Спасение маши мироновой гриневым. Образ Маши Мироновой в повести А

В своем романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин описал очень важные для достойной жизни человека вещи, такие как честь, долг и любовь. Мне кажется, что в этом романе писатель попытался описать идеал отношений двух простых людей, русского офицера Петра Гринева и капитанской дочки Марии Мироновой.
Хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова. Именно в этой милой девушке, дочери капитана Ивана Миронова, Пушкин описывает идеал дочери, женщины и жены. В произведении Маша предстает перед нами милой, чистой, доброй, заботливой и очень верной девушкой.
Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца.
Впервые Петр Гринев знакомится с Марией Мироновой, когда он прибывает в Белогорскую крепость. Впечатление о Маше у Петра сразу складывается, как о несерьезной, легкомысленной девушке. Коротко говоря, Гринев воспринимает Машу как простую «дурочку», ведь именно так и описывает офицер Швабрин Петру капитанскую дочку. Но вскоре Гринев замечает в Марии очень добрую, отзывчивую и приятную особу, полную противоположность описанию Швабрина. Гринев проникает к Маше глубокой симпатией, и с каждым днем эта симпатия становилась все больше и больше. Прислушиваясь к своим чувствам, Петр стал сочинять для своей возлюбленной стихи, которые и стали причиной насмешек Швабрина над Гриневым. В этот момент мы замечаем в Петре Гриневе качества, присущие настоящему мужчине. Петр заступается за свою возлюбленную Машу Миронову без всякой трусости и с желанием отстоять честь капитанской дочери назначает дуэль со Швабриным. Дуэль закончилась не в пользу Гринева, но вовсе не из-за слабости Гринева перед Швабриным, а из-за глупой ситуации, отвлекшей Петра от своего противника. Итог - Гринев ранен в грудь.
Но именно это событие стало переломным моментом в отношениях Марии и Петра. Первым человеком, которого больной и слабый после «поражения» в дуэли Петр Гринев увидел у своей постели, стала его возлюбленная Мария Миронова. В этот момент чувства Петра к Маше в его сердце воспылали еще сильнее и с новой силой. Не став ждать, в эту же секунду Гринев признался Маше в своих чувствах и предложил ей стать его женой. Мария поцеловала Петра и призналась ему в своих взаимных чувствах. Волнуясь за его и так слабое состояние, она попросила его придти в чувства и успокоиться, не тратить силы. В этот момент мы замечаем в Марии заботливую и ласковую девушку, волнующуюся за состояние своего милого.
С новой стороны Маша показывается нам, когда Гринев получает отказ от отца в благословении его избранной. Мария отказывается выходить замуж без одобрения родителей своего жениха. Эта ситуация открывает нам Машу Миронову как чистую, светлую девушку. По ее мнению, без благословения родителей не будет Петру счастья. Маша думает о счастье любимого и даже готова пожертвовать своим. Мария допускает мысль о том, что Петру нужно найти другую жену, угодную сердцу его родителей. Без своей любимой, Гринев теряет смысл существования.
В момент захвата Белогорской крепости, Мария остается круглой сиротой. Но и в такой сложный для нее период, она остается верной своей чести, она не поддается попыткам Швабрина женить ее на себе. Она решает, что лучше вовсе умереть, чем выйти замуж за человека, которого она презирает.
Маша Миронова отправляет Гриневу письмо, повествующее о ее страданиях в плену Швабрина. Сердце Петра разрывается от волнения за свою любимую, страдания Марии буквально передаются Петру. Гринев, без всякой армии, отправляется на спасение своей любимой. В тот момент, Петр не думал ни о чем, кроме свой возлюбленной. Хоть спасение Марии и не обходится без помощи Пугачева, но все же Гринев и Маша наконец воссоединяются. Пройдя сквозь такие страдания и препятствия, два любящих сердца все-таки объединяются. Петр посылает свою невесту в деревню к своим родителям, беспокоясь за ее безопасность. Теперь он уже уверен в том, что отец и мать примут его невесту, узнав ее ближе. Сам же Петр отправился на службу к императрице, ведь он должен служить свое Родине, даже рискуя своей жизнью. Не в первый раз, Петр Гринев предстает перед нами, как смелый мужчина.
Служба Гринева закончилась благополучно, но беда пришла, откуда не ждали. Гринев обвинен в дружеских отношениях с Пугачевым. Дело оказалось очень серьезным, обвинений было слишком много. В тот момент, когда даже родители Гринева потеряли веру в сына, только его возлюбленная Мария верила своему жениху. Маша решается на очень рискованный и смелый поступок - она едет к самой императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха. И у нее это получается, благодаря своей беспрерывной вере в Петра и ее любви к нему. Мария спасает своего возлюбленного, также, как и немного ранее Гринев спас Марию.
Роман заканчивается более чем благополучно. Два любящих сердца соединились, пройдя через множество препятствий. И все эти препятствия только укрепили любовь Марии Мироновой и Петра Гринева. Два любящих человека много обрели благодаря своей взаимной любви. Мария обрела смелость, ей неприсущую ранее, но страх за жизнь любимого заставили ее перешагнуть через свои страхи. Благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.
Отношения этих героев - авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главным является любовь, верность, взаимность и бесконечная преданность друг к другу.
P.s: учусь в 8 классе, хотелось бы услышать критику насчет моего сочинения. Есть ли какие-то смысловые ошибки. Насчет пунктуации хотелось бы услышать, много ли лишних знаков препинания, и наоборот, их не хватает. Заранее благодарю за помощь и критику.

Анна, прежде чем я займусь критикой работы, хочу сказать, что для 8 класса это очень неплохой текст. Но его можно улучшить.

Мои замечания.

1. "Капитанская дочка" - стилизация под семейные записки. Пушкин скрывается под маской Издателя и делает вид, что автором книги является сам якобы реально существовавший Петр Андреевич Гринев. Поэтому заявлять "хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова" неверно как с точки зрения стилистики (естественно, что Гринев не "героиня"), так и с точки зрения смысла.

2. Никаких "Петр" и "Мария". Это герои XVIII века, а не телеведущие. В книге нет таких имен! Есть Петр Андреевич либо Петруша и Марья Ивановна либо Маша.

