Сообщение о жизни и творчестве лескова. Николай Семенович Лесков

О чести и долге любят говорить накануне больших фундаментальных праздников и в преддверии каких-либо изменений. Наверное, так надо, ибо это соответствует закону политологии и правилам социологии. Нам говорят – мы внимательно слушаем и вроде бы соглашаемся, вроде бы понимаем. Но как на самом деле определяется понятие чести? Чем измеряется долг человека и перед кем? Какой должна быть совесть? Уверена, ответы на эти вопросы нам не дадут те, кто болтает о высоких материях с больших трибун перед внемлющей аудиторией. Чтобы понять эти константы необходимо идти с людьми один на один – чувствовать человека, понимает его необходимость.

Вопрос о чести, долге и совести размыт и остался без ответа и чтобы получить ответ я иду по улицам своего города. Я иду на одну из старейших улиц расположенных возле старого тенистого парка. Я знаю, зачем я туда иду.

Много лет эта длинная улица носила название Парковая. Она тянется через весь город – с одной ее стороны городской парк с другой простая городская дорога, по которой проезжают машины и троллейбусы. Теперь эта улица называется Литвинова. Местные называют ее и улица Парковая и улица Литвинова – и так и так будет правильно.

Два десятка лет тому назад страна проходила через пертурбацию смысла жизни, ценностей и личностных ориентиров. В городе правили бал бандитские группировки. В городе поселился страх и беспомощность: все продавалось и покупалось. В том числе и честь вкупе с совестью. Доверять было некому помощи просить не у кого.

В одну из июльских ночей город проснулся от сильного звука стрельбы. Причина была неясна, но стало еще страшней. А потом по городу и району пошли аресты бандитов, и убийц – город стал очищаться и возвращаться к жизни.

Но сначала через три дня после стрельбы город прощался со своим героем. Молодой лейтенант Слава Литвинов встал на защиту родного города от бандитской нечестии . Он не променял свою честь и совесть на бандитские деньги и выполнил свой долг до конца. Молодой мальчишка показал всем пример совести и чести и поднял остальных в атаку на защиту города. Он погиб. Но успел ранить одного и убить другого бандита. Он жил на улице Парковой. Принял бой на пересечении улиц Земнухова и Молодежная. Он выиграл бой с нечестью .

Поэтому когда хорошо сшитые пиджаки говорят о чести, совести и долге мне всегда вспоминается этот паренек.

Вот именно так выглядит честь, долг, совесть в моем понимании.

Если вам понравилось сочинение на тему «Честь, долг, совесть в моем понимании», то так же вам могут понравиться и следующие сочинения

Честь, долг, совесть? Что означают эти понятия для человека? Ведь это не пустые слова, за ними стоят нравственные поступки и движения человеческой души. Измеряются они тоже по - разному. Как однажды метко сказал Э. Асадов: "От кочки и до Казбека, в зависимости от человека" Но главное не в величине поступка, а в понимании того, что нравственно, а что - нет, что соответствует понятию чести, а что и рядом не может находиться.

Приведу примеры из классической литературы.

На мой взгляд, человеком, с достоинством прошедшим путь чести, совести и долга, можно назвать Петра Гринева, героя "Капитанской дочки" А. С. Пушкина. С первого своего самостоятельного шага герой ведет себя в соответствии с тем, что сказал ему отец: "Береги честь смолоду". Так например, проиграв Зурину 100 рублей, Гринев, поссорившись с Савельичем, возвращает долг, потому что понимает, что офицер - это человек долга и чести. Но это стало для него уроком.

Вспомним сцену бурана в степи. Провожатому, который фактически спас их, Петр дарит заячий тулупчик. Опять Савельич протестует Но Гринев стоит на своем. А ведь великодушный Пушкин наградит героя впоследствии за щедрость. Пугачев отпустит их с Савельичем, потому что тоже, как ни странно, поступит как человек чести и совести. Причудливо могут проявиться честь и совесть в человеке.

Но вернемся к Гриневу. Он продолжит идти путем чести. И достигнет вершин в своем восхождении: он не изменит присяге и государыне, он не изменит любимой девушке, он останется верен завету отца. Именно поэтому его помилует императрица, поэтому он станет жить счастливой семейной жизнью, именно поэтому Гринев - образец для подражания молодым людям.

