Создание анимации: что, где, когда. Что нужно знать об анимации? Первые виды анимации

Все, кто занимается авторской анимацией, обязательно что-то изобретают, придумывая собственную технологию съемки, — такая уж это профессия. И не важно, работает автор мультфильма на компьютере или делает все рука-ми. Иногда эти изобретения зрителю не видны: они нужны самому художнику, чтобы все получилось так, как ему надо. А иногда они поражают воображение. Для ручных техник, пожалуй, самые главные и наглядные открытия делаются в трех направлениях: в том, как сделано само изображение, что становится для него фоном и как сделана сама анимация, то есть движение. А для циф-ровых технологий главным новшеством пока оста-ется VR - виртуальная реальность, где важна не сама анимационная техника, а то, как зритель смотрит это кино.

I Высокие технологии

Пожалуй, цифровые технологии меняются быстрее всего. Но в большинстве случаев зритель не замечает бесконечных усовершенствований компьютерной графики, позволяющих делать текстуры пушистых облаков, пронизанного солнцем моря или «живой» человеческой кожи или же рисовать в фильме огромную армию так, что никто и не подумает, что она не настоящая. При этом в «цифре» техники, полностью меняющие подход к анимации, появляются не так уж часто. Вот главные из них.

«Пёрл» («Pearl»)

Режиссер Патрик Осборн. США, 2016

Сегодня есть много возможностей увидеть фильмы с обзором на 360 градусов прямо в компьютере: технологии это позволяют. Сама техника анимации при этом может оставаться вполне традиционной: вот, например, рисованный «Пёрл» независимого американского режиссера Патрика Осборна, первый VR-фильм, номинированный на «Оскар». Это сенти-мен-тальная музыкальная исто-рия об отце и дочери, вся жизнь которых проходит в машине — хетчбэке 1970-х годов. Меняя курсором угол обзора, мы можем видеть ведущего маши­ну отца, а на заднем сидении - его взрослеющую дочь.

Gorillaz — «Saturnz Barz»

Режиссер Джейми Хьюлетт. Великобритания, 2017

Клип группы Gorillaz «Saturnz Barz» рассказывает фантастическую историю о посещении компа-нией заброшенного дома, где живут призраки. Благодаря технологии трехмерной компьютерной анимации, мы можем подробно рассмотреть этот страшноватый дом, а потом, вылетев в космос, разглядывать небесные тела вокруг.

«Обратно на Луну» («Back to the Moon»)

Режиссеры Франсуа-Ксавье Гоби, Элен Леру. США, 2018

Проект, неожиданным образом объединивший VR-тех -нологии и дудлы гугла . Первый интерактивный дудл с обзором на 360 градусов был посвящен фильму «Путешествие на Луну» пионера кино Жоржа Мельеса. «Обратно на луну» можно скачать на мобильный телефон в Google Spotlight Stories, потом вставить телефон в специальные очки для VR (подойдут картонные Cardboard) и оказаться прямо внутри мультфильма, где действуют красотка, фокусник и зеленый тролль.

3D-ручка

«Ties» («Узы»)

Режиссер Дина Великовская. Германия, в работе

Еще одна удивительная возможность, которую дают нам высокие техно-логии, — это 3D-ручка, с помощью которой можно рисовать в воздухе. Ее уже активно используют в дизайне, но, кажется, в анимации таких опытов еще не было, хотя эта технология, соединяющая рисунок и предмет-ность, букваль-но создана для мульт-фильмов. И вот как раз сейчас российский режиссер Дина Великов-ская, снимавшая и кукольные, и рисованные фильмы, начала в Герма-нии снимать мультфильм «Узы» с помощью 3D-ручки. Пока что доступен только тизер.

Необычное использование Motion Capture

II Непривычные материалы и способы создавать изображение

Теперь перейдем к ручным техникам, среди которых есть пусть не новые, но необычные и редкие. В первую очередь посмотрим на то, каким образом и из каких материалов можно создавать само изображение для мультфильма.

Анимация на игольчатом экране

«Здесь и великое нездесь» («Here and the Great Elsewhere»)

Режиссер Мишель Лемье. Канада, 2012

Технику игольчатой анимации придумал в начале 1930-х годов Александр Алексеев, наш бывший соотечественник, после революции эмигрировавший во Францию. Суть ее в том, что иглы свободно ходят в отверстиях вертикально стоящего экрана и при нажатии образуют скульптурную форму с другой сторо-ны. Само анимационное изображение создается тенями, которые отбрасывают иглы, и получается очень мягким и летучим, оно немного напоминает рисунок углем или порошком. Техника эта непростая, а экранов, созданных Алексее-вым, в мире всего два: один во Франции, а другой в Канаде. Соответственно, и последователей Алексеева, работающих на этих экранах, немного. Один из последних фильмов, сделанных в этой технологии, — снятый в 2012 году «Здесь и великое нездесь» канадки Мишель Лемье, философские и фантас-тические истории о Вселенной и по-пытке человека понять мир.

«Рыба из лапши» («Noodle Fish»)

Режиссер Чжин Ман Ким. Южная Корея, 2012

Свой прелестный вариант игольчатой техники придумал корейский режиссер Чжин Ман Ким. Вместо иголок он утыкал экран лапшой, и изображение у него строится не столько из тени от иголок, сколько из самих этих иголок-макаро-нин, складывающихся то в барельеф, то в контррельеф, изобра-жающие героев и среду мультфильма. Рыбка из лапши мечтает познать мир, попав из лужи в море; она хочет узнать, что находится за границами воды, но к финальным титрам попадает в тарелку аниматору. Герои говорят на ко-рей-ском, но есть английские субтитры, к тому же сюжет понятен и без слов.

