Способы гитарного боя. Гитарный бой

Раз уж первый пост на этой неделе был о , то давайте опять поговорим о фанк гитаре. Почему темой стал именно фанк?

Потому что этот стиль музыки насыщен ритмическими изысками, а именно для начинающего музыканта, важно уяснить насколько важна ритмичная игра, опытные гитаристы, конечно, все прекрасно понимают, и если даже не занимались игрой различных ритмических фигур специально, то просто уяснили их в процессе исполнения каверов. Тут хочется опять напомнить, о пользе . Через новую музыку вы можете знакомиться с неизвестными вам ритмическими рисунками.

Простой пример, до того как я не пошел заниматься к преподавателю, я не особо думал о «ровной» игре и уж тем более о груве. И тут на первом же занятии я получаю задание, посмотреть концерт, например, Мichael Jackson и услышать на какую долю в такте считает публика, а затем посмотреть концерт вечно живой «примадонны» Пугачевой и услышать на какую долю считают зрители Пугачевой.

Простое задание, не так ли?

Результат был достаточно интересным. Оказывается публика, которая приходит на концерты Jackson и не только, считает на слабые доли такта, то есть на 2 и 4, а у Пугачевой народ считает на 1 и 3. Корень тут закопался не особо глубоко, но на тот момент я не понял в чем же разница.

Давайте просто попробуем включить метроном, допустим в темпе 65. Если поставить его на исполнение только половинных нот, то каждая 2 и 4 четверть не будут звучать, мы услышим только 1 и 3. В итоге весь наш ритм будет держаться за эти нотки. Если мы начнем считать про себя 1,2,3,4, то мы получим ритмическую канву и нам будет проще ориентироваться в ритме песни. Но для этого придется напряч мозг, то есть начать считать.

Как-то я уже затрагивал эту тему:

Это значит что, играя в каком-либо размере, вы должны ориентироваться какая именно доля звучит сейчас. Для этого не подходит просто счет про себя, так как, например, в размере 4/4 вам придется называть разные по длительности слова. Раз, два, три, четыре. Че-ты-ре, содержит три слога, и получится, что называя эту долю, мы немного дольше ее держим, а значит, темп уходит без нас.
Вот вам совет, попробуйте говорить доли по-английски, если не помогает, попробуйте представлять картинки с написанными на них цифрами. Можете представить боксерский поединок и симпатичных девчонок проносящих номер раунда. Ну, чтоб еще как-то отмечать про себя смены долей произносите какой-нибудь звук, например «у».

Включите метроном, и пощелкайте пальцами вместе с ним. Оставьте на пару тактов метроном, а на следующие заглушите, при прослушивании записи включите метроном и послушайте результат. Я думаю, он вас не сильно порадует. Проблема тут в том, что мы внутренним чувством ритма цепляемся за метроном. Это своего рода костыль, который помогает нам идти, убрав его, мы продолжаем идти, но спотыкаемся. Чтобы не спотыкаться, мы делаем наши шаги более мелкими, а значит, шагаем чаще. Этот же метод надо переносить и на игру. То есть надо считать чаще, создать ту канву, за которую мы будем цепляться. Мы уже представляем в голове картинки с цифрами, и произносим «у», теперь на наши мелкие шаги будем произносить «та». Шаги могут быть как восьмыми нотами, так и шестнадцатыми, я предлагаю использовать шестнадцатые. Итак, мы получили

«у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та».

На первый взгляд звучит смешно, но без постоянного счета у нас ничего не получится.

Еще интересно будет на эту тему посмотреть видео Victor Wooten, присмотритесь как меняется количество нот, которые играет метроном, но не меняется грув!

Итак, чтобы считать ровно требуется приложить кое-какие усилия, так же и с хлопками на концертах, люди, которым музыка безразлична даже не пытаются считать на какие-то отличные от 1 и 3 доли ноты, все просто и понятно, бочка-рабочий, бочка-рабочий.

