Создавать вокруг себя любовь. Просто быть человеком Героиня моего очерка завуч школы

Работа представлена как портретный очерк учителя, в основе которого лежит анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагогов, профессиональных секретов, отражающие личностные особенности, с целью распространения его опыта работы, оказания социально-психологического воздействия на читателя, включающего убеждение и эмоциональное вовлечение.

Работа представляет интерес как портретный очерк учителя - жанровая разновидность публицистического портретного очерка, - в центре которого яркая творческая индивидуальность учителя, его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогической деятельности, методические открытия, индивидуальная технологию обучения. Автор дает свою оценку, которая имеет социально обусловленный характер.

Цель данного очерка - дать эмоционально-образное представление об учителе, вызывающем интерес, прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить у него определенные мысли, стремления.

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил,

Писал М. Садовский.

А я хочу рассказать о замечательных педагогах - моих наставниках, с которыми мне посчастливилось работать - это методист РОО и С Кордайского района Головинова Надежда Дмитриевна и завуч СОШГ № 1 школы имени Д. А. Конаева Волошина Нина Даниловна. Почему вдруг?! Столько лет молчала! Да всё потому, что действительно «большое видится на расстоянье».

Уже почти 28 лет, я работаю в Кордайском районе учителем русского языка и литературы, в 1986 году полная амбиций с красным дипломом и на всё со своей точкой зрения приехала из Тараза (Джамбула). Познакомилась с методистом Головиновой Н. Д. сразу же, так как вопросов было больше, чем ответов, ведь после института ничего же не знаешь в оформлении документов, составлении календарных планов. Дитц Ш. Г., (завуч школы) не долго думая, направила меня в РОО со словами: «Там узнаешь всё!» Как же быстро я поняла, что именно Надежда Дмитриевна научит всему тому, что мне надо. И чуть ли не ежедневно я приходила к ней, вспоминаю, что даже и пообедать-то толком не давали мы (как мне сейчас за это стыдно!), у неё в коридоре вечно была толпа учителей русского языка и литературы. Глаголы и наречия… метафоры, эпитеты… плюшкины и чацкие… Булгаков, возвращённые в литературу имена, все это - реальная жизнь.

Я для себя нашла замечательного наставника в этом скромном методисте, а в первую очередь учителе, который ежедневно тихо и добросовестно выполнял свою трудную и такую нужную работу не ради славы и наград, а просто по велению сердца, такого большого и открытого для любого из нас, кто нуждается в её добром слове, участии, совете. О, этот замечательный человек всегда с горящими глазами, очень чистой и открытой душой, педагог с большей буквы разговаривала с нами, как с равными. Так было много лет, я всё ждала, когда же Надежда Дмитриевна глянет на нас с высоты своего Олимпа. Нет, этого не было, хотя достичь её высот в районе не может никто. Комфортно, уютно с нею было всегда, не зависимо от обстановки, а где только ни был её кабинет! В каких чудовищных условиях она только ни работала! Да как работала! Ещё как работала! Сколько работала!

Вспоминаю открытый урок русского языка в школе имени М. Ломоносова. Присутствующих больше, чем учеников. По тем временам, когда наглядные пособия доставались с трудом, готовились своими руками, урок был одним из самых оборудованных в школе. Чего здесь только не было! Карточки с заданиями, иллюстрации к произведениям, таблицы, коллекция диафильмов, проигрыватель - сейчас все это по сравнению с компьютером, проектором и интерактивной доской кажется анахронизмом. Но это было так недавно! И это было так давно! А это было так эффективно. Благодаря педагогическому мастерству Надежды Дмитриевны это работало на все 100%. У нее было чему поучиться каждому учителю-предметнику, не только учителям русского языка и литературы.

Всегда удивляла способность этой женщины находить общий язык с каждым учеником и учителем. Это особый дар, который так ценят ее выпускники, и так хотелось овладеть этим мастерством нам, молодым педагогам, и всем опытным коллегам. Но тогда стремились перенять опыт работы и лишь надеялись:

Быть может, кто-нибудь из нас

Войдет вот так же в школьный класс

И проведет такой урок,

Что все забудут про звонок.

Постепенно, теперь я знаю это точно, она усмирила мою гордыню, убила во мне жёлтого дьявола, заставляющего думать о деньгах, приучила работать на 100%, не думая об оплате. Проводя со мной уроки преданности своему делу, семье, ставя в пример то, что любовь и доброта, мудрость и неравнодушие способны творить чудеса . А в непростое время 90-ых это многого стоит!

Когда с внутренним миром всё было покончено, занялась повышением моей квалификации. Заставила меня обобщать опыт работы по литературе, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах по предмету, выступать перед коллегами на конференциях, проводить брифинги, консультации при подготовке к ЕНТ, да разве всё перечислишь?!

И теперь, когда вспоминаю прошлое, встаёт перед глазами всегда одна картина: выше среднего роста, интеллигентная женщина со вкусом одетая двигается неторопливым шагом, а рядом шустрые, шумные, громкоголосые молодые педагоги заглядывают в рот, чтобы не пропустить ни одного слова, у нас даже и в мыслях не было перебивать или обгонять любимого мастера. Надо сказать, что вокруг Надежды Дмитриевны были всегда учителя, вот уж такой она человек, обладает каким-то волшебным магнетизмом. Её голос тихий, вкрадчивый, кажется, она его никогда не повышает, везде, где бы она не находилась в уютном и не очень кабинете или на улице в шумном центе на празднике, или на площади во время очередной выставки, учителя слушали её рассказы с неподдельным любопытством, чуть ли не открыв рот. Умеет Надежда Дмитриевна привлечь и удержать внимание коллег, потому что разговаривает с нами как с опытными, на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь. В каждом учителе увидит что то, поддержит, поможет.

