Спецкурсы факультативы по литературе. Программа факультативного курса по литературе «Познай радость чтения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ пос. Уральский»

Свердловской области

Программа факультативного курса

«Познай радость чтения» по литературе для 5 класса

Пос. Уральский

2012г.

Введение.

Чтение-это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни.

Каждого учителя русского языка и литературы, принимающего из начальной школы 5 класс, волнует вопрос: «Умеют ли дети читать?». Разумеется, речь идет о беглом, правильном, выразительном и осознанном чтении. Прекрасно, если учитель начальной школы сформировал у каждого ученика полноценный и обстоятельно усвоенный навык чтения. Если же по каким - либо причинам этого не произошло, то над формированием данного навыка продолжают трудиться учителя средней школы, особенно словесники.

Что же делать, если ученик 5 класса читает по слогам? Какие методы и приемы использовать в работе с учащимся, у которого сам процесс чтения вызывает раздражение, а иногда и отвращение?

Безусловно, существует взаимосвязь между умением читать и желанием читать. Если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. С другой стороны, пока он не преодолеет эти трудности, получить радость от чтения он не сможет. Хорошо известны слова И.Гете: «Научиться можно только тому, что любишь». Научить ребенка читать с радостью, с увлечением, воспитать любовь к чтению невозможно только словами. Нужен целый комплекс действий по решению этой важнейшей задачи.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в объединении двух важнейших направлений деятельности учителя литературы в 5 классе: одновременно совершенствовать навыки чтения и формировать любовь к книге.

Пояснительная записка.

Стержнем содержания литературы как учебного предмета составляются чтение и изучение художественных произведений, формирующих фонд русской классики. Овладение умениями чтения художественных произведений – одна из важнейших целей изучения литературы на ступени основного общего образования. Основы овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план начальной школы предполагает занятия по литературному чтению три часа в неделю, а среднего звена – два часа в неделю (что явно недостаточно), и возникла необходимость для разработки данного факультативного курса.

Цель курса : формирование читательской деятельности учащихся 5 класса.

Основные задачи факультативного курса « Познай радость чтения» :

    совершенствовать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;

    способствовать формированию и развитию у учащихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

    способствовать развитию речи учащихся;

    развивать интерес, любовь к чтению, потребность в самостоятельном чтении, литературную эрудицию и грамотность.

Программа рассчитана на 34 часа. Содержание курса включает следующее:

- значение успешного чтения в жизни человека;

- основные составляющие успешного чтения;

Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;

Скорость чтения;

- правильность чтения.

Осознанность чтения;

Выразительность чтения

- самоконтроль и самооценка навыка чтения.

Все занятия факультативного курса имеют интегрированную (литература, русский язык, риторика) и практическую направленность. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом, речью с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осознанность, технику, выразительность); создаются условия для реализации практических действий учащихся.

Важно творчески использовать различные приемы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их подготовки.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Необходима психологическая готовность ребенка к работе над совершенствованием навыков чтения. Существенно, чтобы занятия были не утомительны, интересны, познавательны. Не стоит забывать о правильном подборе интересной литературы (сказок, детских историй, стихов). Нужно помнить о смене деятельности. Лучше большее количество коротких упражнений по 5-6 минут, чем одно, но длительное. На занятиях используются разнообразные виды работ: упражнения, игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, скороговорки и ролевое чтение, ребусы, кроссворды, сказки, творческие работы, конкурсы и т.д.

Ценна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Для успешного овладения навыками правильного чтения и осмысливания полученной информации заниматься этим процессом необходимо постоянно, причем кроме чтения во время уроков, факультатива большое значение отводится самостоятельному обучению дома с родителями. Программа предусматривает посещение занятий родителями учащихся и рекомендации для родителей.

Программой курса предусмотрены текущие и итоговые проверки навыка чтения. При проверке навыка чтения рекомендуется сообщать ребенку его результаты, сравнивать их с предыдущими и выражать свое одобрение в случае их улучшения.

Программа факультативного курса «Познай радость чтения ».

Вводное занятие. Значение успешного чтения в жизни человека.

Знакомство с задачами и целями факультативного курса. Практическая направленность курса.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития. Книга - источник знаний, духовного и умственного развития человека.

Вступительная беседа о видах чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее); об основных составляющих успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения.

Высказывания учащихся о неразрывности чтения и учебной деятельности. Доказательство правильности собственного суждения.

Чтение целыми словами и группами слов.

Способы чтения: непродуктивные (побуквенный, слоговой) и продуктивные (слоговой с прочтением сразу целых слов, чтение целыми словами и группами слов).

Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения.

Отработка навыка плавного чтения целыми словами и группами слов с учетом правильности интонации и эмоционального восприятия прочитанного текста.

Упражнения: дыхательная гимнастика и подготовка голоса; чтение блоков; отработка дикции; работа со скороговорками, упражнения для развития оперативной памяти, интонационная разминка и другие.

Роль родителей в правильном руководстве детским чтением. Беседа с родителями о необходимости систематических занятий с детьми для совершенствования навыков осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения. Знакомство родителей с рекомендациями учителя.

Скорость чтения.

Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения? Способы чтения. Понимание содержания текста. Развитие оперативной памяти.

Совершенствование внимания и угла зрения.

Упражнения для развития оперативного поля чтения и памяти: зрительные диктанты И.Т. Федоренко, И.Г. Пальченко, таблицы Шульте, Дынко, Швайко.

