Спектакль русский роман золотая маска в прибалтике. Пресса

На последней церемонии вручения российской национальной театральной премии «Русский роман» оказался настоящим триумфатором -- он удостоился «Золотой Маски» сразу в трех номинациях: «Драма / спектакль большой формы»; «Женская роль» (Евгения Симонова ) и «Работа драматурга» (Марюс Ивашкявичюс ).

Решение жюри вряд ли стало для кого-то неожиданностью. Сразу после премьеры «Русский роман» обрел репутацию постановки значительной, с выдающимися актерскими достижениями (между прочим, помимо Евгении Симоновой на «Маску» выдвигали и Татьяну Орлову , сыгравшую в спектакле сразу две роли второго плана) и превосходной сценографией (оформил спектакль легендарный театральный художник Сергей Бархин ). Но больше всего поразило публику и критику то, что спектакль, посвященный Льву Николаевичу Толстому, создали в Московском академическом театре имени Маяковского два литовца: режиссер Миндаугас Карбаускис и драматург Марюс Ивашкявичюс. И что великого русского писателя не было в списке действующих лиц.

«Изначально у нас и Лев Толстой существовал как персонаж, -- признавался потом Ивашкявичюс, -- Меня в свое время поразила их Софьей история: это же Ромео и Джульетта 82-х и 67-ми лет соответственно. Такие шекспировские страсти между людьми весьма преклонного возраста… Но скоро Софья заняла все пространство пьесы, не дав Льву Николаевичу появиться».

Зато рядом с Софьей Андреевной на сцене появились Анна Каренина и Кити Щербацкая, Вронский и Левин. Жена гения пытается разобраться, чья история первична -- придуманных мужем героинь или же ее собственная, но творчество Толстого и его жизнь настолько переплетены, что реальность уже не отличишь от вымысла, и это приводит Софью Андреевну на грань помешательства...

«Наш спектакль очень многоплановый. Кому-то эта форма, где сосуществуют живые люди и литературные персонажи, может показаться сложной, кто-то ее просто не принимает. Но эта придумка Ивашкявичюса гениальна», -- считает народная артистка России Евгения Симонова, играющая Софью Андреевну фигурой, в чем-то равной Толстому.

«Русский роман» – это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа «Анна Каренина», в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы. Бывают романы, построенные на жизни автора. Но бывают и такие, которые в будущем строят жизнь автора. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений». Этой цитатой Марюса Ивашкявичюса, самого знаменитого драматурга Литвы, впервые написавшего пьесу на русском языке и получившего за нее «Золотую Маску», Московский академический театр имени Маяковского представляет «Русский роман» на своей странице www.mayakovsky.ru .

Посмотреть «Русский роман» смогут зрители всех трех городов, в которых проходит фестиваль «Золотая Маска в Латвии»: 10 октября – в Риге, на сцене театра «Дайлес», 12 октября – в Театральном доме Вентспилса Jūras Vārti, а 14 октября – в Лиепайском театре.

Генеральными партнерами «Золотой Маски в Латвии» на протяжении 12 лет являются компания Северсталь и Rietumu Banka . Фестиваль проходит при поддержке Министерств культуры Латвийской Республики и Российской Федерации, Посольств Латвийской Республики и Российской Федерации, Государственного Фонда культурного капитала Латвии, Рижской думы, Лиепайской думы, Вентспилсской думы и Управления Рижского Свободного порта.


ТАЛЛИНН, 20 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. С 10 по 17 октября Московский академический театр им. Вл. Маяковского отправится на гастроли в Ригу, Лиепаю, Вентспилс и Таллинн. Латвийским и эстонским зрителям на фестивале "Золотая маска" будет показан спектакль "Русский роман" по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса в постановке художественного руководителя Театра Маяковского Миндаугаса Карбаускиса.