Я до сих пор помню 1987 год, когда на августовской конференции вступила в спор с уже седой заслуженной учительницей по поводу использования на уроке теории литературы. Меня там мэтры чуть в порошок не стёрли! Но она встала на мою сторону и потом ещё ни один раз говорила, что у нас в районе появился молодой педагог, понимающий теорию литературы и суть литературного процесса. Через много лет я услышала ещё одну фразу, которая мне очень польстила. В разговоре (не буду говорить с кем), а это стандартная ситуация, когда проявляют недовольство учителем, обвиняя в некомпетенции, Надежда Дмитриевна сказала: отдайте класс Филатенковой В. Н., пусть научит их литературе. Для меня эта фраза стала признанием моего труда как литератора.

Время идет, школа меняется. Но такие учителя, как Надежда Дмитриевна, так нужны именно сегодня, в век реформ образования! Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики?

Предлоги и союзы… Гиперболы, оксюмороны… Раскольниковы и Обломовы… Все это - жизнь Надежды Дмитриевны. Все это - моя молодость. Все это - память об Учителе, о Человеке с большой буквы.

Я очень благодарна Вам, дорогая Надежда Дмитриевна, за всё, что Вы сделали для меня! Теперь я это понимаю точно!

Моя учительская судьба столкнула ещё с одним наставником, правда от которого шарахались в разные стороны практически все педагоги школы. И только спустя 10 лет понимаю, сколько нервов потрачено на нас, сколько здоровья, сил угрохано на неблагодарную по отношению к её заслугам школу! Ведь «большое видится на расстоянье», слишком уж «большое», что вблизи не заметили, не хотели замечать того «большого», что вкладывалось в талантливых педагогов, а с безграмотными Волошина Нина Даниловна не связывалась вообще.

В её команде только тот, кто хорошо знает свой предмет, может понять передовые взгляды в педагогике, освоить Новые технологии, применить их на уроке, внедрить в свой опыт новые приёмы, написать анализ своего труда, проект с учащимися, защитить его на областном и республиканском уровнях, издать свою школьную газету и так далее.

Но как она нас заставляла работать, вы бы видели, как мы упирались, вы бы только посмотрели! Без смеха и слёз сейчас и не вспомнишь! А теперь, деловые, выступаем на уровне областных и республиканских педчтениях, семинарах, конференциях, пишем свои книги и брошюры, всё знаем, умеем, нас ничем не удивишь… А кто нас учил готовить эффективное, яркое, аргументированное выступление на педсоветах, методсоветах, проводить научные конференции?! Справедливости ради хочется сказать, что всегда на всех курсах звучит её имя, когда говорим, что эта Технология у нас в школе уже применяется. Как плохо, что редко сейчас её вспоминают на педсоветах. Но всему своё время, дорогое вино должно быть выдержанным, так и наше понимание приходит с годами. Все постепенно поймут, сколько сделано Ниной Даниловной для школы. Не зря ведь уже давно Юлий Ким сказал:

Мы замечаем не всегда,

Мы замечаем не всегда,

Как много нам забот

И терпеливого труда

Учитель отдает.

Она говорит, что ей в жизни повезло, в школах, где она работала, были очень хорошие педагогические коллективы, только я думаю, что в этом есть и её огромная заслуга. Для себя этот вывод я уже давно сделала, большую роль Нины Даниловны в моей педагогической судьбе отметила. Именно она убедила меня заняться выпуском школьной газеты «Конаевский вестник», под её чутким руководством было выпущено 58 выпусков. Но первый не забуду никогда! Как она его проверяла, возвращала, ругалась! И фраза «Ладно, пойдёт!» прозвучала как самая приятная музыка, целая команда вздохнула облегчённо. Когда набралась опыта, услышала другую фразу: «Как долго я тебя ждала», да и не сразу поняла её, как и герой из фильма «Москва слезам не верит». Работа в газете была для меня очень полезной, я освоила компьютерную грамотность, да и вообще столько приятных воспоминаний. Наш опыт признали даже в областной газете «Знамя труда» и много раз писали о нас, приглашали на 90-летие, а также из АТУ бывали на встрече с нами.

У Нины Даниловны сильный характер. Вся её жизнь - это преодоление сложностей, мне кажется, если их нет, она сама создаёт себе препятствия. Как будто преодоление их - её жизненное кредо. Сама всю жизнь учится и нас заставляет. Постоянно разгадывает кроссворды, сканворды, решает головоломки, всегда у неё какой-то вопрос для обсуждения наготове. Неустанно повторяет: «Не будешь тренировать мозг - засохнет…» Даже не верится, что она уже на пенсии. Но День пожилых людей её не касается! И пусть теперь она не является завучем школы, всё равно пытается внести что-то передовое в нашу жизнь. У неё отличная память, огромное жизнелюбие и жизнеутверждающая позиция. За свою педагогическую деятельность вырастила не одно поколение детей. Её ученики, которым по 40 и более лет, не забывают своего любимого педагога, они частые гости в её доме. Порадовались мы за неё, когда первые выпускники пригласили её в Германию.

Есть ли у Нины Даниловны награды или знаки отличия? Есть, но не так много, как хотелось бы. Она награждена медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник народного просвещения», но самая большая награда - это любовь учеников, которые в любом возрасте останутся для неё мальчишками и девчонками, которых она учила слушать, писать, считать, думать и тихо ходить по коридорам школы. Для учителей первой школы Нина Даниловна всегда будет примером обладания большого опыта, мастерства и уверенности. Она скрупулезно занимается с ребятами, имеет востребованную коллегами методическую копилку, готовит к урокам богатый материал. А в этом году взяла ещё и 5 класс. В роли классного руководителя мы её не видели.

