Старинная украинская легенда. В.А

Старая украинская легенда так рассказывает о появлении Спаса:

«Когда-то в былинные времена породил Батька Небесный с Матерью Землёю в час ночной грозы народ казачий, да и дал им землю великую от Севера до Юга, от моря и до моря, от восхода до заката, от Дуная до Дона и Кубани. Да и заповедь дал им - не ходить с той земли никуда и никому её не отдавать. А чтобы справны были они, да сгуртованы до кучи, дал им умений разных с неба. Да и повелел им Свет сторожить, а с тьмой сражаться, и между собой неправды не допускать».
Так появились ремесла разные, а с ними и Спас. И с тех пор и несли роды казачьи дары Божии. Само название - Спас - не является общепринятым самоназванием тех знаний и умений, которые были разлиты в казачьей среде, и о которых речь будет идти ниже. Оно было распространено не повсеместно. Параллельно бытовало и другое название – Стос, от особого замолва – молитвы, позволяющей войти в «инакое» состояние сознания. Где – то это знание называли на древний лад кудью. А в большинстве своём, наши предки вообще обходились без самоназваний и брали учить учеников «уму – разуму», либо вообще просто «науке». Подобное положение вещей, а именно отсутствие общепринятого названия, дало дополнительный повод современным критикам отрицать существование Спаса у наших предков.

Каких - либо письменных источников, позволящих утверждать, что Спас - это законченная выстроенная система, нет. Вся история нашего народа такова, что знания, хранящиеся в народной среде о Боге, мире и человеке,подвергались уничтожению неоднократно. Этим ознаменовался приход христианства на Русь, когда все языческое мировоззрение пытались вырвать с корнем, но деревня нашла способ примирить одно с другим, что в итоге привело к слиянию языческого и христианского мировосприятия в народном сознании. Разве не убедительны доказательства этому, что мы до сих пор с удовольствием справляем Масленицу, а дети обходят "цыганские ворота" (не поняли - спросите у детей), которые по народному поверью являются клязей (входом в "иное").

Революция нанесла непоправимый удар по деревне, пытаясь вытравить из сознания народа не только прошлые устои, но и Бога, как такового.

Но народ выстоял, а с ним и знания, которые передавались от поколения к поколению, из уст в уста. Конечно, все эти катаклизмы не могли пройти бесследно, и "наука" стала более разрозненной, а где-то и обмельчала.

Но Спас жив, пока живы его немногочисленные носители.

Еще со времен язычества устроение Мира рассматривается как совокупность и неразделимое взаимодействие трех миров, называемых Правь, Явь и Навь. Явь - видимый мир, мир, в котором мы живем. Навь - мир духов, который разделяют на мир Слави и мир Нави. Мир Слави - это мир душ ушедших предков и мир, где обитают служебные духи. Мир Нави - это мир, где находятся враждебные человеку духи. Правь - это мир Богов. Все эти миры, так или иначе, проявлены в человеке. Для защиты от недоброжелательных духов используют обережный Спас, для защиты от болезни, которую рассматривают как живое персонифицированное существо, применяется лечейный Спас. Бойцовый Спас защищает воинов в ратной сечи.

Человек, по воззрениям наших предков, также триедин, как и мир, который его окружал. В христианской традиции - это дух, душа и тело. В ведизме понятие «триглава» включает не только устроение миров, но и устроение нашей души. «Личина наша, - учили предки, - Триглав представляет. Живут в нас три брата: старший, средний и младший. Старший брат - Дух, частица Божия, средний - Душа, а младший - чувства, телу присущие. В повседневном быту старший брат спит, средний руководит, а младший и вовсе доверчивый дурак. Нет между ними ладу. Только сплотив братьев, то есть овладев тремя главами, получаешь силы разного рода - земли, неба, огня и воды». Сплочение по-другому называли - настроение. В слове "настроение" заложен глубокий смысл, указывающий на единство братьев: «нас трое» - светло и радостно человеку.