"В последний раз в рамках "Золотой маски" мы привозили в Латвию и Эстонию спектакль "Таланты и поклонники". Это было ровно пять лет назад — осенью 2012 года. Но поскольку декорации этого спектакля очень масштабные, мы выступали только в Риге и Таллинне. Сценография "Русского романа" более мобильная и позволяет привезти его и в Лиепаю, и в Вентспилс. Хотя в нескольких театрах для показа придется демонтировать часть зрительного зала, увеличив тем самым сценическое пространство — ведь мы показываем наши спектакли именно в том виде, в каком его смотрят зрители в Москве", — рассказал Sputnik накануне гастролей директор Театра Маяковского Леонид Ошарин.

Выбор спектакля не случаен — на последней Российской национальной премии "Золотая маска" он был отмечен призами сразу в трех номинациях — "Лучшая женская роль", "Лучшая работа драматурга" и "Лучший драматический спектакль большой формы".Сценарий "Русского романа", основанный на биографии и творчестве Льва Толстого, написал известный литовский драматург Марюс Ивашкявичюс.

В предвкушении

Сами артисты, а также все, кто участвует в гастрольной программе, хотят поскорее оказаться в Риге и Таллинне.

"В прошлый приезд мы были в восторге от старых городов — проводили там все свободное время, потому что атмосфера там просто сумасшедшая, каждый уголок полон историей. И замечательно, что все это так хорошо интегрировалось в городскую среду — не закрыто на замок, а открыто для всех желающих. Так что, думаю, и на этот раз до и после спектаклей мы с удовольствием будем гулять среди уютной старины", — признался Леонид Ошарин.

"В Таллине яркие впечатления остались от посещения Русского театра Эстонии — феноменального по архитектуре и атмосфере здания в центре города. Когда мы приехали туда на гастроли, художественным руководителем театра был Марат Гацалов, который когда-то служил актером в Театре Маяковского. Он нас встретил и устроил невероятную двухчасовую экскурсию: мы заглянули во все уголки театра, познакомились с его историей, пообщались с теми, кто там работает. Это настоящий живой музей. В какой-то момент даже подумалось: как тут можно смотреть спектакли, если стоит поднять голову и уже есть, чем любоваться ", — вспоминает Леонид Ошарин.

"И конечно, сейчас мы находимся в предвкушении посещения Национальной оперы "Эстония" — нам предстоит сыграть спектакли именно на этой исторической сцене", — добавил он.

Еще увидимся

Перерыв между гастролями по странам Балтии был очень долгим, но вполне возможно, что Театр Маяковского вернется в Латвию и Эстонию уже совсем скоро.

© Foto: Из архива Театра Маяковского

Сцена из спектакля "Русский роман"

"У нас есть очень популярный, необычный спектакль по книге американского нейропсихолога Оливера Сакса — "Человек, который принял жену за шляпу". Это премьера прошлого сезона. Мы играли его в камерном зале на сто мест и только в конце сезона сделали трансформацию, увеличив число зрителей до 250 человек, поскольку все билеты проданы на два-три месяца вперед. Вполне возможно, что этот спектакль скоро увидит латвийский и эстонский зритель. Если мы окончательно договоримся с принимающей стороной, то вернемся к вам с гастролями уже в следующем году. И, скорее всего, опять в в Ригу, Лиепая, Вентспилс, Таллинн", — пообещал Леонид Ошарин.

РИГА, 20 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. Московский академический театр имени Владимира Маяковского отправляется на гастроли в Ригу, Лиепаю, Вентспилс и Таллин. Латвийские и эстонские зрители на фестивале "Золотая маска" с 10 по 17 октября увидят спектакль "Русский роман" по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичюса в постановке художественного руководителя Театра Маяковского Миндаугаса Карбаускиса.

"В последний раз в рамках "Золотой маски" мы привозили в Латвию и Эстонию спектакль "Таланты и поклонники". Это было ровно пять лет назад — осенью 2012 года. Но поскольку декорации этого спектакля очень масштабные, мы выступали только в Риге и Таллине. Сценография "Русского романа" более мобильная и позволяет привезти его и в Лиепаю, и в Вентспилс. Хотя в нескольких театрах для показа придется демонтировать часть зрительного зала, увеличив тем самым сценическое пространство — ведь мы показываем наши спектакли именно в том виде, в каком его смотрят зрители в Москве", — рассказал накануне гастролей директор Театра Маяковского Леонид Ошарин.