Упражнения и игры , развивающие скорость чтения:

сравнение скорости чтения известного и незнакомого текста; чтение за диктором; чтение в паре; чтение хором и цепочкой по одному слову; многократное чтение; чтение текста с прикрытой верхней частью строчки; чтение с пропусканием одного или нескольких слов; замена слов синонимами при почтении вслух; чтение перевернутого текста; корректировка деформированных предложений; поиск в тексте слов с определенными параметрами; « Бросок-засечка»; «Кто быстрее?»; «Разведка»; «Спринт»; «Жужжащее чтение»; «Молния»; «Фотоглаз»; «Буксир»; «Игра в прятки»; «Мнимое слово» и другие.

Правильность чтения.

Виды ошибок при чтении: пропуски, изменения, перестановки, замены, искажения, добавления букв, слогов, слов; неправильная постановка ударения; неверное прочтение окончаний слов; повтор букв (звуков, слогов, слов).

Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста: предварительное прочтение по слогам слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; выяснение лексического значения незнакомых слов; предварительное чтение текста про себя.

Упражнения по отработке речевого слуха, дикции, правильного литературного произношения; самооценке и взаимооценке правильности чтения, в том числе с использованием а удио-, видеотехник и; практическая работа со словарями и словарной статьей и другие.

Осознанность чтения.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

Три уровня восприятия текста: фактическое содержание; понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей; собственная оценка действующих лиц и их поступков.

Содержание произведения: тема, основная мысль, события, их последовательность. План текста (простой и сложный).

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием.

Упражнения по развитию осмысления чтения: ответы на вопросы по содержанию произведения; определение темы и основной мысли текста; нахождение опорных слов; составление плана текста; различные виды пересказа текста; подбор и выполнение иллюстраций, рисунков к различным фрагментам текста и обратное действие (составление предложений по рисункам); включение пропущенных слов в предложение; составление предложений из отдельных слов; составление викторин и кроссвордов по прочитанному материалу; корректировка и контроль (умение перечитать текст с целью уточнения его содержания, соотнесения с первичным представлением, проверки по тексту выделенных смысловых частей, соответствие пересказа авторскому тексту).

Выразительность чтения.

Выразительность чтения. Связь выразительности чтения с уровнем понимания смысла текста, отношением к читаемому и желанием сообщить данное отношение слушателям.

Средства выразительности: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость. Свойства голоса: тембр, диапазон, сила, высота.

Влияние жанра, темы, основной мысли, идеи произведения на выразительность чтении. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение.

Постановка задачи чтения. Задача чтения как выражение понимания учеником смысла текста, его отношения к читаемому и желание сообщить его слушателям. Видение текста путем привлечения воссоздающего воображения: представление героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится.

Смысловой анализ текста – понимание фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявление к ним личностное отношение; выявление подтекста на основе слов героя; осмысление характера персонажа.

Упражнения по восприятию содержания текста: определение жанра произведения; смысловой анализ текста, способствующий пониманию фактов, обобщений, основных мыслей и чувств, состояния героев, их мыслей и слов; проявлению к ним личностного отношения; выявлению подтекста на основе слов героя; осмыслению характера персонажа.

Упражнения по совершенствованию выразительности звучащей речи: чтение скороговорок, варьирование интонаций, изменение логических ударений в тексте, чтение с нужными темпом и громкостью, чтение произвольного текста на мотив любой мелодии, звукоподражающие игры, чтение сложных слов и слов с трудными окончаниями, ролевое чтение, выразительное чтение наизусть и другие.

В результате занятий факультативного курса «Познай радость чтения» учащиеся должны:

знать :

    значение книги и чтения в жизни человека;

    основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения;

    способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее продуктивный способ чтения;

    виды чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное.

    виды ошибок при чтении и приемы, предупреждающие данные ошибки;

    жанры произведений;

    что такое тема, основная мысль, опорные слова;

    средства выразительности чтения: интонация, пауза, логическое ударение, темп, громкость ;

    способы самоконтроля за навыками чтения;

уметь :

    правильно, бегло, выразительно читать текст;

    использовать приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста;

    использовать средства выразительного чтения;

    понимать и воспроизводить текст;

    определять тему, основную мысль текста;

    представлять героя, какой он, как говорит, в какой обстановке находится;

    делить текст на смысловые части и составлять план текста;

    находить опорные слова;

    соблюдать нормы литературного произношения при чтении;

    работать с толковым и орфоэпическим словарями.

применять полученные знания в жизненных ситуациях:

    для самостоятельного выбора и чтения книг;

    для высказывания собственного суждения о прочитанном произведении;

    длясамоконтроля и самооценки скорости, правильности, выразительности чтения и понимания прочитанного.

Примерное планирование занятий

факультативного курса «Познай радость чтения»

1.Введение. Значение успешного чтения в жизни человека. Основные составляющие успешного чтения: осознанность, скорость, правильность, выразительность чтения (1 час).

2.Творческая работа «Как хорошо уметь читать…». (Роль книги, чтения в жизни человека» (1 час) .

3.Проверка техники чтения (скорость, правильность, осознанность чтения, выразительность). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 1,2,3.

4. Игра «Шерлок Холмс в стране книг» (представление загадок, кроссвордов, викторин, созданных учащимися по прочитанным книгам) (1час).

5. Способы чтения. Способ чтения целыми словами и группами слов как наиболее желательный и продуктивный способ чтения (1час).

6. Практическое занятие по отработке фонационного дыхания (дыхания при речи) (1час).

7. Практическое занятие по развитию речевого слуха, дикции (1час).

