Стадии мандалы. Как мандалы влияют на подсознание

Мандала — некогда загадочное слово, манящее в глубь вековой мудрости. Сегодня мандалы и их создание — это большое течение, философия, хобби... Для каждого что-то свое. Безусловно одно — это имеет место быть и мандалотерапия, как одно из , работает и помогает, исцеляет и вдохновляет.

Сегодня мандалы рисуют, раскрашивают, вышивают, плетут, выкладывают, вяжут, клеят, лепят...

Поговорить на эту интереснейшую тему я пригласила специалиста — психолога и сказкотерапевта — Аню Кутявину. Она проводит нас в неповторимый мир создания мандал для детей и взрослых.

Мандалотерапия для детей и взрослых

Что такое мандалотерапия и чем она полезна? Какие упражнения можно делать в домашних условиях? Какие существуют особенности работы с детьми и взрослыми? Об этом – в нашей статье.

По сведениям источников, появились мандалы в Индии, и произошло это очень давно – несколько тысяч лет назад. Они активно применялись как сакральный инструмент для медитаций в индуистской и буддистской традициях. В психотерапии мандалы начали использоваться Карлом Густавом Юнгом как метод изучения бессознательного. В наше время мандалы тоже не теряют своей актуальности и часто применяются в работе с взрослыми и малышами. В чем же секрет мандалы?

Секретный смысл мандалы

В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует собой образ единой Вселенной.

В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т.д.

В психологии мандала олицетворяет собой символическое изображение внутреннего мира, мыслей, чувств человека. Все это находится в безопасной форме круга. К.Г. Юнг говорил, что мандала – это универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность души человека.

По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. Увидеть самые тонкие переживания, которые сложно, а в некоторых случаях и невозможно выразить иными способами. А это уже путь к обретению целостности. Неудивительно, что мандалы приобрели популярность в работе психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов во всем мире.

Мандалотерапия это большое направление арт-терапии. И она действительно творит чудеса. ?

Что означают цвета в мандалотерапии?

В ознакомительных целях предлагаю вам общие трактовки цветов в мандалотерапии. Но будьте осторожны с прямыми расшифровками! Все мы разные, и один и тот же цвет для одного может означать позитив, а для другого – негатив. И вообще, в последнее время арт-терапевты приходят к тому, что универсальные характеристики цветов не очень хорошо работают. Наиболее важными являются именно чувства, ощущения клиента, связанные с тем или иным цветом. Но иногда полезно и заглянуть вглубь, пропустив через себя общую формулу.

Мандала значение. Что могут означать разные цвета:

— Красный. Принято считать, что этот цвет символизирует силу, энергию, страсть. Красный – огонь, биение сердца человека. Много красного в изображении мандалы может указывать на высокий жизненный потенциал человека, наличие у него ярких устремлений, целей и способов их реализации. Полное отсутствие красного цвета может сказать нам о физической или эмоциональной усталости человека, его пассивности, нехватке «огня», или даже о депрессии.

— Зеленый. Цвет жизни. В природе живое представлено чаще всего именно зеленым цветом – трава, деверья, кусты. Когда человек в своей творческой работе активно использует зеленые тона, можно предположить, что он склонен к естественности, непосредственности, честности. Если зеленого в рисунке много, часто это говорит о гармонии женского и мужского начал в человеке, его душевном равновесии.

— Желтый. Этот цвет говорит нам об оптимизме, радости жизни, бодрости духа. Часто мы можем заметить, что желтым цветом любят рисовать активные и нестандартные, творческие люди, обладающие художественными талантами.

— Синий. Данный цвет символизирует спокойствие, серьезность. Присутствие синего в мандале может говорить о сильной интуиции, мудрости человека, его глубоком понимании ситуации.

— Оранжевый. Чистый поток энергии. Если в мандале присутствует оранжевый цвет, скорее всего, человек самореализуется, самоутверждается, движется к цели.

— Коричневый. Традиционно мы связываем этот цвет с землей. Обилие коричневого цвета в мандале может указывать на нехватку у человека чувства защищенности, его желание стать на надежную почву, заземлиться.

— Черный. По сути, это отсутствие цвета. Черный указывает на пустоту, забытье. Обилие черного в мандале может сказать нам об эмоциональном выгорании рисующего, его опустошенности или даже депрессивном состоянии.

