Составить предложение с фразеологизмом золотой дождь. Фразеологизмы

Предложения с фразеологизмами часто употребляются в нашей речи. Фразеологизм обладает чудесным свойством – скажешь его, и сразу всем становится ясно, какую мысль хотели донести. Не надо огород городить, много слов подбирать – сказанный фразеологизм заменяет пояснительную речь.

Все в классе знали, что у Алины Якалкиной язык хорошо подвешен, поэтому на конкурс под тем или иным предлогом отправили именно её.

Наш кот Васька – шальная голова, вечно на рожон лезет, а потом чует носом, что надо прятать концы в воду.

Вот сходишь в разведку, тогда узнаешь, где раки зимуют.

Уму непостижимо, как за такой короткий срок отреставрировали огромный замок.

Чуть свет Василий пришел к Михаилу Петровичу, покрутился вокруг да около. Он всё пытался найти с ним общий язык, да так и ушел не солоно хлебавши.

У меня язык не поворачивался назвать его хвастуном.

На даче все знали, что у Полины Ермолаевны язык без костей.

— Час от часу не легче, — сказала Елизавета, узнав про то, что надо именно сегодня написать сочинение.

— Придётся пойти на выдумку, чтобы сделать всё без сучка, без задоринки.

Ума не приложу, как с засухой бороться, какие меры предпринять?

— Не откладывая дела в долгий ящик, вернемся к нашим баранам, — сказал овощевод Иванов.

На школьном стадионе народу была тьма-тьмущая, пришел и Иван Митрофанович, злющий, точно с цепи сорвался.

Он предпочёл воспользоваться сложившейся ситуаций, убить сразу двух зайцев.

— Ему виднее, он на этом собаку съел, — тихо заметил счетовод Козлов.

Откуда ты взялся на мою голову? С Луны свалился? Из какой глухомани приехал? А, с хутора Выселки. Эка важность! А что молчишь, как будто воды в рот набрал?

В гараже все знали, что с мастером Николаем шутки плохи, особенно, если тот встал не с той ноги.

Они готовы были даже соврать, лишь бы всё у них было шито-крыто.

Шутки шутками, а к первому этапу строительства мы ещё и не приступали.

Мутить воду – это хобби Ивана Ивановича. А как отвечать за дело – молчит, как будто воды в рот набрал.

Это выглядело нелепо, когда Клара Васильевна, очутившаяся у разбитого корыта, назойливо учила других правильно жить.

Новичок, видно, плотничал, не ломал голову – сверстал тяп-ляп.

Не знаю, что на него нашло, но он присутствующим просто проел плешь.

Чудной это был председатель — то щедрой рукой выделял деньги на сельский клуб, то жалел копейки на покупку чайника для бухгалтерии.

Шутка в деле, проехать тысячи километров, и снова отправляться в путь.

Что ты тянешь резину, говори как есть, поедешь летом в лагерь или нет?

У молодежи там свои шуры-муры, меня туда не допускают, — жаловалась бабушка соседке.

Как это я не заметила подвоха, ведь тут всё шито белыми нитками.

РАЗДЕЛ: “ЛЕКСИКОЛОГИЯ”

ТЕМА: ”ФРАЗЕОЛОГИЯ”

1. Составьте 10

2. Составьте 10 синонимических цепочек фразеологизмов , с указанием лексического значения каждой идиомы. В каждой синонимической цепочки должно быть не менее трёх фразеологизмов. При выполнении задания используйте фразеологические словари современного русского литературного языка; повторите значение термина “синоним”. Задание выполните по нижеприведённому образцу.

1 синонимическая цепочка фразеологизмов: сыграть в ящик, пришёл карачун, отдать Богу душу, приказать долго жить, дать дуба, общее лексическое значение - “умереть”.

3. Составьте 10

1 антонимическая пара: бить баклуши (лексическое значение “бездельничать”) – работать, не покладая рук (лексическое значение “без отдыха, безостановочно”)

__________________________________________________________________________

РАЗДЕЛ: “ЛЕКСИКОЛОГИЯ”

ТЕМА: ”ФРАЗЕОЛОГИЯ”

1. Составьте 10 предложений с фразеологизмами . В составленных предложениях фразеологизм подчеркните и укажите его лексическое значение. Перед выполнением задания, повторите значение понятия “фразеологизм”. Используйте фразеологические словари современного русского литературного языка. Задание выполните по нижеприведённому образцу.

