Сообщение о творчестве в калинникова. Проектно-исследовательская работа «Василий Сергеевич Калинников

Биографы отмечают, что жизнь композитора сложилась по законам венской четырехчастной симфонии.

Каждый из четырех периодов его жизни начинался переменой места жительства. Детство композитора прошло в селении Воин, юность – в городе Орел, учился Калинников в Москве, а последние годы провел в Ялте. Заметим сразу трагичную особенность этой симфонии жизни – она была очень короткой, Калинников прожил всего 34 года.

Имя Василия Калинникова никогда не было в ряду первых – его музыка светит отраженным светом. Искренне любя симфонии Бородина и Чайковского, он не мог отвлечься от стиля своих кумиров. Теплота, которая живет в его симфониях не слепит и не поражает, – но греет душу.

Калинников родился в селе Воины, близ Мценска 13 января 1866 года в семье станового пристава, происходившего из духовного сословия и женатого на дочери дьякона, но избравшего по каким-то причинам другой жизненный путь. Человек малообразованный, он очень любил музыку и немного играл на гитаре. Охотно пел в церковном хоре, сначала один, а потом с сыновьями, которых у него было четверо.

Незаурядное музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Он самоучкой научился играть на гармонике, когда был так мал, что еле удерживал ее на коленях. Мальчик обратил на себя внимание земского врача А. Евланова, недурно игравшего на скрипке. Он и стал первым музыкальным учителем Василия, причем занимался с ним не только игрой на скрипке, но и нотной грамотой, знакомил с музыкальной литературой.

Любя своих детей, отец семейства Калинниковых чрезвычайно заботился о том, чтобы они получили образование, и когда дети подросли, семья переехала в город Орел.

После детства – веселого, в характере «аллегро», юность Василия была задумчива и спокойна, как анданте: композитор учился в орловской духовной семинарии. Юноша, хорошо подготовленный отцом, в 14 лет поступил сразу на второй курс Орловского духовного училища. Учитывая показанные на вступительном экзамене способности, его взяли бесплатным учеником - это было важно для семьи, находившейся в стесненных материальных обстоятельствах. Он старался не быть иждивенцем родителей, которые и так еле сводили концы с концами: подрабатывал перепиской нот, давал грошовые уроки, брался дирижировать хором на свадьбах и похоронах.

В семинарии оценили талант ученика: несмотря на юный возраст, ему был доверен семинарский хор. Став его регентом, Калинников с увлечением и энергией отдался этому делу. В «Русской музыкальной газете» даже появилась заметка, в которой говорилось, что

«стройное пение семинарского хора под управлением Василия Калинникова удовлетворяло самых строгих ценителей и критиков церковного пения».

Весной 1884 года, по окончании четырех классов семинарии, которые вместе с духовным училищем соответствовали полному гимназическому курсу, Калинников отказался от продолжения занятий на следующих, богословских курсах, и поехал в Москву. Начинается оживленная и озорная пора.

Его мечтой было поступить в консерваторию, и в августе он предстал перед экзаменационной комиссией. Поскольку предъявить профессорам он мог только прекрасный слух и некоторые навыки игры на скрипке, его приняли в классы сольфеджио и элементарной теории музыки.

«Живется сейчас мне очень весело»,

– писал Калинников родителям, – и с упоением рассказывал о новых друзьях, педагогах и первых успехах.

«Мои задачи всегда вернее всех»,

– радостно восклицает молодой композитор, осваивая правила гармонии.

Оба курса он прошел за год, но на этом его консерваторское обучение закончилось: плата – сто рублей в год – была для него непосильной.

К счастью, в эти годы при Московском филармоническом обществе существовали музыкально-драматические курсы, руководимые учеником Листа пианистом и дирижером Петром Адамовичем Шостаковским. Туда и перешел Калинников, причем, кроме класса теории и композиции, стал заниматься в классе фагота. Такой странный выбор объяснялся очень просто - по уставу Филармонического общества ученики класса духовых инструментов освобождались от платы за обучение.

«И учителя-то у них лучше и все вообще лучше»,

– пишет Калинников отцу.

Педагоги на курсах были прекрасные. Гармонию Калинников проходил у ученика и друга Н. Римкого-Корсакова Семёна Николаевича Кругликова, контрапункт и фугу - у Александра Александровича Ильинского, композицию и оркестровку - у ученика М. Балакирева Павла Ивановича Бларамберга. Это были педагоги талантливые, опытные, ничуть не хуже консерваторских. Но в консерватории было одно очень важное преимущество - она, в отличие от этих курсов, давала отсрочку от военной службы.

Годы учения были очень трудными - занятия по двум специальностям отнимали много времени. Как фаготист Калинников обязан был работать в ученическом оркестре. Кроме того, для получения диплома по композиции необходимо было сдать курс фортепианной игры, а этим инструментом он не владел вовсе. Пришлось начинать с самого начала, работать много и усидчиво. А ведь надо было и зарабатывать на жизнь!

Калинников брался за любую работу - делал различные переложения, играл в частных оркестрах, писал оперетты для украинской труппы, расписывал партии оркестровых сочинений. Летом вместо отдыха нанимался в оркестры. Кроме того, чтобы не быть забранным в армию, приходилось все время за символическую плату давать уроки хорового пения в школах: учителя начальных городских школ также освобождались от воинской повинности.

Такая жизнь - полуголодная, на постоянном пределе сил, - ослабила его от природы здоровый организм, и осенью 1887 года, когда поступившему на постоянную службу в оркестр театра «Парадиз» Калинникову пришлось по многу часов сидеть на сквозняке в плохо отапливаемом помещении, он заболел плевритом, который перешел в туберкулез горла.

В 1888 году умер отец Калинникова. Для музыканта это была огромная утрата: отец понимал его, разделял его стремления. Сохранилось письмо к сыну, показывающее, насколько незаурядным человеком был необразованный полицейский чин:

«Все знаменитости по всем отраслям человеческого знания приобрели славу упорным систематическим трудом. Поэтому погрузись в мир музыкальной науки, работай систематически и будь уверен, что выйдешь на широкую дорогу.

У тебя много задатков для того, чтобы при твоих способностях к музыке выработать недюжинный талант, а остальное пойдет своей дорогой. Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними, борись с ними с энергией и никогда не отступай».

Мало того, что велико было горе утраты, теперь Калинников остался главой большой семьи: его три брата и сестра еще учились, им необходима была помощь.

«Прежде всего жизнь моя переменилась и переменился я сам. Я жил без забот, одной только консерваторией и науками. Жизнь и человеческие отношения я видел только издалека и потому мало понимал и знал их. Теперь совсем другое»,

Пишет он в том же году одному из братьев.

