Советы как быть культурной. Культурный человек

Классный час по теме:
«Кто такой культурный человек?»

Учитель: 2014 год объявлен годом культуры в России. Как вы думаете, почему?
(Что бы повысить уровень культуры в России)
Эпиграфом к нашему классному часу возьмем слова Дмитрия Сергеевича
Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности.
Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в
другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам – вот
черта истинно культурного человека».
Итак, ключевой фигурой является человек. Как повысить уровень культуры
человека? Какими качествами должен обладать человек, что бы его можно было
назвать культурным?
Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на нашем классном часе,
который мы проведем с элементами диспута.
Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева будет служить гипотезой нашего
классного часа, которую мы должны либо доказать, либо опровергнуть.
Хочу обратить ваше внимание на слова истинно культурного человека. Это
понятие волнует многих, в том числе и самых маленьких граждан России.
(видеофрагмент) Дети о культуре
Этот вопрос – основной вопрос, над которым мы будем сегодня работать.
Итак,тема нашего классного часа «Кто такой культурный человек?»
Цель: доказать или опровергнуть гипотезу, составить портрет культурного
человека.
Учитель: Перед нами вопросы, на которые мы должны дать ответ.
Итак, первый вопрос.
.Верно ли что, если человек образованный, то он культурный?
И мы предоставляем слово 1 исследовательской группе.

Ученик: Мы бы хотели сначала поинтересоваться у своих одноклассников, что
они думают по данному вопросу. Всегда ли образованный человек является
культурным?
(Ответы учащихся.)
­ Образованный – начитанный, а значит культурный
­ Образование и культура как две сестры, они неразлучны
­Культурный человек не может быть не образованным.
Ученик: Мы согласны с вашей точкой зрения, но в любом деле есть свои
исключения. И мы бы хотели предложить вам ситуацию……
Случай в музее….
Гид: Проходите, побыстрее пожалуйста, располагайтесь так, чтобы вы не
заслоняли попадания света с моей стороны, а еще не стойте у меня за спиной, я
этого не приемлю. На картине представленной в виде прямоугольного формата
видно изображение женщины в темной одежде, которая находится в положении
вполоборота. Она сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается
на подлокотник кресла, а другая находится сверху первой. Лицо моны Лизы
отражает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на
верхушке лба.
Ученик: Я не расслышал, как она сказал, какая мода? Гид: Кватроченто… фу…
бескультурье! Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне
прекрасного пейзажа и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно
увеличенной фигуры с просматривающей вдалеке большой горы и ландшафтом
придает сразу присутствие необыкновенного величия.
(В это время ученик подходит близко к картине и пытается рассмотреть). Гид:
Отойдите немедленно от картины, если каждый будет практически водить носом
по картине, от нее ничего не останется.
Ученик: Но я не трогал картину, я просто подошел поближе у меня зрение
слабое.
Гид: Ну если у вас нет зрение, зачем вообще ходить по музеям. Лежите себе в
больничке и пытайтесь рассмотреть обои на стенках. Проходим дальше.
Ученик: Вот одна из ситуаций, которая показывает, что образованный человек
может быть не воспитанным и соответственной некультурным.

Ученик: Если вообще анализировать ситуацию, то Экскурсовод первоначально
повела себя неправильно. Вся ее речь сводилось к показу завышенной
самооценки, излишнего жеманства. Я бы не хотела попасть к такому
экскурсоводу.
Ученик: Она не только неприятна согласно стиля разговорной речи и ее жестов,
но еще и оскорбительного тона в адрес одного из посетителей музея. Это
вообщем говорит о ее бескультурие.
Ученик: Но это очень редкое исключение и это радует. Ну а в целом образование
конечно влияет на формирование культуры, не зависимо какой человек
профессии и какой у него социальный статус.
Итог (итак, мы пришли к выводу, образование влияет на формирование
культуры человека)
Второй вопрос.
2.Считаете ли вы, что если человек ведет здоровый образ жизни, то он
культурный?
Слово 2 исследовательской группе.
Демонстрация презентации.
Ученик: Человеку здоровому радостно смотреть на окружающий мир, он уверен
в своих силах, удовлетворен тем, что и как он делает, знает что и для чего
делает, верит в удачу, в успех, с поднятой головой идет в будущее. Спорт
способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека
становятся шире, богаче. Это очень важно.
Итог (надеюсь всем понятно, что соблюдение ЗОЖ является одним из
показателей культуры человека)
Третий вопрос
3. Всегда ли можно судить по поведению человека о его культуре?
Учитель:По этой проблеме у нас работала третья группа. Вам слово.

