Сороки узнают себя в зеркале. Первое немлекопитающее узнало своё отражение в зеркале

Крепостной художник Григорий Васильевич Сорока (1823 - 1864).

Художник трагической судьбы. Крепостной предводителя дворянства Вышневолоцкого уезда Николая Милюкова, который был косвенно повинен в смерти живописца. Несчастная любовь к Лидии, старшей дочери Милюкова. Принудительный брак с крепостной. Жестокое наказание за провинность, вследствии чего самоубийство в 40 лет...

Григорий Васильевич Сорока (Васильев; «Васильев сын»)

Творческий путь Сороки был всего одно десятилетие (!), и достоверно известно лишь о 20 его работах.

Григорий Васильевич Сорока родился 15 ноября 1823 года. В «Метрической книге родившихся церкви села Поддубья Вышневолоцкого уезда Тверской области» запись: «1823 год. Ноябрь. Число рождения 15. Число крещения 19. Вотчины ротмистра, помещика Петра Ивановича Милюкова у крестьянина Василия Савельева родился сын Григорий; мать - Екатерина Иванова, 34 года»

Детство

Григорий второй ребенок в семье. Старший - Илья (1818). После Григория родились: Федосья (1826), Евдокия (1829), Емельян (1831), Измаил (1836).

Хозяева Сороки дворяне Милюковы происходили из крещеных татар. В 1838 году состоялся раздел владений Петра Ивановича Милюкова между сыновьями. Усадьба Островки и д. Покровское со ста крестьянами отошла старшему сыну Николаю Петровичу. Так он стал хозяином семьи Григория Сороки. Получив наследство, Николай Петрович вышел в отставку и обосновался в Островках. Зиму семья проводила преимущественно в Петербурге или в Москве.

Вскоре в Поддубье стараниями Николая Петровича открылась одноклассная школа для крестьянских детей. Учителем в школе стал священник Василий Матвеевич Владимиров - духовник художника Алексея Гавриловича Венецианова, жившего по соседству. Григорий посещал эту школу, и получил в ней первичные знания по Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Тогда же он получил свое прозвище «Сорока» за бойкий и любознательный характер.

Крестьянский мальчик

1840 - 1845 годы

В 1840 году Григорий Сорока по Исповедным книгам прихода еще числится крестьянином. В состав дворовых людей он попал в промежуток между 1840 и весной 1842 года. Всего усадьбу в то время обслуживало около 40 человек.

Приметил барин старание в крепостном - что увидит, обязательно зарисует - и решил воспитать «придворного» живописца...

Ну что ж, он добился своего - художник оставил нам его портрет. Как будто спокоен старик, а как всё же недобр, как скучен. Брови что крылья орла-стервятника, рот тонкогубый, зло сжатый, нос клювом. Глаза цепки и холодны. Не пожалеет и заклюёт. Руку помощи не протянет, а плетью по спине вытянет. Да ещё таится в глазах задумчивая недобрость: не так ещё он властвует, как хотел... С того момента, как заметил помещик талант в своём казачке, началась меж ними нескончаемая война...

«Портрет П.И.Милюкова (отец помещика Н.П.Милюкова, хозяина Григория)»

В то же время Григорием был выполнен ещё один портрет - младшей дочери старика Милюкова, сестры Николая Петровича - Анны Петровны Милюковой (1818 - после 1850)

«Портрет А.П.Милюковой» прибл. 1840

Портрет Елизаветы Николаевны Милюковой, в замужестве Березиной

Но было в жизни Сороки и светлое - знакомство с Алексеем Гавриловичем Венециановым. Имя Сороки впервые возникает в письме Венецианова к Милюкову от 24 апреля 1842 года, где он пишет о дальнейшей судьбе живописца и о его освобождении от крепостной зависимости. Он неоднократно просил дать свободу Сороке, но Милюков противился этому, так как готовил Григорию участь садовника. После обучения, отправляя Сорокина обратно к барину, Алексей Гаврилович писал: «Возвращаю Вам вашего Григория с приростом. Моему племяннику Мише на эту станцию уже и не попасть».

Первой крупной картиной Сороки из сохранившихся была «Гумно»

Еще одна из первых картин - зимний пейзаж «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее

Помещику все эти занятия живописью не очень нравилось, и он запретил часто бывать у Венецианова. А потом и вовсе определил Сороку садовником - «знай, сверчок, свой шесток». Логика помещика понятна. Талантливый крепостной художник - это престижно, но должна же быть и практическая польза от дворового. Крепостному заниматься только творчеством - непозволительная роскошь. А художник и садовник - вполне гармоничное сочетание.