Как работает мандалотерапия?

Есть несколько главных вариантов использования мандал в психотерапии. Так, мандалотерапия может быть:

  • активной – клиенту предлагается самостоятельно создать мандалу;
  • смешанного типа – клиент выбирает из предложенных ему готовых раскрасок-мандал;
  • пассивной – человеку предлагается готовая мандала, и он с ней работает.

Процесс создания мандалы в психотерапии

Во время работы с психологом клиент не ограничивается жесткими принципами и правилами. Важно, чтобы создание мандалы происходило легко, незапланированно, спонтанно, в процессе высвобождения переживаний.

Что же такого особенного в мандале? Казалось бы, просто рисуешь круг, в нем какие-то линии и образы. Но все намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. Человек чаще всего не в силах прочувствовать и осознать всю многомерность и глубину работы с этим символом. А мандала, словно своеобразная энергетическая матрица, получает информацию напрямую из подсознания, подключая его к источнику энергии. В этом проявляется уникальность мандалотерапии, ее неповторимость.

Материалы для создания мандалы

Чаще всего в современной психотерапии для создания мандалы клиенту предложат следующие материалы: бумагу формата А4 или А3, кисти, краски, карандаши, мелки, фломастеры.

Где применима мандалотерапия

Что касается сферы применения мандалотерапии, то она активно помогает в:

  • Работе с депрессивными состояниями;
  • Работе с нарушенной самооценкой;
  • Коррекции внутреннего дисбаланса;
  • Проработке страхов;
  • Возвращении красок жизни, борьбе с пессимизмом;
  • Коррекции агрессии, раздражительности.

Мандалотерапия работает как в индивидуальном консультировании, так и в детско-родительских отношениях, в семейной терапии.

Очень важные моменты: сюжет мандалы должен выбирать клиент. И рисовать ему можно столько, сколько хочется, до ощущения «достаточно». При этом специалист фиксирует его состояние, наблюдает за невербальными реакциями – жестами, выражением лица, дыханием. Психолог никогда не оценивает работу клиента и не вмешивается в процесс. Ведь главная задача данной работы – чтобы человек нашел контакт со своим внутренним «Я», познакомился с собой настоящим, увидел ответы на вопросы. А все это возможно лишь в ситуации отсутствия жесткого контроля и директивного подхода со стороны специалиста.

Мандалотерапия в работе с детьми

Чем же мандалотерапия может быть полезна детям? Ответ прост. Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.

Мандалотерапию часто используют в садиках, начиная с младших групп. Детям предлагают раскрашивать готовые мандалы-раскраски, а также создавать свои мандалы из камушков, каштанов, желудей, цветного песка, других природных материалов.

Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание песочных мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности.

Главные условия применения мандал в работе с детьми:

  • Показать ребенку в самом начале весь набор мандал, чтобы он сам мог выбрать понравившуюся ему;
  • Можно включать фоновую музыку;
  • Не перегружать психику – на одном занятии предлагать ребенку работу лишь с одной мандалой;
  • Инструменты для работы, чем рисовать или выкладывать мандалу, ребенок должен выбрать сам;
  • После создания мандалы нужно обязательно бережно расспросить ребенка о его переживаниях и чувствах.

Чтобы сотворить настоящую мандалу, важно настроиться на работу, обрести душевное равновесие, «погрузиться» в свои внутренние переживания. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Расскажите малышу красивую историю, например, такую:

«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.

Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.

Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».

Сложно сказать, как много времени необходимо на медитацию и само создание мандалы. Кому-то надо больше, кому-то меньше. Не торопите ребенка. Он сам покажет, что готов. Затем хорошо придумать название рисунку и подписать его.

После окончания творческой работы необходимо расспросить ребенка, что он нарисовал. Можно попросить его придумать рассказ или сказку о мандале. Такая работа очень полезна для развития межполушарных связей, совершенствования навыка высказывать свои мысли, трансформировать чувственные образы в вербальные.

Можно предложить ребенку нарисовать в круге семью, детский сад, школу, маму и т.д.

Мандалотерапия в работе с взрослыми

Заниматься мандалотерапией можно не только в кабинете психолога, но и дома. Самый доступный вариант – купить в магазине готовые рисунки мандал, или скачать картинки для раскрашивания в интернете. Но лучше всего нарисовать мандалу «с нуля».

