди любителей музыки славится его поразительный дар импровизации. Наравне со взрослыми музыкантами играет Людвиг на скрипке в Боннском придворном оркестре. Он отличается не по возрасту сильной волей, умением ставить перед собой цель и достигать ее. Когда взбалмошный отец запретил ему посещать школу, Людвиг твердо решил собственным трудом завершить свое образование. Поэтому юного Бетховена влекло в Вену, город великих музыкальных традиций, царство музыки.

В Вене живет Моцарт. Это от него Людвиг унаследовал в музыке драматизм внезапных переходов от скорби к счастливой, безмятежной веселости. Слушая импровизации Людвига, Моцарт ощутил в этом гениальном юноше будущее музыки. В Вене Бетховен всесторонне жадно занимается своим музыкальным образованием, маэстро Гайдн дает ему уроки музыкального сочинения. В своем мастерстве он достигает совершенства. Первые три фортепианные сонаты Бетховен посвещяет Гайдну, несмотря на разность их взглядов. Свою Восьмую фортепианную сонату Бетховен назвал“ Большой патетической”, в которой отражается борьба разнообразных чувств. В первой части музыка кипит как гневный поток. Вторая часть певучая, это-спокойное раздумье. Бетховен написал тридцать две фортепианные сонаты. В них можно услышать мелодии, выросшие из народных немецких и славянских песен и танцев.

В апреле 1800 года в своем первом открытом концерте в Венском театре Людвиг Ван Бетховен выступает с Первой симфонией. Истинные музыканты хвалят его за мастерство, новизну и богатство идей. Сонату-фантазию, названную“Лунной”он посвящает Джульетте Гвиччарди, своей ученице. Однако именно в расцвет славы Бетховен стремительно теряет слух. Бетховен переживает глубокий душевный кризис, ему кажется, что жить глухим–музыканту невозможно. Однако, преодолев глубокое отчаяние силой своего духа композитор пишет Третью симфонию“Героическую”. Тогда же написаны всемирно известные “Крейцерова соната”, опера “Фиделио”, “Аппассионата”. Из-за глухоты Бетховен больше не выступает в концертах как пианист и дирижер. Но глухота не мешает ему создавать музыку. Его внутренний слух не поврежден, В воображении он отчетливо представляет себе музыку. Последняя, Девятая симфония-музыкальное завещание Бетховена. Это песнь свободы, пламенный призыв к потомкам

Людвиг ван Бетховен и сегодня остается феноменом в мире музыки. Свои первые произведения этот человек создал, будучи юношей. Бетховен, интересные факты из жизни которого и по сей день заставляют восторгаться его личностью, всю свою жизнь считал, что его предназначение - быть и музыкантом, коим он, собственно, и являлся.

Семья Людвига ван Бетховена

Уникальным музыкальным талантом в семье обладали дед и отец Людвига. Несмотря на безродное происхождение, первому удалось стать капельмейстером при дворе в Бонне. Людвиг ван Бетховен-старший имел уникальный голос и слух. После рождения сына Иоганна его жена Мария-Терезия, имевшая пристрастие к алкоголю, была отправлена в монастырь. Мальчик по достижении шестилетнего возраста начал обучаться пению. У ребенка был отличный голос. Позже мужчины из рода Бетховенов даже выступали вместе на одной сцене. К сожалению, отец Людвига не отличался большим талантом и трудолюбием деда, именно поэтому и не достиг таких высот. Чего было не отнять у Иоганна, так это любви к спиртному.

Мама Бетховена была дочерью повара курфюрста. Известный дед был против этого брака, но, тем не менее, препятствовать не стал. Мария-Магдалена Кеверих в свои 18 лет была уже вдовой. Из семерых детей в новой семье выжило только трое. Мария очень любила своего сына Людвига, а тот, в свою очередь, был очень привязан к матери.

Детство и юношество

Дата рождения Людвига ван Бетховена не значится ни в каких документах. Историки предполагают, что Бетховенов родился 16 декабря 1770 года, поскольку крещен был 17 декабря, а по католическому обычаю детей крестили на следующий день после рождения.

Когда мальчугану было три года, умер его дед, старший Людвиг Бетховен, а мама ждала ребенка. После рождения еще одного отпрыска уделять внимание старшему сыну она не могла. Ребенок рос хулиганом, за что часто бывал заперт в комнате с клавесином. Но, на удивление, он не рвал струн: маленький Людвиг ван Бетховен (композитор в дальнейшем) садился и импровизировал, играя двумя руками одновременно, что несвойственно маленьким детям. Однажды за этим занятием ребенка застал отец. В нем сыграло честолюбие. Вдруг его маленький Людвиг - такой же гений, как и Моцарт? Именно с этого времени Иоганн начал заниматься со своим сыном, но зачастую нанимал ему учителей, более квалифицированных, чем он сам.