Сравнивают триглав души также с тремя сестрами, имя которым: Жива, Смага и Тяма. Жива тель творит - это то, что движется. Смага - чувства огненные, а Тяма - разума сила, то, что двигаться заставляет. Выделяют еще душу-птицу, которая покидает тель во сне, имя ее Ведогонь. Обособленно стоит душа - след, которую называют «Образом». Когда мы говорим «сделано с душой», «вложил душу» - мы говорим о душе - следе, об Образе. Остается она в делах рук наших, наших творениях, в следе на сырой земле. Злые люди могут нанести вред человеку, используя предметы, созданные им, землю из следа, волосы, фотографию - на чем и основана парциальная магия.

Наряду с триединством, имеет место и четырехмерное устроение человека. Тело было дано матерью, душа дана Дживой, дух - отцом, а совесть - Родом. Четыре стороны света, четыре стихи - огонь, земля, вода и воздух. Тело человека так подразделяется в соответствии со стихиями: ноги - земля, живот - вода, грудная клетка - огонь, горло и голова - воздух. Подобное деление - не просто теория, на нем основаны многие практические работы в Спасе.

Основа Спаса - это мифологическое мировоззрение, которое лишает восприятие очевидности, и постепенно подталкивает к без-умию как единственному способу подняться над логическим мышлением.

Только в таком состоянии можно приблизиться к тому, чтобы увидеть Мир целостностным, а также свой путь в этом Мире. Ведь в представлении предков человеческая жизнь - это дорога, а сам человек - ходок, совершающий восхождение в Горний Мир (вспомните выражение "жизненный путь") . Спас же воспринимается «дорогой бездорожной ко Господу», то есть прямой и краткой. Возвращение Домой - это высшая цель любого человека, и пока она не будет выполнена, мы будем вновь и вновь воплощаться на этой земле. Поэтому в Спасе уделялось столько внимания устроению мира, в котором душа должна выполнить своё предназначение на это воплощение, собрав все уроки, раскиданные для неё на этом жизненном пути.

И как только Душа начнет просыпаться, тут же открываются особые способности, которые лишь "цветы на обочине дороги", но никак не самоцель в традиции Спаса. Однако и они делают нашу жизнь более яркой, возвращают детскую способность верить в сказки.

Стремясь вернуться в Спас (именно вернуться, а не вернуть его людям, как говорят многие), мы стремимся вернуть чудеса и сказку в свою жизнь, сделать ее более насыщенной и полной.

Птица солнца Гамаюн — символ света, разгоняющего тьму, прилетела на Певческое поле в Киеве. Где она появляется, там счастья прибавляется! Так гласит старинная украинская легенда, которую воплотили в композиции из цветов дизайнеры и оформители коммунального предприятия по содержанию зеленых насаждений (КП СЗН) Оболонского района столицы. Это один из десяти образов украинской мифологии, представленных в этом году на выставке цветов «Чарівний український міф» ко Дню Независимости Украины, которая открылась вчера на территории Печерского ландшафтного парка.

Как отметила Валерия Гладкая, представительница коммунального объединения «Киевзеленстрой», организатора экспозиции, информационные выставки цветов проводят каждый год. Так, в 2017-м под лозунгом «Українське. Своє. Особливе» на языке цветов рассказывали о неповторимости и самобытности каждого региона нашей страны. А вот в этот раз обратились к теме старинных украинских легенд и мифов. По словам организаторов, они изучали исследования этнографов, консультировались со специалистами музея литературы, вдохновились книгой Дары Корний, мультфильмом «Мавка», который готовится к выходу в прокат. И только после кропотливой подготовительной работы выделили часть легенд, которые рассказывают о духах Природы, и выбрали десять мифических образов для воплощения в цветочные композиции.