Предлагаем вам простое упражнение, которое можно провести дома. Для этого возьмите тарелку и обведите ее листе А4. Заполните круг. В процессе рисования ориентируйтесь на внутренние ощущения. Позвольте руке самой вести вас к ответам. Затем заполните остальное место фигурами, линиями, образами. В выборе цветов положитесь на интуицию.

Потом придумайте название мандалы, запишите его. Рассмотрите мандалу. Какие ассоциации у вас возникают? Напишите эссе о своей мандале.
Закончив творческую работу, попробуйте расшифровать мандалу.

Как расшифровать мандалу

Можно использовать такие условные ориентиры:

  • Если в работе присутствует четко выраженный центр, это может говорить о зрелости человека;
  • Ассиметричный рисунок может указывать на внутреннее напряжение;
  • По зонам рисунка: сверху вниз – духовное-социальное-физическое; слева направо – прошлое-настоящее-будущее;
  • Если в рисунке осталось много белого пространства, это может говорить об осторожности, о страхе проявлять активность, а также о нехватке информации;
  • Отсутствие связей в эссе может указывать на внутренние противоречия.

Но не спешите привязываться к готовым трактовкам. Позвольте своей душе раскрыться и поведать вам важные моменты. Примите их с любовью и благодарностью. Подумайте, что можно улучшить в нынешней ситуации. Какие действия необходимо предпринять?

Само по себе осознание, без активных действий, увы, не изменит жизнь. Так что после того, как увидите картинку будущего, проживете ее мысленно, сразу же приступайте к реализации задуманного. Запланируйте конкретные шаги, и начните прямо сегодня. У вас непременно все получится. Ведь дорогу осилит идущий, правда? А творчество всегда поможет в пути. Подскажет, направит, расслабит и удивит.

Творите! И пусть в вашей жизни будет много ярких красок и вкусных образов!

Анна Кутявина,

В самом деле, есть в мандалах особое очарование. И встретить их можно всюду... И в витках розы, и в волнах моря, в снежинках, а еще в кружевных салфетках и в узорах калейдоскопа...

Мандала раскраска

В завершении разговора о мандалотерапии, предлагаем вашему внимания несколько шаблонов мандал для раскрашивания. Их можно скачать, распечатать и раскрашивать в свое удовольствие. А можно просто взять за основу и нарисовать свою собственную неповторимую мандалу.





Также предлагаю посмотреть вот этот видеоролик о мандалотерапии:

Я в свое время пробовала раскрашивать готовые рисунки мандал. Мне понравилось. Этот процесс действительно расслабляет и отвлекает, настраивает на творческую умиротворяющую волну...

Скажите, а рисовали ли, или делали из каких-либо материалов мандалы вы сами? Понравился ли вам процесс? Какие вызвал эмоции? Поделитесь в комментариях!

С теплом,

Наконец, я перехожу к своему любимому - практикуму по арт-терапии. Предлагаю начать арт-терапию вместе.

Сразу оговорюсь. Вам понадобится набор альбомных листов такого размера, чтобы на ватмане поместился круг размером с вашу голову и ещё место осталось для фона. Больше А4, то есть.

Затем приобретите набор мягких цветных карандашей или того, чем вам приятнее рисовать. Желательно, чтобы вы не ограничивали себя в палитре, чем больше карандашей, тем только лучше.

Теперь сделайте вот что. Возьмите проволоку и сделайте «ободок-диадему» на голову. Так вы узнаете – какого размера круги будете создавать в ходе практикума. Приложите эту диадему к бумаге, обведите, а затем – найдите в доме тарелку, совпадающую с этим неровным кругом. Тарелка нужна для того, чтобы затем далее рисовать — ровные круги.

Найдите в доме кнопки, котороыми вы будете прикалывать к стене серии ваших мандал. Всё, подготовительная часть закончена. Теперь мы переходим к самой сути арт-терапии с рисованием мандал.

Методика «карточный тест мандалы» и её изводы

Сразу предупреждаю, мы не будем заниматься методикой «Карточный тест мандалы», потому что у вас нет стимульного материала и для работы нужен тандем: Психотерапевт-клиент. Как с Роршахом.

Но мы будем с вами заниматься арт-терапией – на основе - методики «Карточный тест мандалы».

И методику, и её изводы придумала в 70-х гг. американский психотерапевт по имени Джоан Келлогг.