Очередная картина Сороки «Вид на палисадник в усадьбе» - лучшее тому подтверждение. Желто-коричневый песок, голубое небо, белое пятно ограды. Вокруг ни души — никем и ничем не нарушаемое безмолвие разлито во всем.

Венецианов утешал ученика: «...при садоводстве рисованье... принесёт большую пользу, и рисованью — садоводство...»

В это время и появилась скорбная складка на лбу у художника. Она заметна и в «Автопортрете» Сороки. Аккуратно, волосок к волоску, причёсан, в сюртуке, при галстуке. Самолюбивая гордость соседствует с печалью спокойной, привычной, и с застенчивым простодушием.

«Автопортрет»

Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет. В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею.

В 1844 году во Всесвятском, принадлежащем двоюродному брату Николая Петровича Милюкова Владиславу Ивановичу, он пишет «Отражение в зеркале».

Большое зеркало в тяжелой раме красного дерева. Перед ним жемчужно-белая ткань, моток ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — уютные принадлежности домашнего тихого труда, которые заняли в картине главное место, отодвинув в глубину зеркала двух беседующих женщин.

Женщины, изображенные на картине, совершенно не ощущают устремленного на них взгляда художника, не позируют ему ни в коей мере. Эта интимность их существования становится объектом изображения и эстетического наслаждения

Ради справедливости надо сказать, что в альбоме «Из истории реализма в русской живописи» под картиной есть небольшое пояснение: «Некоторыми исследователями картина приписывается кисти Г.В.Сороки. Технологическое исследование холста, грунта и красочного слоя, проведенное в Русском музее в 1974 г., не подтвердило этого авторства. Однако некоторые особенности и стилистика картины — обыденность натюрморта, крестьянский типаж, интерес к предметному миру, тщательность передачи натуры — позволяют отнести картину к произведениям школы Венецианова».

Двадцати одного года отроду, в 1844 году он пишет ещё одну картину - «Кабинет в Островках»

«Срезает» первый план и вводит зрителя прямо в кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении. Длинные, обитые штофом диваны работы крепостных мастеров, католическое распятие, статуэтка Наполеона, «готический» чернильный прибор. На конторских счетах отложен год исполнения картины.

Сидящий на диване мальчик - девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году.

«Портрет Конона Милюкова»

1845 - 1847 годы

В эти годы были написаны самые известные картины Сороки, «в наибольшей степени определившие его место в истории русской живописи», это пейзажи - «Вид на плотину», «Рыбаки», «Вид в имении Спасское», «Вид в имении» (пропала в годы Великой Отечественной войны). Надо отметить, что местность, изображенная на полотнах, со времен Сороки почти не изменилась

Не просто картины - русский эпос. «Не миг, но Вечность».

«Вид на плотину в имении Спасское» 1847

«Рыбаки»

«Рыбаки. Вид в Спасском»

«Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии. Вид на озеро Молдино»

Вид на усадьбу «Островки» с Большого острова.

В эти же годы Сорока пишет портрет Венецианова - самое позднее его изображение.

И тем он особенно ценен для истории искусства

«Портрет А.Г.Венецианова»

В это время Венецианов работает над большим заказом - пишет двадцать икон для иконостаса храма в Тверском пансионе для дворянского юношества. Сорока помогает учителю. В письме 15 мая: «Григорий ваш у меня подвизается. Рождество подмалевал (Корреджиево), теперь подмалевывает Благовещение с Альбана, а там будет писать Взятие в небо богоматери Муриллы...»

« Христос, благославляющий детей»

Смерть учителя и крах всех надежд

4 (16) декабря 1847 года в результате несчастного случая по дороге в Тверь погиб любимый учитель.

Венецианов не успел выпить чашку чая, когда в дверь вошли кучер Григорий Лаврентьев и крестьянин Агап Богданов. «Лошади готовы, Алексей Гаврилыч. Что прикажете грузить?» «Возьми чемодан с образцами, а больше вещей у меня нет». Он обернулся к дочери, благословил; целуя, сказал: «Не провожай меня, Сашурушка!». Григорий вскочил на облучок, рядом с ним сел Агап. Венецианов помахал дочери, и колокольчик зазвенел… Кучер отпустил вожжи, и на ухабе его выбросило в сугроб. Обезумевшие лошади летели все быстрее. Кибитку завалило набок и нещадно мотало во все стороны. Венецианов из последних сил сумел ухватить вожжи, но это только ухудшило дело — его поволокло по земле, ударяя о деревья. После особенно сильного удара перчатка соскочила с руки, и тело отбросило в сторону… Венецианов был мертв.