Анимация светом

«Но что за блеск (я вижу на бал-коне)?» («What Light (Through Yonder Window Breaks)»)

Режиссер Сара Уикенс. Великобритания, 2009

Рисовать можно и светом. Например, как очень оригинально это сделала дипломница лондонского Королевского колледжа искусств Сара Уикенс в своем фильме «What Light (Through Yonder Window Breaks)». Это строчка из монолога влюбленного Ромео в сцене на балко-не из «Ромео и Джульетты», которая в пе-ре-воде Пастернака полностью звучит так: «Но что за блеск я вижу на балко-не? / Там брезжит свет. Джульетта, ты как день! / Стань у окна, убей луну сосед-ством…» Сара снимает историю про ожившее пятно света в своей мансарде, не используя никаких сложных технологий, а только сам свет, зеркала и трафареты (то, как она это делает, можно увидеть на финальных титрах). Ее герой — шаловливый солнечный зайчик, похожий на духа воздуха Ариэля из шекспировской же «Бури».

Pikapika — «Go! Go! Pikapika!»

Режиссеры Кадзуэ Монно, Такэси Нагата. Япония, 2007

Есть еще одна, сегодня ставшая популярной, технология анимации светом, она называется «фризлайт» — замерзший свет. Художники рисуют в воздухе цвет-ными фонарями и снимают это с большой выдержкой — получается очень нарядно. Вот, например, музыкальное видео японского проекта Pikapika, получившего множество наград за разработку этой технологии.

Stop motion из непривычных материалов

Эфрат Бен-Цур — «Robin»

Режиссеры Юваль и Мерав Натан. Израиль, 2014

Анимационная технология stop motion («остановленное движение») — самая что ни на есть традиционная и распространенная в анимации. Обычно этим термином называют работу с куклами и предметами: их фотогра-фируют по-кадрово, меняя положение объекта, а потом соединяют фотографии — на видео получается движение. Но когда вместо кукол и привычных предметов выступают неожиданные материалы, старая техника снова выглядит новой и эксперимен-тальной. Вот, например, анимация цветов и листьев в музы-кальном видео израильских аниматоров Юваля и Мерав Натан для песни Эфрат Бен-Цур на стихотворение Эмили Дикинсон «Малиновка» («Robin»).

Орен Лави — «Her Morning Elegance»

Режиссеры Юваль и Мерав Натан. Израиль, 2009

У этой же режиссерской пары есть еще один экспериментальный и сильно повли­яв­ший на многих аниматоров клип, где в технологии stop motion снимали людей.

«Бриллиант» («Shiny»)

Режиссеры Дэниель «Облако» Кампос, Спенсер Сассер. США, 2016

Есть очень остроумные фильмы, где анимируется одежда, причем часто технология находится на границе двух популярных техник — stop motion и перекладки, где детали, в отличие от предметной анимации, двигаются на плоскости по частям, как в аппликации. Вот, например, такая авантюрная история, снятая американскими режиссерами Дэниелем «Облако» Кампосом и Спенсером Сассером (для этого фильма существенно, что первый из них — танцор и хореограф).

Сыпучая анимация из необычных материалов

«Чинти»

Режиссер Наталья Мирзоян. Россия, 2011

За последние годы сыпучая (или порошковая) анимация из редкой техники превратилась в одну из самых популярных. Но все привыкли к тому, что это делается из одних и тех же материалов, в основном из песка и кофе. Разумеет-ся, мультфильмы можно снимать не только из них, но и из всего, что может сыпаться, — даже из железной стружки, добавляя интересные эффекты магнитом. Лучшие из сыпучих материалов традиционно находятся на кухне, и тут дополнительный смысл может привнести их вкус, крупность частиц или происхож-дение. Вот, например, мультфильм петер-бургского режиссера Натальи Мирзоян «Чинти» о мечтательном муравье. Его история происходит в Индии, и поэтому особенно уместно выглядит анима-ция, сделанная с использованием разных сортов чая.

«Вспыльчивый человек»

Режиссер Наталья Антипова. Россия, 2004

Фильм вгиковской дипломницы Натальи Антиповой «Вспыльчивый человек» сделан из специй. И поскольку в восточной притче речь идет о человеке, который не может подавить свой гнев, здесь используется красный перец и другие острые приправы.

«Котенок, который потерялся», «Про ежа и яблоко», «Балет в лесу»

Режиссер Светлана Разгуляева и ее ученики в Цехе сыпучей анимации. Россия, 2015

На Фабрике мультфильмов Большого фестиваля мультфильмов режиссер Светлана Разгуляева с учениками сняла три простые истории про котенка, ежика и лесной балет, используя все домашние запасы: разноцветные крупы, фасоль, чечевицу, макароны разных форм и многое другое. А на следующий год на Фаб-рике дети сняли «Шагайку »: эта коротенькая анимация из гаек и желе-зок, тоже частично работающая как сыпучая, рассказывает о Большом взрыве.

Анимация киселя

«Простейшие» («Protozoa»)

Режиссер Анита Накви. Польша, 2011

Продолжая кухонную тему, надо рассказать и о прекрасном фильме молодого польского режиссера Аниты Накви под названием «Простейшие». Главный строительный материал для мульт-фильма Аниты — кисели разных цветов.

Анимация медицинских снимков

«Чужие тела» («Corps étrangers»)

Режиссер Николя Бро. Канада, 2013

Еще одна интересная возможность внутри привычной техники компьютерной анимации. Канадский режиссер Николя Бро снял очень красивое абстрактное кино «Чужие тела», используя изображения, взятые из разного рода медицин-ских исследований — компьютерной томографии, МРТ и т. д. Наши органы тут превращаются в диковинных животных, и тело действи-тельно ощущается как что-то странное и чужеродное.

Анимация с использованием шелкографии

«A Love Letter to the One I Made Up» («Любовное письмо тому, кого я придумала»)

Режиссер Рахель Гутгарц. Израиль, 2017

Оригинальную технологию использовала выпускница израильской Академии искусств «Бецалель» Рахель Гутгарц. Для своего дипломного фильма, в котором девушка по дороге домой размышляет, каким она себе представляет идеаль-ного мужчину, и в воображении пишет ему письмо, Рахель использовала шелко--графию, то есть печать каждого кадра через трафарет. Ручная печать, которая каждый раз получается по-разному, дает особый, «трепещущий» кадр и «живой», насыщенный цвет. Фильм на иврите, есть английские субтитры.