Пока был жив дед, который фактически являлся главой рода, безбедно жил маленький Людвиг Бетховен. Годы после кончины Бетховена-старшего стали тяжелым испытанием для ребенка. Семья постоянно нуждалась из-за пьянства отца, и главным добытчиком средств к существованию стал тринадцатилетний Людвиг.

Отношение к учебе

Как отмечали современники и друзья музыкального гения, редко в те времена встречался такой пытливый ум, коим обладал Бетховен. Интересные факты из жизни композитора связаны и с его арифметической неграмотностью. Возможно, талантливому пианисту не удалось освоить математику из-за того, что, не окончив школы, он вынужден был работать, а возможно, все дело в сугубо гуманитарном складе ума. Людвига ван Бетховена нельзя назвать невежей. Он томами читал литературу, обожал Шекспира, Гомера, Плутарха, увлекался произведениями Гете и Шиллера, знал французский и итальянский, освоил латынь. И именно пытливости ума он был обязан своими знаниями, а не образованию, полученному в школе.

Учителя Бетховена

С раннего детства музыка Бетховена, не похожая на произведения его современников, рождалось в его голове. Он играл вариации на всевозможные известные ему композиции, но из-за убежденности отца, что ему еще рано сочинять мелодии, мальчик долгое время не записывал свои сочинения.

Учителя, которых приводил ему отец, порой были просто его собутыльниками, а иногда становились наставниками виртуоза.

Первым человеком, о котором с теплотой вспоминает сам Бетховен, стал друг его деда - придворный органист Эден. Актер Пфейфер учил играть мальчика на флейте и клавесине. Некоторое время играть на органе учил монах Кох, а затем Ханцман. После появился скрипач Романтини.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец решил, что творчество Бетховена-младшего должно стать достоянием общественности, и организовал его концерт в Кельне. По отзывам знатоков, Иоганн понял, что выдающегося пианиста из Людвига не получилось, и, тем не менее, отец продолжал приводить к сыну учителей.

Наставники

Вскоре в город Бонн приехал Кристиан Готлоб Нефе. Сам ли он пришел в дом Бетховена и изъявил желание стать учителем юного дарования, или отец Иоганн приложил к этому руку, неизвестно. Нефе стал тем наставником, которого Бетховен-композитор помнил всю жизнь. Людвиг после своего признания даже высылал Нефе и Пфейферу какие-то деньги в знак благодарности за годы обучения и помощи, оказанной ему в юности. Именно Нефе посодействовал продвижению тринадцатилетнего музыканта при дворе. Именно он познакомил Бетховена с и других корифеев музыкального мира.

На творчество Бетховена оказал влияние не только Бах - молодой гений боготворил Моцарта. Однажды по приезде в Вену ему даже посчастливилось сыграть для великого Амадея. Вначале великий австрийский композитор холодно воспринял игру Людвига, приняв ее за разученное ранее произведение. Тогда упрямый пианист предложил Моцарту самому задать тему для вариаций. С этого момента Вольфганг Амадей слушал, не прерываясь, игру юноши, а впоследствии воскликнул, что о юном таланте вскоре заговорит весь мир. Слова классика стали пророческими.

Бетховену удалось взять несколько уроков игры у Моцарта. Вскоре пришло известие о близкой кончине матери, и молодой человек покинул Вену.

После его учителем был такой как Йозеф Гайдн, но они не нашли А один из наставников - Иоганн Георг Альбрехтсбергер - считал Бетховена полной бездарностью и человеком, неспособным чему-либо научиться.

Характер музыканта

История Бетховена и перипетии его жизни наложили заметный отпечаток на его творчество, сделали угрюмым его лицо, но не сломили упорного и волевого юношу. В июле 1787 года умирает самый близкий человек для Людвига — его мать. Юноша тяжело перенес утрату. После кончины Марии-Магдалины он и сам слег - его сразил тиф, а затем и оспа. На лице молодого человека остались язвы, а глаза поразила близорукость. Заботу о двух младших братьях еще незрелый юноша берет на себя. Его отец к тому времени окончательно спился и скончался спустя 5 лет.

