Список архитектурных памятников петровской эпохи. Архитектура петровской эпохи

В состав музея входят бывший жилой дом сторожа и церковь Апостола Петра. В небольшом крестьянском доме, построенном в 1830-е гг. и неоднократно реставрировавшемся, размещена экспозиция, рассказывающая об истории открытого в петровскую эпоху первого бальнеологического курорта страны.
Церковь Апостола Петра построена в 1721 году по распоряжению Петра I. Она неоднократно реставрировалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик.
После второй поездки на олонецкий источник и успешного лечения царь принимает решение о продолжении строительных работ на марциальных водах. Возможно, по рисунку самого Петра I и начато было в июле 1720 года ландратом Г.Муравьевым строительство деревянного храма.
Крестообразный в плане, с колокольней и двумя восьмигранными куполами, завершающимися высокими шпилями, храм, по мнению историков русской архитектуры, является одним из первых образцов культового деревянного зодчества, выполненных в новых формах петровского барокко.
Архивные, а также краеведческие материалы ХIХ века свидетельствуют, что утварь для новой церкви была перевезена из небольшого деревянного храма Апостола Петра, построенного в 1702 году на Лодейнопольской верфи. В свою очередь на верфь многое из утвари поступило по приказу царя из Александро-Свирского монастыря. Кроме утвари на курорт в 1721 году были доставлены из Лодейнопольской церкви и иконы (возможно, весь иконостас полностью, включая декоративное убранство).
Посещавшие источник представители царской семьи дарили в церковь изготовленные собственными руками вещи: Екатерина I - вышитые поручи, Петр I - резные токарной работы изделия и т.д. Перед иконой "Тайная Вечеря" висело костяное паникадило работы царя, вывезенное, как и другие ценные памятники, в 1730 году по приказу Анны Иоанновны с курорта в Петербург (по некоторым данным паникадило хранилось в Петропавловском соборе).
При дворце Петра I на олонецких водах имелась токарня, где царь с помощниками, среди которых были и местные крестьяне, занимался изготовлением мебели (некоторые из стульев его работы сохранились до настоящего времени). Находящиеся в церкви пять деревянных подсвечников также изготовлены в этой токарне.
Возможно, именно Петром I был изготовлен и хранящийся в алтаре резной деревянный крест. Аналогичный крест в середине ХIХ века был в Старицком Успенском монастыре и имел надпись, свидетельствующую о том, что он изготовлен Петром I во время лечения на олонецких водах.
В описи убранства церкви, сделанной в 1731 году при передачи имущества курортного комплекса из Адмиралтейств-коллегии в Берг-коллегию, кроме культовых предметов, упоминаются три чугунные литые печки, одна из которых находилась в алтаре. Небольшие чугунные печи отливались с 1718 года на олонецких петровских заводах специально для сооружений курорта и являются редкими образцами чугунного художественного литья петровской эпохи. Более простые, цилиндрической формы печи были установлены во дворцах, а в форме ваз - в церковном здании. Две из печей сохранились до настоящего времени в интерьере церкви.
Большой историко-художественной ценностью обладает иконостас - один из редких образцов сохранившегося в комплексе (как архитектурно-декоративное оформление, так и живопись) памятника искусства петровской эпохи.
Как и во многих других деревянных церквях этого времени, иконостас небольшой, двухярусный и имеет местный и праздничный ряды икон. Часть икон выполнена в традиционной темперной технике (местный ряд), иконы второго яруса написаны на холсте масляными красками.
Иконографические особенности иконописи иконостаса указывают на знакомство исполнителей с западноевропейскими образцами религиозной живописи. Возможно, заказ для Лодейнопольской церкви в начале ХVIII века был выполнен мастерами Оружейной палаты. Немало иконописцев и резчиков в эти годы трудилось над украшением кораблей, в том числе такие были и на Олонецкой верфи.
Особый интерес представляют иконы местного ряда, среди которых находится храмовая икона Св. Петра. Икона воспринимается как картина с двумя сюжетами: "Христос, передающий ключи от Рая Апостолу Петру" и "Хождение по водам". Трактовка обоих сюжетов подчеркивает связь образа Петра и темой моря и флота.
Тема чудесного исцеления (к чему так стремился царь) в лодейнопольской церкви начала ХVIII века не могла найти отражения. В марциальноводском храме эта тема звучала в дополнившей иконостас иконе "Богоматерь Всех скорбящих радости" (была перенесена из дворца царя в церковь в XVIII веке), и, видимо, утрачена в годы Великой Отечественной войны.
Архитектурно-декоративное убранство иконостаса отражает новые барочные тенденции, складывающиеся в церковном искусстве в первой четверти XVIII века. Иконостас насыщен резьбой - плоскорельефной орнаментальной и скульптурными деталями.
В ХIХ веке из интерьера были изъяты и с разрешения Синода переданы в Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей несколько памятников декоративно-прикладного искусства, к сожалению, к настоящему времени утраченных.
В исторической части экспозиции наибольшей ценностью обладают подлинные памятники петровского времени: стул, изготовленный в токарне царя, чугунная памятная доска, отлитая на Петровском заводе в 1722 году по рисунку одного из крупнейших деятелей горного дела России первой половины XVIII века В.Геннина.

