Советы по выбору тарелок. Строение, виды и особенности тарелок для ударных установок В чём разница между деревянными, стальными и синтетическими корпусами барабанов

Что влияет на звучание тарелки? Два параметра, влияющих на звучание тарелки, – это размер и ее вес (толщина). Размер тарелки – это ее диаметр, который измеряют в дюймах и обозначают значком ". Тарелки с большим диаметром используют на больших площадках, так как они могут прокачать звучание вашего сета, а вот тарелки с маленьким диаметром более взрывные. Но на больших площадках они пропадают, теряются, хотя в небольшом клубе их будет достаточно слышно. Значение также имеет размер купола: тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов, поэтому играют звонче и громче. Вес (толщина) влияет на громкость звука, общее звучание и мощь тарелки. Тонкие инструменты имеют быструю атаку и звучат сочнее. Их хорошо использовать на тихой и средней громкостях, не ударяя во всю силу. У тяжелых тарелок звук более широкий и громкий, ударять по ним нужно во всю силу. Тяжелые crash"и дают большую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat"ы и ride"ы рождают четкую и ясную артикуляцию, так что слышен каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением на все случаи жизни. Но чтобы получить максимум разнообразия, лучше иметь и толстые, и тонкие тарелки. Профиль тарелки (profile) - важный параметр: чем он больше, тем выше звучание. От сужения и толщины металла в нем (taper) зависит звук: будет ли он более crash"евым или же более ride"овым. Край тарелки может быть также изогнут вверх или вниз (такие тарелки называются сhina, или «чайники»). Сейчас модно делать тарелки с дырками, клепками, бубенцами - это все влияет на тембр звучания и кастомизирует его. Тарелки с дырками дают звучание между china"ой и crash"ем, ride"ы с клепками хороши в джазе, они «сыплют» так, что мама не горюй! А бубенцы на hat"е подходят для безумцев, которым мало звука простого hat"а. По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от mini-cup до половины радиуса тарелки. У распространенных видов купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 от диаметра тарелки. Дорогие тарелки профессиональных серий сначала отливают, затем полученные болванки куют, обрабатывают резцами, делая на поверхности так называемые звуковые борозды, от которых зависит звучание. Особо ценятся тарелки, полностью изготовленные вручную. Их комфортный и теплый звук часто называют «ламповым». Объясняется это просто: размер и расположение ударов ковки достаточно важны, и чем разнообразнее звуковые борозды, тем более сочный и интересный звук. У тарелок, произведенных вручную, расположение и сила ударов ковки более разнообразны и непредсказуемы.

В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.

Среди основных приёмов игры: удары различными палочками и колотушками по подвешенным тарелкам, удары парных тарелок друг о друга, игра смычком. Звук прекращается от прикладывания музыкантом тарелок к своей груди.

Как правило, удары тарелок приходятся на сильную долю , одновременно с большим барабаном . Их партии пишутся рядом. Звук тарелок в forte резкий, блестящий, дикий, в piano - таинственно шелестящий и гораздо мягче. В оркестре тарелки прежде всего динамически подчёркивают кульминацию, но нередко их роль сводится к красочной ритмике или специальным изобразительным эффектам .

На жаргоне музыканты иногда называют комплект тарелок «железом» .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Музыка 3. Музыкальные инструменты симфонического оркестра - Академия занимательных наук

Субтитры

Парные тарелки

Сплавы для тарелок

Тарелки производят из 4 основных сплавов, в основе каждого из них лежит медь : колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver, сплав меди, цинка и никеля).

Колокольная бронза (Bell bronze), B20

Также известна как колокольный металл , это сплав , традиционно используемый для создания тарелок высокого качества, гонгов , и, как можно понять из названия, колоколов . Как правило указывается, что состоит сплав из одной части олова к четырем частям меди. Такой состав наиболее распространен. Некоторые производители колоколов, гонгов и тарелок используют небольшие, но значительно меняющие характер сплава, элементы, а именно - серебро, золото и фосфор. Этот сплав относится к так называемым двухфазным - имеется в виду, что определённая часть олова не растворилась в «зернах» меди, а разместилась между ними. Таким образом металл приобретает твердость, но становится более хрупким, чем однофазные сплавы, это также влияет на то, как металл реагирует на ковку (hammering) и точение (lathing) металла. Таким образом применение механизированных методов производства очень ограниченно.

Выдается из общего ряда в этой группе фирменный сплав Пайсти (Paiste Signature Alloy), известный раньше как звуковой сплав (Sound Alloy) и запатентованный во многих странах. Патент США особенно интересен, так как в нем обсуждаются сравнительные преимущества колокольной и ковкой бронзы (см. ниже), и даются указания на то, что Paiste владеет секретной технологией, которая позволяет делать тарелки из листового металла. В больших оркестрах, как правило, используются тарелки из колокольной бронзы, которые обладают большим динамическим диапазоном, чем любые другие.

Примеры: Sabian HH и HHX, Sabian AA и AAX, большая часть Sabian Signature, Zildjian A и A Custom, Zildjian K и K Custom.

Ковкая бронза (malleable bronze), B8

Это сплав олова и меди, содержащий не более 8% олова. Это однофазный сплав и ему может быть методом холодной прокатки придана листовая форма, что невозможно в случае колокольной бронзы (исключение - тарелки среднего ценового уровня нового поколения Sabian XS20; они изготавливаются методом листовой прокатки сплава В20, что значительно снижает стоимость производства, без существенной потери звуковых качеств литых тарелок В20). Этот сплав доступен в готовой форме как листовой металл различных категорий и уровней толщины. Большинство тарелок учебных серий делаются из ковкой бронзы, которая является подходящим для этого материалом. Тарелки из ковкой бронзы хорошего качества могут быть запущены в широкое производство, являются выгодным приобретением и, так как их чувствительность ниже, чем у колокольной бронзы, более подходят для начинающих музыкантов. Начиная с середины XX века, делались попытки создать тарелки высшего качества из ковкой бронзы, изначально в целях экономии. Как говорится в уже упомянутом патенте Paiste: «Менее, чем три десятилетия назад, в целях экономии проводились эксперименты с обычными бронзовыми листами или пластинами, которые содержат 8 весовых частей олова. В результате было подтверждено и признано правильным „правило старой бронзы“. Необходимо понять, что путём тщательной обработки тарелки можно добиться значительных результатов в качественном отношении, используя бронзовый лист или пластину, которая содержит 8 весовых частей олова, но эти результаты не могут даже близко подойти к тому, чего добивались с традиционно изготовленными тарелками, которые содержат 20 весовых частей олова.» Не все согласятся с этим неутешительным заявлением, написанным по прошествии значительного времени после создания очень успешной серии Paiste 2002. В частности, тарелки высшего качества из ковкой бронзы оказались особенно подходящими для громкой музыки. Лучшие из них в данный момент приближаются, а некоторые заявляют, что достигли результатов, равных по качеству лучшим тарелкам из колокольной бронзы. [ ]