Ученик: Чтоб разобраться в этом вопросе, мы сначала выясняли что же такое
культура поведение человека со всех точек зрения.
Ученик: Культура поведения, культура речи, культурный человек...Мы часто
пользуемся этими понятиями, но какой смысл мы включаем в них?
Авторы книги "Язык и культура", Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров,
утверждают, что сегодня в научной литературе определений понятия "культура"
более 200!Обратимся к Толковому словарю. Здесь дано шесть определений слова
"культура".Нас более всего интересует третье его значение.
Ученик: Культура это ­ "Просвещенность, образованность, начитанность.
Наличие определенных навыков поведения в обществе; то есть воспитанность..."
Ученик: Ну к культуре поведения относятся и Правила хорошего тона, культура
речи, этикет.
Ученик: Но очень часто в общественных местах люди, даже очень образованные,
ведет себя, мягко говоря, неприлично.
(Видеоролик)
Ученик: Но правила поведения в разных странах разные. Согласно нормам
поведения своей страны, я в полнее культурный человек, знающий как себя вести
в общественных местах, но попав на территорию другой страны, я могу оказаться
сугубо бескультурным человеком и даже хамом.
Ученик: Небольшой экскурс по странам нашей планеты.
Демонстрация презентации.
Ученик:Мы делаем вывод что по поведению человека не всегда можно судить о
его культуре.
Итог (Не всегда правильное поведение говорит о культуре человека, а по
истине культурный человек должен знать и владеть правилами поведения в
обществе)
Четвертый вопрос.
4.Влияет ли религия (вера) на культуру человека?
Учитель: Итак, слово вам, дорогие историки, так именовала себя последняя
группа.

Ученик: Давайте вместе словесно и наглядно ознакомимся с видами религии и
ее влияние на культуру человека.
Демонстрация презентации
Ученик: Являясь неотъемлемой частью культуры, религия определяет традиции,
обычаи, некий культурный "фундамент". Но и не только. К примеру,
удивительно, но факт: в обиходе человек каждый день использует, сам того не
замечая, библейские фразеологизмы ­ не от мира сего, козел отпущения... Вот
как религия влияет на культуру через язык. А ведь наш язык, наша речь
неразрывно связаны с мировоззрением. За более чем тысячелетнюю историю
христианства на Руси, в нашем мировоззрении прочно закрепились не только
свойственные христианству традиции, но и моральные и культурные ценности.
Учитель: И прежде чем мы сделаем вывод по теме нашего классного часа «Кто
эе такой культурный человек?», я бы хотела провести с вами игру, которая
называется«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в
котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы,
способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно,
что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно
описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

Итог(Итак, религия влияет на сознание человека, а значит и на
формирование внутренней культуры человека)
Учитель: На все вопросы вы дали ответ, осталось ответить на последний вопрос
Кто такой культурный человек? Давайте посмотрим что думают по этому
вопросу учащиеся нашей школы.
Видеоролик «Кто такой культурный человек»
Учитель: А теперь подведем итог. Согласны ли вы с высказыванием Лихачева, с
его многогранным определением культурного человека?
Учитель: А теперь, предлагаю Вам коллективно создать свою модель
культурного человека, модель к которой Вы должны стремиться.
Учитель: Перед вами карточки, на которых вы должны написать основные
качества, которыми должен обладать культурный человек.

(после того как написали)
Итак,
Культурный человек это…….
­ образованный,
­ интеллигентный,
­ ведущий здоровый образ жизни (хочу дополнить заботящий о своем здоровье
и здоровье окружающих, соблюдающего экологическую культуру, надеюсь
вы со мной согласны)
­соблюдающий этические нормы,
­ духовно­нравственный,
­ толерантный,
­ патриот.
Учитель: А я хочу добавить, что культурный человек должен идти в ногу со
временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека
зависит культура всей нации. Спасибо за работу.

В разделе на вопрос Кого мы называем культурным человеком и как им стать? заданный автором Ксения Графкина лучший ответ это Культурным считают, человека образованного, воспитанного и тактичного. Культурный человек - всегда вежлив, и умело поддерживает беседу даже в незнакомом обществе.

