Sotheby s аукцион как стать участником. Как русские торгуются на аукционе “Сотбис”

В аукционном доме «Сотбис» начался осенний сезон. Фото Павла Терехова

В аукционном доме “Сотбис” вечером в четверг был аншлаг – продавали Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и советского основоположника абстрактного искусства Казимира Малевича. Среди покупателей наверняка были миллиардеры из России и других постсоветских стран. На аукционах, где продают работы старых мастеров и европейскую живопись 19 века, они традиционно покупают около трети лотов. В зале – рядом с дамами в одежде от кутюр и господами в бабочках – были и простые смертные: им регулярно дают возможность полюбоваться искусством, перед тем как оно осядет в коллекциях богатых и знаменитых.

Аукционный дом “Сотбис” в Нью-Йорке уже более 250 лет распродает картины разных эпох и направлений, ювелирные изделия, мебель, коллекционное вино и даже автомобили. И арт-рынку не страшны ни кризисы, ни санкции. “Сотбис” только за первые шесть месяцев заработал три миллиарда семьсот миллионов долларов, к 2016 году компания собирается собрать семь миллиардов.

В святая святых искусства

Богатых клиентов здесь принято встречать с порога. Улыбчивый швейцар обязательно скажет “Добро пожаловать в “Сотбис” и откроет дверь. На первом этаже гостей уже ждут девушки. “Пожалуйста, поднимитесь на второй этаж,” – приветствует длинноногая леди в черном. На стойке регистрации посетитель получает специальный номер-табличку, которую потом поднимает в нужный момент на аукционе.

Торги проходят в специальном зале на седьмом этаже, но сначала – шампанское. Официанты предлагали “Просеко”, кто-то поинтересовался напитками покрепче, но их не было. Светские беседы – обязательный элемент события.

Одни бурно обсуждают новости искусства, другие сплетничают про звезд. “Вчера Вуди Ален приезжал, видели?” – говорит седовласый мужчина своему приятелю.

Звезды действительно приезжают в “Сотбис”. Два года назад поп-дива Мадонна здесь продала картину Фернана Леже “Три женщины за красным столом” за семь миллионов долларов. А когда-то купила всего за три. Говорят, что взамен Леже певица приобрела что-то из коллекции старых мастеров.

Международный директор русского искусства “Сотбис” Джо Викери специально приехала в Нью-Йорк из Лондона ради Малевича. Она знакомит “Форум” с аукционистом и ведущим вечера Генри Уиндхэмом. “Мы скоро начинаем. Поторопитесь,” – приглашает он.

Международный директор русского искусства «Сотбис» Джо Викери ради Малевича приехала в Нью-Йорк. Фото Павла Терехова

Ван Гог, Пикассо, Малевич

В зал едва вместились все гости. Их было около 250, не считая тех, кто участвовал в торгах онлайн. Публика подобралась разношерстная: дамы в шляпах, элегантные господа в клубных пиджаках, а кое-кто и в повседневной одежде. Большинство людей – не богатые ценители искусства, а их агенты. Есть и эксперты, которые помечают цену продажи в каталоге, и даже зеваки – простых смертных тоже пускают в “Сотбис” полюбоваться искусством.

На вечерние торги в «Сотбис» в Нью-Йорке пришли более двухсот человек. Фото Павла Терехова

Ведущий Генри Уиндхэм напоминал дирижера, вот только вместо палочки в руках у него был молоток, которым он ударял по кафедре. Как только раздавался баритон Генри, в зале наступала гробовая тишина.

Начальная стоимость каждого лота отображалась на электронном табло, сами предметы искусства появлялись на вращающейся карусели. Представляли их безупречные люди в черных фартуках и белых перчатках. Страсти накаляются, цены нешуточные: пять, десять, двенадцать миллионов долларов. Генри Уиндхэм просит стакан воды и шутит: ”Подумайте хорошо, пока я выпью”. Одна из первых интриг вечера: картина “Мистический супрематизм” советского художника Казимира Малевича. Стартовая цена за этот черный крест на красном овале – 35 миллионов долларов. Буквально через мгновенье кто-то дает на полмиллиона больше. Аукционист не впечатлен, делает паузу и говорит: “Я буду ждать долго”. Итого, с учетом всех налогов, полотно приобрели за 37,8 миллионов долларов.