К счастью, «другое» было не только плохим. Калинников женился. Его избранницей стала скромная девушка, дочь священника. Она училась музыке, неплохо играла на рояле и очень любила своего талантливого мужа. На всю жизнь Софья Калинникова стала ему верной подругой и помощницей, защитницей его интересов.

В годы учения были созданы первые произведения Калинникова, причем сразу выявилось его пристрастие к оркестровым жанрам - 1889 год отмечен созданием симфонической картины «Нимфы» по стихотворению в прозе Тургенева, 1890-й - кантатой «Иоанн Дамаскин» по стихотворению А. К. Толстого, увертюра к которой была исполнена на публичном «акте» с большим успехом; в 1891-м появляется «Серенада» для струнного оркестра.

В 1892 году Калинников закончил полный курс обучения. Началась самостоятельная композиторская деятельность. К этому времени он уже четыре года был болен.

Фагот пришлось оставить - в том же оркестре он стал играть на литаврах. Много занимался с учениками, причем не со всеми за плату: были талантливые молодые люди, которым он давал уроки безвозмездно. Сочинению посвящались все свободные часы. Были написаны фортепианные пьесы, накапливались наброски первой, соль-минорной симфонии.

В следующем году по настоянию врачей Калинниковы поехали в Крым - его климат считался целительным для подобных больных. Вначале композитору там очень понравилось. Он писал восторженно одному из своих учеников:

«Видали ли Вы горы и море? Дышали ли Вы их дыханием, наслаждались ли безбрежностью с одной стороны и заоблачностью с другой? Слушали ли прибой волн и упивались ли ароматом чудесного горного воздуха? Если нет, то Вы много потеряли».

Он надеялся вылечиться и вернуться в Москву, к активной музыкальной жизни, но прошло больше года, и наступило ухудшение. Стало ясно, что болезнь неизлечима. Калинников, привыкший к активной жизни, раньше всегда окруженный молодежью, мучительно переживал одиночество. В одном из последних своих писем, от 16 мая 1900 года, он сообщал:

«У нас редко кто бывает. Наша жизнь течет так однообразно, уныло… Таков уж мой удел. О жизненных невзгодах не пишу… Да и скучно жаловаться на судьбу».

На творчество композитору было отпущено совсем немного времени - меньше десяти лет. Но он успел сделать многое. В 1895 году была закончена Первая симфония. С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897 г., как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы.

«Дорогой Василий Сергеевич! Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное – и музыкантам, и толпе»,

пишет Калинникову дирижер Александр Виноградский после исполнения симфонии в Вене.

После колоссального успеха Первой симфонии в Киеве в феврале 1897 года там была устроена подписка в пользу автора. Денег собрали столько, что Калинников мог поехать из опостылевшего Крыма на французскую Ривьеру. Правда, мысль об этом композитора не радовала. Он уже знал, что никакой надежды на целительность южного климата нет и с большим удовольствием поехал бы на родину, в Орловскую губернию.

Однако послушно выехал в Одессу, чтобы плыть в Марсель, а оттуда ехать в Ниццу. Но уже в Одессе подумал, что в климате Крыма и Ниццы нет особой разницы, решил, как писал в одном из писем, «наплевать» на свое отвращение к Крыму, давно сменившее прежнюю увлеченность, и через несколько дней был снова в Ялте.

Лето он решил провести на родине. Туда съехались родные - мать, сестра, братья. Поскольку своего дома давно не было, сняли подходящее помещение. Об этом Калинников писал так:

«Поселились мы в так называемой Поповке у однодворца Овсянникова. Вероятно не забыли у Тургенева в «Записках охотника» такую фамилию? Тургенев, говорят, писал свой портрет с отца нашего хозяина. Любопытно, что теперешний Овсянников не имеет понятия о Тургеневе и превратился в заправского мужичка, живущего только немного почище других».

Там Калинников закончил свою Вторую симфонию, после чего поехал в Москву.

Он чувствовал себя несколько лучше: возможно, родной воздух, радость свидания с близкими поддержали его силы. На этот раз его удалось уговорить поехать лечиться за границу. По совету врачей он отправился в Меран и Ментону. Меран - курорт в Южном Тироле для легочных больных - понравился композитору:

«Меран чудное место. Тепло, как у нас в июне, солнце жарит вовсю, и красота кругом неописуемая. Но, в общем все это чужое, и я в будущем предвижу огромную скуку…»

Скука наступила тем скорее, что Калинников не знал иностранных языков, а поехать пришлось без жены. Правда, там ему хорошо работается - создана симфоническая картина «Кедр и пальма» по стихотворению Г. Гейне. В Ментоне, куда он затем перебрался, было не так тоскливо - нашлось несколько русских, с которыми он общался. Одна из новых знакомых, художница, написала его портрет. Из Ментоны он съездил в Париж, где познакомился с знаменитым дирижером Шарлем Ламурё. Тот заинтересовался Первой симфонией молодого русского, было намечено очередное ее исполнение.

В начале мая 1898 года композитор вернулся в Россию. Началась работа над музыкой к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого. 28 января 1899 в Малом театре состоялась премьера спектакля, но Калинников на ней не был - он уехал в Петербург на генеральную репетицию Первой симфонии, которая должна была там исполняться 30 января. Вернувшись в Москву, он только из телеграммы узнал о громадном успехе сим фонии в Петербурге.

Его известность росла. К 1899 году не осталось почти ни одного провинциального отделения Русского музыкального общества, которое не исполнило бы Первой симфонии. Стали поступать кое-какие авторские отчисления от исполнений.

В 1897 году Калинников написал Пролог оперы «1812 год», которую ему заказал известный меценат Савва Мамонтов, предложивший собственное либретто. По совету Мамонтова, получив от него деньги на дорогу, Калинников вместе с женой поехал в Сухуми. Оттуда он писал:

«Приехал я в Сухуми с целью лечиться и работать и как раз ни того, ни другого не могу делать. Всякому больному нужны известные удобства, без которых никакой климат ничего не значит. В Сухуми же вы не найдете самых элементарных удобств.

Квартир нет, гулять положительно негде, кроме крохотного жалчайшего бульвара, расположенного среди пристаней и вблизи базара. Савва Иванович приводил в пример сына Рукавишникова, который здесь поправился. Но ведь Рукавишниковы купили себе отдельную дачу, за которую заплатили 60 тысяч рублей и которую снабдили всеми удобствами. При таких условиях, конечно, можно жить и лечиться. Но больным, принужденным жить в городе, устроиться здесь сносно невозможно».

