Справка. Клыков Вячеслав Михайлович

Скульптор, имевший звание «народного художника России».

Уроженец с. Мармыжей Советского района Курской области. Из крестьянской семьи. Образование: два курса художественно-графического факультета Курского государственного педагогического института (1960–1962); Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская известного советского скульптора М.Г. Манизера) (1962–1968). С тех пор жил и работал в Москве.

Создал несколько десятков памятников, преимущественно на исторические темы, постановленных в разных местах страны. Первые работы далеки от идеологии, ближе к эстетике: декор Центрального детского театра им. Н.И. Сац в Москве (Государственная премия СССР 1981); фигурка Меркурия возле Центра международной торговли в Москве; композиция «Фронт и тыл» в Перми; памятный храм-звонница на Прохоровском поле в Белгородской области (в сотрудничестве с архитектором Р.И. Симерджиевым); памятники маршалу К. Рокоссовскому в Курске; К.Н. Батюшкову в Вологде (Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина, 1987). Затем скульптор всецело поглощён монументальными образами, преимущественно великодержавных и церковных персонажей. Среди таковых - конная статуя Г.К. Жукова на Манежной площади (про авторскую трактовку лошади москвичами сложены анекдоты); Св. Кириллу и Мефодию на Славянской площади; великой княгине Елизавете Фёдоровне в Замоскворечье; Св. Сергию Радонежскому в с. Радонеже Московской области; Илье Муромцу в Муроме Владимирской области; И.А. Бунину в Орле; А.С. Пушкину в Тирасполе (Молдавия); Петру I в Липецке; дважды Николаю II - в Подольске Московской области и в селе Тайнинском; адмиралу Колчаку в Иркутске; М.С. Щепкину и Св. Владимиру I в Белгороде; тому же Владимиру в Херсонесе; протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области; Дмитрию Донскому, Василию Шукшину на его родине в с. Сростки на Алтае (вопреки воле шукшинских родных этот восьмиметровый монумент был установлен не на Чуйском тракте, а, по настоянию скульптора, на вершине горы Пикет); Николаю Рубцову в Тотьме.

Несколько произведения размещены за границей: барельеф Кирилла и Мефодия в Риме; поклонный крест на берегу моря в греческих Салониках; некая «Колесница мира» на берегу Дуная в Венгрии.

К числу его архитектурно-планировочных работ принадлежат часовня Александру Невскому в г. Кролёве под Москвой; часовня на Куликовом поле; звонница на поле Прохоровской битвы; жертвенный крест в Краснояружном районе Белгородской области; композиция в честь Курской Коренной иконы Богоматери на ул. Сонина в Курске.

Монумент Владимира I, возвышающийся на господствующей высоте над Белгородом наглядно демонстрирует антиисторизм художественного мышления своего автора. 1000-летний юбилей современного Белгорода, отмеченный через несколько лет после его же реального 400-летия, превратился в посмешище для историков (см. в библиографии к данной статье разоблачительную работу А.И. Раздорского). Князь Владимир Святославич на самом деле основал вовсе не этот город, а его тёзку на правобережье Днепра в киевской округе. Однако белгородские власти в финансово-политических целях пренебрегли экспертизой учёных, пошли на поводу у невежественных краеведов, и помпезная скульптура В.М. Клыкова увенчала мемориальный нонсенс.

В своём большинстве исторически нелепы и творения этого автора на Курской земле. Так называемый Поклонный крест в Черемисиновском районе установлен в честь якобы произошедшего там сражения курян с ногайскими татарами. На самом деле никакого великана-татарина трёхметрового роста не было и быть не могло, а вдохновившая скульптора местная легенда о «Голубце на Красной поляне» представляет из себя вполне фольклорную сказку. Памятник Александру Невскому в Первомайском саду Курска (2000) оформлен вопреки всем меркам исторической достоверности: в одной руке святой князь самолично держит стяг (что могло случиться только том случае, если его дружина уже погибла), а в другой меч (напоминающий скифский акинак). Свидетельств о пребывании этого князя в Курске не имеется. Памятный знак в честь 700-летия обретения Коренной иконы Божьей матери отмечает реликвию, которой в лучшем случае 300 лет. Фигура Серафима Саровского - в Коренной пустыни под Курском, вовсе не связанной с биографией этого церковного деятеля.

Гораздо более уместны и полезны в просветительском, воспитательном плане для земляков-курян такие создания народного художника России, как стела в честь Св. Феодосия Печерского во дворе православной гимназии его имени (на ул. Маяковского в Курске); памятник певице Н.В. Плевицкой на ее родине в с. Винникове Курского района; скульптурное оформление Коренной пустыни под Курском (композиция в честь легендарного обретения иконы Богородицы на берегах р. Тускари и другие); пешая статуя Г.К. Жукова в ансамбле триумфальной арки на северном въезде в г. Курск; скульптура жеребёнка у курской Биофабрики (в знак людской признательности животным, отдающим свои органы для изготовления лекарственных препаратов).

В городе Курска одна из магистралей получила название «проспект Вячеслава Клыкова» (2006).

По мнению многих художественных критиков, фигуры лошадей вообще лучше удаются этому скульптору, нежели фигуры людей. Количество изваянных им монументов явно пошло в ущерб их эстетическому качеству. Последнее творение плодовитого ваятеля - памятник «великому князю киевскому Святославу Храброму (?)», установленный в селе Холки Чернянского района Белгородской области. Опять-таки конный, голый по пояс князь с мечом наотлёт попирает копытами лошади супротивника, надо понимать, византийского грека… В исторической действительности, где-то в этом регионе мог пролегать маршрут этого князя против Хазарии и её сателлитов - левобережных славян. Так что жертвой «храброго» (эпитет выдуман художником) князя здесь должен был стать представитель славянского союза северян.

