Спасо хаус история. По следам Воланда: Весенний бал полнолуния в резиденции американского посла

Особняк Второва - памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени, и, по совместительству, резиденция посла Соединенных Штатов Америки в Москве. Этот особняк также известен как прототип "дома Воланда" из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Приём у американского посла, на котором был писатель в 1937 г., вдохновил его на образ таинственного дома, где состоялся бал в полнолуние у Воланда и куда была приглашена героиня романа Маргарита.

Особняк Второва построен в 1913-1915 по заказу Н. А. Второва, крупнейшего предпринимателя России, по проекту В. Д. Адамовича и В. М. Маята на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. Непосредственно рядом с домом Второва находятся памятники московского ампира - дома А.Г. Щепочкиной и Н.А. Львова. Вероятно, образцом для Адамовича и Маята послужил петебургский особняк Половцева, построенный в 1911-1913 И. А. Фоминым, а также особняк Гагариных на Новинском бульваре работы О. И. Бове (уничтожен авиабомбой в 1941). Существенные отличия второвского особняка - в замене центрального портала на полуротонду с ионическими колоннами, поддерживающими балкон. Размеры палладианского полуциркульного окна точно повторяют размеры окна особняка Гагарина, но здесь оно приподнято относительно классических образцов на высоту балюстрады. Внутри особняк спланирован по канонам классической симметрии.



Если вы планируете своё путешествие и хотите осмотреть достопримечательности, лучше всего остановиться в хорошем месте, где можно будет отдохнуть после утомитеьных прогулок. Отдых в московской области будет куда приятнее, когда вы будете полны сил и преисполнены хорошим настроением

В 1918-1933 в особняке Второва размещались учреждения и квартиры, в т.ч. жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин, позже - его заместитель. С 1933 особняк используется в качестве резиденции посла США в Москве. Первым американским послом, поселившемся в особняке стал Уильям Буллит. В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и танцев. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.

Со “Спасо-Хаусом” связано много “шпионских” историй. Наиболее известной из них является история с помещением подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от Сталина послу США. Герб провисел в его кабинете с 1946го по 1952 год.

Здесь жили во время государственных визитов Эйзенхауэр, Никсон, Рейган. На приёме в 1976 году в честь двухсотлетия Декларации независимости США дом вместил 3001 гостя.


Отношения с США у нас всегда колебались от дружелюбных до враждебных, отразилось это и на облике Москвы. Прогуливаясь по американским местам российской столицы, можно собрать по кусочкам сложную историю взаимоотношений двух стран.

Самое популярное "американское" место в Москве

Спасо-Хаус

Спасопесковская площадь, 10

Главное американское здание в Москве — так называемый Спасо-Хаус , официальная резиденция американского посла на Спасопесковской площадке недалеко от Арбата. Послы США занимают этот дом с 1933 года, после установления дипломатических отношений между СССР и Америкой. Изначально особняк принадлежал Николаю Второву , банкиру и золотопромышленнику по прозвищу «русский Морган» .

Дом был построен в 1913-1914 годах в неоклассическом стиле по заказу Николая Александровича. Вскоре после большевистского переворота сам Второв погиб, по одной из версий был застрелен, его наследники эмигрировали из России, а особняк был национализирован и передан в ведение Наркомата иностранных дел.

В 1933 году дом Второва передали под резиденцию американского посла. Первым дипломатом, поселившимся в Спасо-Хаусе, стал Уильям Буллит . В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и танцев. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев . В посольстве часто выступали известные музыканты и певцы, выставлялись работы американских художников, даже устраивались вечера с участием дрессированных животных.

Считается, что один из светских приемов - «Весенний праздник» 1935 года послужил для Михаила Булгакова , присутствовавшего среди гостей, прообразом Бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

С особняком связано множество «шпионских» историй. Самая известная из них — установка подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от пионеров в Артеке по наущению тайных агентов Лубянки послу США. Герб провисел в его кабинете с 1946 по 1952 год, успешно выполняя свою функцию. Теперь герб находится в музее шпионажа ЦРУ.