Калинников вновь перебрался в Ялту, но было уже поздно. Неудачная поездка на Кавказ окончательно подорвала его силы. Правда, он продолжал сочинять, хотя сердце не лежало к навязанной ему опере. Однако это были реальные деньги: Мамонтов выплачивал ежемесячный гонорар, достаточный для скромной жизни маленькой семьи. И Калинников работал.

В июне 1899 года Мамонтов, захватив с собой нескольких артистов принадлежащей ему московской Частной оперы, приехал в Ялту, чтобы познакомиться с написанным. Музыка всем очень понравилась, и, окрыленный успехом, композитор продолжал сочинение, как вдруг, подобно удару, обрушилось известие, что Мамонтов арестован по обвинению в растрате. Калинников искренне сочувствовал Мамонтову. Но его собственное материальное положение в результате стало просто катастрофическим. Перед ним встал призрак голода. На помощь при шли московские друзья-музыканты. Под видом гонорара от нотоиздателя Юргенсона они выслали ему деньги.

В июне 1900 года распространилось известие, что состояние Калинникова безнадежно. К нему в Ялту приезжают проститься многие представители музыкального мира России. Рахманинов, Кюи, Гречанинов и другие музыканты меньшего масштаба совершали своего рода паломничество к коллеге, умиравшему не только от болезни, но и от нужды. Так, стало известно, что композитор и его жена отказывают себе в пище. Ведь у больного расходов становилось значительно больше: нужно было оплачивать визиты врача, фельдшерицы, покупать лекарства. А Ялта была одним из самых фешенебельных, следовательно, дорогих, курортов.

Друзья, как могли, помогали, но их возможности были ограничены, да и, живя в Москве, они не представляли, сколько требуется средств. В отчаянии Калинников решил уехать из Ялты. Он хотел обосноваться в родной Орловской губернии, но врачи категорически запретили ему уезжать из Ялты.


По свидетельству очевидцев, семья голодала в буквальном смысле. Только этим было вызвано письмо композитора с такими словами:

«Похлопочите, дорогой мой друг, кликните клич, и, авось, найдутся добрые души и не оставят больного мусикийца…»

Можно представить, как тяжко было ему писать эти слова. В то же время он пишет в другом письме:

«Шестой год борюсь с чахоткой, но она меня побеждает и медленно, но верно берет верх. А всему виною проклятые деньги! И болеть-то мне приключилось от тех невозможных условий, в которых приходилось жить и учиться».

Деньги нашлись - от Филармонического общества, от знакомых, от Шаляпина. Но состояние больного неуклонно ухудшалось.

«…Калинников мог писать лирично, без банальности и сентиментальности, потому что, как ни у кого из композиторов его поколения… сердечность и непосредственность были ему действительно присущи. Это Кольцов русской музыки, с той разницей, что родиной его была не Воронежская, а Орловская область»,

– писал академик Асафьев.

Несмотря на то, что творческий путь Калинникова продолжался всего десять лет, можно с уверенностью сказать, что по складу дарования он - прежде всего симфонист. В его симфонических сочинениях своеобразно переплавлены черты эпического русского симфонизма Бородина и лирическая открытость и теплота Чайковского.


ВАСИЛИЙ КАЛИННИКОВ — МУЗЫКАНТ-ПОДВИЖНИК

1866 — 1900

Имя Василия Калинникова — композитора, сочинившего одухотворенную, необычайно светлую музыку, — прекрасный «маяк» для молодого поколения.

Его жизнь была полна невзгод и лишений, но он всегда предъявлял к себе высочайшие требования, был примером святого служения искусству. Он рано скончался от тяжелой болезни легких, не дожив до тридцати пяти лет.

Творчество Калинникова — одна из самых поэтичных и загадочных в своей недосказанности страниц в истории русской музыки.

Талант его так и остался нераскрытым, оборвавшись на полу слове, полу фразе, полу взмахе его дирижерской палочки. Он не сгорел, как росчерк молнии, не взорвал тишину, как звонко лопнувшая струна. Его талант скорее был похож на скромный полевой цветок, который, распустившись под солнцем, едва успел пропеть свою прекрасную песню, а когда солнце зашло, стал постепенно вянуть, клониться к земле все ниже и совсем увял.

«Кольцов русской музыки» — так назвал Калинникова искусствовед Б. Асафьев, имея в виду схожесть их судеб и тонкое лирическое мироощущение.

Из всех известных композиторов XIX века Калинников единственный происходил не из дворянского рода. Мать его была дочерью регента. Отец был из духовного сословия, правда, служил на другом поприще — становым приставом в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии. Здесь и родился 1 января 1866 года в семье Сергея Федоровича и Ольги Ивановны Калинниковых сын Василий, будущий композитор. Позже появились на свет еще трое сыновей и дочь.

Воспитанию и образованию в семье уделялось много внимания. Несмотря на скромные доходы, для обучения детей нанимались прекрасные учителя, поощрялось увлечение хоровым пением, народным творчеством. Первым наставником Василия стал друг семьи земский врач Александр Васильевич Евланов. Он был неплохим скрипачом и обучил мальчика основным навыкам игры на скрипке. Преподал ему и первые уроки нотной грамоты.

Когда дети подросли, Сергей Федорович ушел в отставку, семья переехала в Орел, где Василия, показавшего хорошие знания на экзамене, взяли сразу на второй курс Духовного училища. В 14 лет он окончил его, затем проучился четыре года в Духовной семинарии, где ему доверили руководство хором. И он успешно справился с этой обязанностью. В «Русской музыкальной газете» была опубликована заметка о «стройном пении семинарского хора под управлением Василия Калинникова».

В 1884 году юноша приехал в Москву, поступил в Московскую консерваторию в классы сольфеджио и элементарной теории музыки. Прошел оба курса за год. Казалось бы, мечта учиться в консерватории достигнута! Но плата за обучение оказалась непосильной и продолжить образование в ней ему не пришлось. Бедность, нужда преследовали его всю жизнь, приходилось зарабатывать на еду и жилье уроками пения, переписыванием нот и другими случайными поручениями.

Но он не сложил руки, поступил в Музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе, где у него появилась возможность учиться бесплатно, как студенту, обучающемуся на духовом инструменте — фаготе, необходимом для участия в симфоническом оркестре.

Кроме игры на фаготе, он занимался теорией музыки, композицией, контрапунктом, оркестровкой и другими предметами. Искусство гармонии постигал в классе известного педагога Семена Николаевича Кругликова. Благодаря именно его стараниям Калинников стал профессиональным музыкантом, освоил навыки, которые ему пришлось получать гораздо позже, чем другим студентам, но освоил прочно и основательно.