3. Много пересказа. Где анализ? Подинамичнее!

4. Маша слишком часто "милая". Слишком много "чувств" и слов с корнем "-люб-". Не надо пережимать.

5. "Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца". - Ох... А еще Петруша до 16 лет гонял голубей и играл в чехарду, любил слушать россказни птичницы Агафьи, плохо учился и вообще был "рос недорослем" (Митрофана не напоминает? И обращение отца Гринева к Савельичу "старый пес" не напоминает "старую хрычовку" Еремеевну?).
Не надо так патетически про Гринева. Он больше всего похож на любимого героя русских сказок Иванушку-дурачка, а не на Штирлица, у которого "характер нордический, выдержанный" и который "безукоризненно выполняет служебный долг".

6. Надо прямо сказать, что история любви двух вымышленных героев развивается на фоне страницы реальной трагической истории России (действия пугачевского войска в Оренбургской губернии и осада города). Герои проходят через трагические обстоятельства и взрослеют. Они находят поддержку у двух главных фигур эпохи - Пугачева и Екатерины.

7. Обязательно следует упомянуть про заглавие (почему именно "Капитанская дочка", а не "Маша и Петруша", или "Маша Миронова", или "Любовь и пугачёвщина"?). В трудную минуту Маше просыпается характер ее отца-героя.

Насчет грамотности писать не буду. Лишние запятые есть, да и орфографию с речевыми ошибками нужно проверить.
Еще раз повторю, что в целом сочинение неплохое. Надо его доработать, чтобы оно стало отличным.


Спасибо огромное за критику. Сегодня перечитала сочинение на свежую голову и нашла очень много неточностей, внесла много поправок. И лишних запятых действительно не мало. Еще раз спасибо за помощь и оценку моего сочинения.




Согласна с Татьяной Владимировной, сочинение в целом неплохое, но улучшить можно и нужно:) . Выскажу тоже несколько замечаний:

Жанр "Капитанской дочки" - не роман, как Вы, Анна, пишите, а историческая повесть. Это фактическая ошибка.

Чтобы уйти от пересказа, советую найти в тексте слова, которыми сами герои говорят о своих чувствах на протяжении всей повести. Эти опорные точки дадут возможность проанализировать развитие любви Гринева и Маши, и Вам легче будет правильно расставить акценты в сочинении.

Ошибок многовато, особенно речевых и грамматических.



Вера Михайловна, я бы девушку не пугала насчет фактической ошибки.
Жанр "Капитанской дочки" исследователи определяют по-разному. Это вопрос спорный, и окончательного ответа на него нет.
Аргументы в пользу того, что это повесть: в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий.
Аргументы в пользу романа: опора на судьбы конкретных героев, частная жизнь героев связана с общественной жизнью эпохи; косвенный признак - ориентация КД на исторические романы Вальтер Скотта.
Даже составители ЕГЭ по литературе не могут определиться: то в кодификаторе появляется повесть, то роман (последние три года - роман). В части В требуют писать именно "роман".
Я лично уверена, что это повесть, но и другая позиция тоже имеет право на существование.


Татьяна Владимировна, Вы правы, тут я погорячилась.
Просто я хорошо помню, как моей ученице на ЕГЭ по русскому языку это посчитали фактической ошибкой.
В случае Анны, скорее всего, это не будет ошибкой, так что я прошу прощения за излишнюю категоричность.





Простите,но на самом деле вы сейчас сами допустили ошибку."Капитанская дочка" считается и романом и исторической повестью.Для того,чтобы не допускать подобных ошибок,гораздо уместнее будет использовать термин "произведение".


Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! ", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку... ".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.










>Сочинения по произведению Капитанская дочка

Сочинение на тему: Любовь Гринёва к Маше

В повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" затрагивается не только тема чести и верности, тема крестьянского восстания, но и тема любви главного героя.

Семнадцатилетний Пётр Гринёв приезжает служить в Белогорскую крепость, где комендантом был капитан Иван Кузьмич Миронов. Миронов жил постоянно в крепости с женой и дочерью Машей. При первой встречи с дочерью Миронова Пётр увидел девушку "лет осьмнадцати, круглолицую, румяную, с светло - русыми волосами, гладко зачёсанными за уши", она не произвела на него большого впечатления, потому что Швабрин назвал её полной дурочкой, а её мать сказала, что Маша глупая трусиха, от залпов орудий, чуть не упала в обморок. Но со временем, Гринёв понял, что Маша очень скромная, искренняя и благоразумная девушка, своей простотой и душевностью, она покорила сердце Петра. он написал для неё стихи и решил показать Швабрину, но тот только рассмеялся и посоветовал купить для неё пару серёжек, тогда он сразу добьётся благосклонности. Пётр, как человек чести не мог терпеть таких разговоров в сторону девушки и вызвал Швабрина на дуэль, которая закончилась его ранением. Пока он лежал раненый, Маша ухаживала за ним, не отходила от него ни на шаг. Пётр понял, что сильно её полюбил и признался в своих чувствах, Маша ответила ему взаимностью и сказала, что родители будут рады её счастью. Но их планам на счастливое замужество не суждено было сбыться. перед ними возникло много трудностей.

Сначала отец Петра не разрешил ему жениться, а Маша не могла выйти замуж без благословения родителей, потом Емельян Пугачёв захватил крепость и убил родителей Маши. Гринёву пришлось покинуть крепость, а Маша после пережитого ужаса слегла в горячке. Уже в Оренбурге Гринёв получил письмо от Маши, в котором она писала, что Швабрин держит её под замком на воде и хлебе, таким образом заставляя выйти за него замуж. она просила у Петра помощи. Генерал не захотел вести своих солдат на освобождение Белогорской крепости, и Пётр отправился один спасать Машу, так как он не мог оставить свою возлюбленную в беде. По дороге он встретил Пугачёва и рассказал о своей беде, Емельян пообещал спасти сироту. Когда они приехали в крепость, то Пугачёв узнал от Швабрина, что Маша дочь капитана, который не захотел переходить на их сторону и был за это убит. Пугачёв всё равно помиловал Машу, но она даже не знала, как принять такое освобождение, ведь Пугачёв был убийцей её родителей. Пётр отправляет Машу к своим родителям, а сам остаётся служить дальше, но скоро Пугачёва поймали и казалось бы, что теперь никто не сможет помешать их счастью, но Петра арестовывают, как сообщника Емельяна. И здесь открывается твёрдость характера Маши и её целеустремлённость. Она доказывает свою любовь к Петру, отправляется к императрице, чтоб добиться освобождения Петра, и у неё всё получается.