Дурную услугу скульптурной истории оказывал и утрированный национализм этого члена приснопамятного общества «Память», редакционной коллегии журнала «Современник», «генерал-полковника казачьих войск», главы «Всероссийского соборного движения», председателя международного фонда славянской письменности и культуры, ряда других ультрапатриотических организаций. На примере изваянной в камне и металле всероссийской и региональной «истории» В.М. Клыкова можно наглядно убедиться, как сложно воплотить в зримые образы знаковые фигуры нашего славного прошлого. Искусство и историческая наука должны сотрудничать в решении этой благородной задачи.

Сочинения: Вячеслав Клыков. Альбом. М., 1999.

Литература: Пархоменко И. Белгород: год основания?.. (слово о краеведе Ю.Н. Шмелёве) // Воронеж. Историко-краеведческий альманах. Воронеж, 1993; Раздорский А.И . О «1000-летии» Белгорода // Отечественная история. 2002. № 3; Щавелёв С.П. Первооткрыватели курских древностей. Вып. 1. Курск, 1997; Крынская С. Умер Вячеслав Клыков // Известия. 2006. № 98. 6 июня. С. 10.

Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков родился 19 октября 1939 года в селе Мармыжи Курской области. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, в 1960 году поступил на художественно‑графический факультет Курского государственного педагогического института, проучился 2 года, и в 1962 году поступил на факультет скульптуры Московского института им. Сурикова (мастерская М. Манидзе), который окончил в 1964 году.

С 1969 года Клыков ‑ член Союза художников СССР, его работы выставлены в Третьяковской галерее в Русском музее.

Первая известность к скульптору пришла после оформления им Центрального детского музыкального театра в 1979 году.

Среди работ Клыкова ‑ памятники: Велимиру Хлебникову на могиле поэта в деревне Ручьи, Николаю Рубцову в Тотьме (1986), Константину Батюшкову в Вологде (1987), Сергию Радонежскому в Радонеже (1987), великой княгине Елизавете Фёдоровне в Москве (1990), протопопу Аввакуму в селе Григорове Нижегородской области (1991), Кириллу и Мефодию (1991) в Москве, Владимиру Святому в Херсонесе (1993), Ивану Бунину в Орле (1995), маршалу Георгию Жукову (1995) в Москве, Николаю II в селе Тайнинском (1996) и Подольске (1998), Петру I на площади Карла Маркса в Липецке (1996), Илье Муромцу в Муроме (1998), Александру Невскому в Курске (2000), Святославу Игоревичу в селе Холки Белгородской области (2005). В 1995 году по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм‑звонница в память битвы на Курской дуге. Вячеслав Клыков является автором скульптуры Меркурия перед зданием Центра международной торговли в Москве (1982), монументального памятника (15‑метровый православный крест во славу русских воинов) в Курской области (2001). Вячеслав Клыков был членом Священного Синода Русской православной церкви, членом Патриотического объединения "Память" (1985‑1987), членом Совета Российского Земского движения (РЗД), с декабря 1996 года ‑ членом Президиума и сопредседателем РЗД; членом Товарищества русских художников (ТРХ).

Он был Президентом Международного фонда славянской письменности и культуры; президентом Славянского Экономического союза (СЭК). Недолгое время Клыков был членом Социально‑патриотического движения "Держава".

В 1996 году он был избран членом Координационного Совета Народно‑Патриотического союза России (НПСР), а в ноябре 1998 года ‑ одним из 8‑ми сопредседателей НПСР. С октября 1996 года Вячеслав Клыков был главой Всероссийсского Соборного Движения. Он входил в редколлегии газеты "День" (1991‑1993), газеты РАУ "Обозреватель" (1992), был главным редактором журнала "Держава".

Клыков был президентом Международного фонда славянской письменности и культуры. В 2005 2006 годах был председателем Союза Русского Народа.

Вячеслав Клыков ‑ лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), обладатель Золотой медали Академии художеств (1989).

Русский скульптор

Клыков Вячеслав Михайлович (19.10.1939-2.06.2006), русский скульптор и общественный деятель, глава Земского Собора, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, президент Славянского экономического союза; член Товарищества русских художников; лауреат Государственных премий СССР и РСФСР; с 1995 — в Социально-патриотическом движении “Держава”, член Национального комитета; автор памятников Жукову, Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, вел. кн. Елизавете Феодоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме, автор уничтоженного врагами русского народа памятника Николаю II в Тайнинском.

Большим событием в русской культуре стало создание памятника величайшему подвижнику Земли Русской Сергию Радонежскому. Впервые с 1917 образцом для поклонения становилось духовное лицо, монах. Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, изображающее легендарный эпизод биографии подвижника. Установлению памятника в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой предшествовали драматические события. Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987. Однако космополитические власти запретили это делать. Погруженный в машину и направляющийся к месту установки памятник был “арестован” и препровожден обратно с эскортом милиции. Запрет установки памятника сопровождался злобными нападками представителей “малого народа” на личность великого русского подвижника. Потребовались месяцы борьбы, чтобы преодолеть сопротивление космополитических сил. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988.

«КЛЫКОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ
НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ АВТОР ЗВОННИЦЫ».
Памятник открыт в 2007 году на Прохоровском поле.
Его автор — давний друг Клыкова,
белгородский скульптор
Анатолий Александрович Шишков.