Он учился, не давая себе отдыха, не зная никаких развлечений, не обращая внимания на холод и полуголодное существование. Учился до изнеможения, отдавая себя всего, притом что болезнь уже давала о себе знать. Словно предчувствовал, что ему отпущено совсем немного.

Музыкально-драматическое училище по сравнению с Московской консерваторией было скорее рядовым учебным заведением, чем «элитным». Но его иногда называли «консерваторией П. Шостаковского». Высокий уровень преподавания, требовательность, атмосфера творчества, доброжелательности, бескорыстная помощь его творческого наставника С. Кругликова, относившегося к нему по-отечески тепло и заботливо, помогавшего переносить лишения, — все это говорит о том, что в училище царили передовые взгляды на искусство и образование.

В годы учебы были написаны симфоническая картина «Нимфы», кантата «Иоанн Дамаскин», «Серенада» для струнного оркестра, романсы «Нам звезды кроткие сияли», «На чудное плечико милой», «На старом кургане» и др.

В 1892 году он окончил полный курс в Музыкально-драматическом училище и стал свободным художником. Хотя свободы, конечно, он никогда не знал. К бесчисленным урокам прибавилась игра в оркестрах, репетиции с оркестром Итальянской оперы в качестве второго дирижера (который работает лишь на репетициях), оркестровка сочинений других авторов и еще много всякой грошовой работы.

Но Калинников был молод и не позволял себе предаваться унынию. Тем более что к тому времени он был уже счастливо женат на Софье Ливановой, дочери священника. Софья не только вдохновляла его на творчество (она тоже очень любила музыку и играла на фортепиано), но и была во всем опорой, разделяя с ним не только радости, но и невзгоды, которых было гораздо больше.

«Мир обязан этому ангельской души человеку, — пишет о Софье Ливановой в книге «Симфония жизни в 4-х частях» Г. Пожидаев, — стойкой и мужественной в жизненных испытаниях женщине, что сумел пропеть несколько своих божественных песен неповторимый русский художник Василий Калинников».

Неожиданно в жизни Калинниковых наступил небольшой просвет. Калинникова взял под свою опеку Савва Мамонтов, владелец Частной оперы, меценат, поддерживавший многих художников. Калинников был единственным композитором, которому покровительствовал Мамонтов.

На его средства по настоянию врачей двадцатисемилетний Калинников переехал с женой в Ялту, где был мягкий климат и ему легче дышалось. Вначале здоровье Василия Сергеевича вроде бы стало поправляться, но вслед за этим наступило резкое ухудшение.

Но талант его не угасал, а становился, наперекор недугу, все ярче и уверенней. В 1895 году была закончена Первая симфония (соль минор). Благодаря усилиям друзей она была исполнена в Киеве в концерте РМО (Русского музыкального общества) в марте 1897 г., дирижировал А. Виноградский.

Симфония буквально ворвалась в музыкальное пространство того времени, прославив имя Калинникова не только в России, но и во всем мире.

«Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу, — писал дирижер композитору после исполнения симфонии в Вене. — Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее ни играл, всем нравится».

Успех композитора вынуждены были признать и музыкальные снобы, именитые современники, не признававшие всерьез композитора, который даже образования «приличного» не получил, консерваторию не окончил.

Василий Сергеевич догадывался о том, что появление его фигуры на российском музыкальном небосклоне воспринимается неоднозначно. Но его нисколько не задевало чужое высокомерие. Он даже не задумывался об этом. Слабый физически — он был непоколебим в любви к музыке.

Калинников был прежде всего симфонист по природе своего таланта. Интересные факты подтверждают это. Однажды

С. Прокофьев за границей после исполнения собственного сочинения услышал, как кто-то из слушателей воскликнул: «Браво! Настоящий Калинников!» Прокофьев, конечно, оскорбился, бросил партитуру и в гневе удалился.

Подобной «похвалы» удостоился как-то и Рахманинов. Его реакция была такой же.

Эти курьезные случаи из жизни известных композиторов говорят не столько о невежестве слушателей, не уловивших индивидуального стиля авторов, сколько о том, что Калинников являлся тогда символом русской музыки, русского симфонизма!

В 1897 году появилась Вторая симфония, в 1898-м — симфоническая картина «Кедр и пальма» и оркестровые номера к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис». Работал Калинников над романсами, пьесами для фортепиано, хоровыми произведениями.

Начал также работу над оперой «В 1812 году» по заказу С. Мамонтова. Но силы его таяли. Работать сидя он мог недолго, час-полтора в день.

Он успел закончить лишь Пролог к опере.

Незадолго до смерти В. С. Калинникова в издательстве Юргенсона была издана Первая симфония, композитор был этому рад несказанно. К счастью, он так и не узнал, что издатель ничего не заплатил ему, умирающему автору... Друзья и просто сочувствующие люди, знавшие о тяжелом положении Василия Сергеевича (в их числе и С. В. Рахманинов), собрали деньги и передали «гонорар» композитору.

Последними сочинениями были музыкальные письма друзьям и романсы «Молитва» и «Колокола».

И все же не стоит имя Василия Калинникова связывать только с трагической нотой. Да, он мог бы сочинить гораздо больше, если бы судьба была к нему не так жестока. Но послушайте его музыку! В ней есть все: и мечты, и радость, и слезы; но главное — свет, надежда, глубина чувства!

Он прожил счастливую жизнь, потому что в ней были Музыка и Любовь.

Статья из книги О. Харитоновой «Школьный вальс» (М., Эдитус, 2013).

«…Вообще это был очень крупный своеобразный талант, безвременно похищенный смертью у русского искусства» (Н.Кашкин)

Василий Сергеевич Калинников – талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90 годы XIX века. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавали свои последние шедевры П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Танеев, А. Лядов, на музыкальном горизонте появились ранние сочинения Сергея Рахманинова, Александра Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт… И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. Современная В.С. Калинникову критика (включая и зарубежную) с редким единодушием отмечала, что его музыка одинаково захватывает и рядового слушателя и музыканта-специалиста. «Кольцовым русской музыки» назвал Василия Калинникова советский музыковед Борис Асафьев.

Печальная судьба выпала на долю этого композитора, умершего в самом расцвете творческих сил. Тяжелым трудом пришлось ему завоевывать себе право заниматься любимым искусством. Неизлечимая болезнь, явившаяся результатом постоянных лишений, развилась у композитора еще в студенческие годы. Нужда не дала возможности бороться с болезнью, и Калинников погиб, когда ему не было тридцати пяти лет. Свои лучшие сочинения он создал, будучи смертельно больным.