Ответ от Adil Smailov [активный]
так можно звать человека с хорошим воспитанием примерным поведением и относящимся с уважением к родному месту


Ответ от Простудить [эксперт]
Само слово "культура" - это латинское слово, и переводится оно как "возделывание" или, если хотите, "воспитание"; можно даже сказать "образование". Культура, в современном понимании этого слова, - это вся совокупность творческой деятельности человека и способов самовыражения человека
Т. е. культура – это контекст, в рамках которого происходит человеческое общение. Очень важным элементом любой культуры является набор понятий на тему «что такое хорошо и что такое плохо» . Они служат для того, чтобы приводить поведение людей в социально приемлемые рамки и позволить обществу функционировать.
Обычно мы называем «культурным человеком» того, с кем мы можем общаться на произвольные темы, и он понимает о чем речь.
Человек нашего общества - это прежде всего человек всесторонне развитый, всесторонне образованный.
Внешние "показатели культурности" эрудиция, образованность человека, уровень эстетического развития, то есть приобщенность к различным видам искусств, а также умение себя вести, то есть то, что мы называем этикетом, или правилами поведения в данном обществе. Внутренняя и главная составляющая культуры - система духовных ценностей.
А ценности эти могут быть прямо противоположны...
Как стать культурным? Определись к какой культуре относишься, изучи ее и делай, что должно.
А вообще над этими вопросом стоко философских трудов написано, столько культурологических исследований сделано, а вы нас, строителей спрашиваете 🙂


Древние римляне называли культурными тех, кто окружал себя достойными попутчиками среди вещей, людей и мыслей. Немецкий философ Гегель наделял культурного человека универсальными способностями, характерными для всех остальных. Что сегодня значит быть культурным человеком – в этой статье.

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком?

Такого человека нередко называют воспитанным и интеллигентным, ведь только такой может идеально вести себя в обществе с точки зрения общепринятых норм морали. Если он соблюдает этакий обывательский кодекс чести, то для общества в любой ситуации будет оставаться культурным человеком, а вот наедине с собой, то есть за «закрытыми дверями» может быть кем угодно – тираном, деспотом, маргиналом и пр. Выйдя за пределы своего жилища, у культурного человека должен автоматически включаться тумблер самоконтроля по соблюдению общепринятых ритуалов и правил . Если к данным характеристикам культурного человека прилагалось еще и хорошее образование, то в глазах окружающих он поднимался до уровня интеллигента. В принципе, другие требования к «культурному человеку» общество не предъявляло.

Как менялось понятие о культуре?

Однако, само понятие «культура» в ходе развития человечества претерпевало различные изменения. Сначала оно больше относилось к сельскохозяйственной науке, что находит отражение в трактовке толкового словаря Ушакова: «культурный человек» – человек «возделанный». С развитием мировой урбанизации и появлением «городской культуры» термин стали рассматривать в контексте передаваемой из поколения в поколение информации. Это и традиции, и обычаи, и социальные нормы, и правила, которые регулируют поведение живущих ныне и тех, кто придет после них. То есть к качествам культурного человека стали относить способность усваивать и анализировать большой объем информации, умение ее трактовать и выстраивать причинно-следственные связи.

История показывает, что многие выдающиеся личности были культурными людьми. Они обладали энциклопедическими знаниями, а их мастерство отличалось исключительным совершенством. К таковым несомненно можно отнести Леонардо да Винчи – великого художника, инженера и ученого. Возможно, именно в связи с этим появилось выражение: «Талантливый человек талантлив во всем». Сегодня возможности культурного человека необычайно выросли. Но основные характеристики базируются на тех же постулатах: знаниях, их объеме и глубине, умениях, их высокой квалификации и мастерстве, а также нравственном и эстетическом воспитании и самоконтроле.

Признаки культурного человека

  1. В первую очередь это внешние признаки. Культурный человек всегда следит за своим внешним видом. Он хорошо и по ситуации одет, грамотно говорит, соблюдает правила этикета и нормы поведения в обществе.
  2. К чертам характера такого человека относят вежливость, доброту, ответственность, искренность и великодушие, уверенность в себе и умение владеть своими эмоциями. Его отличает чувство меры и такта, толерантность, отсутствие хамства, сострадание и готовность прийти на помощь.
  3. Тем, кто интересуется, каким должен быть культурный человек, стоит ответить, что высокоразвитым, образованным и эрудированным. Он открыт ко всему новому и готов учиться и расти. Он умеет созидать и ценить прекрасное.
  4. Такой человек умеет работать в команде и готов сотрудничать с другими людьми. Он умеет жертвовать собой ради высоких целей.
  5. Предан Родине и ее культуре, чтит ее историю, народ и национальные традиции.