Л.Капуста, научный сотрудник
Карельского государственного
краеведческого музея

1. Первая в России печатная газета называлась

1) «Куранты» 2) «Ведомости» 3) «Телескоп» 4) «Живописец»

2. Как назывался первый созданный в России музей?

1) Эрмитаж 2) Кунсткамера 3) Оружейная палата 4) Третьяковская галерея

3. Первый русский музей, созданный в XVIII в., – это

1) Грановитая палата 2) Кунсткамера 3) Оружейная палата 4) Третьяковская галерея

4. В каком городе была открыта первая в России Академия наук?

1) Санкт-Петербург 2) Москва 3) Казань 4) Новгород

5. В каком архитектурном стиле построен Зимний дворец в Петербурге?

1) классицизм 2) ампир 3) барокко 4) рококо

6. Кто из перечисленных лиц относится к представителям российской культуры XVIII в.?

1) Варфоломей Растрелли 2) Сергей Соловьёв 3) Фёдор Достоевский 4) Илья Репин

7. Какой памятник архитектуры относится к стилю (направлению) классицизм?

1) дом Пашкова в Москве

2) церковь Покрова в Филях

3) церковь Вознесения в Коломенском

4) здание Государственного Исторического музея в Москве

8. Выдающимся памятником архитектуры Петровской эпохи является

1) Казанский собор в Санкт-Петербурге

2) Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

3) Большой Кремлёвский дворец в Москве

4) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

9. Василий Баженов вошёл в историю русской культуры как

1) архитектор 2) землепроходец 3) композитор 4) художник

10. Укажите архитектурный стиль XVIII в., в котором великолепие и монументальность сочетались с причудливыми линиями фасадов и обилием лепных украшений.

1) модернизм 2) барокко 3) классицизм 4) конструктивизм

11. Василий Баженов и Матвей Казаков – это

1) зодчие XVII в. 2) художники XVII в. 3) скульпторы XVIII в. 4) архитекторы XVIII в.

12. Открытие памятника Петру I в Петербурге («Медный всадник») состоялось в период правления

1) Елизаветы Петровны 2) Петра III 3) Екатерины II 4) Павла I

13. Кто из перечисленных архитекторов был создателем Зимнего дворца в Санкт-Петербурге?

1) Доменико Трезини 2) Джакомо Кваренги

3) Антонио Ринальди 4) Варфоломей Растрелли

14. Расположите следующие архитектурные сооружения в хронологическом порядке их создания.

1) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

2) Зимний дворец

3) Успенский собор Московского кремля

4) Собор Покрова Пресвятой Богородицы что на рву (храм Василия Блаженного)

15. Расположите следующие памятники архитектуры в хронологическом порядке их создания . Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

2) Архангельский собор в Московском Кремле

3) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

4) Собор Святой Софии в Новгороде

16. Установите соответствие между памятниками архитектуры и стилем, в котором они возведены :

17. Установите соответствие между архитектурными памятниками и городами, где они были возведены: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

18. Установите соответствие между архитекторами и созданными ими памятниками архитектуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

19. Создателем первого русского профессионального театра был

1) А.П.Сумароков 2) Ф.Г. Волков 3) Д.И. Фонвизин 4) Ф.С. Рокотов

20. Кто из перечисленных лиц был основателем первого в России публичного театра?

