Станция арбатская арбатско покровская линия сколько выходов. История московского метро

«Арбатская» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Расположена на линии между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» .

Была открыта 15 мая 1935 года в составе участка первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад») — «Смоленская» .

Названа по улице Арбат, как и одноимённая станция Арбатско-Покровской линии. Была возведена на месте храма Тихона, епископа Амафунтского, построенного в 1689 году.
Примечательно, что строительство станции велось под сводом Арбатского рынка. После сооружения наземного вестибюля часть рынка была разобрана и станция "вышла" на Арбатскую площадь.

Фотография 1938 - 1940 года с сайта oldmos.ru

Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.

Ступени мне понравились, в виде амфитеатра. Потолок наземного вестибюля украшает красная звезда.

Кассовый зал. Для меня остается загадкой, зачем неработающие кассы в стене и кассы в деревянном сооружении.

Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Глубина заложения — 8 метров.

На станции имеется и второй выход к улице Арбат, который бездействует с момента строительства.

Колонны отделаны розовым мрамором. Пол выложен красным гранитом. Облицовка путевых стен — глазурованная керамическая плитка кремового цвета.

На станции мне повстречался вот такой агрегат.

А так это выглядело раньше. И моечная машина советского производства и девушка тоже ничего. Правда, на фото станция "Арбатская" глубокая. А еще видите, у пилона белая урна стоит. В наше время это вообще роскошь.


Из книги: "Московскому метрополитену 50. Страницы истории метрополитена" Московский рабочий 1985 год.

А еще на станции есть буфет, который работает и просто для пассажиров. Когда снимал, к сожалению он был закрыт. Буду мимо ехать, сфотографирую внутри. Мне даже кажется, что в детстве я видел, как подменные машинисты меняли бригаду, те обедали, и когда поезд возвращался с "Калининской" опять занимали места в кабине поезда.

Как и обещал, добавляю внутренний вид буфета. Ассортимент вполне: пирожки, напитки, сигареты, мороженное, шоколад. Также есть горячие блюда. Прайс очень даже приятный:).


"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Александровский сад"

Все отснятые мной станции Московского метрополитена " Московское метро в фотографиях ".

«Арбатская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Площадь Революции» и «Смоленская».

Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Станция имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Название получила по улице Арбат, как и одноимённая станция Филёвской линии. Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла и имеет переходы на станции: «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.


Фото с сайта oldmos.ru

В 1970-х годах вестибюль был встроен в новое здание Генерального штаба Министерства обороны СССР (позднее — Министерства обороны РФ). Вход и выход, расположенные на фасаде в сторону Арбата, были перенесены в сторону Воздвиженки. Старый вестибюль остался во дворе Министерства обороны, а фонтан, как видно на снимке, утерян.

Может когда нибудь Министерство обороны выведут из центра нашего города, снесут здание МО и мы увидим то, что сейчас можно увидеть только на старых фото.


Фото с сайта oldmos.ru

Вестибюль состоит из двух прямоугольных залов — кассового и эскалаторного.

В стене напротив эскалаторного зала находятся пост полиции и театральные кассы. Напротив них — кассы метрополитена.

Кассовый зал разделяется на два коридора, которые ведут в эскалаторный зал.

Свод эскалаторного зала опирается на четыре взаимно пересекающиеся параболические арки. На стене напротив эскалаторной арки изначально был установлен ростовой портрет И. В. Сталина, выполненный Г. И. Опрышко в технике флорентийской мозаики с использованием яшмы и порфира. В 1955 году мозаика была разобрана по решению Советского правительства.

Вообще по проекту на станции должно было быть 25 мозаик Павла Корина в потолочных виньетках, но они так и остались проектом.

Во время реконструкции вестибюля станции с 18 мая 2006 года по 2 сентября 2007 года произведён большой объём ремонтных и строительных работ. Был укреплен грунт и усилена конструкций станции. Полностью реконструирован эскалаторный наклон. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново. Плитка на полу вестибюля была заменена на более долговечный гранит. Отдельные мраморные плиты на стенах вестибюля заменены с применением метода искусственного старения. Светильники и люстры были отреставрированы, на них восстановили утраченные детали. Лампы накаливания были заменены на современные энергосберегающие. Многие детали отделки после реконструкции выглядят как дешевый новодел.

