Сорена и замир краткое содержание. Электронные публикации

Николай Петрович Николев

«Сорена и Замир»

Краткое изложение

Разбив половецкого князя Замира, российский царь Мстислав берёт в плен его супругу Сорену. Красота пленённой княгини ослепила Мстислава, он воспылал к ней страстью и мечтает возвести её на престол российский. Он распускает слух, что Замир погиб.

Сорену не соблазняет царский престол. День и ночь она думает о Замире. Даже весть о том, что тот убит, не может поколебать её: «Ему и мёртвому пребуду я верна». Преданной служанке Зениде она говорит, что давно бы избрала смерть, но её останавливает предчувствие, что Замир спасся. Никаких верных доказательств гибели мужа ей никто не представил.

Сорена поручает служанке выведать правду у Мстиславовых слуг — «не жалей, дари серебро и золото». Оставшись одна, Сорена обуреваема противоречивыми чувствами: «Душа моя теперь — колеблемое море / В любви, отчаянии, в надежде, страхе, горе».

Она взывает к своим богам, укоряет их: доколе они будут терпеть беды и стоны своего народа — «везде насилие, грабительство, обман». Почему они равнодушно взирают, как наглые завоеватели насильно вводят христианство?

Появляется Мстислав. Он вовсе не похож теперь на жестокого завоевателя и наглого тирана. Он начинает с извинений, что явился, нарушив тем запрет Сорены. Мстислав говорит о своей пламенной любви, укоряет Сорену за её безучастность. В отчаянии взывает он к Сорене — чем заслужить её любовь? «Вернуть трон законному владельцу Замиру, оставить наши страны, забыть Сорену», — отвечает она. «Довольно! — прерывает княгиню Мстислав. — Ты велишь Мстиславу умереть!». Он убеждает её в том, что не волен в своём чувстве: «Любовь, которой все подвластны смертны роды, / Владычица сердец, владычица природы! / Превыше всех страстей, законов и ума / Она в подсолнечной всему закон сама. / И мужество и честь бессильны перед нею…».

В ответ на искреннее признание Мстислава Сорена сочувственно замечает, что ничто не превзошло несчастную любовь в мучениях. «Ты невинен, — продолжает она, — но невинна и я. Я люблю Замира и не могу жить без него».

Оставшись один, Мстислав ещё долго сокрушается над собственным бессилием. Зачем он рушил троны, лил кровь? Чтоб самому стать «рабом жены». Недостойно валяться в ногах у женщины. Он тщетно призывает себя вспомнить свой высокий жребий.

Меж тем приближённый Замира Остан с отрядом половцев напал на стражу, пытаясь вызволить своих из неволи. Однако отряд разбит и тоже полонён. Сорена посылает служанку к Мстиславу с просьбой разрешить ей увидеться с Останом: только ему она поверит, что Замир погиб.

Вводят пленных и среди них переодетого Замира. Он сменил платье, назвал себя Останом и сам повёл отряд, но был схвачен. Замир в слезах пересказывает Сорене, как был жестоко изранен, как едва остался жив, как укрывался в лесах, где его выходил верный слуга.

За этой сценой зорко наблюдает слуга Мстислава Премысл. Он подробно пересказывает Мстиславу всё, что видел. Тот мгновенно догадывается, что в его руках сам Замир. Мстислав обуреваем ревностью и мщением, велит привести пленных, чтобы самому распознать Замира, и если это и вправду Замир, то смерть ждёт того, «кто смеет любить Сорену».

Премысл вводит пленных. «Какие намерения имели вы, / Придя с оружием к подвластному мне граду?» — допрашивает Мстислав. Пленник сознаётся, что он — Замир, но ему не страшна смерть: жить в рабстве постыдней — «В ад пойду, злодея презирая». При последних словах вбегает Сорена.

Она на коленях умоляет пощадить Замира; а коль уж Мстислав осудил его на смерть, пусть казнит и её — без мужа ей не жизнь. Мстислав не внемлет её мольбе. Понимая, что Замир обречён, Сорена решается на самоубийство. Зенида успокаивает её — ещё не время отчаиваться, ведь минуту назад она видела Замира живым. Сореной овладевает иная мысль — погибнуть, но отомстив врагу.

Мстислав велит приготовить яд. Премысл докладывает, что повеление его выполнено, но урезонивает владыку — не дело царю быть убийцею. Мстислав не слышит мудреца, он задумывает очередное коварство: Замиру будет оставлена жизнь, но он должен стать христианином. Приняв другую веру, он перестанет считаться супругом Сорены. Ничего не подозревая, последняя приходит упрашивать Замира согласиться на условия царя. «Продать за жизнь свою закон, свободу, честь?!» — гневно отказывается Замир.