Примеры: Harpy H, Meinl One of a Kind, Meinl Custom и Amun, Meinl Lightning и Raker, Meinl Classics и отдельные Generation X, Meinl Trooper и Cadet, Meinl Meteor и Marathon B18, Orion Solo Pro и Solo Pro Master, Orion Viziuss, Paiste 2002 и Giant Beat, Paiste 802 и Alpha, Paiste Pst8 и Pst5, Paiste 502 и отдельные Exotic Percussion, Pearl Pro, Sabian B8 и B8 Pro, Sabian Pro Sonix, Sabian APX , Saluda Glory, Zildjian ZXT и ZBT.

Латунь (Brass)

Некоторые из лучших традиционных гонгов и тарелок типа china изготавливаются из латуни, но в основном этот сплав используется для изготовления тарелок для начинающих и игрушек, а также для «демонстрационных» тарелок, которые некоторые производители ударных установок предоставляют для демонстрации в витринах магазинов. Обычная латунь для тарелок - это около 38% цинка в меди, сплав, легко поддающийся обработке, легкодоступный на рынке в виде листов и самое дешёвое сырье для тарелок, которое обычно используется. Тембр звучания - тёплый, но тусклый, по сравнению с любой бронзой и очень немногие барабанщики пользуются такими тарелками.

Примеры: Harpy B, Meinl HCS и Marathon M38, Orion Twister, Zildjian Planet Z, Sabian Solar и SBr, Paiste 302,Paiste PST 3, 101 Brass и некоторые Exotic Percussion; Pearl, Royal и Stagg.

Нейзильбер (Nickel silver)

Это сплав меди и никеля (обычно без серебра), и для некоторых типов ученических тарелок используется около 12 % никеля. Очень немногие специализированные тарелки высшего уровня также изготавливаются из этого сплава, также как и гонги, которые приобретают более современное и экзотическое звучание.

Нейзильбер поддается ковке и доступен в виде листов, обладает ярким звучанием, но без мерцания и чувствительности бронзовых сплавов с оловом. В первой половине XX века тарелки из никелевых сплавов производились и использовались в гораздо больших масштабах, нежели сейчас, и большинство старых записей были сделаны, скорее всего, с использованием тарелок, которые содержали значительное количество никеля.

Примеры: Некоторые модели Foremost, Meinl Streamer и Marathon N12, Paiste 402, Trowa и некоторые Exotic Percussion, Sabian Signature Glennies Garbage, Saluda SSX, некоторые Zilco.

Прочие металлы

Также тарелки делают из бронзы с добавлением кремния и алюминия, но эти сплавы не получили большого распространения.

Немецкая компания MEINL использует четыре различных бронзы. Это сплавы B20 (80 % меди, 20 % олова, следы серебра), B12 (88 % меди, 12 % олова, следы серебра), B10 (90 % меди, 10 % олова, следы серебра), B8 (92 % меди, 8 % олова, следы серебра).

Meinl FX9 - это сплав меди, марганца, олова и алюминия, который применяется в производстве новой серии Meinl Generation X, вышедшей в 2003 году. Предыдущие модели этой серии изготавливались из ковкой бронзы. Компания Meinl описывает сплав FX9 (69 % меди , 15 % марганца , 15 % цинка , 1 % алюминия) не как бронза, что должно означать, что в основе лежит не медь. Вместе с этим, существует мнение, что слово «бронза» должно быть использовано в отношении двухфазных сплавов, которые используются в данных ситуациях.

Сплавы Saluda GH это серия из четырёх различных сплавов, каждый основан на меди и состоит в общем из одиннадцати элементов. Все они уже сняты с производства. Saluda описывает их как «гибкая бронза» (flex bronze).

В отличие от тарелок, некоторые гонги изготавливают из нескольких металлов, сплавленных вместе. Используется множество различных металлов. Части некоторых традиционных гонгов, как то лучшие из «сосковых» гонгов, делаются из сплавов, основанных на железе.

Секретные сплавы

В прошлом сплавы, которыми пользовались некоторые мастера, были тщательно охраняемыми секретами. Современный химический анализ сделал такой подход невозможным, тем не менее некоторые источники до сих пор делают подобные заявления. Изготовление тарелок содержит множество секретов, но состав сплава к ним не относится.

Производители тарелок

Основная статья: Список производителей ударных инструментов

Характеристики тарелок и их звучания:

Все, что можно прочесть ниже, не является полной и безусловной инструкцией для удачного выбора необходимого набора тарелок. Да, собственно говоря, и вряд ли такое возможно по нескольким причинам:

Многое зависит от музыки, которую предполагается исполнять, не каждая тарелка способна одинаково хорошо вписаться в звуковую палитру разных стилей;
еще больше зависит от личных привычек и предпочтений самого барабанщика, влияния на звучание таких сугубо индивидуальных характеристик, как манера звукоизвлечения, постановка рук, сила удара и даже пристрастие музыканта к определенной модели палочек - все это способно достаточно ощутимо изменить окраску и интенсивность звука инструмента
Поэтому основная задача данного материала - дать некоторое понимание основных параметров тарелок, как объективных, так субъективных, чтобы помочь на их основе определиться с основными критериями, по которым затем приступать к подбору своего личного setup"а.