Нина Даниловна и Надежда Дмитриевна - настоящие представители старой школы педагогов, которая всегда идет в ногу со временем. Они были рождены, чтобы стать учителями. Эти женщины даже внешне как-то похожи, всегда сияют добротой, заботой, пониманием. Именно сияют. На таких людей, действительно, хочется равняться.

О, наставники наши и менторы!

Если глянуть на пройденный путь,

Комплиментами и сантиментами

Мы не баловали вас отнюдь.

Мы такие-сякие, порочные,

Огорчаем мы вас без конца.

Но под грубою сей оболочкою

Благодарные бьются сердца.

Над башкою над нашей дубовою

Потрудившись, побившись не раз,

Вы упорной своею любовию

Прочный дуб превратили в алмаз.

И, конечно же, вашими стараниями

Наши свойства и эти, и те

Засверкали различными гранями,

Извините, во всей наготе.

Мы не будем ни льстить, ни задабривать,

Ни за что-то прощенья просить,

Ведь и нам, чай, придется когда-нибудь,

Может, полных кретинов учить.

– Мне до сих пор снится, что я веду урок, но у меня ничего не получается. Просыпаюсь и думаю: как хорошо, что это сон.
Инна Яковлевна Ткачёва, «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель России», ветеран труда, награждённая медалями «К 300-летию Санкт-Петербурга» и «За заслуги перед Кронштадтом», отметила 29 января свой юбилей – 80 лет.

Она – не просто отличный учитель. Её коллега Галина Борисовна Титова называет 20 лет работы Инны Яковлевны директором школы № 427 «эпохой Ткачёвой». Почему? Тогда были заложены основы уклада школы, которые сделали её особенной. Отношения учеников и учителей, основанные на понимании и уважении, отсутствие конфликтов, атмосфера творчества
и поддержки. Этот стиль, эту основу педагогический коллектив школы № 427 старается и сегодня культивировать и поддерживать.

О семье

Инна Яковлевна родилась в семье потомственных железнодорожников. У отца был знак «Почётный железнодорожник» и орден «За трудовую доблесть». Это была очень дружная семья, где дети ощущали любовь и взаимное уважение родителей друг к другу и к ним – детям.
Кроме меня росли два брата – Сергей и Анатолий. Я была старшей. Нас воспитывали порядочными и простыми людьми. Простыми – в отношении к другим людям, без заносчивости и гордыни. Братьев уже нет, но я до сих пор дружна с их семьями, – рассказывает Инна Яковлевна. – Мы всегда любили собираться в родительском доме – это в районном центре Хвойная Новгородской области.
Все мы родом из детства. Многое закладывает в нас уклад родительского дома.
– Как я стала учителем? Любовь к книге мне привила мама, которая старалась купить, где только возможно, хорошие книги. Она даже ездила на вокзал, поджидала почтовый поезд из Ленинграда, чтобы в киоске Союзпечати заполучить нужную мне литературу. Я с детства любила стихи. Особенно Лермонтова, я даже влюбилась в него – такой он был красивый на обложке, в мундире с эполетами.
Школьницей Инна зачитывалась рассказами Чехова, любила повести Гоголя. А в 4-м классе участвовала в конкурсе, объявленном Маршаком, – на лучшие стихи о чтении. И даже получила награду – книгу стихов Самуила Яковлевича с его автографом.

Первый раз –
в первый класс

В школе Инна была и звеньевой, и комсоргом, и отрядной вожатой. Затем она поступила в педучилище имени Некрасова, окончила его с отличием. Здесь, по словам Инны Яковлевны, ей очень повезло с педагогами. Учили серьёзно, готовили по лучшим методикам преподавания. Всё это ей очень пригодилось в начале работы учителем. Первый раз – в первый класс! Так и получилось у молодой учительницы, когда ей в родном посёлке доверили первоклашек. Затем Инна вместе с мужем переехала в Ленинград, где он учился в Военно-медицинской академии. Потом было направление на Камчатку.
– Нет, не жалко было уезжать из Ленинграда. Мы были молоды, хотелось побывать в разных местах. А в Камчатку я просто влюбилась, – вспоминает Инна Яковлевна.
Но мужа отправили на высшие командные курсы в Медицинскую академию. И снова – Ленинград, работа учителем начальных классов, затем, по окончании Педагогического института имени Герцена, учителем русского языка и литературы. А в 1975 году семья переехала в Кронштадт, и вот уже 43 года судьба Инны Яковлевны тесно связана с городом-островом.

Материнская гордость

В семье Ткачёвых росли дети: Андрей и Александр. Мальчики закончили 427-ю школу, затем Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола и связали свою судьбу с Северным флотом.
Сыновьями Инна Яковлевна гордится: Андрей – контр-адмирал. Служил на самом большом подводном крейсере «Акула», был командиром. После окончания Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова капитан I ранга Ткачёв был назначен на должность заместителя, а потом и командира соединений подлодок Северного флота. В июне 2007-го он возглавил когда-то самое секретное соединение, дислоцированное в Северодвинске – ордена Ленина Государственный центральный морской полигон. Затем командовал дивизией и Главным морским испытательным полигоном России. Завершил службу заместителем главкома ВМФ.
Младший сын Александр, капитан 2 ранга, также достойно служил Родине на Северном флоте. Он начинал службу в береговых ракетных частях, командовал тыловыми подразделениями Северного флота. Сегодня несёт службу в Главном штабе Северного флота.