Как в анекдоте про басиста:»Соль-До,Соль-До…». Но если вы чувствуете грув песни, если музыка вас «цепляет», то и в ритме оставаться будет не трудно, вы не заметите как начнете считать про себя все доли песни. Это и происходит на концертах именитых звезд. Публике просто нравиться их музыка.

Но вернемся к гитаре.

Итак, чтобы музыка нравилась нужно донести до публики не только гармонию песни, но и ритм. Чтобы песня не звучала пионерской поделкой, придется поработать над собственным чувством ритма. Тут нет простых путей, только занятия. Но заниматься так же надо не абы чем.

Представим партию барабанов в любом миди-редакторе.

Партия хай-хет изображается не конкретной нотой, а простым крестиком. Давайте скопируем этот метод письма для ритмических рисунков гитары. Просто весь ритм запишем такими крестиками:

Одна нота равна одному «х»

Это один такт 4/4 записанный 16-ми нотами, так мы обозначим что каждый «крестик» равен по длительности одной 16-ой ноте. Чтобы записать какая из нот звучит в какой момент, достаточно просто проставить над нужным «крестиком» какой-то символ, например, «>».

х х х х х х х х х х х х х х х х

В этом рисунке, нужно исполнить 1 и 4-ую шестнадцатые ноты в первой доле, и 3 шестнадцатую во второй доле, 2-ую шестнадцатую в третьей доле и первую шестнадцатую в четвертой доле.

Исполнять рисунок можно как на одной струне, так и используются целые аккорды, в фанке обычно используют различные вариации на аккорды 7 и 9, давайте попробуем.

Как уже писал в , при игре фанка проще всего использовать метод Jimmy Nolen «Chicken scratch». Это просто шарканье по не зажатым струнам, которые приглушены левой рукой. Чтобы создать канву для удобства счета, давайте, все невыделенные ноты играть при помощи «Chicken scratch», а на выделения играть аккорд E9.

Получается типичная для фанка фигура.

Хочется принести извинения всем посетителям блога за некоторые проблемы с доступностью сайта, в эти выходные проводились «ремонтные работы» на сайте, чтобы повысить usability).

Чтобы научиться играть боем на гитаре, нужно быть не только гитаристом, но и немножко барабанщиком. Бой – это не что иное, как совокупность отдельных штрихов, соединённых в определённых ритмический рисунок. Его характер во многом зависит от конкретного стиля (фламенко, рок, поп, регги, марш, танго) и размера (2/4, 4/4, 6/8). Также необходимо различать партии ритмического аккомпанемента для одной гитары и гитары в инструментальном окружении (группа, оркестр, диксиленд).

Ритмические рисунки

С чего же начать освоение игры боем? Как бы это странно не прозвучало, с того, что гитару нужно отложить в сторону и ознакомиться с основами ритмики. Для этого необходимо проанализировать длительности и размер в упражнении 1,а затем прохлопать в ладоши, записанные ритмические фигуры. Только не нужно пугаться нотной записи, если вы в ней ещё не разбираетесь, то самое время начать разбираться – это просто, а в помощь вам – « ».

Размер 4/4 в такте 4 доли, каждую долю отсчитываем ударом ноги и проговариваем 1 и … 2 и … 3 и … 4 и … В первом такте 4 четвертных ноты, значит на каждую долю (удар ноги) нужно сделать один хлопок. Необходимо чётко выдерживать ритм.

Освоив рисунок первого такта, можно переходить ко второму. Здесь на каждую долю такта приходится две восьмых ноты. На счёт это выглядит так: на “1” (одновременно с ударом ноги) – первая восьмая нота, на “и” (нога подымается) – вторая восьмая. Другими словами говоря, на каждый удар ноги два хлопка.