Из архива Театра Маяковского

Выбор спектакля не случаен - на последней Российской национальной премии "Золотая маска" он был отмечен призами сразу в трех номинациях - "Лучшая женская роль", "Лучшая работа драматурга" и "Лучший драматический спектакль большой формы". Сейчас "Русский роман" очень ждут не только в Москве, но и в других городах России, где Театр Маяковского будет гастролировать.

Сценарий "Русского романа", основанный на биографии и творчестве Льва Толстого, написал известный литовский драматург Марюс Ивашкявичюс, а поставил художественный руководитель Театра Маяковского Миндаугас Карбаускис. Тем не менее именно в Литве "Русский роман" не увидят.

Из архива Театра Маяковского

"Честно говоря, я не знаю, почему. Это скорее вопрос к организаторам. Несмотря на то, что гастроли проходят в рамках фестиваля "Золотая маска", российская сторона берет на себя лишь часть расходов, остальное - на принимающей стороне. Возможно, не получилось наладить контакт. Хотя это лишь предположения. Знаю, что литовцы приедут посмотреть наши спектакли в Латвию: на "Русский роман" литовскими зрителями уже выкуплено около 300 билетов", — рассказал Ошарин.

Но не только искушенные театралы ждут приезда артистов Театра Маяковского, — и сами артисты, а также все, кто участвует в гастрольной программе, хотят поскорее оказаться в Риге и Таллине.

"В прошлый приезд мы были в восторге от старых городов - проводили там все свободное время, потому что атмосфера там просто сумасшедшая, каждый уголок полон историей. И замечательно, что все это так хорошо интегрировалось в городскую среду — не закрыто на замок, а открыто для всех желающих. Так что, думаю, и на этот раз до и после спектаклей мы с удовольствием будем гулять среди уютной старины", — признался Ошарин.

Из архива Театра Маяковского

"В Риге обязательно прогуляемся по аллее возле Национальной оперы, проведаем дерево Театра Маяковского, которое мы торжественно посадили ровно пять лет назад во время предыдущих гастролей "Золотой маски", — добавил директор театра.

Еще Леонид Ошарин поделился воспоминанием о том, как в прошлую поездку прохожие в Риге буквально на каждом шагу останавливали Светлану Немоляеву и просили с ней сфотографироваться, "а она никому не отказывала, безропотно соглашалась, даже очереди выстраивались".

1 / 4

Из архива Театра Маяковского

Сцена из спектакля "Русский роман"

Перерыв между гастролями по странам Балтии был очень долгим, но вполне возможно, что Театр Маяковского вернется в Латвию и Эстонию уже совсем скоро.

"У нас есть очень популярный, необычный спектакль по книге американского нейропсихолога Оливера Сакса — "Человек, который принял жену за шляпу". Это премьера прошлого сезона. Мы играли его в камерном зале на сто мест и только в конце сезона сделали трансформацию, увеличив число зрителей до 250 человек, поскольку все билеты проданы на два-три месяца вперед. Вполне возможно, что этот спектакль скоро увидит латвийский и эстонский зритель. Если мы окончательно договоримся с принимающей стороной, то вернемся к вам с гастролями уже в следующем году. И, скорее всего, опять в Ригу, Лиепаю, Вентспилс и Таллин", — пообещал Леонид Ошарин.

Foto: Publicitātes foto

Рига, Лиепая и Вентспилс увидят в октябре лучший российский спектакль сезона 2015-2016 – "Русский роман" Московского академического театра имени Маяковского.

На последней церемонии вручения российской национальной театральной премии "Русский роман" оказался настоящим триумфатором - он удостоился "Золотой Маски" сразу в трех номинациях: "Драма / спектакль большой формы"; "Женская роль" (Евгения Симонова) и "Работа драматурга" (Марюс Ивашкявичюс).