Пиксиляция

«Стэнли Пикл» («Stanley Pickle»)

Режиссер Вики Мэтер. Великобритания, 2015

Пиксиляция — не новая, но тем не менее не слишком часто использующаяся анимационная техника. Для нее снимают реальное движение (человека, напри-мер), а потом видео покадрово перемонтируют так, что оно уже выглядит анимационным. Именно этим способом, например, можно показать волшеб-ный полет человека над землей: снять, как он подпрыгивает, а потом вырезать все кадры, где он взлетает и приземляется, и оставить только кадры в воздухе. Знаменитый фильм, снятый при помощи пиксиляции, «Стэнли Пикл» британ-ки Вики Мэтер — очень подходящая для этой технологии исто-рия о молодом гении-изобретателе, который сделал себе механиче­скую семью и жил в мире шестеренок, пока не встретился с живой девушкой.

«Светило» («Luminaris»)

Режиссер Хуан Пабло Зарамелла. Аргентина, 2011

И еще один знаменитый фильм в технике пиксиляции — «Светило» аргентин-ского режиссера Хуана Пабло Зарамеллы. Тут режиссер очень естественно соединяет пиксиляцию с предметной анимацией (соединение разных техник сегодня распространено), чтобы показать, какие фантастические собы-тия происходят в как будто совсем реальном мире. Перед нами производствен-ный роман — насмешливый и лирический.

Анимация из фотографий

«На пороге Ильич»

Режиссер Михаил Солошенко. Россия, 2014

Анимация из фотографий - это, конечно, не термин: строго говоря, любая stop motion анимация, как и перекладка, строится из покадровой съемки. Но вги-ков-ский учебный фильм Михаила Солошенко «На пороге Ильич» был сделан сложнее: в нем участво-вали четыре актера, каждого для этого фильма снимали по кадрам как кук-лу и вырезали. Отдельно снимали мимику, чтобы на каждую реплику поста-вить подходящее движение губ, отдельно — всю обстановку. Получилось тысячи вырезанных фотографий и их фрагментов. Тут такая сложная техно-логия была нужна в частности потому, что в этой пародийной истории масштаб персонажей разный: герой и его мама — обычные люди, а Ленин и Пушкин — это питомцы размером примерно с кошку. Ну и потому, что в такой ручной сборке все предметы, вроде бы оставаясь настоящими, получили какую-то гротескную неправильность, очень идущую этой абсурдной истории.

«4min15 au révélateur»

Режиссер Мойя Жобен-Паре. Канада, 2015

Успешным фестивальным дебютом канадки Мойи Жобен-Паре стал экспери-ментальный фильм, для которого Мойя сама придумала технологию. Она снимала город и свою сестру через окно квартиры, потом распечатывала гору фотографий и процарапывала на них эмульсию, наблюдая, как меняются на серебряном отпечатке текстура и цвет, а затем уже снова соединяла изобра-же-ние на компьютере. Получилось очень интересное полуабстрактное кино.

Коллажная анимация

Трейлер театрального фестиваля NET 2017 года

Режиссеры Мария Алигожина, Алексей Ермолаев. Россия, 2017

Коллажная анимация — это на самом деле частный случай традиционной техники перекладки, использующей в первую очередь не авторское изобра-жение, а ready-made (например, фотографии, вырезанные из глянцевых жур-налов и подчеркнуто искусственно двигающиеся). Вот, например, коллажный трейлер театрального фестиваля NET, снятый Марией Алигожиной и Алексеем Ермолаевым.

Анимация, сделанная из кино

«Быстрый фильм» («Fast Film»)

Режиссер Вирджил Видрич. Австрия, Люксембург, 2003

Австрийский режиссер Вирджил Видрич снял свой «Быстрый фильм» как знак признательности старому Голливуду. Классическая история погонь и спасения героем прекрасной женщины создана из кадров и микрофрагментов 400 ста-рых фильмов от «Мальтийского сокола» и «Годзиллы» до «Психо»: Видрич распечатал 65 тысяч кадров и сложил из них предметы — самолеты, поезда, машины, — в которых и разворачивается действие. Герои фильма ежесекундно меняют лица: Хамфри Богарт начинает целовать одну звезду, а отрывается уже от другой; в дверь заглядывает один актер, а высовывается голова другого, — настоящий подарок для киномана.

Анимация на пишущей машинке

«Машинопись» («Schreibmaschinerie»)

Режиссер Каро Эстрада. Австрия, 2012

Еще один пример того, что основой изображения в мультфильме могут быть самые неожиданные вещи, взять хотя бы буквы и знаки, напечатанные на старой пишущей машинке. Фильм австрийки Каро Эстрады так и называется — «Маши-нопись» (Каро говорила, что вдохновила ее случайно обнаруженная пишущая машинка бабушки). На этой машинке и было снято антивоенное кино, посвященное Первой мировой.

«G-AAAH»

Режиссер Элизабет Хоббс. Великобритания, 2016

Британка Элизабет Хоббс посвятила свой фильм «G-AAAH» Эми Джонсон, которая работала машинисткой до того, как в 1930 году совершила рекордный одиночный перелет из Англии в Австралию. Элизабет тоже «нарисовала» весь свой фильм на старой машинке Underwood 315. Надо сказать, мультфильмы из букв (напечатанных или написан-ных вручную) хоть и всегда выглядят экспериментально, но встречаются не так редко. Вот , например, фильм «Loof and Let Dime», снятый дипломником ВГИКа Романом Верещаком. Это абсурдистское стихотворение поэта-аутиста Кристофера Ноулза, его читает американский театральный режиссер и художник Роберт Уилсон.

Анимация из войлока

«Мягкие растения» («Zachte Planten»)

Режиссер Эмма де Свааф. Бельгия, 2008

В куклах, сделанных из войлока, вроде бы нет ничего особенного. Но несколько лет назад, после выхода фильма «О, Вилли… » бельгийских режиссеров Эммы де Свааф и Марка Рулса, где не только герои, но и весь мир выглядел мягким и опушенным, как шерстяной носок, валяная техника всех особенно заинте-ресовала. Теплое пространство было обманчивым: мягкие беззащитные герои «О, Вилли…» вовсе не чувствовали себя в безопасности (детям мультфильм может показаться довольно страшным). Это же видно и в самом первом, дипломном фильме «Zachte Planten» («Мягкие растения») Эммы. Ее мульт-фильм о том, как офисному клерку приснились страшные приключения в мягком лесу.