Эксперименты с узнаванием себя в зеркале давно привлекли внимание исследователей. Именно зеркало помогло выявить зачатки самосознания у трёх видов обезьян и дельфинов. Придумал этот тест Гордон Гэллап ещё в семидесятые годы прошлого века. Группе шимпанзе, уже знакомой с зеркалом, красной краской нанесли несколько пятен в районе уха и на щеке. Делалось это под наркозом или во сне. Когда обезьяны приходили в себя их подводили к зеркалу и они тут же хватались за те места, которые у них были помечены краской. Из чего исследователи сделали вывод, что они воспринимают себя, помнят как они выглядели раньше, видя в зеркале отражение, и понимают, что она это они. Тест смог наглядно подтвердить наличие самосознания у шимпанзе.
В дальнейшем тест усовершенствовали – убрали необходимость ставить метки под наркозом, просто добавив фальшивые метки. То есть до животного дотрагивались в нескольких местах, невидимых ему, но лишь в некоторых из них метки, действительно, ставили.

После появились сообщения, что подобные узнавания себя в зеркале наблюдаются у орангутангов и у горилл, а вот другие обезьяны – гиббоны, макаки, капуцины себя в зеркале не узнают. Были проведены подобные эксперименты и на человеческих младенцах. Оказалось, что люди начинают осознавать себя лишь к возрасту 1,5–2 лет. А вот дети с синдромом Дауна и пожилые люди на поздних стадиях болезни Альцгеймера пройти этот простой тест не способны.
После того как работоспособность теста была подтверждена, начался активный поиск других животных, которые тоже могли бы узнать себя в своём отражении. Было протестировано огромное множество самых разных животных. Ни одно из них не узнавало себя в зеркале. Они либо не замечали своего отражения, либо видели в нём другое животное, которое воспринимали или как соперника, или как сексуального партнёра. Нужно было найти объективный критерий, по которому можно было бы оценивать способности животных. В 1973 году такой критерий был предложен Гарри Джерисоном. Он предложил оценивать животное по так называемому коэффициенту энцефализации, который обозначал отношение массы мозга животного к массе его тела. После того, как этот коэффициент был посчитан для большинства животных, оказалось, что они распределяются по этому критерию приблизительно так же, как эти животные проходят различные тесты на интеллект. У относительно сообразительных животных коэффициент был довольно высок, а у животных, испытывающих трудности с выполнением различных задач на интеллект, - относительно низким. В целом шкала выглядела так: сначала человек, потом дельфины афалины,шимпанзе, затем орангутан и горилла, вплотную к этому списку примкнули слоны.

Эксперименты с дельфинами наталкивались на трудности из-за того, что им нечем дотрагиваться до цветных меток, нанесённых на тело. В связи с этим достоверность результатов подобных экспериментов с дельфинами у многих учёных вызывала сомнение. Но на помощь пришла подводная съёмка. При анализе видеозаписей оказалось, что движения дельфинов, разглядывающих на себе метки, оказались закономерными, что убедительно доказало способность дельфинов узнавать себя в зеркало.

Последним млекопитающим, чьё самосознание было доказано экспериментально, стали слоны. Причём произошло это только в 2006 году. До этого исследователям не удавалось учесть всех особенностей этого милого, но весьма габаритного животного. В зоопарке Бронкса (Нью-Йорк, США) в клетку, где содержались три индийских слона, к каменному забору вольера прикрепили большое «слоноустойчивое» зеркало и стали наблюдать, что произойдёт. Увидев зеркало, слоны очень заинтересовались и стали пытаться заглянуть за него. Они вставали на задние ноги и выглядывали за забор, на котором висело зеркало, чтобы увидеть, что находится за ним. Они становились на колени и пытались заглянуть за зеркало снизу. Спустя какое-то время слоны стали, следя за своим отражением, выполнять перед зеркалом самые разные движения - махали хоботом, прыгали вокруг него, ходили медленно или ритмично, заглядывали в него неожиданно и т.д. Позже они стали крутиться перед зеркалом, пытаясь рассмотреть в отражении те части своего тела, которые обычно им не видны. Чтобы доказать, что слоны действительно узнают себя в зеркале, одной слонихе на правой стороне лба нарисовали белый, хорошо различимый на её коже, крестик. Этот крестик слониха не замечала и спокойно гуляла с ним. Однако когда она подошла к зеркалу и увидела там своё отражение, она стала настойчиво пытаться дотронуться хоботом до своего лба, чтобы стереть этот крест. Движения слонов были засняты на видео и выложены в Интернет, так что ни у кого не осталось сомнений, что слоны в зеркале узнают себя.