Во время государственных визитов в СССР в Спасо-Хаусе останавливались американские президенты Дуайт Эйзенхауэр , Ричард Никсон , Рональд Рейган . Сегодня резиденцию занимает нынешний посол США в РФ Джон Теффт .

Спасо-Хаус

Посольские здания США

Новинский бульвар, 21; пер. Большой Девятинский, 8.

Если резиденция посла США в Москве бессменна и стала символом российско-американских отношений на долгие годы, то с размещением остальной дипмиссии пришлось повозиться.

Изначально советское руководство обещало американской стороне здание в районе Ленинских гор, но переговоры об аренде оказались неудачными. И в 1934 году сотрудники посольства въехали в помещение на Моховую . В нем представительство находилась до 1953 года, после чего перебралось в здание на улице Чайковского (теперь Новинский бульвар), представляющее собой многоквартирный дом. Но дипломатам стало там тесновато, к тому же здание не обеспечивало необходимой безопасности.

Тогда между двумя сверхдержавами начался затяжной торг, в результате которого было подписано «соглашение об обмене участками земли для размещения посольств». Наша сторона получила право 85-летней бесплатной аренды 12,5 акров земли в районе Маунт Алто в Вашингтоне, американцы на этот же срок — 10 дополнительных акров в нынешнем Большом Девятинском переулке , сразу за зданием действующего посольства на Новинском бульваре .

К возведению нового пристанища для американских дипломатов приступили в 1979 году. Но в 1985 году работы пришлось заморозить. Так как в строящемся здании было обнаружено множество «жучков». Стройку вела советская сторона, американцы только разработали проект и осуществляли контроль. Строительство возобновили лишь после того, как в декабре 1991 года глава КГБ СССР Вадим Бакатин передал американскому послу схемы установки подслушивающих устройств. Оказалось, что уже на стадии производства стройматериалов в бетонные блоки и стеновые панели монтировались едва заметные «прослушки», внешне похожие на обычный строительный мусор.

В 1996 году американцы снесли два верхних этажа здания и возвели вместо них четыре новых. В нижней же части дома разместили службы, чья деятельность не требует режима секретности.

Здание посольства США

Окончательно в новое здание по адресу пер. Большой Девятинский, 8 посольство переехало в 2000 году. А в доме на Новинском бульваре 21 разместились консульский и отдел прессы.

Только после этого американские дипломаты почувствовали себя в обстановке полной конфиденциальности.

Старое здание посольства США на Новинском бульваре

Дипломатическая дача США

Таманская, 10 7А.

«Дом отдыха» американских послов находится в живописном Серебряном бору , со времен СССР ставшим уголком летних резиденций высокопоставленных госслужащих и иностранных дипломатов.

Дача американцев никак не обозначена и расположена за невысоким деревянным забором, в отдалении от городских магистралей. Она была дарована США после установления прочных дипотношений между странами в середине 1930-х. Здесь даже бывал президент Ричард Никсон и предложил превратить Серебряный бор в «Рашн Кони-Айленд». Нынешний американский посол часто собирает своих сотрудников на даче на корпоративное барбекю.

Пруд в Серебряном Бору

Англо-Американская школа

Береговая, 1

В 1949 году в здании на улице Береговая была открыта международная школа для детей членов англоязычного сообщества в Москве. В основном здесь обучаются дети дипломатов из США, Великобритании, Канады. Правда, есть и небольшой процент русских учеников, примерно одна пятая. Но попасть российскому школьнику сюда довольно сложно. Занятия в школе проходят по американской программе, все предметы ведутся только на английском языке, а педагогический штат состоит из американцев и канадцев.

Англо-Американская школа в Москве

Американская Православная церковь

Большая Ордынка, 60/2

Немногие знают, что в старинной церкви св. Екатерины на Большой Ордынке действует подворье Православной церкви в Америке . В храме проводятся богослужения не только на русском, но и на английском языке.

