Спектакль манон. Последние приготовления к премьере балета "манон" Манон леско краткое содержание балет

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, сделавший своей репертуарной политикой знакомство с зарубежной классикой прошлого века, пополнил афишу беспроигрышным хитом - "Манон" британского классика Кеннета Макмиллана.

"Манон", поставленная для Королевского балета Великобритании в 1974 году, буквально с рождения существует в статусе легенды. Трехчасовой мастодонт, основанный на романе аббата Прево, с английской дотошностью воспроизводит эпоху душных драпировок, кринолинов, париков и мушек. На ее фоне разворачивается история несостоявшейся монахини, красавицы Манон Леско и бедного студента де Грие, по неосторожности влюбившегося в юную авантюристку. Бесчисленные адажио на слезоточивую музыку Жюля Массне, нашинкованную из нескольких опер, в которых Макмиллан был непревзойденным мастером, всегда и везде гарантируют спектаклю беспроигрышный успех.

Но Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко оказался в сложнейшей ситуации. Мало того, что ресурсов на постановку этого трехактного гиганта не всегда хватает и у более именитых компаний, но всего две недели назад Москва увидела эталон исполнения "Манон", когда на сцене Большого театра спектакль представил сам Королевский балет, берегущий этот спектакль Макмиллана как зеницу ока и оттачивающий его десятилетиями.

Поэтому задача Карла Барнетта и Патрисии Руанн, которым фонд Макмиллана доверил выпуск московской премьеры, была вдвойне нелегкой. Как оказалось, даже опыт исполнения "Майерлинга", еще одного гиганта от Макмиллана, полученный два года назад, здесь оказал лишь частичную помощь.

Впрочем, если не рассматривать эту "Манон" как образчик британского стиля, обожающего смачность бытовых деталей и психологических подробностей, балет выглядит впечатляюще: десятки людей вполне гармонично вписаны в компактную сцену, декорации-занавесы, воспроизведенные по эскизам Николаса Георгиадиса, обыгрывают "театр в театре" и придают ей королевский размах, оркестр под управлением Антона Гришанина (музыкальный руководитель постановки - Феликс Коробов) звучит не по-балетному полнокровно.

Но с первой же картины на постоялом дворе становится очевидно, что воспроизвести всю избыточность британского балета на выезде невозможно. Там, где "у них" любой артист миманса за отведенные секунды проживал целую судьбу, "у нас" читается лишь устрашающая "народная мощь". Где-то под задником топчутся нищие, как на марше вытягивают одновременно руки попрошайки, дружным строем проходят аристократы. Даже эффектные сценки с участием главаря попрошаек (танцевально эту партию хорошо исполнил Алексей Бабаев, недавнее удачное приобретение труппы) теряют смачность деталей. Талантливый танцовщик Дмитрий Соболевский, привыкший к амплуа принца, не знает, как себя вести в роли проходимца Леско, который эффективно управляет "карьерой" сестры, подыскивая ей богатых покровителей, а Валерия Муханова в роли Любовницы Леско выглядит не столько вульгарно, сколько по-школьному наивно. Да и Татьяна Мельник в заглавной роли, чьи восхитительные "сахаровские" ноги будто созданы для красоты макмиллановских адажио, просто стесняется своей Манон.

Сохранив стыдливость до натуралистичных поцелуев де Грие в "постельном" адажио, далее она пытается сохранить вид оскорбленной невинности даже в такие моменты, как соблазнение Господина Г.М., а уж в салон Мадам, на сборище полусвета, является Татьяной Лариной, скорбно сопровождающей своего "генерала".