Мстислав повелевает привести Замира ночью в церковь, надеясь, что, потрясённый великолепием христианского храма, Замир изменит своё решение. Обращённому в христианство половцу он вернёт и трон, и города, но Сорена уже не будет его женой, и Мстислав получит её как награду.

Премысл убеждает его не совершать коварства и перед ликом Божества явить великодушие — истинную доблесть царей и героев. Премысл молит богов укрепить царя в добром его произволении.

Ночь, площадь перед храмом. Является Сорена. Она решилась на убийство тирана. Из своего укрытия она видит, как в храм входит Промысл, и догадывается, что Мстислав тоже там. Тем лучше: церковь станет ему гробницей. Она прокрадывается в храм и в темноте поражает кинжалом тирана.

На крики сбегаются люди, приносят факелы. Из храма выходят Мстислав и Премысл, за ними два воина ведут истекающего кровью Замира: в темноте кинжал Сорены поразил именно его. Мстислав рассказывает, что он вернул Замиру трон и города, а когда он, пересилив себя, произнёс: «Сорена твоя», то лишился чувств. Обрадованный же Замир бросился к выходу, где его настиг убийца. «Убийца — это я», — говорит Сорена и со словами: «Без страха, радостно иду я в вечну ночь» закалывает себя. Замир умирает.

Одержав победу над князем Замирой, русский царь Мстислав влюбляется в его жену, берет ее в плен, а после пускает слух о смерти ее мужа.

Прекрасная Сорена отказывается от предложения Мстислава взойти на престол Руси и в мыслях продолжает думать о Замире. Девушка мечтает о смерти, но в душе теплится надежда, что любимый еще жив. Сорена просит верную ей служанку узнать всю правду от слуг царя. К пленнице приходит Мстислав. Мужчина ведет себя очень ласково. Свою речь он начинает с извинений и признается в искренней любви, призывая Сорену не отвергать его. Но верная жена требует вернуть милого к трону и поставить все на свои места. Русский царь не соглашается с ней и продолжает твердить о своих чувствах.

Мстислав страдает и не понимает, зачем нужны были жертвы, взамен на равнодушие и безответную любовь.

В это время Остан – приближенный Замира, вместе с армией людей попытался освободить пленных, но потерпел неудачу и тоже попал в плен к царю. Сорена призывает Мстислава разрешить свидание с Останом, чтобы разведать правду о муже.

Оказалось, что Замир был переодет в платье своего приближенного и теперь супруги могли поговорить. Их беседу все время подслушивал слуга Мстислава, а после передал их разговор своему хозяину.

Разгневанный царь велит привести пленных воинов для убийства Замира. Узнав о случившемся, расстроенная Сорена прибегает и молит о пощаде мужа. Но Мстислав непоколебим. Девушка решается на самоубийство, но ее останавливает служанка, убеждая, что если муж ее жив, то все еще можно исправить.

Мстислав хочет собственноручно убить соперника, подсыпав в питье яд, но после придумывает очередной коварный план, выслушав мнение слуги. Он решает привлечь Замира к иной вере - христианской, вернуть ему трон и заставить отказаться от Сорены. Слуга отговаривает Мстислава не грешить перед ликом Божим и не убивать врага.

Ночью, на площадь перед храмом явилась и Сорена. Она пришла, чтобы убить влюбленного тирана. Спрятавшись, она увидела вошедшего в храм слугу и решила, что с ним находится царь. Пробравшись в святыню она в темноте вонзила кинжал в тело врага.

Услышав крики, появляются люди с факелами. Выходят из храма Мстислав и его слуга, а за ними выносят умирающего и истекающего кровью Замира. Он согласился на сделку царя и был готов отдать Сорену, но на выходе из храма, он был настигнут убийцей, которой оказалась его собственная жена.

Обессиленная от горя Сорена наносит себе смертельный удар кинжалом, а Замир умирает.