1) А.Д. Кантемир 2) М.В. Ломоносов 3) Ф.Г. Волков 4) А.П. Сумароков

20. Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был

1) Ф.Г. Волков 2) Н.И. Новиков 3) М.Ф. Казаков 4) Д.Г. Левицкий

21. М.В. Ломоносов был активным участником

1) создания Академии наук в Санкт-Петербурге

2) первой экспедиции по исследованию и описанию Камчатки

3) создания Московского университета

4) создания Царскосельского лицея

22. Открытие какого учебного заведения непосредственно связано с деятельностью М.В. Ломоносова?

1) Славяно-греко-латинской академии в Москве 2) Высших женских курсов в Петербурге

3) Царскосельского лицея 4) Московского университета

23. Витус Беринг и Алексей Чириков – это

1) полководцы 2) архитекторы 3) художники 4) мореплаватели

24. Впервые через пролив между Азией и Северной Америкой прошла экспедиция под руководством

1) Е.П. Хабарова 2) С.И. Дежнёва 3) С.П. Крашенинникова 4) Ф.Ф. Беллинсгаузена

25. Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

Ответ _______________________

26. Прочтите отрывок из документа и укажите исторического деятеля, о котором идёт речь.

«…Изобрёл все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырёх тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил…

Сочинил диссертацию о химических растворах, где показаны причины, от чего металлы, в крепкой водке растворяясь, производят теплоту и жар, а соли, растворяясь в воде, производят стужу…

Сочинил "Российскую грамматику", которая и на немецкий язык переведённая печатается под моим смотрением».

1) В.К. Тредиаковский 2) М.В. Ломоносов 3) Л. Эйлер 4) И.И. Шувалов

27. Современником императрицы Екатерины II был

1) Симеон Полоцкий 2) Степан Разин 3) Александр Радищев 4) патриарх Никон

28. Смольный институт благородных девиц был открыт в России

1) во второй половине XVIII в. 2) в начале XIX в. 3) в 60-е гг. XIX в. 4) в начале XX в.

29. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) открытие Славяно-греко-латинской академии

2) основание Московского университета

3) начало книгопечатания в России

4) основание Академии наук

30. Напишите слово, пропущенное в схеме.

Архитектура петровского времени. Прогрессивные преобразования Петра I в начале XVIII в. затронули все стороны жизни; меняется и архитектура, отвечая новым государственным потребностям. В этот период усиленно развивается гражданское и промышленное строительство. Строятся судостроительные верфи (Воронеж), оружейные (Тула) и металлургические заводы (Прионежье, Урал).

Важную роль в развитии архитектуры того времени сыграло строительство новой столицы России - Петербурга. Застройка города, начавшаяся в 1703 г., велась по заранее составленному плану и правилам. Жилые дома строились по «образцовым» (типовым) проектам для различных сословий (рис. 18); возводились административные, научные и культурные комплексы - здание 12 коллегий, судостроительная верфь (Адмиралтейство), шпалерная мануфактура, литейный смоляной двор и др.

Рис. Адмиралтейство - Санкт-Петербург(1806-1823). Арх. А. Д. Захаров. Центральный объем

Рис.Здание императорской шпалерной мануфактуры

Рис. 18. Фасады образцовых домов для малоимущих, зажиточных и именитых (1714). Арх. Трезини

Простота и экономичность - отличительные черты архитектуры петровского времени. Геометрическая правильность зданий подчеркивается на углах цепью рустов; фасады симметричны, центральная ось часто отмечается башней со шпилем; только детали и двухцветная окраска фасадов создают некоторую живописность.

При преемниках Петра I в архитектуре ярче, чем раньше, проявляются черты стиля барокко, которые выразились, главным образом, в дворцовых постройках и в садово-парковых ансамблях. Одним из крупных архитекторов этого направления был В. В. Растрелли, по проектам которого построены Зимний и Царскосельский дворцы.