Политическая биография

Клыков Вячеслав Михайлович, политическая биография скульптора, председателя Высшего Совета Союза Русского Народа, главы Всероссийского Соборного Движения (ВСД), президента Международного Фонда славянской письменности и культуры.

Родился 19 октября 1939 в селе Мармыжи Курской области, русский.
Окончил Курский педагогический институт.
Скульптор.
В 70-е годы участвовал в оформлении Детского музыкального театра.
Автор скульптурного памятника В.Хлебникову на могиле поэта в д.Ручьи.
В 80-е гг. работал над скульптурами Меркурия перед зданием Центра международной торговли, памятником Батюшкову (Вологда) и др. И Меркурий, и Батюшков входят в число лучших работ Клыкова.
В 1985-87 был членом Патриотического объединения "Память". Автор проекта памятника на Поклонной горе, за который ратовала в 1986-87 "Память". Принимал участие в митинге "Памяти" на Манежной пл. 6 мая 1987.
Вместе с художником Игорем Сычевым руководил в сентябре 1987 попыткой установить памятник Сергию Радонежскому (своей работы) в Радонеже.
С 1989 года - член Товарищества русских художников (ТРХ).
В марте 1990 года баллотировался в народные депутаты РСФСР (Москворецкий округ N35) при поддержке Блока общественно-патриотических организаций, но проиграл демократу Льву Пономареву.
С 1990 года - президент Международного Фонда славянской письменности и культуры (в Совете фонда состоят Валентин Распутин, Владимр Крупин, Сергей Шуртаков и др.; фонд стал учредителем газеты "Русский вестник").
8 февраля 1992 был избран в состав Центральной Думы Российского Народного Собрания. 22 февраля 1992 на Центральном Думе Российского Народного собрания избран одним из 29 членов президиума и одним из троих сопредседателей (два других - Михаил Астафьев и Николай Павлов; председатель правления Думы - Виктор Аксючиц).
В ноябре 1993 провел учредительный съезд Славянского Экономического союза (СЭК), избран его президентом.
С конца 1993 - член Совета Российского Земского движения (РЗД, председатель - Елена Панина), с декабря 1996 - член президиума и сопредседатель РЗД.
В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении "Держава" Александра Руцкого. Вышел из "Державы" в августе 1995 вслед за Аксючицем и Ко.
На выборах 1995 в списке избирательного блока "Земский собор" получил первый номер (список подписей не собрал).
На президентских выборах 1996 поддержал кандидатуру Геннадия Зюганова.
На учредительном съезде Народно-Патриотического союза России (НПСР) 7 августа 1996 был избран членом Координационного Совета НПСР и членом Президиума КС НПСР.
С октября 1996 - Глава Всероссийсского Соборного Движения, выдвигающего своей целью путем созыва Всероссийского Земского Собора "восстановить Государственный Закон, разрушенный в феврале 1917 года международной кучкой террористов-заговорщиков". В своем "Обращении к русскому народу" призывает "в единой Соборной воле... счищать с себя струпья жидовской, большевистской проказы, срывать с себя ярлыки расчленителей всех мастей (от заокеанских, до доморощенных)".
25-27 октября 1996 провел в Новочеркасске Донский Земский Собор - первый из территориальных земских соборов, 1 марта 1997 - Курский Земский Собор (второй по времени создания).
На II съезде НПСР 27 ноября 1998 избран одним из 8-ми сопредседателей НПСР.
В мае 1999 избран сопредседателем Славянского союза России (председатель - Анатолий Дувалов, 2 других сопредседателя - Виталий Журавлев, Валерий Иванов).
22 октябре 2000 неудачно баллотировлася на пост губернатора Курской области: 1,64% - 6-е место из 8-ми (во второй тур вышли первый секретарь обкома КПРФ Александр Михайлов (поддержан НПСР) - 39,52%, федеральный инспектор по области, генерал ФСБ Виктор Суржиков - 21,58%, остальные - мэр Курска Сергей Мальцев - 8,42%, председатель совета директоров АО ГК "Агрохолдинг" В.Стекачев - 7,28%, областной депутат, генеральный директор корпорации "ГриНН" Николай Грешилов - 6,16%, скульптор Вячеслав Клыков - 1,64%, Владимир Безымянный - 0,54%, председатель движения "Достойная жизнь" С.Савельев - ?, против всех -12,26%. Явка 51,79%. Губернатор Александр Руцкой снят с регистрации вечером в субботу за несколько часов до выборов).
В январе 2003 г. подписал "Обращение деятелей науки и культуры по поводу событий 18 января в Музее Сахарова".
В ноябре 2004 возглавил Координационный комитет по возрождению Союза Русского Народа (СРН) - крупнейшей антисемитской организации начала XX века (лидерами которой были Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Николай Марков-второй).
В январе 2005 г. подписал антисемитское "письмо 500", в котором "представители русской общественности" обратились к генеральному прокурору с требованием закрытия "всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских".

21 ноября 2005, в столетнюю годовщину Союза Русского Народа, провел восстановительный съезд СРН. Избран председателем Высшего Совета СРН.
В конце марта 2006 подписал обращение группы национал-патриотических деятелей, связанных с Международным фондом славянской письменности и культуры, к генпрокурору, директору ФСБ, министру внутренних дел, спикерам обеих палат и др. с требованием лишить раввина Берл Лазара российского гражданства, "а его религию статуса "традиционной"".