8.Темп (скорость, беглость) чтения. От чего зависит скорость чтения?(1час).

9. Практическое занятие по развитию оперативного поля чтения и памяти(1час).

10.Практическое занятие по отработке приемов увеличения скорости чтения (1час).

11. Проект "Папа, мама, я - читающая семья" (1час).

12. Нормы литературного произношения. Ударение в слове. Орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь (1час).

13. Слово и его лексическое значение. Толковый словарь (1час).

14. Практическое занятие по работе с орфографическим и толковым словарями (1час).

15. Приемы, предупреждающие ошибки при чтении текста (1час).

16. Практическое занятие по совершенствованию правильности чтения (1час).

17. Тест по культуре речи. Анализ результатов теста (1 час). Приложение 4.

18. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное (1час).

19.Тема, основная мысль (идея) произведения (1час).

20. Практическое занятие по определению темы, основной мысли (идеи) произведения (1час).

21.План текста (1час).

22. Практическое занятие по делению текста на смысловые части, составлению плана текста (1час).

23. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы (1час).

24. Практическое занятие по смысловому анализу текста (1час).

25.Виды пересказа: краткий, подробный, выборочный, с творческим заданием (1час).

26. Жанры произведений: сказка, рассказ, басня, стихотворение (1час).

27. Практическое занятие по определению жанра произведения (1час).

28. Интонация – основное выразительное средство звучащей речи (1час).

29. Практическое занятие по интонированию чтения: пауза, логическое ударение, темп речи (1час).

31. Практическое занятие по отработке выразительности чтения (1час).

32. Конкурс чтецов « Весна идет, весна идет!» (1час).

33. Проверка техники чтения (скорость, правильность осознанность, выразительность чтения). Анализ результатов проверки (1час). Приложение 5.

34.Литературный КВН «В мире литературных героев» (1час).

Литература.

1.Безруких М.М. Формирование навыка чтения и письма в процессе обучения детей. var.alexrono.ru images/op.doc .

2.Бондаренко Г.С. «Формирование навыка техники чтения младших школьников…», var . alexrono . ru images / op . doc .

3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. Под редакцией– Москва: Педагогика, 1997.

4.Вересова Н.А. Программа факультативного курса «Живое слово», nsportal . ru

5.Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: в 2ч. - М.: Вентана-

Граф, 2007.

6.Музыка Л.И. Интерес к чтению: как его пробудить?/Начальная школа.-2002, №5, с.99-101

7.Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва: АРКТИ, 2001.

Приложение 1.

Проверка техники чтения (1- ая четверть).

Ветер и солнце.

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померят ься силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал, - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

(К. Д. Ушинский.)

I . Прочитайте вслух сказку К.Д. Ушинского «Ветер и солнце».

1. Посчитайте вместе с учителем , сколько слов вы прочли за 1 минуту.

2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв, неправильное произношение слов).

II

    Ветру удалось сдернуть плащ с путешественника.

    Путешественник обрадовался ветру.

    Ветер и солнце поспорили о том, кто сильнее.

    Солнце рассердилась на ветер.

2. Почему путешественник снял свой плащ?

3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.

1. Гнев ветра.

2. Спор ветра и солнца.

3. Солнце улыбнулось.

4. Лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

1

2

3

4

4. Какие слова помогают нам понять состояние путешественника при встрече с ветром?

5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, что сделало солнце, видя гнев ветра?

6. Закончите предложение: Тут уж ветер и сам убедился, что…

    он всесилен.

    путешественник готов снять плащ.

    ему плаща не сдернуть.

    солнце сердится на него.

7. Каким словом можно заменить выделенные слова в выражении «начал дуть, что было мочи »?

    слабо

    очень быстро

    очень сильно

    тихонько

8. В предложении «Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее» автор описывает ветер. Найдите в тексте эти слова и запишите их через запятую.

9. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

    Сказки

    Рассказы о природе.

    Басни

    Рассказы о путешествиях.

10. О чём главным образом хотел рассказать автор?

    О странствующем путешественнике.

    О злом ветре.

    О ласковом солнце.

    О силе ласки и доброты.

11. Какое предложение лучше других

    Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

    Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

    Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

    Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

12. Какова главная мысль этого текста?

    Во время путешествия можно встретиться и с ветром, и с солнцем.

    Ветер в гневе силен и страшен.

    Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем злом и гневом.

    Солнце ласковое и кроткое.

13. Выскажите (письменно) ваше отношение к высказыванию «Добро сильнее зла».

Ш. Прочтите текст вслух еще раз. Старайтесь читать текст правильно, бегло, выразительно.

Приложение 2.

Нормы техники чтения. 5-9 классы.

Нормы техники чтения (количество слов/мин.)

по А.А. Акишиной и В.Н. Зайцеву.

Следует учитывать, что акцент делается не на скорость,

а на продуктивность (техника + осмысленность).

Акишина

Зайцев

5 кл.

104

114

6 кл.

114

128

7 кл.

128

150

8 кл.

151

150

9-11 кл.

150-160

Приложение 3.

Таблица оценки техники чтения.

Критерии оценивания.

Скорость чтения.

Правильность чтения.

Осмысленность чтения.

Выразительность чтения.

Итого

Оценка

Нормы оценивания .

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

3и более ошибок

1-2 ош.

0 ош.

6 и менее отв.

7-11 отв.

12-13 отв .

Невыра

зитель

ное чтение

Есть недоче

ты в выра

зитель

ности чтения

Выра

зи

тель

ное чтение

7-8б.-«5»

5-6б.- «4»

3-4б.-«3»

0-2б.– «2»

Баллы.

