Старцы нашего времени, живущие сейчас. Феномен современных старцев

Калужская область славится множеством святынь. Самая известная - история которой начинается в XIV столетии. В XIX веке монастырь стал настоящим исправительным приютом для русской интеллигенции. Мудрые духовники - - врачевали здесь недуги дворян, с любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

Где находится Оптина пустынь

Монастырь расположен в двух километрах от Козельска, на берегу Говорят, что проведя в этих местах несколько дней, человек меняется, в его душе наступает спокойствие. Сотни людей едут сюда каждый день. Это одно из самых почитаемых и намоленных мест православной Руси. О том, где находится Оптина пустынь, люди задумываются в минуты уныния, тогда, когда их охватывает чувство безысходности. Добраться до этих мест можно на поезде. От станции Тупик до монастыря два километра.

Предыстория

Что было ранее там, где сегодня находится Оптина пустынь? История Козельского района повествует о племени вятичей, проживавших здесь когда-то. Сам же город упоминается впервые в летописи 1146 года. В 1238-м он был взят татарами. Сражение продолжались полтора месяца. Почти все жители Козельска были убиты, а двухлетний князь Василий, по преданию, утонул в крови.

В начале XV века город перешел Литве. Через 50 лет город вошел в состав Московского княжества. Дата основания Оптиной пустыни неизвестна. Но есть предположение, что ранее монастырь был общим для монахов и монахинь.

Опта

Оптина пустынь - мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынью в старину называли места уединенных монашеских поселений. Оптина - слово, которое происходит от имени раскаявшегося разбойника. Об этом человеке известно немного.

Разбойник Опта был грозным предводителем большой шайки. Он промышленной в дремучем лесу, где теперь расположен город Козельск. Однажды по неизвестным причинам отпетый разбойник оставил свою шайку и принял В иночестве он получил имя Макарий. Именно поэтому пустынь в 14-15 столетиях называлась Макарьевской. Где похоронен основатель монастыря, неизвестно. К тому же эта история всего лишь одно из преданий. В истории Оптины пустыни много белых пятен.

Другие версии об основании обители

О том, кто основал Оптину пустынь, есть различные предположения. Согласно одной из версий, она построена была в глубине дремучего леса благодаря князю Владимиру Храброму и его наследникам. Эти места не подходили для хлебопашества, в XIV веке никому не принадлежали. А потому, согласно еще одной версии, однажды здесь появились неизвестные отшельники. Они избрали для своих духовных подвигов самое глухое место, вдали от поселений. Таковы версии о возникновении Оптиной пустыни. История монастыря представлена ниже.

XVIII век

Петровские реформы не лучшим образом отразились на судьбе обители. Монастырь должен был платить оброк государству. Средства необходимы были для строительства новой столицы и войны со шведами. Ко второму десятилетию XVIII века обитель оказалась в бедственном положении. В 1724 году была упразднена. Деревянные постройки, находившиеся на ее территории, пришли в негодность.

Восстановление началось в 1741 году. Здесь построили деревянную колокольню и новый храм с двумя приделами. В 1764 году по приказу Екатерины Великой обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Спустя пять лет завершилось строительство соборного храма. Согласно историческим документам, в семидесятые годы здесь было всего два монаха.

Положение Оптины пустыни начало меняться к концу XVIII столетия, когда на монастырь обратил внимание митрополит Московский. Уже в 1797 году здесь было 12 монахов. В 1799-м обитель вошла в состав Калужской епархии.

XIX век

В отечественной истории Оптина пустынь имеет немалое значение. Эта обитель - яркий пример процесса духовного возрождения, произошедшего в конце XVIII столетия. Она расположена у опушки соснового бора, отрезана от мира Жиздрой. Это превосходное место для созерцательной отшельнической жизни, духовных оазис. Говорят, старцы Оптины пустыни обладают даром исцеления.

В начале столетия началось строительство трехъярусной колокольни. С обеих сторон к ней пристроили флигели для келий. В 1804-м строительство закончилось. Спустя три года началось возведение Казанского храма, чуть позже - больничной церкви с шестью кельями. На материал для строительства выделил средства советник Камынин.

Храмы были освящены в 1811 году. Спустя десять лет здесь устроили скит. В нем проживали пустынники, то есть люди, проведшие много лет в абсолютном уединении. Духовной жизнью обители ведал старец. Со всех уголков России в Оптину пустынь потянулись люди, которые стремились к жизни в согласии с Богом. Монастырь стал духовным центром страны. После того как начали поступать пожертвования, здесь появились угодья, мельница, каменные здания.