Все эти жизненные неурядицы отразились на характере молодого мужчины. Он стал замкнутым и нелюдимым. Был часто угрюм и резок. Но его друзья и современники утверждают, что, несмотря на такой необузданный нрав, Бетховен оставался настоящим другом. Деньгами помогал всем своим знакомым, которые нуждались, обеспечивал братьев и их детей. Неудивительно, что музыка Бетховена казалась его современникам угрюмой и мрачной, ведь она была полным отражением внутреннего мира самого маэстро.

Личная жизнь

О душевных переживаниях великого музыканта известно совсем мало. Бетховен был привязан к детям, любил красивых женщин, но семью так и не создал. Известно, что первой его негой стала дочь Елены фон Брейнинг — Лорхен. Ей была посвящена музыка Бетховена конца 80-х гг.

Стала первой серьезной любовью великого гения. Это и неудивительно, ведь хрупкая итальянка была красива, покладиста и обладала склонностями к музыке, на ней и сосредоточил свой взор уже зрелый тридцатилетний учитель-Бетховен. Интересные факты из жизни гения связаны именно с этой особой. Соната № 14, позже названная «Лунной», была посвящена именно этому ангелу во плоти. Бетховен писал письма своему другу Францу Вегелеру, в которых признавался в пылких чувствах к Джульетте. Но после года занятий и нежной дружбы Джульетта вышла замуж за графа Галленберга, которого сочла более талантливым. Есть сведения, что через несколько лет их брак оказался неудачным, и Джульетта обратилась к Бетховену за помощью. Бывший возлюбленный денег дал, но попросил больше не приходить.

Тереза Брунсвик - еще одна ученица великого композитора - стала новым его увлечением. Она посвятила себя воспитанию детей и благотворительности. До конца жизни Бетховена связывала с ней дружба по переписке.

Беттина Брентано - писательница и подруга Гете - стала последним увлечением композитора. Но в 1811 году и она связала свою жизнь с другим писателем.

Самой длительной привязанностью Бетховена стала любовь к музыке.

Музыка великого композитора

Творчество Бетховена увековечило его имя в истории. Все его произведения являются шедеврами мировой классической музыки. В годы жизни композитора его стиль исполнения и музыкальные композиции были новаторскими. В нижнем и верхнем регистре одновременно до него никто не играл и не сочинял мелодий.

В творчестве композитора искусствоведы выделяют несколько периодов:

  • Ранний, когда были написаны вариации и пьесы. Тогда Бетховен для детей сочинил несколько песенок.
  • Первый - венский период - датируется 1792-1802 гг. Уже известный пианист и композитор полностью отказывается от манеры исполнения, свойственной ему в Бонне. Музыка Бетховена становится абсолютно новаторской, живой, чувственной. Манера исполнения заставляет зрителей на одном дыхании слушать, впитывать звуки прекрасных мелодий. Свои новые шедевры автор нумерует. В это время он пишет камерные ансамбли и пьесы для фортепиано.

  • 1803 - 1809 гг. характеризовались мрачными произведениями, отражающими бушующие страсти Людвига ван Бетховена. В этот период он пишет единственную свою оперу "Фиделио". Все композиции этого периода наполнены драматизмом и надрывом.
  • Музыка последнего периода более размеренная и сложная для восприятия, а некоторые концерты зритель не воспринимал вовсе. Такой реакции не принимал Людвиг ван Бетховен. Соната, посвященная эксгерцогу Рудольфу, написана именно в это время.

До конца своих дней великий, но уже очень больной композитор продолжал сочинять музыку, которая впоследствии станет шедевром мирового музыкального наследия XVIII века.

Болезнь

Неординарной и весьма вспыльчивой личностью был Бетховен. Интересные факты из жизни относятся к периоду его болезни. В 1800 году музыкант начал ощущать Через некоторое время врачи признали, что недуг неизлечим. Композитор был на грани самоубийства. Он покинул общество и высший свет и некоторое время жил в уединении. Через некоторое время Людвиг продолжил писать по памяти, воспроизводя звуки в своей голове. Этот период в творчестве композитора назван "героическим". К концу жизни Бетховен полностью оглох.

Последний путь великого композитора

Смерть Бетховена стала огромным горем для всех поклонников композитора. Он скончался 26 марта 1827 года. Причина не была выяснена. Долгое время Бетховен страдал болезнью печени, его мучили боли в животе. По другой версии, гения отправили на тот свет душевные муки, связанные с разгильдяйством своего племянника.