Продажа картины Казимира Малевича «Мистический супрематизм» . Фото Павла Терехова

Больше ажиотажа вызвал Винсент Ван Гог. Торги продлились более пяти минут. Картина “Пейзаж под бурным небом” ушла за 54 миллиона долларов. Самый дорогой лот на аукционе приберегают к концу торгов. Ведущий произнес “Пикассо”, зал зашумел. Картину “Певица кабаре” 19-летний Пикассо нарисовал в Париже. На полотне изображена обнаженная женщина с темными волосами. Обычному обывателю певица показалась бы не очень привлекательной артисткой кабаре, покупателям же она очень понравилась. За лот началась самая настоящая борьба, аукционист не раз повторял: “У вас есть последний шанс.” Новый владелец отдал за “Певицу кабаре” 67,5 миллионов долларов.

Русский след

“Вечер удался,” – подытожила для “Форума” Джо Викери на чистом русском. По словам эксперта, которая из любви к искусству выучила язык, в этих торгах участвовало большое количество русских покупателей. “Для нас это даже не было большим сюрпризом. Мы знаем об экономической и политической ситуации в России, но русские все-таки большие коллекционеры и любят собирать искусство,” – добавила Викери.

После аукциона в приподнятом настроении покупатели довольно быстро разошлись по домам. Итого, за эти торги они потратили 726 миллионов долларов.

Многие покупатели не приходят сами на аукцион, а торгуются за произведения искусства через представителей. Фото Павла Терехова

В “Сотбис” не принято рассказывать, кто купил и где окажутся произведения искусства. Покупателями часто становятся не только миллионеры, но и музеи, однако, российские покупатели – именно частные лица, отмечает Викери.

В тот вечер также распродавалась и коллекция бывшего главы аукционного дома – Альфреда Таубмана . Его биография достойна книги. Миллиардер сделал состояние на недвижимости, но в 2001 сел в тюрьму за сговор с другим аукционным домом “Кристис” и обман клиентов. После десяти месяцев заключения он подал в отставку, а в апреле этого года умер после продолжительной болезни. Коллекцию, в которой есть Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни и Джаспер Джонс, стали распродавать наследники. Интерес к ней уже проявили покупатели.

И я думаю, что русские в этом списке займут первые места и заинтересуются такими работами, ” – делится своими прогнозами гендиректор российского представительства “Сотбис” Михаил Каменский.

На торгах в прошлом был замечен российский миллиардер Алишер Усманов. В сентябре 2007 года он накануне торгов выкупил у “Сотбис” коллекцию русского искусства известного музыканта Мстислава Ростроповича и его жены – оперной певицы Галины Вишневской. Собрание картин, изделий из фарфора и серебра собирались продать за 30 миллионов долларов, но Усманов заплатил в два раза больше, только лишь для того, чтобы коллекция вернулась в Россию. Миллиардер подарил ее Константиновскому дворцу Санкт-Петербурга. Как часто Алишер Усманов участвует в аукционах – неизвестно. “Форум” связался с миллиардером, но на момент публикации статьи мы не получили ответа.

Еще один русскоязычный ценитель мировых шедевров – казахский бизнесмен Нурлан Смагулов. В этом году Смагулов приобрел в “Сотбис” барельеф “Женщины с попугаем” французского скульптора Фернана Леже. Цена точно не известна, но речь идет о нескольких миллионах долларов. Многие русские покупатели участвуют в аукционах через иностранные компании, чтобы не светить всему миру свое имя, поясняет Каменский.

Русские – явные фавориты среди покупателей. Это, в основном, частные коллекционеры, которые живут между Россией и Западом. Никакого кризиса мы не видим сегодня. Может, торговаться миллионеры будут не так упорно,” – комментирует представитель “Сотбис” в России.

Генеральный директор российского представительства «Сотбис» Михаил Каменский уверен, что, несмотря на кризис, русские покупатели всегда будут участвовать в аукционах. Фото из личного архива

Покупатели и зеваки: кто приходит на торги

Попасть на торги в “Сотбис” может бесплатно любой желающий, предъявив удостоверение личности . На сайте компании есть календарь событий , аукционы проходят несколько раз в месяц. В качестве зрителя можно свободно побывать на утренних или обеденных торгах, вечером же количество мест ограничено, и предпочтение отдают покупателям. Но бывают случаи, когда места остаются, поэтому шанс попасть есть у всех, надо лишь позвонить в “Сотбис” и спросить о наличии бесплатных билетов.