Рис. Царскосельский дворец

Русский классицизм . С середины XVIII в. в России ведущим архитектурным стилем стал классицизм.

Утверждение этого стиля связано с формированием капиталистического уклада и с развитием прогрессивных демократических идей передовой части русского общества.

Характерная часть стиля -использование античных архитектурных форм. Ордерные композиции в сочетании с гладью стен становятся излюбленной темой. Особенно часто архитекторы классицизма применяли портик; им подчеркивалась средняя ось здания; помимо центрального портика нередко устраивались и боковые (рис. 19).

Рис. 19. Дом Пашкова в Москве (1784-1786). Арх. В. И. Баженов. Общий вид

Основоположниками классицизма в России были выдающиеся зодчие В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

В начале XIX в. традиции классицизма продолжала блестящая плеяда зодчих нового поколения, во главе которых были А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов.



Одной из главных особенностей русской архитектуры первой половины XIX в. можно считать создание городских ансамблей. Зодчие решали большие градостроительные задачи. Их интересовало не столько создание отдельных красивых зданий, сколько объединение застройки целых кварталов, площадей, набережных, парков в стройную систему, воспринимаемую как единое художественное целое. Примером может служить ансамбль Адмиралтейства (рис. 20).

Часто в ансамбли включались здания, построенные ранее. Так было, например, с Зимним дворцом в Петербурге, который вошел в ансамбль Дворцовой площади. Пышное барокко дворца, хотя и контрастирует по стилю со строгим классическим зданием Главного штаба, однако является частью единого целого.

Рис.Зимний дворец.(1754 - 1764). Арх. В В Растрелли

Рис. Здание главного штаба. (1819-1829). Арх. К. И. Росси

Это достигнуто Росси благодаря согласованности в размерах двух зданий - ритмом окон, общей высотой.

Развитию архитектуры того времени способствовали достижения в области строительной техники: создание большепролетных конструкций из металла и дерева, подвесных перекрытий, совершенствование кладки кирпичных сводов и куполов.

Ответы.

Билет 51Новые тенденции в русской иконописи XVII в. Симон Ушаков.

17 столетие - период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.

С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушакова - крупного русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, Здесь же возникла школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия. Одной из важных специфических черт искусства 17 в. Является пронизывающая его подлинная стихия декоративности. В фантастически замысловатом узорочье выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему. Именно иконопись Симона Ушакова отражает те идеалы, которыми жила его эпоха, подобно тому, как искусство Андрея Рублева является свидетельством своего времени. Биография художника имеет немало пробелов, восстановить которые отчасти возможно по авторским надписям на иконах. Именно благодаря одной из таких надписей мы знаем дату рождения художника – 1625 (до сентября) или 1626 (после сентября) год. Кроме датировок, художник зачастую указывал и имя заказчика той или иной иконы. Известно также, что по происхождению он был дворянином, имел родственников среди духовенства и монашествующих. Помимо иконописания, Ушаков, состоя на государственной службе, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ.



Билет 52 Русская архитектура Петровской эпохи.

После основания новой столицы русская архитектура стала развиваться двумя параллельными путями - в Петербурге и в Москве.

В Москве небывалого подъема зодчества в последней четверти XVII века, когда в городе и его окрестностях были созданы такие совершенные архитектурные произведения, как церкви Никола «Большой крест», Успенья на Покровке.

Первым строением на берегах Невы была Петропавловская крепость, вторым Адмиралтейство. Но Петербург должен был стать не только крепостью, но и «окном в Европу», первым русским морским портом, связывающим государство с далекими морскими просторами, со странами всего мира. Торговля должна была стать главным - после военного дела - содержанием жизни столицы

Главным отличием новой столицы от старой было ограниченное количество церквей - они строились лишь в случаях крайней необходимости. Церковные здания носили предельно простой характер. Собор Петропавловской крепости его стройная колокольня, увенчанная гигантским шпилем и украшенная часами, имела совершенно светский характер, напоминая западные городские ратуши. Высота этой колокольни была первым выражением будущего величия столицы. Самое посвящение собора Петру п Павлу означало открытый намек на славу Петра, только что одержавшего под Полтавой первую великую победу.