Рисование кровью

«Манифест крови» («Blood Manifesto»)

Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2014

Надо сказать, что рисовать можно и кровью. Вот «Blood Manifesto» канадского режиссера Теодора Ушева, снятый в недавнем револю-ционном жару, когда весь мир (а с ним и Канада, как и Россия) протестовал против тоталитаризма власти. Собственная кровь, как и собственная ритми-зованная проза (мультфильм пока не переведен с английского языка на рус-ский), и плакатно-поэтический изобразительный стиль — все работает на дух этого фильма, похожего на горькую песню революции.

Силуэтная анимация

«Трое изобретателей» («Les Trois Inventeurs»)

Режиссер Мишель Осело. Франция, 1980

Силуэтная техника — редкая, но одна из самых старинных. Прославила ее еще пионер анимации немка Лотте Райнигер, а одним из самых знаменитых ее последователей в этой технике считается французский режиссер Мишель Осело. Его «Трое изобретателей» — невероятно изящный фильм, похожий на кружевные салфетки. Печальная история о семействе трех гениев-изобре-тателей, которых обыватели посчитали колдунами, — разрушили их изобре-тения и сожгли дом. Мультфильм на французском, но текста там очень мало, да и сюжет вполне понятен.

Сюго Токумару — «Katachi»

Режиссеры Кася Киек, Пшемек Адамски. Япония, 2012

А вот современный вариант силуэтной техники — музыкальное видео для япон-ского исполнителя Сюго Токумару, снятое польской режис-серской парой Касей Киек и Пшемеком Адамски: здесь новые бумажные силуэты не заменяют прежние, а встают впереди них, оставляя за собой все предыдущие фазы движения, как его след. Можно , как это было снято: фазы рисовали на компьютере, распечатывали и вырезали их лазером.

III Необычный фон и пространство для анимации

Бывает, что фильм выглядит очень необычно, хотя анимационная техника, которая в нем используется, вполне традиционна - особенным его делает фон или простран-ство. Представьте, например, мультфильм, нарисованный на теле (а такое бывает), или фильм, где анимация проецируется на реальное пространство леса. Вариантов не счесть, вот самые известные.

Анимация на стенах домов и в пространствах города

«Big Bang Big Boom»

Режиссер Blu. Италия, 2010

Аниматоры есть и среди художников, занимающихся уличным искусством, рисующих граффити и превращающих стены домов и городские объекты в гигантские фоны для своих мультфильмов. Одним из самых знаменитых аниматоров-граффитистов считается художник, скрывающийся под ником Blu. Он любит соединять сюрреалистическую рисованную анимацию с пред-метной. Вот, например, его фильм «Big Bang Big Boom» рассказывает исто-рию о Боль-шом взрыве, создавшем мир, и использует для этого весь город: дома, завод-ские территории, городской пляж, мосты, машины и так далее.

«Трафаретное танго № 2» («Stencil Tango no. 2»)

Режиссеры Марио Руллони, Хуан Пабло Зарамелла. Аргентина, 2010

Еще один мультфильм на стенах — уже не рисованный, а сделанный с помо-щью трафаретного граффити на стене полуразрушенного дома. Для того чтобы изготовить трафареты, профессиональных танцоров

Урок из серии: «Работа в редакторе Flash»

Анимация (от лат. а nimare – оживить) – имитация движения или изменения формы статических объектов.

Помимо термина «анимация» широко употребляется и термин «мультипликация» (от лат. multiplicatio – умножение, размножение).

Кадры – это нарисованные или сфотографированные изображения последовательных фаз движения объектов или их частей. При просмотре последовательности кадров возникает иллюзия оживления изображенных на них статических персонажей.

Для создания эффекта плавного изменения формы и положения объектов частота смены кадров, исходя из особенностей человеческого восприятия, должна быть не менее 12-16 кадров в секунду.

В кино используется частота 24 кадра в секунду, в телевидении – 25 или 30 кадров в секунду.

Прорисовка всех фаз движения (кадров) в первых мультфильмах требовала огромных трудозатрат. Так, для мультфильма продолжительностью 5 мин при частоте 24 кадра в секунду необходимо 7200 рисунков. При этом многие кадры содержат повторяющиеся фрагменты, которые приходилось многократно перерисовывать.

Поэтому с 20-х гг. XX в. начали применять упрощенную технологию анимации: на статичный, неизменный рисунок стали накладывать прозрачные пленки с изменяющимися подвижными элементами. Это был первый шаг в механизации труда художника-аниматора, который получил развитие в компьютерных технологиях.

В компьютерной анимации рисуются лишь некоторые опорные кадры (их называют ключевыми ), а промежуточные генерируются (рассчитываются) компьютерными программами. Независимая анимация отдельных элементов изображения обеспечивается созданием графических объектов для каждого персонажа и размещением их на разных слоях (подобно прозрачным пленкам в классической анимации).

Основные виды компьютерной анимации: покадровая анимация и автоматическая (движения и формы).

Покадровая анимация (мультипликация) состоит в прорисовке всех фаз движения. Все кадры при этом являются ключевыми.

Автоматическая анимация заключается в рисовании ключевых кадров, соответствующих основным фазам или этапам движения, и последующем автозаполнении промежуточных кадров.

В основе любой анимации лежит фиксация фаз движения объектов – определение в каждый момент времени их положения, формы, размеров и иных свойств, например цвета. Эту операцию называют фазовкой или таймингом.

Чтобы уменьшить трудозатраты и избежать ошибок при работе на компьютере, полезно сначала наметить фазы на бумаге.

При анимации движения неодушевленных объектов можно ограничится указанием траектории движения и фиксации объектов в наиболее важных положениях.
Пример 1. Брошенный в горизонтальном направлении мяч трижды ударяется о пол. Зарисовать несколько фаз движения.