Внимание, раскрою самую большую тайну ст. "Арбатская"! За этой дверью есть ТУАЛЕТ!!!
Причем, служебные туалеты есть на каждой станции. Не пора ли их все отремонтировать и открыть для пассажиров, все таки метро довольно таки публичное место.

Тайна поменьше, это то, что стены станции, в некоторых местах, просто побелены. Если к ним прислониться, то побелка остается на одежде.

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Сооружена по специальному проекту: по сравнению с типовым сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Длина подземного зала 220 метров — это вторая по длине станция после «Воробьёвых гор». Глубина залегания станции составляет 41 метр. Архитекторы: Л. М. Поляков, В. В. Пелевин, Ю. П. Зенкевич при участии А. Г. Рочегова. Художник М. А. Энгельке.

Внутреннее убранство станции относится к стилю «московского барокко», сложившегося в результате синтеза русской архитектуры XVII века с элементами ордерных композиций. Расположение станции в непосредственной близости к Кремлю определило характер её архитектуры в стиле русского зодчества. Архитекторы применили приём переплетения параболических арок, которые перекинуты поперёк станции и несут на себе всю тяжесть сводов с малыми арками.

Центральный зал имеет огромную протяжённость, и в нём отсутствует замкнутая перспектива. Пилоны отделаны внизу красным мрамором «салиэти» и украшены выполненными из керамики букетами цветов. Пол выложен серым, красным и чёрным гранитом в виде коврового рисунка. Путевые стены облицованы глазурованной керамической плиткой, белой вверху и чёрной внизу.

Станционный зал освещается подвесными двумя рядами люстр в золочёной бронзовой оправе, декорированных орнаментом. Стены подходных коридоров облицованы серовато-белым пятнистым мрамором с цоколем из красного мрамора. Возле каждого пилона со стороны бокового зала и со стороны центрального зала находятся скамейки.

Раньше в виньетках на пилонах висели бра. В 70-х годах прошлого века их сняли и сейчас, увы, остались только виньетки.

Москва - это невероятно интересный город, и каждый путешественник найдет здесь что-то на свой вкус: развлечения, музеи, достопримечательности. Старый Арбат - одно из главных мест, которые должен увидеть каждый турист в столице России. Здесь еще сохраняется дух а кроме того, здесь есть особая, богемная атмосфера, которая и создает прелесть этого района.

История

Москва - город старинный, разнообразный и очень большой. Туристам всегда хочется найти место, где было бы много интересного и собраны многочисленные достопримечательности. Старый Арбат, история которого уходит как минимум в 15-й век, позволяет увидеть несколько исторических эпох, ощутить дух старой Москвы, а заодно купить сувениры и даже поесть. Наверное, поэтому большинство путешественников после Красной площади чаще всего устремляются на Арбат.

Первое упоминание о районе было найдено в летописи 1493 года, в ней описывался страшный пожар от непогашенной в церкви свечи. До 18-го века словом «Арбат» называли район, включавший окрестные улицы вплоть до Воздвиженки, и только позже это стало именем отдельной улицы. По ней когда-то пролегала дорога на Смоленск. Но уже в конце 18-го века Арбат становится престижным местом для жизни, здесь поселяется местная знать, возводятся новые постройки.

После пожара 1812 года для улицы начинается новая жизнь, с нее исчезли все деревянные постройки, а пустующие места начинают застраивать новыми домами. В конце 19-го века сформировался окончательный облик Арбата. К сожалению, строительство в советские времена нанесло удар по арбатским улочкам и переулкам.

Но Старый Арбат в целом уцелел, в 1974 году он был освобожден от транспорта, но исчезла и историческая брусчатка. В 1986 году улицу вновь замостили камнем, установили фонари «под старину». Сегодня Арбат - место, которое обязательно посещают все иностранные туристы, именно для них здесь каждый день выстраиваются торговцы сувенирами и артефактами. Но, несмотря на все переделки, улица все еще сохраняет дух старой Москвы, поэтому здесь есть что посмотреть.