XX век

В 1918 году монастырь был закрыт. Несколько лет на его территории располагался Дом отдыха. На могилах старцев в советские годы некоторое время была танцплощадка. А в 1939-м эти святые места по приказу Берии были преобразованы в концлагерь. Здесь содержалось несколько тысяч польских офицеров, большая часть из них была отправлена в Катынь и расстреляна.

В начале ВОВ в монастыре располагался госпиталь, затем - проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. Русской православной церкви правительство передало Оптину Пустынь 1987 году. Восстановление началось в 1990-м.

Места захоронения старцев нашли с огромным трудом. Разруха в девяностые годы здесь была настолько удручающей, что местные жители не верили в то, что Оптину пустынь удастся возродить.

Архитектурный ансамбль

Главный храм обители - Введенский собор. Он основан в 1750 году. Самый большой храм на территории монастыря - храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 1811 году. В двухтысячных возвели храм Преображения Господня.

На территории обители также находятся: храм в честь Преподобной Марии Египетской, колокольня, часовня, надвратная церковь, деревянная звонница, братская трапезная, а также хлебопекарный, игуменский, библиотечный, келейный корпуса. Некоторые постройки появились еще в XIX веке. Например, келья старца Амвросия располагается в деревянной избе, которой уже более 150 лет. Однако самая старая постройка в Оптиной пустыни - Введенский собор.

В Москве и Санкт-Петербурге находятся церкви, относящиеся к обители. Это подворье Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни в Ясенево (Храм Петра и Павла) и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

Старцы

Оптина пустынь - это прежде всего ее старцы. Их сегодня всего четырнадцать. В чем заключается сущность старчества? Среди монахов выбирается более опытный, который становится духовным отцом всей братии. Наставником он становится и для мирян, приезжающих сюда. Между Казанской церковью и Введенским собором находится некрополь. Здесь похоронены священнослужители. И именно в этой части пустыни находятся могилы оптинских старцев. Однако они пустые - мощи святых перенесены в раки.

Каждый из старцев чем-то прославился. Нектарий был предсказателем. Лев - врачевателем. Самым известным был третий по счету старец Оптиной пустыни - Амвросий. Не так давно в скиту восстановили его келью. Вход для мирян сюда закрыт.

Иеросхимонах Амвросий

Его канонизировали в 1988 году. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, обладал феноменальной памятью, свободно писал и говорил на пяти иностранных языках. Он с детства отличался необыкновенными способностями, но в юношестве сильно заболел и тогда дал обет Богу: если выживу, постригусь в монахи. Александр Гренков выздоровел. Для своего служения он выбрал Оптину пустынь.

Преподобный Амвросий умел с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику. Этот человек общался со Львом Толстым и Федором Достоевский. Беседы со старцем происходили в особом помещении. Обстановка этой комнаты сегодня полностью сохранена. В ней царит аскетичность, хотя старец здесь принимал не только известных писателей, но и представители царской семьи Романовых.

Лев Толстой приезжал в Оптину пустынь шесть раз. Впервые - в 1878 году. Между Амвросием и Толстым тогда состоялся долгий, тяжелый разговор. После отъезда писателя, старец произнес: «Уж очень горд». Есть сведения, что Толстой приезжал сюда непосредственно перед смертью, хотел посетить Амвросия, но не решился войти в скит.

Федор Достоевский приезжал в Оптину пустынь после тяжелой потери - смерти маленького сына. Писатель не мог понять, для чего Богу нужна была смерть ангелоподобного мальчика. Он очень страдал. Приехав в обитель, Федор Михайлович долго разговаривал со старцем Амвросием. Как утверждали очевидцы, вышел он из его кельи совершенно другим человеком. Старец Амвросий - прототип Зосимы из романа «Братья Карамазовы».

Иеросхимонах Лев

В миру его звали Львом Даниловичем Наголкиным. Родился будущий оптинский старец в 1768 году. Происходил из мещанского сословия, в молодости служил приказчиком у состоятельного купца. В 1797 году Наголкин постригся в монахи. Спустя 20 лет прибыл в Оптину пустынь, где основал старчество. Среди его духовных чад был преподобный Амвросий, о котором сказано выше.