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Мин.- 0б.

Мах.-

8 б

Васильев Н.

1

2

2

2

7б.

«5»

Иванов А.

1

2

1

1

5 б.

«4»

Петрова М.

0

1

1

1

3б.

«3»

Сидоров И.

1

1

0

0

2б.

«2»

Приложение 4.

Тест по культуре речи.

      В каком слове правильно поставлено ударение?

А. БАловать.

Б. ЗАнята.

В. КрасИвее.

Г. КатАлог.

2. В каком слове неправильно поставлено ударение?

А. НамерЕние.

Б. СОздал.

В. СтАтуя.

Г. СтолЯр.

3. Как правильно произнести слово «скучно»?

4. Какое прилагательное верно в словосочетании со словом «колбаса»?

А. ЯзыкОвая.

Б. ЯзыковАя.

5. Какая форма слова «помидоры» верна в родительном падеже?

А.Помидор.

Б. Помидоров.

6. Какая форма слова «носки» верна в родительном падеже?

Б. Носков.

7. Какой фразеологизм записан неправильно?

А. Как снегом на голову.

Б. Намять бока.

В. Обвести вокруг пальца.

Г. Яблоку негде упасть.

8. Укажи верное толкование слова дипломат.

А. Должностное лицо, в надлежащем порядке уполномоченное главой данной страны, ее правительством на осуществление различного рода официальных сношений.

Б. Человек, награждённый дипломом за успешное выступление на конкурсе, соревновании или фестивале.

9.В каком лексическом значении употреблено слово «акварель» в предложении «В музее мне больше всего понравились акварели В.М. Васнецова».

А. Краски, разводимые в воде.

Б. Картина, написанная такими красками.

10. Какая пара слов не синонимы, а антонимы.

А. Добрый – ласковый.

Б. Красный – алый.

В. Бежать – нестись.

Г. Друг-враг.

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – Б; 7- А; 8 – А; 9 – Б; 10 – Г.

Приложение 5.

Проверка техники чтения (4-ая четверть).

Что легче?

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

В.А. Осеева.

I . Прочитайте вслух рассказ В.А. Осеевой «Что легче?».

1. Посчитайте вместе с учителем, сколько слов вы прочли за 1 минуту.

2. Разберите вместе с учителем, какие ошибки вы сделали при чтении (ударение, изменение окончаний, пропуск букв , неправильное произношение слов).

II . Выполните тест по содержанию текста.

1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

    Мальчики с радостью возвращались домой.

    Все мальчики решили сказать правду.

    Один мальчик решил сказать, что на них в лесу напали разбойники.

    Третий мальчик сказал дома правду.

2. Почему мальчики загулялись в лесу?

3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

1. Поворчала на него тётка да и простила.

2. Идут домой – боятся.

3. Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

4. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

4. Два мальчика решили дома сказать неправду. Как вы думаете, почему?

    Потому что так было интереснее.

    П отому что любили фантазировать.

    Потому что считали, что ложь лучше правды.

    Потому что играли в разведчиков.

5. Выпишите из текста предложение, в котором третий мальчик объясняет свое решение.

6. Какими словами можно заменить выделенные слова в выражении «А дед тут как тут …»

1. на следующий день

2. моментально

3. через некоторое время

4. скоро

7. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

      Сказки

      Рассказы о честности и лжи.

      Басни

      Рассказы о животных.

8. Объясните, как вы понимаете предложение « А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился».

9. Как повела себя тетка третьего мальчика, когда он рассказал правду?

1. Рассердилась.

2. Поворчала и простила.

3. Наказала.

4. Не поверила.

10.О чём главным образом хотел рассказать автор?

    О любви детей к лесу.

    О том, как родители сердятся на детей.

    О том, что правда лучше лжи.

    О трех мальчиках.

11. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

    Попадет нам дома.

    Загулялись мальчики.

    А я правду скажу, - говорит третий.

    Нет в этих местах волка.

12. Какова главная мысль этого текста?

    Нельзя долго гулять в лесу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ждановская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________/Спиридонова О.А./

«_____»__________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Ждановская ООШ»

_____________/ Асташенкова Ю.В../

«_____»__________20___г.

Рабочая программа

факультативного курса

«Внеклассное чтение»

6 класс

2016/2017 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Асташенкова Ю.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к урокам (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через:

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 6 классе. В год 34 учебных часа.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

Описание ценностных ориентиров факультативного курса.

Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению;

Формирование желания и умения учиться;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

Освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления

Данный факультатив расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении факультатива «Внеклассное чтение», являются:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения факультатива «Внеклассное чтение», должны проявиться:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

3) в коммуникативной сфере:

– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Внеклассное чтение» В 6 КЛАССЕ

1.Устное народное творчество

2. И.А. Крылов. Басни

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина», роман «Дубровский»

5. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения

6.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством», «Миргород»

7.А.В. Кольцов. Стихотворения

8.Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

9. Н.С.Лесков «Человек на часах»

10.А.С.Грин «Алые паруса»

11. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

12. К.М.Станюкович «Максимка»

13.М.М.Пришвин «Море»

14. А.А.Лиханов «Последние холода»

15. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

17. О.Генри «Вождь краснокожих»

18.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

19.Э.Сетон-Томсон «Снап»

20. Стихотворения о ВОВ

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «Внеклассное чтение»

1

Детский фольклор. Загадки

Мир басен И.А. Крылова

Басни Эзопа

Тема дороги в лирике А.С. Пушкина

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин «Повести Белкина» проблемы, герои

Осень в музыке и стихах

Осень в музыке и стихах

И.С. Тургенев «Записки охотника»

И.С. Тургенев «Записки охотника»

А.С. Пушкин «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», «Воздушный корабль»

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Выразительное чтение эпических произведений Н.В. Гоголя («Миргород»)

Выразительное чтение стихотворений А.В. Кольцова «Лес», «Песня».

Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков «Человек на часах»

Сказочная феерия А.С. Грин «Алые паруса

Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин «Море»

Знакомство с писателем А.А. Лихановым

А.А. Лиханов «Последние холода»

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

О.Генри «Вождь краснокожих»

Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон: биография и творчество

Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Стихи, посвященные ВОВ

Стихи, посвященные ВОВ

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение

    Учебник для общеобразоват. Организаций в 2 ч. В. П. Полотухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; под ре. В.Я. Коровиной.- 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.

    Поурочные разработки по литературе 6 класс Н.В. Беляев, Москва «Просвещение», 2016

    Рабочая тетрадь по литературе 6 класс, Р.Г. Ахмадулина в 2 частях, Москва «Просвещение», 2015

Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

Раздаточный материал по темам курса

Репродукции картин художников

ПК, мультимедийный проектр

Интернет-ресурсы

Книжный фонд библиотеки

Факультативные занятия по русс. лит. направлены на развитие интереса к предмету, формирование учебно-исследовательской деятельности и креативного мышления школьников, их духовного обогащение. Школьные программы основного курса не могут удовлетворить всё возрастающий поток информации, как в литературоведении, так и в смежных дисциплинах. Поэтому образовательные и воспитательные функции факультативов постоянно возрастают.

Факультативные курсы решают след. задачи:

Углубляют интерес учащихся к словесному искусству, знакомят их с более значительными явлениями в литературе, закономерностями литературного процесса;

Повышают уровень художественного восприятия литературных произведений в единстве логико-интеллектуального и эмоционального осмысления;

Учат рассматривать художественное произведение как межкультурный универсум, анализировать в контексте диалога культур и цивилизаций;

Развивают креативные способности и мышление, формируют художественный вкус.

Практика факультативов в школе даёт основание определить их содержательную и организационную структуру. Это, во-первых, дополн. материал к программным темам; во-вторых, спецсеминары, углубляющие тот или иной раздел основного курса; в-третьих, спецсеминары по межнациональным литературным связям; в-четвёртых, художественно-творческие факультативы (лит.-творческие семинары, практикумы по художественному переводу и др.).

Факультативы первого типа предполагают более углубленное ознакомление с творчеством выдающихся русских художников слова, представленных в основном курсе. В ряде случаев участники факультатива обращаются к художественному наследию тех авторов, имена которых в основной программе не названы и их произведения вообще не изучаются, или даются в обзоре.

Факультативы второго типа – спецкурсы – ориентированы на углубленное изучение какого-либо программного раздела. По своей структурно-содержательной направленности спецкурсы могут представлять собой: а) монографическое освещение жизни и творчества писателя; б) раскрытие специфики интерпритации и анализа худ. произведения в поликультурном образовательном пространстве; в) обзорное рассмотрение художественно-стилевых течений в русской поэзии ХХ1 века.

Факультативы третьего типа формируют представления об основных закономерностях литературного процесса 21 века.

Факультативы четвёртого типа способствуют развитию художественно-творческих потенций старшеклассников, совершенствуют восприятие литературных произведений.

Если ученики планируют дальнейшее обучение в гуманитарных факультетах, тогда целесообразны факультативы первого типа. Если возникает необходимость придать занятиям поисковый, исследовательский характер, максимально активизировать самостоятельную работу, тогда предпочтение нужно отдать факультативам второго и третьего типа. Факультативы, стимулирующие литературное творчество, результативны в гимназиях, лицеях, где школьники обладают художественными данными и стремятся проявить себя в сочинении стихов, очерков, рассказов и т.д.

Успех факультатива во многом обусловлен не только педагогически мотивированным выбором его содержания, но и обоснованными организационно-педагогическими решениями.

Факультативная группа формируется из числа учащихся одного класса или параллельных. В сельской местности, где недоступны практикумы в музеях, архивах, научно-исследовательских учреждениях, могут быть предложены семинары по основам теории и практике художественного перевода, сопоставительному анализу русских и национальных текстов, межнациональным литературным отношениям.

Если факультативные группы создаются в каждом из старших классов, становится целесообразной циклизация занятий. И здесь важно подчинить одной концепции все три года обучения в факультативном курсе по одной проблеме, которая будет дополняться новым литературным материалом из года в год. Это будет системный и целостный курс по изучению современной лит-ры, рассчитанный на 3 года обучения.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Иртовская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

факультативного курса

«За страницами учебника литературы»

5 – 7 класс

2013/2014 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

БУРКОВА СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,

учитель русского языка и литературы

ОУ: МБОУ «Иртовская ООШ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой «Литература» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. -Москва, Просвещение 2009 г.).