Ещё одним примером человека мятущегося, ищущего и совестливого является герой "Войны и мира" Пьер Безухов. (Л. Толстой)

После разрыва с женой, после крушения прежних надежд Пьер хотел найти новую истину, новый смысл жизни. И поэтому стал масоном. Он решил облегчить жизнь своих крестьян, то есть принести пользу и добро другим людям, своим братьям. Управляющий убеждает Пьера, что это невозможно. Тогда Пьер собирается сократить объём крестьянских работ, облегчить труд женщин с детьми, уничтожить телесные наказания, учредить больницы и школы. Благие намерения. Другое дело, что Пьер неопытен и доверчив. Управляющий обирает и обманывает его Трудно сказать, как сложилась бы жизнь Пьера, не взойди над Россией "комета 1812 года". Война с Наполеоном оказалась для Пьера очень важным и серьёзным испытанием. Он снаряжает на свои средства полк, сам остаётся в Москве с твёрдым намерением убить Наполеона. Его мечтам не суждено сбыться. Он попадает в плен, где встречается с солдатом из крестьян - Платоном Каратаевым. Простой и беззлобный нрав Платона, который был в своём роде философом, меняет взгляды Пьера на человека и его ценность в мире. Герой понимает, что вся его дворянская жизнь - суета и бессмыслица. что важна незапятнанная душа человека, что надо жить "ради простоты. добра и правды."Поняв это, Пьер после плена женится на Наташе (осуществив свою мечту) , вступает в тайное общество и становится декабристом. Он в этом видит своё призвание - сделать жизнь народа лучше.

Перед нами пример человека чести, долга и совести.

Я понимаю эти нравственные понятия так, как нам их показали великие Пушкин и Толстой. В литературе и жизни мы встречаемся с таким поведением, и это нас воспитывает и вдохновляет.

Вспомним Б. Окуджаву (поэта уже 20 века) . Он писал: "Совесть, благородство и достоинство - вот оно святое наше воинство".

Ответ оставил Гость

Совесть,Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же втолковых словарях есть определения этим словам: «Совесть - нравственноесознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознаниедобра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждениекаждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство,побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольнаялюбовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степениразвития». «ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека,доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек счестью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье,утвержденье». «Честь - внутреннее нравственное достоинство человека,обязательность, честность, ственность, точность, единство слова и дела,недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистаясовесть, доблесть». «Долг - категория морали, обозначающая нравственныеобязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соствии стребованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом,когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальныхусловиях превращаются во внутренние требования нравственности, а самазадача - в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категориядолга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуютморальную деятельность личности: ственность, самосознание, честь,совесть». Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное,особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ит так: «Долг - это когда денег занял, инадо вернуть». И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется неправ. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это нечто-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувстводолга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина - это моя честь,моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутрименя чувство долга, гордости, патриотизма и счастья. Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова,интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг - это совесть ичесть. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику,студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить домакакую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самуюработу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно несмог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будетсовестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинстваможет и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. Ичеловек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувствоневыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь.Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие водно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, онитоже: «отстаивают честь своего отечества». И все же честь не своя, аотечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждогосвоя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом,районом, школой, семьей), то они буду отстаивать каждый свою честь, ировным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, тонарод отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходитчто честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное длякаждого. И все эти три слова по своему главные. Ивсе таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моемпонимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великоечувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее. Это нечтоособенно важное для всего человечества в целом, для каждого человека(отдельного мира), и для меня.