Нарисуем траекторию движения центра мяча. Изобразим положение мяча в моменты удара о пол (1, 2, 3) и наибольшего подъема (2 ,4). Добавим несколько промежуточных положений.

Пример 2. Зарисовать фазы движения шагающего и бегущего человечка.

Изобразим фазы движения, как показано на рисунке.

Анимация - (от лат. - вдохновение, оживление). В компьютерной анимации оживление является иллюзией, так как объект (созданный рисунок, модель) на экране на самом деле неподвижный. Мы выделили несколько причин, по которым анимация в вашем видео станет лучшим решением.

1. Точно в цель

Сфера применения компьютерной анимации достаточная широкая. Анимация встречается как в мультипликации, так и кинокартинах, компьютерных играх и видеорекламе. Такое видео притягивает внимание зрителя за счет яркого, реалистичного изображения и подачи информации любой сложности в непринужденной, легкой, игровой форме.

Каждый в детстве любил мультики, а компьютерная анимация - еще одно приятное напоминание об этом, она вызывает положительные эмоции и интерес к происходящему на экране.

Вы знакомы с "четвертой стеной" французского драматурга Дени Дидро и Мольера? Термин появился еще в XVIII веке. Так называли воображаемую стену, которая появляется между зрителем и актерами на сцене "трехстенного" театра и разделяет реальный мир с тем, в котором живут актеры в рамках сюжета пьесы. Следующим шагом стали попытки разрушить "четвертую стену", чтобы стереть границы реального и игрового мира и усилить эффект присутствия зрителя в театральной постановке или кинофильме. Последнее стало особенно популярно с развитием 3D-технологий. Вспомните только летящие в вас предметы с экрана в кинотеатре, которые создают реалистичный эффект и вызывают эмоции. Разрушить "четвертую стену" и стать ближе к зрителю в анимации можно за счет того, как анимационный/мультипликационный герой показывает зрителю, что он реален. Такой прием используется в конце мультфильма или анимационного видео, когда герой неожиданно обращается к зрителю или не дает экрану погаснуть, создавая иллюзию выхода за его пределы. Этот эффект не так часто используется, но всегда вызывает большой интерес. Ведь это первостепенная цель рекламодателя - удержать внимание зрителя и оригинально рассказать о продукте или услуге.

2. Motion Design

Технология motion design (моушн-дизайн) - это сочетание графического дизайна с 2D и 3D-анимацией, которая раскрывает основную идею рекламного или продуктового видеоролика и направляет все внимание зрителя на контент. Дизайн и анимация вписываются в основную концепцию видео, придавая большому объему информации определенную форму. Таким образом информация легко воспринимается, а картинка держит внимание от начала до конца видеоролика. В 60-е годы с появлением компании Motion Graphics Inc. началось развитие моушн-дизайна. Тогда основатель компании, дизайнер и аниматор Джон Уитни создавал анимационную графику для телевидения и кино.

Видео, которые мы создаем с помощью моушн-дизайна можно разделить на три категории:

  • Комбинированный ролик (анимация + отснятое видео)

Приведем пример самого часто используемого вида двумерной графики из нашего портфолио - шейповой графики, и самого редкого, но не менее интересного вида - squigglevision графика.

Шейповая двумерная графика (от англ. shape - фигура, форма) состоит из плоских геометрических фигур. Простые анимационные объекты не перегружают картинку и восприятие зрителя, не рассеивают внимание на лишние детали. Весь акцент в шейповых видео делается на основной информации, которая характеризуется структурностью и простотой. Персонажи шейповой графики - частые герои корпоративных видео (инструкции, презентации, игровые сцены), развлекательных роликов и видео, представляющих бизнес-услуги или рекламный продукт.

Squigglevision - способ анимации, который изобрел Том Снайдер. В сравнении с рисованной мультипликацией, такая техника проще с точки зрения производства, что существенно экономит время, так как непрерывное движение контуров уменьшает потребность в более сложной анимации для придания сцене ощущения динамичности. Squigglevision анимацию вы можете встретить в нашем видео "Starwire. Мультфильм о розетках".

3D-графика - изображение объектов в объеме. Преимущество 3D для рекламного или продуктового видеоролика в том, что при работе с данной технологией можно создать любое пространство: реальное и вымышленное, но обязательно привлекательное для зрителя или потенциального покупателя. В таком видео с объектами или героями можно делать то, что нельзя во время съемочного процесса: оживить рекламируемый товар (наделить его мимикой и речью) или заставить объект трансформироваться, чтобы увидеть все его возможности. 3D-графика также используется в дизайне: создание заставок для мероприятия, необычная подача логотипа компании и т.д.

Комбинированная графика используется, когда 2D- или 3D- графику необходимо совместить с реально отснятым видеорядом. Так компьютерная графика или анимация взаимодействуют с отснятыми объектами в кадре или сопровождают их, визуализируя информацию с помощью инфографики. Ярким примером можно считать Doodle анимацию. Эта техника рисования в кадре от руки, демонстрация процесса создания персонажей, предметов и действий. В нашем видео для Сбербанка "Жизнь клиента банка через 5 лет " мы использовали Doodle анимацию.

3. Шаг за шагом (сценарий и раскадровка)

Хороший и грамотный сценарий - гарантия того, что ваше видео досмотрят до конца. Написание сценария - первый шаг к достижению коммерческой цели или реализации концепта с помощью анимационного видеоролика. Оригинальная концепция, которая ляжет в основу видео, повышает эффективность видеопродукта. Товар станет более желанным для потенциального покупателя (рекламное видео), условия предлагаемой услуги более привлекательными (продуктовое видео), а имидж компании - позитивным (корпоративное видео).

Итак, креативные концепции готовы, сценарий написан. Следующий шаг за раскадровками к видеоролику. Раскадровка - последовательность картинок будущего видео, которая пошагово отражает содержание каждого кадра и сцены.

Если как таковой раскадровкой принято считать набросок от руки, то при производстве анимационного видео чаще используется понятие "Storyboard" (сториборд, компьютерная раскадровка, анимационный сценарий) и steelshot (стилшот, это один кадр из сториборда).