Интерес к урокам за страницами учебника (т.е. внеклассное чтение) возникает у учащихся потому, что

    книги, предлагаемые для обсуждения, не входят в обязательный список для изучения;

    обстановка на занятиях по внеклассному чтению непринужденная, здесь много спорят, здесь можно высказать свою точку зрения и аргуументировать ее, можно самому предложить книгу для обсуждения, иллюстрировать ее, участвовать в инсценировке отдельных эпизодов и т.д.;

    успех занятий по внеклассному чтению зависит от мастерства учителя, богатства его методической палитры, от того, насколько удастся сделать эти занятия яркими, неприглаженными, дающими простор искренности суждений без страха получить «двойку» даже за явно несуразное мнение о книге или герое;

    успех этих занятий зависит от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки и живописи, удачны ли будут занятия в композиционном и логическом отношении

Уроки внеклассного чтения на всех этапах обучения несут одну идею – привитие интереса к книге, к чтению, поэтому целесообразнее проводить однотемные занятия. Это позволяет сделать программный материал интересным, так как темы занятий в разных классах перекликаются. Кроме этого необходимо ввести занятия по изучение произведений писателей Архангельской области. Литература Русского Севера – это творчество писателей, которые здесь родились и выросли; это и произведения писателей, которые здесь жили, бывали, путешествовали.

Цель занятий по факультативу: обеспечивать полноценное литературное развитие школьников через

    формирование привычки у детей, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и по всем правилам читать книги;

    углубленное знакомство учащихся с детской и юношеской литературой;

    воспитание вдумчивых. творческих читателей, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и культуре русского Севера, людям и традициям северного края;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений

    развитие нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры учащихся, культуру чувств и общения.

Задачи факультативного курса:

    Знакомить с книгами классической и современной детской и юношеской литературы, художественными произведениями по всем темам детского чтения.

    Побуждать детей к самостоятельному чтению.

    Создавать учебную ситуацию для того, чтобы учащиеся смогли обменяться сообщениями о самостоятельно найденных и прочитанных книгах.

    Формировать умения сознавать свои мысли и чувства, доказательно высказывать свои суждения.

    Формировать навыки применения учащимися читательских знаний, умений и навыков в общешкольном аспекте.

    Воспитывать привычки обращаться к книге как источнику знаний.

    Воспитывать у детей интереса к учению как средства успешного обучения в среднем звене школы.

Количество часов занятий по данному факультативу – 1 час в неделю в 5-7 классах. в год 34 учебных часа в каждом классе.

Организационно – методическая структура урока внеклассного чтения:

1. Решение задач по ориентировке в книгах. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта детей учителем и углубление читательского кругозора.

2. Чтение учителем произведений илли отрывков из произведений вслух.

3. Беседа-рассуждение о прочитанном, анализ художественного произведения, характеристика героев.

4. Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать.

5. Чтение учащимися названного произведения про себя.

1.Устное народное творчество. Русские народные сказки. Северные варианты русских народных сказок. Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки. М.Д.Кривополенова. Ссказки «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Сказки народов мира.

3.С.Г.Писахов. Сказки

4.Б.В.Шергин. Сказки о Шише.

5.А.Платонов «Волшебное кольцо»

6. Басни русских и зарубежных писателей

7. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Руслан и Людмила».

8.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

9.Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» (на выбор)

10. А.И.Куприн «Белый пудель» «Чудесный доктор»

11. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Горный мастер», «Каменный цветок»

12. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

13. В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка»

14.Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

15.К.Симонов «Сын артиллериста»

16.Тэффи «Где-то в тылу»

1.Гомер «Илиада», «Одиссея»

2. Б.В.Шергин «Миша Ласкин», «Евграф»

3.А.С.Пушкин «Повести Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик»; «роман «Дубровский»

4.Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

5.Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном», «Пролетали лебеди»

6. Н.С.Лесков «Человек на часах»

7.А.С.Грин «Алые паруса»

8. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

9. К.М.Станюкович «Максимка»

10.М.М.Пришвин «Море»

11. А.А.Лиханов «Последние холода»

12. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

13. Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

14. О.Генри «Вождь краснокожих»

15.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

16.Э.Сетон-Томсон «Снап»

17. .М.Сааведра «Дон Кихот»

1.Устное народное творчество. Северные былины. Северные сказаители и собиратели былин.

2.»Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

3.Древнерусская литература. «Моление Даниила Заточника», «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

4.М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

5.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

6.Б.В.Шергин «Для увеселения»

7.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

8.Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

9. А.Каверин «Два капитана»

10. А.Беляев «Человек-амфибия»

11.Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка», «Потомок Джима»

12.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

13.Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

14.В.Железников «Чучело»

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного факультативного курса ученик должен знать:

    основные факты жизненного и творческого пути писателей;

    основные теоретико-литературные понятия;

    работать с книгой

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Книжные фонды школьной и сельской библиотек.

2.Фонотека, видеотека, медиатека.

3.Книжные выставки.

4.Проектная деятельность (мультимедийные презентации)

Календарно – тематическое планирование

по факультативу «За страницами учебника литературы»

Классы 5 - 7

Учитель Буркова С.В.

Количество часов

Всего -34 часа в каждом классе; в неделю 1 час в каждом классе.

Планирование составлено на основе по литературе под ред. В.Я.Коровиной

5 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. М.Д.Кривополенова. Северные варианты русских народных сказок «Череп-терем», «Горшочек лихо мыть» и др.

2.Русские народные сказки.

3.Малые формы фольклора. Пословицы и поговорки, частушки и загадки.

4.Сказки народов мира. Сказывание сказок. Конкурс на лучшего сказителя.

С.Г.Писахов

1. Кто такой Степан Писахов? (знакомство с биографией и творчеством писателя)

2-3.Сказки С.Г.Писахова («Морожены песни», «Северное сияние», «Налим Малиныч» и др.)

4. Языковое своеобразие сказок (гипербола, олицетворение, метафоры, эпитеты, диалектизмы и др.)