С благодарностью
к коллегам

О сыновьях и внуках Инна Яковлевна готова рассказывать бесконечно. Но и её собственная биография сложилась очень достойно. Об этом говорят её друзья, коллеги. и, конечно же, ученики. Причём все они отмечают не только профессиональные, но и человеческие качества Инны Яковлевны. Сама же Инна Яковлевна тоже благодарна своим коллегам.
– Когда я пришла в школу № 427, ею руководила Антонина Ивановна Шкилёва, человек очень строгий, добрый и мудрый. В 1975 году я стала преподавать русский язык
и литературу, совмещая эту работу с организацией внеклассной и внешкольной работы. В 1984 году Антонина Ивановна передала школу в мои руки. У нас работали чудесные учителя: Ангелина Николаевна Михайлова, Наталья Николаевна Пфау, Людмила Павловна Заикина, Валентина Фёдоровна Орехова.
В те годы у учителей не было сегодняшних технических возмож-ностей: только мел и школьная доска, но мысль работала, рождались идеи: проходили литературные гостиные, Дни поэтов. Дети высказывали свои мнения открыто, поощрялось творческое мышление.
– Мне понравилась мысль Льва Толстого: «Если нельзя изменить общество, нужно создавать вокруг себя любовь». Так мы и работали. Странно сегодня слышать, что школа «оказывает образовательные услуги». Это заблуждение. Школа воспитывает личность. К счастью, похоже, от термина «услуги» начинают отказываться.
Благодарна Инна Яковлевна и руководителю кронштадтского образования Нине Викторовне Кудриной, которой удалось сплотить директоров школ в единую команду, создать творческую атмосферу среди них, чтобы не было зависти, а были взаимопомощь и сотрудничество. Сегодня Нина Викторовна возглавляет ветеранскую организацию и делает всё, чтобы учителя и на заслуженном отдыхе ощущали себя в единой команде педагогического сообщества.
Бывшие ученики стали докторами и кандидатами наук, профессорами, учителями и врачами, военными и инженерами, да и просто хорошими людьми.
В этом году 427-й школе исполнится 50 лет.

Елена ПРУДНИКОВА (Леонова), выпускница 1982 года:
– Добрая, мудрая, настоящий учитель, Инна Яковлевна стремилась привить нам любовь к литературе, ведь это едва ли не единственный предмет в школе, который напрямую затрагивает струны человеческой души. Увлекательные уроки, беседы на нравственные темы, подготовка к выпускному сочинению, литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Сергея Есенина – во всём мы ощущали руку опытного, любящего свой предмет и своих учеников учителя. Спасибо Вам, дорогая Инна Яковлевна.

Валентина Фёдоровна ОРЕХОВА, коллега:
– Инна Яковлевна – не просто отзывчивый, она сострадательный человек. Недаром к ней тянутся люди. Она нас соединяет, мы любим собираться в её доме. Муж Инны – тоже прекрасный человек. Это удивительная пара. Это очень светлые, я бы даже сказала, идеальные отношения. Инна Яковлевна, будучи директором школы № 427, сумела сплотить коллектив. В школе никогда не возникали конфликты, она умело решала вопросы. На мой взгляд, она – прирождённый директор.

Галина Борисовна ТИТОВА, завуч школы № 427:
– Могу сказать, что мне посчастливилось встретиться с Инной Яковлевной. Это был конец 80-х – начало 90-х годов. Время наивно-романтическое, время надежд: гуманная педагогика, равенство ребёнка и учителя. Мы в школе просто купались в атмосфере любви и творчества. Инна Яковлевна умела дать нам эту свободу, воодушевить нас. За годы работы должность нисколько её не испортила. Пример: ученик разбил окно. Можно предположить реакцию директора: хулиган, приходи с родителями! А Инна Якaовлевна сразу спрашивает: ты не порезался? Она очень человечный человек. Как-то застаю маленькую дочку в слезах: потерялись звёздочки, заработанные ею на уроках (отметки им ещё не ставили – начальная школа). Инна Яковлевна: «Ну, стоит ли плакать, давай сядем и снова их нарежем, сколько надо». «Берегите слёзы ребёнка», – так она считала. Заражать своим примером – её внутренняя установка. Звание «Заслуженный учитель» Инна Яковлевна получила, будучи директором, как рядовой преподаватель, участвуя в конкурсе с разработкой по теме «Воодушевляющее управление». Так она и управляла, воодушевляя и детей, и учителей, за что мы ей бесконечно благодарны. И атмосфера, ею созданная, школьный уклад, сохранились до сих пор.

Александр ШЕИН, выпускник 1982 года.
– Учителя дают ученикам знания, умения, мудрость, мировоззрение. Инна Яковлевна дарила нам своё сердце, щедро и без остатка. Его с избытком хватало на всех нас, и нам это нравилось. Школьная программа по литературе была не просто пройдена, она была прожита вместе с героями Гоголя, Толстого, Достоевского. Школьные сочинения мы не придумывали, просто писали о пережитом вместе с литературными героями. Настолько органично русская классика вошла в нашу жизнь. Через любовь к литературе мы восприняли не только знания, но и миропонимание, гражданскую позицию, умение сделать правильный нравственный выбор. Всё это оказалось востребованным в эпоху перемен и остро необходимым в трудные моменты жизни. В старших классах Инна Яковлевна обращалась к каждому ученику на «Вы». Мы это ценили тогда, мы это помним и особо ценим сейчас.

Вот так: собираешься написать о человеке, а очерк заселяется множеством людей, которых героиня называет «команда молодости нашей». И это замечательно, потому что свой 80-летний юбилей она встречает в кругу друзей, единомышленников, родных и близких. И круг их очень широк.