Входил в редколлегии газеты "День" (1991-93), газеты РАУ "Обозреватель" (1992).
Монархист, сторонник призвания Царя Земским Собором. Считает, что "ни одна из ныне здравствующих ветвей Романовых... не имеет по законам Российской Империи прав на престол. В том числе Леонида Георгиевна, Мария Владимировна, ее сын Георг Гогенцоллерн". Предлагал избрать Царя из числа потомков маршала Георгия Жукова.
Выражал надежду, что Г.Зюганов и его сторонники в КПРФ "придут со временем к идее монархии".
Лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Обладатель Золотой медали Академии художеств. Автор памятников маршалу Жукову (многие считают эту работу неудачной), Кириллу и Мефодию, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, протопопу Аввакуму, Великой княгине Елизавете Федоровне, Пушкину в Тирасполе, Батюшкову в Вологде, Рубцову в Тотьме.
Создал проект памятника , который предлагал установить в Москве на площади между Кремлем и Домом Пашкова (27 мая 1996, в столетнюю годовщину венчания Николая II на царство, памятник открыт в пригороде Москвы в пос.Тайнинское, 1 апреля 1997 взорван террористами-комсомольцами).

В.Прибыловский

Перепечатывается из Интернет-библиотеки "Антикомпромат", с адреса

Клыков Вячеслав Михайлович (р. 19.10.1939), скульптор и общественный деятель.

Родился в с. Мармыжи Советского р-на Курской обл. в крестьянской семье. После окончания средней школы учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959, работал на производстве. В 1960 поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился 2 года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, который окончил в 1968, получив специальность скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках. С 1969 — член Союза художников СССР. Его работы выставлены в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в С.-Петербурге и др. картинных галереях и музеях страны. Созданные им памятники и скульптурные изображения украшают площади многих городов и поселений России и зарубежья, наиболее известны из них: св. равноап. вел. кн. Владимиру в Белгороде и Севастополе, прп. Илье Муромцу в Муроме, св. блгв. вел. кн. Александру Невскому в Курске, прпмц. вел. кн. Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители в Москве, свв. равноап. Кириллу и Мефодию в Москве, прп. Сергию Радонежскому в Радонеже, прп. Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, св. Николаю Чудотворцу в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, А. С. Пушкину в Тирасполе, русским воинам в Пирее (Греция), Г. К. Жукову в Москве, памятник Победы на Прохоровском поле и др. За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий. Он — лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), обладатель золотой медали (Гран-при) на международной выставке «Квардиеннале» в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный художник России.

С 1990 Клыков является президентом Международного фонда Славянской письменности и культуры. Организация ставит основной своей задачей пропаганду наследия свв. равноап. Кирилла и Мефодия. По словам самого Клыкова, фонд следует их заветам во всей своей деятельности — «будь то в вере, будь то в политике, будь то в отношении к русскому языку, к славянам, к славянскому миру». Фондом проведено множество симпозиумов и конференций. В 1992 был проведен международный конгресс славянских культур. Впервые через все славянские страны был пронесен благодатный огонь от Гроба Господня и установлен в нише цоколя памятника Кириллу и Мефодию, который был подарен скульптором Москве. По инициативе фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник славянской письменности и культуры стал государственным, и география его расширилась практически на всю Россию. Ныне 24 мая — День славянской письменности — празднуется во всех городах и весях. 1—2 июля 2001 по инициативе фонда в Москве в помещении Малого театра прошел съезд триединого Русского Народа, в работе которого приняли участие весьма представительные делегации России, Украины и Белоруссии, а также представители славянской общественности Приднестровья, Средней Азии и Югославии. Всего собралось более тысячи чел. Это был, по сути, первый съезд братских славянских народов после того, как они были искусственно разделены в 1991 предательским Беловежским соглашением. На съезде присутствовал ряд видных политиков, в его адрес пришли поздравления от Святейшего Патриарха Алексия II, президентов России и Белоруссии. Сам Клыков является рьяным поборником объединения триединого Русского Народа в единое государство, заявляя: «Наша задача — сделать все возможное, чтобы объединение свершилось как можно быстрее. Это важно для славян: и для украинцев, и для русских, и для белорусов. Мы не можем друг без друга жить. Наша история это доказывает. А процессы разъединения инспирируются врагами славян, врагами России».

Клыков был членом руководящих органов многих национально-патриотических организаций, но любимым его детищем является Всероссийское Соборное Движение (ВСД), которое было им организовано в 1995 и бессменным главой которого он является до сих пор. Цель ВСД — восстановление законной российской государственности, каковой является Православная Самодержавная Монархия. Движение ратует за созыв Всероссийского Земского Собора, который только и сможет восстановить государственный закон, разрушенный в февр. 1917 международной кучкой террористов-заговорщиков. ВСД провело уже четыре Собора: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге. Целью этих Соборов было объединение единомышленников и пропаганда монархической идеи. Движение активно выступало за прославление Царя-Мученика Николая Александровича. Были организованы Крестные ходы и крестные облеты вокруг России. Сам Клыков создал памятник умученному Русскому Царю, который был установлен в Тайнинском Московской обл. (первоначально планировалось установить его в Москве). На постаменте памятника выбиты слова: «Русский Народ с покаянием». Сегодня Клыков ведет большую работу, главным образом в провинции, пытаясь снизу объединить патриотические силы.

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина () Работы на Викискладе

Вячесла́в Миха́йлович Клы́ков (19 октября , село Мармыжи , Курская область - 2 июня , Москва) - советский и российский скульптор , президент Международного фонда славянской письменности и культуры . Лауреат Государственной премии СССР (). Председатель возрождённого Союза русского народа (2005-2006).