Жительница Бруклина Оксана Ганжара третий год подряд посещает аукционный дом «Сотбис». Фото из личного архива

Оксана Ганжара из Бруклина делает так регулярно. “Знакомые уже шутят, мол, ты миллионершей стала”, – с улыбкой рассказывает Оксана. Она любит искусство, особенно картины импрессионистов и модернистов, а также коллекции вин. “Увидеть, как люди спокойно разбрасываются миллионами! Просто круто в реальности посмотреть на эти торги,” – делится своими впечатлениями Оксана. В этом году жительница Нью-Йорка уже посетила торги и посмотрела несколько предаукционных выставок. »Вы можете прийти в “Сотбис” просто как в музей, я уже и подруг своих сюда позвала. И сфотографироваться с шедевром того же Пикассо, разве еще где-нибудь такое возможно?» – радуется Оксана.

Но “Сотбис”, естественно, делает ставку, в первую очередь, на богатых покупателей, для работы с которыми есть специальный отдел.

За несколько месяцев до начала торгов его сотрудники обзванивают своих постоянных клиентов и рассылают приглашения. Для некоторых они организуют приезд, встречу в аэропорту, размещение в отеле и индивидуальные экскурсии.

Обязательный пункт программы – предаукционные вечеринки для избранных. Клиенты могут перед торгами посмотреть интересующий лот и убедиться в правильности выбора. “Впрочем, любой человек может стать потенциальным покупателем на аукционе. Нужно зарегистрироваться на сайте “Сотбис”, – рассказывает Михаил Каменский.

Среди формальностей – выписка из банковского счета . Вся информация доступна и на русском языке . Требования к располагаемой сумме варьируются. Это, само собой, зависит от того, что клиент намеревается приобрести”, – отмечает Михаил Каменский.

Аукционный дом соблюдает конфиденциальность, имена разглашаются только по желанию самих покупателей.

Как устроен аукцион

“Сотбис” предлагает всяческую помощь продавцам предметов искусства: перед торгами тратит несколько месяцев на создание каталога, отбор фотографий и организацию выставок. По желанию сотрудники аукционного дома могут разработать рекламную стратегию и продвинуть коллекцию, организовать проверку, хранение и траспортировку.

Аукционный дом настолько любит своих клиентов, что сам выкупает лот, если никто не приобретет товар за условленную цену. Джо Викери отмечает, что для удобства клиентов даже в самом здании “Сотбис” все продумано до мелочей. “У нас здесь очень хорошее хранилище для лотов. Вы видите высокие двери. Их устанавливали для огромных картин”, – показывает она. В здании работает сигнализация, и любое движение фиксируют микроскопические камеры. Гости их не замечают.

История Sotheby’s. Часть 1.

Первые упоминания об аукционах мы находим в древневавилонских источниках, относящихся к V веку до нашей эры.

В те давние времена «с молотка», как бы мы сказали сейчас, хорошо расходились молодые невесты. Аукцион был известен в античном Риме, там возникло и само это слово. С распадом Римской империи такой вид торговли на несколько веков исчез, но затем возродился в Средневековой Европе. Возникновение аукционов современного типа исторически связано с королевством Нидерланды. Но по части влиятельности и оборота денежных средств первенство принадлежит Англии. Именно эта страна стала родиной крупнейших аукционных домов - а первым из них была фирма, известная нам теперь как «Сотбис».

В наши дни «Сотбис» проводит аукционы по всему миру: в странах Европы, Америки, Азии и Африки. Филиалы «Сотбис» работают в сорока странах. Годовой финансовый оборот фирмы давно перешагнул за отметку в миллиард долларов. «Сотбис» - аукцион произведений искусства и предметов антиквариата . Он продает как шедевры древности, так и современные работы, выставляет лоты в семидесяти категориях коллекционирования. Приобретение антиквариата на торгах «Сотбис» считается признаком респектабельности. Авторитет аукционного дома служит гарантией перспективного вложения капитала. На счету «Сотбис» мировые рекорды продаж: лоты, ушедшие за десятки миллионов долларов. А началась история «Сотбис» 11 марта 1744 г., когда сэр Сэмюель Бейкер , лондонский книготорговец, устроил продажу «нескольких сотен редких и ценных книг» из собрания некоего безвременно почившего сэра Джона Стэнли – и успешно выручил с этого 800 фунтов стерлингов.

Аукцион Сотбис - «книжное» начало

Книга была не только источником знаний, но и предметом престижа для английского джентльмена эпохи Просвещения. Книги были модны. Аристократы стремились обзавестись обширными библиотеками. Но поскольку судьба превратна, а жизнь человеческая не вечна, книжные собрания нередко продавались - когда владелец попадал в трудные финансовые обстоятельства, или же наследниками, после его кончины. На книжных аукционах предприимчивый Бэйкер заработал хороший капитал. Он первым в Англии - а значит, и во всем мире - начал печатать букинистические каталоги с фиксированными ценами. В 1754 г. Сэмюель Бейкер первым открыл в Лондоне постоянно действующий аукционный зал. История сохранила имя его партнера, сэра Джорджа Ли, снискавшего известность своим талантом ведения торгов. Компания Бейкера была закрытым великосветским клубом: чумазых «кокни» туда не пускали, чистота аристократической крови соблюдалась как среди клиентов, так и среди аукционистов.