Неудивительно, что английские постановщики решили укрепить премьерный состав приглашенным де Грие - Албаном Лендорфом (тем самым, что в прошлом сезоне сотворил сенсацию на "Бенуа де ла данс", станцевав фрагменты из "Дамы с камелиями" и "Сильфиды"). Если бы он был штатным танцовщиком российской компании, ему вряд ли доверили что-то большее, чем Леско, а скорее, ограничили бы амбиции партией Главаря попрошаек: танцовщик невысок ростом, крупноват в бедрах и икрах, круглолиц и трогательно курнос - то есть являет собой полную противоположность балетному принцу. Но за шесть лет карьеры Лендорфа в родном Датском Королевском балете ему доверили не только Солора, но даже Аполлона, Принца Дезире и Армана. Балетному миру он стал известен как один из самых ярких артистов. В московской "Манон" он не только героически выстоял все коварные для его фактуры арабески, чисто выкрутил анафемски медленные пируэты и легко ловил Манон в сложнейших поддержках - Лендорф оказался самым достоверным романтическим героем, единственным, кому в московской "Манон" удалось посочувствовать.

Балет в четырех действиях

Действующие лица

Манон Леско

Де Гриё , ее возлюбленный

Капрал-вербовщик

Маркиз де Жервиль

Комиссар полиции

Стражник

Тюремный надзиратель

Ссыльные, балерины, солдаты.

Действие первое.

Гулянье в саду Пале-Рояль. Де Гриё встречается с Манон, охваченный страстью к ней. Падкая до зрелищ и увеселений, купающаяся в восторженных взглядах мужчин, завидующая модницам, Манон вместе с тем горячо любит де Гриё, хотя и жалеет, что он по бедности не может украсить ее драгоценностями, какими хвалятся прогуливающиеся по саду дамы. Де Гриё очертя голову подписывает контракт, подсунутый ему вербовщиком, и Манон получает от него в подарок приглянувшуюся ей вещь.

На Манон обращает благосклонное внимание маркиз де Жервиль - командир полка, для которого капрал вербует рекрутов. Он приглашает ее вместе с кузиной на спектакль «Гранд-Опера».

Действие переносится в театр. На сцене идет роскошный балет с участием известных балерин. Во время спектакля в театр врывается де Гриё. Он устраивает Манон сцену ревности. Из-за скандала спектакль прерывается. Де Гриё арестован. Манон, не выдержав всего случившегося, падает в обморок.

Действие второе.

Дом маркиза. Приносят Манон, приводят ее в чувство. Маркиз обещает освободить де Гриё, но берет с Манон слово участвовать на устраиваемом им у себя дома балу.

Бал. Кузина сообщает Манон, что де Гриё все-таки забрали в солдаты. Манон умоляет маркиза расторгнуть контракт с де Гриё.

Маркиз соглашается, но при условии, что Манон поселится в его доме и не будет больше встречаться с де Гриё. Он обещает, что не станет добиваться взаимности Манон, пока она сама не почувствует расположения к нему. Манон колеблется; и все же, опасаясь, что де Гриё будет отправлен на войну и убит, соглашается. Маркиз покидает дом.

Манон размышляет о происшедшем. Снова в ее душе происходит борьба между интересом к нарядам, драгоценностям и любовью к де Гриё. Начинается гроза. В окне появляется сам де Гриё. Он поражен, обнаружив Манон в доме полковника, и упрекает ее в измене. Чтобы доказать де Гриё свою верность, Манон отказывается от драгоценностей, набрасывает на себя плащ и готова бежать с любимым куда глаза глядят, только просит де Гриё переждать непогоду.

В разгар любовного диалога появляется маркиз. Он приказывает слугам вышвырнуть в окно незваного гостя. Де Гриё обнажает шпагу и ранит маркиза. Де Гриё арестовывают. Комиссар полиции приказывает схватить Манон и за распутное поведение отправить в заморские колонии.

Действие третье.

Новый Орлеан. Манон вместе с другими ссыльными находится на принудительных работах. В безутешной тоске она глядит на море, вспоминая Францию и свою погибшую любовь.