Биография

Известность к Клыкову пришла после оформления Центрального детского музыкального театра () и создания скульптуры бога торговли Меркурия у Центра международной торговли () в Москве.

Во второй половине 1980-х годов обращается в своём творчестве к православно-патриотической тематике. Большим событием стало создание памятника преподобному Сергию Радонежскому . Образное решение скульптора было навеяно картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею ». Сам скульптор при поддержке патриотической общественности намеревался установить его осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Погружённый в машину и направляющийся к месту установки памятник был «арестован» и препровожден обратно с эскортом милиции. Потребовались месяцы борьбы, чтобы памятник всё же был установлен. При огромном стечении русских людей и представителей многих патриотических организаций памятник был открыт 29 мая 1988 в селе Городок (Радонеж) под Троице-Сергиевой лаврой .

Общественная и политическая деятельность

В апреле 1995 года избран членом Национального комитета Социально-патриотическом движении «Держава» Александра Руцкого . Вышел из «Державы» в августе 1995 вслед за Виктором Аксючицем .

Работы Клыкова

Мемориал братьям Квантришвили на Ваганьковском кладбище Москвы

Премии и награды

За свои труды Клыков удостоен многих наград и званий:

Память

  • Проспект Вячеслава Клыкова в Курске
  • Памятник В. М. Клыкову в Курске (открыт в ноябре 2007 г.; ск. Клыков А. В.)
  • Памятник В. М. Клыкову на Прохоровском поле.

Семья

Старший сын Андрей, родился в 1962 г. Член Союза Художников. Работает в мастерской, в которой работал Вячеслав Михайлович Клыков, и чьё имя она носит.

Его дочь, Любовь - невестка актрисы Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина .

Младший сын, Михаил.

Внуки: Просковея, Федор, Агафья, Серафим, Дмитрий, Афанасий, Иван, Тихон

Напишите отзыв о статье "Клыков, Вячеслав Михайлович"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • Росбалт, 12/06/2008
  • Мастерская им. В. М. Клыкова: Россия, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 33

Интервью

  • // Независимая газета , 5 июня 2006
  • // Газета «Дух христианина» № 11, 1 июня 2006 г.

Отрывок, характеризующий Клыков, Вячеслав Михайлович

Ермолов прищурил глаза и слегка улыбнулся, услыхав эти слова. Он понял, что для него гроза прошла и что Кутузов ограничится этим намеком.
– Это он на мой счет забавляется, – тихо сказал Ермолов, толкнув коленкой Раевского, стоявшего подле него.
Вскоре после этого Ермолов выдвинулся вперед к Кутузову и почтительно доложил:
– Время не упущено, ваша светлость, неприятель не ушел. Если прикажете наступать? А то гвардия и дыма не увидит.
Кутузов ничего не сказал, но когда ему донесли, что войска Мюрата отступают, он приказал наступленье; но через каждые сто шагов останавливался на три четверти часа.
Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей.
Вследствие этого сражения Кутузов получил алмазный знак, Бенигсен тоже алмазы и сто тысяч рублей, другие, по чинам соответственно, получили тоже много приятного, и после этого сражения сделаны еще новые перемещения в штабе.
«Вот как у нас всегда делается, все навыворот!» – говорили после Тарутинского сражения русские офицеры и генералы, – точно так же, как и говорят теперь, давая чувствовать, что кто то там глупый делает так, навыворот, а мы бы не так сделали. Но люди, говорящие так, или не знают дела, про которое говорят, или умышленно обманывают себя. Всякое сражение – Тарутинское, Бородинское, Аустерлицкое – всякое совершается не так, как предполагали его распорядители. Это есть существенное условие.
Бесчисленное количество свободных сил (ибо нигде человек не бывает свободнее, как во время сражения, где дело идет о жизни и смерти) влияет на направление сражения, и это направление никогда не может быть известно вперед и никогда не совпадает с направлением какой нибудь одной силы.
Ежели многие, одновременно и разнообразно направленные силы действуют на какое нибудь тело, то направление движения этого тела не может совпадать ни с одной из сил; а будет всегда среднее, кратчайшее направление, то, что в механике выражается диагональю параллелограмма сил.
Ежели в описаниях историков, в особенности французских, мы находим, что у них войны и сражения исполняются по вперед определенному плану, то единственный вывод, который мы можем сделать из этого, состоит в том, что описания эти не верны.
Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов; взять в плен Мюрата, или цели истребления мгновенно всего корпуса, которую могли иметь Бенигсен и другие лица, или цели офицера, желавшего попасть в дело и отличиться, или казака, который хотел приобрести больше добычи, чем он приобрел, и т. д. Но, если целью было то, что действительно совершилось, и то, что для всех русских людей тогда было общим желанием (изгнание французов из России и истребление их армии), то будет совершенно ясно, что Тарутинское сражение, именно вследствие его несообразностей, было то самое, что было нужно в тот период кампании. Трудно и невозможно придумать какой нибудь исход этого сражения, более целесообразный, чем тот, который оно имело. При самом малом напряжении, при величайшей путанице и при самой ничтожной потере были приобретены самые большие результаты во всю кампанию, был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства.

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.