Совесть, Честь и Долг. Три растяжимых, непостижимых понятия. Конечно же в толковых словарях есть определения этим словам: «Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития» . «ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье» . «Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, обязательность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела, недвусмысленность замыслов и поступков, благородство души и чистая совесть, доблесть» . «Долг - категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности (группы лиц, народа) выполняемые в соответствии с требованиями совести. Выполнение некоторой задачи становится долгом, когда общепринятые нравственные требования в конкретных социальных условиях превращаются во внутренние требования нравственности, а сама задача - в личную задачу конкретного лица, группы лиц, народа. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности: ответственность, самосознание, честь, совесть» . Но все равно, для каждого эти слова имеют свое собственное, особое занчение. А что же такое Честь и Долг в моем понимании? Кто-то сразу на этот вопрос ответит так: «Долг – это когда денег занял, и надо вернуть» . И в принципе, нельзя сказать что этот человек окажется не прав. Но долг, он не только денежный бывает. Долг, он в душе. Это не что-то материальное, это скорее духовное состояние человека. Чувство долга может быть к примеру перед Отечеством. Моя родина – это моя честь, моя гордость, мое достоинство. Я иду по центру моего города, и внутри меня чувство долга, гордости, патриотизма и счастья Заметим, что в объяснении слова долг присутствуют и оба други слова, интересующих нас: честь и совесть. Иными словами, долг – это совесть и честь. И это на самом деле так. Приведу очень простой пример: ученику, студенту, работнику фирмы, не важно кому, сказали выполнить дома какую-либо работу. И этот самый школьник, работник, студент эту-то самую работу дома не выполнил. Без всяких тому причин. Или действительно не смог выполнить ее по каким-то обстоятельством. Человеку потом будет совестно, стыдно. И его честь, его чувство собственного достоинства может и немного, и на совсем маленькое количество времени, но упадут. И человек чувствует, что он должен был выполнить эту работу. Чувство невыполненного долго на самом деле объединяет в себе и совесть и честь. Такие понятия как совесть, долг, любовь, они более общие, объединяющие в одно целое всех людей. А если все таки еще подумать? Ведь люди, они тоже: «отстаивают честь своего отечества» . И все же честь не своя, а отечества объединяет их, этих людей. А личная честь, она для каждого своя. И если люди не являются каким-нибудь обществом (классом, городом, районом, школой, семьей) , то они буду отстаивать каждый свою честь, и ровным счетом им нет никакого дела до чужой. А если же это общество, то народ отстаивает честь класса, города, района, семьи. Из этого выходит что честь тоже может быть главной, но все же это нечто более личное для каждого. И все эти три слова по своему главные. И все таки, что же это такое, Честь, Совесть и Долг? Что это в моем понимании? Вместе, это одно какое-то непонятное, необъяснимое, великое чувство, которое объединяет людей, делает их добрее, дружнее. Это нечто особенно важное для всего человечества в целом, для каждого человека (отдельного мира) , и для меня.

Николай Семёнович Лесков

Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть.

Д. П. Святополк-Мирский (1926)

В его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим свойственником А. Скоттом.

Биография

Детство и юность

Николай Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец - выходец из духовной среды, позднее поступивший на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство. Мать - дочь обедневшего московского дворянина.

Раннее детство Н.С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года семья переехала в село Панино неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.

В августе 1841 года в возрасте десяти лет Николай поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Судя по всему, причиной этому послужили отсутствие должного надзора и отвращение к заучиванию. Лесков обладал жаждой познания и обладал ярким темпераментом.

В 1847 году он занял должность канцелярского советника в палату уголовного суда, где трудился его отец.

В 1949 отец умер от холеры, после чего Лесков перевелся в палату в Киеве к дяде Алферьеву. До 1857 посещал лекции в вольном порядке в университете, изучал языки, религии, секты.

Женился Лесков в 1853 году на дочери коммерсанта Ольге Смирновой.

Карьера

С 1857 года Лесков работал в компании родственника в сфере сельского хозяйства и промышленности. У него часто были деловые поездки в Россию, поэтому он вникал в характер и быт жителей

В 1860 году в связи прекращением существования компании, в которой трудился, Николай вернулся в Киев. Там он начал заниматься литературой и журналистикой. Через 6 месяцев Николай переехал в Санкт-Петербург, остановившись у Вернадского.

Творчество

Только в 28 лет начал печататься. Но первый блин был комом: после его указаний на коррупцию, он сам же и потерял работу (его обвинили во взяточничестве).

Карьера Лескова как писателя началась в 1863. Кроме писание рассказов он также занимался и драматургией.

В 1865 году Лесков, будучи женатым (жена страдала психическим расстройством) начал сожительствовать с Бубновой Екатериной, которая родила ему сына.

Раннее творчество писателя можно отнести скорее к нигилистическому стилю, а под закат жизни Лесков перешел в остросатирический жанр, который не понравился публике цинизмом и прямотой.

Скончался Николай Лесков 5 марта 1895 года от приступа астмы, которой страдал последние пять лет жизни.

Книги автора:




Top