1. Он из тех, кто любит поднимать бурю в стакане воды. Лексическое значение “буря в стакане воды” - “ссора из-за пустяка”.

2. Составьте 10 синонимических цепочек фразеологизмов , с указанием лексического значения каждой идиомы. В каждой синонимической цепочки должно быть не менее трёх фразеологизмов. При выполнении задания используйте фразеологические словари современного русского литературного языка; повторите значение термина “синоним”. Задание выполните по нижеприведённому образцу.

1 синонимическая цепочка фразеологизмов: сыграть в ящик, пришёл карачун, отдать Богу душу, приказать долго жить, дать дуба, общее лексическое значение - “умереть”.

3. Составьте 10 антонимических пар фразеологизмов с указанием лексического значения каждой идиомы. При выполнении задания используйте фразеологические словари современного русского литературного языка; повторите значение термина “антоним”. Задание выполните по нижеприведённому образцу.

1 антонимическая пара: бить баклуши (лексическое значение “бездельничать”) – работать, не покладая рук (лексическое значение “без отдыха, безостановочно”).

Абсолютно каждый человек употребляет в общении с другими людьми фразеологизмы. А что такое фразеологизм и с чем его едят? – это устойчивое сочетание слов, то есть с неизменным порядком, которые в свою очередь, по отдельности не означают все то же самое, что вместе.

Откуда же родом фразеологизмы? Кто их придумал? Вероятно, что фразеологизмы, они же идиомы, афоризмы, крылатые выражения начали существовать с тех времен, как появилась человеческая речь.

Вплотную заниматься изучением фразеологизмов начал академик В.В. Виноградов, он же и положил начало фразеологизмам, как лингвистической дисциплине. В настоящее время довольно таки трудно представить нашу жизнь без фразеологизмов. Зачастую мы употребляем их в какой-то конкретной ситуации, бывает даже для связки текста, чтобы эмоционально усилить эффект от сказанного. В некоторых моментах невозможно обойтись без фразеологизмов! Например, «не заговаривай мне зубы» в значении - не говори лишнего, согласитесь более эмоционально и настойчиво звучит фразеологизм, нежели просто просьба не говорить лишнее, ненужное.

Фразеологизмы: примеры и их значения.

История возникновения. Происхождение фразеологизмов.

Например, такой фразеологизм, как «водить за нос» в своем единстве означает обманывать человека, если брать слова по отдельности, то смысл уже теряется. История возникновения данного фразеологизма уходит в Среднюю Азию. Раньше там водят верблюдов и быков за верёвки, которые привязаны к кольцам, продетым через нос верблюда или быка. Таким образом, нрав животного становится более покладистым. Такой фразеологизм, как «дело в шляпе» , означающий, что все хорошо, порученное дело выполнено, «родился» в далеком-далеком прошлом, несколько столетий назад, когда важные письма и бумаги доставлялись гонцом на конной артиллерии. В те времена везти сумку с важными бумагами было крайне опасно, так как в пути могли напасть разбойники и отобрать ее. Для сохранения важных бумаг их зашивали в подклад шляпы гонца, и он доставлял их до указанного места в целости и сохранности.

Или, например, фразеологизм «заруби себе на носу» , означающий запомнить раз и навсегда! Не подумайте, ни с какими телесными издевательствами он не связан. Просто в древности, когда люди еще были неграмотными, они всюду носили с собой маленькую дощечку и если, что-то необходимо было запомнить, они делали на ней засечки. Эта маленькая досочка и называлась нос. Интересно, не права ли?

Предложения с фразеологизмами: примеры.

Несколько примеров использования фразеологизмов в предложениях.

  • Да он не пойдёт сегодня в школу, как пить дать!
  • Твой друг довольно странный, как не от мира сего.
  • У него на лбу написано , кто он такой.
  • Блудный сын домой вернулся!
  • Я всё знаю, можешь меня за нос не водить.