Сториборд анимационного видео может быть полезен в следующих случаях:

  • для утверждения с клиентом сцен будущего анимационного видеоролика;
  • для визуализации проекта с профессиональной точки зрения, чтобы избежать ошибок в производстве;
  • для удобства использования в дальнейшем данного сюжета и анимационных образов (в многосерийных видеороликах). Клиент может не менять анимационных героев, так как зритель/покупатель уже привык к образам, и это создает большее доверие.

Анимация в сочетании с инфографикой поможет грамотно расставить смысловые акценты, создать нужную атмосферу и передать большое количество информации (описание процесса, технологии, преимуществ, раскрытие проблемы и идеи). Каждый вид анимации способен привнести свои оригинальные особенности в ваше видео. А пока вы думаете, какая анимация вам ближе, ознакомьтесь с нашими 2D и 3D работами.

«Вы обречены, если нацеливаетесь лишь на детей.

Взрослые - это просто выросшие дети».

Уолт Дисней

Сегодня мы расскажем вам о том, какой бывает анимация и где обитают те волшебники, которые ее создают. Существует 4 основных вида мультипликации:

  • классическая (нарисованная вручную);
  • компьютерная (2D и 3D);
  • стоп-моушен (покадровая съемка реальных объектов);
  • motion capture (созданная с помощью захвата движения живых актеров).

Традиционная рисованная анимация

Это классический вид мультипликации, основанный на покадровой съемке меняющихся картинок. Вначале каждое изображение рисовали целиком и по-отдельности. Это был очень трудоемкий и долгий процесс, ведь для одной секунды мультфильма требовалось двадцать четыре полноценных изображения. Позже художники научились рисовать объекты и задники на наложенных друг на друга прозрачных пленках, что серьезно уменьшило количество работы.

Сейчас большинство анимационных студий создают мультфильмы на компьютере, но есть среди них и верные старой школе. Например, японская студия Ghibli, известная, в первую очередь, классическими аниме Хаяо Миядзаки. Хотя и ее художники не пренебрегают помощью компьютеров.

Известные мультфильмы, нарисованные вручную:

1. «Красавица и Чудовище» (1991). Уолт Дисней планировал снять мультфильм еще в конце тридцатых, но из-за начала войны отложил его на потом. Картина не только собрала в прокате полмиллиарда долларов, но и стала первым в истории мультфильмом, номинированным на премию Оскар в категории лучший фильм».

2. (2011). Шедевр аниме от Хаяо Миядзаки в свое время стал самым кассовым японским фильмом, а также выиграл анимационный Оскар. Он обрел настолько культовый статус, что и по сей день возглавляет рейтинг лучших мультфильмов на IMDB.

3. (1994). Это настоящий «король» не только диснеевской, но и мировой анимации. Мультфильм принес студии охапку оскаров, любовь зрителей и несколько миллиардов дохода.

Компьютерная 2D-анимация

Создание мультипликации: история

3000 лет до н.э.

История анимации начинается еще до нашей эры. Люди пытались создать движущееся изображения с тех пор, как научились рисовать. Так, археологи нашли в Иране глиняный сосуд 5000-летней давности с рисунками козлов, являющимися ранней попыткой «оживить» изображение.

1989 год

На канале FOX выходит первая серия «Симпсонов». Приключения желтой семейки идут и по сей день - это самый долгоидущий американский мультсериал, ситком и сериал, идущий в праймтайм.

1995 год

В прокат выходит пиксаровская «История Игрушек» - первый полнометражный компьютерный мультфильм.

2003 год

Выходят «Маги и великаны», первый полнометражный мультфильм, созданный с помощью flash-анимации . Также он стал первым мексиканским мультфильмом за тридцать лет.

2004 год

Выходит «Полярный экспресс» Роберта Земекиса - первый фильм, полностью снятый с помощью технологии motion capture.

Лучшие анимационные студии мира

Хотя их первый полнометражный мультфильм вышел всего двадцать лет назад, Pixar смогли сделать то, что не было под силу никому - свергнуть Disney с насиженного трона. Впрочем, с 2006 года они сами - часть «мышиного дома». Pixar - это не просто студия, это пример того, как можно по-настоящему любить свою работу.

Лучшие мультфильмы студии: «История Игрушек 1-3», «ВАЛЛ-И», «Корпорация монстров», «Головоломка».

2. Walt Disney Animation Studios .

Есть ли смысл что-то говорить об этой студии? Фамилия ее основателя для множества людей стала синонимом слова «мультипликация», а это о чем-то да говорит. На рубеже нулевых-десятых казалось, что студия впала в стазис, без борьбы уступив первенство в анимации коллегам из Pixar. Но успехи «Храброго Сердца», «Города героев» и «Зверополиса» показывают, что диснеевцы готовы снова стать первыми в индустрии.

Стоит также отметить Disney Television Animation - телевизионное подразделение компании, ответственное за такие хиты, как «Гравити Фоллз»«Финес и Ферб» и т.д.

Лучшие мультфильмы студии: «Бэмби», «Алиса в стране чудес», «Красавица и Чудовище», «Король Лев», «Ральф», «Зверополис».

3. Studio Ghibli .

Это, вероятно, главная аниме-студия в мире, основанная легендарным Хаяо Миядзаки, который и создал ее главные шедевры. Хотя после его ухода студия приостановила производство анимации, вера в будущее компании еще есть. Так, в прошлом году вышла «Красная черепаха», мультфильм, созданный совместно с Ghibli.

Лучшие мультфильмы студии: «Могила светлячков», «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками», «Ходячий замок».

4. Aardman Animations .

Эта британская студия специализируется на мультфильмах, созданных с помощью пластилиновой стоп-моушен анимации. В первую очередь, он известна культовой серией о Уоллесе и Громите. Хотя специфика студии не позволяет ей стать в один ряд с лидерами индустрии, она же позволяет ей быть уникальной и узнаваемой.

Лучшие мультфильмы студии: «Уоллес и Громит», «Побег из курятника», «Барашек Шон».