С тех пор её методика, её сертифицированный стимульный материал (сразу же признанные страшно валидными и «официальными») и переосмысленные многочисленные формы работы с методикой - гуляют по всему миру. Только не в России. А жаль. Но мы исправляем ситуацию.

Итак. В чём же состоит суть теории Джоан Келлогг. По какой системе мы с вами будем работать?

Большой круг Мандалы и Архетипические стадии Большого круга мандалы Джоан Келлогг

Джоан Келлогг вынесла на защиту следующие положения.

  • все создаваемые людьми мандалы соответствуют 13 базовым типам, их можно назвать - архетипическими стадиями Большого Круга Мандалы.
  • Все вместе эти 13 базовых типов и образуют Большой Круг Мандалы - как «годичный цикл – зима-весна-лето-осень» или «зодиакальный круг»,
  • Большой Круг Мандалы – это абстракция, «сумма», а каждый из нас пребывает конкретно здесь и сейчас - в одном из тринадцати состояний, проходя по состояниям (или застревая в них),
  • В отличие от Луны или Солнца, которые побывав «в Раке», переходят в созвездие Льва, человек может двигаться по Большому кругу Мандалы не по порядку следования 13 состояний ибо никакого такого «порядка» в линейном смысле здесь нет.

Прохождение по Большому Кругу Мндалы – это путь к Самости, путь к самоактуализации. Хотя возможен и регресс, застревание, стереотипное повторение одного и того же. Всё это покажет ваша мандала, точнее – серия ваших мандал.

Примерно так Таро-терапия предлагает духовное Путешествие по Старшим Арканам. От Нулевой карты Шут, до последней карты – Мир, Вселенная.

И всё это вместе является практикой инициации, поданной в кабинете психотерапевта и на современный манер.

Самый распространённый символ инициации – это блуждание по лабиринту. Как известно, из лабиринта можно выйти победителем, а можно и не выйти... Так и с инициацией, с поиском Самости.

Тем не менее, мандалы и арт-терапия, основанная на их рисовании и интерпретации – служит нитью Ариадны, которая даёт надежду блуждающей в лабиринте фигурке - выжить и покинуть лабиринт героем.

С точки зрения строгой психотерапии...

С точки зрения строгой психотерапии, арт-терапевтическая работа с мандалами доказала на практике свою пользу вот как:

  • Так как рисование мандалы требует значительной концентрации, эта практика сама по себе даёт клиенту возможность - успокоиться, особенно после дня, наполненного очень сильными переживаниями. Так что вы можете использовать мандалу сами для себя как способ снять стресс и возбуждение, особенно когда это традиционно мешает вам уснуть,
  • мандала показала себя отличным средством проверки субъективных впечатлений психотерапевта о клиенте,
  • также мандала зарекомендовала себя как очень прочная основа для построения психотерапевтического процесса и – прогнозирования дальнейших изменений в состоянии.

Последний инструктаж перед началом работы

Проективная методика Джоан Келлогг разработана на основе юнгианской практики рисования мандал. Так что, пожалуйста, отнеситесь к работе - серьёзно с хорошим настроем.

Как вы уже знаете, рисунок мандалы (и другие творения в жанре арт-терапия) не столько «говорят психотерапевту о пациенте». Не за валидную диагностику мы их любим, нет. Создание мандалы (и других рисунков, скульптур, композиций) запускает процесс психических изменений. И это -главное. То есть, создав мандалу, вы уже изменились, стали здоровее. Или же - сделали первый шаг к началу трудного и долгого изменения.

Поэтому - возьмите лист. Обведите тарелку любым карандашом из палитры, можно простым. Найдите у своего рисунка внутри круга - центр. (Он может находиться в любом месте, мы не зависим здесь от геометрии). Начинайте рисовать свою мандалу, используя любые цвета. Вы можете выходить за круг.

В конце сессии – обозначьте, где у вашего рисунка верх, поставьте дату и, при желании, повесьте рисунок на стену.

В следующем материале я расскажу о 13 архетипах мандал и вы получите возможность расшифровать свой первый рисунок.

До встречи!

Елена Назаренко

12 модуль можно присоединиться!

12 модулей.