США — преимущественно протестантская страна. Протестантизм исповедует свыше 50% американских граждан. Православие же было «завезено» на Аляску в конце XVIII века в ходе мессианской поездки Русской Православной Церкви.

Официально поместная православная церковь в Америке действует с 1970 года. А ее подворье в Москве было открыто в 1994 году, после того, как наша страна сама очнулась от безбожия, и храмы были возвращены верующим.

Екатерининский храм на Большой Ордынке

Хаммеровский центр

Краснопресненская набережная, 12

Центр международной торговли на Красной Пресне был построен в 1980 году. Среди инициаторов и спонсоров строительства был американский предприниматель Арманд Хаммер , за что здание в Москве сразу прозвали «хаммеровским».

Необходимость создания подобного центра возникла в начале 1970-х годов, в период роста внешнеэкономической активности СССР и увеличения числа контрактов с зарубежными организациями. Проект комплекса был разработан под руководством главного архитектора Москвы Михаила Посохина совместно с американской компанией Welton Becket.

Отношения же Арманда Хаммера с СССР начались еще задолго до этого, в 1921 году, когда он еще 23-летним молодым человеком приезжал в Россию во время Гражданской войны и улаживал вопросы долгов за поставки лекарств. Ему приписывают и дружеские отношения с самим Лениным.

"Хаммеровский" центр

Кризис в российско-американских отношениях и арест российской дипломатической собственности в США заставляет Россию готовиться к применению «зеркальных» мер.

В списке американских дипломатических объектов, которые потенциально могут быть арестованы, фигурирует и Спасо-Хаус — особняк посла США в Москве. Правда, источники в российском МИДе утверждают, что Спасо-Хаус пока арестовывать не планируется. Уж больно символическое это место с очень богатой историей.

Дом, который построил Второв

Имя Николая Александровича Второва сегодня мало кому известно. А между тем, этот человек с прозвищем «русский Морган» считался обладателем одного из крупнейших состояний в Российской империи.

Николай Второв. Фото: Public Domain

«Владелец заводов, газет, пароходов», Второв имел состояние, которое по версии журнала Forbes, составляло 60 миллионов золотых рублей.

В 1913 году в Спасопесковском переулке, в районе Арбата, по заказу Второва началось строительство особняка. Авторами проекта стали архитекторы Владимир Адамович и Владимир Маят . Сегодня особняк считается памятником неоклассической архитектуры предреволюционного времени.

Строительство было завершено в 1915 году, в разгар Первой Мировой войны, которая, к слову, для Второва стала периодом приобретения новых предприятий и роста прибылей.

Дом Второва был оборудован по последнему слову техники того времени, а люстра в здании по размеру уступала только тем, что висят в крупнейших театрах.

Надо сказать, что ни Февральская, ни Октябрьская революции Второва не напугали. Он продолжал свою деятельность даже в условиях кризиса, пока в мае 1918 года не был застрелен. Вопреки логичному предположению, с капиталистом расправились вовсе не чекисты или революционные матросы. Погиб «русский Морган» из-за личной истории — по одной из версии, убийцей был его внебрачный сын.

Spaso House

После гибели Николая Второва его родные уехали за границу, обосновавшись в Париже, а особняк был национализирован.

Передали здание Народному комиссариату иностранных дел во главе с наркомом Георгием Чичериным . На протяжении 15 лет здесь размещались рабочие помещения и квартиры первых советских дипломатов.

В 1933 году Советский Союз установил дипломатические отношения с США. За то время, пока между двумя государствами не было контактов, столица страны из Петербурга вернулась в Москву. В связи с этим для размещения посла и всей дипломатической миссии США нужны были новые помещения.

Но построить подобные объекты быстро невозможно. Поэтому в качестве временного места размещения для посла США Наркомат иностранных дел выделил свое здание в Спасопесковском переулке.

Первому послу США в СССР Уильяму Буллиту особняк очень понравился. Отталкиваясь от переулка, где находится здание, американцы дали ему более короткое название Spaso House. Термин «Спасо-Хаус» прижился, и сегодня используется как официальное наименование резиденции посла.