Галина Маркина

Победительница районного этапа республиканского конкурса «Ученик года – 2014» и суперфиналистка республиканского тура – ученица 11 класса Первомайской школы Ксения Акимова уже появлялась на страницах нашей газеты. И в качестве автора, и в качестве героини очерка.

Ее наставники и друзья в один голос называют Ксению одной из звездочек своей школы. Перефразируя расхожую культовую фразу, скажем: отличница, спортсменка, обаятельная личность, не комсомолка, но..неутомимая активистка, принимающая участие во всех проявлениях школьной жизни. Ксения – лидер во всем: учении, возглавляет школьную организацию «Радуга», командир класса, певунья, артистка, ведущая, танцор, фотограф. Ее работы не раз занимали призовые места на районных и республиканских конкурсах фоторабот. Очень любит спорт – ездит с родителями на футбольные матчи и занимается в школьной волейбольной команде. Она также и начинающая поэтесса, заочно знакомая с нами, редколлегией газеты, по публикациям своих стихов на нашей «Литературной странице». Будучи человеком гуманитарного склада ума, увлеченно изучает языки, собирается поступать на факультет иностранных языков и стать переводчиком, что поможет ей реализовать еще одну свою мечту – путешествовать. В прошлом году Ксения побывала в Германии, где по обмену учащимися более двух месяцев обучалась в колледже и жила в немецкой семье, с которой переписывается до сих пор.
В марте прошел заключительный, республиканский, этап конкурса «Ученик года - 2014», в котором Ксения представляла Лямбирский район. Своими эмоциями и впечатлениями она поделилась с нами, корреспондентами «районки».
- Сколько радостных эмоций испытала я от участия в этом конкурсе! Во-первых, познакомилась с другими конкурсантами – интересными, открытыми, талантливыми ребятами. Конечно, сначала все мы стеснялись, но дружеская обстановка и поддержка зрителей помогли нам справиться с волнением. Больше всего в первый день мне понравился творческий конкурс «Широка страна моя родная», в котором каждый из нас представил свои умения. Мы пели, танцевали, знакомили аудиторию с традициями и обычаями народов республики. Однако второй день был все-таки интереснее. Театрализованные презентации «Оставить свой след…» показали конкурсантов с другой стороны. Артистизм, оригинальность, творческие способности, ораторское искусство, умение заворожить публику – каждый смог раскрыть себя. За этот конкурс я переживала больше всех. Еще одним, не менее интересным моментом, был открытый диалог с министром образования РМ Бычковым Николаем Владимировичем. В диалоге я затронула важную тему сдачи ЕГЭ. Очень рада, что мне удалось присутствовать на этой конференции. Самым ожидаемым событием второго дня была церемония награждения. До последнего момента сохранялась интрига. Столько добрых, хороших слов было сказано нам! Все ребята получили дипломы участников и памятные медали. Я стала победителем в номинации «Самый креативный». Хочется выразить огромную благодарность моим педагогам и родителям. Это наша общая победа. Также хочется поблагодарить отдел образования Лямбирского района, завуча Лямбирской СОШ № 1 С.Ю. Маргарян с группой поддержки, педагога детской школы искусств С.А. Грызайкину.
У.БАЙМАШЕВА.

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук И менно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна - человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

-На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступным и для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой . Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации , - так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Чтобы получше узнать этого человека я задала ей несколько вопросов.

- Почему вы выбрали профессию учителя?

- Эта профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу.

- Какие качества вы цените в учениках?

- Трудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность.

- Легко ли быть учителем?

- Легко. Если работу любишь, а трудно - если не любишь детей.

- Ваше хобби ? Ч ем вы люби те заниматься в свободное время?

- Ваш любимый писатель? Какие вы произведения читали?

- А. Маринина , детективы.

Учитель …Э то уважаемый человек в посёлке, в районе… И таким уважаемым человеком является Иноземцева Елена Георгиевна.

Анастасия Богатырёва,

ученица 9 «А» класса,

член кружка «Русское слово»

Уважаемый всеми учитель

Математика – царица наук … И менно этому предмету вот уже более 20лет обучает ребят в средней школе посёлка Красный Текстильщик Иноземцева Елена Георгиевна. Елена Георгиевна – человек, который знает и любит свой предмет. На своих уроках и внеклассных мероприятиях Елена Георгиевна с увлечением рассказывает о синусах и косинусах, помогает ученикам разобраться в трудностях построения координатных плоскостей, формирует умения определять градусы углов…

На уроках Елены Георгиевны нам всегда интересно. Доступными для нас способами и понятным языком она объясняет самые сложные задачи и примеры. Елена Георгиевна бывает строгой, но справедливой. Всего лишь один год она была у нас классным руководителем, а сколько мы с ней интересных мероприятий провели, в каких только конкурсах не участвовали! Мы очень любим этого учителя за его открытость характера, справедливость и строгость, готовность прийти на помощь в любой ситуации , - так говорит ученица 10 класса Эльвира Бадалян.

Елена Георгиевна Иноземцева несколько лет работала в школе заместителем директора по воспитательной работе, а сейчас работает завучем по учебной части.

-Учитель Э та профессия мне очень нравится. Я с детства любила играть в школу. Быть учителем л егко, если работу любишь, а трудно – если не любишь детей . В своих учениках я ценю т рудолюбие, любознательность, умение отстаивать свою точку зрения, честность , – рассказывает о выборе профессии Елена Иноземцева .

Стрельникова Надежда Алексеевна – хранительница школьного очага. Очерк

Стрельникова Надежда Алексеевна - хранительница школьного очага

Очерк

(Из цикла очерков "Дар Памяти")

Любимому учителю наших учеников и учителей,

посвящаю

Школа - второй дом

Школа - второй дом.