На русском языке практически отсутствует литература по этой теме. Восполнить данный пробел предлагает специально разработанная программа обучения, основанная на исследованиях зарубежных специалистов таких как J.Kellog, J.Cornell, S.F.Finchеr, G.Tucci, W.Kustenmacher, M.Gauding, K.Holitzka, R.Dane, J.Arguelles, M.Maier, A.Huyser, W.Hund M. Bartfeld. В качестве раздаточного материала участники семинара получат в электронном виде более 500 уникальных мандальных праформ, которые можно использовать в психотерапевтических целях.

Джоан Келлог (1922-2004) – создатель проективного теста - MARI card test (Большой Круг Мандал Джоан Келлог) и метода арт-терапии, описывающего последовательность стадий различных процессов жизни (возрастных периодов, стадий становления Эго, стадий развития различных ситуаций в течение жизни).

Эти методы были исследованы, протестированы ею совместно со Станиславом Грофом в исследовательском проекте Мэрилендского Психиатрического центра в течение 8 лет и применялись для лечения пациентов с невротическими расстройствами, алкоголизмом, онкологическими заболеваниями и др. В основе метода – работа с циркулярными образами – мандалами. С помощью анализа десятков тысяч клиентских мандал Джоанне Келлогг удалось найти универсальный ключ к пониманию их символики и глубинного смысла, который получил название «Большой Круг Мандал».

«Большой Круг Мандал» представляет собой уникальный инструмент диагностики и коррекции психологического состояния человека, а также самопознания и саморазвития.

Создавая мандалу, мы создаем индивидуальный символ, который отражает то, чем мы являемся в данный момент. Рисование мандал несет позитивное воздействие, поскольку форма круга помогает обращаться к глубинным областям сознания, способствуя как раскрытию внутренней энергии, так и высвобождению подавленных, но не прожитых переживаний. Знание и понимание этой концепции открывают перед практикующим специалистом огромные диагностические и терапевтические возможности.

В программе:

Диагностические возможности мандал;

Показания и противопоказания использования мандал;

Особенности применения мандал с разными типами клиентов;

Разные типы ресурсов и возможность их активизации с помощью мандал;

Возможности работы с телом при помощи мандал.

1 модуль

Ключевая идея Большого Круга Мандал.

Терапевтические стратегии концепции БКМ.

0 стадия – Доперсональная , служащая матрицей для дальнейшего развития. Во взрослой жизни служит как «перезагрузка», обнуление опыта. Источник истинного света, используемый в прикладных целях (ресурс, исцеление от ран в отношениях и пр).

1 стадия – «День зимнего солнцестояния» . В онтогенезе - зачатие. Во взрослой жизни – начало нового. В теневом аспекте – депрессия.

Методы и техники работы с клиентами по этим стадиям. Теория.

2 модуль

2 стадия – «Блаженство», «Купание в свете».

В онтогенезе – пренатальное развитие. Во взрослой жизни – ощущение безграничных возможностей, свобода, творческие процессы, вынашивание идей.

В негативном аспекте – затопленность негативными переживаниями, аутодеструкция, весь спектр зависимостей с целью уйти от негативных переживаний.

Теория по 2 стадии. Стратегия и методы работы.

3 модуль

3 стадия – «Лабиринт- спираль-вихрь», «Подготовка к путешествию».

В онтогенезе – процесс родов. Во взрослой жизни мы соприкасаемся с этой стадией тогда, когда помимо нашей воли в нашей жизни происходят качественные изменения.

Теневой аспект: Родовые травмы и их последствия, проявления во взрослой жизни. Сюда же относятся формы зависимости, требующие адреналинового допинга (склонность к экстремальным видам спорта, зависимость от клубов, зависимость от групп).

Интеграция материала по 3 стадии. Теория по 3 стадии.

4 модуль

4 стадия – «Начало». «Принятие нового».

В онтогенезе – ранний контакт с матерью. Темы запросов: контакт с внутренним ребёнком, восприятие мира, восприятие себя во взрослом возрасте.

На трансперсональном уровне – это начало качественно нового, соприкосновение с тем, чего ещё не было, шаг в неизвестное. Открытость и обращённость к миру.

Теневой аспект: стремление к симбиозу, бессознательная потребность слиться, раствориться в партнёре.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии.

5 модуль

5 стадия – «Мишень», «Отстаивание себя».

В онтогенезе – кризис 3 лет. Во взрослом возрасте «Мишень» актуальна в подростковом возрасте и для тех, кто переосмысливает свою жизнь на предмет дальнейшего самоопределения.