Василий Сергеевич Калинников родился 13 января 1866 года в селе Воины Орловской губернии,в бедной многодетной семье станового пристава. Несмотря на скромные доходы, воспитанию и образованию детей в семье уделялось много внимания. Первым наставником Василия, открывшим для него мир музыкального искусства, был мценский врач,служивший при земской больнице села Воин - Александр Васильевич Евланов. А.В.Евланов преподал музыкально одаренному мальчику основы нотной грамоты, научил играть на скрипке. Первыми музыкальными университетами будущего композитора стали и любительское хоровое пение, и песенный фольклор Орловской губернии. Живописная природа Орловщины, столь поэтично воспетая Иваном Тургеневым, также питала фантазию и художественное воображение мальчика.

В 1884 году Василий Калинников поступил в Московскую консерваторию, но через год из-за отсутствия средств на оплату учебы перешел в музыкально-драматическое училище Филармонического общества, где можно было учиться бесплатно в классе духового инструмента. Калинников выбрал фагот, но главное внимание уделял урокам гармонии, которые вел С. Кругликов, разносторонне образованный музыкант. Посещал он также лекции по истории в Московском университете, выступая в обязательных для учеников училища оперных спектаклях, филармонических концертах. Приходилось думать и о заработке. Стремясь как-то облегчить материальное положение семьи, Калинников отказался от денежной помощи из дому, а чтобы не умереть с голоду, зарабатывал перепиской нот, грошовыми уроками, игрой в оркестрах. Конечно, уставал, и лишь письма отца поддерживали его морально. «Погрузись в мир музыкальной науки, работай», - читаем в одном из них, - «Знай, что тебе предстоят трудности и неудачи, но ты не ослабевай, борись с ними…и никогда не отступай».

Смерть отца в 1888 г. явилась для В. Калинникова тяжелым ударом.

Первые сочинения вышли из печати в 1887 году. Это были три романса, один из которых «На старом кургане» (на стихи И. Никитина), сразу стал популярным. В 1189 году состоялись два симфонических дебюта: в одном из московских концертов с успехом прозвучало первое оркестровое сочинение Калинникова – симфоническая картина «Нимфы» на сюжет тургеневского «Стихотворения в прозе», а на традиционном акте в Филармоническом училище он продирижировал своим Скерцо. С этого момента оркестровая музыка приобретает для композитора главный интерес. Воспитанный на песенно-хоровых традициях, до 12 летне слышавший ни одного инструмента, Калинников с годами все больше испытывает влечение к симфонической музыке. Он считал, что «музыка…есть, собственно, язык настроений, то есть тех состояний нашей души, которые почти невыразимы словом и не поддаются определенному описанию». Одно за другим появляются оркестровые произведения: Сюита (1889), заслужившая одобрение П. Чайковского; две симфонии (1895,1897), симфоническая картина «Кедр и пальма» (1898), оркестровые номера к трагедии Алексея Толстого «Царь Борис» (1898). Однако композитор обращается и к другим жанрам – пишет романсы, хоры, фортепианные пьесы и среди них полюбившуюся всем «Грустную песенку». Калинников принимается за сочинение оперы «В 1812 году», заказанную С. Мамонтовым и завершает пролог к ней.

Этот период – время расцвета творческих сил композитора, но именно теперь начинает прогрессировать открывшийся несколько лет назад туберкулез. Калинников стойко сопротивляется пожирающему его недугу, рост духовных сил прямо пропорционален угасанию сил физических. «Вслушайтесь в музыку Калинникова. Где в ней признак того, что эти полные поэзии звуки вылились в полном сознании умирающего человека? Ведь нет ни следа, ни стонов, ни болезни. Это здоровая музыка с начала до конца, музыка искренняя, живая»… так отзывались о композиторе современники. Его гармоническая, уравновешенная музыка, кажется, излучает мягкий, теплый свет.

Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой. С большим трудом с помощью друзей Калинникову удалось добиться исполнения симфонии, но стоило ей прозвучать впервые в концерте Киевского отделения РМО в марте 1897 г., как началось ее триумфальное шествие по городам России и Европы. «Дорогой Василий Сергеевич!» - пишет Калинникову дирижер А. Виноградский после исполнения симфонии в Вене. - «Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее не играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе». Блестящий успех выпал и на долю Второй симфонии, произведения яркого, жизнеутверждающего, написанного широко, с размахом.

В октябре 1900 г. за 4 месяца до смерти композитора в издательстве ПетраЮргенсона вышли партитура и клавир Первой симфонии, доставив много радости композитору. Издатель, правда, ничего не заплатил автору. Полученный им гонорар был мистификацией друзей, которые вместе с Рахманиновым собрали необходимую сумму по подписке. Калинников вообще несколько последних лет вынужден был существовать исключительно на пожертвования близких, что для него, весьма щепетильного в денежных делах, являлось тяжелым испытанием.

Последними сочинениями композитора были музыкальные письма друзьями романсы «Молитва» и «Колокола».

И все же не стоит имя Василия Калинникова связывать только с трагической нотой. Да, он мог бы сочинить гораздо больше, если бы судьба была к нему не так жестока. Но послушайте его музыку! В ней есть все: и мечты, и радость, и слезы; но главное – свет, надежда, глубина чувства!

Скромный, стойкий, доброжелательный человек, лирик и поэт по натуре - таким вошел он в историю нашей музыкальной культуры.

Юбилейный 2011-й.

В формировании нравственного развития личности человека большую роль играет культура прошлого. Человечеству нужно знать свои корни, то есть свою историю, своих дедов и пращуров. Это их дела сегодня молчаливо живут рядом. Ощущение связи времён - великая нравственная, творческая, никогда неиссякаемая сила. Поэтому цель работы педагогов ОДМШ №1 - это не только формирование юных музыкантов, это создание условий для внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании на примере произведений великих русских и зарубежных музыкантов, на примере жизни и творчества композиторов Орловщины.

Не забыт, к счастью, талантливый композитор Орловщины - В.С. Калинников. Творчество Василия Калинникова, несомненно, яркая страница в истории русской музыки конца XIX - начала XX века. Композитор прожил недолгую, но сложную, трагическую жизнь, не простым был его путь в музыке. Несмотря на это, его творчество глубоко оптимистично. Вся его музыка овеяна той лирической грустью, которую лучше всего выражает пушкинская строка: «Печаль моя светла». Для музыки Калинникова характерна непосредственность, искренность, глубоко русская задушевность. Слушая ее, невольно представляешь бескрайние просторы родного края и простого русского человека с его радостями и горестями. В музыке Калинникова претворены лучшие стороны русской классической музыки: взволнованная лирика Чайковского и спокойная эпичность Бородина.