Последние данные, полученные британскими учеными, говорят о том, что композитор мог непреднамеренно отравиться свинцом. Содержание этого металла в организме музыкального гения в 100 раз превышало норму.

Бетховен: интересные факты из жизни

Немного подытожим сказанное в статье. Жизнь Бетховена, как и его смерть, обросла множеством слухов и неточностей.

Дата рождения здорового мальчика в семье Бетховенов и по сей день вызывает сомнения и споры. Некоторые историки утверждают, что родители будущего музыкального гения были больны, и поэтому априори не могли иметь здоровых детей.

Талант композитора проснулся в ребенке с первых уроков игры на клавесине: он играл мелодии, которые были у него в голове. Отец под страхом наказания запрещал малышу воспроизводить нереальные мелодии, разрешалось только читать с листа.

Музыка Бетховена имела отпечаток грусти, мрачности и некоторого уныния. Один из его учителей - великий Йозеф Гайдн - написал об этом Людвигу. А тот, в свою очередь, парировал, что Гайдн его ничему не научил.

Перед сочинением музыкальных произведений Бетховен окунал голову в таз с ледяной водой. Некоторые специалисты утверждают, что такого рода процедуры могли стать причиной его глухоты.

Музыкант любил кофе и варил его всегда из 64 зерен.

Как и любому великому гению, Бетховену был безразличен его внешний вид. Он зачастую ходил растрепанным и неопрятным.

В день кончины музыканта природа буйствовала: разразилось ненастье с метелью, градом и громом. В последний миг своей жизни Бетховен поднял кулак и погрозил небу или высшим силам.

Одно из великих изречений гения: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой".

Людвиг ван Бетховен для очень многих людей является настоящим воплощением классической музыки XIX века. Действительно, этот человек сумел сделать удивительно много, изменив отношение общества к самому понятию «музыка».

Поразительно, что сделать это он смог, довольно рано лишившись самого главного инструмента музыканта - слуха.

Отец и дед Людвига ван Бетховена были профессиональными певцами. Так что музыкальная карьера была ему предрешена. Первый раз он выступил перед публикой в марте 1778 года, когда ему исполнилось всего 7 лет. А в 12 лет он написал свое первое произведение - вариации на тему марша Дресслера. Однако, несмотря на то что Людвиг демонстрировал неплохие успехи в игре на скрипке и фортепиано, его интересы не ограничивались одной лишь музыкой. Он тянулся ко всем наукам, казавшимся ему интересными. Может быть, из-за этой разносторонности его прогресс в музыке был чуть медленнее, чем мог бы быть.

Сумрачный гений

Бетховен всегда отличался тем, что не желал идти проторенными путями, а пытался развивать собственные идеи, отталкиваясь от фундаментальных принципов музыки. Он стал первооткрывателем многих принципов композиции и использования музыкальных инструментов. Когда в 1787 году его впервые услышал Моцарт, великий австриец воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!» И не ошибся.

В конце XVIII века вся Европа рукоплескала пианисту-виртуозу Бетховену. Но мало кто при этом любил Бетхове-на-человека. Еще с юности он отличался не самым легким нравом.

О характере Бетховена ходили легенды. Однажды он выступал на некоем светском мероприятии, и один из кавалеров принялся разговаривать с дамой, отвлекшись от музыки. Бетховен резко оборвал игру, захлопнул крышку фортепиано и во всеуслышание заявил: «Таким свиньям я играть не буду!» При этом для него не существовало ни званий, ни сословий. Бетховен выражал презрение к светским условностям как своим поведением, так и внешним видом. В сияющем и напудренном XVIII веке он позволял себе ходить небрежно одетым, со взлохмаченными волосами. Это вызывало массу конфузов и вопросов у высшего света. Однако ценители таланта композитора, среди которых были самые высокопоставленные персоны, считали, что гению позволено все. Рудольф, эрцгерцог Австрийский, который брал у Бетховена уроки игры на фортепиано, вполне официально объявил, что любые правила светского этикета не распространяются на его эксцентричного наставника.

Звон в ушах

Резкий и вспыльчивый характер Бетховена в значительной степени объяснялся состоянием его здоровья. С юных лет он страдал от сильных болей в животе, которые никак не проходили, несмотря на все усилия врачей. Но с этим еще можно было смириться. Куда более серьезной бедой стали проблемы со слухом, которые начались у Людвига в 1796 году. В результате воспаления внутреннего уха у него развилась сложная форма тиннитуса - «звона в ушах». Обычно это заболевание развивается у людей в возрасте старше 55 лет, но Бетховен начал страдать от него уже в 26.