Так говорят. Всегда ли так бывает? Да, конечно, не всегда. И всё-таки бывает.

Когда заходит речь о роли семьи и школы в воспитание личности, я просто умолкаю. Эта тема для словоблудия, для тех, кто сам не занимается воспитанием, а только любит об этом рассуждать. Для тех, кто знает всё, в том числе знает, как учить, лечить и управлять государством. Семьи бывают разные. Школы тоже неодинаковы. Это я могу утверждать на основе собственного опыта.

Пришёл работать в Шушталепскую школу и сразу понял: эта школа домашняя. С домашним общением, с домашним теплом, отношениями, которые могут быть только в семье.

В 1989 году меня избрали директором этой школы. Специфика учебно-воспитательного учреждения, в котором мне пришлось работать до этого тринадцать лет, была совсем другая. Стал внимательно присматриваться к обычаям, заведённым здесь.

И вот что увидел. Учителя создавали и сохраняли здесь лучшие традиции в течение многих лет. Карлова (Рубанова) Клавдия Петровна, Ракитова Галина Александровна, Князева Валентина Андреевна, Шарапова Зинаида Ивановна, Пелих Людмила Александровна, Овчинникова Валентина Никитична и другие...

Сразу заметил, что основным звеном в этом крепком коллективе была Стрельникова Надежда Алексеевна, во всём звучал её первый голос, который был определяющим во всех сферах многообразной школьной жизни. Да и во внешкольной жизни тоже, по правде сказать.

Учитель физики. Она же и завуч. Она же стала любимым учителем многих поколений учеников. Всю жизнь отдала любимому делу. В 1967 году она после окончания Кемеровского пединститута была направлена в Осинниковское ГорОНО. Два года проработала в ШРМ в посёлке Высокий, а после этого перешла в школу № 24 и навсегда осталась верной городу Калтану. Два года была директором школы. При ней начат капитальный ремонт, положено начало Залу боевой и трудовой славы. Была депутатом пяти созывов Калтанского городского совета. После закрытия Шушталепской школы, которой отдала около сорока лет, ещё три с половиной года работала учителем в школе № 29.

У неё множество наград, в том числе медаль "Ветеран труда", знак "Отличник народного просвещения", губернаторская серебряная медаль "За веру и добро".




Как-то сказала: "Мне повезло, что рядом со мной всегда хорошие люди. Где бы я ни училась, где бы ни работала, учителя менялись, но их состав всегда оставался замечательным".

А я подумал: "У хорошего человека - все люди хорошие". От неё и шло всё это добро, которое воплощалось во всех окружающих.

***

Не пойму до сих пор, специально ли она начинала день с домашних новостей, или так, непроизвольно рассуждала. Иногда слышал такие слова, сказанные как бы между прочим:

А мой-то сынуля сегодня экзамены пошёл сдавать в техникуме. Тоже буду за него трястись весь день. Ой, ой! Я, наверное, больше его переживаю.

И начинались вопросы, обмен мнениями. Кто-то рассказывал про свои домашние дела, про своих деток.

А потом вдруг с долей строгости завуч скажет:

Та-а-к. Родные мои, кто ещё у меня отчёт не сдал?

И начиналась работа. Не та работа, которая в тягость, а такая домашняя, нужная, которую ни на кого не свалишь. Делать надо.

И так смешивалось всё и всегда - дом, работа

Каким-то загадочным путём эта домашняя атмосфера перемещалась на уроки. Обычно здесь учителя обращались к ученикам по имени. Очень редко - по фамилии. Разве только тогда, когда нужно было подчеркнуть особенность и серьёзность ситуации.

И работа шла дружно и весело. Мне часто приходилось бывать на многих уроках и у разных учителей. И большинство наших учителей умели держать тот, на мой взгляд, единственно правильный тон, который был присущ Надежде Алексеевне. Доброжелательный, рабочий. Здесь не делятся на плохих и хороших учеников. Здесь все равны в этой работе.

Она вела уроки живо, с шуткой и улыбкой. На учительском столе всегда громоздились какие-нибудь новые интересные демонстрационные приборы и наглядные пособия.

Нельзя было представить её без постоянной доброй улыбки. И если эта улыбка исчезала, все настораживались и замолкали: значит что-то не так. Пропадала несерьёзность, озорство. Все мгновенно приходили в рабочую норму. Поистине волшебный, магический мирный педагогический приём.

Надежда Алексеевна была моим первым и незаменимым помощником во всём. Она всегда понимала меня, одновременно могли высказать своё мнение, даже если оно было нелицеприятным. И эта искренность в отношениях всегда даёт человеку дополнительный заряд бодрости и комфортности. С благодарностью скажу: работать с ней было легко и надёжно.

Всем известно, что женский коллектив чаще всего наполнен конфликтами и противостоянием различных групп: фаворитов и отверженных. Удивлялся всегда тому, что Надежда Алексеевна легко и бесконфликтно умеет решать проблемы. У нас не было ни фаворитов, ни отверженных.

Учитель учителей и даже директоров

Мой характер таков, что не люблю сидеть на одном месте. Мне нужно ходить, искать новое, что-то предпринимать по ходу. Поэтому экзаменационные дни были для меня сущим наказанием. Будучи по положению председателем комиссии в выпускных классах, должен был присутствовать на всех экзаменах, полдня слушать давно пройденный мною материал.

Частенько находил какой-нибудь повод отлучиться. Возвращаться, конечно, не торопился. Ходил в школьный сад, в котельную и так далее. Однажды после такой отлучки Надежда Алексеевна встретила меня в коридоре, подошла вплотную, взяла за лацкан пиджака и тихо, доверительно, но строго произнесла:

Геннадий Петрович, вам нельзя уходить с экзаменов. Вы же председатель государственной комиссии. А люди что скажут?