Размер и толщина

Это наиболее очевидные параметры, которые определяют высоту и продолжительность звучания тарелки. И зависимость здесь прослеживается также достаточно простая: при всех прочих равных (т.е., при условии, что имеются в виду модели одной и той же серии), бoльший размер означает более низкий тон, а бoльшая толщина повышает окраску звучания. Что же касается продолжительности звучания (сустейна), то, чем толще и больше тарелка, тем продолжительней звук.

В данном случае имеется в виду не собственно масса тарелки, а ее толщина пропорционально к размеру. Варьирование этого соотношения позволяет производителям добиваться очень разнообразных, тонко нюансированных результатов внутри одного модельного ряда. Т.е. при использовании одного и того же сплава и технологии изготовления, становится возможным получить широкий спектр тарелок с разными оттенками звучания. Простейшим образом влияние веса на звучание можно описать так: при наращивании толщины громкость повышается, спектр частот, воспроизводимых тарелкой, несколько сужается, само звучание становится "чище" и четче, а продолжительность звучания увеличивается. При увеличении же размера громкость также повышается, но звучание становится более "размытым", хотя и в более широком диапазоне частот; на сустейне увеличение размера сказывается также положительным образом. Для наиболее, наверное, наглядного примера влияния веса тарелки на ее саунд, следует взять две противоположности:
- очень маленькая и очень толстая тарелка будет обладать средней громкостью, очень четким и продолжительным звучанием (поскольку увеличение массы в целом всегда оказывает бoльшее влияние на звуковые характеристики, чем сравнимые изменения размера);
- очень большая и очень тонкая тарелка будет звучать на среднегромко и "размыто", звук будет иметь большое количество обертонов во всем частотном спектре, а продолжительность звучания при этом останется длинный.
На этом примере очень хорошо видно, как можно добиться большого сустейна, применяя при этом разные способы изготовления: в первом случае продолжительность звучания увеличивается за счет наращивания толщины, а во втором - за счет увеличения размера тарелки.

Частотный спектр

Частотный диапазон любой тарелки условно можно разделить на 3 части, грубо - верх, низ и середина. Сначала о второй и третьей части спектра. Верхнюю и нижнюю границу на слух легче всего определить следующим образом: наиболее низкие воспроизводимые частоты можно услышать, ударив по тарелке литавровой палочкой с мягкой фетровой головкой, а высокие обертона легко воспроизвести с помощью удара толстым концом палочки в плоскости, как можно более параллельной поверхности тарелки.

Спектр звучания является одной из важнейших, результирующих характеристик. Более широкий спектр означает более неопределенный, но очень "заполняющий" звук, в то время как узкий частотный диапазон выражается в "конкретном", сфокусированном саунде. Кстати, что касается хай-хета, здесь прослеживается очень интересная зависимость между разницей в толщине между верхней и нижней тарелкой и спектром звучания пары в целом: чем больше эта разница, тем шире частотный диапазон звучания, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Теперь о главной составляющей звучания, которая, в общем-то, и определяет "характер" определенной модели - о средней части воспроизводимого спектра частот, представление о котором можно составить, ударив со средней силой по краю тарелки. В этом случае, если наличие среднечастотной составляющей мало, то звук на слух будет определяться как очень "чистый", поскольку низкочастотная и высокочастотная составляющие саунда будут звучать практически независимо друг от друга в отсутствии (или незначительном присутствии) "соединяющего звена" в виде средних частот. И наоборот, если наличие "середины" в общем спектре звучания велико, то крайние (верхние и нижние) тона будут значительно влиять друг на друга, как бы "перетекая" один в другой при "посредничестве" сильно резонирующей "середины". Тогда звучание тарелки скорее можно определить как "грязноватое", с приличным количеством "песка". Но это уж - кому что больше нравится…

Громкость

Этот параметр, в крайних своих значениях, можно определить таким образом:

Насколько тихо можно играть по тарелке, не теряя при этом свойственного ей характерного звучания;
до какой степени сильно можно играть на данной модели, пока ее звучание не потеряет чистоту и хорошую читаемость основного тона.
Наверное, последний пункт можно проиллюстрировать следующим образом. Если, скажем, в сете присутствуют 3 crash"а, 2 из которых относятся к категории "heavy" (или "power"), а третий - к классу "thin", то, пытаясь их одинаково использовать, рано или поздно почувствуете явный дискомфорт от саунда именно thin crash. Обратная же ситуация, с наличием 2 тарелок "легкого" класса и одной - из power range, как раз почти идеально моделирует первый пункт: более "мощная тарелка, по всей вероятности, будет звучать невнятно, поскольку не будет "раскачиваться" до того уровня громкости, когда она действительно начинает звучать по-настоящему.

Статья о том как же выбрать тарелки для барабанов.

Как найти именно те тарелки, которые нужны, и как их отыскать среди большого разнообразия моделей различных производителей?

Во-первых, задумайтесь, какие требования к звуку и ощущениям тарелки вы предъявляете (чистая или грязная, тёмная или яркая, мощная или аккуратная должна быть). Каков музыкальный контекст, в котором вы собираетесь её использовать (стиль, количество инструментов группы и их громкость). Аппликатуры, которые вы создаёте (персональный стиль игры, основные темпы и ритмы, громкость, ощущения во время удара по тарелке).

Во-вторых, проштудируйте (со словарём) литературу о тарелках, посетите музыкальные форумы и сайты производителей тарелок:

  • И многие другие в поисковиках

На многих сайтах можно послушать звуки тарелок и скачать их. Прежде чем кидаться покупать тарелки той фирмы, которой пользуется ваш любимый барабанщик, посмотрите и послушайте товар других производителей. Например, большинство моих любимых барабанщиков пользуется или пользовались, в своё время, тарелками Zildjian. Мне же их звук абсолютно не подходит и выбор в сериях не устраивает. Долгое время я играл на Тарелках Sabian, после я пользовался тарелками MEINL, теперь же я играю на тарелках PAISTE, так как мне они, всё же, подходят больше других.