5. DreamWorks Animation .

Анимационное подразделение студии Стивена Спилберга DreamWorks начинало свой путь с рисованных мультфильмов, созданных в рамках классической драматургии. Однако после успеха первого «Шрека», студия сделала ставку на юмор и компьютерную 3D-анимацию. Хотя DreamWorks так и не удалось встать в один ряд с Pixar и Disney, у них впереди много времени и ресурсов новых владельцев из Universal, чтобы это исправить.

Лучшие мультфильмы студии: «Шрек», «Мадагаскар», «Как приручить дракона».

6. Laika Entertaiment.

Вначале студия планировала заниматься как компьютерной, так и кукольной стоп-моушн анимацией. Однако после успеха своего первого фильма «Коралина в стране кошмаров» руководство решило сконцентрироваться на втором. К сожалению, пока что ни один их проект не окупился.

Лучшие мультфильмы студии: «Коралина в стране кошмаров», «Паранорман».

7. Illumination Entertaiment .

Несмотря на то, что это самая молодая студия в списке, за десять лет своего существования она добилась больше, чем большинство других.

Первый мультфильм студии «Гадкий Я» не только стал неожиданным суперхитом, но и принес ей золотую жилу в виде миньонов . А также определил стиль всех дальнейших мультфильмов: небольшой бюджет и много шуток.

Лучшие мультфильмы студии: «Гадкий Я», «Тайная жизнь домашних животных».

8. Warner Bros. Animation.

В 1933 году студия Warner Brothers запустила анимационное подразделение Warner Bros. Cartoons, подарившее миру таких персонажей, как Багз Банни, Даффи Дак и др. В 70-ых отдел закрыли, но в 1989 запустили вновь под известным нам названием. В настоящее время студия специализируется на создании анимации по комиксам издательства DC.

Лучшие мультфильмы студии: «Стальной гигант», «Лего. Фильм», «Возвращение темного рыцаря».

9. Cartoon Network Studios .

Будет неправильно не упомянуть студию, ответственную за возрождение интереса к 2D-мультипликации и всеобщую популярность анимационных шоу. Хотя канал Cartoon Network был основан еще в девяностых, настоящий успех пришел к нему только через 15 лет вместе с выходом «Времени приключений» и ряда других шоу.

Лучшие мультсериалы студии: «Время приключений», «Обычное шоу», «По ту сторону изгороди», «Мы обычные медведи».

Также стоит отметить такие телевизионные студии, как: Nickelodeon Animation Studio («Шоу Рена и Стимпи», «Губка Боб»), Williams Street Production («Робоцып», «Рик и Морти»), Fuzzy Door Productions («Гриффины», «Американский папаша») и Rough Draft Studios («Футурама», «Бивис и Баттхед»).

Компьютеры создают компьютерную анимацию не больше, чем карандаш создает рисованную. Любую анимацию создает художник. Самых талантливых художников в Киеве вы можете найти в студии анимации KINESKO !

Мультипликация - это создание на экране движущегося изображения. Вернее, иллюзии непрерывного движения. На деле это последовательность статичных кадров. А ещё - технически сложное и постоянно развивающееся искусство. Так что если кто-то скажет вам, что мультфильмы - это не серьёзно, бурно протестуйте и приводите аргументы. Вот краткий ликбез по основным видам движущихся картинок, из которого станет ясно, почему анимация не уступает игровому кино, а в чём-то даже его превосходит.

Классическая рисованная мультипликация

Многие в детстве рисовали на полях тетрадных листов фигурки, меняющие позу с каждой страницей. Если быстро пролистать такую тетрадку, будет казаться, что персонаж бежит, а цветок - распускается. Схожим образом устроена классическая покадровая анимация.

Стандартный формат частоты, с которой меняются картинки - 24 кадра в секунду. И все эти кадры необходимо отрисовать! Раньше это делали вручную. Со временем на помощь пришли специальные программы монтажа, так что теперь от руки рисуются только опорные кадры. Тем не менее, создание покадрового мультипликационного фильма - до сих пор кропотливая и непростая работа.

Первым вариантом покадровой анимации иногда называют тауматроп , винтажную игрушку в виде диска с рисунками на обеих сторонах. Быстро вращая кружок на нитке, можно было добиться эффекта совмещения картинок. Например, птица и клетка превращались в изображение птицы в клетке, а цветы и ваза - в полноценный натюрморт. В начале ХХ века стали появляться первые анимационные фильмы. Стюард Блактон снял короткометражку «Забавные выражения весёлых лиц» , а Эмиль Коль - «Фантасмагорию» . В обоих фильмах авторы рисуют персонажей на доске, и потом те «оживают». Коль выяснил, что для каждой фазы движения нужен свой рисунок и использовал вертикально укреплённую камеру.

Потом случилось великое событие - в анимацию пришел Уолт Дисней . Он придумал, в частности, способ создания объёма за счёт совмещения разных планов, а также послойную технику, при которой друг на друга накладываются прозрачные целлулоидные плёнки с изображениями, так что кадр больше не нужно было рисовать с нуля. С помощью трёхцветной системы «Техниколор» (совмещение монохромных изображений, снятых через красный, синий и зелёный фильтры) Дисней создал первый цветной мультфильм - «Цветы и деревья». Он же снял первый в истории звуковой мультфильм («Пароходик Вилли» с насвистывающим Микки Маусом в главной роли) и первый полнометражный анимационный фильм - «Белоснежка и семь гномов», который произвёл настоящий фурор.

Оказалось, что мультипликация интересна людям разных возрастов. Мало того, она позволяет добиваться особого эмоционального эффекта уникальными средствами.

Актёр, даже обладающий мимическими навыками Джима Керри и самоотверженностью Кристиана Бейла, который сбрасывал для ролей до 30 килограммов, всё-таки не может выйти за пределы человеческих возможностей. А вот рисованные герои не обязаны строго подчиняться законам природы и физики. Поэтому художник может наградить их любыми пропорциями, внешними особенностями и пластикой - лишь бы всё это работало на раскрытие образа.

За это тоже нужно благодарить Диснея, создавшего целый пантеон культовых персонажей, характер которых отражается во внешности. Его методы взяли на вооружение другие режиссеры-мультипликаторы. Благодаря им сегодня существуют сотни запоминающихся анимационных героев и злодеев.