В своем романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин описал очень важные для достойной жизни человека вещи, такие как честь, долг и любовь. Мне кажется, что в этом романе писатель попытался описать идеал отношений двух простых людей, русского офицера Петра Гринева и капитанской дочки Марии Мироновой.
Хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова. Именно в этой милой девушке, дочери капитана Ивана Миронова, Пушкин описывает идеал дочери, женщины и жены. В произведении Маша предстает перед нами милой, чистой, доброй, заботливой и очень верной девушкой.
Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца.
Впервые Петр Гринев знакомится с Марией Мироновой, когда он прибывает в Белогорскую крепость. Впечатление о Маше у Петра сразу складывается, как о несерьезной, легкомысленной девушке. Коротко говоря, Гринев воспринимает Машу как простую «дурочку», ведь именно так и описывает офицер Швабрин Петру капитанскую дочку. Но вскоре Гринев замечает в Марии очень добрую, отзывчивую и приятную особу, полную противоположность описанию Швабрина. Гринев проникает к Маше глубокой симпатией, и с каждым днем эта симпатия становилась все больше и больше. Прислушиваясь к своим чувствам, Петр стал сочинять для своей возлюбленной стихи, которые и стали причиной насмешек Швабрина над Гриневым. В этот момент мы замечаем в Петре Гриневе качества, присущие настоящему мужчине. Петр заступается за свою возлюбленную Машу Миронову без всякой трусости и с желанием отстоять честь капитанской дочери назначает дуэль со Швабриным. Дуэль закончилась не в пользу Гринева, но вовсе не из-за слабости Гринева перед Швабриным, а из-за глупой ситуации, отвлекшей Петра от своего противника. Итог - Гринев ранен в грудь.
Но именно это событие стало переломным моментом в отношениях Марии и Петра. Первым человеком, которого больной и слабый после «поражения» в дуэли Петр Гринев увидел у своей постели, стала его возлюбленная Мария Миронова. В этот момент чувства Петра к Маше в его сердце воспылали еще сильнее и с новой силой. Не став ждать, в эту же секунду Гринев признался Маше в своих чувствах и предложил ей стать его женой. Мария поцеловала Петра и призналась ему в своих взаимных чувствах. Волнуясь за его и так слабое состояние, она попросила его придти в чувства и успокоиться, не тратить силы. В этот момент мы замечаем в Марии заботливую и ласковую девушку, волнующуюся за состояние своего милого.
С новой стороны Маша показывается нам, когда Гринев получает отказ от отца в благословении его избранной. Мария отказывается выходить замуж без одобрения родителей своего жениха. Эта ситуация открывает нам Машу Миронову как чистую, светлую девушку. По ее мнению, без благословения родителей не будет Петру счастья. Маша думает о счастье любимого и даже готова пожертвовать своим. Мария допускает мысль о том, что Петру нужно найти другую жену, угодную сердцу его родителей. Без своей любимой, Гринев теряет смысл существования.
В момент захвата Белогорской крепости, Мария остается круглой сиротой. Но и в такой сложный для нее период, она остается верной своей чести, она не поддается попыткам Швабрина женить ее на себе. Она решает, что лучше вовсе умереть, чем выйти замуж за человека, которого она презирает.
Маша Миронова отправляет Гриневу письмо, повествующее о ее страданиях в плену Швабрина. Сердце Петра разрывается от волнения за свою любимую, страдания Марии буквально передаются Петру. Гринев, без всякой армии, отправляется на спасение своей любимой. В тот момент, Петр не думал ни о чем, кроме свой возлюбленной. Хоть спасение Марии и не обходится без помощи Пугачева, но все же Гринев и Маша наконец воссоединяются. Пройдя сквозь такие страдания и препятствия, два любящих сердца все-таки объединяются. Петр посылает свою невесту в деревню к своим родителям, беспокоясь за ее безопасность. Теперь он уже уверен в том, что отец и мать примут его невесту, узнав ее ближе. Сам же Петр отправился на службу к императрице, ведь он должен служить свое Родине, даже рискуя своей жизнью. Не в первый раз, Петр Гринев предстает перед нами, как смелый мужчина.
Служба Гринева закончилась благополучно, но беда пришла, откуда не ждали. Гринев обвинен в дружеских отношениях с Пугачевым. Дело оказалось очень серьезным, обвинений было слишком много. В тот момент, когда даже родители Гринева потеряли веру в сына, только его возлюбленная Мария верила своему жениху. Маша решается на очень рискованный и смелый поступок - она едет к самой императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха. И у нее это получается, благодаря своей беспрерывной вере в Петра и ее любви к нему. Мария спасает своего возлюбленного, также, как и немного ранее Гринев спас Марию.
Роман заканчивается более чем благополучно. Два любящих сердца соединились, пройдя через множество препятствий. И все эти препятствия только укрепили любовь Марии Мироновой и Петра Гринева. Два любящих человека много обрели благодаря своей взаимной любви. Мария обрела смелость, ей неприсущую ранее, но страх за жизнь любимого заставили ее перешагнуть через свои страхи. Благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.
Отношения этих героев - авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главным является любовь, верность, взаимность и бесконечная преданность друг к другу.
P.s: учусь в 8 классе, хотелось бы услышать критику насчет моего сочинения. Есть ли какие-то смысловые ошибки. Насчет пунктуации хотелось бы услышать, много ли лишних знаков препинания, и наоборот, их не хватает. Заранее благодарю за помощь и критику.

Анна, прежде чем я займусь критикой работы, хочу сказать, что для 8 класса это очень неплохой текст. Но его можно улучшить.

Мои замечания.