Стоимость доступа составляет 20 рублей (включая НДС) за 1 день или 100 за 30 дней для абонентов ПАО «МегаФон». Продление доступа происходит автоматически, посредством подписки. Для отказа от предоставления Подписки на услугу отправьте SMS-сообщение со словом «СТОП6088» на номер «5151» для абонентов ПАО «МегаФон». Сообщение бесплатно в домашнем регионе.
Служба технической поддержки ООО «Информпартнер»: 8 800 500-25-43 (звонок бесплатный), e-mail: [email protected].
Правила подписки Управление подпиской

Стоимость услуги составляет 20 рублей с НДС за 1 календарный день. С размером стоимости услуги и порядком ее списания можно ознакомиться на cайте ПАО «МТС» www.mts.ru в разделе «Услуги по коротким номерам», введя короткий номер или идентификатор услуги в строке поиска, а также позвонив по единому номеру 88002500890. Для отказа от предоставления Подписки на Контент отправьте смс-сообщение с текстом «СТОП» на номер «772309» (смс бесплатно в домашнем регионе) или наберите ussd-команду *152*2#вызов (бесплатно). Услуги предоставляются ООО «Стрим» Контакты службы технической поддержки 8-800-333-2085, [email protected].
Стоимость услуги Правила предоставления Подписки на Контент Управление подпиской на контент Получить Контент Согласие на обработку персональных данных

Как бы ответом на шум, произведенный «Росславом» Княжнина в Петербурге, явилась написанная в том же 1784 г. в Москве и поставленная в начале 1785 г. там же «Сорена и Замир» Николева.

«Сорена и Замир» – трагедия, похожая во многом на сумароковские трагедии, не отступающая от канона, установленного «отцом русской драмы», хотя сюжет ее построен на «Альзире» Вольтера . Политическая установка ее более радикальна, чем это могло быть у Сумарокова. Впрочем, у Николева на первом плане любовный сюжет, в противоположность «Росславу» и «Вадиму» Княжнина, трагедиям, в которых любовная тема отступает на задний план, а политическая тема не только обосновывает направленность пьесы, но и составляет основу сюжета.

В «Сорене» повествуется о том, как «царь российский» Мстислав, покорив страну половцев, влюбился в Сорену, жену князя половецкого Замира. Но она верна своему мужу и отечеству, она видит в Мстиславе тирана. Мстислав, ослепленный страстью, позабыл правила чести и действительно стал тираном. Он хочет предать смерти пленного Замира, он неистовствует. В конце концов Сорена решается на тираноубийство, но по ошибке убивает вместо Мстислава Замира и сама закалывается;

Мстислав потрясен. Итак, тема трагедии – пагубные плоды тирании. Но Николев не делает из своего сюжета умеренного вывода о необходимости добродетели для царя; он прямо заявляет, что поскольку царь под влиянием страстей всегда может сделаться тираном, необходимо не давать всей власти одному человеку, необходимо устранить самодержавие.

В тексте «Сорены и Замира» мы встречаем немало декламации о тирании и свободе, о рабстве и ненависти к нему. Николев противопоставляет Мстислава, русского самодержца-тирана, Замиру, царю несамодержавному. У половцев, по его трагедии, до завоевания их Мстиславом было государство, в «котором вольностью и счастьем всяк гордился»; Замир называет половцев «гражданами», а не подданными, и своими друзьями; Замир так описывает жизнь половцев до Мстислава:

В довольстве, вольности, гордясь хранить закон,

Познав, что общества едина крепость он,

Щадили правого, искореняли злого:

Что бедствие свое зря в бедствии другого,

Привыкнув жизнь свою для чести лишь любить,

Страшились истину и в малом оскорбить.

На троне был их друг, и были все счастливы!

Половцы жили:

…идолам в венце не приобыкши льстить,

И поклоняться им, чтя рабство преступленьем,

А на рабов их зря с презрительным жаленьем.

Наконец Замир заявляет самому Мстиславу:

Мой бог – вселенной бог; закон моя свобода,

Иных законов я не буду знать во век:

Торгует вольностью лишь подлый человек.

Таким образом, все симпатии Николева на стороне конституционного государя «свободных» людей, вся его ненависть обращена на самодержца. Сорена говорит: «Царицы русской сан с тираном ненавижу». Она обращается к Мстиславу:

…твой дар, кровавы лить потоки,

Твое веселие – рождать в народе страх;

Род человеческий без чувств в твоих глазах.

Тиран, заграбя власть в позор его же века,

Не человек, а тигр противу человека.

Самодержавие опирается на продажных рабов, развращает подданных. Сорена говорит, что надо подкупить «мстиславовых рабов»:

Они невольники; монарх у них тиран:

Так их достоинство – измена и обман,

А извиненье им – оковы их и бедства.

Картина порабощенного тиранией народа не один раз изображается Николевым, и она мрачна:

Везде, везде встречал тирана иль раба!