Стиль классической анимации может быть разным. Диснеевский или советский мультфильм, европейская авторская или даже абстрактная анимация, аниме - разные стили, которые вы ни за что не перепутаете. Однако технически всё это - покадровая анимация.

Кукольная мультипликация

Технология stop-motion использует сцену-макет, которая служит декорацией, как в театре, и кукольных «актёров». Чтобы создать иллюзию движения, позы фигурок немного меняют, покадрово фотографируя, а потом превращают всё это в фильм. Появилась такая анимация вместе с классическим кинематографом. Например, знаменитая сцена из фильма «Путешествие на Луну», где космический корабль попадает спутнику Земли прямо в глаз - это тоже stop-motion.

Кукольные мультфильмы - всегда особенная история в мире анимации. Их не превращают в огромные франшизы (не получится из-за сложности производства), да и коммерчески они не самые успешные. Однако в этом способе оживления статичного есть особое волшебство.

Такие мультфильмы дают возможность создать объём, на который не способна классическая рисованная мультипликация, а также обеспечивают детализацию без необходимости что-то отрисовывать - достаточно просто разместить объекты в кадре. Впрочем, это как раз совсем не просто. Декорации для кукольных мультфильмов создаются вручную, и это по-настоящему адский труд .

Чтобы изобразить сакуру в фильме «Коралина в стране кошмаров», использовали покрашенный в розовый цвет попкорн.

Каждый цветок на игрушечных деревьях создан руками художников-мультипликаторов и размещён так, как это требуется для сцены. В «Кубо. Легенда о самурае» шерсть обезьяны сделана из крошечных лоскутов силикона, каждый из которых был наклеен на фигурку. Все эти вещи нужно продумать заранее, ведь когда предмет уже создан в материале, нажать undo не получится. Озвучивая кукольную анимацию, каждое движение губ куклы-актёра создают отдельно, синхронизируя мимику со звуковой дорожкой. Сегодня многие детали распечатывают на 3D-принтере, и всё же это по-прежнему штучная работа.

В 60-80-х годах кукольную анимацию очень любили в СССР - за фактурные материалы и уютную камерность. Особую народную симпатию заслужили «Варежка» Романа Качанова, где комок красной шерсти вызывает бурю эмоций, и «Пластилиновая ворона» Александра Татарского с виртуозной игрой форм (пластилиновая анимация - это тоже подвид stop-motion) и бодрыми песнями.

В какой-то момент кукольная анимация оставляла за спиной компьютерную по сложности и естественности движений персонажей. Однако сегодня CG-технологии шагнули вперёд, и компьютерные герои не уступают кукольным собратьям, а во многом превосходят их.

Со временем сложная в производстве и трудоёмкая stop-motion анимация стала терять популярность. Как ни странно, это идёт ей на пользу. Работать в этом жанре решаются только идейные режиссёры, которые точно знают, о чём хотят рассказать и обладают оригинальным стилем. Например, Тим Бартон с его знаменитыми фильмами о поющих скелетах и мёртвых питомцах, или Уэс Андерсон, снявший картину «Бесподобный мистер Фокс».

Компьютерная мультипликация

В этом случае движущиеся изображения получают с помощью 3D-анимации, сгенерированной на компьютере. Трёхмерные модели объектов двигаются и взаимодействуют так, как этого захотят постановщики.

В кино одним из первых использовал компьютерную анимацию Джордж Лукас. Спецэффекты ранних эпизодов «Звёздных войн» многие поклонники до сих пор ценят выше, чем графику в современных фильмах. Студия Лукаса ILM также работала над множеством известных киноэпопей с выдающимися эффектами («Индиана Джонс», «Назад в будущее», «Звёздный путь»), а также над фильмом «Кто подставил кролика Роджера», совмещающим актёров и нарисованных героев.

Потом выяснилось, что анимация может не только обслуживать фильмы с актёрами, но и создавать собственный мир. Первопроходцами в области компьютерной мультипликации, которые сделали для неё не меньше, чем Дисней - для традиционной, стала студия Pixar . На сегодняшний день это самая успешная анимационная студия за всю историю кинематографа.

В короткометражном мультфильме 1986 года «Люксо-младший» рассказывается о том, как маленькая настольная лампа под присмотром лампы-родителя играет с мячиком. Лампы удостоились чести стать героями мультфильма, поскольку позволили работать со светом и демонстрировать, как его отражают разные поверхности. В этом коротеньком мультфильме есть то, за что работы Pixar хвалят до сих пор - инновационность технологий и эмоциональная живость персонажей. В 1995 году студия выпустила первый полностью созданный на компьютере полнометражный фильм - «Историю игрушек».

В студии постоянно совершенствуют технологии и ищут новые возможности. Кудрявые волосы на ветру, тонущие в воде предметы, движения облаков, миллионы песчинок на пляже…

В случае с CG-фильмами, чтобы сделать всё это убедительным, требуется учесть фактуры, вес, траектории движения и множество других факторов. То, что объекты - виртуальные, делает их «материальные характеристики» только важнее. Ведь художники и разработчики хотят, чтобы резиновый мяч пружинил, а ткань развевалась на ветру, как настоящая.

Эти методы взяли на вооружение и другие студии, например, Blue Sky Studios, выпустившая «Ледниковый период», и Dreamworks (франшизы «Шрек», «Мадагаскар», «Кунг-фу панда», «Как приручить дракона»).

Компьютерная анимация дала зрителю глубину картинки, а также возможность бегать вместе с героями и совершать головокружительные полеты. Такие лихие виражи камеры не были возможны в классической анимации, да и в обычном кино. Именно поэтому в 3D-мультфильмах бывает столько гонок и приключений, а сценарии пишутся с расчётом на визуальную составляющую и динамику.

Конечно, хорошие мультфильмы привлекают не только за счёт технологий. Однако именно широкие возможности анимации позволяют режиссёрам не просто передавать переживания, но и затрагивать сложные темы. Хаяо Миядзаки говорит о гармонии с природой, Тим Бартон делает весёлым даже разговор о смерти, а фильмы Pixar учат принимать себя и разбираться в собственных чувствах.




Top