В военном отношении, тотчас по вступлении в Москву, Наполеон строго приказывает генералу Себастиани следить за движениями русской армии, рассылает корпуса по разным дорогам и Мюрату приказывает найти Кутузова. Потом он старательно распоряжается об укреплении Кремля; потом делает гениальный план будущей кампании по всей карте России. В отношении дипломатическом, Наполеон призывает к себе ограбленного и оборванного капитана Яковлева, не знающего, как выбраться из Москвы, подробно излагает ему всю свою политику и свое великодушие и, написав письмо к императору Александру, в котором он считает своим долгом сообщить своему другу и брату, что Растопчин дурно распорядился в Москве, он отправляет Яковлева в Петербург. Изложив так же подробно свои виды и великодушие перед Тутолминым, он и этого старичка отправляет в Петербург для переговоров.
В отношении юридическом, тотчас же после пожаров, велено найти виновных и казнить их. И злодей Растопчин наказан тем, что велено сжечь его дома.
В отношении административном, Москве дарована конституция, учрежден муниципалитет и обнародовано следующее:
«Жители Москвы!
Несчастия ваши жестоки, но его величество император и король хочет прекратить течение оных. Страшные примеры вас научили, каким образом он наказывает непослушание и преступление. Строгие меры взяты, чтобы прекратить беспорядок и возвратить общую безопасность. Отеческая администрация, избранная из самих вас, составлять будет ваш муниципалитет или градское правление. Оное будет пещись об вас, об ваших нуждах, об вашей пользе. Члены оного отличаются красною лентою, которую будут носить через плечо, а градской голова будет иметь сверх оного белый пояс. Но, исключая время должности их, они будут иметь только красную ленту вокруг левой руки.
Городовая полиция учреждена по прежнему положению, а чрез ее деятельность уже лучший существует порядок. Правительство назначило двух генеральных комиссаров, или полицмейстеров, и двадцать комиссаров, или частных приставов, поставленных во всех частях города. Вы их узнаете по белой ленте, которую будут они носить вокруг левой руки. Некоторые церкви разного исповедания открыты, и в них беспрепятственно отправляется божественная служба. Ваши сограждане возвращаются ежедневно в свои жилища, и даны приказы, чтобы они в них находили помощь и покровительство, следуемые несчастию. Сии суть средства, которые правительство употребило, чтобы возвратить порядок и облегчить ваше положение; но, чтобы достигнуть до того, нужно, чтобы вы с ним соединили ваши старания, чтобы забыли, если можно, ваши несчастия, которые претерпели, предались надежде не столь жестокой судьбы, были уверены, что неизбежимая и постыдная смерть ожидает тех, кои дерзнут на ваши особы и оставшиеся ваши имущества, а напоследок и не сомневались, что оные будут сохранены, ибо такая есть воля величайшего и справедливейшего из всех монархов. Солдаты и жители, какой бы вы нации ни были! Восстановите публичное доверие, источник счастия государства, живите, как братья, дайте взаимно друг другу помощь и покровительство, соединитесь, чтоб опровергнуть намерения зломыслящих, повинуйтесь воинским и гражданским начальствам, и скоро ваши слезы течь перестанут».
В отношении продовольствия войска, Наполеон предписал всем войскам поочередно ходить в Москву a la maraude [мародерствовать] для заготовления себе провианта, так, чтобы таким образом армия была обеспечена на будущее время.
В отношении религиозном, Наполеон приказал ramener les popes [привести назад попов] и возобновить служение в церквах.
В торговом отношении и для продовольствия армии было развешено везде следующее:
Провозглашение
«Вы, спокойные московские жители, мастеровые и рабочие люди, которых несчастия удалили из города, и вы, рассеянные земледельцы, которых неосновательный страх еще задерживает в полях, слушайте! Тишина возвращается в сию столицу, и порядок в ней восстановляется. Ваши земляки выходят смело из своих убежищ, видя, что их уважают. Всякое насильствие, учиненное против их и их собственности, немедленно наказывается. Его величество император и король их покровительствует и между вами никого не почитает за своих неприятелей, кроме тех, кои ослушиваются его повелениям. Он хочет прекратить ваши несчастия и возвратить вас вашим дворам и вашим семействам. Соответствуйте ж его благотворительным намерениям и приходите к нам без всякой опасности. Жители! Возвращайтесь с доверием в ваши жилища: вы скоро найдете способы удовлетворить вашим нуждам! Ремесленники и трудолюбивые мастеровые! Приходите обратно к вашим рукодельям: домы, лавки, охранительные караулы вас ожидают, а за вашу работу получите должную вам плату! И вы, наконец, крестьяне, выходите из лесов, где от ужаса скрылись, возвращайтесь без страха в ваши избы, в точном уверении, что найдете защищение. Лабазы учреждены в городе, куда крестьяне могут привозить излишние свои запасы и земельные растения. Правительство приняло следующие меры, чтоб обеспечить им свободную продажу: 1) Считая от сего числа, крестьяне, земледельцы и живущие в окрестностях Москвы могут без всякой опасности привозить в город свои припасы, какого бы роду ни были, в двух назначенных лабазах, то есть на Моховую и в Охотный ряд. 2) Оные продовольствия будут покупаться у них по такой цене, на какую покупатель и продавец согласятся между собою; но если продавец не получит требуемую им справедливую цену, то волен будет повезти их обратно в свою деревню, в чем никто ему ни под каким видом препятствовать не может. 3) Каждое воскресенье и середа назначены еженедельно для больших торговых дней; почему достаточное число войск будет расставлено по вторникам и субботам на всех больших дорогах, в таком расстоянии от города, чтоб защищать те обозы. 4) Таковые ж меры будут взяты, чтоб на возвратном пути крестьянам с их повозками и лошадьми не последовало препятствия. 5) Немедленно средства употреблены будут для восстановления обыкновенных торгов. Жители города и деревень, и вы, работники и мастеровые, какой бы вы нации ни были! Вас взывают исполнять отеческие намерения его величества императора и короля и способствовать с ним к общему благополучию. Несите к его стопам почтение и доверие и не медлите соединиться с нами!»