Foto: Publicitātes foto

Решение жюри вряд ли стало для кого-то неожиданностью. Сразу после премьеры "Русский роман" обрел репутацию постановки значительной, с выдающимися актерскими достижениями (между прочим, помимо Евгении Симоновой на "Маску" выдвигали и Татьяну Орлову, сыгравшую в спектакле сразу две роли второго плана) и превосходной сценографией (оформил спектакль легендарный театральный художник Сергей Бархин). Но больше всего поразило публику и критику то, что спектакль, посвященный Льву Николаевичу Толстому, создали в Московском академическом театре имени Маяковского два литовца: режиссер Миндаугас Карбаускис и драматург Марюс Ивашкявичюс. И что великого русского писателя не было в списке действующих лиц.

"Изначально у нас и Лев Толстой существовал как персонаж, - признавался потом Ивашкявичюс, - Меня в свое время поразила их Софьей история: это же Ромео и Джульетта 82-х и 67-ми лет соответственно. Такие шекспировские страсти между людьми весьма преклонного возраста… Но скоро Софья заняла все пространство пьесы, не дав Льву Николаевичу появиться".

Foto: Publicitātes foto

Зато рядом с Софьей Андреевной на сцене появились Анна Каренина и Кити Щербацкая, Вронский и Левин. Жена гения пытается разобраться, чья история первична - придуманных мужем героинь или же ее собственная, но творчество Толстого и его жизнь настолько переплетены, что реальность уже не отличишь от вымысла, и это приводит Софью Андреевну на грань помешательства...

"Наш спектакль очень многоплановый. Кому-то эта форма, где сосуществуют живые люди и литературные персонажи, может показаться сложной, кто-то ее просто не принимает. Но эта придумка Ивашкявичюса гениальна", - считает народная артистка России Евгения Симонова, играющая Софью Андреевну фигурой в чем-то равной Толстому.

Foto: Publicitātes foto

"Русский роман" – это своеобразная семейная сага, вариация на тему романа "Анна Каренина", в которой Лев Николаевич Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы. Бывают романы, построенные на жизни автора. Но бывают и такие, которые в будущем строят жизнь автора. Либо ее ломают. И тогда в этом слиянии реального и художественного автор становится самой трагичной фигурой своих творений". Этой цитатой Марюса Ивашкявичюса, самого знаменитого драматурга Литвы, впервые написавшего пьесу на русском языке и получившего за нее "Золотую Маску", Московский академический театр имени Маяковского представляет "Русский роман" на своей странице .

Посмотреть "Русский роман" смогут зрители всех трех городов, в которых проходит фестиваль "Золотая Маска в Латвии": 10 октября – в Риге, на сцене театра "Дайлес", 12 октября – в Театральном доме Вентспилса Jūras Vārti, а 14 октября – в Лиепайском театре.

Генеральными партнерами "Золотой Маски в Латвии" на протяжении 12 лет являются компания "Северсталь" и Rietumu Banka. Фестиваль проходит при поддержке Министерств культуры Латвийской Республики и Российской Федерации, Посольств Латвийской Республики и Российской Федерации, Государственного Фонда культурного капитала Латвии, Рижской думы, Лиепайской думы, Вентспилсской думы и Управления Рижского Свободного порта. Генеральный информационный партнер – Первый Балтийский канал.. Партнер фестиваля – легендарный армянский бренди "АРАРАТ".

11.10.2017

Самый популярный театральный российский фестиваль давно уже завоевал сердца латвийских ценителей русского театрального искусства. Билеты на все спектакли раскупаются за несколько месяцев до открытия сезона, постановки проходят не только в Риге, но и в Лиепае и Вентспилс е.

Рижане, не успевшие купить билеты в столице Латвии, на эти выходные едут за двести километров на машинах в эти города с одной целью - увидеть «Русский роман» в постановке Московского театра им. Маяковского.

