Специальность «Теория и история искусств» (бакалавриат). Теория и история изобразительного искусства Теория и история изобразительного искусства и архитектуры

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Теория искусства как научная дисциплина

Теория как внутренне дифференцированный, целостный комплекс представлений о природе и сущности явления, его структуре, функциях и перспективах развития. Логико-методологические принципы и правила как основа теории.

Теория искусства как научное знание, дающее целостное представление о сущности художественного, закономерностях его развития и системе определяющих его отношений. Современное научное знание и теория искусства.

Теоретическое знание об искусстве как о реконструкции и воспроизводстве человеческого феномена в непрерывно меняющемся историческом, социокультурном и психологическом контексте; как о синтезе и концентрации духовного опыта человечества и реализации человеческого феномена.

Искусство как функциональная саморазвивающаяся система. Искусство в системе культуры. Искусствоведение в системе гуманитарных и социальных наук. Предмет и задачи искусствоведения. Особенности формирования искусствознания как особой области научной деятельности. Исторически изменяемые представления об искусстве и задачах его исследования. Современная структура искусствоведческого знания: история искусства, теория искусства, художественная критика, музееведение, их методологические и функциональные отличия.



Тема 2. Понятие «искусство» и «художественная культура». Критерии художественности

Художественная культура и искусство. Искусство как подсистема художественной культуры. Художественная культура как совокупный способ, продукт и принцип организации художественной деятельности. Художественная деятельность как как совокупность творческих процессов, связанных с интеллектуально-чувственном отображении бытия в художественных образах и фиксированием последних в художественных произведениях посредством языка искусств. Аспекты художественной культуры. Духовно-содержательный аспект (образное представление о бытие, художественная картина мира). Организационный, институциональный аспект (совокупность социальных институтов, обеспечивающих создание, познание, хранение, распространение художественных ценностей). Морфологический аспект (рода, виды, жанры, виды, стили искусства). Структура художественной культуры на теоретическом уровне: субъекты художественной культуры (художники, аудитория искусства); художественно-культурные смыслы; художественная деятельность; художественное произведение.

Типы изобразительной активности. Проблема искусства и не-искусства. Критерии различения (по характеру использования изображения и по исполняемым им функциям). Эстетический критерий (искусство – изображение, предназначенное для созерцания и переживания). Разновидности не-художественной изобразительной деятельности и ее результатов.

Роль технических навыков в изобразительной деятельности. Вещно-предметный характер художественной деятельности. Искусство и ремесло.

Магическое изображение. Религиозное изображение. Священный образ. Культовый характер религиозного изображения. Иконопочитание и иконоборчество как две религиозно-эстетические парадигмы. Изображение как воздействие и его разновидности.

Тема 3. Основные понятие теории и истории искусства

Понятие «художественная реальность». Художественная реальность как единство актуализованного культурой художественного наследия (в том числе традиций, убеждений, представлений и ценностей), художественной практики эпохи и художественных идей, одухотворяющих творческий поиск времени.

Художественная реальность как отражение уникальности участия в миросозидательном творчестве поколений, эпох и отдельного человека. Художественная реальность как особый смысловой контекст, как модус восприятия и переживания человеком мира.

Художественная реальность как соединение смысловых пластов искусства прошлого и современного творческого поиска.

Многомерность художественной реальности. Художественная реальность как интенциональная реальность. Художественная реальность и условность в искусстве. Типы художественной условности. Условность в искусстве как реализация в художественном творчестве способности знаковых систем выражать одно и то же содержание разными структурными средствами.

Понятие «художественное сознание». Художественное сознание как обозначение особого качества человеческого мышления; как вид феноменологического сознания. Художественная реальность как способ выражения и условие существования художественного сознания. Воображение как инструмент художественного сознания. Специфика художественного сознания. Исторические типы художественного сознания.

Знаково-символический контекст художественного сознания. Состав художественного сознания (бытующие представления о природе искусства и его языке, художественные вкусы и потребности, идеалы и эстетические концепции, оценки и критерии, формируемые художественной критикой).

Понятие «художественная форма». Форма - существующий по собственным законам пластический мир, обладающий высокой степенью внутренней независимости. Проблема многозначности понятия формы и основные контексты его употребления. Форма как внутренняя организация предмета и форма как его внешний облик. Художественная форма как набор выразительных средств творчества. Аспекты художественной формы как уровни формальной организации произведения (пространство, время, свет, цвет, композиция). Форма как средство воздействия на зрителя.

Создание художественного творения как процесс поиска формы. Искусство как система форм, изменяющихся и сохраняющих свою относительную неизменность в разных художественных системах. Художественные смыслы и их знаково-семантическое выражение в художественном произведении. Диалектика формы и содержания в искусстве. Конфликт художественного замысла и его материального воплощения как парадокс формы. Творческий, смыслообразующий характер конфликта. Парадоксы художественной формы.

Понятие «художественный идеал».

И стория искусства (искусствознание, искусствоведение), наука об искусстве, изучающая пластические искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектуру).

История искусства состоит из трёх взаимосвязанных областей: теории искусства, собственно истории искусства и художественной критики. Предмет И.И. составляют три явления: само художественное произведение, его автор и его реципиент (зритель). Сложная структура пластических искусств определяет многосоставность дисциплины, ее междисциплинарный характер и связь со смежными науками (эстетика, антропология, культурология, история, психология, социология, филология, религиоведение, литературоведение и т.д.).

Возникновение и сложение истории искусства

Как самостоятельная научная дисциплина в системе гуманитарного знания И. возникло в кон. 19 в. До этого представления об искусстве находили выражение в различных по жанру текстах: как в трактатах, посвящённых тем или иным видам искусства, так и в исторических, философских, богословских, художественных и др. текстах. В античный период создаются первые жизнеописания художников (Дурий Самосский, 4-3 вв. до н. э.), закладываются основы истории искусства (Плиний Старший), теории архитектуры (Витрувия), возникает традиция лит. экфрасиса (Флавий Филострат Старший, Павсаний и др.). В средние века наиболее значит. явлениями стали развитие экфрасиса в Византии (Евсевий Кесарийский, Иоанн Златоуст, патриарх Фотий, Михаил Пселл), на западе — первые опыты систематизации искусства (трактат «О различных искусствах» Теофила, ок. 1100), художественной критики (Бернард Клервосский), архитектурного экфрасиса (аббат Сугерий), а также разработка теории искусства в схоластике (Винсент из Бовэ, Гуго Сен-Викторский, Фома Аквинский).

На Востоке также развивалась литература об искусстве.Индийский трактат «Читралакшана» («Характерные черты живописи», нач. н.э.) сочетает обсуждение технических сторон искусства с иконографическими предписаниями. Китайская художественная мысль представлена прежде всего трактатами живописцев: «Записи о классификации старой живописи» Се Хэ (кон. 5 в. — нач. 6 в.), «Тайны живописи» Ван Вэя (8 в.), «Заметки о правилах работы кистью» Цзин Хао (10 в.), «Высокое послание лесов и потоков» Го Си (11 в.), сочинения Су Ши (11 в.), «Око живописи» Дун Ци-Чана (16-17 вв.) и коллективное «Слово из сада с горчичное зерно» (17 в.). Из многочисл. япон. сочинений об искусстве следует упомянуть «Японию в картинах» Нисикавы Сукэнобу (17-18 вв.), «Беседы о западной живописи» Сибы Кокана (18-19 вв.) и «Заметки безымянного старца» Кэйсай Эйсэна (19 в.). Эстетические и историко-художественные представления Среднего и Ближнего Востока отразились в текстах Султана-Али Мешхеди (15-16 вв.), Дуст-Мухаммада (16 в.), Садиг-бек Афшара (16-17 вв.). В сочинениях армян. философа и художника Григора Татеваци (14-15 вв.) можно встретить многочисленные эстетические и художественные фрагменты.

Исторический подход к искусству в Европе возникает в эпоху Возрождения. У Боккаччо встречаются упоминания о Джотто, у Петрарки и Ф. Саккетти — пассажи о С. Мартини, А. Орканье, Т. Гадди. Жизнеописания художников включены в «Историю Флоренции» Ф. Виллани (1351) и в трактат «О знаменитых людях» Б. Фацио (1456), а рассуждения об античном искусстве и оценки современных художников — в комментарии К. Ландино к «Божественной комедии» Данте (1481). В проповедях и трактатах М. Савонаролы можно встретить как высказывания о предназначении искусства вообще, так и критику его современныых форм. Для эпохи Возрождения характерно появление теоретических сочинений самих художников: «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини (ок. 1400), «Комментарии» Л. Гиберти, трактаты «О живописи» (1435-36), «О статуе» (1435), «О зодчестве» (1452) Л. Б. Альберти, сочинение Пьеро делла Франческа «О божественной перспективе» (1480-е гг.), теоретич. тексты Леонардо да Винчи. Аналогичные явления наблюдаются и на Севере (теоретич. наследие А. Дюрера, И. Нойдорфера, И. Бутцбаха). В это же время в Италии складывается традиция жизнеописаний художников (А. Т. Манетти), нашедшая высшее проявление в «Жизнеописаниях…» Дж. Вазари - первого подлинного историка искусства, вслед за которым в этом жанре писали А. Кондиви, Франсиско де Холланда, а также Б. Челлини, создавший первую автобиографию художника. С Рафаэлем связано начало классич. археологии, а в «Письмах» П. Аретино представлены первые образцы худож. критики. Маньеристическая теория искусства представлена Дж. П. Ломаццо, Л. Дольче, Ф. Цуккари. Именование «Вазари Севера» получил фламандский гуманист К. ван Мандер. Нем. наука об искусстве начинается с И. фон Зандрарта. Классицизм 17 в. отмечен сочинениями папского антиквара Дж. П. Беллори (Италия), во Франции — спором «пуссенистов» (Ролан Фреар де Шамбре, А. Фелибьен) и «рубенсистов» (Роже де Пиль).

