Станция Смоленская. Станция метро Смоленская (Арбатско-Покровская линия)

5 апреля 1953 года в Москве вместо одного участка Арбатско-Покровской линии метрополитен от Площади Революции до Киевской был открыт другой участок от Площади Революции до Киевской. Первый и последний случай в истории Москвы, когда было выполнено строительство полностью нового участка взамен старого. Старый, впрочем, через некоторое время снова был открыт.

Смоленская-синяя, Смоленская-глубокая, реже Смоленская-новая. Её называют по-разному, но через какое-то время пассажиры этого района снова вернутся на старую станцию.

1. Строительство этого участка было вызвано советской заботой о безопасности. Метро - стратегический объект. Старый участок (нынешняя Филёвская линия) был выполнен в мелком заложении с мостом через Москву-реку и был единственным, пострадавшим в годы войны.

2. Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Пол выложен чёрным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу - чёрным мрамором.

3. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала.

4. Барельеф на торцевой стене (скульптор Г. И. Мотовилов) посвящён защитникам Родины.

5.

6. Будучи пассажиром, я редко пользовался станцией. Практически всегда проезжаю мимо неё. Ориентировочно после 2020 года станция Смоленская станет пересадочной на станцию Плющиха Калининско-Солнцевской линии.

7. Старый трёхленточный эскалатор, из-за которого в ближайшем будущем станция будет закрыта на ремонт. Поезда будут проходить её без остановки, но компенсационные автобусы не понадобятся. Весь пассажиропоток сможет взять на себя соседняя Смоленская Филёвской линии. Та самая, что была временно закрыта после открытия этой.

8. Памятная табличка.

9. На этой станции я уделю большое внимание вестибюлю. Так как станция строилась в послевоенные годы, она попала в число тех, которые украшали по-максимуму.

10. Вестибюль круглой формы украшен мозаиками на тему победы.

11.

12.

13. Не была забыта и война 1812 года.

14. Под потолком символика СССР и одинокий фиолетовый шарик.

15. Вход на станцию тоже будет отремонтирован. очень надеюсь, что все эти ужасные постройки уедут. Их место может занять пункт полиции. расположившийся рядом.

16. А место полиции могли бы занять автоматы по продаже билетов и/или справочная мосметро. Всё же место историческое, вполне туристическое. Но это мои мысли и пожелания.

17. Смоленская для меня остаётся просто красивой станцией. Её исорическая ценность велика, но оформление не кажется особенным или запоминающимся. Для меня более удивительно, что старую линию не решились закопать. Было бы не удивительно, но видимо не хватило денег. Или наоборот хватило у кого-то ума.

18. Пора на выход

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
пересекала городской водопровод диаметром 96 сантиметров с давлением 8 атмосфер. Малейшее нарушение герметичности привело бы не только к затоплению котлована строящейся станции, лишило бы питьевой воды большой район города, но и вызвало бы смещение грунта, опасное обвалом окружающих домов. Работать приходилось с особой осторожностью. Заключенная в трубу река подвешивалась над строящейся станцией а затем под нее было подведено перекрытие станции. Третий участок станции целиком проходил под домами.

В одном из первоначальных проектов на станции предусматривался выход на внутреннюю (восточную) сторону Садового кольца. Но в 1935 году построили по другому: станция была открыта с двумя наземными вестибюлями, ни один из которых до наших дней не сохранился. Западный вестибюль располагался недалеко от нынешнего и коротким лестничным маршем соединялся с западным выходом станции.

Вдоль станции был построен подземный переход, по которому пассажиры могли попасть как к западному, так и восточному мостику над путями. В середине этого перехода начинался длинный подходной коридор, который вел ко второму вестибюлю, расположенному в стороне от станции, на Смоленской площади, в середине проезжей части нынешней трассы Садового кольца. Позднее, при реконструкции Садового кольца в 1937-39 годах, южный вестибюль был снесен, а ведущий к нему коридор стал использоваться для служебных нужд. Сегодня коридор вдоль станции никак не сообщается с платформой и служит лишь подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.

Интересно, что тогда, в 1935 году, ни восточный ни западный торцы перехода не имели выхода на поверхность, и служили лишь для входа и выхода на станцию из южного вестибюля. А из восточного торца станции нельзя было сразу выйти на внутреннюю сторону Садового кольца.

Колонны станции облицованы серым жабровским мрамором. Колонны на переходных мостиках и под антресолями, барьеры и парные проходы отделаны кадыковским мрамором. Всего уложено 1250 квадратных метров мрамора. Стены облицованы фарфоровой метлахской плиткой, пол выложен розовыми гранитными плитами.

До пуска станции "Киевская" 20 марта 1937 года, "Смоленская" была конечной Арбатского радиуса. За станцией не было тупиков, для оборота поездов с восточной стороны был уложен пошерстный съезд. Поезда прибывали на правый (если смотреть из центра) путь, с него же отправлялись к "Сокольникам".

В 1953 году, после открытия глубокого Арбатского радиуса (часть Арбастко-покровской линии), мелкий Арбатский радиус от станции "Ул. Коминтерна" до станции "Киевская" был закрыт. Станционный зал "Смоленской" использовался иногда для проведения выставок. На путях был настлан досчатый пол и установлены стеллажи, на которых располагались экспонаты.