На сайтах производителей есть множество сносок на комплекты тарелок, которыми пользуются разные барабанщики; так вот, попробуйте послушать одни и те же тарелки у разных людей и в разных музыкальных контекстах, а вдруг окажется, что вам нужно совершенно не то, на что вы уже собрались потратиться.

Ну что же, переходим к тем критериям, которые помогут вам найти нужный звук. Наибольшее внимание при выборе обращайте на размер и толщину.

Эти характеристики являются базовыми, так как определяют звук тарелки в целом: высота, тон звучания и сустейн (длительность звучания).

Как это взаимосвязано: одна и та же модель меньшего размера будет звучать выше и короче, чем тарелка большего размера.

В свою очередь тонкая и толстая тарелки одного размера звучат так: тонкая – ниже и короче, а толстая – выше и дольше. Также, тонкие тарелки звучат тише, чем толстые.

Тарелка может звучать очень ярко или очень темно, что зависит от преобладания низких или высоких частот в её звуке. Низкие – темно, высокие – ярко. В любой тарелке есть и те другие, но в разных пропорциях, что зависит от материала изготовления (сплава), формы тарелки (чем ближе к плоскости, тем ниже, темнее и теплее, чем ближе к конусу, тем выше, ярче и острее) и методов обработки (ручные или машинные ковка и точение, полировка, обработка поверхности).

Соответственно выделяются диапазон частот тарелки (узкий или широкий). Чем шире диапазон, тем объёмнее звук, чем диапазон уже, тем компактнее и определённее звучит тарелка.

Широкий диапазон предполагает, что тарелка в большинстве аппликатур будет звучать адекватно. Узкий (или близкий к нему) диапазон тарелки предполагает, что она может не под все гармонии подходить, но с другой стороны такая тарелка не «потеряется» за мощными «драйвовыми» гитарами даже в очень тяжёлой музыке. Очень хорошо прослушивается диапазон, если тарелку маллетами или палочками «провести» от тишины до громкого «шшш». «Раскачав» таким образом тарелку, вы вначале услышите мерное гудение низких или средне-низких частот, затем нарастание средних и, наконец, «всплеск» высокой середины и осыпание высоких частот.

Каждая тарелка обладает своим частотным миксом, от очень чистого (ясного) до очень комплексного (грязноватого).

Эти термины определяются преобладанием каких-либо частот в миксе тарелки или же их «равными частотными пропорциями. Основной «голос» тарелки определяется этим миксом. Ни тот, ни другой варианты микса не являются единственно верными; они отлично слушаются в сочетании тарелок. Иногда необходимо очень чёткое и ясное звучание крэш тарелки, а иногда, просто никак не обойтись без «грязненького» крэш-райда и наоборот. Всё зависит от того, что и как вы играете.

Анатомия тарелки и её влияние на звук

«Чаша» (bell) – центр тарелки; форма и размер её определяют звучание тарелки. Большая и высокая «чашка» делает тарелку «выше» и громче. Маленькая и низкая (плосковатая), соответственно – тише и «темнее» (ниже). Обычно чаша производит высокий чистый тон с небольшими обертонами. Её используют для игры ритмических фигур (имеется в виду игра на «райд» (ride) тарелке).

«Край» (edge) – удар по краю реализует самый полный и громкий звук тарелки. Край является самой деликатной частью тарелки, так как в большинстве случаев (crash, splash, crash-ride,china) это наиболее играемая часть тарелки. Соответственно, не играйте лишнего и не усердствуйте без надобности, чтобы не помять, не погнуть или не разбить тарелку.

Чаще всего от чаши к краю тарелка постепенно утончается, так как тонкий край быстрее реагирует и больше вибрирует, что влияет и на большую громкость. Чаша обычно толще края, чтобы можно было использовать её в ритмической артикуляции, но есть и тарелки, у которых поверхность от чаши до края одинаково тонкая. Как правило, это модели с не очень громким, тёплым, густым, осыпающимся звуком и предполагают использование в таких стилях как jazz, country, latin, reggae, drum’n’bass.

«Поверхность» (surface) тарелки производит наибольшее количество вибраций, а соответственно и определяет звук тарелки. За счёт игры в разных точках поверхности и разными инструментами (палочки, щётки, маллеты) можно извлекать совершенно разные звуки как по громкости так и по характеру.

Подводя итог уточним ещё раз все моменты, которые необходимо знать и от которых нужно отталкиваться при выборе тарелок:

  • Стиль музыки
  • Количество инструментов в группе и их звучание
  • Уже имеющиеся тарелки (если вы докупаете что-то к ним в комплект)
  • Ваши барабанные палочки (тонкие палки не подойдут к толстым тарелкам, а толстые палки «убьют» тонкие тарелки)
  • Размер ваших барабанов (большие тарелки перекрывают звучание небольших барабанов и наоборот)

И самое главное: выбирайте тот звук который вы хотите слышать и которым вы хотите наслаждаться

30.04.2010

Тарелки (cymbals) - это более или менее плоская пластина металла обычно круглой формы, изготовленная из специального сплава. Тарелки используются во многих ансамблях, начиная от симфонического оркестра, ансамблей ударных, джазовых бэндов, заканчивая рок-группами и военными оркестрами. Барабанные установки обычно включают, по крайней мере, Крэш (Crash Cymbal ), Хай-хэт (Hi-Hat) и Райд (Ride Cymbal).

Большинство современных тарелок - инструменты неопределенной высоты, то есть шумовые . Однако, существуют и тональные тарелки , то есть такие, которые дают определенную ноту. Среди современных тарелок - это маленькие тарелки в форме чаши. Существуют также кротали (crotales , от латинского crotalum ) - наборы тональных тарелок, в которых используются плоские тарелочки диаметром около 10 см с соском в центре. Такие инструменты мало похожи на современные тарелки и звучат как маленькие тональные колокольчики. Однако они делаются производителями тарелок из тарелочных сплавов; кроме того, существуют "промежуточные" тонально-шумовые инструменты (например, эффект-тарелки Zil Bell фирмы Zildjian).