Фразеология - раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов. Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, или устойчивое выражение. Используется для называния предметов, признаков, действий. Оно представляет собой выражение, возникшее однажды, ставшее популярным и закрепившееся в речи людей. Выражение наделено образностью, может иметь переносный смысл. Со временем выражение может принять в обиходе широкий смысл, частично включающий изначальное значение или вовсе исключающий его.

Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Входящие в фразеологизм слова по отдельности не передают смысла всего выражения. Фразеологизмы могут быть синонимичны (на краю света, куда ворон костей не заносил) и антонимичны (возносить до небес - втаптывать в грязь). Фразеологизм в предложении является одним членом предложения. Фразеологизмы отражают человека и его деятельность: труд (золотые руки, валять дурака), отношения в обществе (закадычный друг, вставлять палки в колёса), личные качества (задирать нос, кислая мина) и т.д. Фразеологизмы делают высказывание выразительным, создают образность. Устойчивые выражения используются в художественных произведениях, в публицистике, в бытовой речи. Устойчивые выражения называют иначе идиомами. Много идиом в других языках - английском, японском, китайском, французском.

Чтобы наглядно увидеть использование фразеологизмов, обратитесь на странице ниже к их списку или .

План инфо-урока

1.Фразеологизмы, которые являются в предложении сказуемыми, и их лексическое значение

2.Примеры предложений с фразеологизмами

3.Примеры предложений с метафорами (или разновидностью метафоры - олицетворением)

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

1.Чёрная кошка пробежала - произошла ссора, размолвка, испортились отношения.

2.Прийти в себя - выходить их обморочного, бессознательного состояния; обретать душевное спокойствие после нервного стресса.

3.Пуд соли съесть - очень хорошо знать какого-либо человека, пережив с ним различные жизненные ситуации.

4.Бить баклуши - бездельничать, праздно проводить время.

5. Болеть душой - сильно переживать, волноваться, беспокоиться о ком или о чем.

6.Подливать масла в огонь - 1.Какими-либо действиями, поступками обострять отношения; усугублять какие-либо чувства, настроения и т. п.

2. Повышать, разжигать интерес, внимание к кому-либо или к чему-либо.

7.Дух захватывает - тяжело, трудно дышать (от избытка чувств, сильных переживаний, ощущений и т. п.).

9. Задирать нос - зазнаваться, важничать.

10. Ломать голову - 1.Усиленно думать, придумывать что-либо, стараясь помочь кому-либо. 2. Усиленно, напряжённо думать, стараясь понять, разрешить что-нибудь трудное, сложное.

11.Портить (испортить, попортить) кровь - причинять большие неприятности, огорчения.

12.Пожинать плоды - пользоваться результатами сделанного.

13. Ухом не ведёт - не обращает никакого внимания.

14.Души не чаять - очень сильно любить.

15.Приходить в голову - возникать, появляться в сознании (о мыслях, намерениях)

16.Не иметь равных - не походить ни на что.

17.Не тронуть пальцем - не причинять ни малейшего вреда.

2.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

чёрная кошка пробежала между ними, и они поклялись погубить один другого. (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

2)Я не мог прийти в себя от изумления. (В.Каверин)

3)Тебе я могу всё сказать, мы с тобой пуд соли съели. (Б.Галин)

4)Надо с ним пуд соли съесть , а потом судить о нём. (П.Игнатов)

5)Русский символизм кончился давно, но со смертью Брюсова он канул в лету окончательно. (С.А.Есенин)

6)Эта иллюзия заставляла спорщиков забывать, что событие, о котором они говорят, описано, может быть, ещё год назад и давно кануло в лету . (М.Новорусский)

7)Смотри, как я разогнался, аж дух захватывает , - насмехался Вась Васич

8)Мало-помалу я стала приходить в отчаяние, у меня дух захватывало от горя. (Ф.М.Достоевский)

9)Шум, говор, стук, прилив и отлив толпы поразили меня; у меня дух захватило . (В.О.Ключевский)

11)От рассказов этих о темных ночах, о лосях, о берлогах, о медведях дух захватывало . (В.П.Астафьев)

12)Вася принял его интерес за чистую монету и с радостью пояснил:

13)Его слова прозвучали так, что даже Ася, изучившая его манеру говорить чепуху с серьёзной миной, приняла их за чистую монету. (К. Федин. Необыкновенное лето)