Иеросхимонах Макарий

Михаил Николаевич Иванов, таково мирское имя этого старца, родился в 1788 году в дворянской семье. В возрасте 14 лет поступил на службу бухгалтером. Спустя несколько лет получил должность начальника счетной экспедиции. После смерти отца Иванов оставил службу и ушел в монастырь. С 1834 года находился в Оптиной пустыни. Благодаря этому старцу была создана целая школа переводчиков и издателей духовной литературы.

Архимандрит Варсонофий

Родился будущий священнослужитель, в миру Павел Плиханков, в Самаре в 1845 году, в купеческой семье. Окончил военную гимназию, после чего сделал неплохую карьеру. Дослужился до полковника. Однако неожиданно для родственников и сослуживцев Плиханков в 70-е годы подал прошение об отставке. В Оптину пустынь он прибыл в 1891-м. В 1907 году его возвели в сан игумена. Спустя пять лет преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинской обители.

В Оптиной пустыни старец находился как раз в то время, когда туда приезжала Лев Толстой. Как уже было сказано, писатель в этих местах побывал накануне смерти. Узнав об этом, Варсонофий отправился на железнодорожную станцию, дабы напутствовать Толстого перед смертью и помочь ему примириться с церковью. Но к умирающему писателю его не допустили.

Нектарий Оптинский

Родился в Ельце в 1853 году. Семья была бедной, отец работал на мельнице, рано умер. Скоро ушла из жизни и мать. Мальчик остался сиротой. В одиннадцать лет он поступил на службу в купечестве лавку, спустя шесть лет получил должность младшего приказчика.

В возрасте двадцати лет Николай отправился пешком в Оптину пустынь. Здесь его принял старец Амвросий. Они долго беседовали, но о чем, Нектарий позже никому так не рассказал. В марте 1887 года он был пострижен в мантию. Спустя семь лет посвящен в иеродиаконы.

За два года до начала Первой мировой войны братья избрали Нектария старцем. После прихода советской власти монастырь закрыли. Преподобного Нектария арестовали. В тюрьме он провел три года. Известно, что после возвращения он жил в селе Ульяново Калужской области. Скончался в 1928 году.

Оптинские старцы - кто они, почему люди с разных уголков страны пытались попасть к ним «на прием»? Это люди, которые обладают неким духовным зрением.

Таким зрением, как утверждают монахи Оптиной пустыни, обладает Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин). Сейчас он проживает в Переделкине, является личным духовником патриарха Московского Кирилла. Когда же старец находился в Оптиной пустыни, к нему непрерывно шли люди. Он не всех принимал. Но если человеку посчастливилось переговорить со старцем Илием, он мог получить у него совсем неожиданный совет. Например, оставить бизнес, усыновить ребенка из детдома или даже уйти в монастырь.

Алексей Афанасьевич Ноздрин - так звали его в миру. Он родился в 1932 году в крестьянской семье. В 1949-м окончил школу. Во время службы в армии вступил в комсомол, но вернувшись домой, раскаялся в своем поступке, и сжег комсомольский билет.

В 1958 году Ноздрин окончил техникум в Подмосковье. Затем работал на заводе в городе Камышине. Здесь был всего один храм, который и посещал будущий священнослужитель. Ноздрин, по совету своего духовника, окончил Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество. В конце восьмидесятых его направили в Оптину Пустынь, где в то время начиналось восстановление обители.

Трагедия 1993 года

На Пасху в Оптиной пустыни у звонницы были убито три священнослужителя. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт стали жертвами ритуального преступления. Убийца подкрался сзади и нанес им удары в спину. Его быстро задержали, во время следствия признали невменяемым и поместили в лечебницу закрытого типа.

Убитые монахи стали новомучениками. В 2004 году вышла книга «Пасха Красная» Нины Павловой, посвященная жертвам сумасшедшего сектанта-сатаниста (на кинжале, которым он наносил удары, было нацарапано три шестерки).

Для матерей отцов Оптиной пустыни причисление их сыновей к мученикам не стало утешением. Две из них приняли постриг после этой трагедии. Мать отца Василия перед пострижением сказала: «Хочу после смерти встретиться с сыном». Похоронены монахи на территории обители. На их могилах позже была построена колокольня. Говорят, что это место обладает необыкновенной исцеляющей силой.