До сих пор точно не установлено, что стало причиной воспаления, давшего такое осложнение. Среди вариантов называют сифилис, тиф, красную волчанку, однако достоверно не известно, болел ли композитор хоть одним из этих заболеваний. Зато прекрасно известно о его привычке работать по ночам и периодически окунать голову в таз с ледяной водой, чтобы отогнать сон. Возможно, именно переохлаждение дало толчок к развитию заболевания.

Постоянный звон в ушах мешал Бетховену заниматься музыкой. Чтобы победить болезнь, он надолго уединился в городке Хайлигенштадт под Веной. Но никакие рекомендации врачей не приносили облегчения. Как признавался Бетховен в письмах друзьям, отчаяние от постепенной утраты слуха не раз приводило его к мыслям о самоубийстве. Однако вера в то, что музыкальный талант дан ему свыше, позволила ему отогнать эти мрачные идеи.

Считается, что Бетховен полностью утратил слух в 1814 году. Однако уже задолго до этого он был вынужден полностью перестроить свою жизнь. Композитор пользовался набором специальных слуховых трубок, которые позволяли ему слышать музыку и речь. Однако в быту предпочитал, чтобы собеседники писали свои реплики в тетрадях. Сам он отвечал либо вслух, либо записывая свой ответ там же. Таких «разговорных тетрадей» существовало около 400, однако до нашего времени сохранилось чуть больше половины.

Глубокое понимание теории музыки и способность чувствовать мелодию «внутренним слухом» позволяли Бетховену знакомиться с музыкальными новинками, просто читая партитуру. Именно так, не слыша ни звука, он ознакомился с операми Вебера и Россини, а также песнями Шуберта.

Последний аккорд

Самое удивительное, что, потеряв слух, Бетховен не прекратил сочинять музыку. Уже утратив звуковую связь с миром, он сочинил свои самые известные произведения: сонаты, симфонии и единственную оперу «Фиделио». В своем внутреннем мире он слышал ноты и гармонии с той же отчетливостью, что и раньше. Хуже обстояло дело с выступлениями. Здесь внутренних ощущений не хватало, нужен был «внешний» слух, чтобы понимать эмоции публики. В 1811 году Бетховен был вынужден прервать исполнение своего фортепианного концерта №5 и с тех пор уже никогда не играл публично.

Глухой композитор оставался героем и кумиром для всех любителей музыки. В 1824 году на премьере его последней симфонии (Девятая симфония ре-минор) публика устроила такую бурную овацию, что полицейские чиновники потребовали прекратить аплодисменты, сочтя, что так бурно приветствовать можно лишь императора. Увы, сам Бетховен, дирижировавший оркестром и стоявший спиной к залу, не слышал этих бурных рукоплесканий. Тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к восторженной публике. Увидев рукоплещущую толпу, композитор расплакался, не в силах сдержать свои эмоции - радостные и печальные одновременно.

Болезнь сделала характер Бетховена еще более жестким, чем раньше. Он не стеснялся высказывать самую категоричную критику в адрес властей и лично императора Франца I. Считается, что многие из его «разговорных тетрадей» были сожжены друзьями, чтобы скрыть крамольные высказывания великого композитора. Существует легенда, что однажды Бетховен, прогуливаясь в компании знаменитого писателя Иоганна Вольфганга фон Гете по чешскому курорту Теплице, встретил отдыхавшего там же императора в сопровождении придворных. Гёте почтительно отступил на обочину и замер в поклоне. Бетховен же невозмутимо прошел сквозь толпу придворных, лишь слегка коснувшись рукой шляпы. То, что любому другому стоило бы головы, сошло гениальному смутьяну с рук.

Последние месяцы жизни Бетховен сильно болел и был прикован к постели. Его жизнь оборвалась 26 марта 1827 года. Он умер во время сильной грозы, и его последними словами, по некоторым сведениям, были: «На небесах я буду слышать».

Уже в наше время были проведены исследования сохранившихся образцов волос Бетховена. Оказалось, что содержание свинца в них очень высоко. Исходя из этого, была построена версия, что врач Андреас Ваврух, лечивший Бетховена от болей в животе, многократно прокалывал ему брюшину, чтобы вывести жидкость, а затем накладывал свинцовые примочки. Не исключено, что именно отравление свинцом спровоцировало как потерю слуха у композитора, так и его раннюю смерть в возрасте 56 лет.