Хотя заслуга Бейкера как основателя фирмы неоспорима, свое знаменитое название аукцион получила не от него. Сотби – фамилия племянника сэра Бейкера сэра Джона, который начал работать вместе с дядей спустя двадцать лет после первого книжного аукциона. Когда Бейкер умер, сэр Джон Сотби получил часть фирмы в наследство, и с 1778 г. она носит нынешнее свое имя. В XIX веке «Сотбис» зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана, французского политика и агента нескольких мировых разведок и многие другие.

История Sotheby’s. Часть 2.

Пока политику аукционного дома определяло семейство Сотби, фирма упорно держалась букинистического рынка. С момента первого аукциона Сэмюеля Бейкера в марте 1744 г. диапазон предметов продажи был лишь немного расширен - за счет гравюр, медалей и старинных монет. Однако успешное ведение бизнеса требовало гибкости и понимания тенденций времени.

С развитием печатного дела книга перестала быть элитарным товаром. Покупательская аудитория книжной продукции демократизировалась. Спрос на раритетные библиотеки упал – даже в старой доброй Англии с ее консервативными традициями. После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. К тому же времени относится и переезд с улицы Веллингтона, где фирма размещался долгие десятилетия, в элегантную и респектабельную резиденцию на Нью-Бонд-стрит. Обретение такого нового лица оказалось, быть может, не менее важным, чем изменение профиля продаж аукциона . Нью-Бонд – небольшая, но оживленная улица Лондона, место уютных кафе, небольших ресторанов, элитных магазинов. Белый трехэтажный дом под номером 34/35 сразу привлекает внимание прохожего. Над арочным входом – довольно неожиданно - египетскаяСехмет (повелительница войн, болезней и палящего солнца, грозная и, если верить мифам, кровожадная богиня) – фрагмент древней статуи. Над богиней – флаг со строгим, лаконичным логотипом Sotheby’s.

В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре . Здесь великий иллюстратор работал над альбомом, посвященным Лондону. Возможно, прошлое дома, его связь с историей искусства, сыграли свою роль. В аукционные залы на Нью-Бонд потянулись новые богатые клиенты, теперь уже собиратели живописи и дорогого антиквариата . В этом доме и поныне размещается лондонская штаб-квартира «Сотбис» - а богиня с головой львицы стала ее своеобразной эмблемой. Следующая глава в истории «Сотбис» связана с именем сэра Питера Уилсона и его деятельностью на посту генерального директора (с 1936 г.). Стараниями Уилсона аукционный дом перевел внимание со «старых мастеров» (отражавших свечные блики в полутемных галереях фамильных замков) на живопись импрессионистов и модернистов.

Будем объективны: выбор сэра Питера нельзя назвать сверхоригинальным. Творчество художников-новаторов (избравших своей столицей Париж) было в центре внимания общественности уже на протяжении полувека. Именно эти картины становились поводом для споров, скандалов, обвинений и восторгов. Именно их авторы, дерзкие ниспровергатели канонов, спустя каких-нибудь десять-пятнадцать лет превращались в респектабельных классиков нового искусства - а их живопись оказывались вовсе не «мазней» и стоила уже немалых денег. Культурный феномен модернизма и его коммерческий потенциал был виден продавцам картин еще до Уилсона и без Уилсона. Французские «маршаны» (у которых когда-то отоваривались и наши Морозов со Щукиным), представили миру самых значительных импрессионистов, кубистов, фовистов, сюрреалистов. Но деятельная энергия главы «Сотбис», его умение превращать картины современников в баснословно дорогие лоты, стремление организовать дело с международным размахом – всё это имело историческое значение, послужило не только процветанию фирмы, но и созданию мирового рынка живописи как такового. Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессионистов Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана.

Состав участников аукциона тоже был международным. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на тот момент сумму для продаж живописи. За Поля Сезанна («Мальчик в красном жилете») американский миллионер и потомственный коллекционер Пол Меллон выложил 220 тыс. фунтов, что в пять раз превысило предыдущую аукционную цену мальчика. Интерес состоятельной публики к новому искусству был надежно закреплен. В 50-х годах объем продаж «Сотбис» вырос с 1,5 млн. фунтов стерлингов до 6 миллионов. Торговля картинами стала серьезным бизнесом - со своей спецификой и интригующими неожиданностями. Сенсационные новости международных аукционов вышли на первые полосы газет.