А до этого рижская публика по достоинству оценила премьерный спектакль Государственного тетра Наций – «Иванов», с участием Евгения Миронова, Елизаветы Боярской, Чулпан Хаматовой и других актеров. И с нетерпением ожидала новый – «Русский роман», самый звёздный спектакль нынешнего фестиваля, завоевавший в прошлом году сразу три «Золотые маски» в номинациях «Драма», «Лучшая женская роль» (Евгения Симонова) и «Лучшая работа драматурга» (Марюс Ивашкявичус). Театр Маяковского не подкачал, ещё раз подтвердив свою славу одного из самых смелых и интересных творческих коллективов Москвы.

Днём, за несколько часов до выхода артистов на сцену столичного театра «Дайлес», журналисты смогли пообщаться с создателями спектакля и актёрами труппы.

Пресс-конференция перед спектаклем «Русский роман», Рига. Фото автора

Драму «Русский роман» о непростой судьбе Софьи Андреевны – супруги великого русского гения Льва Толстого – написал относительно молодой, но уже довольно известный не только у себя в Литве, но и в России драматург Марюс Ивашкявичус. Это не первая его пьеса, созданная специально для театра им. Маяковского, художественным руководителем которого последние семь лет является популярный в Москве (кстати, тоже выходец из Литвы) Миндаугас Карбаускис.

На вопрос, кем себя больше ощущает литовский режиссёр в России – скифом или варягом, Миндаугас признался, что выбора у него особого не было. По окончанию учебы в ГИТИСе, он был всё время востребован и практически ни дня не сидел без дела. Иначе бы, конечно, вернулся в Литву.

– Так сложилось в моей жизни, что родившись в Шауляйском районе, я с детства неплохо знал русский язык, в школе даже участвовал в олимпиадах, – говорит Миндаугас Карбаускис. – Русский язык был очень важен в моей жизни. В Литве нас обучали трепетному отношению к литовскому языку, к слову вообще. Нас так мучали разными языковыми тонкостями и нюансами, что мы могли бы сами преподавать этот предмет в школе! Поэтому и русский язык я постигал как науку…

Тем не менее, хотя и режиссёр, и драматург действительно хорошо владели русским языком, по их словам, конечно, было большим риском двум литовцам браться за интерпретацию произведений величайшего русского гения. «Я понимал, что это может обернуться большим фиаско, даже несмотря на результат. Отторжение мог вызвать сам факт того, что чужаки берутся за самое святое, что есть в русской культуре, – поделился режиссёр своими сомнениями. – Но должен сказать, что московский и российский театральный мир очень толерантно к нам отнесся и, судя по рецензиям и отзывам зрителей, а также по наградам, нашу с Марюсом авантюру восприняли очень хорошо».

Марюс Ивашкявичус рассказал, что работу над новой пьесой он начал с полного погружения в русский язык. Но не тот, на котором и он сам вполне неплохо говорит, а тот – толстовский, язык его эпохи, его ближнего окружения, его литературных героев. Дело это оказалось не простым. Он перелопатил кучу материалов, скрупулезно изучил дневники Софьи Андреевны, её письма, записи друзей Льва Толстого и его доверенных лиц. Один день, прожитый в Ясной Поляне, он представлял с самых разных точек зрения, стараясь почти зримо увидеть жену гения, его детей, их слуг и прочих обитателей усадьбы… И тогда он совершенно иначе увидел всю глубину страданий Софьи Андреевны, которая всю жизнь вынуждена была со всем миром делить любимого мужа, отца её 13-ти детей, пять из которых умерли в детстве.

Сцена из спектакля «Русский роман». Фото: ru.sputniknewslv.com

Углубляясь всё более и более в судьбы героев своей будущей пьесы, её автор неожиданно «набрёл» на сына Льва Толстого, названного в честь отца – Львом. Марюс изучил его биографию, познакомился с его утопическими трудами. Лев Толстой – младший не имел отцовского таланта. И это стало трагедией всей его жизни, на протяжении которой он искал, как реализовать себя и тоже стать гениальным… увы, не удалось. Зато Лёвушка стал персонажем «Русского романа».