1. "Капитанская дочка" - стилизация под семейные записки. Пушкин скрывается под маской Издателя и делает вид, что автором книги является сам якобы реально существовавший Петр Андреевич Гринев. Поэтому заявлять "хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова" неверно как с точки зрения стилистики (естественно, что Гринев не "героиня"), так и с точки зрения смысла.

2. Никаких "Петр" и "Мария". Это герои XVIII века, а не телеведущие. В книге нет таких имен! Есть Петр Андреевич либо Петруша и Марья Ивановна либо Маша.

3. Много пересказа. Где анализ? Подинамичнее!

4. Маша слишком часто "милая". Слишком много "чувств" и слов с корнем "-люб-". Не надо пережимать.

5. "Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца". - Ох... А еще Петруша до 16 лет гонял голубей и играл в чехарду, любил слушать россказни птичницы Агафьи, плохо учился и вообще был "рос недорослем" (Митрофана не напоминает? И обращение отца Гринева к Савельичу "старый пес" не напоминает "старую хрычовку" Еремеевну?).
Не надо так патетически про Гринева. Он больше всего похож на любимого героя русских сказок Иванушку-дурачка, а не на Штирлица, у которого "характер нордический, выдержанный" и который "безукоризненно выполняет служебный долг".

6. Надо прямо сказать, что история любви двух вымышленных героев развивается на фоне страницы реальной трагической истории России (действия пугачевского войска в Оренбургской губернии и осада города). Герои проходят через трагические обстоятельства и взрослеют. Они находят поддержку у двух главных фигур эпохи - Пугачева и Екатерины.

7. Обязательно следует упомянуть про заглавие (почему именно "Капитанская дочка", а не "Маша и Петруша", или "Маша Миронова", или "Любовь и пугачёвщина"?). В трудную минуту Маше просыпается характер ее отца-героя.

Насчет грамотности писать не буду. Лишние запятые есть, да и орфографию с речевыми ошибками нужно проверить.
Еще раз повторю, что в целом сочинение неплохое. Надо его доработать, чтобы оно стало отличным.


Спасибо огромное за критику. Сегодня перечитала сочинение на свежую голову и нашла очень много неточностей, внесла много поправок. И лишних запятых действительно не мало. Еще раз спасибо за помощь и оценку моего сочинения.

Согласна с Татьяной Владимировной, сочинение в целом неплохое, но улучшить можно и нужно:) . Выскажу тоже несколько замечаний:

Жанр "Капитанской дочки" - не роман, как Вы, Анна, пишите, а историческая повесть. Это фактическая ошибка.

Чтобы уйти от пересказа, советую найти в тексте слова, которыми сами герои говорят о своих чувствах на протяжении всей повести. Эти опорные точки дадут возможность проанализировать развитие любви Гринева и Маши, и Вам легче будет правильно расставить акценты в сочинении.

Ошибок многовато, особенно речевых и грамматических.

Вера Михайловна, я бы девушку не пугала насчет фактической ошибки.
Жанр "Капитанской дочки" исследователи определяют по-разному. Это вопрос спорный, и окончательного ответа на него нет.
Аргументы в пользу того, что это повесть: в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий.
Аргументы в пользу романа: опора на судьбы конкретных героев, частная жизнь героев связана с общественной жизнью эпохи; косвенный признак - ориентация КД на исторические романы Вальтер Скотта.
Даже составители ЕГЭ по литературе не могут определиться: то в кодификаторе появляется повесть, то роман (последние три года - роман). В части В требуют писать именно "роман".
Я лично уверена, что это повесть, но и другая позиция тоже имеет право на существование.


В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! ", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку... ".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.

Многие критики говорят, что повесть «Капитанская дочка» является одним из самых лучших произведений, написанных Александром Сергеевичем Пушкиным, оно считается венцом его творчества. В этой повести Пушкин затронул вопросы, которые волнуют человечество и по сей день: это вопросы о чести и о доблести, о любви и о родительской опеке, о том, в чем же заключается смысл жизни человека.

Пушкин сосредотачивает все свое внимание на описании Гринева, но тем не менее, можно сказать, что Маша Миронова, простая девушка, воплощает пушкинский идеал –

Она является человеком, способным на подвиги, на самопожертвование, у нее присутствует врожденное чувство чести и достоинства. Мы можем предположить, что именно благодаря огромной всеобъемлющей машиной любви Гринев и становится настоящим человеком.

Впервые мы видим Машу Миронову тогда, когда Гринев приезжает в Белогорскую крепость на службу. Маша не производит огромного впечатления на героя: она ничем не примечательна, скромна, не красавица. Изначально Гринев даже думает, что Маша – это какая-то дурочка, также в этом его старательно убеждает его друг Швабрин.

Однако в скором времени Гринев понимает,

Как же ошибочно первое впечатление – ему удается углядеть в Маше Мироновой те человеческие качества, которые высоко ценятся в обществе. Он понимает, что Маша девушка чувствительная, скромная и благоразумная. Между нашими героями завязываются нежные чувства, которые быстро перерастают в любовь.

Примечательна и та сцена, где Маша Миронова впервые проявляет свой настоящий характер: она дает отказ на предложение Гринева выйти за него замуж. Маша аргументирует это тем, что без благословления родителей она на такой серьезный шаг пойти не может: это говорит о том, что девушка чтит мнение родителей Гринева. Также Маша готова пожертвовать своим счастьем ради счастья любимого: она даже предлагает ему найти ту девушку, которую его родители бы наверняка одобрили.

Также мы можем вспомнить то, что даже когда Маша трагически потеряла своих родителей и пережила такое сильное потрясение, она осталась верна своим взглядам и убеждениям. Кроме того, девушка никак не откликнулась на ухаживания Швабрина, переметнувшегося на вражескую сторону, она осталась верна своему возлюбленному. Она пишет письмо, которое затем получает Гринев.

В нем Маша сообщает, что Швабрин зовет ее замуж. Петр Гринев решает во что бы то ни стало спасти Машу Миронову. После того, как он ее спас, сразу же стало понятно, что судьба свела этих двоих людей для того, чтобы они всегда были вместе.