Как американцы вдохновили Михаила Булгакова

Американцам на новом месте хотелось устроить что-нибудь сногсшибательное, поражающее воображение. Решили, что было бы здорово устроить рождественский прием 1934 года с участием... зверей. Руководство Московского зоопарка, когда к ним пришли представители посольства США с просьбой об аренде питомцев, посчитало гостей из океана не вполне адекватными, и ответило отказом. Уговорить удалось Московский цирк, который выделил трех дрессированных тюленей.

Поначалу трюки животных привели всех в восторг, но затем приключилась беда. Щедрые хозяева угощали дрессировщика шампанским и не только, и вскоре он уснул пьяным сном. Оставшиеся без руководителя тюлени, жалобно урча, расползлись по особняку, и американцам самостоятельно пришлось заманивать их в клетку.

Как ни странно, но на этом американцы не успокоились. В апреле 1935 года был организован новый большой прием под названием «Весенний фестиваль». На сей раз освоившиеся в Москве дипломаты уговорили-таки зоопарк, и гостей приема в Спасо-Хаусе встречали горные козы, петухи, фазаны и другая живность, включая медвежонка. Создали даже искусственный березовый лес, а оформление обеденного стола имитировало лужайку. К услугам гостей были фонтаны из шампанского и вина.

На «Весенний фестиваль» в Спасо-Хаус были приглашены советские руководители, а также представители творческой интеллигенции. Среди последних был и писатель Михаил Булгаков . По воспоминаниям супруги писателя, описание бала у Воланда в «Мастере и Маргарите» было создано под впечатлением от приема в Спасо-Хаусе.

Вопрос со строительством нового здания для американского посла затянулся, и резиденция в Спасопесковском переулке из временной стала постоянной.

Место, где легко

Надо отдать должное американцам — к особняку они относятся бережно, и внутреннее его убранство стараются сохранять в историческом виде. В то же время еще в 1930-х годах специально для новых функций Спасо-Хауса к нему пристроили большой зал для приемов и танцев.

Традицией, появившейся в Спасо-Хаусе при американцах, стали музыкальные вечера. На одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трём апельсинам» дирижировал композитор Сергей Прокофьев . Также в Спасо-Хаусе проходили и другие культурные мероприятия, например, выставки американских художников.

Во время государственных визитов СССР здесь останавливались американские президенты Эйзенхауэр, Никсон, Рейган . Интересно, что во время визита Никсона из интерьера на время убрали бюст Джона Кеннеди , зная о сложном отношении Никсона к этому политику.

В отличие от основного здания посольства США, Спасо-Хаус всегда был более неформальным местом, где даже в самые сложные годы советско-американских отношений обстановка была менее напряженной, а разговоры более доверительными.

Невероятные приключения итальянца в России

Если дипломаты меняются часто, то американский персонал Спасо-Хауса работает в Москве гораздо дольше, порой по несколько десятков лет.

Настоящая легенда Спасо-Хауса — итальянский шеф-повар Пьетро Валот , проработавший в Москве более 40 лет. В Москву Пьетро попал почти случайно — в Венеции ресторан, где он работал, находился неподалеку от базы НАТО. Его блюда так понравились американцам, что его пригласили на работу. А затем вместе с дипломатами из США Пьетро, который, по его собственному признанию, не знал ни английского, ни русского языков, оказался в Москве. 27-летний итальянец, однако, не растерялся, быстро освоился, причем не только в Спасо-Хаусе, но и в стране в целом. Американские дипломаты со стажем рассказывают, что во времена дефицита в СССР, когда с продуктами было сложно, Валот мог утром отправиться из Спасо-Хауса с парой бутылок водки и несколькими пачками американских сигарет, а вернуться с деликатесами, необходимыми для приема.

Пьетро влюбился в русскую, женился на ней, обзавелся детьми, а потом и внуками, и Россия стала для него второй Родиной. Неудивительно, что одним из коронных блюд итальянца, которые обожают американские дипломаты, стали настоящие русские пельмени.