На выставке представлены видеозапись торгов; выдержки из интервью с организаторами и художниками-участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволяет посетителям стать свидетелями торгов; архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к аукциону, сохраняющееся по сей день. Также на выставке экспонируются некоторые произведения, участвовавшие в торгах, в том числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова. Последняя работа была приобретена Альфредом Таубманом — в то время председателем совета директоров Sotheby’s — и подарена советскому Министерству культуры как первое произведение для будущего музея современного искусства СССР.

Аукцион «Сотбис» ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последней международной культурной инициативой эпохи перестройки, которая потребовала одобрения советского правительства. Он также оказался одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, изменившим позицию Союза художников и других официальных институтов, подведомственных Министерству культуры, которые быстро осознали выгоды, которые сулит интерес Запада к неофициальному искусству — интерес, способный стать одним из источников притока иностранной валюты.

Однако рекордные цены, установленные на аукционе и заставшие советский и западный арт-мир врасплох, не выдержали распада Советского Союза и рухнули вместе с ним. Вместе с тем «Русский “Сотбис”» привел к устранению жесткого разделения на официальную и неофициальную культуры, привнес в искусство дух конкуренции и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международным вниманием, которое было порождено аукционом. Со временем торги обрели мифический ореол, о котором писатель Эндрю Соломон сказал: «…об этом событии так много говорили, что в последующие годы критики, кураторы, коллекционеры и художники чего только не ставили аукционному дому в заслугу: он-де открыл одно направление, изобрел другое, положил конец третьему».

Московские торги «Сотбис» также освещаются в книге « » (англоязычное издание — ), опубликованной Музеем «Гараж» в 2016 году. Это издание, сосредоточенное на 15 групповых выставках и других крупных проектах, привлекших внимание международной публики к российским художникам или познакомивших российскую публику со звездами западного искусства, предлагает читателям уникальный взгляд на рождение глобального арт-мира. Книгу можно приобрести в книжном магазине Музея, англоязычное издание также доступно на сайтах

«Сотбис» - один из старейших аукционных домов, который вместе с «Кристис» занимает 90% рынка продаж антиквариата и предметов искусства в мире. Основа в 1744 г. в Лондоне книготорговцем Сэмюэлем Бейкером как закрытый клуб для аристократов.

За свою более чем 250-летнюю историю Sotheby’s отточил до совершенства искусство аукциона, постоянно модернизируя этот процесс. Современные инновации, такие так трансляция торгов и прием ставок онлайн, позволяют участвовать в аукционах из любой точки мира.

Исторические факты свидетельствуют, что аукционы (от лат. auctio – продажа с публичных торгов) существовали еще в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне и в Древнем Риме.

С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь в XIII веке во Франции. Появление аукционов современного типа связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. История аукционного дома Sotheby’s начинается 11 марта 1744 года, когда открылся аукционный дом Бейкера. Основателем Sotheby’s был продавец книг Сэмюэль Бейкер, который провел свой первый аукцион в 1744 г. в Лондоне и опубликовал первый книжный каталог с фиксированными ценами. В 1754 г. Бейкер открыл постоянно действующий аукционный зал.

В 1778 г. дело перешло к племяннику Бейкера Джону Сотби, наследники которого возглавляли фирму более 80 лет. С этого года фирма стала именоваться Sotheby’s. В этот период компания расширила свою деятельность, занявшись продажей гравюр, монет, медалей и других антикварных изделий, но главным делом по-прежнему оставалась книготорговля.

В XIX веке Sotheby’s зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана и многие другие. В 1909 г. владельцами «Сотбис» стали член Парламента Монтегю Барлоу, а также предприниматели Феликс Варр и Джефри Хобсон. В этот период «Сотбис» начал торговать не только книгами, но и картинами.

Расширение приоритетов

После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. Постепенно торги Sotheby’s стали превращаться в масштабные культурные события, чему способствовали не только качественный уровень предлагаемых лотов, элитный список клиентов, но и место проведения аукционов.

В 1917 г. фирма переехала с улицы Веллингтон на Нью-Бонд 34/35, в самый центр Лондона. В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре. У входа в новую резиденцию фирмы была установлена черная базальтовая фигура египетской богини Сехмет (богиня с головой львицы), ставшая своеобразной эмблемой аукциона.