В самом начале произведения Маша Миронова представляется тихой, скромной и молчаливой дочкой коменданта. Она выросла в Белогорской крепости со своим отцом и матерью, которые не могли дать ей хорошего образования, но воспитали её послушной и порядочной девушкой. Однако капитанская дочка росла одиноко и замкнуто, отделённая от внешнего мира и, не зная ничего, кроме своей деревенской глуши. Ей кажутся восставшие крестьяне разбойниками и злодеями, и даже ружейный выстрел нагоняет на неё страх.

При первой встрече мы видим, что Маша - обычная русская девушка, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», которая воспитана в строгости и проста в общении.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе героини: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». О её характере: «Смела ли Маша? -- отвечала ее мать. -- Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки».

Но, несмотря на всё это, капитанская дочка имеет и свой собственный взгляд на мир, и не соглашается на предложение Швабрина стать его женой. Маша не потерпела бы брак не по любви, а по расчёту: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»

А. С. Пушкин описывает капитанскую дочку, как невероятно стеснительную девушку, которая поминутно краснеет и поначалу не может заговорить с Гринёвым. Но такой образ Марьи Ивановны остаётся у читателя ненадолго, вскоре автор расширяет характеристику своей героини, чувствительной и благоразумной девушки. Перед нами предстаёт натура естественная и цельная, привлекающая к себе людей приветливостью, искренностью, добротой. Она уже не боится общения, и заботится о Петре во время его болезни после поединка со Швабриным. В этот период раскрываются истинные чувства героев. Нежная, чистая забота Маши оказывает на Гринёва сильное влияние, и, признаваясь в своей любви, он делает ей предложение руки и сердца. Девушка даёт понять, что их чувства взаимны, однако при её целомудренном отношении к замужеству она объясняет своему жениху, что не выйдет за него замуж без согласия родителей. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается от предложения Петра Андреевича. В этот момент проявляется разумная непорочность характера девушки: её поступок совершается ради любимого и не допускает совершения греха. Красота её души и глубина чувства отражаются в её словах: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…». Вот пример самоотречения во имя любви к другому человеку! Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева - человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

Когда начинается восстание Пугачёва и приходит известие о скором нападении на Белогорскую крепость, родители Маши решают отправить её в Оренбург, чтобы уберечь свою дочь от войны. Но бедная девушка не успевает уехать из дома, и ей приходится стать свидетельницей ужасных событий. Перед началом приступа А.С.Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать от неё» . Капитанской дочке было очень страшно и беспокойно, но она не хотела этого показывать, отвечая на вопрос отца, что «дома одной страшнее», с «усилием улыбнувшись» своему возлюбленному.

После захвата Белогорской крепости Емельян Пугачёв убивает родителей Марьи Ивановны, и от глубочайшего потрясения Маша серьёзно заболевает. К счастью девушки, попадья Акулина Памфиловна забирает её к себе в опеку и прячет за ширмой от Пугачёва, пирующего после победы в их доме.

После отъезда новоиспечённого «государя» и Гринёва нам открывается твердость, решительность характера, непреклонность воли капитанской дочки.

Злодей Швабрин, перешедший на сторону самозванца, остаётся за главного, и, пользуясь своим положением главного в Белогорской крепости, принуждает Машу выйти за него замуж. Девушка не соглашается, для неё «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иваныч» , поэтому Швабрин мучает девушку, не впуская никого к ней и давая только хлеб и воду. Но, несмотря на жестокое обращение, Маша не теряет веры в любовь Гринёва и надежды на избавление. В эти дни испытаний перед лицом опасности капитанская дочка пишет своему возлюбленному письмо с просьбой о помощи, так как понимает, что, кроме него, за неё заступиться некому. Марья Ивановна стала настолько храброй и бесстрашной, что Швабрин не мог представить, что она сможет бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» . Когда же наконец приходит к ней спасение, её охватывают противоречивые чувства - её освобождает Пугачёв - убийца её родителей, бунтарь, перевернувший её жизнь с ног на голову. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» .

Емельян Пугачёв отпускает Машу и Петра, и Гринёв отправляет возлюбленную к своим родителям, прося Савельича сопровождать её. Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней всех окружающих, поэтому Савельич, который рад за своего воспитанника, собирающегося жениться на капитанской дочери, соглашается, говоря такие слова: «Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию…» . Родители Гринёва не оказываются исключением, кого поразила Маша своей скромностью и искренностью, и они хорошо принимают девушку. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Даже батюшке любовь Петруши «уже не казалась пустою блажью», а матушка только и хотела, чтобы её сын женился на «милой капитанской дочке».

Ярче всего раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Всё семейство было поражено подозрением об измене Петра государству, но больше всех переживала Маша. Она чувствовала себя виноватой в том, что он не может оправдаться, дабы не впутывать любимую, и была совершенно права. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти» .

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность» , Маша отправляется в Петербург. Она была настроена твёрдо и решительно, поставив перед собой цель во чтобы то ни было оправдать Петра. Встретившись с Екатериной, но не зная пока об этом, Марья Ивановна открыто и в подробностях рассказывает свою историю и убеждает императрицу в невиновности любимого: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому, что не хотел запутать меня» . А.С.Пушкин показывает стойкость и непреклонность характера героини, её воля сильна, а душа чиста, поэтому Екатерина верит ей и освобождает из-под ареста Гринёва. Марья Ивановна была очень тронута поступком государыни, она, «заплакав, припала к ногам императрицы» в благодарности.

Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Поначалу скромная и тихая девушка не произвела на героя большого впечатления: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин. Да и мать Маши «подлила масла в огонь» - она сказала Петру, что ее дочь «трусиха»: «…Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась».

Однако скоро герой понимает, что Маша – «благоразумная и чувствительная девушка». Как-то незаметно между героями зарождается настоящая любовь, которая выдержала все испытания, встретившееся на ее пути.

Наверное, первый раз Маша проявила свой характер, когда отказалась идти замуж за Гринева без благословения его родителей. По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Она даже допускает мысль о том, что Гринев может найти себе другую жену – ту, которую примут его родители.

Во время кровавых событий захвата Белогорской крепости Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой. Однако и это испытание она выдерживает с честью. Оказавшись в крепости одна, в окружении врагов, Маша не поддается на давление Швабрина - она до конца остается верной Петру Гриневу. Ничто не может заставить девушку предать свою любовь, стать женой человека, которого она презирает: «Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят».