Эпоха Просвещения ознаменована как образцами ранней худож. критики во Франции (Ж.-Б. Дюбо, «Салоны» Д. Дидро), так и опытами создания истории искусства («История итальянской живописи» Л. Ланци, 1789, Италия). Теоретиками искусства по-прежнему часто выступали художники (в Англии - «Анализ красоты» У. Хогарта, 1753 и «Теория живописи» Дж. Рейнольдса). Становление теории И. происходило преимущ. в Германии в тесной связи с развитием эстетики Просвещения (Г.Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер), нем. романтизма (В.Г. Вакенродер, Л. Тик, К.В.Ф. Зольгер, братья А. и Фр. Шлегель, Ф. К. Баадер, Новалис), немемецкого философского идеализма (эстетич. труды И. Канта , Г. В. Ф. Гегеля). Окончательное сложение научного подхода связано с именем И. И. Винкельмана, благодаря которому история искусства была осознана как целостный процесс, а не как череда отдельных художников.

История и методология истории искусства как науки

Первая пол. - сер. 19 в. — время интенсивного накопления фактич. материала и развития И.И. в рамках всеобщей истории (нем. учёные К.Ф. Румор, И.Д. Пассавант, Г.Ф. Вааген). Тогда же учёными т. н. берлинской школы, сформировавшимися под влиянием Г. В. Ф. Гегеля, были написаны основополагающие для науки об искусстве сочинения: «Руководство по истории искусства» Ф. Т. Куглера (1842), «История итальянской и нидерландской живописи» Г. Г. Гото (1843), 8 томов «Истории изобразительных искусств» К. Шнаазе (1843-79).

Позитивизм в И.И. проявил себя в т.н. культурно-исторической школе, представленной франц. учёными И. Тэном, Э. Фромантеном, Э. Виолле-ле-Дюком, историками архитектуры О. Шуази (Франция) и Дж. Фергюссоном (Великобритания), а также Г. Земпером (Германия). Особняком стоит концепция истории искусства Я. Буркхардта (Швейцария), с его оригинальной и весьма влиятельной концепцией истории и искусства как череды жизненных и художественных «задач», решаемых в творчестве. В целом ко 2-й пол. 19 в. века под влиянием экспериментальной психологии (исследования зрительного восприятия) и художественной критики (во Франции — Стендаль, В. Гюго, Т. Готье, братья Гонкур, Ш. Бодлер , Э. Золя) сформировались предпосылки для превращения И.И. в самостоят. науку, что ознаменовалось сложением структуры методов и направлений И.И., которые сохраняют своё значение и в современной науке.

Знаточество - первичный метод изучения искусства, определяющий все другие способы исследования; он связан с задачами распознавания памятника (привязки его к определённому месту, времени и мастеру), что требует как источниковедческих знаний, так и анализа индивидуальной манеры («руки»), стиля, который можно соотносить с более обширными художественными общностями - стилем школы, региона, эпохи и т. д. Эмпиризм и интуитивизм, приоритет «суждения глаза» - основные признаки данного метода, чья история восходит к началу собирательства, деятельности антикваров—знатоков «древностей».

Формально-стилистический метод возникает в и. из представления об истории искусства как преимущественно истории зрения (см. книгу А. Гильдебрандта и «Проблема формы…» (1893). Ярчайший представитель формально-стилистического метода - Г. Вёльфлин (1864-1945), ученик Я. Буркхардта, выдвинувший тезис о «двойном корне стиля» (развитие художественного зрения и развитие идеалов красоты). В «Основных понятиях истории искусства» (1915) стили Ренессанса и барокко рассматриваются как выражение двух «форм зрения», характеризующихся 5 парами понятийных оппозиций (линейное/живописное, плоскость/глубина, замкнутая/открытая форма, множественность/единство, ясность/неясность). В альтернативной теории художественной формы и формально-стилистические методики А. Шмарзова (1853-1936), предвосхитившего феноменологический подход, исток художественной формы - это физическая и психическая «конституция» субъекта («Основные понятия искусствознания», 1902). Для В. Пиндера (1878-1947) произведение искусства уже не результат зрительных процессов, а объективизация состояния человеческой души («Проблема поколения в европейской истории искусства» (1926), что предполагает специфическую герменевтику искусства (интерпретация известных фактов в свете современных потребностей человека). Нашумевшая книга В. Воррингера (1881-1965). «Абстракция и вчувствование» (1907) рассматривает вынесенные в заголовок понятия как универсальные формы духовной (и художественной) активности - тезис, повлиявший на сложение современной художественной критики (теоретическое обоснование абстрактного искусства). Ученик Вельфлина Й. Гантнер (1896-1988) в «Ревизиии истории искусства» (1932) обосновал исследовательский переход от художественного творения к художественному творчеству, введя в том числе понятие внепредметной, интуитивной и иррациональной «префигурации» как истока всякого творчества, результаты которого всегда остаются незаконченными (понятие non finito). Другой ученик Вельфлина - П. Франкль (1878-1962) в «Системе искусствознания» (1938) обосновал религиозно-метафизические основы стилевых явлений, подчиняющихся известной типологии.

Отдельная страница в истории формально-стилистического метода - традиция т.н. «венской школы искусствознания», связанной с Венским университетом и Венским музеем истории искусства. Ранние представители это традиции - Р. Эйтельберг фон Эдельберг (1817-1885) и М. Таузинг (1835-1884). Следующее поколение - Фр. Викгоф (1853-1909), опубликовавшего «Венскую книгу Бытия» (1895), А. Ригль (1858-1905), выделявший в истории искусства чередование формы «гаптической» и «оптической» как истока стилистического развития, подчиняющегося требованиям и тенденциям т.н. «художественной воли», определяющей «историческую грамматику» изобразительного искусства («Вопросы стиля», 1893; «Позднеримская художественная индустрия…», 1901; «Голландский групповой портрет», 1902), «Историческая грамматика истории искусства, публ. 1966). М. Дворжак (1874-1921) обосновал в своих трудах («Загадка искусства братьев ван Эйк», 1904; «Идеализм и натурализм в готическом искусстве», 1918 и лекциях по истории ренессанса и барокко (1905-1920) неогегельянски-экспрессионистский тезис «истории искусства как история духа» (название посмертного сборника, 1924). Ю. фон Шлоссер (1866-1938) совмещал тщательность источниковедческого подхода («Литература об искусстве», 1924) со свободой усвоения последних теоретических идей (прежде всего Б. Кроче), различая в истории искусства как историю уникальных художественных творений, так и историю художественного языка, предполагающего внехудожественное объяснение тех или иных изображений. Идеологизированно-эмоциональный подход к истории искусства предлагает Й. Стржиговский (1867-1941), для которого исток европейского формообразования - это художественно-религиозная традиция Ближнего и Среднего Востока («Восток или Рим?», 1902; «Кризис наук о духе», 1922). Другие представители венской науки об искусстве - это Х. Титце (1880-1954), Д. Фрай (1883-1962), К.М. Свобода (1889-1977), О. Бенеш (1896-1864), О. Демус (1902-1990), О. Пэхт (1902-1988), Фр. Новотны (1903-1983), а также Х. Зедльмайр (1896-1984) и Э.Х.Й. Гомбрих (1909-2001). Близок венскому и. был американский историк искусства М. Шапиро (1904-1996).

У представителя франц. формализма заметно влияние органической теории и эволюционизма 19 в., обусловившее эмоционально-чувственное переживание формы («Дух форм» Э. Фора, 1927). «Жизнь форм» (1934) А.-Ж. Фоссийона (Франция) отражает уже влияние Вёльфлина (творчество как специфический процесс художественного мышления). Англ. формализм представлен Р. Фраем («Зрения и формы», 1919), для которого художественная форма - это средство воздействия на зрителя; К. Беллом, предложившим в своём эссе «Искусство» (1914) понятие «значимой формы» как способности произведения стимулировать «эстетическое чувство» независимо от содержания, и Г. Ридом испытавшим влияние Воррингера. Современный вариант «неоформализма» как морфологии визуальной образности представлен Дж. Кублером с его тезисом о визуальной форме («формальной инфраструктуре») как «речи», предшествующей письменному тексту (т. е. визуально-литературной символике).

В недрах того же венского и. под влиянием в первую очередь гештальт-психологии в качестве альтернативы формально-стилистическому подходу складывается структурный анализ. Х. Янтцен (1881-1967) под впечатлением феноменологии (профессор во Фрайбурге вместе с Гуссерлем и Хайдеггером) совершает переход от формализма к структурализму («О понятии пространства в истории искусства», 1938; «Ценность и оценка произведения искусства», 1957). У Х. Зедльмайра (1896-1984) в качестве «основных понятий» его структурного анализа можно выделить структуру-гештальт как «наглядный характер» и «критическую форму» (кризисные и негативные явления в истории искусства, понятой как «история культа» - истинного и ложного). Если в «Утрате середины» (1948) культура Нового времени рассматривается как болезнь духа, излечимая лишь христианской верой, то «Возникновения собора» (1951) - это проект всеобъемлющей герменевтики архитектуры.