В теневом аспекте – бесконечные пробы, зацикливание на поиске, переборе разных вариантов, либо застревание на одном варианте.

Клинический аспект: Навязчивые абсессивно-компульсивные расстройства. Ритуалы.

Запросы клиентов: Тема уверенности в себе. Тема перехода от слов к делу. Тема самовыражения и проявление себя. Тема зависимости или независимости от оценок окружающих. Тема таймменеджмента: планирование своего времени и распределение своих сил. Тема отношений с отцом конкретным и родительской фигурой вообще. Очень часто это будет выходить на тему отношений с противоположным полом привычных стратегий, сценариев. Когда мы задумываемся о построении новых отношений.

6 модуль

6 стадия – «Битва с драконом», «Парадоксальное расщепление».

В онтогенезе – период 5 – 7 лет, когда наживаются родительские комплексы. Драконом является родитель своего пола, с которым мы боремся для того, чтобы завоевать внимание родителя противоположного пола.

Затем, во второй раз - процесс сепарации от родителей.

И в третий раз - когда вырастают дети и покидают дом. Тогда мы проживаем эту стадию с другой стороны. Тогда мы имеем дело с нашими внутренними драконами, острая реакция на синдром опустевшего гнезда.

Во взрослом возрасте: Любые формы конфликтного взаимодействия, когда нужно либо наступать, либо отбиваться, активизирует в жизни силу этой стадии.

На психологическом плане во внутреннем мире – это тема взаимодействия с полярностями. Любой конфликт полярности: сознательного-бессознательного, человеческого-животного. Тема противостояния конструктивного и деструктивного. Тема головы и чувств.

Трансперсональный аспект. Борьба добра и зла: то, какое место занимаю я между добром и злом, тьмой и светом. И через самоопределение, что для меня добро, а что для меня зло, какова моя позиция, рождается самостная идентичность. В очередной раз происходит выход на тему: Кто Я и в чём моё предназначение?

Теневой аспект. Истероидность, диссоциативность.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

7 модуль

7 стадия – «Оквадрачивание круга».

В онтогенетическом развитии: Кризис 3-х лет – первый опыт соприкосновения с этой стадией. Затем в подростковом опыте как потребность в независимости, затем в ранней молодости, когда есть новые начинания. Любой шаг к чему-то новому в жизни – это соприкосновение с этой стадией.

Психологические темы: Реализация своей свободы. Тема самостоятельности. Ошибки и защитные стратегии в связи с этими ошибками.

Негативный аспект переживания этой стадии: Переоценка своих возможностей.

Клинические проявления: МДП – маниакальный полюс.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

8 модуль

8 стадия - «Функционирующее Эго», «Действия в мире».

На ней происходит конструктивное взаимодействие того, что внутри с тем, что снаружи. Задача этой стадии достичь баланса внутреннего и внешнего в действии. Именно на этой стадии речь идёт о достижении зрелости.

На психологическом уровне: Проживание этой стадии связано с самодостаточностью, с ощущением своей самоидентичности. Критерий этой стадии – Удовлетворённость своей жизнью.

Трансперсональный уровень. Синхронизация с миром: есть контакт с собой, зрелое Эго, возможность чувствовать происходящее во внешнем мире, гармония с динамикой внешнего мира.

Теневой аспект: Зацикленность и замкнутость на себе.

Клинические проявления: Маниакально-эйфорические состояния «Я всё могу!».

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

Интеграция по 8 стадии. Основные методы и техники на активизацию Эго. Теория.

9 модуль

9 стадия – «Кристаллизация», «Пожинание плодов».

Во взрослой жизни мы соприкасаемся с этой стадией, когда получаем результат своих действий. Любое завершение длительного процесса.

На психологическом плане: Ощущение стабильности. Предполагает созерцательное отношение к жизни, довольствование тем, что имеешь. Стабильность связана с ощущением внутренней гармонии, принятием жизни такой, какая есть. Стабильность является базой для творческого самовыражения.

Негативный полюс. Страх перемен, принципиальное нежелание меняться, улучшать старое до бесконечности, стремление удержать нажитое непосильным трудом и не допустить трансформацию. Очень сильная психологическая ригидность: то, что не вписывается в картину мира, не принимается. Сюда же жизнь прошлым, уход в воспоминания.