Трудники

Многие, кто приезжает в Оптину пустынь, остаются здесь на некоторое время. Их селят, кормят бесплатно. Но при условии: они обязаны трудиться и посещать все службы. Говорят, что пребывание в этих святых местах лечит душу.

Среди трудников - представители различных профессий. Для всех условия пребывания в Оптиной пустыни одинаковые. В пять утра подъем. Богослужение занимает в день около четырех часов. Все остальное время приходится работать. Размещают трудников в особой гостинице, в каждом номере проживает несколько человек. Для того чтобы поселиться, необходим паспорт и рабочая одежда. Все остальное при необходимости выдают в монастыре.

Обитель находится на полном самообеспечении. Трудники работают вместе с монахами. Подсобное хозяйство этого монастыря - одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в Калужской области. Каждый из трудников имеет в миру какую-то профессию. В монастыре им стараются предложить работу, которая им знакома. Ветеринары ухаживают за животными. Художники пишут иконы.

В летнее время братья выезжают на посевные работы. Но и здесь их не освобождают от богослужений - с ними выезжает специальный передвижной храм.

Свободного времени у трудников почти нет. Они должны соблюдать строгий устав монастыря. Тем не менее некоторые живут здесь годами. Есть и такие, что вообще не уезжают, готовятся к монашеству.

В окрестностях монастыря

Сегодня вокруг обители выстроилась целая деревня. В девяностые годы небольшой дом в окрестностях монастыря можно было купить всего за 50 тысяч рублей. Сегодня цены выросли в примерно в двадцать раз. Среди жителей близлежащих поселков немало тех, что приобрели дома и здесь исключительно из-за близости Оптиной пустыни. Многие селяне принимают на постой желающих посетить прославленный монастырь. Стоимость аренды жилья невысокая - от 300 рублей за койко-место.

Оптина пустынь окружают лес, деревня и целебные источники. В шестистах метрах от монастыря находится родник Пафнутия Боровского, который издавна считается целебным. Сюда ежегодно приходят тысячи паломников. Говорят, что родник действительно излечивает от недугов.

Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации Аудиогалерея Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы Видеогалерея Фотогалерея

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова» .

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо-лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Преподобные Оптинские старцы

1768-1841

П ервый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.

1788-1860

У ченик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях — это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.

1782-1862

К роткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

1795-1865

Б рат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».

1805-1873

У ченик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

1812-1891

В еликий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

1824-1894

С китоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

1810-1894

П риснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя — двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

1837-1911

У ченик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

1845-1913

С китоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

Многие верующие люди, которые изучают различную информацию о церквях, храмах и монастырях, знающие очень много обо всем этом часто задаются вопросом: оптинские старцы - кто это такие? Откуда они произошли? В этой статье собрана вся информация о великих старцах оптинской пустыни.

Оптина пустынь: что это?

Оптина пустынь — древнейший монастырь , который и был основным центром оптинских старцев. Этот монастырь расположен в 60 километрах от Калужской губернии. И славится он своими целителями которых ещё называют оптинскими старцами .

Еще во времена Бориса Годунова оптинский монастырь притягивал паломников из разных уголках России, которые приходили чтобы исцелить своё тело и разум, а также узнать дальнейшую свою судьбу. Никакие знатные лекари не владели такими навыками исцеления, как старцы оптины.

Старцы являлись также самыми лучшими предсказателями будущего . Они знали все о том что произойдет в будущем и то, что уже происходило. Многие считали старцев божьими сыновьями, а некоторые чародеями и порождением тьмы. Так давайте же узнаем правду об оптинских старцах?

Подлинная история Оптиной Пустыни

Первое упоминание об тогда еще Калужском храме было в Записях Бориса Годунова, который писал Екатерине Первой о своих планах восстановить все храмы, разрушенные в 1724 году от Литовского набега.

Выдержка из записи Бориса Годунова, обращение к Екатерине 1: "Калужский храм должен быть восстановлен, это одна из главных наших святынь, мы недопустим повторного его разрушения, прошу вас предпочтенная императрица помочь храму вновь возродиться ".

Спустя несколько месяцев императрица Екатерина дала указ, в котором было ясно сказано о восстановлении храма. Своим Новым Возрождением пустынь также обязана "Московскому" Митрополиту Платону, посетившего Калужский монастырь в 1795 году.

Выдержка речи Платона: " Место является спокойным и подходящем для проживания пустынских придворных. Пусть здесь возведут новый храм по образу Песношского монастыря . Отныне здешний монастырь будет носить своё название Оптина Пустынь".