В третьем такте идёт чередование четвертной ноты и двух восьмых. На практике это выглядит следующим образом: 1 доля – “1 и” (одновременно с ударом ноги 1 хлопок), 2 доля (восьмые) – на “1” (одновременно с ударом ноги 1-ая восьмая), на “и” (нога подымается 2-ая восьмая). Третья доля играется как первая, четвёртая как вторая. Получается один длинный хлопок (1 и), затем два коротких (“2” – хлопок, “и” – хлопок) и опять длинный (3 и) и два коротких (4 и).

Теперь нужно повторить рисунок в 4-ом такте. Это собственно ритм боя, который будет рассматриваться в упражнении 4. Первые три доли такие же, как и во втором такте. Восьмые – на каждый удар ноги 2 хлопка, четвёртая доля (4 и) – четвертная нота, на удар ноги 1 хлопок.

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 1

Теперь можно выученные рисунки сыграть на гитаре. Все упражнения рассматриваются на примере одного аккорда Am, чтобы сконцентрироваться на освоении приёма.

Кстати, если вы ещё не знаете, как сыграть аккорд Am на гитаре, то специально для вас у нас есть вводный урок – « », учитесь скорее!

В нотах, латинскими буквами указано, какими пальцами нужно ударять по струнам (схема обозначений – смотрим рисунок с рукой). Стрелочка указывает направление удара – вниз или вверх. Вверху над каждым ударом обозначена доля такта.

Первый такт играем переменным штрихом четвертными, удар вниз большим пальцем p (1 и), затем удар вверх указательным пальцем i (2 и) и аналогично 3 и 4 доли. Второй такт этим же штрихом, только уже восьмыми на “1” удар вниз p, на “и” удар вверх i. На каждою долю такта (удар ноги) получается два удара по струнам. В третьем такте чередуется четвертная с восьмыми – один длинный удар большим пальцем вниз (1 и) и два коротких указательным вверх (на “2” – удар и на “и” – удар).

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 2

Это упражнение поможет освоить приём глушения струн, который очень часто используется при игре боем. В упражнении он обозначен символом X, который стоит вместо нот. Аккорд не снимается с грифа, пальцы левой руки сохраняют аппликатуру аккорда, в данном случае Am, а правая рука приглушает струны.

Теперь подробней о приёме: указательный палец (i) перед ударом по струнам находится в согнутом состоянии, а в момент удара выгибается в плоскости струн. И сразу же вслед за ударом на струны ложится ладонь, пальцы при этом выпрямлены. Должен получиться абсолютно глухой короткий звук, без всяких посторонних призвуков.

Во втором и третьем такте идёт чередование ударов: глушение i указательным (вниз) и удар вверх, этим же пальцем. Сначала четвертными, затем восьмыми. Третий такт является полноценным боем. К примеру, им можно играть частушки, и быстрые весёлые песни в ритме польки.

Учимся играть боем на гитаре – упражнение 3

А этим боем (2 такт упражнения) играется песня В.Цоя “Звезда по имени Солнце”. Помните, что это за музыка? Посмотрите это видео:

Ну а теперь перейдём к самому упраженнию:

Чтобы было легче осваивать бой, нужно взять его первую часть и отдельно проработать (1 такт упражнения). На первую долю (удар ноги) идёт два удара по струнам на “1” большим пальцем вниз, на “и” указательным вверх. На вторую долю (2 и) – глушение (один удар) и т.д.

И теперь полностью бой, вспоминаем ритмический рисунок из 4-го такта первого упражнения. Первая доля “1” – p вниз, “и” – i вверх; Вторая доля – “2” – глушение i вниз, “и” – i вверх; Третья доля – делаем два удара, как в первой доле; Четвёртая доля – глушение i вниз “4 и” один удар.

Чем больше будет практических занятий, тем лучше. Штрихи необходимо довести до автоматизма, чтобы они не отвлекали во время перестановки аккордов. Также очень полезно слушать, как играют аккомпанемент профессиональные гитаристы, анализировать рисунки и в дальнейшем применять их в своей исполнительской практике.