Замир восклицает:

Дай способ мне умреть; жить мерзко: свет развратен

Исчез взаимства долг; нет к ближнему любви,

И человечество потоплено в крови.

Уставы естества тиранами презренны;

Здесь тигры царствуют, а люди унижены…

Такие тирады воспринимались, конечно, не как историческая картина, а как очень смелые слова о современности. Не менее современно звучали призывы бороться с тиранией насмерть. Замир обращается к плененным вместе с ним половцам:

Умрем и пресечем несносной к нам презор,

Бесчестье упредим и бедствия народны;

Нам руки скованы, но души в нас свободны.

Великости души что может нас лишить,

И властен ли тиран глас сердца задушить!

Когда рассудок нам дает его законом,

Он раб тогда, друзья! он раб и с пышным троном,

Не страшен нам тиран.

Пленник. Готовы все презреть. Все пленники.

Готовы мы с тобой за вольность умереть.

И наконец, Сорена решилась убить Мстислава:

Тирана истребить есть долг, не злодеянье,

И если б оному внимали завсегда,

Тиранов не было б на свете никогда;

Имел бы на земле закон единый царство,

Вина их бытия: тщеславье и коварство;

Вина их торжества: безумие и страх.

Но где рассудок цел, где мужество в сердцах,

Где рана общая есть собственная рана,

Не долго слышно там название тирана.

Вывод всей политической проповеди трагедии сформулирован Николевым недвусмысленно: русский вельможа Премысл произносит монолог, в котором обращается к публике:

Исчезни навсегда сей пагубный устав,

Который заключен в одной монаршей воле!

Льзя ль ждать блаженства там, где гордость на престоле,

Где властью одного все скованы сердца?

В монархе не всегда находим мы отца!

Сам Мстислав, видя свое тиранство, говорит:

О бедные народы!

Кому Подвластны вы? кто даст примеры вам?

Злодейства судия творит злодейства сам.

Вот, власть, твои плоды, коль смертным ты законы,

Не скроют царских зол ни титлы, ни короны;

Но если и цари покорствуют страстям,

Так должно ль полну власть присвоивать царям?

Такое на себя монархов надеянье

Невольно их влекло нередко в злодеянье…

Следует указать, что «Сорена и Замир» заключает еще одну бунтарскую тенденцию: Николев выступает в своей трагедии против церкви, против христианства. Мстислав использует церковный обман ради своих личных и неблаговидных целей; религия служит тирании. Мстислав, подавив вольность половцев, «желает христианство нам в души поселить чрез наглое тиранство», – говорит Сорена. Мудрый же Премысл проповедует Мстиславу веротерпимость совсем по Вольтеру.

Как «Росслав» в Петербурге, так «Сорена» при первой постановке в Москве произвела огромное впечатление на зрителей, среди которых немало было таких, которые сочувствовали заключенной в ней проповеди. На спектакле был и Петр Иванович Панин, и он плакал и хвалил трагедию. Однако нашлись люди, которые донесли московскому главнокомандующему Брюсу, что в «Сорене» проповедуются неподходящие идеи. Брюс получил трагедию (в списке), возмутился и отправил царице донесение и самую рукопись, отметив опасные стихи, в частности реплику Премысла: «Исчезни навсегда…» и т.д. Но Екатерина разрешила пьесу к постановке и к печати, сделав вид, что к ней не относятся тираноборческие тирады Николева, так как она, мол, не тиран, а мать своих подданных; еще не наступила Французская революция, заставившая Екатерину быть более подозрительной.

Николай Петрович Николев

«Сорена и Замир»

Разбив половецкого князя Замира, российский царь Мстислав берёт в плен его супругу Сорену. Красота пленённой княгини ослепила Мстислава, он воспылал к ней страстью и мечтает возвести её на престол российский. Он распускает слух, что Замир погиб.

Сорену не соблазняет царский престол. День и ночь она думает о Замире. Даже весть о том, что тот убит, не может поколебать её: «Ему и мёртвому пребуду я верна». Преданной служанке Зениде она говорит, что давно бы избрала смерть, но её останавливает предчувствие, что Замир спасся. Никаких верных доказательств гибели мужа ей никто не представил.

Сорена поручает служанке выведать правду у Мстиславовых слуг — «не жалей, дари серебро и золото». Оставшись одна, Сорена обуреваема противоречивыми чувствами: «Душа моя теперь — колеблемое море / В любви, отчаянии, в надежде, страхе, горе».