14)Егорушка… всё принимал за чистую монету

15)Как она ухаживала за мной, как ласкалась ко мне, как ободряла и нежила моё сердце!.. А я… я принимал всё за чистую монету … (Ф.М.Достоевский. Белые ночи)

16) [Фамусов]: Вот рыскают по свету, бьют баклуши . Воротится, от них порядка жди. (А.С.Грибоедов. Горе от ума)

17)Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить , что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. (Л.Н.Толстой. Детство)

18)Отец пытался определить Артёма в вечернюю школу. Наконец он плюнул: «Хоть в золотари ступай, а будешь бить баклуши

19)Я не о себе душой болею

20)- Кто вас обидел, за что? Говорите, говорите, мы о людях день и ночь душой болеем . (А.Н.Толстой. Петр Первый)

21)По-моему, вопросы Софьи Борисовны доказывают только то, что она болеет душой за дело. (Г.Матвеев. Семнадцатилетние)

22)Светловидову не терпелось узнать, что произошло, кто же в конце концов прыгнул в окно. Но не стоило подливать масла в огонь

23)Статьи « Нового времени» и Софьи Андреевны Толстой, громившие молодого писателя, только подливали масла в огонь , и об Андрееве и о « Бездне» заговорили все: ктоза, ктопротив. (Н.Д.Телешов. Записки писателя)

24)Смотритель ещё подливал масла в огонь .

А как мы их всех будем перевозить? Особые экипажи для них заказывать, что ли? (В.В.Вересаев. На японской войне)

25)Могло быть, что сии достойные люди на другой же день помирились бы, если бы… происшествие в доме Ивана Никифоровича не уничтожило всякую надежду и не подлило масла в готовый погаснуть огонь вражды. (Н.В.Гоголь)

26)Анненька хотела было возразить, однако поняла, что это значило бы только подливать масла в огонь , и смолчала. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

27)Профессор [Вовка Корольков ] знает про всё на свете, начиная от моллюсков и кончая космосом. Но он не задается, никогда не задирает нос перед товарищами. Для него самое главное в жизни - это математика. (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

28)Он занял первое место на олимпиаде и задрал нос.

29)Он, брат, как видно, отличный парень и носа вовсе не задирает . (А. Плещеев)

30)Фома Фомич… как-то еще больше глупел при удачах и задирал нос все выше и выше. (Ф.М.Достоевский)

31)Он успел снискать себе всеобщее уважение в городе тем, что не задирал носа и не загордился. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

32)Вася прослушал весь список своих прегрешений и ломал голову , как мог пульт оказаться у тёти Аси, но ни одного путного объяснения в голову не приходило. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

33) Долго мы ломали голову над тем, как бы перебросить на тот берег

34)— Братья! Вы наши плоды пожинаете !

Нам же в земле истлевать суждено.

Все ли нас, бедных, добром вспоминаете

Или забыли давно? (Н.А.Некрасов. Железная дорога)

35)Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал

36)Иной скажет мне слово, меня всего проймет, другой то же самое слово скажет или еще красивее - я и ухом не веду. (И.С.Тургенев. Рудин)

37)А Мишенька и ухом не ведет :

Со светом Мишка распрощался,

В берлогу теплую забрался,

Да у моря погоды ждет. (И.А.Крылов. Медведь у пчел)

38)Куда! - никто и ухом не ведет,

Как будто б ложные я распускала вести. (И.А.Крылов. Мыши)

39)...Мой Иван Семеныч пренравный, а души во мне не чаял и баловал, как малого ребенка. (Л.А.Мей. Псковитянка)

40)Отец с матерью души в ней не чаяли : была у них Настенька одна-единственная дочь - детище молёное, прошеное. (П.И.Мельников. Бабушкины россказни)

41)Мой господин во мне души не чает. (И.А.Крылов. Две собаки)

42)Пришло в голову с удивительной ясностью, что для того, чтобы всегда было хорошо - всегда думать о других… (Л.Н.Толстой)

43)За 20 лет… ей [Варе] никогда в голову не приходит сказать не то, что она определенно думает. (В.Розанов)

44)Мне уже было… лет пятнадцать… В это приблизительно время я впервые поставил себе вопрос о том, что такое театр, и должен признаться, что мысль о том, что театр нечто серьезное… мне не приходила в голову . (Ф.И. Шаляпин)

45)Алпатов, с риском сказать непоправимую ерунду, хватается за первое, что приходит ему в голову . (М.М.Пришвин)

46)Вот подыму завтра всех в пять часов — будет вам собрание.