Самое удивительное, что и среди пернатых нашёлся вид, способный посоревноваться с млекопитающими – это обыкновенная сорока. В прошлом году группа биологов во Франкфурте-на-Майне под руководством Хельмута Приора с помощью «зеркального» теста убедительно доказала, что и сорокам присуще самоосознание. За счет чего происходит распознание – осталось для ученых загадкой. Отдельные структуры мозга, ответственные за это умение, не известны ни у приматов, ни даже у самого человека. Хотя ученые и не сомневаются, что причина всего – сложное социальное поведение. В обществе с себе подобными социальным животным необходима хоть какая-то степень понимания себя и своих собратьев. Оно и становится хорошим «движителем» эволюции.

Сороки стали первыми немлекопитающими, которые доказали, что способны узнать собственное отражение в зеркале. В общем, сороки имеют не такие уж и птичьи мозги.

Учёные провели множество опытов и выяснили, что подобными способностями обладают млекопитающие, хотя все в разной степени. К примеру, мы писали о капуцинах и слонах . Другие животные чаще всего атаковали зеркало, считая, что перед ними чужаки.

Обыкновенная сорока (Pica pica ) относится к семейству врановых. Данный факт в какой-то мере позволяет предполагать, что некоторым интеллектом эти птицы всё же обладают (несмотря на их статус в фольклоре).

Во время исследования, которое провели биологи из университета Гёте во Франкфурте-на-Майне (Goethe Universität, Frankfurt am Main) пять представительниц этого вида были посажены в клетку с двумя отделениями, в одном из которых они могли лицезреть своё отражение.

Для птиц уход за оперением имеет особое значение во многих сферах жизни, может, поэтому они смотрятся в зеркало с таким вниманием (фото Helmut Prior).

Три из пяти птиц провели возле зеркала большую часть времени, прохаживаясь вперёд-назад, заглядывая за непонятный предмет.

Затем их рассадили по отдельным клеткам с зеркалами, а к шее приклеили красный, жёлтый или чёрный стикер (в том месте, где они не смогли бы его разглядеть, не будь перед ними отражения).

Перья в этом месте чёрные, поэтому, к примеру, чёрная наклейка на них не видна (но она была необходима, чтобы подтвердить, что сороки не чувствуют её на перьях).

Эксперимент показал, что две птицы - Голди и Герти (Goldie, Gerti) - попытались оторвать цветные наклейки лапками или клювом. Эти сороки поняли, что перед ними их собственное отражение, а не какое-то другое животное. При этом в клетках без зеркал они не пытались проделать то же самое.

Подобное опознавание своего отражения (пусть лишь у двух из пяти тестируемых) – показатель высшей нервной деятельности, которая предшествует самосознанию и самоанализу у человека, делают вывод учёные в своей статье , опубликованной в журнале PLoS Biology.

Попытка достать наклейку клювом (A) и лапкой (B). Прикосновение к грудке (C), прикосновение к другим частям тела (D) (иллюстрация Prior et al.).

Биологи впервые обнаружили что-либо подобное у птиц. Однако некоторое объяснение этому всё-таки есть: сороки – существа социальные (так же как и приматы, слоны и дельфины), и им необходима хоть какая-то степень понимания себя и своих собратьев. Именно из-за «любознательности» и «наблюдательности» сорок взяли в эксперимент первыми.

Предки птиц и млекопитающих разделились около 300 миллионов лет назад, далее структуры мозга, отвечающие за распознавание себя в зеркале (mirror self-recognition), эволюционировали отдельно. По мнению ведущего исследователя Гельмута Приора (Helmut Prior), появление этого навыка связано с близкими условиями существования в каждом из «обществ».

Ещё один вывод, который делает Приор: нельзя привязывать этот навык к определённым отделам головного мозга млекопитающих (например к неокортексу), ведь у птиц мозг имеет совершенно другое строение.

Данное открытие также может свидетельствовать о том, что определённая степень самосознания присуща не только млекопитающим и сорокам, но и других живым существам - каким именно, ещё предстоит выяснить.