2.06.2006. - Умер скульптор Вячеслав Михайлович Клыков

Памяти соратника

Вячеслав Михайлович Клыков (19.10.1939 – 02.06.2006) – выдающийся русский патриот, скульптор и общественный деятель. Родился в селе Мармыжи (Курская область) в крестьянской семье. Учился в Курском строительном техникуме, который окончил в 1959 г., работал на производстве. В 1960 г. поступил на художественно-графический факультет Курского государственного пединститута, где проучился два года, после чего поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. , который окончил в 1968 г. по специальности скульптора-монументалиста. С этого времени регулярно участвовал в московских, республиканских, всесоюзных и международных выставках.

Клыков – лауреат Государственной премии СССР (1978), лауреат Государственной премии РСФСР им. (1987), обладатель золотой медали Академии Художеств СССР (1989), золотой медали (Гран-при) на международной выставке "Квардиеннале" в Любляне (1973), заслуженный деятель искусств, народный художник России.

Среди его многочисленных работ выделяются памятники духовно-символического значения во многих городах и весях нашей страны. Это, в частности, памятники Н.М. Рубцову в Тотьме (1985), К.Н. Батюшкову в Вологде (1987), в Радонеже (1988), в селе Григорове Нижегородской области (1988), в Москве (1991), свв. (1992) в Москве, в Херсонесе (1993), в Орле (1995), в селе Тайнинском (1996; на постаменте слова: "Русский Народ с покаянием") и Подольске (1997), в Муроме (1999), в Курске (2000), в Саратове (2002), в Пскове (2003), В.М. Шукшину на Алтае (2004), в Иркутске (2004), (в память его победы над хазарами) в Запорожье (2005) и в Белгороде и др. За границей – в Бари (Италия), св. Савве Сербскому в Белграде, русским воинам в Пирее (Греция). В 1995 г. по проекту Клыкова с соавторами на поле под Прохоровкой был установлен храм-звонница в память павшим в битве на Курской дуге.

В.М. Клыков, имея все возможности быть обласканным властями и служить им, купаясь в лучах славы, подобно некоторым своим коллегам – записным патриотам, избрал по долгу совести путь сопротивления криминальному олигархическому режиму и борьбу за восстановление русской исторической государственности.

Эта его общественная оппозиционная деятельность прежде всего выразилась в создании Международного фонда славянской письменности и культуры (1987). По инициативе Фонда площадь Ногина была переименована в Славянскую, а праздник Славянской письменности и культуры 11/24 мая под давлением общественности стал государственным и география его расширилась практически на всю Россию.

Увидев, однако, что при нынешней компрадорской власти русскую культуру не защитить, Вячеслав Михайлович создает Всероссийское Соборное Движение для популяризации идеи будущего Всероссийского Земского Собора как единственной легитимной власти в России в нынешнее смутное время после падения монархии. Всероссийское Соборное Движение с этой целью провело областные Соборы: Донской (1996) в Новочеркасске, Курский (1997), Крымский (1999) и Невский (2000) в С.-Петербурге.

В начале 2005 г. Клыков одним из первых поставил свою подпись под и принял активное участие в развитии возникшего на основе этого документа . Он стал председателем возрожденного им 21 ноября 2005 г. , и, несмотря , верные соратники Вячеслава .

Какая странная и горькая, несвоевременная, неуместная по нашему военному времени тяжелая утрата в разгар боя…

Он вытерпел мучительные страдания (рак), но отказался от обезболивающего и умер утром 2 июня с улыбкой на лице, перед этим соборовавшись, исповедавшись и причастившись святых таин.

Сегодня, 4 июня 2006 г., в яркий солнечный день мы прощались с ним в Сретенском монастыре. Около трех тысяч человек пришли отдать ему последний долг, но казалось, собралась вся Россия: соратники из многих городов, известные патриотические политики, писатели, деятели культуры… И, конечно, тек ко гробу поток того простого православного люда, без которого в Москве никогда не происходит ничего духовно важного. Были прихожане и РПЦЗ(Л), и РПЦЗ(В).

На литургии в этот день читается Евангелие от Иоанна (гл. 17: 1-13) со словами Христа, обращенными к Богу Отцу: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно… Я уже не в мiре, но они в мiре, а Я к Тебе иду, Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы ».

Это напоминает нам и о том, что сделал для нашего народа христианин Вячеслав Клыков в своей многогранной деятельности. Не станем перечислять его многочисленные произведения, награды и звания, потому что не это в нем для нас главное.

Главное: Клыков был образцом настоящего, крепкого силою и духом русского человека. Он был православным монархистом с имперским размахом, мужественным воином, лишенным малейшего страха иудейска, талантливым, независимым, необыкновенно работоспособным, статным, щедрым, откровенным, добрым, умеющим прощать чужие слабости, но не позволявшим их себе… Родом из простых крестьян, он явил нам образец высокого благородства, до которого далеко большинству новорусских заседателей дворянских собраний, кичащихся своими титулованными предками и заискивающих перед олигархической антирусской властью.