Де Гриё, ставший солдатом, получает разрешение стражника увидеться с Манон. Появление тюремного надзирателя заставляет его спрятаться. Надзиратель предлагает Манон стать его любовницей, обещая за это свободу и «хорошую жизнь». Манон с негодованием отвергает его домогательства. Надзиратель угрожает ей насилием. На помощь приходит де Гриё. Он запирает надзирателя в тюрьме и уговаривает Манон бежать, спустившись с горы на веревке. Манон это удается, но, к сожалению, де Гриё застигает стража. Следует короткая схватка. Он ранен и все же спасается бегством. Палят пушки в честь прибытия корабля из Франции, доставившего нового генерал-губернатора Луизианы.

Действие четвертое.

Пустыня. Герои обессилели от скитаний, жажды и жары. Они обмениваются обручальными кольцами и клянутся в любви до гроба. Сил Манон хватает лишь на эту клятву - она умирает. Де Гриё в отчаянии. Его окружают солдаты.

Надзиратель велит схватить де Гриё. Генерал-губернатор (это маркиз де Жервиль) отшатывается при виде бездыханной Манон.

«Мертва!» - говорит он. «Мертва!» - восклицает де Гриё и падает без чувств на тело Манон.

Петрушка Либретто А. Бенуа и И. Стравинского

Балет в одном действии

Действующие лица

Петрушка

Балерина

Арап

Фокусник

Уличные танцовщицы

Шарманщик

Ухарь-купец

Две цыганки, кучера, извозчики, кормилицы, купцы, ряженые: Баба, Черт, Коза, Гусар, Поваренок; мастеровые, гуляющие.

Гулянье на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем.

Два гренадера эпохи Николая I отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.

Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим. Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой.

Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры. Звучит барабанная дробь.

Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол - жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он радостно кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Не понимая его радости, она испуганно пятится к двери, уходит.

Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему.

Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!

Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравится, что в орехе что- то шумит, и он пытается расколоть его своей кривой саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила - божество для тупого Арапа.

Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на кларнете. Арап недоволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку.

Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятия.

Дробь гренадерских барабанов.

Снова масленичное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя, потом пьяный купчик с двумя молодыми цыганками. Купчик сорит деньгами. Пляшут, чтобы согреться, кучера и конюхи. Вбегают ряженые.

Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь кукла, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка; он грозит кулаками своим мучителям.

Пламя Парижа (Триумф Республики) Либретто Н. Волкова и В. Дмитриева

Балет в четырех действиях

Действующие лица

Гаспар , крестьянин

Жанна и Пьер , его дети

Филипп и Жером , марсельцы

Маркиз Коста де Борегар

Граф Жоффруа , его сын

Управляющий имением маркиза

Мирейль де Пуатье , актриса

Антуан Мистраль , актер

Амур , актриса придворного театра

Король Людовик XVI

Королева Мария-Антуанетта

Церемониймейстер

Оратор-якобинец

Сержант национальной гвардии

Марсельцы, парижане, придворные, дамы, офицеры королевской гвардии, швейцарцы, егеря.

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко несколько лет назад было решено отдать дань знаменитому сюжету по мотивам романа «История кавалера де Грие и Манон Леско», и со дня премьеры и по сей момент эта постановка пользуется неизменной и заслуженной популярностью.

О балете «Манон» в театре Станиславского

Образ довольно легкомысленной, но пленительной, неизменно желанной, всегда ускользающей Манон Леско, знакомой читателям по роману аббата Прево, всегда волновал не только художников, но и музыкантов, включал их богатое творческое воображение. Кеннет Макмиллан, британский балетмейстер, также под влиянием этого образа создал балет «Манон». Он поставил его на музыку, которая была собрана из разных произведений, написанных Жюлем Массне. Аранжировку партитуры и оркестровку также делал композитор Л. Лукас в соавторстве с Хильдой Гонт.

Премьера этого спектакля прошла в начале марта 1974-го года, он был представлен публике на сцене театра Ковент-Гарден в Лондоне. Премьера Балета «Манон» в театре Станиславского и Немировича - Данченко состоялась летом 2014-го года, композицию и оpкестpовку создал Маpтин Йейтс, за дирижёрским пультом — Феликс Коробов, за спиной у которого опыт сотрудничества с такими прославленными балетмейстерами, как Джон Ноймайер или Юрий Григорович. Балетмейстеры-постановщики - Карл Барнетт в сотрудничестве с Патрисией Руан. Костюмы к спектаклю и сценографию создал знаменитый Николас Георгиадис, сотрудничавший ранее с Рудольфом Нуреевым в королевском балете.