Картина, приписываемая Григорию Сороке, "Отражение в зеркале" находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Как известно, на ней кроме прочего изображен наперсток.
В музее, кстати, эту картину я не искала. Правда, у нас имеется каталог живописи XVIII - XX в.в. Государственного Русского музея. Любопытства ради заглянула туда. Каково же было мое удивление, когда под искомой картиной не нашла надпись — Г.Сорока. Григорию Сороке картина даже не приписывается. Она находится в разделе "Произведения, авторы которых не установлены": Отражение в зеркале. Вторая четверть XIX века. Масло, холст. 41.5 x 38.5 Поступила в 1918 году от Л.И.Михайлова.

В альбоме "Из истории реализма в русской живописи" (Москва, Изобразительное иск., 1982) помещена цветная репродукция с подписью: "Неизвестный художник второй половины XIX века. Отражение в зеркале". Внизу небольшое пояснение: "Некоторыми исследователями картина приписывается кисти Г.В.Сороки. Технологическое исследование холста, грунта и красочного слоя, проведенное в Русском музее в 1974 г., не подтвердило этого авторства. Однако некоторые особенности и стилистика картины — обыденность натюрморта, крестьянский типаж, интерес к предметному миру, тщательность передачи натуры — позволяют отнести картину к произведениям школы Венецианова."

Взяла в библиотеке книгу В.М.Обухова "Григорий Сорока" (М. Искусство, 1982). Цитирую: "Автор книги относит "Отражение в зеркале" к произведениям Сороки, несмотря на то, что в каталоге выставки "Григорий Сорока. 1823-1864" (Л., 1975, с.84) эта работа отнесена к произведениям, лишь приписанным Сороке". И о картине: "Фактически перед нами натюрморт. Натюрморт с зеркалами. Но эти зеркала привносят в картину совсем особую жизнь. Они отражают в себе двух женщин, занятых обычными делами, обычными разговорами, — человеческая жизнь оказывается погруженной в натюрморт, и вещи оживают, раскрываются вовне, теряют в какой-то мере свою замкнутость.
Торжественное величие предметов, их строгая замкнутость несколько смягчаются острым ощущением осязательной ценности вещей, их материальности. Начатки эстетического отношения к предметам ощущаются в трактовке серебряного наперстка, шелковой, туго набитой подушки, полированной, красного дерева шкатулки.
Большая часть предметов дается в отражении. В них уже нет прежней "данности", сама их явленность иллюзорна. Наш взгляд, лишь дважды преломившись, достигает того уголка, в котором сидят женщины. Почти невозможно определить, где они действительно находятся — не как отражения, а как реальные люди. Как "данность" воспринимается нами не столько само их бытие, сколько тихость, интимность этого бытия, объемлющая и нас. Мы словно ощущаем тяжесть "придвинутых" к нам предметов: зеркала, наперстка, куска ткани.
Женщины, изображенные на картине, как и герои больших пейзажей, своими жестами, действиями, позами никак не соотнесены со зрителем. Они совершенно не ощущают устремленного на них взгляда художника, не позируют ему ни в коей мере. Но эта естественность и независимость их бытия объясняется лишь особой позицией художника (и зрителя) по отношению к тому уголку, где эти женщины находятся, позицией, созданной игрой отражений. Сама интимность их существования, его естественность становится объектом изображения и эстетического наслаждения. Возникает ощущение хрупкости, неустойчивости этого протекающего в зеркальной глубине, не потревоженного посторонним взглядом быта. Прекрасно переданная, почти осязаемая объемность и материальность предметов переднего плана еще более усиливают это впечатление."