— Вон что! А мы сами в четыре встанем.

Павел Кириллович подумал, что бы такое ответить, но спросонья ничего не приходило в голову. (С.Антонов. Лена)

47)[Белесова ]: Мне иногда приходит в голову , не сумасшедший ли он. (А.Н.Островский. Богатые невесты)

48)Обиднейшие прозвища должны были переносить взрослые… от самых малолетних и не смели их тронуть пальцем . (Н.В.Гоголь)

49) - В кого ты растешь, драчун этакий? Погоди, дорвусь я до тебя! - угроза оставалась угрозой, а Анисим пальцем не трогал Кольку. (Е.Мальцев)

50)...Не бойтесь, люди!

Мне боярин клятву

Святую дал, что никого из вас

Не тронет он ни пальцем ! (А.Толстой. Царь Федор Иоаннович)

51)Узнал [исправник] мое дело и говорит:

Пальцем, говорит, не смейте девку трогать ; она ни в чем не виновата... (А.Ф.Писемский. Леший)

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С МЕТАФОРАМИ (ИЛИ РАЗНОВИДНОСТЬЮ МЕТАФОРЫ - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ)

1)Что ещё прорастало из детства

2)Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. (По В.П.Астафьеву)

3)… афиши захлёбывались на всех заборах. (По И. Друцэ)

4)И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды . (По В.М.Пескову)

5)Из-за кадки поднялась метла произнесла : «Полетаем?» (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

6)Когда шок от увиденного прошёл, к тёте Асе вернулось красноречие . (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

7)Бежать от одиночества неправильно и бесполезно, считают учёные. (По М.Широковой)

8) Только наедине с собой можно услышать свою душу , найти и понять того единственного, кто никогда тебя не покинет, - самого себя. (По М.Широковой)

9)А если задуматься, то чуть ли не каждое второе слово может поставить нас в тупик ! (По М.Аксёновой)

10)Истинный Цицерон швабры, тётя Ася пересыпала свою речь такими эпитетами, что иные ораторы умерли бы от зависти . (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

11)Полные страданий, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева, живые, каким и не всякий человек может быть, книги замирают на полках. 14)И всё-таки они кричат . (По С.Л.Соловейчику)

12)И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти сделаться частицей

12)Солнце умывалось за неровной кромкой бора…

13)Год проходит за годом

14)Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

15)Не стареют лишь его книги . (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

16)Через века дошли до нас мысли и чувства

17)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно [милосердие] пригрелось , незаметно укоренилось

18)Взгляд мой остановился

4.ТЕСТЫ

1)Раньше они всегда были союзниками, а теперь какая-то чёрная кошка пробежала между ними, и они поклялись погубить один другого. (Д.Н.Мамин-Сибиряк)

2)Я не мог прийти в себя от изумления. (В.А.Каверин)

3)Что ещё прорастало из детства ? Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (По В.М.Пескову)

4)Тебе я могу всё сказать, мы с тобой пуд соли съели. (Б.Галин)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Отец пытался определить Артёма в вечернюю школу. Наконец он плюнул: «Хоть в золотари ступай, а будешь бить баклуши - из дома выгоню». (В.Авдеев. Шаг вперёд)

2)И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды . (По В.М.Пескову)

3)Я не о себе душой болею , а об народе, какой вышел из колхоза и какому вы хлеб обратно не возвертаете. (М.А.Шолохов. Поднятая целина)

4)Светловидову не терпелось узнать, что произошло, кто же в конце концов прыгнул в окно. Но не стоило подливать масла в огонь : Громов и так был расстроен. (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Смотри, как я разогнался, аж дух захватывает , - насмехался Вась Васич. (По повести Т.Крюковой «Чародейка с задней парты»)

2)Вася принял его интерес за чистую монету и с радостью пояснил:

Никуда. Ускорители прикрепляются к ботинкам. Внутри трубок заложено топливо. Если запалить фитиль, топливо начинает сгорать, происходит преобразование тепловой энергии в механическую, и коньки набирают огромную скорость. (По повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

3) [Фамусов]: Вот рыскают по свету, бьют баклуши . Воротится, от них порядка жди.(А.С.Грибоедов. Горе от ума)

4)Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. (По В.П.Астафьеву)

Укажите номер предложения, в котором выделенное(ые) сочетание(я) слов являет(ют)ся ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ(АМИ).