Митрополит обратился к настоятелю Песношского монастыря с многочисленными просьбами дать ему церковного служителя, который будет наставником в Оптине Пустынь. Наставником был назначен иеромонах Авраамий , который лишь через 19 лет смог навести порядок в монастыре. В монастырь были приглашены здешние старцы - люди, которые владели определенными навыками: целители, знахари, предсказатели, проповедники. Которые смогли бы искоренить монастырскую пустоту.

И теперь главным духовным богатством оптинского храма считались его старцы , которых стали почитать за праведные дела.

Оптинский старец и Архимандрит Моисей

Слава монастыря росла с каждым годом, но расцветом своим оптинский храм обязан новому настоятелю, старцу и архимандриту Путилова Моисею, благодаря которому Оптина обрела большую известность среди других монастырей. Моисей принял свою должность в 1826 году. И тут же незамедлительно основал другую систему старчества, первым старцем которой, считался Лев Данилович.

Старцы это были большее чем люди, главными особенностями их были:

  1. Владение каким-либо даром.
  2. Вера в праведные дела (вера в Бога).
  3. Служение народу.
  4. Покаяние за всех верующих.

Эти способности считались самыми главными, так как не каждый мог соответствовать им.

Старцы оптинского монастыря

  • Старец Лев Данилович. Лев Данилович славился своим даром исцеления, он лечил недуги людей маслом из неугасаемой лампы, которая стояла возле Владимирской иконы Божьей Матери. Тех, кого не удавалось излечить, Лев Данилович отправлял в Воронеж в здешний собор. Пройдя большое расстояние, больной самоисцелялся и спешил обратно в храм к старцу, чтобы выразить ему свою благодарность.
  • Старец Серафим Преподобный. (Саровский Праведник и Чудотворец) В то время, как Лев Данилович лечил больных в Оптине, по всей Стране славился своим даром праведности Преподобный Серафим. Тысячи паломников приезжали в Саровск за проповедью Серафима. В дальнейшем Преподобный Серафим переедет в Оптину где будет служить в монастыре 7 лет а в 1835 отойдет в священную истину.
  • Послушанник Льва, Макарий. Ученик Льва Даниловича, который владел даром предсказателя, с помощью которого он предсказывал будущие революции.

Оптина - Миф из Ярославского собора

В то время, когда по всей стране ходили слухи об оптинских старцах и об Чудотворном монастыре, в маленьком церковном придворье Ярославского храма сочиняли различные мифы про божьих посланников, которые исцеляют верующих.

Речь шла про Серафима Преподобного, так как Серафим Преподобный имел дар праведника, он легко мог определить верующий ли человек пришёл в монастырь или нет. В качестве проверки он задавал ему вопросы, на которые по его мнению легко мог бы ответить верующий. После такой проверки, Серафим брал клятву у исповедующего, который должен был держать тайну о содержании этих вопросов . Взамен он давал ему масло из лампады, которое может излечить абсолютно все недуги.

Но при использовании нужно полностью уходить в веру господа. После каждого сеанса исповеди, Серафим омывал свои руки освященной водой, после чего брал икону и читал молитвы. После которых на стене монастыря появлялся божий облик, который очищал душу Серафима от чужих грехов, который он брал на себя. При очередном сеансе исповеди, к Серафиму пришла женщина в порванной одежде и весьма непристойным видов, она излила душу, ответила на все вопросы и уходя, сказала Серафиму какие-то слова, после которых его дух, покинул телесный сосуд. Правда это или ложь никто не знает. Но посетители храма не раз видели силуэт какого-то мужчины, который в ночное время стоял в святилище перед иконами и читал какие-то молитвы.

Теперь те, кто задавались вопросом: Оптинские старцы - кто это и откуда они произошли? Смогут сами ответить на свой вопрос.

Оптинские старцы - это явление русской духовности, святости, сострадания и веры, а также явление духовной гармонии и чистоты души. Центр их происхождения Калужская губерния. Монастырь Оптина пустынь.

Видео про оптинских старцев

В этом видео вы узнаете об оптинских пустынях, о русском старчестве, момент основания и становления:

В тяжелые минуты каждый человек надеется получить духовную помощь или мудрый совет, обрести надежду на исцеление или уменьшить страдание. Верующие спасаются молитвами и паломничеством к Святым местам. Одним из таких является чудодейственная Оптина пустынь. С давних времен и по сей день эта обитель славится силой, которой обладают ее служители - оптинские старцы.