Строение тарелок

Понимание строения поможет Вам правильно выбрать тарелки для Вашей установки.

В строении обычной тарелки выделяют: купол (или цоколь, или колокол, bell ) и тело (bow , "уклон"). В самой середине купола обычно располагается отверстие, необходимое для крепления тарелки. Тело тарелки условно делят на зону "crash " (ближе к краю) и зону "ride " (ближе к куполу) - в соответствии с тем, как обычно играют на этих типах тарелок.

Всего три поверхности для удара барабанщика, от которых зависит звучание тарелки:

  • при игре в купол звук получается практически колокольный.
  • в ride-зоне звук тарелки как бы раскрывается не сразу, поэтому здесь звук будет более четкий.
  • при игре в crash-зоне тарелка сразу демонстрирует свой полный звук, так что четкость снижается за счет увеличения мощи звучания.

Два основных и самых очевидных параметра, влияющих на звучание тарелки, - это, конечно же, размер и её вес (толщина).

Размер тарелки - это ее диаметр, обычно обозначаемый в дюймах. Большие тарелки, как правило, дают более громкий звук, длинный сустейн (звук дольше «затухает») и меньшую атаку, по сравнению с маленькими тарелками. Значение также имеет размер купола : тарелки с более крупными, более профилированными куполами производят больше обертонов (звонче) и громче.

Вес (толщина) сильно влияет на громкость звука, четкость/артикуляцию, общее звучание и мощь тарелки. Более тонкие тарелки имеют быструю атаку (поскольку тонкий металл начинает колебаться быстрее) и звучат более сочно. Тонкие crash "и дают взрывной и сочный звук, а вот тонкие ride "ы дают больше тона и скорее "заводятся", не давая особой четкости. Вообще тонкие тарелки лучше звучат на малой или средней громкости. Тяжелые тарелки имеют более широкий и громкий звук; тяжелые crash "и дают бóльшую атаку и лучше прорезают, а тяжелые hat ’ы и ride "ы дают четкую и ясную артикуляцию, так что слышно каждый удар. Средние тарелки являются компромиссным решением "на все случаи жизни", но, возможно, лучше иметь как тонкие, так и тяжелые тарелки, чтобы получить максимум разнообразия.
Вывод : тяжелые тарелки дают бóльшую громкость, сустейн и высоту звучания.

Профиль тарелки (profile) - другой важный параметр (см. рисунок выше). Чем больше значение профиля, тем выше звучание. Низкие звуки хорошо сливаются с музыкой. Высокие звуки - более резкие и лучше подходят при громкой игре.
Вывод : чем выше профиль, тем выше звучание, яркий и прорезывающий звук.

Сужение (taper) - степень уменьшения толщины металла от центра к краю тарелки, от которого зависит более "crash "евый" или более "ride "овый" звук. Толщина металла crash "ей плавно уменьшается сразу от центра к краю тарелки, а толщина металла ride "ов почти одинакова и сходит на нет только у самого края тарелки.

По форме тарелки могут быть самые разные. Купол обычно бывает в форме чаши или соска, но его размеры могут колебаться от практически незаметных до порядка половины радиуса тарелки. Тем не менее, у распространенных видов тарелок купол чаще всего имеет форму чаши и диаметр порядка 1/5 диаметра тарелки.
Тело тарелки может иметь различную форму, обычно зависящую от вида тарелки. По оси отверстия в куполе тарелки чаще всего бывают круглые, однако встречаются овальные, восьмиугольные и прочие формы.

Профиль тарелки может быть абсолютно плоским, искривленным, иметь форму конуса, но чаще всего это эллипсоид (чашеобразная форма), как и форма купола, только с гораздо большим радиусом кривизны. Край тарелки может быть также изогнут вверх (у тарелок типа china ) и вниз. Кроме того, иногда над тарелками производят дополнительные действия, чтобы тем или иным способом повлиять на тембр звучания, например, проделывают отверстия, вставляют заклепки или прикрепляют металлические части другой формы и т. п.

Изготавливают тарелки с применением литья, точения, ковки, прессования, после чего их иногда чеканят с помощью машин или вручную . Малейшие отклонения в кривизне металла создают в нем механические напряжения, могущие серьезно повлиять на звук. Размер и расположение ударов ковки достаточно важны: чем более разнообразные искривления металла от ковки, тем более сочный звук. Поэтому больше ценятся тарелки ручной ковки: у них расположение и сила ударов ковки более разнообразна и непредсказуема.

Сплавы для тарелок бывают самые различные. Выделяют 4 основных сплава, в основе каждого из них лежит медь: колокольная бронза (bell bronze), ковкая бронза (malleable bronze), латунь (brass) и нейзильбер (nickel silver, сплав меди, цинка и никеля).

Маркировка тарелок

Современная маркировка тарелок включает серию, вес, тип тарелки и диаметр.

Например: 14" A Custom Medium Crash (A Custom - наименование серии тарелок фирмы Zildjian, Medium - указание на вес тарелки, Crash - тип тарелки).

Обозначение веса тарелки обычно выбирают из ряда extra-thin ("сверхтонкий") или paper-thin ("тонкий как бумага") - thin ("тонкий") - medium thin ("полутонкий ") - medium или без маркировки ("средний") - medium heavy ("полутяжелый") - heavy ("тяжелый") - extra- heavy ("сверхтяжелый").

Иногда используют другие прилагательные, указывающие на вес: studio ("для студии" = medium thin , полутонкий), stage ("для концерта" = medium heavy , полутяжелый), rock ("для рока" = heavy , тяжелый), power ("мощный" = heavy , тяжелый), metal ("для металла" = extra- heavy , сверхтяжелый).

Также в маркировке можно встретить следующие слова:
bell ("колокольный"), bright ("яркий"), brilliant ("блестящий"), crush ("сокрушительный"), dark ("мрачный"), deep ("глубокий"), dry ("сухой"), fast ("с быстрой атакой"), full ("полный"), fusion ("фьюжн"), light ("лёгкий"), power ("мощный"), projection ("прорезающий"), thrash ("пробивающий"), tight ("плотный"), trash ("грязный") и другие.