В 1936 г. пост директора Sotheby’s занял Питер Уилсон, с которым связана самая яркая эпоха в истории аукциона. Опередив своих конкурентов, он раньше других оценил перспективу зарубежного арт-рынка. Его достижением стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты.

Именно тогда, во второй половине 1940-х, наметился значительный рост прибыли фирмы, определившийся стабильностью послевоенной экономики. С 1946 г. до конца 50-х годов объем продаж увеличился с 1,5 до 6 млн. фунтов стерлингов. Выходом фирмы на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения «Сотбис» в Нью-Йорке.

Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессиониста Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на то время сумму для продаж живописи. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и интригующими неожиданностями, а новости международных аукционов вышли на первые полосы мировых изданий.

Покоряя Америку

Неуемная энергия Уилсона способствовала быстрому международному развитию «Сотбис». Он создал большую сеть отделений по всему миру, расширяющаяся и по сей день. Филиалы в те годы открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Йоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции.

В Нью-Йорке «Сотбис» приобрел в 1964 г. самую большую американскую антикварную фирму Парк-Бернет и после успешного слияния компаний здесь удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю антикварного бизнеса и определивших новый уровень цен на живопись. Развитие бизнеса в США было связано не только с мировыми амбициями, но и с тем, что налоги на продажу старинных полотен в этой стране гораздо ниже английских.

Однако в начале 80 гг. «Сотбис» почти обанкротился, и сам стал объектом поглощения бруклинскими изготовителями ковровых покрытий, а в 1983 г. контрольный пакет акций выкупил американец Альфред Таубман, владелец международной сети супермоллов Taubman Centers. Под его руководством в 80-е годы товарооборот фирмы начал расти, а торги регулярно демонстрировали положительную динамику цен.

В 1985-1986 гг. свыше 80 произведений искусства было продано по цене более одного миллиона долларов. Подобных результатов не имела ни одна аукционная фирма в мире. В 1987 г. рост прибыли «Сотбис» составил 85% от прошлого года, объем продаж впервые превысил миллиард долларов. Сенсациями 1990 г. стали продажи коллекции Греты Гарбо ($20,9 млн.), пейзажа Джона Констебла «Плотина» (10,78 млн. фунтов стерлингов) и манускрипт XIII века «Бестиарий герцога Нортумберлендского» (2,97 млн. фунтов стерлингов). Объем продаж «Сотбис» в 1990 г. составлял уже $2,4 млрд.

Экономический кризис вследствие войны в Персидском заливе существенно повлиял на мировой бизнес, в том числе и на аукционный. С конца 1991 г. началось снижение годового оборота «Сотбис». Особенно пошатнулся уровень цен на современное искусство и работы импрессионистов. Тем не менее, с 1993 г. наступила стабилизация рынка. В 2000 г. Таубман ушел с поста главы «Сотбис», его сменил Уильям Рупрехт, ранее занимавший должность директора американского отделения. Он и сегодня является президентом и генеральным директором «Сотбис».

Штаб-квартиры «Сотбис» находятся в Нью-Йорке и в Лондоне. В начале 2000 гг. обе они расширили свои площади. В дополнение к дому на Нью-Бонд-стрит появился офис в Кингстоне, историческом пригороде Лондона. Главный американский офис на Йорк-авеню подвергся реконструкции и вырос на шесть этажей. Была построена роскошная галерея, обошедшаяся в $130 млн. и заслужившая в прессе оценку одного из самых значительных выставочных залов Нью-Йорка.

Русский след

Яркой вехой в истории «Сотбис» стало создание Русского отделения. Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке активизировался к середине 70-х годов. В 1974 г. «Сотбис» решился на первый аукцион искусства России круга Дягилева в Нью-Йорке, регулярными торги стали с 1984 г.

Пиком коммерческого интереса к русскому искусству стал 1989 г. Его результаты оказались ошеломляющими. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом. Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Тогда же сенсационно, десятикратно, выросли цены и на полотна русских реалистов XIX века и живописцев «Мира искусства».

Время расцвета этих торгов связано с именами блестящих знатоков русского искусства и экспертов «Сотбис» – Джона Стюарта и Ивана Самарина, а также специалиста по восточно-европейскому рынку Питера Баткина. Именно они определяли до 1996 г. уровень и качество русских аукционов. Кстати, «Сотбис» стал первым международным аукционным домом, который провел продажу коллекции, посвященной украинскому искусству 20-го века. Наиболее заметной стала коллекция из 86 картин, созданная группой художников Общества независимых художников, или Одесских Парижан, как их иногда называют.