Клинические проявления : Обсессивно-компульсивные расстройства.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

10 модуль

10 стадия – «Ворота смерти», «Освобождение».

Кризисы личностные и экзистенциальные. На этой стадии происходит освобождение от багажа накопленного опыта. Для того, чтобы получить доступ к чему-то качественно новому, нужно обнулиться. Отпускание, ведущее к освобождению.

На психологическом уровне происходит переключение от внешнего, к внутреннему. Становится безразличным, что обо мне подумают, как к этому отнесутся, но внезапно обретает повышенную значимость то, что я чувствую в глубине. Перестаёт иметь значение внешняя стимуляция интеллектуальная и эмоциональная, приобретает большее значение контакт с собой настоящим. В результате этого переключения начинают переживаться разные уровни потери, разные уровни отпускания и разные уровни смерти. На биологическом уровне – когда нас подводит тело.

В теневом аспекте: чувство беспомощности, нерешительности. Тревога, носящая диффузный характер ни к чему конкретно не привязанная. Теряется определённость в своих желаниях, эмоциональный и физический дискомфорт, не имеющий рационального объяснения.

В клинических проявлениях случаях разного рода мазохистские тенденции, а так же деструкция и аутодеструкция, которая воспринимается как нечто упоительное. Эта стадия связана с высоким уровнем суицидальных импульсов.

Ворота смерти - это контакт с энергией жизни и с энергией смерти, есть риск перепутать эти энергии.

На позитивном полюсе: чувство освобождения, переживание качественных изменений, которые приятны и радуют, осознавание мира бесконечных возможностей, контакт со свободой, соприкосновение с коллективной мудростью.

Стратегии и методы работы с клиентами на этой стадии. Теория.

11 модуль

11 стадия – «Фрагментаризация», «Распад на части».

Стадия проживания кризиса, когда рушится устойчивая сложившаяся структура ЭГО.

На биологическом уровне – радикальный процесс телесного изменения. Первый раз мы сталкиваемся в подростковом возрасте.

При переходе от юности к зрелости, так же происходит гормональная перестройка и ощущение своих физических пределов.

Далее кризис середины жизни, где есть переживания связанные с ощущением себя, своего тела, когда мы понимаем, что уже не молодеем, а тело начинает нас подводить всё сильнее и сильнее. Процесс старения – это тоже процесс фрагментаризации не самый приятный, но неизбежный.

На психологическом плане дезориентация: частности могут быть понятны, но эти частности не складываются в общую картину.

Теневой аспект: Спонтанно активизируется аутоагрессия и социальная дезадаптация. Очень большой риск психосоматики и психотических состояний, шизофренические симптомы.

Плюсы только на интеллектуальном уровне: Понимание, что это процесс очищения и обновления.

12 модуль

12 стадия – «Трансцедентальный экстаз».

Это завершающая часть трансформации, когда феникс возрождается из пепла. Это собирание, восстановление происходит за счёт контакта с самостью. Дефрагментация была нужна, чтобы осознать, что внутри нас есть часть, которую невозможно уничтожить. Благодаря контакту с самостью у Эго появляется возможность обрести новую конфигурацию. Проявится в новом качестве, которого не было до сих пор. Это восстановление происходит на фоне кромешной тьмы, тотального «НИЧТО». Сама по себе это стадия комфортна.

На биологическом, соматическом уровне эта стадия переживается как возрождение и обновление. Метафора пробуждающейся Кундалини. Если до этого мы ищем ресурс во взаимодействии с внешним миром, здесь получается, что внешний мир нас фрустрирует. Мы обращаемся внутрь себя и там находим силу, которая не зависит от внешних источников и превосходит все типы энергии, с которыми мы сталкивались при взаимодействии с внешним миром. Эта энергия даёт силы для реализации того, что мы хотим.

На психологическом уровне Не обесценивая прошлый опыт, открываются те перспективы, которые до этого не виделись. Соприкосновение с коллективным опытом, с мудростью. Ощущение жизни как потока и включённости в этот поток. Естественно, есть риск оторваться от реальности, сильной идеализации происходящего, когда не замечаются тени.

Теневой аспект: маниакальное состояние.

Интеграция 12 стадии. Теория по 12 стадии.

Психологические методы и техники работы с мандалами:комплексный подход. Большой круг мандал. Символика цвета в мандалах.

Расписание

Запись на мероприятие закрыта




Top