В силу таких своих качеств Клыков естественно стал вождем современного русского православного движения, отдавая ему все свои силы и средства: Славянский Фонд, Всероссийское соборное движение, Союз Русского Народа, возрождение казачества как "спецназа" Третьего Рима, движение "Жить без страха иудейска!". Он дал всем прекрасный пример того, что православный раб Божий – это мужественный воин Божий в идущей Мiровой войне сил добра и зла. В нем был и живой образец современного казака – витязя удерживающего Третьего Рима: «Иду на вы!» – как поступал и , один из первых наших военных вождей, которому народный художник России поставил один из своих последних, воинствующий и сам по себе воюющий памятник.

Энергичную духовную мощь Клыкова уважали даже те, кто уважает только материальную мощь – представители властей. В его присутствии, при его искренности, трудно было юлить и лицемерить, так что даже либеральные конформистские представители высокого духовенства изо всех сил старались выглядеть теми, кем они должны быть по сану.

Безкомпромиссные же батюшки и архиереи с надеждою благословляли все патриотические начинания раба Божия Вячеслава. Поэтому отсутствие высшего благословения Клыкова никогда не останавливало. В одном из своих последних выступлений в Славянском Центре на вопрос, «кто благословил воссоздание Союза Русского Народа?», – Клыков ответил: «Господь Бог».

В , в мае, отвечая на вопрос о путях выхода из сложившейся ситуации в России, Клыков, как всегда, был прям:

«Я думаю, только национально-освободительная революция. Другого пути нет. Потому что все прогнило: начиная с высшего аппарата и кончая иерархами в Церкви. Меня поражает теплохладность и равнодушие… Вы простите меня, но я не могу видеть тех заевшихся архиереев, которые сооружают для себя княжеские покои … Стучишься туда, но как будто броней обита дверь. Я за последние двадцать лет ни разу не видел, чтобы наша Православная Церковь в лице ее иерархов, возвысила голос в защиту русских писателей, патриотов. С кем Вы, господа иерархи? С жидовствующими или с русскими? Или живете страха ради иудейска? А мы решили так: все, хватит бояться, завеса снята. И помоги Бог таким людям…

Я верю в победу и считаю, что все равно русский народ сильнее той горстки людей, захвативших власть в нашей стране. У меня давно нет никакого доверия ни к нашему правительству, ни к президенту. Это все "кремлевский пиар". Страна вся предается и продается. Но Господь Бог на нашей стороне, я верю в это! » (газета «Дух христианина». М., 2006. № 11. 1 июня).

В этом интервью он говорил и о необходимом очищении страны от жидобольшевицкой и масонской символики, и о необходимости народного покаяния за грехи революции – для ее духовного преодоления хотя бы столетие спустя.

Разумеется, такого русского человека уже за одни его личные качества («лучшего из гоев – убей») ненавидели, но могли лишь трусливо чернить, уязвлять в СМИ, писать доносы и разнообразно вредить враги России во главе с хорошо известным их "отцом" (Ин. 8:44). Эти гнусные закулисные интриги оказались безсильны сломить дух русского воина (последнее было ). Но многочисленных козней "отца" не выдержало даже крепкое тело…

Почему Господь попустил русскому делу столь огромную, невосполнимую утрату?

Смерть лучших, смерть патриотов-подвижников попускается народу прежде всего для того, чтобы мы покаянно и сокрушенно осознали, как мало сами делали для Русского Дела, как теплохладно относились к призывам тех лучших, кто звал нас на подвиг русскости в океане апостасии и предательства. Из нашего стыда за эту теплохладность должно стократно рождаться наше ответное стремление загладить свою вину перед Богом за то, что не были такими, как он, за вину пассивного уклонения от выполнения своего русского долга.

От нас, участников движения "Жить без страха иудейска!", лучшим венком на могилу и лучшей памятью Вячеслава Михайловича будет продолжение его борьбы, укрепление и расширение столь ценимого им нашего движения ЖБСИ посильными делами каждого русского человека.

вот такие высасывания из пальца и порождают нездоровые сенсации

Великая летопись России
Игорь Квинто
Светлой памяти Вячеслава Михайловича Клыкова.

Вот Россия – Матушка!
Ушёл ещё один талант!
Безвозвратно, понимаешь???
Гений, скульптор, бриллиант.

Трудно говорить.
Его уже нет рядом.
Историю вершить,
Мог этот мастер взглядом.

Посмотри, какой размах,
Любви и уважения,
В бронзовых изломах,
Достойных восхищения.

Мечтал величием работ,
От Балтики до Мирового,
В опале жизненных забот,
Прозрить чиновника глухого.

На служение Отечеству,
Во имя поколений,
Искусство – человечеству,
В духовности стремлений.

Вячеслав Михайлович Клыков,
Достиг в профессии вершин.
Его назвал Совет старейшин,
Русский – Гражданин.

Городам, меняя облик,
Мастерством своих творений,
Камень вроде не велик,
А стал темой изменений.

Мне не стыдно возвеличить,
Памятников географию.
Славян Великих перечислить,
Историю и биографию.

Встали памятники на Руси,
Героям и Святым,
Настойчивостью и трудом,
Характером литым.

Дорогой наш, близкий друг.
Мы головы склонили в травы.
Пред именем и чередой заслуг,
В лучах твоей бессмертной Славы.

02.06. 2006 года ______________ И.Н. Сорокин

Вечная память и Царствие Небесное рабу Божию Вячеславу!

На ТВ про него и не упоминают. Даже на "Культуре". Если бы не сайт - не узнал бы и не услышал. Спасибо. А Скульптору - Царствия Божьего!

Нет слов, какую роль сыграл в нашей жизни Вячеслав Михайлович Клыков.
Статья М.В.Назарова достойна такого человека!




Top