Как купить билеты на балет «Манон» в театр Станиславского

Увидеть шедевр балета, историю любви прекрасной Манон и кавалера Де Грие, поставленный на прекрасную музыку Массне, можно при помощи нашего агентства. Однако, нужно уже сейчас позаботиться о том, чтобы купить билеты на балет «Манон» и выбрать комфортные места в зрительном зале. Кстати, этот выбор помогают осуществить профессиональные менеджеры, которые работают в нашем агентстве. Мы, имея солидный опыт работы (агентство осуществляет деятельность уже более двенадцати лет) можем предложить любому клиенту:

  • доставку любых билетов (бесплатно) не только по Москве, но и в пределах Петербурга;
  • предоставление пакета исчерпывающей информации о билетах на балет «Манон» в театре Станиславского в Москве в 2019 году;
  • возможность оплаты приобретённых билетов как за наличный расчёт, так и банковскими картами, а также (по личному желанию) переводом;
  • скидку, если приобретаются билеты для значительных компаний (от десяти человек).

Несравненная хореография, созданная Макмилланом и воплощенная на сцене театра Станиславского, сделала «Манон» одним из лучших балетов нашего времени. В образе главной героини явно прослеживается связь с русской культурой, поэтому этот прекрасный балет будет вызывать интерес у нашего зрителя всегда.

Когда я узнала, что в МАМТе (Московском академическом музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко) идет (и уже более 10 лет) балет "Манон", то несколько удивилась, так как знала, что "Манон" это опера. А тут балет.. Оказывается Сэр Кеннет МакМиллан написал либретто по произведению аббата Прево и,используя музыку того же Массне, создал воистину шедевральный балет. Он был поставлен впервые в Королевском оперном театре Ковент-Гарден, Лондон в 1974 году. В МАМТе премьера состоялась в 2014 году.
Я смотрела этот балет и поражалась, как точно музыка следует сюжету, вернее отображает даже не само действие, а настроение героев, их характер,те или иные поступки. Про то, что МакМиллан "скомпоновал" балет из различных произведений Массне, я узнала потом, а тогда, на спектакле, я просто наслаждалась волшебным симбиозом музыки и печальной истории, известной нам давным давно.

Кстати о драматургии, о либретто. Действие балета перенесено несколько в другое время..в предверии Великой Французской революции. Такая вольность с исходным текстом оправдывается желанием показать "блеск и нищету". Именно тогда (как и перед любой революцией) наиболее остро было различие богатства и нищеты. Нищета как проказа, как болезнь, и всеми способами хотелось удержаться хотя бы в рамках достатка, а лучше..роскоши. Вот и Манон сначала предпочла "продаться" богатому господину Г.М. Однако деньги решают отнюдь не все..Любовь. Она толкает порой на безрассудные поступки. Манон и студент де Грие-это история трагической любви, рассказанная очень нежно и страстно.

Итак, балет "Манон". Он поражает великолепием декораций,которые по прихоти сюжета волшебным образом преображаются. То была шикарная салонная обстановка, а в следующем акте на первый план выходит комната небогатого студента с потрепанными гардинами, а в следующем акте перед нами оживленный вокзал, или шумный порт. Очень много массовых сцен. И они очень любопытны и характерны. Танцы "второго плана" (сцены на вокзале, танцы куртизанок) я смотрела с не меньшим восторгом, чем сольные партии. Особенно вспечатлил танец заключенных женщин. Столько безысходности в нем!
И костюмы, какие же красивые костюмы!! Интересна цветовая гамма спектакля-приглушенно золотистые и коричневые тона. И только два светлых пятна-Манон и де Грие..Хотя очень эффектный выход Манон-содержанка Г.М в черном с блестками платье. Почему-то вспомнился Черный лебедь, этакий психологический прием замены Белого на Черное. Эффектно, но со знаком "-", этакая антитеза светлого и наивного характера девушки, светская дама против простушки. По- моему, та Манон, что я видела на сцене была уверенной в себе девушкой, понимающей все "про и контра", умеющей и мужчин контролировать, и получить то, что хочет, а именно уйти от бедности к богатству. В первых дейстивях балета Манон именно такая.И только зов любви и страсти, побег с де Грие и дальнейшие жизненные перепетии буквально сбивают ее с ног. И мы видим Манон сломленную, раздавленную и покоренную.