Честно говоря, я даже оробел. Директор оробел перед подчинённым! А что на правду-то возразишь? Извинился, пообещал, что больше не повторится и пошёл на экзамен. Прямо, как будто меня за шкирку потрясли. До сих пор, как вспомню, так засмеюсь. Во всём был её правильный порядок. Для учителей, для учеников, и для директора тоже.

После уроков часами просиживала с молодыми учителями, разъясняя им азы методики. Думаю, они навсегда остались ей благодарны. Ведь большинство стали отличными педагогами. Многие имеют высокие награды за своё педагогическое мастерство. Быкова В. И., Овсянникова Л. П., Сухачёва Н. В., Корзунова Л. А., Оськина (Третьякова) Л. А., Тузикова (Учайкина) Е. А., Девяткова (Бутакова) А. А., Шергина (Голубева) Е. В. и многие ещё.

Учителя-ветераны тоже иногда сталкивались с трудностями. Придут в учительскую, жалуются на кого-нибудь из учеников. Надежда Алексеевна скажет:

Ну, ты совсем заработалась, подруга. Прямо проблема у неё. Какая же это проблема?

И мигом рассудит и разрешит ситуацию.

Вот, правда ведь, совсем толку не стало, - рассмеётся подруга, - А ларчик просто открывался.

Много помню таких случаев. Да не буду всё вспоминать.

Дух соревнования

Однажды пришёл к выводу, что подготовка учителя к уроку затруднена из-за того, что материалы для уроков хранятся в завалах, не организованы в комплекты. Каждый год к каждому уроку разыскивай и собирай. Предложил создать учебно-методические комплекты уроков. Все уроки в своих папках, на своём месте. Разъяснил суть Надежде Алексеевне.

Она, подумав, сказала:

Хорошее это дело. Надо создавать. Только подождите. Мы сделаем так. Сначала дадим информацию о том, что такое учебно-методический комплект, поставим задачу. А потом попросим профсоюзный комитет провести смотр-конкурс на лучший кабинет. Лучших поощрим.

Так и сделали. Вы не поверите - какое началось движение в школе. Все учителя где-то что-то добывали, складывали в комплекты, рисовали наглядные пособия, изготавливали карточки для проверки знаний... На глазах преображались все кабинеты. Стеллажи с наглядными пособиями. Оформление. Надолго задерживались после работы: рисовали, вырезали из бумаги фигурки, раскрашивали их.

Чтобы создать особый уют в классе, кто-то из учителей принёс из дома комнатные цветы, расставил на подоконники. И опять пошла борьба. Все учителя принялись добывать цветы. Кабинеты преобразились на глазах.

Подошло время подводить итоги. Профсоюзный комитет с директором и завучем, пошли по классам. Смотрели и удивлялись. Цель достигнута. Правда, некоторые жаловались, что времени не хватило довести работу до конца. Но после этого уже по инерции пополняли свои комплекты новыми материалами. А какое облегчение в работе!

Такова методика организации коллективных дел по Стрельниковой. Без директив, без приказов сделано важное и нужное дело.

Она всегда разыскивала что-то новое в методиках. Делилась своими впечатлениями с коллегами. Как бы между прочим, ненавязчиво. Когда в школе появился компьютерный класс, активно взялась осваивать компьютер. Честно признаться, привлечь старых учителей к этому делу нам не всех удалось. Наши "боги" боялись обжигать горшки.


У неё почти ничего не решалось официальным указанием или приказом. Как в шутку говорят, просьба начальника - закон для подчинённого. И эти просьбы она адресовала так ненавязчиво, что люди выполняли охотно и бодро.

Этому и я научился у Стрельниковой.

После всех уходила из школы. У завуча всегда много работы. Ещё и кинокружок вела после уроков. Увлекательнейшее занятие для ребят.

Однажды стала применять новую методику трёхуровневых заданий. Суть заключалась в том, что ученикам давались задания разного уровня трудности. Первый уровень - знания на тройку, второй - на четвёрку и третий - на пятёрку. Удовлетворяет ученика тройка - решает задачу первого уровня. Хочет потянуть на пятёрку - решай задачу сложнее, третьего уровня.

Подолгу задерживалась после уроков в своём кабинете физики. Там всегда толпа желающих решать задачи более высокого уровня. Приходила в учительскую возбуждённая, весёлая:

Нет, вы представьте себе. Коля пришёл решать задачу второго уровня! Дала. Ведь решил. Просит задачу третьего уровня. Что он глупее других? Дала. Потел целый час. Не поверите - решил!

И этот восторг от успехов одного из самых запущенных учеников, восторг от своей собственной методической находки мне запомнился навсегда. Заражённые искренностью, с которой она рассказывала это, все учителя тоже от души сопереживали и делились своим мнением. И про Колю, и про методику.

Вот что значит дух соревнования.

Любовь - морковь и картошка

Каждый год коллектив школы помогал шефствующему Калтанскому совхозу на уборке овощей. Турнепс, картофель, морковь, капуста, свёкла. Начиная с пятого класса, выходили все в поля. Начала трудового коллективного обучения и воспитания. Жаль, что в пореформенной школе не сохранилась эта традиция.

В начале учебного года ученики нетерпеливо спрашивали:

Когда в колхоз пойдём?

Так хотелось побыть коллективно на природе, иногда и пошалить. Наконец наступала пора. Звонок от директора совхоза с просьбой помочь в уборке.

Впервые попав в уборочную кампанию, я решил сначала понаблюдать.

Объявили на линейке:

Завтра в девять часов утра всем быть около школы в рабочей форме, с лопатками для подкапывания моркови, с вёдрами. Едем на автобусах.