По преданию, в древние времена в глухом лесу на берегу реки Жиздра, вдали от людей, поселились отшельники, которые обладали невероятными способностями - предвидения и исцеления . Они вели тихую богоугодную жизнь. Кто-то называл их пророками, они же свое служение называли старчеством, утешали страждущих и предсказывали будущее по Божьей воле.

Точное время основания и происхождение названия имеют несколько версий. Одни считают, что основателем монастыря был разбойник Оптий, который покаялся и принял монашество. Другие уверены, что князь Владимир Храбрый основал обитель. Известно, что в уже семнадцатом веке Оптина пустынь представляла из себя деревянную церковь с шестью кельями, в которых жили двенадцать святых старцев. Затем царь Михаил Федорович подарил монастырю мельницу с землей в Козельске, а местные бояре Шепелевы воздвигли Введенский собор. Таким образом, этот монастырь является одним из древнейших.

Характерные отличия обители

Большинство монастырей славится своей заботой о слабых и неимущих, школами для сирот и госпиталями, длительными богослужениями и приемом паломников. Но Оптина пустынь уникальна своими монахами.

Первые старцы

В эпоху Петра первого, когда материальное начало ставилось выше духовного, монашество подвергалось гонениям и стало погибать. И только благодаря искренне верующим, чистым духом инокам сохранялась духовная жизнь Руси. Особенно прославился на этом поприще волевой, энергичный и обладающий даром убеждения преподобный Паисий Величковский. Именно он уяснил необходимость внутреннего подвижничества, сам был старцем и вывел из скитов старчество в общежительную жизнь монастырей. Среди паисиевых учеников был Феодор Свирский, воспитавший первого оптинского старца Льва.

У истоков монастыря стояли святые старцы:

Они не только творили чудеса при жизни, оказывая людям помощь, но и оставили миру бесценное наследие в виде мудрых изречений, трудов и жизнеописаний.

Основные положения Оптиной

Старцы заложили характерную основу оптинского старчества из трех составляющих:

Следуя этим канонам, продолжают великое дело служения старцы оптиной пустыни в настоящее время.

Самый известный среди них - схиархимандрит отец Илий. О его даре прозорливости, доброте, остроте взгляда, внутренней чистоте и смирении православные рассказывают тысячи удивительных историй. В настоящее время старец служит в Переделкино и является личным духовником и наставником патриарха Кирилла. Но, несмотря на это, выбирает время для приезда в Оптину пустынь, чтобы встретиться с паломниками, утешить словом и помочь советом.

Любой человек, который хоть раз побывал в Оптиной, побеседовал с монахами, приложился к мощам старцев, описывает свои ощущения словами, полными восторга: «…ощутил благодать, выступили слезы счастья, душу переполнила любовь ко всему миру, увидела красоту вокруг, почувствовал облегчение». Действительно, вся обитель будто пропитана той святостью и духовностью, которую из поколения в поколение передавали старцы-основатели через своих учеников.

Все, что связано с Оптиной пустынью и ее старцами, обладает невероятной чудесной силой. Наделена этим качеством и икона оптинских старцев; в чем помогает, рассказывают тысячи верующих, которые в минуту невзгод творили молитвы перед образом.

Изображение всех родоначальников пустыни - 14 святых старцев имеет такую духовную силу, которая способна передать молящемуся всю мудрость, волю, покой и смирение, которой обладали иноки. К иконе обращаются, прежде всего, в минуты сомнения, чтобы узреть слово Божье и получить ответы на свои вопросы. А также в таких жизненных ситуациях, когда требуется:

Лик Оптинских старцев способен наделить человека терпением и пониманием того, что жизненный путь не бывает легким; и одновременно вселяет уверенность, что молящийся не одинок в этом мире, с ним Божья благодать, которую нужно почувствовать, принять и приложить для этого собственные усилия.

Наследие преподобных

Обрести смысл жизни и познать истину человеку помогает не только посещение Оптиной или молитва перед иконой Оптинских старцев. Следует ознакомиться с духовным наследием в виде бесценных писем, жизнеописаний, проповедей и поучений преподобных. Высказывания оптинских старцев из их трудов разбирают на цитаты.