Несмотря на трагизм, балет этот очень нежный благодаря дуэту Манон и де Грие. Так выглядит любовь, ей богу..Столько ньюансов со стороны Манон-она и играет, и отдается, и ласкает, и наслаждается. А кавалер он просто Любит-беззаветно, нежно и страстно. Эти несколько сцен любви взрывали зал. Столько криков "Браво!" я давно не слышала.
Манон танцевала Ксения Шевцова. На мой взгляд, великолепно! И знаете, в после спектакля на поклоны вышел Лоран Илер (художественный руководитель балета) и сказал, что Ксения стала примой балета театра. Брависсимо!Три часа (3 действия с 2 антрактами) пролетели быстро, к сожалению, очень быстро. Настолько был великолепен балет-музыка, исполнители, декорации и костюмы. Но печальный финал был неотвратим. И болота Луизианны "поглотили" бедных влюбленных. Кстати, было любопытно как изображены будут эти болота. Вполне условно, но понятно. И сцена смерти ослабленной и изможденной Манон была очень трагичной и..красивой.

Балет в 3 актах (7 картинах) на музыку Ж. Массне , сценарист (по роману А. Прево) и балетмейстер К. Макмиллан , художник Н. Георгиадис.

Премьера спектакля состоялась 7 марта 1974 года в Королевском балете Великобритании на сцене лондонского театра Ковент-Гарден .

История создания

«Манон» - второй трехактный балет, созданный Кеннетом Макмилланом в качестве художественного руководителя Королевского балета. Он начал работать над «Манон» вскоре после рождения единственной дочери. Его источником был французский роман 18 века аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731), который уже дважды адаптировали для оперы Массне и Пуччини . Музыкальные номера из различных произведений Жюля Массне подобрал и оркестровал известный танцевальный музыкант Лейтон Лукас и его ассистентка, концертмейстер балетной труппы Хильда Гонт. В музыкальное оформление балета вошла и знаменитая «Элегия» из оперы Массне как главная тема влюбленных. Премьера «Манон» состоялась 7 марта 1974 года, партии Манон и де Грие танцевали Антуанетт Сибли и Энтони Дауэлл. Балет очень быстро вошел в основной репертуар театра.

Макмиллан симпатизирует своенравной Манон, привнеся в балет свойственное ему понимание психологии и личные воспоминания о своем бедном детстве. Свою героиню Макмиллан описывал «не как девушку, которая боится быть бедной, но которая стыдится быть бедной. В те времена бедность была равносильна долгой, медленной смерти». Друг Макмиллана Николас Георгиадис отразил эту идею, изобразив зыбкую грань между роскошью и разложением французского общества накануне революции (действие балета перенесено в конец XVIII века). Невероятная хореография Макмиллана создала яркие живые картины общества Парижа и Нового Орлеана. Но основной энергетический заряд несет страстное па-де-де Манон и Де Грие, которое напоминает не менее интенсивную раннюю работу Макмиллана, «Ромео и Джульетту» - именно оно движет всю трагическую историю, превращая «Манон» в одну из самых невероятных драм Макмиллана.