Маша находит случай передать Гриневу письмо, в котором рассказывает про свою беду. И Петр спасает Машу. Теперь всем становится ясно, что эти герои будут вместе, что они - судьба друг для друга. Поэтому Гринев отправляет Машу к своим родителям, которые принимают ее как дочь. А вскоре начинают любить за ее человеческие достоинства, ведь именно эта девушка спасает своего возлюбленного от клеветы и суда.

После ареста Петра, когда не осталось надежды на его освобождение, Маша решается на неслыханный поступок. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха».

Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту. Отношения этих героев, как мне кажется, - это авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главными являются любовь, уважение, беззаветная преданность друг другу.

Подготовьте рассказ о спасении Маши Ми­роновой из плена.

Петр Гринев приехал с Пугачевым в Бе­логорскую крепость, и они сразу же подъ­ехали к крыльцу комендантского дома. Очень скоро выяснилось, что Маша нахо­дится в этом же доме. Несмотря на попыт­ки Швабрина не допустить к ней Гринева, их встреча состоялась, и Пугачев узнал, в каком бедственном положении находит­ся девушка. Он быстро оценил ситуацию и предложил Гриневу и Маше обвенчаться.

Швабрин вновь попытался помешать влюбленным, сказав Пугачеву, что Ма­ша — дочка казненного им капитана Ми­ронова. Но не в характере Пугачева была переменчивость: «Казнить так казнить, миловать так миловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

Так, новые происки Швабрина ни к че­му не привели, и, получив нужные пропу­ска, молодые сели в кибитку вместе с Савельичем и навек оставили Белогорскую крепость.

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ЗАДАНИЕ К ГЛАВЕ XII

3 (60%) 1 vote

На этой странице искали:

  • подготовьте рассказ о спасении маши мироновой из плена
  • спасение маши мироновой капитанская дочка
  • спасение маши мироновой из плена
  • СПАСЕНИЕ МАШИ МИРОНОВОЙ
  • сочинение капитанская дочь по 12 главе

Разделы: Литература

Цели урока: постигать смысл всей повести через ее фрагмент, учить выделять главную информацию; показать роль литературы в решении жизненных вопросов; воспитывать такие качества характера, как честь, порядочность, благородство; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать бережное отношение к слову художественного произведения.

Задачи , которые ставит учитель к каждому этапу урока, шаг за шагом приведут к достижению цели.

Методы (проблемный, репродуктивный, иллюстративный) и приемы , использованные на уроке, помогут формированию у обучающихся коммуникативной, информационной, кооперативной компетенций, а также компетенции решения проблем.

Класс: 8

Учебник: В.Я.Коровина и др. Литература. 8 класс. М.: Просвещение, 2012.

Оборудование: компьютер, экран, “Словарь русского языка” С.И.Ожегова.

Ход урока

Подготовка к восприятию художественного произведения. Мотивация к учебной деятельности

  • мотивировать активность обучающихся на уроке с помощью проблемного вопроса, решения ситуативной задачи на жизненном материале;
  • формировать умение работы со словарем.

Аналитическая беседа. (Слайд 2)

Ребята, представьте такую ситуацию: подросток скрыл от своего друга, что один из их одноклассников плохо отзывался о нем.

Вопрос: можно ли назвать такой поступок благородным, а подростка, который скрыл правду, назвать честным, порядочным? Объясните почему.

(Ребята высказывают разные точки зрения.)

А что значит, по-вашему, быть честным, порядочным, благородным?

Работа со словарем.

Где мы можем всегда, когда в чем-то сомневаемся, найти ответ на вопрос или нужную информацию? (В словаре.)

А какой словарь нам поможет в данном случае? (Толковый словарь.) Назовите самый популярный толковый словарь русского языка. (Толковый словарь Ожегова, Шведовой.)

Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность. 4. Почет, уважение.

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Во всех трех определениях есть слово–синоним “честность”, то есть для всех трех слов слово “честность” является синонимом. А как же быть с ложью во благо? Об этом словарь не говорит, но расскажет художественное произведение. В жизни быстрее запоминаются не сухие определения из словарей, а образные, литературные примеры. (Слайд 1) Сегодня мы продолжим знакомство с повестью А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В центре нашего внимания – глава 12, которая называется “Сирота”. Мы анализируем эпизод.

Как вы понимаете смысл высказывания: “Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент”?

Ваша задача: записать в тетрадь тезисы основной части урока, посвященной собственно анализу эпизода. Эти тезисы помогут вам выполнить домашнее задание – написать сочинение. А ответить на вопрос, заданный в начале урока, мы попытаемся после работы с шедевром Пушкина. Я уверена, мы найдем в тексте все ответы.

Как вы считаете, зачем нам необходимо умение углубленного чтения, где это умение может нам пригодиться в жизни?

(Ребята должны прийти к выводу, что умение вчитываться в текст, понимать язык текстов разных жанров, чувствовать иронию, сарказм, понимать подтекст – все это пригодится и в обыденной жизни, и в профессии любого образованного человека. Приводят примеры.)

Чтение и изучение художественного произведения

Задачи: формировать умения:

1) составлять цитатный план;

2) лингво-стилистического анализа текста;

3) сравнительного анализа персонажей; развивать логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, память, способность к эмпатии, обогатить эмоциональную сферу обучающихся.

Аналитическая беседа с опорой на текст. (Слайд 4)

Какую часть произведения занимает эпизод?

(Входит в основную часть произведения; это 12-я глава.)

Определяем тип речи. (Повествование.) Вспомним схему построения повествовательных текстов (завязка – кульминация – развязка).

Сжато перескажите предложенный эпизод. Выделяем завязку (Пугачев приказывает Швабрину отвести его и Гринева к Марье Ивановне), кульминацию (освобождение Маши, раскрытие обмана), развязку (Машу Миронову и Гринева Пугачев отпускает, они вместе покидают Белогорскую крепость).

Работа с иллюстрациями, фотографиями.