Прогулка по Арбату

В Москве есть несколько зон для гуляния, и одна из самых популярных улиц - это Старый Арбат. Достопримечательности, прогулка по которым может стать настоящей энциклопедией столичной жизни, хранят память о многих известных людях и событиях. Кроме того, поход на Арбат - это погружение в особую атмосферу. Уличные художники, артисты и музыканты, театр им. Е. Вахтангова, Дом актера - все это создает особое настроение, дух творчества. Гуляя по Арбату, можно встретить много интересных людей, купить традиционные русские сувениры и, конечно, увидеть традиционную московскую архитектуру.

Арбатская площадь

Как лучше осматривать достопримечательности? Старый Арбат ждет нас впереди. Но начать прогулку нужно с которая с 18-го века называлась Арбатскими воротами и является своеобразной отправной точкой к осмотру всего района. С площади открываются прекрасные виды на 4 важные улицы: Новый Арбат, Воздвиженку и Старый Арбат. По площади стоит пройти кругом, чтобы увидеть кинотеатр «Художественный», знаменитый дом с надписью «Нигде кроме, как в Моссельпроме» - шедевр московского конструктивизма, храм Бориса и Глеба.

Кинотеатр «Художественный»

Прежде чем начать исследовать достопримечательности (Старый Арбат хранит немало тайн), стоит на некоторое время задержаться у кинотеатра «Художественного». Это не только храм киноискусства, но и и значимое историческое место. Современный облик здание приобрело в 1910-1912 гг., когда было перестроено архитектором Ф. Шехтелем. Это было первое сооружение, которое специально задумывалось как кинотеатр. Именно в нем проходили первые премьеры русского кино, здесь в первый раз был показан звуковой фильм. В начале 20-го века «Художественный» был местом сбора московской интеллигенции, известно, что здесь бывали А. Белый, В. Брюсов, Л. Толстой.

Ресторан «Прага»

Начать прогулку по Арбату стоит с первой достопримечательности (Старый Арбат, 2/1) - ресторана «Прага». Здание появилось еще в 18-м веке, тогда здесь размещался доходный дом. Позже его неоднократно перестраивали, и свой нынешний облик дом обретает в 1914-1915 гг., когда его окончательно переделывает архитектор А. Эрихсон. Ресторан впервые здесь открыли в 1896 году, свое знаменитое имя он получил от трактира, который когда-то здесь находился. Владелец Тарарыкин сделал все, чтобы его заведение стало одним из самых модных мест Москвы. И сегодня «Прага» продолжает работать, здесь можно отведать немало вкусных блюд, одним из самых известных среди которых является одноименный торт.

Станция метро «Арбатская»

Особого внимания заслуживают два входа в метро станции «Арбатская» - Арбатско-Покровской и Филевской линий. Обе станции являются памятниками культуры федерального значения. У станции нужно обязательно увидеть наземный павильон. Он создан по проекту архитектора Л. С. Теплицкого и в плане имеет форму пятиконечной звезды. Наземный вестибюль является настоящим символом московского метро. На станции Арбатско-Покровской линии самое примечательное место - это станционный зал. Эффектное, грандиозное сооружение длиной 220 м (это вторая по протяженности станция столичного метро), оформленное в стиле поражает своим великолепием и нарядностью.

Жилые дома Арбата

Главные достопримечательности Старого Арбата - это здания второй половины 19-го - начала 20-го века. Улица является настоящим пособием по архитектурным стилям. Здесь можно увидеть дома в традиционном стиле классицизм, в авангардном стиле модерн, в «русском стиле», необарочные сооружения, конструктивистские дома. Но, кроме архитектурных особенностей, дома интересны своими обитателями, ведь здесь в разное время жили А. С. Пушкин, Б. Окуджава, А. Рыбаков, А. Ф. Лосев, А. Белый и многие другие знаменитости. Почти каждый дом является объектом различных легенд и мифов, поэтому можно изучать историю каждого дома.

Театр им. Е. Вахтангова

Старый Арбат (достопримечательности), фото которого можно найти в альбоме каждого туриста, побывавшего в Москве, известен не только своей долгой историей, но и особой, творческой атмосферой. Этому немало способствует театр, разместившийся в доме № 26. Здание было построено в середине 19-го века, после революции оно было национализировано и передано театральной студии Е. Вахтангова. Здесь играли многие знаменитые русские актеры, творили выдающиеся режиссеры, и сегодня театр является местом притяжения творческой интеллигенции и молодежи.