Д е­лай­те доб­ро, ук­ло­ня­ясь от зла, - сна­ча­ла из стра­ха Бо­жия, а по­том дой­де­те и до люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Макарий

Д об­рое де­ло не есть вся­кое доб­рое де­ло, а лишь та­кое доб­рое де­ло, ко­то­рое де­ла­ет­ся ра­ди Бо­га. Внеш­ность де­ла не есть его сущ­ность, Бог зрит на серд­це. Как долж­ны мы сми­рить­ся, ви­дя, что ко вся­ко­му доб­ро­му де­лу при­ме­ши­ва­ет­ся страсть.

преп. Никон

К ог­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

М уд­рос­ти свой­ствен­но иметь не толь­ко ост­ро­мыс­лие, но и даль­но­вид­ность, и пре­дус­мот­ри­тель­ность, и вмес­те ис­ку­с­ство, как пос­ту­пить.

преп. Амвросий

В Оптиной пустыни каждый старец вел духовно-просветительскую работу, передавая свои знания, веру и опыт не только последователям и ученикам, но и всем, кто желает постичь смысл бытия и узреть Бога в себе. Всей своей жизнью преподобные учат людей неприятию злобы, зависти, жадности, жестокости по отношению друг к другу. Безгрешное и наполненное светом житие святых старцев дает им моральное право давать наставления заблудшим душам.

Ежегодно 11 октября проходит церковное празднование Собора преподобных Оптинских старцев в память о святых, своей жизнью доказавших существование пророков в миру. И неважно, с чего началась история обители - с раскаявшегося и принявшего постриг разбойника Оптия или с поселения других таинственных отшельников. История Оптиной пустыни служит наглядным примером того, что вера в Бога, сила человеческого духа и стремление посеять в людских сердцах милосердие помогают пройти через любые лишения и горести.

На сегодняшний день Оптина пустынь имеет огромное значение как для православной церкви и государства, так и для каждого отдельно взятого человека. В обители всегда открыты двери, за которыми ждут мудрые наставники, добрые советы и умиротворение.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Оптина пустынь всегда славилась своим оптинскими старцами, которые могли направить на путь спасения. Они помогали страждущим, утешали скорбящих и вразумляли нерадивых.

В наше время монастырь возрождается и, конечно же, у многих православных возникает вопрос: Есть ли в Оптиной прозорливые старцы? Пусть не такие как те, которые были в обители 100 лет назад, но все же, чтобы могли указать дальнейший жизненный путь, подсказать выход в сложной жизненной ситуации и т.д.

Начну с того, что старцы тоже люди, и они так же спасаются, как и все. А потому необходимо и нам позаботится о том, чтобы не стать искушением и препятствием ко спасению для них. Нельзя, к примеру, прийти и сказать: «Батюшка, скажите, сколько мне осталось жить?» или «выйду я замуж или нет?» Старец не гадалка и даже если ему открыто Богом, то вряд ли станет он прямо отвечать на такой вопрос. Истинные старцы отличаются глубоким смирением и тщательно скрывают свою прозорливость и другие дары от окружающих.

Следовательно, надо сделать вывод и просить у старца совета, и молитвенной помощи, а не искушать вопросами «кукушки». Причем называть старца прозорливым при жизни так же не принято. Мы говорим о таких старцах «духовно опытные».

Теперь о современных старцах Оптиной пустыни. Старчество было и будет до скончания века. Это мы знаем из пророчеств тех же Оптинских старцев. Считать, что старцев в наше время уже нет, будет неправильным. Как то спросили одного пустынника о том, будут ли еще старцы. Он ответил: «Старцы есть и будут, а вот послушание умирает».

Поэтому, приходя к старцам за советом, необходимо не только услышать, что скажет старец, но обязательно постараться это исполнить.

Я бывал в Оптиной пустыни несколько раз и то же искал там старцев, могущих помочь мне мудрым советом. И вот что я там нашел.

Не могу сказать, что мое утверждение претендует на непогрешимость. Пусть простят меня те отцы, которые, действительно, получили от Бога дарования старчества, но мне не посчастливилось с ними побеседовать. Назову лишь тех, с которыми меня свел Господь.

Есть в Оптиной схимонах Евфимий - очень смиренный и добрый старец. В разговоре с ним нельзя не заметить искреннего участия, сострадания и желания помочь.


фото иеромонаха Виталия (Белова)

Есть схимонах Иринарх. Этот старец родом из Украины.




Top