(Слайды 5,6)

Какой момент эпизода изображен на иллюстрациях? Какая иллюстрация вызывает у вас наиболее сильные эмоции? Почему?

Ребята, как вы считаете, кто из наших артистов смог бы сыграть роли П.Гринева и М.Мироновой? Почему?

Совпадает ли ваше восприятие образов Петра Гринева и Маши Мироновой с изображенными на фотографиях образами. Почему? Узнали актеров?

Выясним, каково построение самого эпизода. Выделяем вступление, заключение, основную часть, которую делим на части, и составляем план эпизода.

Составление цитатного плана эпизода. (Слайд 8)

1. Вступление. “Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома”.

2. Основная часть. Освобождение Маши Мироновой:

  • “Какую девушку держишь ты у себя под караулом?..”
  • “Я взглянул и обмер.”
  • “Я никогда не буду его женою!”
  • “Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь”.
  • “...но и Гринев вас обманывает”.
  • “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай.”
  • Попадья “рассказала мне...”
  • “Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно...”
  • “Мы расстались дружески”.

2. Заключение. “Мы... навек оставили Белогорскую крепость”.

Какие сюжетные линии развиваются в данном эпизоде? (Гринев – Маша; Гринев – Пугачев; Гринев – Швабрин.)

Какая сюжетная линия является главной в эпизоде? (Гринев – Маша.)

Какую роль в судьбе Гринева этот эпизод играет? Что изменили события эпизода в жизни героя? (Именно после показанных в эпизоде событий Гринев приобретает коварного врага, который впоследствии изменяет судьбу героя.)

Если проследить развитие сюжетной линии Гринев - Маша на протяжении всего произведения, то какова роль данного эпизода в сюжете всего произведения? (Данный эпизод является кульминацией, так как после этого события жизнь Гринева и Маши меняется.)

От чьего лица ведется повествование? (От лица Петра Гринева, на склоне лет вспоминающего о своей молодости.)

Кто перед нами: рассказчик или повествователь? (Повествователь, так как Гринев очень близок автору и по социальному положению, и по своим взглядам на жизнь.)

Таким образом, через восприятие Гриневым персонажей мы можем судить об отношении к ним автора?

Лингво-стилистический анализ. (Слайды 10, 11)

Каким мы видим Пугачева в данном эпизоде? Какими словами и выражениями характеризуется Пугачев? Каково авторское отношение к Пугачеву? Как вы можете доказать противоречивое отношение автора к предводителю восстания? Как вы думаете, какие мысли пронеслись в голове Гринева, что он почувствовал, когда увидел Пугачева на диване, “на котором, бывало, дремал Иван Кузмич...”? Почему у Гринева “сердце заныло”, когда он вошел в знакомый дом?

(Уже в 1-м абзаце эпизода Пугачев назван самозванцем: “Швабрин встретил самозванца на крыльце”.

“Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки...” Разговорное слово “вылезть” подчеркивает низкое происхождение Пугачева. Гринев не признает Пугачева государем, называет его “беглый казак”.

“Сердце мое заныло”, потому что вспомнились прежние обитатели дома, их судьба. Здесь: Пугачев – злодей, убийца.

“Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает?..” Здесь проявляется великодушие Пугачева.

“Казалось, суровая душа Пугачева была тронута”.

Почему Пугачев простил Гриневу его обман? Какие аргументы в свое оправдание привел Гринев? (“Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести”.

Ребята делают вывод, что честь и совесть – основные принципы жизни Пугачева и Гринева, поэтому они понимают друг друга.

“Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай”. Принципиальность, верность своему слову, ответ благородства на благородство.)

Найдите цитату: “ Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня”. Почему у Гринева возникло “сильное сочувствие” к Пугачеву? (Гринев понимал, что грозит Пугачеву в конечном итоге, и ему было по-человечески жаль этого человека.)

Какими словами и выражениями характеризуется Швабрин? Каково авторское отношение к этому персонажу? (“Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки. В подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие”. Здесь открыто говорится, что перед нами подлый человек, изменник.

“Увидя меня, он смутился ”. Значит, совесть не чиста, чувствует вину за собой.

“Он трусил перед ним”. Преклонение перед вышестоящими.

“Швабрин упал на колени ... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака . Пугачев смягчился”. Причастие “валяющегося” по стилистической окраске разговорное. Оно подчеркивает, что человек здесь подобен ненужной вещи. Гринев не признает Пугачева государем.

“Швабрин скрылся”. Глагол “скрылся” здесь неслучаен. Не исчез, не ушел, а именно скрылся, чтобы объявиться снова.

“Лицо его изображало мрачную злобу”. Злоба не открытая, а скрытая, предвещающая что-то плохое (мрачная – мрак, тьма).

“Я не хотел торжествовать над униженным врагом ...” Враг, униженный перед твоими глазами, всегда для тебя опасен. Это подтверждает дальнейшее развитие сюжета.)

Почему Пугачев так жестоко наказывает за обман Швабрина и не наказывает за обман же Гринева? (Важны мотивы поступков. Гринев обманул из благородных побуждений, а Швабрин – из-за трусости, желая скрыть подлый поступок.)

Аналитическая беседа с опорой на текст. (Слайд 12)

Какие качества характера Гринева проявляются в эпизоде:

  • во взаимоотношениях с Машей;
  • во взаимоотношениях с Пугачевым;
  • во взаимоотношениях со Швабриным?

(Преданность, беззаветная любовь, уважение; правдивость и твердость в убеждениях, честь и совесть превыше всего. Желание Гринева “вырвать Пугачева из среды злодеев” характеризует его как человека, который ценит в других умение отвечать за свои дела, слова, который живет по высокоморальным жизненным принципам. Презрение к Швабрину характеризует Гринева как человека, презирающего лицемерие, предательство, насилие, низкопоклонство.)

Почему глава названа А.С.Пушкиным “ Сирота”. Что выражает, отражает заголовок?

(Маша Миронова оказалась абсолютно беззащитной, ее судьба зависела полностью от других людей. События данного эпизода для этой героини являлись судьбоносными. Глава названа по имени героини, причем в имени отражен социальный статус: девушка-сирота – беззащитность.)

Какова тема эпизода? Придумайте заголовок, отражающий тему.