Смысловой подход в И.И. представлен преимущественно двумя взаимосвязанными направлениями - иконографией и иконологией (А. Варбург, Э. Панофский и др.). Иконография прошла долгий путь от источниковедческой вспомогат. дисциплины до современного самостоятельного направления в рамках И.И., которое отличается преимущ. междисциплинарным, интертекстуальным характером. Современная иконология - это главным образом герменевтика визуального образа как результата изобразительной активности.

В самостоятельное направление И.И. выделился эссеизм, близкий художественной критике соединением оценочных суждений (не только художественного, но духовного порядка) с подчеркнутым внеисторизмом и методологическим релятивизмом. У истоков английского эссеизма (ставшего самым характерным явлением в рамках данного направления) - творчество Дж. Рёскина, прошедшего путь от позднеромантической «Современной живописи» (1843) через культурно-исторические «Камни Венеции» (1851-1853) к социальному позитивизму оксфордских лекций 1870-х гг. Реакция на дидактизм позднего Рёскина — в сочинениях У. Патера, сочетавшего внеисторич. эстетизм «искусства для искусства» с изощрённой стилистикой; эта линия получила продолжение у Вернон Ли с её идеей исключённости подлинного искусства из повседневности. Характерные черты эссеизма К. Кларка — музейного деятеля и окфордского преподавателя - понимание искусства как символической реальности, не предполагающей замыкания на сугубо эстетич. опыте и отторгающей как «музейный дух», так и современное искусство, лишённое человечности. Критическая эссеистика проявила себя как метод интерпретации современного искусства в текстах нем. учёных Ю. Мейера-Грефе («История развития современного искусства», 1887), Р. Мутера («История живописи в 19 веке», 1891-93), С. Зонтаг и Р. Краус. К жанру эссеизма отчасти примыкает эстетическая проза литераторов, французских (Ж. К. Гюисманс, М. Пруст , П. Клодель, П. Валери, П. Элюар, А. Мальро, И. Бонфуа), немецких (Р. М. Рильке , Э. Юнгер, Г. Брох, К. Краус) и др. Отдельный аспект эссеистического И.И. — творчество философов (Х. Ортега-и-Гассет , М. Хайдеггер , Г. Башляр, Н. А. Бердяев , Ф. А. Степун и др.).

Уже при рождении И. как самостоятельной науки решающим было влияние психологических теорий, которые сопровождает науку об искусстве на протяжении всей её истории. К психологическому направлению в И.И. принадлежат тексты как психологов, занимавшихся теорией искусства (Р. Арнхейма, США), так и ориентированных на психологию историков искусства (Э. Крис, О. Курц, Р. Юиг, все — Австрия). Особый вклад в И.И. внёс психиатрический взгляд на искусство и творчество, представленный и Ч. Ломброзо (Италия) и его нем. последователем М. Нордау («Вырождение», 1895), а также З. Фрейдом , Э. Кречмером, Х. Принцхорном (Германия), К.Г. Юнгом .

Социологическое направление в И.И. предлагает расширит. подход к искусству, учитывающий такие его аспекты, как художественная среда и художественная жизнь, заказ и патронаж, место художника и искусства в обществе, рецепция искусства с точки зрения соц. структуры и власти. Именно в социологии искусства особенно заметно влияние идеологии, в частности, марксизма, что проявилось у венг. учёных Ф. Анталя (господствующая идеология, «политическая вера» и соц.-классовые отношения как детерминанты стиля) и А. Хаузера, наиболее последовательно реализовавшего идеи диалектического материализма. Опыт интерпретации марксистской теории в неоромантическом ключе - деятельность В. Беньямина (Германия) противопоставлявшего «фашистскую эстетизацию» и «коммунистическую политизацию». Элементы соц. психологии и психоанализа присутствуют в «Искусстве и обществе» (1936) Г. Рида (самость художника и супер-эго общества и культуры). Идеологически нейтральная, в духе культурно-исторической школы разработка соцальной проблематики искусства представлена в «Жизненном пространстве художников флорентийского Ренессанса» швейцарского учёного М. Вакернагеля (1938). Последовательная борьба с влиянием материалистич. доктрины отражена в сочинениях М. Миса (США) и его «Живописи Флоренции и Сиены после Черной смерти» (1951). И если для Ф. Хаскелла (1928-2000) в целом ряде его текстов («Покровители и живописцы», 1963; «Открытия в искусстве», 1976; «Вкус и древность»; 1981; «История и ее образы», 1993), история искусства - это история эстетического вкуса, художественного менталитета и патронажа, то М. Бэксандалл (1933-2007) реализует уже постмодернистскую социологию искусства (история искусства как история пользователя: патрон как клиент и искусство как удовлетворение его потребностей, взятых в средовых контекстах - как психологически-символических, так и литературно-языковых).

Религиозный подход в И.И. обусловлен природой самого искусства, тесно связанного с религиозной жизнью и культом. Предметом изучения становятся культовая (мистериальная и сакраментальная) сторона художественной практики, нравственные составляющие искусства, религиозная жизнь как фактор искусства и собственно религиозное искусство как предмет истории искусства. Религиозное И. существует в различных вариантах: неотомистском (Э. Жильсон и Ж. Маритен), экзистенциалистском (Г. Марсель, Н.А. Бердяев) или феноменологическом (Ф. Степун). Отдельное и наиболее актуальное направление богословия сакрального образа - «догматическая поэтика», развиваемая А. Штоком.

В целом современное И. - концептуально и методологически открытое направление гуманитарного знания. Оно тяготеет либо к поструктуралистскому описанию искусства как текста и дискурса (особенно это касается понимания современной художественной практики), либо к антропологическому осмыслению изобразит. деятельности как практики создания и использования образов-посредников религиозного, социологического, идеологического и проч. назначения (с постепенной трансформацией науки об искусстве в науку о визуальной деятельности).

Наука об истории искусства в России

Первые рассуждения об изобразит. искусстве встречаются уже в памятниках древне-русской письменности (иконографические и технические указания иконописных подлинников, глава «О живописцах и честных иконах» постановлений Стоглавого собора, 1551; описания художественных произведений в сказаниях путешественников в чужие земли). В послании Епифания Премудрого игумену Кириллу (ок. 1415) присутствует рассказ о Феофане Греке и описание храма св. Софии в Константинополе. В 17 в. появляются сочинения иконописцев: «Трактат об искусстве» Иосифа Владимирова и «Слово к люботщательному иконного писания» С. Ф. Ушакова. 18 в. ознаменовался появлением первых теоретических работ («Рассуждения о свободных художествах» П. Чекалевского, «Краткое руководство к познанию рисования и живописи…» И. Ф. Урванова), литературных опытов деятелей искусств («Слово» на заложении Кремлевского дворца В.И. Баженова и А. П. Сумарокова, 1773), а также многочисленных «журналов» (рапортов) пансионеров Академии художеств - А.П. Лосенко, М.И. Козловского, Ф.Я. Алексеева, Ф.Ф. Щедрина и др., содержащих описания произведения европейского искусства.

Классицистическая теория искусства представлена в России сочинениями А.Ф. Мерзлякова («Теория изящных искусств», 1812), И.П. Войцеховича («Опыт начертания общей теории изящных искусств», 1823) и др., романтическая — работами А.И. Галича («Опыт науки изящного» 1826), сочинения И. Я. Кроненберга, Н. И. Надеждина («Лекции по теории изящных искусств» 1833) и др. Один из первых отеч. опытов истории искусства Нового времени принадлежит Н.А. Рамазанову («Материалы для истории художества в России», 1863). Многочисленные художественно-критические наблюдения можно встретить в сочинениях литераторов сер. 19 в. (В. Ф. Одоевский , А.С. Хомяков, П. Я. Чаадаев). Значительное место в истории отечественной художественной критике занимает деятельность Н.В. Гоголя, а позже — В.В. Стасова. В последующие годы традиция отечественного эссеизма была представлена именами Н.Н. Врангеля, П. П. Муратова, А. Н. Бенуа, В.В. Розанова, А. М. Эфроса, Я. Тугенхольда. Начало университетской науки об искусстве связано с появлением этой дисциплины в Московском (1857) и Санкт-Петербургком (1874) университетах Первыми рус. профессорами истории искусства были историк искусства и археолог К. К. Герц («О состоянии живописи в северной Европе от Карла Великого до начала Романской эпохи», 1873) и археолог-египтолог А. В. Прахов.

Становление отечественного И. неотделимо от истории изучения древне-русского и народного искусства, первыми исследователями которого были И.М. Снегирёв и И.П. Сахаров, Д.А. Ровинский. Подлинного научного уровня изучение иконы достигает у Ф.И. Буслаева, Н. П. Кондакова и учеников последнего (Н.П. Лихачёва, а также Е. К. Редина, Д. В. Айналова. Отечественное И. развивалось и в рамках церковной археологии в лице таких литургистов как А.А. Дмитриевский, А. П. Голубцов, достигнув общеевропейского уровня в трудах Н. В. Покровского. С церковной археологией связана и история изучения древне-русской архитектуры, увенчанная трудами В. В. Суслова. Попытка создания единой истории русского зодчества принадлежит А. М. Павлинову.