Коллекция была собрана Яковом Переменом – центральной фигурой в мире одесского искусства рубежа 20-го века. На аукционе в Нью-Йорке в 2010 г. коллекция была продана почти за $2 млн. и в настоящее время находится в мировом турне. Торговля старым русским искусством считается перспективным направлением, но пока не выходит за пределы 1% от общего оборота фирмы.

Каноны «Сотбис»

Sotheby’s функционирует по английскому типу проведения торгов. Английский аукцион (или восходящий) основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену.

Второй тип аукционов – голландский или нисходящий начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Благодаря службе BidNow клиенты могут следить за всеми аукционами «Сотбис» и принимать участие в торгах в режиме реального времени в интернете из любой точки земного шара. Все аукционы «Сотбис» бесплатны и открыты для каждого, при этом участвовать в торгах не обязательно – можно быть просто зрителем.

Большинство аукционов проводятся в дневное время, некоторые – вечером, и для их посещения требуется билет. За неделю до начала торгов лоты выставляются в залах аукционного дома. Их можно увидеть и в каталоге, который появляется примерно за месяц до события. Одним из определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет так называемый провенанс картины (от англ. provenance – происхождение, источник).

Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов. Для участия в аукционе желающие совершить покупку должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он делает покупку по телефону или заранее оставляет письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. hammer price – цена после удара молотка) меньше, чем реальная стоимость покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги. Комиссионные «Сотбис» долгое время взимались только с продавца, однако теперь услуги аукциона оплачивает и покупатель. Они составляют 12-25%, в зависимости от аукционной цены лота – чем она выше, тем процент меньше.

Рекорды Sotheby’s

С 1988 г. аукционы «Сотбис» открывают доступ к результатам своих торгов. Тот факт, что их деятельность стала общественным достоянием, не только повысил доверие к ним со стороны коллекционеров во всем мире, но и позволил сделать каждые торги грандиозным событием, куда приглашаются самые известные личности со всех стран мира.

Это дало возможность влиять на конъюнктуру рынка и диктовать тенденции в мире искусства. Ведь ничто так не свидетельствует о ценности работы, как сумма, которую за нее заплатили. Так, самой дорогой картиной стала работа Пабло Пикассо «Мальчик с голубой трубкой» (1905 г.) $104,2 млн., проданная в 2004 г. Самой дорогостоящей скульптурой был «Шагающий человек» Альберто Джакометти (1961 г.), проданный в 2010 г. за $103,7 млн. А самым дорогим драгоценным камнем стал розовый бриллиант 24,78 карата «Розовый граф», проданный в 2010 г. за $46,2 млн.

Помимо ценовых рекордов, существует огромное число необычных и эксклюзивных проданных лотов. К примеру, космическая капсула «Восток 3KA-2», ушедшая с молотка за $2,8 млн. Этот аукцион состоялся в апреле 2011 г., в день 50-летия первого полета человека в космос. Капсула «Восток» сейчас экспонируется в музее России.

Еще один пример – лист бумаги с написанными рукой Джонна Леннона словами к песне «Один день из Жизни», проданный в 2010 г. за $1,2 млн. Став крупнейшим игроком на рынке произведений искусства, аукционный дом не отказался от своего традиционного бизнеса, торговли книжными раритетами. Самая дорогая книга была продана за $12,4 млн. в 1983 г. Это Евангелие Генриха Льва, монарха XII века из династии Вельфов, герцога Саксонии и Баварии.

Sotheby’s XXI века

В настоящее время аукционный дом располагает широкой сетью отделений (90 филиалов в 40 странах по всему миру) и каждый год организует 250 аукционов в более, чем 70 направлениях (произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, книги, рукописи, эстампы, керамика, драгоценности, мебель, музыкальные инструменты, фотографии, часы, вино и пр.).

«Сотбис» проводит торги в десяти залах: в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Милане, Женеве, Амстердаме, Цюрихе, Торонто, Гонконге и Дохе (Катар). Ежегодно на аукционы выставляются более 250 тыс. лотов. «Сотбис» не только проводит аукционы, но и совершает частные сделки с коллекционерами антиквариата и музеями.

Помимо этого, «Сотбис» занимается оценкой имущества (результаты которой признаются налоговыми органами и страховыми фирмами в стране клиента), продажей элитной недвижимости по всему миру, а также поддерживает деятельность Института искусств. Институт искусств «Сотбис» обучает студентов в Европе, США и Гонконге. Здесь готовят будущих искусствоведов, кураторов выставок, арт-дилеров – специалистов по изобразительному и декоративному искусству Запада и Востока. Институт также проводит курсы повышения квалификации для уже состоявшихся профессионалов.