Она взывает к своим богам, укоряет их: доколе они будут терпеть беды и стоны своего народа — «везде насилие, грабительство, обман». Почему они равнодушно взирают, как наглые завоеватели насильно вводят христианство?

Появляется Мстислав. Он вовсе не похож теперь на жестокого завоевателя и наглого тирана. Он начинает с извинений, что явился, нарушив тем запрет Сорены. Мстислав говорит о своей пламенной любви, укоряет Сорену за её безучастность. В отчаянии взывает он к Сорене — чем заслужить её любовь? «Вернуть трон законному владельцу Замиру, оставить наши страны, забыть Сорену», — отвечает она. «Довольно! — прерывает княгиню Мстислав. — Ты велишь Мстиславу умереть!». Он убеждает её в том, что не волен в своём чувстве: «Любовь, которой все подвластны смертны роды, / Владычица сердец, владычица природы! / Превыше всех страстей, законов и ума / Она в подсолнечной всему закон сама. / И мужество и честь бессильны перед нею…».

В ответ на искреннее признание Мстислава Сорена сочувственно замечает, что ничто не превзошло несчастную любовь в мучениях. «Ты невинен, — продолжает она, — но невинна и я. Я люблю Замира и не могу жить без него».

Оставшись один, Мстислав ещё долго сокрушается над собственным бессилием. Зачем он рушил троны, лил кровь? Чтоб самому стать «рабом жены». Недостойно валяться в ногах у женщины. Он тщетно призывает себя вспомнить свой высокий жребий.

Меж тем приближённый Замира Остан с отрядом половцев напал на стражу, пытаясь вызволить своих из неволи. Однако отряд разбит и тоже полонён. Сорена посылает служанку к Мстиславу с просьбой разрешить ей увидеться с Останом: только ему она поверит, что Замир погиб.

Вводят пленных и среди них переодетого Замира. Он сменил платье, назвал себя Останом и сам повёл отряд, но был схвачен. Замир в слезах пересказывает Сорене, как был жестоко изранен, как едва остался жив, как укрывался в лесах, где его выходил верный слуга.

За этой сценой зорко наблюдает слуга Мстислава Премысл. Он подробно пересказывает Мстиславу всё, что видел. Тот мгновенно догадывается, что в его руках сам Замир. Мстислав обуреваем ревностью и мщением, велит привести пленных, чтобы самому распознать Замира, и если это и вправду Замир, то смерть ждёт того, «кто смеет любить Сорену».

Премысл вводит пленных. «Какие намерения имели вы, / Придя с оружием к подвластному мне граду?» — допрашивает Мстислав. Пленник сознаётся, что он — Замир, но ему не страшна смерть: жить в рабстве постыдней — «В ад пойду, злодея презирая». При последних словах вбегает Сорена.

Она на коленях умоляет пощадить Замира; а коль уж Мстислав осудил его на смерть, пусть казнит и её — без мужа ей не жизнь. Мстислав не внемлет её мольбе. Понимая, что Замир обречён, Сорена решается на самоубийство. Зенида успокаивает её — ещё не время отчаиваться, ведь минуту назад она видела Замира живым. Сореной овладевает иная мысль — погибнуть, но отомстив врагу.

Мстислав велит приготовить яд. Премысл докладывает, что повеление его выполнено, но урезонивает владыку — не дело царю быть убийцею. Мстислав не слышит мудреца, он задумывает очередное коварство: Замиру будет оставлена жизнь, но он должен стать христианином. Приняв другую веру, он перестанет считаться супругом Сорены. Ничего не подозревая, последняя приходит упрашивать Замира согласиться на условия царя. «Продать за жизнь свою закон, свободу, честь?!» — гневно отказывается Замир.

Мстислав повелевает привести Замира ночью в церковь, надеясь, что, потрясённый великолепием христианского храма, Замир изменит своё решение. Обращённому в христианство половцу он вернёт и трон, и города, но Сорена уже не будет его женой, и Мстислав получит её как награду.

Премысл убеждает его не совершать коварства и перед ликом Божества явить великодушие — истинную доблесть царей и героев. Премысл молит богов укрепить царя в добром его произволении.

Ночь, площадь перед храмом. Является Сорена. Она решилась на убийство тирана. Из своего укрытия она видит, как в храм входит Промысл, и догадывается, что Мстислав тоже там. Тем лучше: церковь станет ему гробницей. Она прокрадывается в храм и в темноте поражает кинжалом тирана.