Обласканный только в начале своего творческого пути П.Чайковским, позднее недооцененный Н. Римским-Корсаковым, Калинников, по существу, остался мало замеченным его современниками - композиторами. Но зато его музыку с большой любовью принял широкий круг слушателей не только в России, но и за рубежом. Огромный прижизненный успех «Первой симфонии» - лучшее доказательство этого. Академик Б.В. Асафьев сказал о музыке Калинникова: «...Калинников мог писать лирично, без банальностей и сентиментальностей, потому что, как ни у кого из композиторов его поколения, упомянутое качество - сердечность и непосредственность - были ему действительно вполне присущи. Это - Кольцов русской музыки с той разницей, что родина его была не Воронежская, а Орловская губерния...».

Творчество Калинникова выдержало испытание временем, потому что нерасторжимой была его связь с родной Орловщиной.

В 2011 году Орловская детская музыкальная школа № 1 им. В.С. Калинникова отметила две памятные даты, связанные с именем В.С. Калинникова – 145 лет со дня рождения композитора и 45 лет со дня открытия музея В.С. Калинникова.

В связи с этими юбилейными датами в течение января и февраля прошли интересные мероприятия – «Дни Калинникова в Орле».

14 января в рамках просветительского проекта «Открытая миру душа» состоялся семинар для преподавателей музыки общеобразовательных школ города Орла на базе ОДМШ №1 им. В.С. Калинникова. Основная задача семинара – популяризация творческого наследия композитора, совершенствование музыкального воспитания в городе Орле. Семинар организован по инициативе преподавателей школы: руководителя музея В.С. Калинникова – Герман Г.Н. и заместителя директора по концертно-творческой работе Алёхиной Г.В..

24 января совместно с ЦДБ им. И.А. Крылова прошёл литературно-музыкальный вечер «Он грядущее родины пел» для учащихся общеобразовательных школ г. Орла. Это замечательный опыт приобщения детей к музыкальному искусству, способствующий формированию духовного мира детей и юношества. На этом мероприятии состоялась презентация мультимедийного проекта, разработанного сотрудником библиотеки Шикуля О.В..

Огромное воспитательное значение имели экскурсии по музею В.С. Калинникова для учащихся музыкальных и общеобразовательных школ, для гостей города Орла.

Заключительным аккордом всех торжеств стал большой праздничный концерт , состоявшийся 25 февраля. В концертной программе принимали участие не только солисты – талантливые учащиеся – лауреаты конкурсов: Демченко И., Карпикова П., Егоркина В. (преп. Аванесова Н.Г.), Козлов М. (преп. Иванова Г.Н.), Митряева Р. (преп. Бучинская Л.Б.), Родина А. (преп. Донская Л.Р.), Королева К. (преп. Ефремычева Н.Б.), Селивёрстов Г. (преп. Заболотний А.Е.), Кружилина К. (преп. Астрахан Е.К.), но и творческие коллективы: ансамбль скрипачей (рук. Седойкина Л.Л.), ансамбль трубачей (рук. Митусов В.В.), хор старших классов (рук. Козьмина Ю.И.). Высокий тонус концерту придало выступление преподавателей школы: Чаплинской Т.В., Аванесовой Н.Г., Головковой Е.Б., Бучинской Л.Б., Булгаковой Н.В.. Концертная программа включала музыку В.С. Калинникова и его современников, музыкантов московской композиторской школы. Автор сценария и ведущая концерта Герман Г.Н., организатор вечера – Алёхина Г.В. (заместитель директора по концертно-творческой работе).

В период подготовки к юбилейной дате проведён цикл просветительских бесед-концертов «В.С. Калинников и школа его имени» в г. Дмитровске, Мценске, Отраднинской школе искусств.

Увиденное, услышанное, пережитое, перечувствованное как во время экскурсий, так и во время бесед-концертов, вечеров и есть художественно-педагогическое общение, в результате которого формируется эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Композитор Василий Калинников и деятельность школы по увековечиванию его имени.

Орловский край подарил России целую плеяду выдающихся деятелей литературы, науки, образования, культуры. Среди них особое место принадлежит композитору Василию Сергеевичу Калинникову, 1-ая симфония которого признана шедевром мировой музыкальной культуры. Калинников был композитором незаурядного таланта, но трудные жизненные обстоятельства, жестокая изнуряющая болезнь не дали ему высказаться в полном объёме и в полной мере. Однако произведения, созданные В.С. Калинниковым за годы непродолжительной жизни, воспевают вечную радость жизни, красоту родной природы, неповторимость земного бытия. Калинников заслуживает почитание и уважение не только, как прекрасный композитор, но и как личность целеустремлённая, талантливая, нравственно-гармоничная. Величайшим подвигом можно назвать его преданность любимому искусству. Всё лучшее, созданное им, - это результат упорного противостояния тяжким и удручающим обстоятельствам: крайней нужде и неизлечимой болезни. Каким же духовным здоровьем нужно было обладать, чтобы не позволить жизненным коллизиям вторгнуться в светлый, обаятельно-лиричный мир музыки!

Орловская детская музыкальная школа, в связи с присвоением ей в 1965 году имени композитора Калинникова, считает себя преемником духовного и музыкального наследия композитора. Одним из направлений музыкально-просветительской деятельности школы является изучение жизни и творческого наследия Калинникова, пропаганда значимости его творчества в культурной жизни Орловского края, в музыкальной летописи России.

В 1966 году на базе детской музыкальной школы им. В.С. Калинникова по инициативе директора Гладкова Б.Д. был создан музей композитора В.С. Калинникова.
Огромную работу по сбору и оформлению исторического материала музея проделал преподаватель школы Е.А. Кубарев. Человек широкого кругозора, высокого интеллекта, знаток творческого наследия композитора, Евгений Александрович очень интересно скомпоновал и оформил экспозиционный материал музея, который составляет более 200 единиц хранения. Музей обладает уникальным собранием материалов, документов, фотографий о жизни и творчестве композитора, его семье, друзьях, других музыкантах. Особый интерес представляют фотографии семьи Калинниковых, а также прижизненные портреты композитора, выполненные русской художницей Елизаветой Мартыновой.

Каждый год музей пополняется новыми экспонатами. Русский пианист Виктор Рябчиков прислал в подарок музею компакт-диск с записью всех фортепианных пьес композитора, изданный в Англии в 1999 году. В сопроводительном письме В. Рябчиков пишет: "Критик из английского журнала "Сlаssiс СD" особо отметил именно пьесы Калинникова. В пояснениях к диску я писал, что пьесы Калинникова, как полевые цветы, скромны и не претендуют на важность. Мне было очень приятно и радостно, когда критик, приведя эти слова, пишет: "Но они есть!"