Спасо-Хаус десятилетиями служит символом дружеских отношений между нашей страной и Соединенными Штатами. Хочется, чтобы особняк, сто лет назад построенный «русским Морганом» Николаем Второвым, оставался этим символом и дальше.


Всего 24 фото

О Бале у Сатаны, как одном из финальных и апофеозных событий романа Булгакова «Мастер и Маргарита», писать довольно трудно, поскольку эта сцена обросла таким количеством предположений, пестрых взглядов и суждений, что принимать какую либо сторону просто не имеет смысла... Да, в сцене Бала много символических актов. Кто-то считает, что Булгаков воспел Черную сатанинскую литургию, а кто-то видит необыкновенное удивительное событие-приключение, в котором участвует любящая женщина, готовая на все ради своей Любви. В общем, тема неисчерпаемая и не всегда уводящая туда, куда возможно хотел вести своего читателя автор... Этот пост не будет насыщен разбором сцен Весеннего Бала Полнолуния, а будет лишь той данью таланту Мастера, кто явно готовил и тщательно выписал эту грандиозную сцену как будто бы для масштабной театральной постановки. Также материал не является чем-то справочным, исследовательским или повествовательным, - скорее он направлен на то, чтобы сгенерировать у читателя впечатление, ощущение пребывания в этом удивительном месте в контексте романа «Мастер и Маргарита» с помощью визуального ряда.

Заодно мы узнаем немного об истории городской усадьбы Второва, резиденции посла США, грандиозном весеннем приеме в резиденции посла в 1935 году, где довелось побывать Булгакову, что и явился, по всей видимости, основанием для него и его исследователей «провести Бал у Сатаны» именно в этом месте. Попасть в Спасо-Хаус простому смертному просто нереально, как и точно также, сделать фотоснимки фасада усадьбы, поскольку главный дом усадьбы закрывает густая зелень насаждений на территории резиденции. Однако, мы попытаемся.


Особняк Второва построен в 1913-1915 гг. по заказу Н.А. Второва, крупнейшего предпринимателя России, по проекту В.Д. Адамовича и В.М. Маята на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. Для оформления интерьеров дома был приглашен знаменитый художник Игнатий Нивинский, принимавший участие в создании интерьеров Музея изящных искусств, гостиницы «Метрополь», дома Тарасова на Спиридоновке.
02.

Непосредственно рядом с домом Второва находятся памятники московского ампира - дома А.Г. Щепочкиной и Н.А. Львова.
03.

В 1918-1933 гг. в особняке размещались учреждения и квартиры, где, в том числе жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин.
С 1933 особняк используется в качестве резиденции посла США в Москве.
04.

Эти годы были самым началом дипломатических отношений СССР и США. Американский посол хотел устроить нечто невероятно фееричное для достойного позиционирования своей страны и себя в московских дипломатических кругах.
05.

Первой попыткой удивить Москву был рождественский прием 1934 года по случаю Рождества. Тогда из московского цирка выписали трех тюленей, которые выносили гостям елку и подносы с шампанским. Но в полном объеме поставленная цель была достигнута весной 1935 года. На «Весеннем Фестивале» американского посольства присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.
06.

«Весенний фестиваль» 24 апреля 1935 года останется в памяти, пожалуй, как самый роскошный и ослепительный прием, когда-либо организованный американской дипломатической миссией за рубежом. Этот прием собрал тогда в Спасо-Хаусе более 400 гостей...
07.

Вывод о посольском приеме как прообразе Бала Сатаны делается исследователями в первую очередь на основе воспоминаний Е.С. Шиловской, третьей жены Булгакова.
08.

И у булгаковедов есть для этого все основания: Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала "американский империализм" в облике дьявола. А для опального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве - событие почти невероятное, сравнимое, разве что, с балом у сатаны. «Весенний Фестиваль», так назывался апрельский бал 1935 г., был одним из самых громких приемов Москвы эпохи СССР.
09.

Однако, вернемся к сценам Бала в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".