На крики сбегаются люди, приносят факелы. Из храма выходят Мстислав и Премысл, за ними два воина ведут истекающего кровью Замира: в темноте кинжал Сорены поразил именно его. Мстислав рассказывает, что он вернул Замиру трон и города, а когда он, пересилив себя, произнёс: «Сорена твоя», то лишился чувств. Обрадованный же Замир бросился к выходу, где его настиг убийца. «Убийца — это я», — говорит Сорена и со словами: «Без страха, радостно иду я в вечну ночь» закалывает себя. Замир умирает.

Одержав победу над князем Замирой, русский царь Мстислав влюбляется в его жену, берет ее в плен, а после пускает слух о смерти ее мужа.

Прекрасная Сорена отказывается от предложения Мстислава взойти на престол Руси и в мыслях продолжает думать о Замире. Девушка мечтает о смерти, но в душе теплится надежда, что любимый еще жив. Сорена просит верную ей служанку узнать всю правду от слуг царя. К пленнице приходит Мстислав. Мужчина ведет себя очень ласково. Свою речь он начинает с извинений и признается в искренней любви, призывая Сорену не отвергать его. Но верная жена требует вернуть милого к трону и поставить все на свои места. Русский царь не соглашается с ней и продолжает твердить о своих чувствах.

Мстислав страдает и не понимает, зачем нужны были жертвы, взамен на равнодушие и безответную любовь.

В это время Остан – приближенный Замира, вместе с армией людей попытался освободить пленных, но потерпел неудачу и тоже попал в плен к царю. Сорена призывает Мстислава разрешить свидание с Останом, чтобы разведать правду о муже.

Оказалось, что Замир был переодет в платье своего приближенного и теперь супруги могли поговорить. Их беседу все время подслушивал слуга Мстислава, а после передал их разговор своему хозяину.

Разгневанный царь велит привести пленных воинов для убийства Замира. Узнав о случившемся, расстроенная Сорена прибегает и молит о пощаде мужа. Но Мстислав непоколебим. Девушка решается на самоубийство, но ее останавливает служанка, убеждая, что если муж ее жив, то все еще можно исправить.

Мстислав хочет собственноручно убить соперника, подсыпав в питье яд, но после придумывает очередной коварный план, выслушав мнение слуги. Он решает привлечь Замира к иной вере - христианской, вернуть ему трон и заставить отказаться от Сорены. Слуга отговаривает Мстислава не грешить перед ликом Божим и не убивать врага.

Ночью, на площадь перед храмом явилась и Сорена. Она пришла, чтобы убить влюбленного тирана. Спрятавшись, она увидела вошедшего в храм слугу и решила, что с ним находится царь. Пробравшись в святыню она в темноте вонзила кинжал в тело врага.

Услышав крики, появляются люди с факелами. Выходят из храма Мстислав и его слуга, а за ними выносят умирающего и истекающего кровью Замира. Он согласился на сделку царя и был готов отдать Сорену, но на выходе из храма, он был настигнут убийцей, которой оказалась его собственная жена.

Обессиленная от горя Сорена наносит себе смертельный удар кинжалом, а Замир умирает.

Разбив половецкого князя Замира, российский царь Мстислав берёт в плен его супругу Сорену. Красота пленённой княгини ослепила Мстислава, он воспылал к ней страстью и мечтает возвести её на престол российский. Он распускает слух, что Замир погиб.

Сорену не соблазняет царский престол. День и ночь она думает о Замире. Даже весть о том, что тот убит, не может поколебать её: «Ему и мёртвому пребуду я верна». Преданной служанке Зениде она говорит, что давно бы избрала смерть, но её останавливает предчувствие, что Замир спасся. Никаких верных доказательств гибели мужа ей никто не представил.

Сорена поручает служанке выведать правду у Мстиславовых слуг - «не жалей, дари серебро и золото». Оставшись одна, Сорена обуреваема противоречивыми чувствами: «Душа моя теперь - колеблемое море / В любви, отчаянии, в надежде, страхе, горе».

Она взывает к своим богам, укоряет их: доколе они будут терпеть беды и стоны своего народа - «везде насилие, грабительство, обман». Почему они равнодушно взирают, как наглые завоеватели насильно вводят христианство?