Наутро вся школа в сборе. Учителя все до одного в телогрейках или рабочих куртках, с лопатками. Завуч Надежда Алексеевна, как всегда весёлая. Тоже в рабочей куртке, на голове платок.

Сегодня буду работать с девятым классом. Там ленивых много. На буксир возьму.

Да уж, - неуверенно возразит кто-то из названного класса, - прямо мы самые ленивые...

Шутки шутками. Поехали. Вышли на поле. Распределили деляны для каждого класса по количеству учащихся - количество рядков.

Каждый занял свой рядок. Пошла работа. С шутками, криками.

Все учителя со своими классами в рядках. Копают. Иногда прикрикнут на озорников, которые морковку друг в друга кидают. Ребята с девчонками заигрывают.

А ну-ка перестань! Сейчас скажу Геннадию Петровичу. Он тебя домой отправит.

Вы удивитесь... Отправят домой, от работы освободят... Если и вправду дойдёт до этого - заплачет. Думаете, работать сильно хочется? Да нет. Просто не хочет быть изгоем. Так и управлялись с непослушными.

Надежда Алексеевна с девятым классом, как и обещала, на рядок встала. Все работают.

Подумал: пойду тоже, засучив рукава. Я же не белая ворона. Стал проверять, не пропускают ли морковку в рядах. Найду - выдерну. Одну, другую, третью. Несу в кучу. Если уж сильно кто-нибудь халтурит, крикну:

Это кто влюбился? По сторонам засмотрелся... Морковку под ногами не разглядел.

Все оглянутся. Засмеются:

Знаем, знаем, в кого он влюбился.

И побежит смущённый "виновник" брака выдёргивать пропущенные морковки. А я пристроюсь на его рядок, помогать. Отстающий...

Так и работаем с шутками да прибаутками.

А там обед. Каждый класс отдельно расстилает газеты. Выкладывают из пакетов свои запасы. Кто что. Богатые и бедные. Всё валят на газеты. Огурцы, помидоры, консервы, колбасу... Кто-нибудь крикнет:

Попробуйте, какое мама варенье сварила!

У кого богатые пайки, призывают, угощают. На общем столе всё общее. Наблюдаю. Пробуют - не стесняются. Таков обычай.

Вдруг слышу:

А почему Лёша не пришёл на работу? И Виталик не пришёл?

Надежда Алексеевна весело отвечает:

Родители не отпустили. Да мы и без них обойдёмся. Нужны они тут?! Белоручки.

Две семьи из нашего посёлка никогда не отпускали своих детей на сельскохозяйственные работы. Завуч мне сказала:

Ну и пусть не отпускают. Индивидуалисты. Думают, что сильно умные. Посмотрим, кого они воспитают.

И мы об этом больше не говорили. И родителей не упрекали. Так было заведено до меня. Так и при мне осталось.

Однажды директор совхоза Евсеев Николай Дмитриевич приехал на поля. Долго наблюдал за нашей работой. Сказал мне, вздохнув:

Геннадий Петрович, будь моя воля, я бы никого кроме вашей школы не брал на поля. Молодцы ребятишки. Добросовестные. Надо их как-то наградить.

И награждали. Щедро награждали на линейке в школе многих отличившихся в работе. И для школы Евсеев не жалел ничего. Музыкальный центр, компьютерный класс, видеокамера, деньги на ремонт и оснащение кабинетов.

Однажды в начале учебного года в школу пришла новая учительница. Она вышла в поле в чистой курточке. Стояла позади ползающих по бороздам учеников своего класса.

Наблюдаю за ней незаметно. Вот положила руки в карманы. Постояла. Нехотя наклонилась, сделала вид, что выдернула морковку. Опять постояла. Покричала на баловников. Надолго замерла в позе наблюдателя.

Честно признаюсь, я смеялся в душе. Не получается у неё работа в традициях не нашей школы. В нашем монастыре свой устав.

Два дня промучилась учительница, не зная, куда себя девать. На третий день включилась в работу по примеру других учителей. Лопатку принесла. Так-то.

Посмотри на эти звёзды

Надежда Алексеевна кроме физики вела астрономию. Однажды говорит мне:

Хотите посмотреть на небо через телескоп? Приходите сегодня вечером в восемь часов к школе. У нас практикум с одиннадцатым классом.

Я пришёл. Собрался к школе весь класс. Рассматривали Луну, звёзды. Надежда Алексеевна показывала созвездия. Рассматривали их.

Увлекательный и полезный практикум получился.

Я, возвращаясь с урока, думал: "Сколько сил, энергии нужно иметь, чтобы ехать из Осинников, проводить это мероприятие. При этом успевать с домашними делами. Присматривать за своим семейством".

И ведь успевает всё. Обычно про учителей говорят: "Чужих учили, а за своими не усмотрели".

Этого не скажешь про Стрельникову. Двоих прекрасных сыновей вырастила она. Настоящие звёздочки. На всех хватило её доброй прекрасной души. Теперь внуков растит. Пусть будут такими же звёздными! Созвездие Стрельниковой Надежды Алексеевны. Личное созвездие.

***

4 ноября у неё юбилей. 70 лет. Надо поздравить с таким большим юбилеем.

Звоню. Она в Кемерово. Поехала с сёстрами повидаться. Слушаю голос, молодой, искристый. И опять хохочет. Быстрая, живая. Вот тебе и семьдесят! Где они? Семьдесят-то? Не старится совсем наша Надежда. И, слава Богу!

Оставайтесь молодой всегда! Наша любимая учительница.

Двенадцать лет проработали мы плечом к плечу. В одной упряжке, в паре. И я рад, что судьба свела меня с Вами.




Top