Начало 20 в. ознаменовалось появлением первых обобщающих историй искусств П.П. Гнедича, И. Э. Грабаря, А. Н. Бенуа. В дальнейшем эта традиция была продолжена коллективными изданиями «Всеобщая история искусства» (1956-65). «Всеобщая история архитектуры» (1944-77), «История русского искусства» (1953-69).

После 1917 смысловой (в первую очередь иконографич.) подход на долгое время оказался идеологически не приемлемым, и отеч. И. сосредотачивается на формально-стилистическом методе. Некоторых российских историков искусства можно соотнести с венской традицией (Н. И. Брунов, М. А. Алпатов, А. И. Некрасов, Д. Аркин), отчетливое влияние П. Франкля заметно у А. Г. Габрического. Эмоционально-эстетический, подчёркнуто светский подход к материалу византийского и древне-русского искусства практиковал В.Н. Лазарев, испытавший, впрочем, влияние О. Демуса. Близки к культурно-исторической школе Б. Р. Виппер и А. А. Фёдоров-Давыдов. Предметно-знаточеский подход всегда демонстририровали многочисленные представители музейной науки, ведущей свое начало от «студиоло». В истории сов. И. можно наблюдать и феномен т. н. «вульгарной социологии» (В.М. Фриче, И.И. Иоффе).

Главные достижения отечественного И. относятся к области истории искусства. Значителен вклад отечественной науки в историю искусства Древнего мира (М. Э. Матье, В.В. Павлов, Н.Д. Флиттнер, В.Д. Блаватский, О. Ф. Вальдгауер, Б. Р. Виппер, Ю. Д. Колпинский, В. К. Мальмберг, Б. Б. Пиотровский), средневекового искусства (Ц.Г. Нессельштраус, В.П. Даркевич, М.Я. Либман, К.М. Муратова, Е.П. Ювалова), искусства Востока (Б.П. Деннике, Н.Е. Григорович, В. Б. Мериманов, Б.В. Веймарн, Т.Х. Стародуб, Г.А. Пугаченкова, К.Ф. Самосюк, В.Г. Белозерова, Ш.М. Шукуров, Т.К. Мкртычев, Н.А. Виноградова, Н.С. Николаева, Е.А. Сердюк), искусства Ренессанса (В. П. Зубов, В.Н. Лазарев, М.А. Алпатов, Н.М. Гершензон-Чегодаева, В.Н. Гращенков, И. Е. Данилова, И. А. Смирнова, В. Д. Дажина, М.Н. Соколов, В. П. Головин, И.И. Тучков, Е.Ю. Золотова), искусства Нового времени (Ю. К. Золотов, Е.И. Ротенберг, М.И. Свидерская, С. М. Даниэль). Особенно важны достижения российского И. в изучении отечественного искусства, прежде всего древне-русского как части единой восточно-христианской традиции, исследуемой византинистикой. Здесь применяется широкий спектр методов: и многоплановые исследования архитектуры (М.К. Каргер, Н.Н. Воронин, П.А Раппопорт, А.И. Комеч, В. П. Выголов, С.С. Подъяпольский, П.Н. Максимов и др.), традиционный формально-стилистический метод с элементами культурно-исторического подхода и иконографии (Э.С. Смирнова, О.С. Попова, Г.И. Вздорнова, Л.И. Лифшиц, И. Л. Бусева-Давыдова), и разнообразные варианты смыслового подхода с обязат. привлечением литургики и богословия (А.В. Рындина, В.Д. Сарабьянов), и возрождение традиций церковной археологии, понятой как целостный подход, наиболее адекватный сакральному материалу (А.Л. Баталов, Л.А. Беляев). Изучение отеч. искусства Нового времени связано с именами А.А. Сидорова, А.А. Федорова-Давыдова, О.С. Евангуловой, Д.В. Сарабьянова, Г. Ю. Стернина, Е. А. Борисовой, Е. И. Кириченко, В. В. Кириллова, Г.Г. Поспелова, М. М. Алленова, А. А. Карева, Д. О. Швидковского, Г.И. Ревзина. Искусство XX века отразилось в исследованиях Н.Н. Пунина, А.И. Морозова, В.С. Турчина, А. Каменского, О. Хан-Магомедова, М.Н. Яблонской.

Рекомендуемая литература

Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства в 2-х тт.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.

Гомбрих Э. История искусства.

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения в 2-х томах. Курс лекций

Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства

Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

В сферу профессиональной деятельности направления входит работа, связанная с оцениванием способов функционирования искусства и культуры в социуме. Будущие специалисты должны обладать рядом редких и уникальных качеств, включая художественный вкус, развитое образное, интуитивное мышление, сенсорную память, умение передавать собственные знания, готовность учиться и самосовершенствоваться на протяжении жизненного пути. Специалисты направления принимают непосредственное участие в процессе изучения, формирования представлений относительного направлений, тенденций развития современного искусства, переосмыслении искусства традиционного, существенно обогащая культурных багаж человечества.

Условия поступления

Выявление талантливых абитуриентов осуществляется на этапе зачисления в вуз. Для поступления студентам необходимо подготовиться к сдаче следующих вступительных испытаний:

  • русский язык;
  • история;
  • литература (профильный);
  • творческий экзамен, включающий ответы на вопросы относительно истории развития искусства, а также письменный доклад на одну из тем, указанных представителями учебного заведения.

Письменный доклад должен представлять собой детальный анализ одного из произведений искусства, включая исследование изобразительных, образных средств создания экспрессивности, выразительности дискурса, выявление и обоснование вида, жанра, содержания произведения.

Будущая профессия

В центр научных интересов будущих выпускников входят следующие аспекты:

  • произведения искусства, многочисленные памятники культуры, являющиеся неотъемлемой составляющей художественного, культурного, исторического наследия и требующие постоянного изучения, сохранения;
  • социальные процессы, их воздействие на общественную жизнь;
  • творческие и художественные процессы в их влиянии, воздействии на сферу культуры и искусства;
  • процессы влияния искусства на духовную жизнь социума;
  • творчество отдельных мастеров, творческих школ, направлений и целых эпох;
  • закономерности функционирования, эффективной деятельности творческих объединений, союзов, способствующих продуцированию и распространению продуктов творческой деятельности;
  • теория, основы художественной критики.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой будущих специалистов в области искусства занимаются следующие отечественные вузы:

  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (МГХПА им. С.Г. Строганова);
  • Институт управления, экономики, права и искусства (ИУЭПИ);
  • Государственная академия славянской культуры (ГАСК);
  • Гуманитарный институт телевиденья и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР им. М.А. Литовчина);
  • Московский архитектурно-строительный институт (МАСИ).

Срок обучения

Срок обучения (очная форма) составляет 4 года, заочная форма - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

В процессе освоения программы обучения осуществляется формирование проф. компетенций, а также фундаментальной теоретической базы, мотивируются потребности в реализации творческой деятельности, как в процессе обучения, так и при осуществлении последующей проф. деятельности. Формированию фундаментальной теоретической базы способствует изучение следующих основных дисциплин программы:

  • философия;
  • введение в научное изучение искусства;
  • история зарубежного искусства;
  • анализ произведений искусства;
  • история литературы (отечественной, зарубежной);
  • история искусства (отечественного, зарубежного);
  • общая теория искусства;
  • история русского, зарубежного искусства XX века;
  • научные методы исследования, изучения искусства;
  • теория, история художественной критики;
  • иностранный язык.

Приобретаемые навыки

Профессиональная деятельность подразумевает изучение, анализ с последующей систематизацией опыта сохранения культурного наследия России и человечества, активное участие в разработке, модернизации, практическом внедрении методик организации творческих социальных процессов; мониторинг, интерпретацию информации относительно произведений искусства, создание собственных баз данных относительно творческой деятельности современности, пропаганда идеалов, духовно-нравственных ориентиров культуры и искусства.

Эффективная реализация актуальных задач пропаганды нравственных идеалов, ориентиров, представленных в культурном наследии, формирование общественного мнения в отношении тех или иных произведений искусства требует высокого уровня сформированности проф. компетенций, включая следующие:

  • умение передавать профессиональное видение, понимание творческих процессов Постмодерна, классического искусства в процессе реализации педагогической деятельности;
  • умения анализировать закономерности, интенции развития творческих процессов современности, прогнозировать возможные тенденции, направления трансформаций творческих процессов;
  • умение эффективно организовывать творческую деятельность, осуществлять последующий контроль ее выполнения;
  • умения разрабатывать методические пособия, материалы;
  • навыки осуществления культурно-просветительской деятельности по пропаганде нравственных ценностей, идеалов, ориентиров в различных социальных сферах.

Перспективы трудоустройства по профессии

Несмотря на то, что на сегодняшний день профессии данного направления представляются менее востребованными, чем специалисты экономического, юридического, информационного профилей, специалисты прогнозируют перспективное будущее выпускникам именно этого направления. В течение многих лет в России практически отсутствовала подготовка искусствоведов, музееведов, архивариусов и пр., что позволяет предположить, что уже в ближайшие годы на рынке труда данные профессии будут одними из наиболее актуальных. Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех мировых странах, где активная и целенаправленная работа по обучению специалистов профиля начала осуществляться лишь в последние десять лет.

Чувство прекрасного, творческое мышление, фундаментальная теоретическая база и профессиональные компетенции позволяют специалистам направления успешно осуществлять профессиональную деятельность в качестве:

  • искусствоведов;
  • библиографов;
  • обозревателей (методистов);
  • консультантов - экспертов;
  • преподавателей;
  • корреспондентов;
  • экскурсоводов;
  • литературных редакторов.