Подобные обозначения у каждой фирмы-производителя свои, они должны помочь при выборе тарелки, указывая на специфику ее звучания. Если Вы имеете дело с signature -серией, маркировка тарелки состоит только из имени собственного, часто без указаний на вес или тон.

Виды тарелок

Тарелки типа крэш (Сrash)

Звучание : производят при игре мощный широкополосный атональный звук.

Применение
Пара таких тарелок используется как оркестровые тарелки, и звук извлекают путем удара тарелок друг о друга, отсюда английское название hand cymbals .
Одну или более одиночных подвесных тарелок типа crash применяют в ударных установках, причем звук извлекают чаще всего ударом плеча палочки по краю тарелки.
В обоих случаях тарелки типа crash используют в основном для игры акцентов .

Вид
Тарелки типа crash производят самого различного веса, от тончайших до очень тяжелых, но край тарелки должен быть достаточно тонким. Вообще для профиля тарелок типа crash характерна наибольшая толщина у купола, плавно уменьшающаяся к краю, за счет чего crash ’и имеют плотный широкополосный звук. Типичный размер (диаметр) crash -тарелок - 16" или 18", хотя крупные производители предлагают тарелки от 14" до 20", а на заказ производят тарелки от 8" до 28". Пары оркестровых тарелок обычно имеют диаметр от 16" до 21", но производятся пары вплоть до 5".

Хай-хэт (Hi-Hat)

Хай-хэт (англ. hi-hat или hihat ), часто называемый просто "хэт", - другой вид парных тарелок, имеющих в своих истоках оркестровые тарелки и, затем, low-sock .
Хай-хэт представляет собой пару тарелок (по профилю таких же, как crash ), закрепленных на специальной стойке с ножным механизмом, позволяющим ударять одной тарелкой о другую, причем конструкция этой стойки мало изменилась со времени ее создания.

Звучание
Различают открытое (тарелки разведены) и закрытое (тарелки соприкасаются, поскольку педаль нажата) положение хай-хэта, причем звук извлекают как ударом палочки в обоих этих положениях, так и путем нажатия ногой на педаль, вследствие чего тарелки ударяются друг о друга.

Вид

Конструкция привода
Изначально возникла идея "сэкономить музыканта", играющего на тарелках, и совместить его функцию с "основным" барабанщиком. В результате этого был изобретен механизм для соударения тарелок - так называемый low-sock , - представлявший собой педальный привод, установленный на полу, к которому крепилась пара оркестровых тарелок. Такое устройство позволило высвободить руки барабанщика для игры на других барабанах. Сами тарелки при этом находились у пола, поэтому играть по ним палочками было невозможно. Позже один из легендарных пионеров джаза Gene Krupa совместно с Armand Zildjian придумали современную конструкцию стойки, где тарелки располагались горизонтально выше малого барабана.

Вообще различают педальные приводы типа sock ("ударять") и типа choke ("надавливать"): в первом из них подвижной является нижняя тарелка, а во втором - верхняя. Современные приводы обычно второго типа. Кроме того, существуют тросиковые приводы, позволяющие закрепить пару тарелок практически где угодно и управлять их соударением педалью через тросик. Современные стойки для hi-hat также имеют специальный регулировочный винт, который приподнимает одну сторону нижней тарелки, так что при нажатии на педаль тарелки соударяются не одновременно по всей окружности, а как бы начиная с одного края. Такое направление соударения нужно для того, чтобы воздух быстрее выходил из пространства между тарелками.

Размеры тарелок
До 1960-х годов выпускались хай-хэты 14" и, реже, 13". В начале 1970-х барабанщики тяжелого рока, в первую очередь John Bonham, начали использовать 15"-е хай-хэты. В конце 1970-х фирма Sabian выпустила свой революционный 10" mini hats , дававшие четкое прорезающее звучание, идеальное для записи на студии. Позднее производители начали экспериментировать с заклепками, вставляемыми в нижнюю тарелку, однако к концу 1990-х оказалось, что все эти ухищрения не прижилась, и сейчас в подавляющем большинстве случаев используются тарелки 13" или 14" без всяких заклепок.

Технические решения для быстрого оттока воздуха
Другой интересной идеей стала попытка обеспечить быстрый отток воздуха из пространства между тарелок - с целью получить более четкий звук. Прижились два технических решения: отверстия в нижней тарелке и изогнутая плоскость. Последнее решение имеет два варианта: изогнутым может быть сам край тарелки или между тарелками вставляют дополнительный элемент волнистой формы.

Современные хай-хэты обычно гораздо тяжелее современных crash -тарелок, что отражает общую тенденцию к утяжелению хэтов и облегчению crash ’ей. Последним нововведением оказалось использование разных тарелок в одном хай-хэте, причем некоторые барабанщики используют вместе тарелки из разных серий, от разных производителей и даже разного размера.

Тарелки типа райд (Ride)

Термин ride применяют для обозначения как роли тарелки в партии ударных (т. е. для указания на тарелку, с помощью которой ведут ритм), так и типа самой тарелки. Многие производители тарелок изготавливают не только тарелки типа ride , но и типа ride/crash или crash/ride . В то же время ride -партию, то есть ритмическую канву, часто играют на тарелках других типов - china , sizzle , swish , pang и даже crash .

С другой стороны, ничто не мешает использовать тарелку типа ride как crash , то есть сыграть на ней акцент. Достаточно сильный удар по краю ride" а дает мощный и долго затухающий звук. Например, Keith Moon вообще часто пользовался только ride -тарелками, самые большие из которых служили также crash ’ами. Вообще деление базовых тарелок на crash и ride - это довольно современное решение. Старые тарелки именовали только по размеру и весу, а то и вообще никак не именовали, а уж как именно ее использовать, каждый барабанщик решал для себя сам.

Звучание
При игре тарелка типа ride дает долгий звонкий, несколько шипящий звук, в отличие от быстро затухающего звука crash ’ей.