1)Полные страданий, мудрости, улыбок, иронии, лукавства, гнева, живые, каким и не всякий человек может быть, книги замирают на полках. 14)И всё-таки они кричат . (По С.Л.Соловейчику)

2)И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтобы сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я. (По В.П.Астафьеву)

3) - Кто вас обидел, за что? Говорите, говорите, мы о людях день и ночь душой болеем . (А.Н.Толстой. Петр Первый)

4)Из-за кадки поднялась метла и внятно человеческим голосом произнесла : «Полетаем?» (По повести Т.Крюковой «Чародейка с задней парты»)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Его слова прозвучали так, что даже Ася, изучившая его манеру говорить чепуху с серьёзной миной, приняла их за чистую монету (К.А.Федин. Необыкновенное лето)

2)…в дверях кабинета стоял Горький и, сморщившись, давился от беззвучного смеха .(По В.А.Рождественскому. Страницы жизни)

3)Он, брат, как видно, отличный парень и носа вовсе не задирает . (А.Н.Плещеев)

4)Долго мы ломали голову над тем, как бы перебросить на тот берег танки. (Б. Бычевский. Город-фронт)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)И тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, коричневый бульдог, любимица всей семьи. Она пришла в ярость , чувствуя запах медвежьей шубы…(По В.А.Рождественскому. Страницы жизни)

2)Если Профессор [Вовка Корольков ] был симпатичен Серёжке, то верзила Гусев попортил ему немало крови . (По фрагменту из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

3)Он [Алексей Мересьев ] перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять летал.(По Б.Н.Полевому. Повесть о настоящем человеке)

4)Егорушка… всё принимал за чистую монету и верил каждому слову… (А.П.Чехов. Степь)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)Он [А.С.Пушкин] терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым своим бытом, вначале очень для него тягостным; что тут хотя невольно, но всё-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с Музой живёт в ладу и трудится охотно и усердно. (По И.И.Пущину. Записки о Пушкине)

2)Солнце умывалось

3)Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что бог послал в губернский город. (Н.В.Гоголь. Мёртвые души)

4)Никто и ухом не ведет . (И.А.Крылов. Басня «Мыши»)

1)Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. (По Е.И.Осетрову. Живая Древняя Русь)

2)Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (К.Г.Паустовский. Скрипучие половицы)

3)А с умыслу он мухи не обидит . (И.А.Крылов. Слон на воеводстве)

4)Год проходит

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.

1)Мой господин во мне души не чает . (И.А.Крылов. Две собаки)

2)Не стареют лишь его книги . (По Б.Д.Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

3)Через века дошли до нас мысли и чувства художника. (Е.О.Каменева. Твоя палитра)

4)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно [милосердие] пригрелось , незаметно укоренилось . (По Д.А.Гранину. Из очерка «О милосердии»)

Укажите номер предложения, в котором выделенное сочетание слов является МЕТАФОРОЙ.

1)При этом никому не приходило в голову , что в истории неизвестен факт приезда из Италии в Москву никакого Колонны. (Г.П.Смолицкая. Занимательная топонимика)

2)Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных . (По А.И.Немировскому. Мифы Древней Эллады)

3)Один только Гиляровский мог безнаказанно прихоть в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. Его никто не посмел бы тронуть пальцем . Лучшей охранной грамотой было его великодушие. (По К.Г.Паустовскому)

4)Взгляд мой остановился на часах. (По Л.Обуховой. Любимец века)

5.ОТВЕТЫ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.А.В.Жуков. Лексико-фразеологический словарь русского языка. М. ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2003.

2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

3.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

4.Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский 1997

5.Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008

6.Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина. Крылатые слова. — М., 1960.




Top