Сюжет

ДЕЙСТВИЕ I

Картина 1. Во дворе гостиницы в пригороде Парижа

Здесь царит суета: актрисы, молодые люди, дамы полусвета, нищие. За столиком сидят богатый господин Г. М., его любовница и друзья. Около них крутится завсегдатай здешних мест Леско. Он ждет свою молоденькую сестру Манон, направляющуюся в монастырь. Появляется миловидный студент-богослов де Грие, он не выпускает из рук священное писание. Подъезжает карета с Манон и Пожилым господином. Он увлечен Манон, но та лишь кокетничает с ним. Леско уводит Пожилого господина в гостиницу, чтобы заключить с ним сделку относительно сестры. Неожиданно Манон сталкивается с де Грие. Юноша падает перед ней на колени, целует ей руку. Манон смущена, тронута, ее также влечет к де Грие. Первый дуэт героев - зарождение страсти. Они решают бежать вместе в Париж на те деньги, которые Манон удалось выманить у Пожилого господина. Когда тот вместе с Леско выходят из гостиницы, то выясняется, что Манон исчезла, - вскочив на козлы, де Грие увез ее. Господин Г. М. сообщает Леско, что заинтересован в его сестре. Леско обещает постараться добиться благосклонности Манон.

Картина 2. Квартира де Грие в Париже

ДЕЙСТВИЕ II

Картина 3. Праздник в салоне Мадам

Разодетые девицы кокетничают с гостями-мужчинами. Подвыпивший Леско приводит в зал де Грие. Леско исполняет сольный танец, девицы в восторге. Появляются Манон и Г. М. Манон, преодолевая смущение от неожиданной встречи с де Грие, танцует со своими поклонниками. В сарабанде она переходит из одних рук в другие, пока в финале не возвращается к Г. М. Все уходят из зала, кроме де Грие. Как он и надеялся, появляется Манон. Юноша уговаривает ее уйти с ним. Манон убеждает его, что сначала надо выиграть у Г. М. большую сумму денег. Начинается игра. Де Грие попадается на мошенничестве. В разгаре ссоры влюбленные убегают.

Картина 4. Квартира де Грие

Третий дуэт героев - Манон и де Грие объясняются друг другу в любви. Юноша требует вернуть Г. М. его драгоценности. Но поздно. Г. М. появляется вместе с полицией. Вводят закованного в кандалы Леско. Манон арестовывают как проститутку. Завязывается драка, в которой от пули погибает Леско.

ДЕЙСТВИЕ III

Картина 5. Порт в Луизиане

На пристани собрались стражники и местные жители, они наблюдают за высадкой пассажиров. Среди прибывших молодых женщин, сосланных сюда за проституцию, и Манон. Ее трудно узнать, она истощена, ее шарм исчез. За ней следует де Грие, выдавая себя за ее мужа. По приказу Надзирателя стражи уводит Манон.

Картина 6. Кабинет Надзирателя

Вводят Манон. Надзиратель предлагает ей свое расположение за ее благосклонность. Она безучастна. Надзиратель одевает ей на руку браслет и обнимает Манон. Внезапно врывается де Грие и в припадке ревности закалывает Надзирателя кинжалом. Манон бросает на труп браслет и убегает вместе с де Грие.

Картина 7. Болота Луизианы

Здесь скрываются выбившиеся из сил беглецы. В полубреду девушка вспоминает свое прошлое: перед ней проходят призраки былых времен. Четвертый и прощальный дуэт героев. Манон взлетает в воздух и оттуда отчаянно бросается в объятия де Грие. Она теряет последние силы и умирает на руках де Грие.

Хореограф ставил бессюжетные спектакли, среди них - «Концертные танцы» (1955), «Агон» (1958), «Весна священная» (1962), «Симфония» (1963), одноактные сюжетные балеты - от «Поцелуя феи» (1960) до «Иудиного дерева» (1992), но наибольшую известность и славу принесли ему большие, многоактные балеты-драмы. Наиболее известны: «Ромео и Джульетта» (1965) с музыкой Сергея Прокофьева, «Анастасия» (1971) на музыку Петра Чайковского и Богуслава Мартину с сюжетом о мнимой дочери русского царя Николая II, «Манон» (1974) на музыку Жюля Массне, «Майерлинг» (1978) на музыку Ференца Листа с рассказом о трагической истории австрийского кронпринца Рудольфа.