Таким образом, культурным человеком можно назвать того, кто соблюдает нормы поведения в цивилизованном обществе, но при этом остается

Ежегодно ведущие издания мира составляют рейтинги самых успешных знаменитостей года. Самых богатых, самых стильных, самых высокооплачиваемых, самых влиятельных … А вот рейтинг самых культурных — днем с огнем не найдешь.

Не ценится в современном мире воспитанность, вежливость, умение грамотно выразить свое мнение (что парадоксально — ведь каждый хочет иметь дело с культурным человеком, а не с хамом).

— это тот, кто придерживается определенных правил поведения, даже когда его никто не видит, — говорят знатоки этикета. Гостей не принимает в засаленном халате, родным на глаза не показывается в таком виде и даже когда остается дома один, ищет альтернативный вариант, во что может одеться, ведь уважает и себя, и других. Человек, который не ругается в присутствии близких и друзей, не будет сквернословить в присутствии чужих людей. Человек, который дома пользуется ножом и вилкой, в гостях не будет совать целую отбивную в рот.

Повезло людям, которые родились в семье эстетов, ведь их детства обучают правилам поведения (как вести себя за столом, в учреждении, в общественном транспорте), прививают хороший вкус и чувство прекрасного. Тем, кто не имел хорошего примера для подражания, трудно себя перевоспитать: «Мама ходила по дому в халате, и я так буду ходить». Но перевоспитывать себя нужно. Человек, которому удалось совместить в себе нравственное и эстетическое, не покажется на людях, не надев красивую одежду, и соответственно себя вести. Она знает, как культурно «поставить на место» хама, не дав волю эмоциям; не ждет, пока с ним кто-то поздоровается, — здоровается первым (даже если занимает высокую должность), — говорят знатоки этикета.

Культурный человек — человек образованный, умеющий произвести хорошее впечатление, следит за своим поведением и речью. Некоторые могут подумать, что культурный человек должен делать что-то против своей воли, его манеры навязаны кем-то «сверху». Но это не так, потому что он даже не задумывается над тем, что ему нужно сказать или поступить в той или иной ситуации. Хорошие манеры стали привычкой.

В кругу семьи важно не что мы говорим, а как мы это говорим. Жена подаст вам чашку чая, а вы поблагодарите, но таким тоном, что ей больше не захочется делать вам удовольствие.

Тревожит, что из нашего лексикона исчезают обращения» господин «,» госпожа «. 17-летние девушки обращаются к женщинам, которые годятся им в матери и бабушки, словом «женщина!». Это оскорбляет, — говорит преподаватель по этикету. Помню, как когда-то неподалеку воинской части молодой человек обратился ко мне: «Женщина в красном берете!» (Я тогда была в красном берете). Такое обращение считается фамильярным. Человек, который так говорит, проявляет неуважение к другому лицу. Во всех цивилизованных странах к незнакомцам обращаются: «Сеньор (сеньора, сеньорита), мсье (мадам, мадемуазель), мистер (миссис, мисс)», а не «Эй, вы!» Или «Женщина, мужчина!». Обращаться к группе людей (где представители обоих полов) надо «Дамы и господа!», А не «Господа!», Поскольку получается, что игнорируем присутствующих женщин.

Культурный человек не обязательно должен говорить литературным языком. Речь должна быть живой, с вкраплениями диалекта и сленга (но нашего, а не заимствованного из других языков). Для этого нужно много читать, классиков мирового кинематографа, посещать театры.

Человек некультурный не понимает искусства. Он — неопрятный, не умеет одеваться, безвкусно обустраивает свой дом, небрежно говорит и так же небрежно работает. Его легко обидеть, потому что он считает себя центром Вселенной. Ему не хватает изящества, взрывается из-за пустяка, мечтает нажить состояние, поэтому дружит только с теми, кто может быть ему чем-то полезным. Человек некультурный — грубый и навязчивый. Это — наивная и одновременно сложная натура. Главный ее признак — бессодержательность, — такое определение некультурным людям дают знатоки этикета. Культурный человек, по их мнению, — скромный и правдивый. Он ценит других, милосердно и великодушно относится к чужим слабостям, комплексам и ограничениям. Как говорил известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением».




Top