Вид
Чаще всего используют ride ’ы диаметром 20", но стандартными считаются размеры от 18" до 22". Крупные производители изготовляют ride ’ы диаметром от 16" до 26", но возможно найти ride ’ы вплоть до 8".
Чем больше и толще ride , тем лучше он звучит в более громкой музыке, причем, в отличие от crash ’ей, край тарелки ride обычно достаточно толстый. Часто ride - самая большая тарелка в установке, но иногда барабанщики как второй ride используют тарелки типа china или sizzle , которые в этом случае бывают больше, но тоньше ride ’а.

Тарелки типа Sizzle

Тарелки типа sizzle (в переводе с англ. "шипеть", "шкварчать") - это ride ’ы, к которым для изменения звучания добавлены какие-либо погремушки, чаще всего заклепки или цепочки.

Звучание
При этом звук, естественно, становится более громким и прорезающим, но зато снижается динамический диапазон, поскольку при очень тихой игре может оказаться недостаточно энергии, чтобы погремушки колебались.

Вид

Первый вариант - заклепки. Заклепки устанавливают в отверстиях, проделанных в тарелке, так, чтобы заклепки могли колебаться, но не выпадали. В классической sizzle -тарелке заклепки расположены в нескольких (обычно четырех и более) отверстиях, равномерно расположенных вдоль края тарелки.

Были другие варианты расположения заклепок, но «прижился» лишь один - это расположение на тарелке всего трех заклепок в отверстиях вдоль края тарелки, рядом. Подобные тарелки, которым прочили великое будущее в конце 1980-х и начале 1990-х, пережили пик своей популярности, так не став заменой ride -тарелкам.

Было много попыток (в основном безуспешных) вставлять заклепки в нижние тарелки хай-хэтов, в тарелки типа crash , splash и даже bell-splash . В настоящее время, кроме ride "ов, заклепки применяют в тарелках типа swish и иногда pang , которые чаще употребляются для игры в стиле фьюжн и в джазе. Некоторые производители говорят, что если из их тарелки вынуть заклепки, то ее тембр восстановится, несмотря на отверстия. В большинстве случаев это не так, и отверстия делают звук хуже, хотя некоторые классические тарелки действительно восстанавливают свой тембр.

Второй вариант - применение цепочек, без дополнительных отверстий. Несомненным достоинством является то, что цепочки можно легко удалить, превратив тарелку в обыкновенный ride . Такие погремушки имеют вид шариковых цепочек и бывают двух видов:
- цепочка (rivet sizzlers), которая одним концом крепится на стойке, а вторым свисает на тарелку,

Целая конструкция (сhain sizzlers) из цепочек, которые крепятся на горизонтальной планке. Планку надевают на стойку так, чтобы цепочки касались поверхности тарелки.

Тарелки типа Сплэш (Splash)

Тарелки типа splash - один из главных типов эффект-тарелок (наряду с тарелками china ) - это маленькие и тонкие тарелки.

Вид и звучание
По конструкции splash представляет собой очень тонкий и маленький crash , причем тело тарелки практически не меняет толщину от купола к краю, а купол немного толще, поэтому издаваемый звук воспринимается как "пустой" и менее плотный, чем crash , но, тем не менее, прорезающий и с очень резкой атакой.

Splash-тарелки используются для игры акцентов, чаще всего синкопированных, причем играют по ним обычно очень жестко. Для более тихой игры некоторые производители предлагают тонкие splash ’и, у которых профиль похож на crash , но край у них получается такой тонкий, что при неосторожно сильном ударе тарелка может сломаться.

China -тарелки диаметром 12" и меньше часто называют china splash , а иногда mini chinese . Существуют, однако, china splash "и, которые отличаются по форме от классических china.

Еще одним способом использования тарелок splash явилось применение их совместно с другими тарелками, когда тарелка типа splash устанавливается на ту же стойку так, чтобы иметь постоянное соприкосновение со второй тарелкой.

Обычно splash -тарелки имеют диаметр от 6" до 12". Некоторые производители изготовляют тарелки, маркируемые как splash , диаметром до 22", хотя их скорее надо было бы назвать тонкими crash ’ами. Тем не менее, наиболее популярными размерами для splash остаются 10" и 8".

Тарелки типа чайна (China)

Звучание
Тарелки типа china ("китайские") в западной музыке - это тарелки, чей звук обычно описывают как содержащий "грязный" тон, чем они похожи на гонг.

Вид
Настоящие тарелки типа china имеют купол цилиндрической или усеченно-конической (то есть в сечении прямоугольной или трапециевидной) формы, а край тарелки вывернут вверх, то есть против основного направления изгиба тела. Само тело тарелки практически не меняет толщину от купола к краю, и центральная область, включая внутреннюю часть купола, обычно не полированная. Однако у некоторых china -тарелок нет некоторых из этих признаков, поэтому точно определить можно скорее по тембру - звук их происходит скорее из Китая, чем из Турции, родины традиционного западного производства тарелок. Некоторые производители, тем не менее, различают china , swish и pang , а другие обозначают все эти три типа одним словом china , хотя на самом деле тарелки swish и pang объединяют некоторые характеристики турецкого и некоторые китайского дизайна.

Тарелки china выпускают от 6" до 27" в диаметре. Тарелки размером 12" и менее часто называют china splash или mini chinese . Иногда эти тарелки подвешивают куполом вверх, как и обычные, но чаще всё-таки куполом вниз. В составе ударной установки они считаются эффект-тарелками.

Известно, что некоторые обычные тарелки, если их подвесить куполом вниз, могут давать грязноватый тон, которому, правда, далеко до гениального "китайского" тембра. И наоборот, тарелки china , если их подвесить куполом вниз, могут дать бОльшую широту тембров, однако нужно играть осторожно, поскольку есть вероятность раскола, если вывернутый край china при таком подвесе попадет под сильный удар.

Играют по china -тарелкам как crash -, так и ride -партии, а для последних нужен купол, поэтому некоторые china имеют вывернутый купол, чтобы можно было их подвешивать куполом вверх, но вывернутые края при этом были направлены вниз и не попадали под удар.