Итак, вы много потрудились, чтобы научиться играть боем на гитаре, теперь после всех этих упражнений можно сыграть что-нибудь интересное. Например, ту же песню В.Цоя. Вот вам на всякий случай её подробный видео-разбор:

Если вы учитесь играть на гитаре, вам, возможно, будет полезна и такая информация – « »


Ну что, соскучились? Как поживает хроматическое упражнение, играется медленно и хорошо? Переменный штрих никуда не потерялся, левая рука свободна, правая опирается? Тогда продолжим…

Длительности нот.

Начнем издалека…

Каждая композиция звучит в некотором пульсе, «темпе». Например, пульс большинства поп-композиций можно охарактеризовать как «пум-тыщ-пум-тыщ». Или «пууууум-тыыыыыщ-пууууум-тыыыыыщ», если песня медленная. Каждый из таких «пум» или «тыщ» (а точнее, время от начала некоторого «пум» до следующего за ним «тыщ») принимают за «четверть».

Есть такая штука, которая называется «метроном». Она тикает, как часы, только громко и в нужном нам темпе. Тикает она четвертями, то есть если наложить метроном на песню и правильно подобрать его темп, то каждый щелчок метронома должен совпадать либо с «пум», либо с «тыщ». Вроде немного разобрались…

Если извлекать ноты вместе с метрономом (то есть «1 нота = 1 щелчок»), то получится, что мы играем четвертями, а ноты такие называются четвертными (то есть длятся четверть). А дальше идет обычная арифметика начальной школы…

Если играть по две приблизительно равных по длительности ноты на каждый щелчок метронома, то они будут восьмыми, т.к. длятся в два раза меньше, чем четверть. Если поделить их еще пополам, то они будут шестнадцатыми, и так далее. Если же играть одну ноту на два щелчка, то есть в два раза увеличить длительность четверти, то получится половинная нота, а если и ее в два раза увеличить, то получится целая. Больше увеличивать пока не будем.

Целая нота будет длиться четыре удара метронома, то есть, возвращаясь к изначальной аналогии, «пум-тыщ-пум-тыщ». В большинстве поп-композиций эта длительность называется тактом и составляет одну из равных и повторяющихся кусочков пульса песни. То есть за одним тактом «пум-тыщ-пум-тыщ» следует другой («пум-тыщ-пум-тыщ»), потом третий, и так далее, пока не получится песня. В нотной партии (табулатуре) начало нового такта обозначается вертикальной чертой.

Бывает, что несколько нот расположены до первого такта, они называются «затактом».

Музыкальный размер, при котором такт состовляет четыре четверти называется размером «4/4» и пишется в начале нотной партии (или табулатуры). Другие размеры рассмотрим позже.

Чтобы различать целые, половинные, четверти, и прочие ноты, им придумали обозначения:

Восьмые, шестнадцатые, и прочие ноты с «хвостами» могут объединяться этими самыми «хвостами» в группы для красоты и удобства восприятия.

Ритмические рисунки и переменный штрих.

Различные последовательности длительностей нот составляют «ритмические рисунки». Например «галоп», или стандартная футбольная «кричалка». Попробуйте отстучать их рукой (по столу, например):

Теперь разберемся, как переменный штрих ведет себя в сочетании с ритмическими рисунками. Суть переменного штриха не в постоянном чередовании штрихов вверх-вниз, а в постоянном чередовании движений руки вверх вниз, чтобы она находилась «в ритме». Рассмотрим простой пример:

Ритмический рисунок (не будем пока уточнять, какие именно это ноты) состоит из чередования четвертей и пар восьмых, то есть это уже знакомый нам галоп. Самой короткой нотой в нем будет восьмая, и пара восьмых в соответствии с переменным штрихом должна играться вниз-вверх.

А вот теперь внимание! Нам надо не нарушать ритм движений правой руки! А значит, она должна двигаться вниз-вверх в том темпе, который задали восьмые. Четверть занимает две восьмые, начнем ее штрихом вниз, и, когда прозвучит половина ноты, вернем руку обратно вверх, не задевая струну. То есть сделаем штрих вверх, не извлекая ноты. Наша четверть продолжит звучать, а рука будет двигаться вниз-вверх в ритме восьмых. Дальше извлечем восьмые штрихом вниз и штрихом вверх.