Минимальная заработная плата молодого специалиста стартует от 10 тыс. руб. Максимальный порог достигает 45 тыс. и выше в зависимости от выбранного направления деятельности и места трудоустройства.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Данное направление более других профессий требует постоянного самосовершенствования, большая часть выпускников бакалавриата выбирает дальнейшее обучение в магистратуре. Помимо наличия возможности дальнейшего углубления теоретического курса знаний выбранной специальности, продолжение обучения даст возможность продолжить научную, изыскательную деятельность на базе вуза, получить диплом магистранта, который не нуждается в переаттестации при выезде за границу, что особенно актуально для специалистов, исследующих направления зарубежного искусства. В процессе обучения магистрант может попробовать себя в качестве педагога, перспективного научного деятеля, а сама магистерская диссертация может стать основой для дальнейшего написания кандидатской, докторской работ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

СПГХПА им. А. Л. Штиглица

Кафедра искусствоведения и культурологии

направление подготовки

Теория и история искусств

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

форма обучения: заочная

по организации самостоятельной работы

V семестр 2015/2016 уч.Г.

Санкт-Петербург

2015 Г.

История искусства интерьера……………………………………….....3

Западноевропейское искусство……………………………………….14

Русская религиозно-философская мысль XVIII-ХХ вв……………..19

История литературы (античная литература)……………………… ..22

(литература Средневековья и эпохи Возрождения)…………………30

Курсовая работа……………………………………………………..…36

Культурология………………………………………………………....42

История ДПИ…………………………………………………………..48

История христианского искусства……………………..……..………55

История градостроительства………………………………………….61

Физическая культура………………………………………………….66

История искусства интерьера

Цель дисциплины : cформировать компетенции обучающегося в области истории искусства интерьера; рассмотреть основные концепции проектирования жилого пространства в различные исторические эпохи от Древнего Мира до ХХ века включительно, а также этапы становления декорационных схем убранства.

Задачи дисциплины:

Рассмотреть ключевые проблемы художественного формообразования интерьеров Древнего Востока и Античности;

Изучить основные модели решений и средств художественной выразительности предметно-пространственной среды интерьеров западноевропейского Средневековья, Возрождения и Нового времени;

Познакомить студентов с выдающимися произведениями искусства русского интерьера, показать основные этапы становления архитектурных традиций отечественной школы, а также выявить композиционные принципы и средства художественной выразительности, характерные для произведений отдельных эпох, стилей и авторских почерков;

Рассмотреть основные концепции художественного проектирования ХХ века через знакомство с обширным материалом по архитектурно-художественной практикеи творчеством ведущих архитекторов, художников и дизайнеров по проектированию интерьера.

РАЗДЕЛ I . ИНТЕРЬЕР ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОСТИ

Тема 1. Дворцовый интерьер Древнего Востока. Египет. Архитектура как ведущий вид искусства. Единство архитектурных приемов организации пространства в храмовом и дворцовом интерьере. Особенности убранства Большого Дворца в Амарне. Техника врезного рельефа. Система распределения изображений на стенах: логическая последовательность развития сюжетов и симметрия их размещения. Мебель в дворцовом интерьере. Интарсия как частный случай инкрустации. Двуречье. Сложение формы, плана, конструкции перекрытий в архитектуре жилья, а также характер убранства фасадов и интерьеров. Свод как древнейшая строительная конструкция. Художественные основы композиции дворцовых комплексов Двуречья. дворец Саргона II в Дур-Шаррукине, дворец Навуходоносора в Вавилоне. Цветная керамическая облицовка, круглая скульптура, рельефные ортостаты.

Тема 2. Интерьер Эгейского мира и Древней Греции. Эгейское искусство. Крит: архитектурно-стилистические особенности дворцов в Кноссе, Фесте, Закросе, Маллии. Убранство парадных помещений: облицовка из алебастра, росписи. Дома островов Эгейского моря. Микены. Крепости и дворцы материковой прагреческой культуры: Тиринф, Пилос Мегарон как ядро планировочной схемы древнего жилища. Древняя Греция. Пастадный дом – ранний тип жилого древнегреческого дома. Предметы обстановки и убранства. Феномен эллинизма и забота об украшенности быта. Перистильный дом. Оригинальные техники убранства. Галечные мозаики Пергама и Пеллы. Популярные мотивы и сюжеты изображений.

Тема 3. Римский жилой интерьер. Погребальная архитектура этрусков – имитация интерьеров жилых домов со всей их обстановкой и утварью. Некрополи Бандитаччья в Черветери и Монтероцци в Тарквиниях Терракотовая пластика. Древний Рим. Новые строительные материалы, техника и технологии. Бетон и возможность возведения большепролетных конструкций и сводчатых перекрытий. Иерархическая система типов жилых построек. Инсула, домус, вилла: композиционные особенности. Атриумный и атриумно-перистильный типы планировки домуса. Своеобразие художественной системы убранства жилых сооружений Древнего Рима.

РАЗДЕЛ II . ВИЗАНТИЯ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ДОПЕТРОВСКАЯ РУСЬ.

Тема 4. Светский интерьер Византии. Роль античного наследия и восточного влияния в архитектуре Византии. Типы городских жилых сооружений: многоэтажные здания, особняки. Планировка городских особняков: развитие античной традиции. Основные средства архитектурно-художественной выразительности в композиции убранства жилых интерьеров.Полихромные мраморные облицовки, цветные изразцы, декоративные ткани, мозаика в византийском интерьере. «Священные палаты» Большого императорского дворца в Константинополе. Особенности планировки и оригинальность приемов декора парадных покоев – следствие подчинения пышным придворным театрализованным церемониям. Влияние византийского искусства на убранство западноевропейского интерьера Средневековья. Каролингские интерьеры (Палатинская капелла Каролингов, VIII в.). Королевский дворец в Палермо (1170-е). Дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде (1309, 1354) и др.

Тема 5. Интерьеры европейского Средневековья. Жилые сооружения раннего Средневековья (романский стиль), их устройство и убранство. Башни-донжоны и дома-крепости.Композиционная структура ансамбля замка, функция феодальных залов, их убранство. Светские и религиозные сюжеты стенных росписей в жилых интерьерах.

Готика. Городская жизнь и новые типы зданий. Дворец великого магистра в Мариенбурге. Готические дворцы: дом Жака Кёра в Бурже, дворец Альбрехтсбург. Парадные залы и их убранство. Декоративные доминанты в интерьерах позднего средневековья. Палаццо Даванцатти во Флоренции.

Тема 6. Интерьеры построек допетровской Руси. Народное деревянное зодчество. Конструктивно-технические особенности древнерусской архитектуры. Типы формы и планировки крестьянского жилого дома: брус, глаголь, кошель. Городские деревянные дома, усадьбы и хоромы. Проблема пропорционирования. Летний дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой Асимметрия как художественный приём, продиктованный функцией частей здания. Специфика убранства интерьеров. Традиции каменного «палатного» зодчества XV – XVII вв. Репрезентативные палаты. Палаты-дворцы. Палаты бояр Романовых в Зарядье.

РАЗДЕЛ III . ИСКУССТВО ИНТЕРЬЕРА РЕНЕССАНСА,

БАРОККО И РОКОКО

Тема 7. И скусство интерьера Ренессанса. Палаццо как новый тип городской жилой постройки. Характерные особенности новых сооружений Флоренции: палаццо Медичи-Риккарди, палаццо Ручеллаи: метафоричность использования ордера. Рационализм художественного метода эпохи Возрождения в искусстве инртерьера. Новое понимание пространства. Классицизм А. Палладио: вилла Фоскари или «Малконтента» (1559-1560), вилла Альмерико или «Ротонда» (1570 г.) и др. Использование элементов античного храма в светской архитектуре, стилизация ордера, правильные геометрические формы как основа архитектурных объемов сооружений. Иллюзионистическая живопись в интерьере. Орнаментальная система «гротеск» в композиции интерьера. Интарсия, майолика – популярные техники убранства интерьеров итальянского Возрождения.

Тема 8. Пластическая выразительность интерьера барокко. Дворцы итальянского барокко – театры для торжественных действ: эмоциональная приподнятость и пафос, контрасты и преувеличения. Формирование общеевропейского стиля. Создание грандиозных архитектурных ансамблей. Перспективные и иллюзионистские эффекты монументально-декоративной живописи. Ансамблевость обстановки и убранства, композиционная взаимозависимость и уравновешенность элементов. Формирование общеевропейского словаря проектирования интерьера. Особенности официального придворного стиля Короля-Солнца: Большие апартаменты.

Тема 9. Интерьер рококо – убежище от придворных ритуалов. Сложение стиля рококо в искусстве интерьера Франции. Интерьеры рококо как убежища от строгих придворных ритуалов. Характерные особенности зрелого рококо или «стиля Людовика XV» в интерьере. Строительство городских особняков с учетом новых требований к жилому пространству: удобство, дифференциация помещений по функции. Техника рокайля в интерьерах-«гротах» XVIII в. Коллекции дальневосточного фарфора в дворцовом интерьере шинуазри. Интерьер барокко и рококо в России. Проблема формирования оригинального «петровского стиля». Творческое освоение западноевропейского художественного опыта, формирование нового искусства и его связь с отечественными художественными традициями. «Петровское барокко»: западноевропейские влияния и национальные традиции в архитектуре новой столицы. Палаты Светлейшего князя в Петербурге. «Растреллиевский» стиль как индивидуальное своеобразие творческой манеры Ф. Б. Растрелли-Младшего и образец зрелого барокко. Орнаментика рококо в интерьерах барокко и раннего классицизма.