Появляется Мстислав. Он вовсе не похож теперь на жестокого завоевателя и наглого тирана. Он начинает с извинений, что явился, нарушив тем запрет Сорены. Мстислав говорит о своей пламенной любви, укоряет Сорену за её безучастность. В отчаянии взывает он к Сорене - чем заслужить её любовь? «Вернуть трон законному владельцу Замиру, оставить наши страны, забыть Сорену», - отвечает она. «Довольно! - прерывает княгиню Мстислав. - Ты велишь Мстиславу умереть!». Он убеждает её в том, что не волен в своём чувстве: «Любовь, которой все подвластны смертны роды, / Владычица сердец, владычица природы! / Превыше всех страстей, законов и ума / Она в подсолнечной всему закон сама. / И мужество и честь бессильны перед нею...».

В ответ на искреннее признание Мстислава Сорена сочувственно замечает, что ничто не превзошло несчастную любовь в мучениях. «Ты невинен, - продолжает она, - но невинна и я. Я люблю Замира и не могу жить без него».

Оставшись один, Мстислав ещё долго сокрушается над собственным бессилием. Зачем он рушил троны, лил кровь? Чтоб самому стать «рабом жены». Недостойно валяться в ногах у женщины. Он тщетно призывает себя вспомнить свой высокий жребий.

Меж тем приближённый Замира Остан с отрядом половцев напал на стражу, пытаясь вызволить своих из неволи. Однако отряд разбит и тоже полонён. Сорена посылает служанку к Мстиславу с просьбой разрешить ей увидеться с Останом: только ему она поверит, что Замир погиб.

Вводят пленных и среди них переодетого Замира. Он сменил платье, назвал себя Останом и сам повёл отряд, но был схвачен. Замир в слезах пересказывает Сорене, как был жестоко изранен, как едва остался жив, как укрывался в лесах, где его выходил верный слуга.

За этой сценой зорко наблюдает слуга Мстислава Премысл. Он подробно пересказывает Мстиславу всё, что видел. Тот мгновенно догадывается, что в его руках сам Замир. Мстислав обуреваем ревностью и мщением, велит привести пленных, чтобы самому распознать Замира, и если это и вправду Замир, то смерть ждёт того, «кто смеет любить Сорену».

Премысл вводит пленных. «Какие намерения имели вы, / Придя с оружием к подвластному мне граду?» - допрашивает Мстислав. Пленник сознаётся, что он - Замир, но ему не страшна смерть: жить в рабстве постыдней - «В ад пойду, злодея презирая». При последних словах вбегает Сорена.

Она на коленях умоляет пощадить Замира; а коль уж Мстислав осудил его на смерть, пусть казнит и её - без мужа ей не жизнь. Мстислав не внемлет её мольбе. Понимая, что Замир обречён, Сорена решается на самоубийство. Зенида успокаивает её - ещё не время отчаиваться, ведь минуту назад она видела Замира живым. Сореной овладевает иная мысль - погибнуть, но отомстив врагу.

Мстислав велит приготовить яд. Премысл докладывает, что повеление его выполнено, но урезонивает владыку - не дело царю быть убийцею. Мстислав не слышит мудреца, он задумывает очередное коварство: Замиру будет оставлена жизнь, но он должен стать христианином. Приняв другую веру, он перестанет считаться супругом Сорены. Ничего не подозревая, последняя приходит упрашивать Замира согласиться на условия царя. «Продать за жизнь свою закон, свободу, честь?!» - гневно отказывается Замир.

Мстислав повелевает привести Замира ночью в церковь, надеясь, что, потрясённый великолепием христианского храма, Замир изменит своё решение. Обращённому в христианство половцу он вернёт и трон, и города, но Сорена уже не будет его женой, и Мстислав получит её как награду.

Премысл убеждает его не совершать коварства и перед ликом Божества явить великодушие - истинную доблесть царей и героев. Премысл молит богов укрепить царя в добром его произволении.

Ночь, площадь перед храмом. Является Сорена. Она решилась на убийство тирана. Из своего укрытия она видит, как в храм входит Промысл, и догадывается, что Мстислав тоже там. Тем лучше: церковь станет ему гробницей. Она прокрадывается в храм и в темноте поражает кинжалом тирана.

На крики сбегаются люди, приносят факелы. Из храма выходят Мстислав и Премысл, за ними два воина ведут истекающего кровью Замира: в темноте кинжал Сорены поразил именно его. Мстислав рассказывает, что он вернул Замиру трон и города, а когда он, пересилив себя, произнёс: «Сорена твоя», то лишился чувств. Обрадованный же Замир бросился к выходу, где его настиг убийца. «Убийца - это я», - говорит Сорена и со словами: «Без страха, радостно иду я в вечну ночь» закалывает себя. Замир умирает.