Глухой композитор Людвиг Ван Бетховен во время написания «Торжественной мессы»

Фрагмент портрета кисти Карла Джозефа Штилера, 1820 год

Источник: wikimedia

Историк СЕРГЕЙ ЦВЕТКОВ — о гордеце Бетховене:

Почему великому композитору было проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо»,

и как он становился ярым мизантропом, но при этом обожал своих друзей, племянника и маму.

Людвиг ван Бетховен с юности привык вести аскетический образ жизни.

Вставал в пять-шесть утра.

Умывался, завтракал крутыми яйцами с вином, пил кофе, варить который надлежало обязательно

из шестидесяти зерен.

В течение дня маэстро давал уроки, концерты, изучал творчество Моцарта, Гайдна и —

работал, работал, работал...

Принявшись за музыкальные композиции, он до такой степени становился нечувствительным к голоду,

что бранил слуг, когда те приносили ему кушанья.

Говорили, что он постоянно ходил небритым, считая, что бритье препятствует творческому вдохновению.

А перед тем как садиться за написание музыки, композитор выливал себе на голову ведро холодной воды:

это, по его мнению, должно было стимулировать работу мозга.

Один из ближайших друзей Бетховена Вегелер свидетельствует,

что Бетховен «всегда бывал в кого-нибудь влюблен и большей частью в сильной степени»,

и даже что он редко видел Бетховена иначе, как в состоянии возбуждения,

часто доходившего до пароксизма. В

прочем, это возбуждение почти не сказывалось на поведении и привычках композитора.

Шиндлер, тоже близкий друг Бетховена, уверяет:

«он прожил всю жизнь с девственной стыдливостью, не допустив ни малейшего приближения слабости».

Даже намёк на непристойность в разговорах внушал ему отвращение Бетховен заботился о друзьях,

был очень нежен с племянником и питал глубокие чувства к матери.

Единственное, чего ему не доставало — это смирения.

О том, что Бетховен — гордец, говорят все его привычки,

в большинстве своем обусловленные нездоровым характером.

Его пример свидетельствует, что проще написать симфонию, чем научиться говорить «спасибо».

Да, он часто говорил любезности (к чему обязывал век), но еще чаще — грубости и колкости.

Вспыхивал по любому пустяку, давал гневу полную волю, был до крайности подозрителен.

Его воображаемые враги были многочисленны:

он ненавидел итальянскую музыку, австрийское правительство и квартиры,

выходящие окнами на северную сторону.

Прислушаемся, как он бранится:

«Я не могу постигнуть, как только терпит правительство эту отвратительную, постыдную дымовую трубу!»

Обнаружив ошибку в нумерации своих сочинений, он взрывался:

«Что за мерзкое мошенничество!»

Забравшись в какой-нибудь венский погребок, он устраивался за отдельным столиком,

закуривал свою длинную трубку, приказывал подать себе газеты, копченых селедок и пиво.

Но если случайный сосед ему не нравился, он, ворча, убегал.

Однажды в минуту ярости маэстро попытался сломать стул об голову князя Лихновского.

Сам Господь Бог, с точки зрения Бетховена, всячески мешал ему, посылая то материальные проблемы,

то недуги, то нелюбящих женщин, то клеветников, то плохие инструменты и плохих музыкантов и т. д.

Конечно, многое можно списать на его болезни, которые предрасполагали к мизантропии —

глухота, сильная близорукость.

Глухота Бетховена, по словам доктора Маража, представляла ту особенность,

что «она отделяла его от внешнего мира, то есть от всего,

что могло бы повлиять на его музыкальную продукцию...»

(«Отчеты о заседаниях Академии Наук», том 186).

Доктор Андреас Игнац Ваврух, профессор венской хирургической клиники, указывал,

что для возбуждения слабеющего аппетита Бетховен на тридцатом году жизни стал злоупотреблять

спиртными напитками, пить много пунша.

«Это явилось, — писал он, — тем изменением в образе жизни, которое и привело его на край могилы»

(Бетховен умер от цирроза печени).

Однако гордость не давала Бетховену покоя еще в большей степени, чем его недомогания.

Следствием повышенного самомнения были частые переезды с квартиры на квартиру,

недовольство хозяевами домов, соседями, ссоры с коллегами-исполнителями,

с директорами театров, с издателями, с публикой.

Доходило до того, что он мог вылить на голову кухарке не понравившийся ему суп.

И как знать, сколько великолепных мелодий не родилось в голове Бетховена

из-за дурного расположения духа?