В 2005г. ко дню рождения композитора Е.А. Кубаревым был создан документальный видеофильм "Страницы жизни композитора В.С. Калинникова". В фильме представлены родные места композитора - село Первый воин, старые улицы Орла, страницы жизни в Москве, Ильинском, Ялте.

Музыка Василия Калинникова звучит не только в дни юбилейных дат. Сочинения композитора включаются в программы концертов, музыкальных вечеров, концертов Детской филармонии, организуемых школой. Юбилейным датам композитора посвящаются концерты, конкурсы литературно-творческих и живописных работ, в которых принимают участие учащиеся музыкальных и художественных школ г. Орла.

13 января 2006 г. исполнилось 140 лет со дня рождения В.С. Калинникова и этой дате посвящены интересные творческие мероприятия: конкурс юных художников на тему «Светлый гимн жизни», концерты Детской филармонии «Печаль моя светла», литературно-музыкальный вечер «Калинников - Кольцов русской музыки», научно-практическая конференция «В.С.Калинников и национальные культурно-художественные традиции», концерт московского пианиста В. Рябчикова, в котором прозвучит музыка Калинникова и других русских композиторов. 30 января в театре «Свободное пространство» состоится концерт, посвященный 140-летию В.С. Калинникова. В концерте приняли участие ведущие творческие коллективы города, а также учащиеся и преподаватели музыкальной школы Калинникова.

ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ областной научно-практической конференции «В.С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции» 26 - 28 января 2006г. г.Орёл.
Областная научно-практическая конференция «В.С. Калинников и национальные культурно-художественные традиции» состоялась в г.Орле ­на базе Орловской детской музыкальной школы №1 им. В.С. Калинникова и Орловского государственного института искусств и культуры 26 -28 января 2006 г. Подобная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения композитора, проводится в нашем городе впервые. Конференция была организована по инициативе Орловской детской музыкальном школы №1, носящей имя композитора, ученых и преподавателей ОГИИК при поддержке администрации г. Орла и Орловской области. В данном научно-музыкальном проекте коллектив Орловской детской музыкальном школы №1 во главе с директором, Заслуженным работником культуры РФ Л.А.Кочергиной и ее заместителями по методической работе Т.В.Чаплинской и по концертно-творческой работе Г.В.Алёхиной создавал его практическую, креативную основу. Орловский государственный институт искусств и культуры в лице проректора по научной работе профессора И.А. Ивашовой и кафедры теории и истории музыки во главе с доцентом Банниковой И.И. осуществлял научную поддержку и редактирование материалов конференции.

Одной из особенностей конференции было привлечение широкого круга участников: преподавателей и учащихся детских музыкальных школ и школ искусств г. Орла и области; преподавателей Орловского областного музыкального училища, Орловского государственного уни­верситета, Орловского государственного института искусств и культу­ры. Другой особенностью стали синтетические формы научно-практических работ конференции: научные доклады и сообщения со­провождались звучанием музыки В.С. Калинникова и его современни­ков. В рамках конференции прошла выставка работ победителей откры­того городского конкурса детского изобразительного творчества «Светлый гимн жизни». На различных концертных площадках г. Орла: и зале филармонии, ДМШ №1, ОГИИК и театре «Свободное пространст­во» ­ 28-30 января 2006г. состоялись концерты, посвященные юбилею композитора. В результате традиционная структура научно-практической конференции переросла в более ёмкую и синтетическую форму конференции-фестиваля, где органично сочеталось обсуждение научно-исследовательских, научно-методических вопросов, связанных с творчеством В.С. Калинникова, и творческие, музыкальные выступле­ния, показывающие современное, живое звучание музыкального насле­дия орловского композитора-классика.

На заседаниях научных секций конференции участники обсудили широкий круг вопросов, связанных е изучением жизни и творчества В.С. Калинникова на его малой родине, историко-стилевых аспектов отечественной музыки рубежа XIХ-ХХ веков. Особое внимание участ­ников привлекли многочисленные художественные параллели и анало­гии наследия В.С. Калинникова с творчеством русских поэтов, писате­лей, художников той эпохи, в том числе его земляков-орловцев. Отдельным направлением обсуждения стало творчество В.С. Калин­никова в контексте отечественного музыкального воспитания и обра­зования.

Участники научно-практической конференции отмечают, что проведение конференции, издание и распространение ее материалов, концерты памяти В.С. Калинникова должны привлечь внимание обще­ственности к богатейшим музыкальным традициям Орловского края, которые наряду с известным литературным наследием Орловщины создают индивидуальный, неповторимый облик нашей малой родины. Участники конференции считают, что подобная конференция-фестиваль имени В.С. Калинникова должна стать регулярным событи­ем культурной жизни г. Орла и области. В этом случае она имеет все основания стать заметным форумом отечественной музыки в цен­тральном регионе России.

Деятельность музыкальной школы по увековечиванию творческого наследия композитора – это духовный памятник композитору В.С. Калинникову, который является гордостью музыкального Орловского края, достоянием музыкальной культуры России.

В. Калинников, талантливый русский композитор, жил и творил в 80-90-е гг. XIX в. Это было время высочайшего подъема русской культуры, когда создавал свои последние шедевры П. Чайковский, одна за другой появлялись оперы Н. Римского-Корсакова, произведения А. Глазунова, С. Танеева, А. Лядова, на музыкальном горизонте возникли ранние сочинения С. Рахманинова, А. Скрябина. Русская литература того времени блистала такими именами, как Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, В. Вересаев, М. Горький, А. Блок, К. Бальмонт, С. Надсон... И в этом могучем потоке зазвучал скромный, но удивительно поэтичный и чистый голос музыки Калинникова, сразу полюбившийся и музыкантам, и слушателям, покоривший искренностью, сердечностью, неизбывно-русской мелодической красотой. «Кольцовым русской музыки» назвал Калинникова Б. Асафьев.

Особенно замечательна Первая симфония, вызывающая в памяти вдохновенные страницы чеховской лирико-пейзажной прозы, тургеневское упоение жизнью, природой, красотой.
Эту симфонию замечательного русского композитора В.Калинникова называют еще "Русской"

"Кедр и пальма",симфоническая картина по Гейне(1898)
"Нимфы", симфоническая картина
"Царь Борис",музыка к драме А.К.Толстого
Интермеццо N2 Соль мажор
Интермеццо №1 Ля мажор
Песни, романсы
Серенада для струнного оркестра
Симфония N1 Соль минор
Симфония N2 Ля мажор
Сюита для оркестра
Увертюра "Былина"(1892)
Фортепианные пьесы
Элегия на слова Пушкина
`Былина`, увертюра

КАЛИННИКОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ - российский композитор.