В книге Ю.Я.Герчука "Живые вещи" есть очень хорошая цветная иллюстрация картины "Отражение в зеркале" (она приведена на этой странице). Автор указывает, что картина конца 1840-х годов приписывается Г.Сороке. О самой картине рассказывается так: "Она поражает необычной для своего времени фрагментарностью и остротой композиции. Большое зеркало в тяжелой раме красного дерева изображено в упор, вплотную, так, что оно даже не помещается на холсте. Перед ним, на аванплане оставленное шитье — жемчужно-белая ткань, моток ниток, поблескивающие ножницы, игольник, наперсток — те уютные принадлежности домашнего тихого труда, которые мы уже встречали <...>. Но теперь они заняли в картине главное место, отодвинув в неясную глубину зеркала простую жанровую сценку — двух беседующих женщин. Такое же шитье лежит перед одной из них и связывает как будто бы замкнутую в себе группу с натюрмортом через сложную систему пространств, планами уходящих в зеркало.
Изображение зеркала, отражения всегда придает картине какую-то иррациональность, романтическую напряженность. Иллюзорное пространство картины получает в отражении новую степень отвлеченности. Появляется еще одна картинная плоскость, почти что параллельная настоящей, а за ней — вывернутый мир, отражение чего-то находящегося на самом деле не там, а здесь, чуть ли не рядом со зрителем, в его, а не картинном пространстве. Так рама зеркала и натюрморт перед ней оказываются единственным, что в картине материально и прочно. Лишь они в своем твердо определенном месте, все прочее вращается вокруг них в таинственном преломлении пространств, оттеняющем спокойную простоту и осязаемую реальность вещей. В них живет дух ясности и порядка, вопреки их свободному и как будто случайному размещению. Белая ткань аккуратно приколота к шелковой подушке для иголок, шитье не брошено, а лишь ненадолго оставлено, и медленный ритм неторопливой работы застыл в мягких, плавно льющихся складках".

Вот такое загадочное это "Отражение в зеркале".

Использованная литература:
Каталог живописи XVIII - XX века Государственного Русского музея. — Л.: Аврора и Искусство, 1980.
Из истории реализма в русской живописи. — М.: Изобразительное иск., 1982.
Обухов В.М. Григорий Сорока. — М.: Искусство, 1982.
Герчук Ю.Я. Живые вещи. — М.: Советский художник, 1977.

Благодарю С.Нарожную за присланные цитаты "Из истории реализма в русской живописи".

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Русские наперстки" обязательна.

Григорий Васильевич Сорока 1823-1864гг - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.
В русском искусстве „ Автопортрет" Сороки - один из наиболее искренних, вероятно, художник написал его „для себя".
Портрет остался в его семье, где хранился более ста лет.
Автопортрет 1840г

Художник написал себя в возрасте 20-30 лет.
В 1976 году на открытии выставки, посвященной творчеству Сороки, правнуки художника передали его в дар Русскому музею

Гумно 1843г

Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина.

Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым
Дом в Островках ~1844г
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в

Созданные Сорокой в середине 1840-х годов картины "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.
Вид на плотину в имении Спасское конец 1840-ых г

Рыбаки Вторая половина 1840-х


Вид на озеро в имении Островки ~1840-ые г

Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова Около 1842 предположительно, одна из самых ранних живописных работ художника.
В картине очень свежо и убедительно передано впечатление жаркого летнего дня: залитые солнцем дорожки с резкими тенями, яркая на свету и, кажущаяся почти черной в тени, зелень газонов, деревьев, кустов, испещренные бликами и штрихами, вспыхивающие на солнце листья и стебли

Кабинет в Островках 1844

Изображен кабинет Николая Петровича Милюкова в его имении Островки Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера

Кабинет обставлен в соответствии со вкусом своего владельца - достаточно образованного и любящего комфорт человека. Длинные, обитые штофом диваны - работа крепостных мастеров - создают атмосферу уюта. Интерьер украшен предметами, модными в годы позднего романтизма, - католическим распятием, статуэткой Наполеона, человеческим черепом и «готическим» чернильным прибором

На конторских счетах отложено число -1844 - год исполнения картины. Сидящий на диване, погруженный в чтение мальчик, - девятилетний сын помещика Конон Милюков. Ему принадлежал альбом с портретными зарисовками милюковских крестьян, выполненными Сорокой в 1842 году. На стене кабинета висит картина Сороки «Флигель в Островках», ныне находящаяся в Русском музее.

Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.
Отражение в зеркале ~1850г

Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров Возрождения
Портрет Е.Н.Милюковой
(дочери помещика Н.П.Милюкова) конец 1840-ых

Портрет Л.Н.Милюковой
(дочери помещика Н.П.Милюкова) 1840ые
Лидия Николаевна Милюкова, старшая дочь помещика Н.П. Милюкова, жила и воспитывалась в Островках - усадьбе, где на правах крепостного жил и работал Григорий Сорока. Художник А.Г. Венецианов, сосед и приятель Милюкова, часто упоминает в своих письмах о ней и ее младшей сестре, посылая приветы и выражая желание полюбоваться на кудри Елизаветы Николаевны и на косы Лидии

В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков
Часовня в парке ~1850г

В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной.
Вид на озеро Молдино ~1840-ые г




Top