Адрес: 1334 York Avenue, New York, NY 10021

История «Сотбис», одного из старейших арт-аукционов в мире, началась в 1744 году в Лондоне. Основатель фирмы, Самуэль Бейкер, изначально продавал с молотка книги. На раннем этапе деятельности через фирму прошли богатейшие библиотеки мира из коллекции выдающихся деятелей, в том числе библиотека Наполеона Бонапарта.

К концу Первой мировой войны аукционный дом «Сотбис» значительно расширил сферу деятельности и уже занимался торговлей другими раритетами - гравюрами, медалями и монетами. Кроме того, фирма переехала в знаменитое здание на улице Нью-Бонд-стрит, которое и по сей день остается ее лондонской резиденцией. Переезд на эту фешенебельную улицу ознаменовал начало новой эры в истории Sotheby"s - наконец торговля картинами и другими произведениями искусства стала приносить значительную часть прибыли в сравнении с оборотом на букинистическом рынке. Благодаря смене профиля фирма добилась рекордного роста товарооборота в 60-е годы под руководством Питера Уилсона.

Именно Уилсон, пришедший в «Сотбис» в 1936 году, вывел фирму на международный уровень. Он обеспечил фирме колоссальную прибыль от продаж картин импрессионистов и модернистов, пользовавшихся неслыханной популярностью. Пожалуй, самыми сенсационными и значительными за время пребывания Уилсона в руководстве фирмы стали торги, состоявшиеся в 1958 году и вошедшие в историю под названием «Гольдшмидтовских торгов». Все семь картин, выставленные на аукцион, были проданы в течение всего 21 минуты. Выручка составила 781 000 фунтов стерлингов - по тем временам рекордная сумма для продаж произведений изобразительного искусства. Пол Меллон приобрел портрет кисти Сезанна «Мальчик в красном жилете» за 220 000 фунтов стерлингов, что в пять раз превышало предыдущий рекорд стоимости картины, проданной на аукционе. Гольдшмидтовские торги стали одним из наиболее значимых событий культурного масштаба в 1958 году и, пожалуй, самым захватывающим арт-аукционом века.

Главным образом благодаря интуиции Питера Уилсона Sotheby"s первым из аукционных домов признал перспективность торговли произведениями искусства на международном рынке. Именно поэтому в 1955 году компания открыла представительство в Нью-Йорке, а в 1964 году приняла еще более дальновидное решение о приобретении аукционной фирмы «Парк-Бернет», крупнейшего в США аукционного дома со специализацией на произведениях искусства. Став собственностью фирмы «Сотбис», аукционный дом «Парк-Бернет» занял ключевую позицию на стремительно растущем североамериканском рынке реализации картин импрессионистов и модернистов.

Включив в свой состав крупнейший американский аукционный дом, фирма «Сотбис» продолжала искать пути расширения своего влияния. Со временем представительства фирмы открылись по всему миру.

Sotheby"s проводит свыше 350 аукционов в год, большая часть которых проходит в двух главных торговых залах - в Нью-Йорке и Лондоне. Остальные аукционы проводятся в зарубежных торговых залах - в Гонконге, Амстердаме, Женеве, Париже, Милане, Цюрихе, Мельбурне и Сингапуре.

Покупка на аукционе Sotheby"s

  • Участие в аукционах «Сотбис» могут принять все желающие совершенно бесплатно. Примерно за 3-7 дней до начала торгов лоты выставляются на общее обозрение. Каталоги торгов можно получить примерно за месяц до проведения аукциона. В каталогах содержится подробное описание каждого лота, сведения о его происхождении и экспонировании, ссылки на упоминания в специальной литературе и приблизительная стоимость. Электронную версию каталогов можно просмотреть на сайте аукционного дома на английском, французском и итальянском языках.
  • Предложить цену за лот, выставленный на аукционе, можно лично посетив торги или подав заявку на заочное участие. Бланк заявки вложен на последней странице любого каталога Sotheby"s. В ряде случаев допускается принятие ставки от потенциального покупателя по телефону.
  • Аукционный дом «Сотбис» взимает комиссионные, так называемый процент покупателя. Комиссионные прибавляются к наивысшей цене, предложенной победителем аукциона (аукционная цена), и входят в общую стоимость покупки.
  • Для оплаты покупки принимаются чеки или переводы, кредитные карты Visa, MasterCard и American Express, а также наличные (с учетом некоторых ограничений).
  • Получить купленный лот можно в торговом зале или по почте.



Top