Из се-мьи чи-нов-ни-ка. Учил-ся в Ор-лов-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии, в 1884 году по-сту-пил в Московскую консерваторию, но пере-шёл в Музыкально-дра-ма-тическое учи-ли-ще Московского фи-лар-мо-нического общества, ко-то-рое окон-чил в 1892 году по клас-сам фа-го-та и тео-рии му-зы-ки (гар-мо-нию изу-чал у С. Н. Круг-ли-ко-ва, ор-ке-ст-ров-ку и ком-по-зи-цию - у П. И. Бла-рам-бер-га). По-се-щал в Московском университете лек-ции В. О. Клю-чев-ско-го по русской ис-то-рии. Иг-рал в ор-ке-ст-ре, пре-по-да-вал пе-ние в на-чаль-ных городских учи-ли-щах, вы-сту-пал в ка-че-ст-ве ди-ри-жё-ра. С 1893 года из-за бо-лез-ни жил пре-имущественно в Кры-му.

Ещё в сту-денческие годы Калинниковым бы-ли ис-пол-не-ны его сим-фо-ническая кар-ти-на «Ним-фы» (1889 год), увер-тю-ра к кан-та-те «Ио-анн Да-ма-скин» (1890 год), Се-ре-на-да для струн-но-го ор-ке-ст-ра (1891 год), в 1888 году из-да-ны 3 ро-ман-са. Ши-ро-кую из-вест-ность при-нес-ла Калинникову его 1-я сим-фо-ния, с 1897 года ис-пол-няв-шая-ся с боль-шим ус-пе-хом в Рос-сии и за ру-бе-жом. Наи-бо-лее ин-тен-сив-ной творческая дея-тель-ность Калинникова бы-ла во 2-й половине 1890-х годов. В этот пе-ри-од им соз-да-ны 2-я сим-фо-ния (1897 год), 2 ин-тер-мец-цо для ор-ке-ст-ра, сим-фо-ническая кар-ти-на «Кедр и паль-ма» (1898 год), му-зы-ка к тра-ге-дии «Царь Бо-рис» А. К. Тол-сто-го (поставлена в 1899 году, Ма-лый те-атр, Мо-ск-ва). По за-казу С. И. Ма-мон-то-ва ин-ст-ру-мен-то-вал од-ну сце-ну из опе-ры М. П. Му-сорг-ско-го «Хо-ван-щи-на» (в свя-зи с её по-ста-нов-кой в московской Ча-ст-ной русской опе-ре, 1897 год). В 1899-1900 годах ра-бо-тал над опе-рой «1812 год» (либретто Ма-мон-то-ва), од-на-ко окон-чить её не ус-пел (про-лог поставлена в 1901 году, Ча-ст-ная русская опе-ра).

Пред-ста-ви-тель мос-ков-ской шко-лы, про-дол-жа-тель тра-ди-ций П. И. Чай-ков-ско-го ; основная часть творческого на-сле-дия - про-из-ве-де-ния для сим-фо-нического ор-ке-ст-ра. По скла-ду да-ро-ва-ния Калинников был ли-ри-ком, хо-тя зна-чительное ме-сто в его твор-че-ст-ве за-ни-ма-ют эпические, жан-ро-во-бы-то-вые и пей-заж-ные об-ра-зы. Про-цесс ли-ри-за-ции жан-ра осо-бен-но про-явил-ся в 1-й сим-фо-нии (создана в 1895 году) - са-мом цель-ном со-чи-не-нии Калинникова. Сим-фо-ния от-ли-ча-ет-ся пе-сен-ной ши-ро-той и вы-ра-зи-тель-но-стью тем, по-эти-че-ской мяг-ко-стью ко-ло-ри-та, для неё ха-рак-тер-ны плав-ная не-то-ро-п-ли-вость сим-фо-нического раз-ви-тия, не-пре-рыв-ность ме-ло-дического по-то-ка, от-сут-ст-вие ост-рых кон-тра-стов.

Ли-ри-че-ская трак-тов-ка сю-же-та при-су-ща и сим-фо-нической кар-ти-не «Кедр и паль-ма» (по сти-хо-тво-ре-нию Г. Гей-не; в переводе A. Н. Май-ко-ва; ис-пол-не-на в 1899 году, Мо-ск-ва), про-грамм-ность ко-то-рой но-сит обоб-щён-ный ха-рак-тер, что оп-ре-де-ли-ло и срав-ни-тель-но скром-ную роль ко-ло-ри-сти-че-ски-изо-бра-зительных мо-мен-тов в му-зы-ке. В луч-ших ро-ман-сах Калинников (например, «Ко-ло-ко-ла» на сло-ва К. Р.) по-эти-че-ски вос-при-ня-тые об-ра-зы русской при-ро-ды слу-жат фо-ном для во-пло-ще-ния ли-ри-че-ско-го чув-ст-ва. Ши-ро-кую по-пу-ляр-ность при-об-ре-ли «Гру-ст-ная пе-сен-ка» g-moll и ряд др. фортепианных пьес, во-шед-ших в пе-да-го-гический ре-пер-ту-ар («Рус-ское ин-тер-мец-цо», «Ме-ну-эт» и др.).

Сре-ди др. со-чи-не-ний: для жен-ско-го хо-ра с ор-ке-ст-ром - Бал-ла-да («Над мо-рем кра-са-ви-ца де-ва си-дит», сло-ва М. Ю. Лер-мон-то-ва, 1894 год); для хо-ра а ка-пел-ла - 2 Хе-ру-вим-ские пес-ни (1885, 1886 годы), фу-га D-dur, двой-ная фу-га Chris-te eleison; для го-лоса с фортепиано - 16 «музыкальных пи-сем» (к А. Ф. Арен-дсу, П. И. Бла-рам-бер-гу, А. Т. Гре-ча-ни-но-ву, С. Н. Круг-ли-ко-ву, С. И. Ма-мон-то-ву и др.), трио «При-ди ко мне» (сло-ва А. В. Коль-цо-ва).

Нот-ное издание:

Ка-лин-ни-ков Вас. С. Собр. соч. М., 1972

Сочинение:

Ка-лин-ни-ков Вас. С. Пись-ма, до-ку-мен-ты, ма-те-риа-лы / Сост. В. А. Ки-се-лев. М., 1959. Т. 1-2.

Иллюстрация:




Top