Басня

1. Басни русских и зарубежных писателей

2.Басни И.А.Крылова

Литературные сказки

1. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

2.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

3.Сказочные элементы в поэме А.С.Пушкина

4.Герои поэмы «Руслан и Людмила»

5.Б. В. Шергин. Сказки о Шише.

6. А.Платонов «Волшебное кольцо»

Н.В.Гоголь

1.Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»

2. Образ паночки

2.Фантастика и юмор в повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»

Л.Н.Толстой

1.Л.Н.Толстой и Кавказ.

2. Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

А.И.Куприн. Рассказы

1.А.И.Куприн «Булый пудель»

2.А.И.Куприн «Чудесный доктор»

П.П.Бажов. Сказы

1.П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»

2.П.П.Бажов «Горный мастер»

3. П.П.Бажов «Каменный цветок»

С.Я.Маршак

1.С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

2.Добро и зло в пьесе С.Я.Маршака

Рассказы В.П.Астафьева

1.В.П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

2. В.П.Астафьев «Белогрудка»

3.Рассказы В.П.Астафьева о животных

Ю.П.Казаков «Никишкины тайны»

К.Симонов «Сын артиллериста»

Тэффи «Где-то в тылу»

Итого:

6 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Гомер

1. Гомер «Илиада»

2.Гомер «Одиссея»

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Миша Ласкин»,

2. Б.В.Шергин «Евграф»

А.С.Пушкин «Повести Белкина»

1.А.С.Пушкин «Выстрел»,

2. А.С.Пушкин «Метель»,

3. А.С.Пушкин «Гробовщик»;

4.А.С.Пушкин роман «Дубровский» (просмотр видеофильма)

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».

2. Характеристика образов в повести

3.Языковые особенности повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

4.Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов. Жизнь и творчество

2. Ф.А.Абрамов «В Питер за сарафаном»

3. Ф.А.Абрамов «Пролетали лебеди»

Н.С.Лесков

1Н.С.Лесков «Человек на часах»

А.С.Грин

1. Сказочная феерия «Алые паруса»

2.Образы Ассоль и Лонгрена

3.Ассоль и Грей

Л.Н.Андреев

1. Л.Н.Андреев «Ангелочек»

К.М.Станюкович

1. К.М.Станюкович «Максимка»

2. К.М.Станюкович «Максимка» (просмотр видеофильма, сопоставит. анализ)

М.М.Пришвин

1.М.М.Пришвин «Море»

А.А.Лиханов

1.Знакомство с писателенм А.А.Лихановым

2.А.А.Лиханов «Последние холода»

3.Тема военного детства в повести А.А.Лиханова

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей», «Стальное колечко»

Ю.П.Казаков «Арктур – гончий пес»

М.Сааведра «Дон Кихот»

О.Генри

1.О.Генри «Вождь краснокожих»

2.Юмор и ирония в произведении О.Генри

Э.Сетон-Томсон «Снап»

Дж.Лондон

1.Дж.Лондон: биография и творчество

2.Дж.Лондон «Любовь к жизни»

Итого:

7 класс

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Всего часов

Устное народное творчество

1. Северные сказаители и собиратели былин 2.Северные былины.

3. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

Древнерусская литература.

1. «Моление Даниила Заточника»

2. «Хождение за три моря Афанасия Никитина»

3.Жанровое своеобразие древнерусской литературы

М.Ю.Лермонтов

1. М.Ю.Лермонтов «Боярин Орша»

Н.В.Гоголь

1. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

2.Сопоставительные анализ: худ. фильм и повесть Н.В.Гоголя

Б.В.Шергин

1. Б.В.Шергин «Для увеселения»

И.С.Тургенев

1.И.С.Тургенев Рассказы из сборника «Записки охотника»

2. И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч», «Малиновая вода»

Е.С.Коковин

1. Е.С.Коковин «Вожак санитарной упряжки»

А.Каверин

1.А.Каверин: жизнь и творчество

2.Знакомство с главными героями романа «Два капитана»

3. «Мечты сбываются...» в романе «Два капитана»

4.Жизненные перепитии Кати и Саньки

5.Военные годы в романе «Два капитана»

6.Разгадка тайны экспедиции в романе А.Каверина «Два капитана»

А.Беляев

1. А.Беляев: жизнь и творчество

2. А.Беляев «Человек-амфибия»

3. Фантастика в произведениях А.Беляева

Ф.А.Абрамов

1. Ф.А.Абрамов «Жила-была семужка»

2. Ф.А.Абрамов «Потомок Джима»

Б.Васильев

1. Б.Васильев6 жизнь и творчество.

2.Б.Васильев «А зори здесь тихие»

3. Жизненные пути главных героев повести

4.Тема ВОВ в творчестве Б.Васильева

Р.Фраерман

1.Знакомство с Р. Фраерманом

2. Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

3.Первая любовь в произведении Р.Фраермана

В.Железников

1. В.Железников «Чучело»

2.Сопоставительный анализ худ. произведения и худ. фильма

3.Тема взаимоотношений подростков в худ. литературе

Итого:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы. (Базовый уровень). Под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева и др. – М.: Просвещение, 2009.

    Региональный компонент общего образования Архангельской области. Литература 5-11 класс. – Архангельск: КИРА, 2005г.

    Модели уроков по литературе в 5-11 классах (национально – региональный компонент). Сост. Н.П.Сидоренко, Т.Н. Назаренко и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2001г.

    Уроки внеклассного чтения. Сост. Картавцева М.И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель». 2003г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 г. Балтийска

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________ Ухабина М. Г.