(“Освобождение Маши Мироновой”.)

Какова основная проблема эпизода? (Проблема благородства и подлости, чести и бесчестия.)

Какова идея эпизода? Обратите внимание на эпиграф, в котором как раз отражается идея главы. (Подлые люди приносят много горя, но настоящие чувства, порядочность, желание уберечь близкого человека от страданий помогут перенести все трудности. Важно, чтобы порядочных людей на твоем пути встречалось как можно больше.)

Синтез. Рефлексия

Задачи: формировать умение аргументировать высказывание, составлять тезисы; развивать умение осознания результатов урока для себя лично.

Итак, вернемся к началу урока, вспомним ту жизненную ситуацию, которую я вам обрисовала, ответим на волнующий нас вопрос. Как текст художественного произведения нам помог в решении этой проблемы? (Слайд 13)

(Ребята вспоминают, что ситуация обмана возникала и в эпизоде: Гринев и Швабрин обманули Пугачева. Приходим к выводу, что многое зависит от мотивации поступка. С этой позиции рассматривается заданная в начале урока ситуация. Ребята придумывают мотивы, делают выводы.)

А сейчас мы посмотрим, какие тезисы к нашему уроку вам удалось составить.

(Ребята зачитывают свои тезисы, затем на слайде появляются готовые. Ребята сравнивают, дополняют свои записи.)

Тезисы урока. (Слайд 14)

  • Преамбула. Анализ эпизода – путь к постижению замысла автора.
  • Эпизод “Сирота” входит в основную часть произведения, это 12 глава.
  • Завязка эпизода: Пугачев приказывает Швабрину отвести его и Гринева к Марье Ивановне.
  • Кульминация эпизода: освобождение Маши, раскрытие обмана.
  • Концовка эпизода: Петр Гринев и Маша Миронова вместе покидают Белогорскую крепость.
  • В данном эпизоде развиваются три сюжетные линии: Гринев - Маша; Гринев - Пугачев; Гринев – Швабрин.
  • Главная сюжетная линия эпизода, как и всего произведения, – Гринев-Маша.
  • Данный эпизод является кульминацией всего произведения, так как события меняют судьбу героев.
  • Гринев – повествователь, выразитель авторского отношения к персонажам.
  • Честь, совесть – основные принципы жизни Гринева и Пугачева.
  • Гринев и Швабрин – герои-антиподы.
  • Авторское отношение к героям через лингвистический анализ.
  • Обман Гринева и обман Швабрина: почему Пугачев прощает одного и наказывает другого.
  • Заключительный тезис. Анализ данного эпизода помог нам разобраться в таких понятиях, как честь, порядочность, благородство, помог понять авторское отношение к событиям и героям.

Эти тезисы помогут вам написать сочинение – анализ эпизода. А в жизни зачем нам необходимо это умение?

(Ребята должны прийти к выводу, что умение составлять тезисы – это умение отбирать главную информацию и грамотно ее записывать. Это умение необходимо в жизни.)

А чем тезисы отличаются от плана?

(Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.)

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие умения развивали? Какие отрабатывали навыки?

Домашнее задание

Задача: актуализировать знания, полученные на уроке; развивать умение составлять вопросы к тексту, письменную речь.

Написать сочинение “Анализ эпизода “ Сирота”. (По повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”)”. Используй тезисы с урока!

Написать сочинение-рассуждение “Что такое честь, порядочность, благородство?” на материале повести “Капитанская дочка”, то есть аргументы приводим из указанной повести. Готовимся к ЕГЭ (проблема – аргументы)!

Урок окончен. Желаю всем удачного дня. До следующего урока!

Название повести сразу заявляет о том, что главным действующим лицом повести станет Маша, дочь капитана Миронова. Кроме исторических событий, описанных с детальной точностью, автор большое значение уделяет теме любви, необыкновенно чистой и светлой.

Любовь Маши и Гринева рождается в условиях страшных исторических событий, погубивших множество человеческих жизней. Чувства влюбленных подвергаются череде серьезных и тяжелых испытаний.

Первая встреча с Гринева с Машей

Впервые Маша предстает перед Петром во время обеда в Белогорской крепости. Она кажется ему совершенной дурочкой, так как Гринев был наслышан о ней от Швабрина – человека завистливого и подлого, претворяющегося другом главного героя.

Маша и Швабрин


Дело в том, что Маша отказала Швабрину в ухаживаниях, и такова была его месть девушке. Она скоро почувствовала внутренний мир Алексея Ивановича, который лишь претворялся положительным, добрым. Девушка без сомнений и сожалений отказывается от подарков Швабрина, хотя очевидно, что не избалована ими. Даже приданого как такового у нее нет.

Мать характеризует Машу как «трусиху», что тоже выставляет девушку в невыгодном свете перед Петром. Однако вскоре Гринев понимает все внутреннее богатство этой скромной девушки, силу и стойкость ее характера. Герои незаметно для самих себя влюбляются друг в друга настоящей светлой любовью.

Особенности характера Маши

Она одна из тех людей, который на первый взгляд кажется обыкновенным и ничем не примечательным, а в моменты жизненных неурядиц раскрывается как человек деятельный, способный на подвиги ради других, жертвующих своим благосостоянием во имя любви и любимого человека.

Смерть родителей

Первое испытание Маша пережила в Белогорской крепости, когда разбойники Пугачева убили ее отца и мать, когда она осталась одна среди врагов, под надзором предателя Швабрина.

В условиях голода, страха, запугиваний, шантажа и тяжелых болезней Маша находит в себе силы не предать любимого человека, выстоять и, в конце концов, быть спасенной.

Поход к императрице

Второе испытание – спасение Гринева. Петру грозит казнь из-за наговоров Швабрина. Героя обвиняют в принятии стороны мятежников, в содействии Пугачеву. Зная правду, Маша отправляется к императрице, чтобы убедить ее в невиновности жениха, вымолить прощение для него и освобождение. На такой шаг не смог решиться никто, даже родители Пети Гринева.

Для Пушкина Маша – олицетворение душевной красоты, благородства и мужества. Именно поэтому автор называет свою историческую повесть «Капитанская дочка».




Top