В этих спектаклях Макмиллан средствами классического балета исследовал яркие человеческие судьбы в сложных драматических обстоятельствах. Во многом благодаря балетам Макмиллана сформировалась блистательная плеяда английских артистов - Линн Сеймур, Антуанетт Сибли, Мерл Парк, Дарси Бассел, Кристофер Гейбл, Энтони Дауэлл, Дэвид Уолл и другие.

Балет «Манон» основан на романе Антуана Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (1731), интерес читателей к которому не иссякает до сих пор. Желание сделать его героев действующими лицами балета хореограф объяснил так: «Меня очаровали персонажи. В балете участвует шестнадцатилетняя героиня, прекрасная, но абсолютно безнравственная, и герой, который под ее пагубным влиянием становится шулером, лжецом и убийцей. Нетрадиционный сюжет для балета, верно? В Манон аббата Прево интригует, прежде всего, то, что в ее мышлении начисто отсутствует логика. Только что она уверяла де Грие в своей любви, а уже в следующую минуту изменяет ему с престарелым графом. По-моему, ее поведение обусловлено прошлым, проведенным в нищете. Манон не только боится стать бедной, но и стыдится этой бедности».

Один из представителей позднего романтизма французский композитор Жюль Массне (1842-1912) был весьма плодовит. Камилл Сен-Санс вспоминал: «Легкость, с которой Массне сочинял, граничила с чудом. Я видел его больным, лежащим в постели в самом неудобном положении и заполняющим партитурную бумагу страница за страницей с быстротой, способной огорошить». Помимо множества симфонических, камерных сочинений и романсов его перу принадлежат оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис» (1894), «Дон Кихот» (1910) и другие. Известно, что премьеру «Дон Кихота» пел Федор Шаляпин , в его же интерпретации в России широко известен романс «Элегия».

Другой современник композитора Клод Дебюсси писал: «Совершенно ясно, что музыка для Массне никогда не была тем „голосом вселенной", который слышали Бах и Бетховен: для него она была, скорее всего, чарующей частностью».

Для своего балета Макмиллан выбрал у Массне не музыку одноименной оперы, а множество отрывков из других опер - «Сид», «Гризельда», «Тереза», «Ариадна», «Золушка», «Клеопатра», «Дон Кихот», «Эва», «Таис», «Бахус», «Король Лахорский», а также из ряда симфонических сочинений.

Аранжировка и оркестровка всего музыкального материала принадлежит дирижеру Лейтону Лукасу и Хильде Гонт (В 2011 году партитура была оркестрована заново дирижёром Мартином Йейтсом.).

Две основные темы Манон - оркестровые переложения романсов «Сумерки» и «Элегия». Они возникают уже в первом акте и в дальнейшем повторяются. Оркестровым вступлением к спектаклю стал фрагмент из оратории «Богородица». Отметим, что балетмейстер использовал музыку Массне по своему усмотрению, не обращая внимания на сюжет первоисточника. Так, например, сцена насилия над Манон в предпоследней картине исполняется на музыку из дуэта Дульсинеи и Дон Кихота.

Для понимания роли и характера музыки в данном балете приведем еще одно ироничное высказывание Дебюсси: «Массне понял подлинную роль музыкального искусства. Музыка должна смиренно стараться доставлять удовольствие. Надо, чтобы она покоряла нас или вкрадывалась в нас без затраты на это каких-либо усилий с нашей стороны».

Многоактные спектакли Макмиллана принадлежат к направлению «драматического балета», которое зародилось в 1930-х годах в Ленинграде и позже своими лучшими образцами (прежде всего, балетом «Ромео и Джульетта » Лавровского - Прокофьева) заразило весь мир.