3 периода строит-ва Питера:

1 период: И истории раннего петербургского строительства следует различать три периода, последовательно сменявших друг друга. В течение первого, продолжавшегося до 1710 года, все здания, малые и большие, возводились из леса, имевшегося под рукой и тут же рубавшегося. Однако уже в 1705 году Петр направил сюда опытных людей, именуемых в документах архитекторами,- Федора Васильева, Ивана Матвеева н несколько позднее Григория Устинова.

Определенного плана застройки не было, по все же в деятельности Петра I по созданию Петербурга было несколько основных идей, которым он оставался верен до конца жизни. Ему прежде всего хотелось, чтобы Петербург ни в чем не походил на Москву, связанную у пего с тяжелыми воспоминаниями юности. Затем Петр хотел, чтобы новый город напоминал, в общем, те европейские города, которые ему удалось видеть во время заграничных поездок

Более всего будущая столица рисовалась Петру похожей на Амстердам, с его сетью каналов, что подсказывалось сходством местоположения - одинаково низменным расположением Голландии и невских берегов. Помимо этого сходства, Петра привлекала и голландская архитектура (фото)наиболее простая и удобная, наименее барочная, какой стала, до известной степени, и петровская архитектура Петербурга.

«образцовых домов»

В практику застройки, но была введена очень важная мера: разработка проектов «образцовых домов» (фото) для застройки кварталов новой столицы. Этот метод, ставший обязательной составной частью русской практики «регулярного» градостроительства на протяжении всего XVIII столетия и позднее, был впервые применен Петром еще в Москве («образцовые» дома в селе Покровскомстроительств «образцовых» домов (фахверковому («мазанковому») и каменных) могло обеспечить единство габаритов домов и другие требования регулярной застройки городских улиц.

Наружный облик «образцовых » домов был выдержан в характерных для петровского времени скромных формах: немногие архитектурные и декоративные детали - лопатки, карнизы, лучковые фронтоны,- повторявшиеся во всех проектах, составляли убор фасада.

«Образцовые» проекты оказали сильнейшее влияние на рядовую застройку новых кварталов Адмиралтейской стороны и Васильевского острова. Только за шесть лет, с 1711 по 1716 год, было построено свыше четырех тысяч жилых домов.

Единственным уцелевшим до наших дней образцом деревянной петербургской постройки может служить известный «Домик Петра Великого», состоящий из двух светелок, разделенных сенцами. Снаружи его стены были «расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом

Период

4 апреля 1714 года велено было всем жителям строить но этому образцу. В том же году Петр ввел еще новинку, предписав не ограничиваться заполнением каркаса одной глиной, а вкрапливать в него кирпичи. Так именно был построен первый дом Меньшикова на Троицкой площади.

3 период

Третий - «каменный» - период. Отдельные каменные здания строились и раньше, как, например, палаты Кикина 1707 года петровские вельможи один за другим принялись строить каменные дома, стараясь перещеголять друг друга. Некоторым своим любимцам Петр выстроил дома на казенный счет, но большинство строило за свой счет. К ранним каменным постройкам относятся и первые два дворца Петра I - Летний сохранившийся до наших дней, и первый Зимний дворец.

Летний дворец + Зимний дворец.

Архивным документам известно, что Летний дворец начал строить Иван Матвеев, продолжал Трезини и вдвое увеличил Шлютер. Примерно в этом виде дворец дошел до наших дней. Вслед за Летним дворцом в 1711 году ниже по течению реки появился так называемый «первый Зимний дворец» Вскоре его сменил новый Зимний дворец, построенный, по проекту Г. Маттарнови и позднее, в 1726-1727 годах, перестроенный и значительно расширенный Д. Трезини.

Особенно важное значение для изучения архитектуры петровского Петербурга имеет серия рисунков Христофора Марселиуса, выполненных в 1725 году. Ценность этих рисунков заключается, во-первых, в том, что они сделаны архитектором, а во-вторых, в факте их выполнения прямо с натуры, без прикрас и домыслов. Этого нельзя сказать о гравюрах А. Зубова и А. Ростовцева, которые приукрашали натуру и в ряде случаев использовали проекты зданий, не только еще не достроенных, но даже не начатых.




Top