Стена Виктора Цоя

В 1990 году достопримечательности Арбата обогатились за счет появления нового, стихийного мемориала в честь погибшего рок-музыканта Виктора Цоя. На стене любой желающий может оставить надпись. Здесь есть портреты, в том числе уже ставшие знаменитыми. Несколько раз вандалы пытались уничтожить стену, но она каждый раз возрождалась силами фанатов музыканта.

Памятники Арбата

Кроме сооружений, Арбат, конечно, интересен и своими монументами. По обеим сторонам Арбатской площади располагаются два памятника великому русскому писателю - Н. В. Гоголю. Можно сравнивать видения скульпторов Андреева и Томского и решать, какой Гоголь вам ближе. На пересечении Арбата и Плотникова переулка стоит еще один монумент - памятник писателю, поэту, певцу Булату Окуджаве. Скульптура Г. Франгуляна часто становится местом для фотографирования туристов. Уже почти в памятник превратилась и корова, которая стоит около кафе «Му-му», с ней тоже считают своим долгом сфотографироваться посетители Арбата.

Квартира поэта А. С. Пушкина

Из нескольких исторических домов особенно Старый Арбат в Москве, достопримечательности которого известны по всему миру, гордится мемориальной квартирой великого русского поэта А. С. Пушкина. Дом № 53 - одно из старейших зданий Арбата. Здесь в 1831 году несколько месяцев жил поэт, именно сюда он привез молодую жену Н. Гончарову после венчания и провел здесь, по его словам, лучшее время своей жизни. Правда, ему здесь совсем не писалось. Сегодня в квартире собраны предметы пушкинской эпохи, реконструирована обстановка, в которой жил поэт. Сегодня весь дом отдан под музей, где можно не только вспомнить Пушкина, но и узнать много интересного об истории Москвы.


Григорий Опрышко. Мозаика "Иосиф Сталин" в вестибюле Арбатской.


Станция построена в стиле барокко. Богато украшенный наземный павильон исполнен в виде трехпроходной триумфальной арки (ныне надстроен другим зданием), а залы станции украшают бронзовые люстры и шикарные лепные рамы на сводах и стенах. На этих рамах, расположенных на своде центрального зала, я и хотел заострить внимание. Как известно, в то время практически любая станция украшалась мозаиками различного исполнения. Мозаики предусматривались и в проекте Арбатской. Для большой рамы, расположенной напротив эскалаторов, в наземном вестибюле, планировался мозаичный портрет И.Сталина в полный рост. Он был заказан художнику Г.Опрышко, изобразившего Сталина на фоне победных знамен. Заказ на 25 мозаик, для сводов центрального зала был отдан художнику П.Д.Корину, закончившему как раз работу над мозаиками Комсомольской. За 1952 год он выполнил эскизы на тему «Становление Руси». Корин продолжил развивать патриотическую тему метро того времени. Он изобразил портреты полководцев, включая всех, кого перечислил Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года. Также был изображен Юрий Долгорукий, Иван Третий, изображенный в момент попирания ханской грамоты, в знак свержения ига. На некоторых мозаиках предлагались портреты маршалов времен ВОВ. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д.


Павел Корин. 1952. "Юрий Долгорукий". Эскиз для станции Арбатская


К сожалению, мозаики реализованы не были. Не могу сказать, что послужило причиной для этого. Мозаики на некоторых станциях устанавливались и после смерти Сталина, но видимо и без того насыщенный декор станции решили не перегружать. Также при Хрущеве стал осуждаться культ отдельных людей и руководителей, в искусстве стал насаждаться «культ народа», неизвестных героев, абстрактных людей – эскизы не подходили под этот принцип, что тоже могло помешать их реализации. Примерно в 1956 году была разобрана единственная мозаика той станции с портретом Сталина.


Павел Корин. 1961. "Петр Великий". Эскиз для станции Арбатская


В 1961 году, после прошедшего 22 съезда КПСС, осудившего преступления Сталина и решив избавиться от наследия культа вождя, Корина попросили переработать 2 мозаики Комсомольской и некоторые эскизы для Арбатской (видимо, еще теплилась надежда на их реализацию). Для Арбатской вместо попавших в опалу политических деятелей Корин изобразил Петра Первого и несколько других рисунков. В 1963-64 годах на Комсомольской были установлены новые мозаики, но 25 великолепных мозаик Арбатской так и остались в проекте.


Top