Английские образцы этого жанра имеют свою специфику. Так, вряд ли можно обвинить «Манон» в умалении роли танца в целом спектакле, однако третий акт, за исключением последнего дуэта героев, беспомощен и в хореографическом, и в режиссерском смысле. Кажется, что выдумка и фантазия оставили балетмейстера на исходе второго действия. Впрочем, известно, что именно финальный акт подвергся критике после премьеры и Макмиллан кое-что переделал, но, увы, в недостаточной мере.

Зато украшением и своеобразной визитной карточкой спектакля стали четыре дуэта Манон и де Грие - от зарождения роковой для обоих страсти до смерти виновницы всех злоключений. Нередкое исполнение этих дуэтов (прежде всего - второго) мало теряет в выразительности и эмоциональности вне контекста спектакля, что не характерно для русских балетов-пьес. Некоторые критики даже утверждали, что только этих четырех дуэтов уже достаточно для раскрытия основной темы балета. Не будет преувеличением сказать, что именно желанию балерин станцевать эти маленькие шедевры хореографии балет «Манон» обязан своими многочисленными постановками на сценах крупнейших театров мира.

Балетмейстеру удалось создать ясный контраст между этими проявлениями личной драмы героев и массовыми х сценами. Последние полны суетной безжалостностью окружающей среды. Даже лучшие из них - танец нищих в первой картине, дуэт подвыпившего Леско со своей «дамой» и великолепная сарабанда Манон с поклонниками в сцене у Мадам - намеренно лишены внутреннего чувства. Советские критики заметили бы, что в них балетмейстер умело разоблачает буржуазное общество. Действительно, все общество в балете, мягко говоря, мало привлекательно, и в этом корни трагедии героев.

Как нередко бывает в балетах-драмах, в «Манон» ярко прорисованы образы большинства персонажей. Даже лишенный танца господин Г. М. остается в памяти, как уверенный в себе охотник за удовольствиями, не подвластный чувствам и уважающий лишь силу и богатство. В балете, в отличие от романа, Манон - фигура трагическая, цепь обстоятельств, а не собственное легкомыслие обрекли ее на бесславный конец. Любопытно, что Манон имеет лишь один небольшой сольный танец в первой картине, в дальнейшем она лишь плывет по течению, организованному другими. Да и де Грие несколько романтизирован в балете, его пороки также оправдываются окружающими обстоятельствами.

На премьере в Лондоне главные партии исполняли Антуанетт Сибли (Манон) и Энтони Дауэлл (де Грие), в дальнейшем эти партии танцевали многие другие, находя в этих богато очерченных хореографически образах свои личностные оттенки.

Российские зрители могли впервые видеть балет «Манон» на гастролях лондонской труппы в 1987 году. В 2000 году ассистент хореографа Моника Паркер осуществила постановку балета на сцене Мариинского театра. По сравнению с первоначальной лондонской премьерой художником спектакля стал Питер Фармер, до этого делавший сценографию «Манон» на различных сценах мира.

Петербургскую премьеру танцевали Алтынай Асылмуратова (Манон) и Игорь Зеленский (де Грие), уже имевшие опыт освоения этих партий в зарубежных труппах. На следующем спектакле их сменили Диана Вишнева и Илья Кузнецов, позже «подоспели» и другие исполнители. И снова выяснилось, какой диапазон личностных трактовок дает этот спектакль.

Партию Манон недостаточно станцевать, ее надо создать. Одни балерины пытаются честно «сыграть» роль - получается доходчиво, но малоэмоционально. Другие стремятся примерить ситуации и поступки Манон на свою индивидуальность. Но выясняется, что ощутить себя Джульеттой или Авророй легче, чем подобной женщиной - «сложной, расчетливой и прямодушной в своей преступности и в то же время необычайно естественной» (Ги де Мопассан). Видимо, для того чтобы «стать» полнокровной Манон хотя бы на сцене, надо быть хоть него много... Манон!? Петербургская критика роптала, пугаясь возвращения эры пресловутых «драмбалетов». Однако балерины были счастливы, и публика не один год охотно посещала этот интересный, хотя и неровный спектакль.

А. Деген, И. Ступников

Фото: Михаил Логвинов, Олег Черноус




Top