РАЗДЕЛ IV . ИНТЕРЬЕР КЛАССИЦИЗМА И ИСТОРИЗМА

Т ема 10. Античность как образец для подражания в интерьере классицизма. Канонизация античной классики как образца для изучения и подражания. Английское палладианство XVII – XVIII в.в. как пролог неоклассицизма. История сложения и оригинальные черты «Стиля Адам». Неоклассицизм и его основные черты в архитектуре Франции. Ордер как стилеобразующий элемент. Поиск строгих форм, симметричность построения. Развитие «стиля Габриэль». Классицизм в России. Основа художественного метода в эпоху подражания «образцу»: дома и дворцы. Мраморный дворец. Тектоническая иллюзорность интерьеров усадебного классицизма в «дворянских гнездах» России. Иерархическая система всех составляющих в интерьере русского классицизма. Осветительные приборы в интерьере русского классицизма. Останкинский дворец-театр. Таврический дворец. Павловский дворец. Система художественно-декоративных средств ампира. Ш. Персье и П.-Ф. Фонтен – создатели стиля ампир в интерьере. Императорские загородные резиденции Наполеона I. Художественные формы римской античности как источник новой декорации интерьера. Военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре интерьера. «Египтомания». Русский ампир в парадном интерьере российских столиц. Гражданская героика греческой архаики и римская античность как источники вдохновения русских архитекторов в оформлении интерьеров. Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце, интерьеры дворца в Архангельском. Развитие русского мебельного искусства.

Тема 11. Тенденции романтизма в дворцовом и жилом интерьере. Мода на европейское средневековье в конце XVIII – начале XIX в.в.: движение «готического возрождения» в Англии, «стиль трубадур» во Франции как проявления исторической ностальгии. «Экзотизм»: Королевский павильон в Брайтоне. Культ памяти в искусстве XIX века и его отражение в искусстве интерьера. Противопоставление мира возвышенных идеалов духу повседневности: рождение «стиля бидермайер». Идеи простоты и практичности в демократической обстановке городских квартир. Мода на Средневековье и «английский манер» в отделке интерьеров загородных «коттеджей» в России. Квартиры доходных домов Петербурга и Москвы. Сентиментально-романтический идеал буржуа и оформление жилых апартаментов, установка на удобство и домашний комфорт. «Интерьерный жанр» в русской живописи как источниковедческая база по убранству интерьера эпохи романтизма.

Тема 12. Интерьер эпохи историзма. Феномен «воссоздания» стилей в искусстве интерьера. Эклектика как творческий метод: этапы развития. Принцип «умного выбора» художественных стилей прошлых эпох в архитектурном проектировании. Букингемский дворец в Лондоне, Зимний дворец в Петербурге, Большой Кремлевский дворец в Москве. Выразительные средства различных художественных стилей в отделке фасадов и интерьеров дворцов и особняков. Равная значимость «стилей» как основа равномерности распределения акцентов в архитектурной композиции и независимость и равнозначность всех элементов в интерьере. Музей Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица.

РАЗДЕЛ V . МОДЕРН И «СОВРЕМЕННОН ДВИЖЕНИЕ»

В ИСКУССТВЕ ИНТЕРЬЕРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Тема 13. Особенности развития искусства интерьера на рубеже XIX – ХХ вв. Модерн. Художественная практика У. Морриса и движение «Искусства и ремесла»: «Красный дом». Формирование нового орнамента как новой системы композиционного решения интерьера. Влияние промышленной революции на архитектуру и на искусство интерьера: технические новинки, новые материалы и методы строительства. «Флореальный» и «рациональный» модерн. А.Ван-де-Вельде: слияние декоративных и конструктивных деталей в одно целое: Пространственные связи между различными объемами отдельных помещений. Функциональное зонирование. Особняк Тасселя в Брюсселе, особняк С.П. Рябушинского в Москве. Ретроспективизм модерна. Национальный романтизм.

Тема 14. Авангардистские и модернистские течения в искусстве интерьера. Интерьерная концепция «домов прерий» Ф.-Л. Райта и «новая архитектура». Проекты – манифесты. Эксперименты в области проектирования жилья. Творческая практика группы «Де Стейл». Дом Шредера в Утрехте. История социальных утопий и проблема организации коллективного жилища. Вопросы оборудования нового жилища, проблема стандартизации (Эль Лисицкий). К. Мельников: собственный дом архитектора. «Интернациональный стиль». Промышленные материалы – сталь и стекло – как основа художественного образа интерьеров Миса ван дер Роэ. Формулировка новой концепции проектирования пространства жилого дома. Пять принципов единства архитектуры и конструкции по Ле Корбюзье. Совершенствование жизни при помощи эффективной организации пространства.

Тема 15. Декоративный аспект в интерьере 20-30-х гг. Выставка современных декоративных искусств и промышленности. Проблемы стиля «Ар Деко». Ретроспективно-эклектичные интерьеры Ж.Э. Рюльманна: «Павильон коллекционера» - энциклопедия стиля Ар Деко в искусстве интерьера. Проблема выбора: массовое промышленное производство товаров или эксклюзивное изготовление предметов для обстановки и убранства интерьера.«Усонианские дома» Ф.-Л. Райта. Интерьеры небоскребов США. Крайслер-билдинг в Нью-Йорке. Усиление неоклассических тенденций. Интерьеры станций московского и ленинградского метрополитена.

РАЗДЕЛ VI . ИНТЕРЬЕР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Тема 16. Послевоенный рационализм в искусстве интерьера. Легенды модернизма и последователи мастеров первой половины ХХ в. Интерьеры квартир «жилой единицы» в Марселе как отражение идеи «Лучезарного города» Ле Корбюзье. Принцип «модулора». Эстетика «брутальности»: интерьеры дома Жауль в Париже. Поиск архетипа формы в послевоенном творчестве Л. Мис ван дер Роэ. Идея А. Аалто о гуманизации среды как развитие идеи органической архитектуры. Проект «Дом будущего» Э. и П. Смитсонов на ежегодной выставке «Идеального жилища» в Лондоне, 1956. Капсульная архитектура «мини-универсумов». Красота пустого пространства в «белых виллах» Р. Мейера. «Скандинавский» и «итальянский» стили в дизайне интерьера 1940-80-х. Новые технологии и стиль «хай-тек» в общественном и жилом интерьере. Отечественный опыт организации общественных интерьеров 1960-1980-х гг.: взаимодействие произведений монументально-декоративного и декоративно прикладного искусства с архитектурной средой.

Тема 17. Интерьер эпохи постмодернизма. Парадокс в композиционной структуре интерьера. Публикация Р. Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре» и ее влияние на новое художественное поколение. Принципы антифункционализма, усиление декоративности, обращение к словарю классической архитектуры и другим традициям. Роберт Стерн и «три подхода» постмодернизма. Ироническая интерпретация источника, навязчивая сценография – средства проектирования внутреннего пространства. Проблема символа в искусстве интерьера постмодернизма. Влияние принципов контекстуализма на художественную практику интерьера. Двойное кодирование и китч как феномен художественной жизни постмодернизма.

Тема 18. Интерьер на рубеже XX - XXI века как часть мировой художественной культуры. Отражение философских концепций в искусстве интерьера последней четверти ХХ века. Ведущие мастера. Лидеры профессии. Минимализм. Неоэкспрессионизм. Бесконтрольная неправильность линий и эстетика эпатажа в творчествеФ. Хундертвассера. Деконструктивизм: визуальная усложненность и изломанность форм, особенность метода проектирования. Проекты Р. Кулхаса: ориентация на «антигравитационную» архитектуру русского авангарда. Неопластицизм: С. Калатрава. Антология «стилей» интерьера XXI века: «лофт», «кантри», «французская деревня», «английская деревня», «английский стиль», «британский колониальный стиль», «викторианский стиль», «японский стиль», «фло-маркет», «этно-стили» (марроканский, африканский и др.) и др.

Промежуточная форма контроля: Vсеместр – зачет.

Итоговая форма контроля: VI семестр экзамен.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

основная литература:

    Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. Пер. с англ. Е.А. Кантор. – М.: Сварог и К, 2006. – 248с.

    Матюнина Д.С. История интерьера. – М.: Академический проект, Парадигма, 2012. – 552с.

    Махлина С. Художественные стили в жилом интерьере. – СПб.: Алетейя, 2012. – 168с.

    Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий: Художественные проблемы. – М.: Стройиздат, 1991. – 368с.

    Пайл Д. Дизайн интерьеров: 6000 лет истории /Пер. с англ. О. И. Сергеевой. – М.: АСТ, Астерель, 2007. – 464с.

    Соловьев Н.К. История интерьера. Древний мир. Средние века: учебник. – 3-е изд. испр. – М.: В. Шевчук, 2007. – 352с.

    Соловьев Н.К. История современного интерьера. – М.: Сварог и К, 2004. – 399с.

дополнительная литература :

    Адамс С. Движение искусств и ремесел. Путеводитель по стилю. – М.: Радуга, 2000. – 128с.

    Атлас мирового интерьерного дизайна / Под ред. Брауна М. и Галиндо М. – Пер с англ. – М.: ООО «Магма», 2011. – 512с.

    Бартенев И.А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XVIII – XIX веков. – М.: Сварог, 2000. – 128с.

    Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. – СПб: Д.М. Буланин, 1997. – 314с.

    Борисова Е.А. Русский модерн: архитектура, живопись, графика / Е. А. Борисова, Г. Ю. Стернин. - М.: Галарт, 1998. – 359с.

    Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX – начала XX вв. – М.: Наука, 1971. – 239с.

    Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский неоклассицизм. – М.: Галарт, 2002. – 288с.

    Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель. История. Стили. Мастера. – СПб.: Искусство-СПб, 2003. – 512с.

    Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. – М.: БСГ-Пресс, 2008. – 298с.

    Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.I. – СПб.: Кольна, 1995. – 672с.

    Гидион З. Пространство, время, архитектура. – М.: Стройиздат, 1984. – 449с.

    ГорюновВ.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. – СПб.: Стройиздат, 1992. – 359с.

    Дворянские гнезда России. История и культура, архитектура. Очерки /Под ред. М. В. Нащокиной. – М.: Жираф, 2000. – 384с.

    Девятов С., Журавлева Е. Дворцы Кремля. – М.: Слово/Slovo, 2001. – 432с. (Великие дворцы мира).

    Демиденко Ю.Б. Интерьер в России. – СПб.: Аврора, 2000. – 255с.

    Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма./Пер. с англ. А.В.Рябушина, М.В. Уваровой; под ред. А.В.Рябушина, В.Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1985. – 136с.

    Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 304с.

    Ёдике Ю. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции. /Пер. с нем. Д. Аркиной. Под ред. В.Калиша. – М.: Искусство, 1972. – 245с.

    Жилище в России: век 20. Архитектура и социальная история. - М.: Три квадрата, 2001. - 192с.

    Зодчие Санкт-Петербурга XIX – н.XX в./Сост. В.Г.Исаченко. – СПб.: Лениздат, 1998. – 1070с.

    Зодчие Санкт-Петербурга XVIII в./Сост. В.Г. Исаченко. – СПб.: Лениздат, 1997. – 1021с.

    Зодчие Санкт-Петербурга XX в./Сост. В.Г.Исаченко. – СПб.: Лениздат, 2000. – 720с.

    Иконников А.В. Архитектура XX века: утопии и реальность: изд. в 2-х т. – М.: Прогресс – Традиция: Т. I. – 2001. – 654 с., Т. II. – 2002. – 669 с.

    Интерьер в русском искусстве. – М.: Изд. дом «Искусство», 2002. – 208с.

    Интерьер жилого дома. Сборник статей. – М.: Госстройиздат, 1954. – 117с.

    Интерьер. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: Литера, 2002. – 225с.

    Искусство ансамбля. Художественный предмет – интерьер – архитектура – среда /Сост. и науч. ред. М.А. Некрасова. НИИ теории и истории изобразительных искусств. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 463с.

    История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник /Колл. авт. ин-та И. Е. Репина Акад. Художеств СССР. Под ред. А. П. Чубовой. – З-е изд., перераб. и доп. – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 348с.

    История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. Учебник ИЖСАим. И.Е.Репина под ред. Ц. Г. Нессельштраус. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗОА «Сварог и К», 2003. – 672с.

    История русской архитектуры: Учебник для вузов / Пилявский В.И., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.С., Заушкевич Г.В., Савельев Ю.Р. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Стройиздат СПб, 1994. – 600с.

    Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. – М.: Традиция, 1997. – 319с. Калязина Н.В. Монументально-декоративная живопись в дворцовом интерьере XVIII в. // Русское искусство барокко. Материалы и исследования /Под ред. Т.В. Алексеевой. – М.: Наука, 1977. – С.55-69.

    Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. – СПб.: Нева, 2003. – 512с.

    Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982. – 399с.

    Классический интерьер. Россия XXI век. Западно-Европейские стили Италии, Франции, Англии в работах современных российских архитекторов / Ред. О. Вологдина, О Короткова, Ю.Сахарова. – М.: АНО «Совет экспертов», 2012. – 280с.

    Конран Т. Современный дом: Искусство дизайна. – Singapure: Меджибож., Русские словари, 1997. – 264с.

    Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга: художественно-исторический очерк / А. П. Крюковских. – СПб.: Лениздат, 1997. – 318с.

    Малинина Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т. Г. Малинина. - М.: Пинакотека, 2005.

    Мышковский Я.И. Жилище разных эпох: вчера, сегодня, завтра. – М.: Стройиздат, 1975. – 125с.

    Прикладное искусство и современное жилище. Сб. статей под ред. С.М. Темерина. – М.: Изд. Ак. Художеств, 1962. – 203с.

    Райт Ф.-Л. Будущее архитектуры. Пер. с англ. и примеч. арх. А.Ф. Гольдштейна. – М.: Госстройиздат, 1960. – 247с.

    Русский интерьер. Эпоха. Мода. Стиль /Ред. А.Ясько, Н.Миронова. – М.: Издательский дом Руденцовых, 2011. – 444с.

    Рябушин А.В. Архитекторы рубежа тысячелетий. – М.: Искусство – XXI век, 2005. – 287с.

    Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, проблемы, решения / Д. В. Сарабьянов. - М.: Искусство, 1989. – 294с.

    Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников. Русский жилой интерьер XIX века. – Л.: Художник РСФСР, 1982. – 183с.

    Стругова О. Мебель в русском интерьере конца XIX – начала XX вв. – М.: «Издательский дом Руденцовых», 2005. – 443с.

    Тыдман Л.В. Изба, дом, дворец: жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы / Л. В. Тыдман; Гл. упр. охраны памятников г. Москвы, Науч.-исслед. методический центр охраны наследия, Науч.-исслед. музей русской архитектуры им. А. В. Щусева. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 334 с.

    Убранство русского жилого интерьера XIX века. По материалам выставки в Павловском дворце-музее / Сост. и автор текста А.М.Кучумов. – Л.: Художник РСФСР, 1977. – 302с.

    Фар-Беккер Г. Искусство модерна / Пер. с нем. – Konemann, 2004. – 425с.

    Федоров-Давыдов А.А. Русское искусство промышленного капитализма. – М., 1929. – 247с.

    Фремптон Х. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. Е.А. Дубченко; Под ред. В.Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1990. – 535с.

    Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. – М.: Стройиздат, Т.1. Проблемы формообразования. Мастера и течения, 1996. –709с. Т.2. Социальные проблемы, 2001. – 712с.

    Хиллер Б., Эскрит С. Стиль Ар Деко /Пер. с англ. В.И. Самошкина. – М.: Искусство – XXI век, 2005. – 240с.

    Художественное убранство русского интерьера XIX века / Под ред. И.Ухановой. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1986. – 144с.

    Шёбер У. Замки и дворцы Европы. – М.: БММ, 2003. – 416с.

    Шуйский В.К. Зрелое русское барокко и ранний классицизм. – СПб.: Белое и черное, 1997. – 155с.

    Шуцкая Г.К., Трегубова Е.Л. Старый дом на Варварке. – М.: ГИМ, 2007. – 136с.

    Элементы стиля: Энциклопедия архитектурных деталей: Пер. с англ. /Гл. ред. С. Келоуэй. – М.: Магма, 2003. – 568с.

На практических (семинарских) занятиях студенты вместе с преподавателем более подробно рассматривают предложенные темы, по которым предлагается подготовить ряд докладов в устной и письменной формах. Тему доклада можно выбрать из предложенного перечня, однако допускается варьирование тем по усмотрению студента. Оно может быть вызвано смещением акцента изучения, ограничением или расширением группы изучаемых памятников и т.п.

Непременным условием подготовки материала является подборка фотографий по теме, для чего следует обратиться к рекомендованным электронным базам.

Во время семинаров возможно посещение музеев Петербурга, в которых сохранились исторические интерьеры, а также временных выставок, на которых демонстрируется проектная графика или фотографии реализованных интерьеров.

Семинарские занятия позволяют студенту проверить собственные знания по основным темам курса. Для контроля знаний студентов в рамках семинарских занятий периодически проводятся проверочные работы в письменной форме, а также коллоквиумы (список примерных контрольных вопросов прилагается).

Самостоятельная работа выполняется индивидуально, она основана на изучении исследовательской литературы и обширного эмпирического материала по истории искусства интерьера. Предполагается самостоятельная работа с памятниками архитектуры Петербурга, в музеях (Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и др.), а также музеях-заповедниках, где следует научиться сопоставлять известные по литературе и альбомам памятники той или иной эпохи с подлинниками или представленными в архитектурной реконструкции.

Закрепление знаний, усвоенных на аудиторных занятиях, происходит путем самостоятельной проработки учебно-методических материалов по дисциплине, подготовки к зачету и экзамену, а также подготовки докладов по изученным темам. Задачей докладов является закрепление навыков описания памятников искусства интерьера, проведения самостоятельного искусствоведческого анализа. Тему для доклада можно выбрать из предложенных, но можно проявить самостоятельность. Важно, чтобы работа студента отвечала хронологическому периоду изучаемых разделов. Во время зачета или экзамена дополнительные вопросы возможны по теме доклада.

б) примерные темы для подготовки докладов:

    Особенности отделки интерьеров построек Нового царства (XVI – XI вв. до н. э.).

    Мебель в египетском интерьере.

    Мегарон как тип жилища.

    Проблемы архитектурных реконструкций памятников древности (Г. Шлиман, А. Дж. Эванс и др.).

    Протомозаики Древней Греции.

    Феномен эллинизма и забота об украшенности быта.