Таким образом, правая рука двигается в постоянном ритме, а ритмический рисунок состоит из нот разной длительности. Штрих вниз обозначается «П», а штрих вверх - «V», с учетом этого подкорректируем наш ритмический рисунок.

Иногда инструмент не играет ничего. И это хорошо. Если бы все инструменты играли постоянно, то ухо быстро бы привыкло к монотонному шуму и не чувствовало акцентов музыки и красоту звуков.

Паузы тоже имеют длительности, причем абсолютно такие же, как и ноты:

Чтобы лучше понять и прочувствовать переменный штрих в различных ритмических рисунках, предлагаю поиграть следующие ритмические рисунки на одной струне. А чтобы проконтролировать внутреннее чувство ритма, играть их нужно под метроном, который, напоминаю, стучит четвертями. Играйте медленно, чтобы было время подумать, и каждый штрих был правильным.



Обратите внимание! Удар вниз всегда должен совпадать с началом такта! Первая нота такта, как правило, выделяется, акцентируется, а штрих вниз сильнее (хоть и надо стараться, чтобы все штрихи были одинаковыми), да и проще, естественнее, т.к. рука движется вниз под действием силы тяжести, а вверх - против нее.

Поэтому штрих вниз должен совпадать с «ударной долей», каковой является нота, приходящаяся на начало такта.

Первое произведение - «El Condor Pasa».

Итак, поиграв несколько дней ритмические рисунки, можно приступить к освоению первого музыкального произведения - небезызвестной классической композиции El Condor Pasa (Полет Кондора).

Табулатура партии содержится в приложенном к уроку

Наверняка вы уже встречали в самоучителях или других источниках предлагаемые способы ведения аккомпанемента на гитаре в виде РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ .
Что же такое ритмический рисунок ? И как его читать?
Для начала рассмотрим простейшие элементы (движения правой рукой в графическом виде), комбинируя которыми получают ритмические приемы извлечения звука:

Все мелодии можно разделить на одинаковые по длительности части – ТАКТЫ . Также все мелодии имеют ритмический рисунок - конкретно выраженную ритмичность чередования И при всем этом данный рисунок не меняется на протяжении всей мелодии.

Главная черта рисунка это его РАЗМЕР – количество более энергичных и ярких нот в одном такте. Зачастую этот рисунок существует только у музыканта в голове, который отсчитывает мелодии с самого ее начала и до конца, следуя по длинным нотам и паузам.

Чаще используются такие размеры: «ДВА» - «ТРИ» - «ЧЕТЫРЕ» - «ШЕСТЬ» . Например, когда шагают солдаты, то они следуют счету: «РАЗ – ДВА – ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ» - это размер «ЧЕТЫРЕ» . Допустим, те же солдаты еще и песню будут петь, то получается, чтобы не сбиваться с шага им придется еще и петь в данном размере.
На примере песни:

Если на каждый счет песни будет звучать аккорд, то у нас получится простой вид аккомпанемента. Графический его вид такой:

Из – за того, что все согласные звуки не тянутся их петь нельзя и получается, что все удары попадают на гласные. Из рисунка видим, что аккомпанемент все время идет по кругу. Чтобы изобразить рисунок этого ритма, проще изобразить то, что повторяется.

Примеры показаны для того, чтобы донести одно! РИСУНКОВ РИТМА может быть очень много.

Практика:

Отрабатывать каждый прием нужно очень медленно, отсчитывая (лучше вслух) тактовые ударные цифры (написаны под стрелками).
Для начала отрабатывайте ритм без аккордов на приглушенных струнах. А после зажмите легкий аккорд (например E, С, D ) и тренируйтесь на одном аккорде. Ритм должен быть четким, медленным и ровным. Только после данных упражнений учитесь связывать аккорды, начиная с .