Тарелки типа Swish и Pang

Тарелки типа swish и pang - это тарелки "китайской группы", предназначенные больше для игры ride -партий (т. е. ведения ритма, ритмической канвы), которые появились более-менее в результате сотрудничества Gene Krupa и фирмы Avedis Zildjian Company.

Вид
И swish и pang имеют вывернутый край, как и china , и похожий тембр, но обычный круглый купол. Тем не менее, некоторые (но не все) производители называют их тоже china .
Обычные размеры для тарелок swish - от 16" до 22", а pang - от 18 до 20".

Звучание
Swish
имеет более высокий тон, чем pang , более размытый и с менее заметным звоном, причем есть подозрение, что названия этих тарелок происходят от звука ими издаваемого. Разница в тембрах swish и pang существенна, так как изначально тарелки swish продавали с заклепками (см. sizzle -тарелки), а pang - без заклепок. Естественно, некоторые храбрые барабанщики тут же попробовали вынуть заклепки из swish , а также вставить заклепки в pang . Через некоторое время в продаже появились оба типа тарелок в обычной и в sizzle -версии, что давало два разных тембра.

В конце двадцатого века интерес к этим тарелкам совсем упал, однако в самом начале нового века swish -тарелки снова появились в каталогах ведущих производителей, например, Zildjian и Paiste , а pang -тарелки в принципе можно приобрести у несколько менее известных фирм, например, Istanbul. Однако, как уже говорилось ранее, в каталогах некоторых производителей, например, Sabian , можно найти много моделей china , которые «china» лишь по наименованию, а по форме и тембру фактически являются swish -тарелками.

*Другие разновидности тарелок

Пальцевые тарелки

Пальцевые тарелки, или zil (турецк. zil - "тарелка"), изначально использовались в танце живота. Набор zil -тарелок состоит из четырех тарелочек, надеваемых на пальцы (по паре на каждую руку). Тарелочки крепятся к пальцам при помощи резинок: одна надевается на средний палец, другая - на большой.

Zil -тарелки делают чаще из латуни, чем из бронзы, диаметром около 2". По тембру танцовщицы танца живота различают "серебристый тон" и "золотистый тон" zil ’ов, знают целый ряд приемов игры на них и могут иметь несколько наборов для разных танцев.

В современной музыке zil ’ы применяются редко. В этом случае их называют просто "пальцевыми тарелками" и используют для придания музыке "ближневосточного" звучания.

Классификация тарелок
по уровню качества и стоимости

Тарелки продаются отдельно от установки и бывают:

  • Sub-entry level,
  • Entry level,
  • Student level
  • Pro level.

Стандартный набор тарелок для начинающего на установке из пяти барабанов состоит из 20" ride cymbal, 16" crash cymbal, и пара 14" hi hats.

Если вы не планируете засиживаться в начинающих, и уже кое-что умеете, лучше пропустить тарелки из нижних категорий и прикупить достойный вариант.

1. Sub-Entry Level Cymbals ($100 до 150 за набор)

Тарелки в данной ценовой категории обычно не содержат бронзы, сплав из тускло звучащией латуни или никелированное серебро. Быстро тускнеют, а так как очень тонкие, то недолговечны.

  • Paiste 302
  • Sabian Solar
  • Pearl Cymbals
  • Meinl Marathon
  • Meinl Headliner
  • Camber
  • Yamaha Cymbals
  • Zildjian Planet Z

2. Entry Level/beginner Cymbals ($150 до $250 за набор)

Многие модели представляют собой довольно неплохой выбор. Большинство используемых сплавов содержат бронзу B8/CuSn8 (92% Меди, 8% Олово). Стандартные размеры набора 14" hi-hats, 16" crashes и 20" rides. В набор могут входить тарелки splash и china. Это оптимальный по цене вариант для самой первой установки.

  • Zildjian ZBT
  • Sabian B8
  • Paiste 502, 802
  • Meinl MCS

3. Student Level Cymbals ($200 до $300 за набор)

Широкий выбор моделей, лучший выбор для начала, но если вы меняете свой набор уровня entry/beginner , то лучше оставить такой вариант без внимания и обратиться к более дорогим тарелкам. Тарелки student level прочнее entry/beginner , но большой разницы нет. Используется все тот же сплав B8.

  • Sabian B8 Pro
  • Sabian XS20
  • Zildjian ZXT
  • Paiste Alpha
  • Tosco by Sabian (B20 сплав)
  • Alchemy A.R.T. (by Istanbul Agop, b8)
  • Meinl Raker
  • Meinl SoundCaster

4. Professional Level Cymbals ($300 за набор и выше,
как правило, в продаже каждая тарелка по отдельности)

Используются сплавы из бронзы. "Европейский " сплав В8 звучит ярко, в то время как "Turkish" B20 сплав (20% олова и 80% меди) более тонально насыщен. Со временем разница между этими сплавами стала расплывчатой, и сейчас часто встречаются их комбинации.

  • Avedis (A), A Custom by Zildjian
  • AA, AAX, HHX and Evolution by Sabian
  • Sound Formula, Dimensions, Signature, Innovations by Paiste
  • Meinl M-Series
  • Meinl One of a Kind

* Rock Cymbals

Специально разработанные серии с ярко выраженным громким звучанием и высокими частотами.

  • Sabian AA Metal X
  • Sabian Pro Sonix
  • Zildjian Z Custom
  • Paiste Rude
  • Zildjian Z
  • Bosphorus Gold
  • Meinl Mb20
  • Meinl Mb10
  • Meinl Mb8

* Jazz Cymbals

В данной классификации тарелки обладают суховатым звучанием с "темными" тонами и предназначены для исполнения музыки в стиле джаз.

  • Sabian HH (Hand Hammered)
  • Paiste Traditionals
  • Zildjian K (Kerope)
  • Zildjian K Custom
  • Zildjian K Constantinople
  • Bosphorus Antique, New Orleans, Turk, Traditional, Versa, Master, Hammer
  • Wuhan
  • Istanbul Agop
  • Istanbul Mehmet
  • Turkish
  • Spizz (Spizzicino)
  • Meinl Amun, Byzance



Top