Как мы помним, после шабаша, где-то на реке, на юге Москвы, захватывающее действие продолжалось, а может быть, начиналось, но уже в квартире Степы Лиходеева в доме N 302-бис на Садовой улице, где обосновался Воланд со своей свитой.

Невидимо миновав секретных агентов НКВД около дома и в подъезде, Маргарита с Азазелло вошли в квартиру №50...
13.


«…Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую они попали. Ничего не было видно, как в подземелье, и Маргарита невольно уцепилась за плащ Азазелло, опасаясь споткнуться. Но тут вдалеке и вверху замигал огонек какой-то лампадки и начал приближаться…»… «Тут стали подниматься по каким-то широким ступеням, и Маргарите стало казаться, что им конца не будет. Ее поражало, как в передней обыкновенной московской квартиры может поместиться эта необыкновенная невидимая, но хорошо ощущаемая бесконечная лестница…».

«…более всего меня поражает (спросила тогда Маргарита уже появившегося с фонарем Коровьева), где все это помещается. - Она повела рукой, подчеркивая при этом необъятность зала…». «Коровьев сладко ухмыльнулся, отчего тени шевельнулись в складках у его носа. - Самое несложное из всего! - ответил он. - Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!...».
14.

«…Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников. Тогда Маргарита поняла, откуда шел бальный звук. На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из-под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровью. Оркестр человек в полтораста (во главе с Иоганном Штраусом) играл полонез…».
15.

...
«… - Бал! - пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха. Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу…».... «…Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня….».

16.


Большой бальный зал Спасо-Хауса был пристроен к особняку резиденции посла США специально для организации балов еще в 1935 г.
17.


Парадный зал Спасо-Хауса...

...
"...Из камина подряд один за другим вывалились, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черной пасти ударил в спину ножом...
18.

Внизу послышался сдавленный крик. Из камина выбежал почти совсем разложившийся труп. Маргарита зажмурилась, и чья-то рука поднесла к ее носу флакон с белой солью...".

"Королева в восхищении!..."
19.

...
"...Теперь снизу уже стеною шел народ, как бы штурмуя площадку, на которой стояла Маргарита. Голые женские тела поднимались между фрачными мужчинами. На Маргариту наплывали их смуглые, и белые, и цвета кофейного зерна, и вовсе черные тела. В волосах рыжих, черных, каштановых, светлых, как лен, - в ливне света играли и плясали, рассыпали искры драгоценные камни. И как будто кто-то окропил штурмующую колонну мужчин капельками света, - с грудей брызгали светом бриллиантовые запонки.
20.

...
Теперь Маргарита ежесекундно ощущала прикосновение губ к колену, ежесекундно вытягивала вперед руку для поцелуя, лицо ее стянуло в неподвижную маску привета...".
21.

"...Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре. Он быстро приблизился к Маргарите, поднес ей чашу и повелительно сказал:

22.


23.

"...У Маргариты закружилась голова, ее шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи - она не разобрала, шепнули в оба уха:

Не бойтесь, королева... Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья...".

"...Маргарита, не раскрывая глаз, сделала глоток, и сладкий ток пробежал по ее жилам, в ушах начался звон. Ей показалось, что кричат оглушительные петухи, что где-то играют марш. Толпы гостей стали терять свой облик. И фрачники и женщины распались в прах. Тление на глазах Маргариты охватило зал, над ним потек запах склепа. Колонны распались, угасли огни, все съежилось, и не стало никаких фонтанов, тюльпанов и камелий. А просто было, что было - скромная гостиная ювелирши, и из приоткрытой в нее двери выпадала полоска света. И в эту приоткрытую дверь и вошла Маргарита..."...

24.

Ну, вот, - это то самое моё впечатление, которое и хотелось передать об этом "Весеннем Бале Полнолуния"...

Источники:

Википедия.
Фото парадного зала
Фото бального зала Спасо-Хауса. Спасо-Хаус: резиденция американского посла. Портал moscowwalks.ru.
Кадры из телесериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". 2005 г.




Top