  • То же самое повторяет ее муж Замир:
  • И если б оному внимали завсегда,
  • Эта трагедия, впервые поставленная в 1785 г. в Москве, имела у зрителей большой успех. Пьеса принадлежит к числу тираноборческих произведений и продолжает традицию «Дмитрия Самозванца» Сумарокова. Вместе с тем в ней чувствуется влияние трагедии Вольтера «Альзира». В сравнении с пьесой Сумарокова трагедия ближе к просветительству. В ней противопоставлены не только два типа правителей – монарх-тиран и монарх-»отец», как это было у Сумарокова, но и два общественных уклада: половецкая земля, где люди живут под защитой законов, и владения русского князя Мстислава, где подданные отягощены рабством. Половецкая «княгиня» Сорена с отвращением говорит о подданных Мстислава:

  • Тиран в моих странах, а рабство мне несносно,
  • Они невольники; монарх у них тиран,
  • От контраста тирании и свободы берет начало высокая лексика пьесы, выдержанная в духе антитез: рабство и свобода, граждане и рабы, монарх и тиран. В своих общих медитациях Николев иногда заявляет смелые мысли о недопустимости наделять правителей неограниченной властью:

    Видимо, от Вольтера воспринята Николевым и идея веротерпимости. В ответ на решение Мстислава насильственно обратить Замира в христианство его наперсник Премысл заявляет:

  • С свободою рожден и с ней умрет Замир
  • Свободы не лишусь, хоть весь восстанет мир,
  • Который заключен в одной монаршей воле!..
  • Так их достоинства измена и обман,
  • Но все эти тирады в конечном счете повисают у Николева в воздухе, поскольку идеальным общественным строем признается просвещенная монархия, а реальным ее воплощением – правление Екатерины II. Безвредность николевской трагедии для своего престижа хорошо почувствовала и сама императрица, охотно выступавшая в своем «Наказе» против монархов-тиранов. В 1785 г. московский главнокомандующий Я. А. Брюс нашел трагедию Николева опасной для постановки на сцене и послал свое решение на высочайшее утверждение. Екатерина не согласилась с мнением ретивого администратора. «Удивляюсь, граф Яков Александрович,- писала она,- что Вы остановили представление трагедии… Смысл таких стихов, которые Вы заметили, никакого не имеют отношения к Вашей государыне. Автор восстает против самовластия тиранов, а Екатерину вы называете матерью».

    Оппозиционность Николева весьма умеренна. Как и все просветители, он осуждал деспотизм, но его вполне устраивала монархическая форма правления. Русское государство, писал он, «есть монархическое, а не деспотическое (так, как иностранные писатели ложно о том думали) паче при владении Екатерины II, запретившей верноподданным своим называться рабами; паче после премудрого Наказа, сочиненного сердцем бога-человека». Обличительные тирады николевских героев в адрес таранов отличаются хотя и эффектным, но довольно отвлеченным пафосом. Основой творчества Николева был классицизм. Он писал оды, сатиры, послания. Лучшими среди его сочинений признаны классицистическая трагедия «Серена и Замир» (1784) и сентиментальная комическая опера «Розана и Любим» (1776).

  • В монархе не всегда находим мы отца!
  • Исчезни навсегда сей пагубный устав,
  • Тиранов не было б на свете никогда
  • …Где властью одного все скованы сердца,
  • «Но если и цари покорствуют страстям, Так должно ль полну власть присваивать царям?» – размышляет на ту же тему и сам «российский царь» Мстислав. В уста своих героев Николев вкладывает и еще более дерзкие мысли – о необходимости уничтожения тиранов:

  • Тирана истребить есть долг, не злодеянье.
  • По своим общественным взглядам Николай Петрович Николев принадлежал к кругу дворян-оппозиционеров. Он получил воспитание в доме родственницы – княгини Е. Р. Дашковой. Видимо, Дашкова, не только читавшая, но лично знавшая и Дидро и Вольтера, первая познакомила Николева с просветительской литературой. Она же ввела Николева в дом братьев Паниных, известных своим вольнодумством. В двадцатилетнем возрасте, после тяжелой болезни Николев ослеп. Единственной его отрадой стала литературная деятельность. Современники называли его российским Мильтоном, по аналогии с английским поэтом, также слепцом.

  • А извиненье им – оковы их и бедства.
  • Все веры суть равны, коль бога чтут за бога,
  • К блаженству истинна для всех одна дорога


  • 
    Top