Л.Бетховен. Аллегро с огнем (Симфония № 5)

Использованы материалы:

Колунов К. В. «Бог в трех действиях»;

Стрельников Н. «Бетховен. Опыт характеристики»;

Эррио Э. «Жизнь Бетховена

Людвиг Ван Бетховен – знаменитый глухой композитор, создавший 650 музыкальных произведений, которые признаны мировым достоянием классики. Жизнь талантливого музыканта ознаменована постоянной борьбой с трудностями и невзгодами.

Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.

Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.

У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту , имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.


Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах - органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.

Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.


Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.

В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. , становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.


Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:

«Не отрывайте взора от этого мальчика. Однажды о нем заговорит мир».

Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.

Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.


Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.

Музыка

В 1792 году Бетховен отправился в Вену, где быстро нашел друзей-меценатов. Чтобы усовершенствовать навыки в инструментальной музыке обратился к , которому приносил на проверку собственные произведения. Отношения между музыкантами сразу же не заладились, так как Гайдна раздражал строптивый ученик. Затем юноша берет уроки у Шенка и Альбрехтсбергера. Вокальное письмо совершенствует вместе с Антонио Сальери, который ввел молодого человека в круг профессиональных музыкантов и титулованных особ.


Год спустя Людвиг Ван Бетховен создает музыку к «Оде Радости», написанной Шиллером в 1785 для масонской ложи. На протяжении жизни маэстро видоизменяет гимн, стремится к триумфальному звучанию композиции. Публика услышала симфонию, вызвавшую неистовый восторг, только в мае 1824.

Вскоре Бетховен становится модным пианистом Вены. В 1795 году состоялся дебют молодого музыканта в салоне. Сыграв три фортепианных трио и три сонаты собственного сочинения, очаровал современников. Присутствующие отметили бурный темперамент, богатство воображения и глубину чувства Луи. Три года спустя мужчину настигает страшная болезнь – тиннитус, которая развивается медленно, но верно.


Бетховен 10 лет скрывал недомогание. Окружающие даже не догадывались о начавшейся глухоте пианиста, а оговорки и ответы не впопад списывали на рассеянность и невнимательность. В 1802 пишет «Хайлигенштадтское завещание», адресованное братьям. В произведении Луи описывает собственные душевные страдания и волнение за будущее. Эту исповедь мужчина приказывает огласить только после смерти.

В письме к доктору Вегелеру присутствует строка: «Я не сдамся и возьму судьбу за глотку!». Жизнелюбие и экспрессия гения выразились в чарующей «Второй симфонии» и трех скрипичных сонатах. Понимая, что вскоре оглохнет окончательно, с рвением берется за работу. Этот период считается расцветом творчества гениального пианиста.


«Пасторальная симфония» 1808 года состоит из пяти частей и занимает отдельное место в жизни мастера. Мужчина любил отдыхать в отдаленных деревушках, общался с природой и обдумывал новые шедевры. Четвертая часть симфонии называется «Гроза. Буря», где мастер передает разгул разбушевавшейся стихии, используя фортепиано, тромбоны и флейту-пикколо.

В 1809 от дирекции городского театра Людвигу поступило предложение о написании музыкального сопровождения к драме «Эгмонт» Гёте. В знак уважения к творчеству писателя пианист отказался от денежного вознаграждения. Мужчина писал музыку параллельно театральным репетициям. Актриса Антония Адамбергер пошутила над композитором, признавшись тому в отсутствии певческого таланта. В ответ на недоуменный взгляд умело исполнила арию. Бетховен не оценил юмора и сурово сказал:

«Вижу, исполнять увертюры Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни».

С 1813 по 1815 пишет уже меньше произведений, так как окончательно теряет слух. Блестящий ум находит выход из положения. Луи, чтобы «услышать» музыку, пользуется тонкой деревянной палочкой. Один кончик пластинки зажимает зубами, а другой прислоняет к передней панели инструмента. И благодаря передающейся вибрации чувствует звучание инструмента.


Композиции этого жизненного периода наполнены трагизмом, глубиной и философским смыслом. Произведения величайшего музыканта становятся классикой для современников и потомков.

Личная жизнь

История личной жизни одаренного пианиста на редкость трагична. Людвиг в кругу аристократической элиты считался простолюдином, поэтому не имел права претендовать на благородных девиц. В 1801 году влюбился в юную графиню Жюли Гвиччиарди. Чувства молодых людей не были обоюдными, так как девушка одновременно встречалась и с графом фон Галленбергом, за которого вышла замуж через два года после знакомства. Любовные терзания и горечь потери возлюбленной композитор выразил в «Лунной сонате», которая стала гимном неразделенной любви.