Кстати, это была первая пьеса, написанная литовским драматургом на русском языке. До этого он писал на своём родном, потом отдавал тексты переводчику Георгию Ефремову, которому доверял и вместе с которым они потом всё тщательно вычитывали и выписывали.

– Для меня самого это – спектакль о том, как творчество начинает влиять на своего творца, хотя обычно бывает наоборот, – рассказал Марюс Ивашкявичус. – Здесь я увидел обратный процесс. Когда Толстой писал «Анну Каренину», он жил практически идеальной семейной жизнью. После этого романа о несчастной семье, его собственный брак вдруг начинает катиться в бездну. Роман жестоко мстит своему автору, входит в его жизнь, и автор сам становится Анной Карениной, повторяя её путь. Для меня это и был реверс творчества Толстого, который показался мне интереснее всего остального…

По ходу спектакля артисты играют по несколько ролей. Актрисе Татьяне Орловой, которую мы знаем по кино как исполнительницу ролей суровых, а то и брутальных женщин, в «Русском романе» достались два персонажа, чему она, по её словам, была бесконечно рада.

– Я настолько восхищаюсь этим режиссёром, его талантом и его человеческими качествами, что мне совершенно всё равно, что у него играть. Хоть ножку от стула. В этой пьесе я играю крестьянскую бабу – любовницу Толстого, а во втором отделении – друга Толстого, Черткова, 55 лет. Да, мужскую роль – а что такого? Мне уже приходилось играть адвоката в одной пьесе, так что предложение меня не удивило. Работать с Миндаугасом было очень легко и приятно. К нам в театр пришёл режиссёр, который не хамит, не орёт, не унижает. Я в полном восторге от того, что поработала с этим режиссёром в его спектакле. Две роли! Могу и третью сыграть, чемоданом могу прикинуться. Ради бога!

«Золотая маска» – одно из главных культурных событий Латвии. Фото автора

Восторг коллеги по театральному цеху полностью разделяла и Мириам Сехон, сыгравшая в «Русском романе» не только Анну Каренину, но и светскую даму, и деревенскую девушку.

– Это был для меня огромный подарок судьбы – поработать в таком большом театре и с таким удивительным режиссёром, – сказала актриса. – Знаете, когда я смотрела в первый раз в «Маяковском» «Таланты и поклонники», то во втором отделении я так рыдала, что не могла остановиться… Это было так сильно и прекрасно! «Русскому роману», а мы его показывали в разных городах России, в Азербайджане, в Израиле, везде по окончанию пьесы зал аплодировал стоя. Женщины плачут, потому что в пьесе есть очень глубокие вещи – про семью, про любовь. Удивительно подана история Анны Карениной, которая, возможно, оставляет нам завет любви. Её смерть – это не просто эгоистический выбор, а попытка оставить любовь, когда она находится в её наивысшей точке…

На прощание я поинтересовалась у Марюса Ивашкявичуса, раз уж ему пришлось по просьбе режиссёра пропустить весь этот непростой драматичный материал через себя, кем он был в этот момент, когда писал о страданиях Софьи Андреевны и Анны Карениной? Уж не Толстым ли?

– Первоначально в пьесе Лев Николаевич тоже присутствовал как персонаж, – рассказал он. – История их взаимоотношений с женой меня просто поразила, такие шекспировские страсти между людьми преклонного возраста… Но так получилось, что Софья Андреевны заполнила собой все пространство пьесы, а Льву Толстому пришлось остаться в роли наблюдателя. Он там присутствует – незримо. И я сам тоже был наблюдателем, в этом смысле – да, я был Толстым.

А вечером в Риге был «Русский роман», где в роли Софьи Андреевны на сцене театра блистала звезда и ведущая актриса театра им. Маяковского Евгения Симонова, которая покорила сердца рижской публики своим талантом, своей потрясающей харизмой, своей любовью – огромной и глубоко несчастной. Симпатии рижан, судя по аплодисментам и горячим откликам в соцсетях, заслужила и Татьяна Орлова, поразившая зал гениальным перевоплощением в мужскую сущность.




Top