Протокол № 1

«СОГЛАСОВАНО»

Замдиректора по УВР

________ Назарова О. Н.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №6

___________ Захаренко Л. А.

Приказ № 314


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по литературе

«Анализ художественного текста»

педагога первой квалификационной категории

Казарлыги Елены Константиновны

для 9 «Б» общеобразовательного класса

Количество часов по учебному плану школы – 34 (1ч/нед)

2015-2016

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Анализ художественного текста» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательной школы; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса:

Формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

Развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

Воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

    формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

    формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации поэтических текстов;

    развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;

    развитие умения постигать содержание художественного произведения на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;

    формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;

    развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;

    развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Факультативный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным в вузы гуманитарного направления.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Предполагаемые результаты обучения: факультативный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме

Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста. Программа элективного курса включает в себя:

    пояснительную записку;

    требования к уровню освоения содержания курса;

    тематический план курса;

    учебно-методическое обеспечение курса (список литературы для учащихся; список литературы для учителя; список стихотворений для анализа на занятиях).

Учебно-тематическое планирование

Количество занятий

Наименование разделов и тем

Основное содержание раздела

Основные понятия

Формы контроля

Мир художественного произведения.

Литература как вид искусства.

Устный опрос.

Виды анализа текста.

Лексико-семантический анализ. Лингвостилистический анализ. Анализ стихотворения в контексте творчества самого автора; национального литературного процесса; мирового литературного процесса

Лингвистика, лексика, семантика, поэтика, литературный процесс.

Устный опрос

Фонетика: связь звука, цвета, смысла. Звукопись.

Особенности звуковой организации художественного текста.

Звуки речи, ассонанс, аллитерация

Ритм художественного текста. Интонация. Стихи и проза.

Проза и поэзия как два вида словесного творчества, интонационное и ритмическое построение произведения.

Интонация, ритм,стихотворные размеры.

Устный опрос, практическая работа.

Лексика: сила слова. Изобразительные возможности слов. Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

Изобразительные возможности лексики.

Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, неологизмы, архаизмы, историзмы, диалектизмы, заимствования.

Устный опрос, практическая работа, тесты.

Средства выразительности языка. Стилистические фигуры.

Риторические фигуры и тропы.

Инверсия, парцелляция, риторические обращение и вопрос, метафора, эпитет, метонимия, оксюморон, синекдоха, антитеза и др.

Устный опрос, практическая работа,тесты.

Изобразительные возможности словообразовательных и морфологических средств.

Художественное употребление словообразовательных и морфологических средств языка.

Корень слова, суффиксы, приставки, сложные слова.

Беседа, практикум.

Пространство и время в художественных произведениях.

Пространство и время в литературе.

Хронотоп.

Устный опрос.

Идейно-образный анализ текста.

Герой художественного произведения, проблематика.

Художественный образ

Сочинение

Роды и жанры литературы

Три рода литературы, жанры

Эпос, лирика, драма, роман, рассказ, стихотворение, комедия, трагедия, драма и др.

Устный опрос.

Проблема и тема художественного произведения, авторское решение проблемы.

Сочинение

Творческая мастерская

Зачётная (письменная) работа

Самостоятельная работа (анализ текста)

Творческий или исследовательский проект

Защита проекта

    К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками : Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.

    Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.

    Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств и снова возвращаться к высказанной гипотезе.

    При анализе произведения на различных языковых уровнях (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.

    Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.

    Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств, средства художественной изобразительности.

    Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.

    Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

    Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.

Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения .

Схема анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями)

    Дата написания стихотворения.

    Реально-биографический и фактический комментарий.

    Жанровое своеобразие.

    Ведущая тема.

    Основная мысль.

    Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении, в их динамике и статике.

    Внешнее впечатление и внутренняя реакция на стихотворение.

    Преобладание личных и общественных интонаций.

    Построение стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов:

    по сходству;

    по контрасту;

    по смежности;

    по ассоциации;

    по умозаключению.

Основные изобразительные средства : эпитет, иносказание, метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм.

Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, перифраз.

Основные особенности ритмики:

    тонический, силлабо-тонический стих, «дольник», «свободный стих»;

    стих. размеры – ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, анапест, амфибрахий.

    Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

    Рифма (мужская, женская, дактилическая; точная, неточная).

    Строфика (двустишье, трехстишье, катрен, пятистишье, октава, «онегинская строфа»).

    Эфрония (благозвучие) и звукопись (аллитерация и ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях данного элективного курса предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие.

Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

    Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование, творческая работа или защита проекта учащегося по теме курса.

Учебно-методическое обеспечение курса

Литература для учащихся

    1. Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. - М.: Просвещение, 1995.

    2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы. – М.: «Образование от А до Я», 1999.

    3. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы и задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. - М.: Просвещение, 1996.

    4. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. - М.: Просвещение, 1997.

    5. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

    6. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы: Педагогический практикум. - М.: «Первое сентября», 2002.

Литература для учителя

    1. Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников. - 2002.- №2; 2003.- №1-4.

    2. Альбеткова Р.И. От слова – к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность.- 2002.- №4.- С.

    3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: Пособие для учителя.// Под ред. М.Л.Семановой.- М.: Просвещение, 1987.

    4. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе. -2002.- №2.- С.3.

    5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература: Приложение к газете «Первое сентября».- 2004.- №6.- С.2-6.

    6. Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе.- 1999.- №4.- С.26.

    7. Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников.- 2002.- №1, 2; 2003.- №1-3.

    8. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность.- 2002.- №3.- С.38-43.




Top