С 1804 по 1810 Бетховен страстно влюблен в Жозефину Брунсвик – вдову графа Йозефа Дейма. Женщина увлеченно отвечает на ухаживания и письма пылкого возлюбленного. Но роман закончился по настоянию родственников Жозефины, которые уверены, что простолюдин не станет стоящим кандидатом в супруги. После болезненного разрыва мужчина из принципа делает предложение Терезе Мальфатти. Получает отказ и пишет шедевральную сонату «К Элизе».

Пережитые душевные волнения настолько огорчили впечатлительного Бетховена, что он решил провести остаток жизни в гордом одиночестве. В 1815, после смерти брата, оказался втянутым в судебную тяжбу, связанную с опекой над племянником. Мать ребенка характеризуется репутацией гулящей женщины, поэтому суд удовлетворил требования музыканта. Вскоре выяснилось, что Карл (племянник) унаследовал вредные привычки матери.


Дядя воспитывает мальчика в строгости, пытается привить любовь к музыке и искоренить алкогольную и картежную зависимость. Не имея собственных детей, мужчина не опытен в наставлениях и не церемонится с избалованным юношей. Очередной скандал приводит парня к попытке суицида, которая оказалась неудачной. Людвиг отправляет Карла в армию.

Смерть

В 1826 году Луи простудился и заболел воспалением легких. К легочной болезни присоединились желудочные боли. Доктор неправильно рассчитал дозировку лекарства, поэтому недомогание ежедневно прогрессировало. 6 месяцев мужчина прикован к постели. В это время Бетховена навещали друзья, пытающиеся облегчить страдания умирающего.


Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. При вскрытии выяснилось, что у мастера разложилась печень и повреждены слуховые и прилегающие нервы. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан, похоронную процессию возглавляет . Музыканта погребли на Вэрингском кладбище Церкви Святой Троицы.

  • В 12-летнем возрасте опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов.
  • Считался первым музыкантом, которому городской совет назначил денежное пособие.
  • Написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», найденных только после смерти.
  • Бетховеном написана единственная опера, названная «Фиделио». Больше подобных произведений в биографии мастера нет.
  • Величайшим заблуждением современников считается то, что Людвиг написал следующие произведения: «Музыка ангелов» и «Мелодия слез дождя». Эти композиции созданы другими пианистами.
  • Ценил дружбу и помогал нуждающимся.
  • Мог одновременно работать над 5 произведениями.
  • В 1809, когда бомбардировал город, переживал, что от взрывов снарядов потеряет слух. Поэтому прятался в подвале дома и закрывал уши подушками.
  • В 1845 в Боне открыли первый памятник, посвященный композитору.
  • В основу песни «Битлз» «Because» положена «Лунная соната», проигранная в обратном порядке.
  • Гимном Евросоюза назначена «Ода к Радости».
  • Умер от отравления организма свинцом из-за врачебной ошибки.
  • Современные психиатры считают, что страдал биполярным расстройством.
  • Фотографии Бетховена напечатаны на немецких почтовых марках.

Дискография

Симфонии

  • Первая C-dur op. 21 (1800)
  • Вторая D-dur op. 36 (1802)
  • Третья Es-dur «Героическая» op. 56 (1804)
  • Четвертая B-dur op. 60 (1806)
  • Пятая c-moll op. 67 (1805-1808)
  • Шестая F-dur «Пасторальная» op. 68 (1808)
  • Седьмая A-dur op. 92 (1812)
  • Восьмая F-dur op. 93 (1812)
  • Девятая d-moll op. 125 (с хором, 1822-1824)

Увертюры

  • «Прометей» из op. 43 (1800)
  • «Кориолан» ор. 62 (1806)
  • «Леонора» № 1 ор. 138 (1805)
  • «Леонора» № 2 ор. 72 (1805)
  • «Леонора» № 3 ор. 72а (1806)
  • «Фиделио» ор. 726 (1814)
  • «Эгмонт» из ор. 84 (1810)
  • «Развалины Афин» из ор. 113 (1811)
  • «Король Стефан» из ор. 117 (1811)
  • «Именинная» ор. 115 (18(4)
  • «Освящение Дома» ср. 124 (1822)

Более 40 танцев и маршей для симфонического и духового оркестра




Top