После повторного открытия мелкого Арбатского радиуса в 1958 году (ставшего частью Филевской линии) был организован вход на станцию, встроенный в знаменитый "дом с башенкой", построенный по проекту архитектора Жолтовского. После этого давным-давно закрытый коридор вдоль станции был превращен в подуличный пешеходный переход под Садовым кольцом и открыт 30 апреля 1959. Вот только входы из него на станцию восстановлены не были, нет их и сегодня. Места примыкания спусков и сейчас угадываются по расположению колонн.

За все 70 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный облик. Время коснулось лишь покрытия платформы и освещения. При открытии на станции были установлены горизонтальные светильники из молочного стекла, в результате свет ламп накаливания был мягким. Сейчас в промежутках между колоннами установлены люминесцентные лампы без каких-либо рассеивателей с более резким и ярким светом.

Сегодня станция довольно мало используется. Вызвано это несколькими причинами: во-первых, с появлением глубокого Арбатского радиуса, имеющего больше пересадок с другими линиями, одноименная станция Арбатско-Покровской линии (к тому же расположенная ближе к пешеходному Арбату) стала более удобна для пассажиров. Во-вторых, сказывается отсутствие выхода на внутреннюю, более оживленную сторону Садового кольца. Сейчас потенциальные пассажиры вынуждены спускаться в подземный переход (напомним, являвшийся раньше входом на станцию, но не имевший прямых выходов в город), переходить Садовое кольцо, подниматься на поверхность, проходить несколько десятков метров, чтобы развернуться назад и спуститься на станцию. Копеечное переустройство входов/выходов, удобная организация потоков пассажиров сможет значительно улучшить транспортное обслуживание этого района города, который становится все более популярным среди москвичей и гостей Столицы благодаря открытому несколько лет назад торгово-офисному комплексу "Смоленский Пассаж" и еще более грандиозному строящемуся.

В отдаленном будущем на станции будет пересадка на станцию проектируемого продления Калининской линии . Все три станции (

Станция «Смоленская»

Станция была открыта для пассажиров 5 апреля 1953 года в составе Арбатско-Покровской линии метро. За время существования название не менялось.

У станции один наземный вестибюль (восточный), расположенный во дворе дома 54 по улице Арбат. В состав вестибюля также входит арка, выходящая на Садовое кольцо.

Оформление станции посвящено военно-исторической теме. Пилоны станции облицованы белым мрамором, украшены по углам полуколоннами. Пол выложен чёрным мрамором с орнаметром из белого и красного мрамора по боковым сторонам зала. Путевые стены облицованы белой керамической плиткой, внизу - чёрным мрамором. Станционный зал освещается канделябрами на пилонах, а также светильниками, спрятанными за карнизом под сводом зала. Барельеф на торцевой стене (скульптор Г. И. Мотовилов) посвящён защитникам Родины.

Круглый наземный вестибюль (архитекторы О. А. Великорецкий, А. Ф. Стрелков) отделан чёрным мрамором в основании и украшен четырьмя медальонами с изображениями русских воинов (скульпторы О. А. Иконников, Ю. Г. Ушаков). Мозаичный фриз круглого эскалаторного зала представляет собой повторяющиеся изображения ордена Победы.

Станция «Смоленская » расположена в

Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели» – крупнейший современный центр искусств. Он создан в ходе осуществления разработанной президентом Российской Академии художеств З. К. Церетели программы преобразования Академии.

В «Галерее искусств» открыта постоянная экспозиция произведений крупнейшего живописца, скульптора, монументалиста, президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели. Выставку составляют работы разных лет: живописные полотна, монументальная и станковая скульптура, графика, эмалевые панно и миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства, дизайнерские работы.

В Галерее представлены:

– постоянная экспозиция слепков с произведений античной скульптуры из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина;
– российские и международные масштабные выставочные проекты, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну, биеннале, тематические, международные, выставки дипломных и учебных работ студентов художественных институтов, молодых художников, выставки современного искусства и искусства разных исторических эпох из музейных и частных собраний.

Стоимость билетов:

– для взрослых – 300 руб.;
– для учащихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования – 100 руб.;
– для пенсионеров – 100 руб.

Бесплатно:

– дети до 18 лет;
– граждане, имеющие право на бесплатное посещение музеев в соответствии с законодательством Российской Федерации (при предъявлении соответствующих документов);
– члены ИКОМ.

Часы работы:

Обычный график (с октября по май):

– вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье: 12:00 – 20:00 (касса открыта до 19:00);
– пятница: с 12:00 до 22:00 (касса открыта до 21:00);

Летнее расписание (с июня по сентябрь):
– вторник: с 12:00 до 22:00 (касса открыта до 21:00);
– среда – воскресенье: 12:00 – 20:00 (касса открыта до 19:00);
– понедельник – выходной день.

В последнюю среду каждого месяца посещение Галереи – бесплатно. Экскурсии по постоянной экспозиции – бесплатно.




Top