В данной статье мы разберем что такое гитарный бой, как его правильно играть, какие бывают виды боев и многое-многое другое.

Я подробнее расскажу про:

Бой шестерка

Бой шестерка - самый популярный бой на гитаре. Состоит из шести движений и звучит он примерно так:

Конкретно эта запись - часть песни из песни "Перевал" , которая как раз играется этим боем.

Бой четверка: схема, как играть

Бой четверка тоже относят к Цоевскому бою, потому что используется в некоторых его песнях.

как он звучит

В записи я играю боем четверка песню Кино "Пачка сигарет" .

Схема боя выглядит так:

Вниз - Вверх - Вниз с заглушкой - Вверх

  1. проводим большим пальцем вниз;
  2. большим или указательным пальцем вверх;
  3. указательным пальцем вниз (ногтем);
  4. большим или указательным пальцем вверх.

Цоевский бой: схемы, виды боя

Цоевский бой на самом деле совсем не один, их как минимум 3 штуки, один из них - бой четверка, который вы видите выше. Но есть и другие виды, и звучат они так:

первый бой из шести движений

Здесь 6 основных движений и должна быть большая скорость.

Б - большой палец, У - указательный

В самом начале играем с конца: вниз Б - вниз Б - вверх Б - вниз У

Потом все время играем: вниз Б - вверх Б - вниз Б >>>>> вниз Б - вверх Б - вниз У

другой бой Цоя состоит из 7 движений:

вниз Б - вверх Б - заглушка - вверх Б - вниз Б - вверх Б - заглушка

Блатной бой: схема, как играть

Честно говоря, про блатной бой на гитаре я узнал совсем недавно, когда начал готовить эту статью:) Суть этого боя в том, что при игре меняются басовые струны . То есть, сначала мы дергаем одну струну, потом проводим по всем струнам, а потом дергаем другую струну - и снова проводим по всем струнам.

звучит так

Дергаем Б струну > вниз указательным пальцем > дергаем другую струну (не басовую) > вниз указательным пальцем.

схема блатного боя

Басовая струна - Заглушка - Басовая струна - Заглушка

Можно оба раза дергать басовую струну, чтобы не путаться.

Бой восьмерка: схема, как играть

Бой восьмерка состоит из восьми движений и звучит примерно так:

Конкретно этот кусочек вырезан из песни Баста "Сансара" , в этой песне используется как раз-таки бой восьмерка.

Схема боя восьмерка

Вниз - Вниз с заглушкой - Вверх - Вверх - 3 раза подряд вниз с заглушкой - Вверх

3 вида боя, которые должен знать КАЖДЫЙ гитарист видео

Что такое гитарный бой

Я обещал, что не буду использовать непонятных слов, поэтому...

Что такое бой? Бой - это цикл повторяющихся движений правой рукой около резонаторного отверстия (читай: строение гитары). Короче, грубо говоря - это то, что вы делаете правой рукой по струнам, а если поточнее - это действия, когда бьешь сразу по нескольким струнам.

Не стоит бой путать с переборами на гитаре . Перебор - это тоже цикл повторяющихся движений правой рукой, но здесь имеются в виду пальцы. То есть, повторяющиеся движения пальцами. Каждой струне соответствует свой палец. А в бое мы используем всю ладонь , и даже сжимаем ладонь в кулак и прочие движения.

Как играть бой на гитаре

Как играть бой на гитаре? Вопрос спорный и не имеет однозначного ответа. Есть много видов боев на гитаре - и все они играются по-разному. Нет таких единых движений для всех боев, каждый из них уникальный.

Есть лишь небольшой список движений по струнам, из которых обычно и составляют бой:

  • проведение большим пальцем вниз по струнам;
  • проведение большим пальцем вверх по струнам;
  • заглушка;
  • открытый удар по струнам (похож на заглушку, только без глушения).



Top