    Мебельные формы в римском доме.

    Римский кессон как вид декора сводчатых перекрытий.

    Византийские влияния в убранстве европейских дворцов.

    Средневековая живопись и книжная миниатюра как источниковедческая база по истории интерьера.

    Теремной дворец Московского Кремля: новые черты в композиционной схеме.

    Сходства в декоративном убранстве каменных палат Древней Руси и замковых построек Европы.

    Интерьер Возрождения: влияние «теорий о прекрасном».

    Монументально-декоративная живопись в интерьере итальянского Возрождения.

    Ордер как декоративная система в убранстве интерьера Ренессанса.

    Станцы и Лоджии Рафаэля в Ватикане. Орнаментальная система «гротеск» в композиции интерьера.

    Сценографический подход в проектировании интерьеров барокко.

    Скульптурный декор в интерьере Венеции XVII – начала XVIII вв.

    Приемы демонстрации коллекций живописи в интерьере XVIII века.

    Стилистические особенности интерьера петровского Петербурга (А.Шлютер, И. Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, И.Шедель, Ф.Фонтана и др.).

    Шарль Булль: новая техника в убранстве интерьера.

    «Плитковые интерьеры» в Европе и России.

    «Стиль Растрелли» в убранстве интерьера.

    Планировочная структура городских отелей Франции эпохи рококо.

    Римская античность как тематико-содержательная основа декоративного убранства интерьера ампира.

    Культ памяти в искусстве XIX века и его отражение в искусстве жилого интерьера.

    «Египтомания» в декоративном убранстве интерьера.

    Романтическое увлечение европейским средневековьем в русском дворцовом интерьере конца XVIII – начала XIX столетий.

    Понятие жилой комнаты как определение многофункциональности пространства.

    Художественные проблемы интерьера квартир доходных домов.

    Стилевой сплав интерьера стиля «бидермайер». Основные достоинства «стиля жизни».

    Феномен «воссоздания» стилей в искусстве интерьера.

    Эклектика как творческий метод проектирования интерьера.

    «Неостили» в дворцовом интерьере XIX века.

    Концепции проектирования интерьера в произведениях архитекторов модерна (на выбор: А.Ван-де-Вельде, В.Орта, А.Гауди, Г.Гимар, О.Вагнер, Ч.Р.Макинтош, Й.-М.Ольбрих, Й.Хоффманн, Ф.О.Шехтель, Р.Ф. Мельцер и др.).

    Феномен «северного» модерна в искусстве интерьера (на выбор: П.Беренс, Э.Сааринен, А.А.Оль, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь и др.)

    Теория «органической архитектуры» и «дома прерий» Ф.-Л.Райта.

    Творческая практика группы «Де Стейл» в области интерьера.

    В.Гропиус. Конструирование внутреннего пространства.

    Пространственный супрематизм. Архитектоны К. Малевича, ПРОУНы Э.Лисицкого.

    Эксперименты Константина Мельникова (собственный дом и мастерская, клубы).

    Интерьеры стиля «Ар Деко» (мастера на выбор: Ж.-Э. Рульманн, П.Шаро, Джо-Буржуа, Соваж и Вибо, У. ван Ален и др.)

    Максима Л.Миса ван дер Роэ: «Меньше – значит больше».

    Единство архитектуры и конструкции по Ле Корбюзье. «Дом – машина для жилья». Модулор.

    Усиление неоклассических тенденций в интерьере 1930-е гг.

    Дома-спектакли Б.Гоффа как форма поп-арта.

    Особенности «скандинавского стиля» интерьера (мастера на выбор: А.Аалто и Э.Сааринен (Финляндия), А.Якобсен (Дания), Нил (Норвегия), Фабрициус и Кастхольм (Швеция) и др.).

    «Итальянский стиль» дизайна интерьера.

    Оригинальный творческий почерк дизайнера интерьера (мастера на выбор: Б.Болдуин, Д.Коломбо, Э.Понцо, Э.Сотсас, М.Беллини, Р.Таллон, А.Лесетр, Э.Альбер, Г.Ауленти, Г.Т.Паолини, Ф.Айхлер, Д.Нельсон, С.Томерлин Ли, Г.Пеше, Ф.Старк и др.).

    «Хай-тек» и «минимализм» в интерьере (мастера на выбор: Л.Кан, Р.Б Фуллер, Ч.Имз, Р.Рождерс, Р.Пьяно, Н.Фостер, Д.Стирлинг и др.)

    Художественная практика постмодернизма (на выбор: Ф.Джонсон, Р.Вентури, Р.Стерн, Ч.Дженкс, Ч.Мур, Р.Мейер и др.).

    Феномен «цитаты» в искусстве интерьера конца XX – XXI вв.

    «Неоэкспрессионизм» Ф. Хундертвассера.

    Деконструктивизм в искусстве интерьера 80-90-х гг. (на выбор: П.Эйзенман, группа «КООП Химмельблау», Б.Чуми, Ф.Гери, Э.О.Мосс и др.)

в) перечень вопросов к зачету (V семестр):

    Интерьер как явление художественной культуры.

    Дворцы, городские усадьбы и дома Древнего Египта. Особенности декоративных техник убранства.

    Декоративные доминанты в интерьерах дворцовых комплексов Двуречья.

    Интерьеры «лабиринтов» острова Крит. Особенности объемно-пространственного построения внутреннего пространства.

    Жилища Древней Греции. Типы планировок. Убранство древнегреческого дома.

    Типы жилых сооружений в римской архитектуре и принципы их оформления.

    «Помпейские стили». Их роль в интерьере.

    Большой Константинопольский дворец. Особенности декора интерьера.

    Декоративные доминанты в готических интерьерах.

    Хоромные постройки. Каменные палаты Руси. Композиционные особенности и оригинальные приемы убранства.

    Флорентийское палаццо как новый тип городской резиденции. Планировочная структура и особенности убранства.

    Интерьер барокко. Объемно-пространственные решения.

    «Большой стиль» Людовика XIV. Версальские апартаменты.

    Дворцы рококо. Художественное решение интерьеров.

    Интерьеры в стиле «шинуазри».

г) перечень вопросов к экзамену (VI семестр):

    Палладианство как художественное направление в искусстве интерьера XVII-XVIII вв. «Стиль Адам» и «стиль Габриэль».

    Усадебный интерьер в России конца XVIII – начала XIX в.

    Стиль империи в резиденциях Наполеона. Ш.Персье и П.Фонтен.

    Романтические тенденции в интерьерах конца XVIII – начала XIX в. Д.Неш, А.Менелас.

    Эклектика как творческий метод в искусстве интерьера XIX века.

    Интерьеры в Зимнем дворце после 1837г.

    Эпоха историзма. Букингемский и Большой Кремлевский дворцы. Парадные интерьеры.

    Движение искусств и ремесел. Творческая практика У. Морриса.

    Поиск стиля современности в творческой практике искусства интерьера.

    Особняки рубежа XIX – XX вв. Принцип проектирования «изнутри-наружу».

    Интерьер стиля «модерн». Новая орнаментальная концепция

    Национальный романтизм и неоклассицизм в искусстве интерьера начала XX в.

    Модернизм первой половины XX в. Новый подход к проектированию интерьера.

    Теория «органической архитектуры» Ф.-Л. Райта. «Интерьерная концепция» домов-прерий.

    Пространственный супрематизм. Архитектоны. ПРОУНы.

    Творческие практики группы «Стиль» в области проектирования интерьера.

    Экспериментальные дома советского авангарда – «жилкомбинаты».

    Проблема стандартизации жилья.

    Интерьер «интернационального стиля».

    Декоративный аспект в интерьере 1920-30-х гг.

    Неоклассицизм.

    Послевоенный рационализм.

  1. Минимализм.

    Интерьер эпохи постмодернизма: аспект декоративности.

    Китч в искусстве интерьера.

    Неопластицизм.

    Деконструктивизм в искусстве интерьера.

    Интерьер на рубеже XX-XXIв. Лидеры профессии.

«ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА XIX - XX ВВ.»

название темы

Раздел 1 Введение к искусству XIX в.

Особенности развития художественных процессов в изобразительном искусстве Западной Европы и Америки в XIX веке.

Раздел 2 Искусство Западной Европы кон. XVIII - пер. пол. XIX вв.

Искусство Испании кон. XVIII – нач. XIX в. Творчество Ф.Гойи.

Искусство Англии кон. XVIII– пер. пол. .XIXв.

Искусство Германии кон. XVIII– пер. пол. .XIXв.

Искусство Франции кон. XVIII– пер. пол. .XIXв.

ТЕМЫ К ЭКЗАМЕНУ

Особенности развития зарубежного изобразительного искусства в XIX в.

Романтизм как передовая тенденция культурно-художественного развития своего времени (истоки, хронологические рамки, своеобразие, значение).

Романтические и героико-трагические черты в творчестве Ф.Гойи после 1800 г.

Английский предромантизм (Г.Фюзели, У.Блейк, карикатура)

Д. Констебль и Д.Тёрнер – две концепции пейзажа в английском искусстве

Особенности, этапы, мастера немецкого романтизма

Классицизм как ведущая художественная тенденция в искусстве Франции рубежа XVIII- XIX вв. Ж.Л.Давид.

Школа Давида. Предромантизм во французском искусстве.

Классицистические и романтические черты в творчестве Т.Жерико

Э.Делакруа – центральная фигура французского романтизма.

Энгр и классицизм в XIX веке.




Top