На реализацию проекта пошло двести тысяч цветов, выращенных в парниках, а также злаковые травы и кусты. И вот в Печерском ландшафтном парке уже поселились Мавка, Прелестник... Вот и Повитруля (на снимке)

— дочь горных ветров, охотно помогающая влюбленным, прилетела с Карпат благодаря коллективу КП СЗН Соломенского района Киева. «Ветер всегда у Повитрули в голове. А если Повитруля вдруг раскапризничается, то уже готов вихрь», — свидетельствует «сопроводительная записка» этой композиции. Согласно легенде, у карпатских чабанов, которые ни в чем не отказывали Повитруле, приходившей к ним с полонин в образе их любимых, овцы всегда были целы.

С волшебными созданиями из старинных украинских легенд на Певческом поле сосуществуют и современные по тематике произведения паркового искусства. Как, например, «зеленое» авто (на снимке).

А еще организаторы выставки, которая продлится до 16 сентября, устроили здесь разные развлечения для детей и взрослых: веревочный парк, адреналиновая горка длиной 70 метров, аттракционы, кинотеатр под открытым небом, кукольные спектакли, различные мастер-классы, ярмарка хендмейда, пикники и т. п.

Фото Александра КЛИМЕНКО.

Замки и крепости по праву занимают первые позиции в рейтингах самих посещаемых мест Украины.

Почти каждая крепость имеет своих призраков. Почти от каждой прорыты огромные подземные ходы, настолько гигантские, что там бы проехала целая подвода с четырьмя лошадьми.

Одним словом, легенд много, а может, и не легенды это вовсе? Мы решили собрать самые необычные, интересные, на наш взгляд, рассказы об украинских замках.

Пережил бесчисленное количество своих хозяев и жителей, десятки штурмов и осад и сохранился в почти идеальном состоянии до наших дней.

В большей мере прославили эту крепость две женщины - София Батори и Илона Зрини - свекровь и невестка, которые управляя замком, успевали еще и враждовать между собой.

И если Илона вошла в историю как храбрая оборонителька укрепления, то Софию Батори постигла мистическая, страшная слава.

Часто рассказывают, что эта женщина имела пристрастие к человеческой крови и не только убивала ради нее, но и принимала кровавые ванны, принося в жертву 13-летних девственниц.

Из Закарпатья отправимся на Львовщину, а именно в Олеский замок, что в Бугском районе. Есть здесь, конечно, свои привидения, но не о них пойдет речь. Этот замок особенно важен для поляков, потому что здесь в 1629 году родился будущий король Польши Ян III Собеский.

И вот именно о его рождении бытует очень интересная легенда. Говорят, мать рожала будущего полководца во время грозы.

Но еще более драматично то, что в это же время на замок напали татары. И вот когда бабка-повитуха положила младенца на черный мраморный стол, ударил гром. В результате стол треснул, а баба оглохла. Тогда это объяснили как пророчество: младенец должен стать особенным человеком.

В 1951 году в Олесский замок снова попала зловещая молния, из-за чего начался страшный пожар. Но здание устояло. Хотя за все годы его существования стены были практически уничтожены. И только несколько десятков лет назад практически из руин замок был восстановлен.

Замок построен в конце 1630-х годов. Сначала принадлежал гетьману Станиславу Конецпольскому, впоследствии Яну III Собескому, затем Вацлаву Жевускому, кроме обладателей короны так же принадлежал помещикам Сенгушкам.

И все, кому начиная с XVIII века и до сих пор приходилось провести в легендарных стенах хотя бы ночь, видели его страшную тайну.

Полупрозрачную, в белом одеянии и с черным лицом Марию. Кто эта женщина, призрак которой видели чуть ли не все жители поселка?

Оказывается, покой не обрела душа убитой молодой жены Вацлава Жевуского Марии. Он собственно и убил графиню в приступе ревности. Тело спрятал где-то в замке, поскольку похоронить со всеми ритуалами свою жертву не мог. Некоторые старожилы рассказывают, что тело молодой жены было замуровано в каменные стены замка.

Кременецкий замок

Фото instagram.com/chaban.denis

Что ж, теперь предлагаем отправиться в Тернопольскую область , а именно к ее волынской части - . Там, сегодня, с горы Боны, на которой стоит замок, разворачивается очень красивый вид.

Существует очень древняя легенда об этих местах.

Якобы много лет назад, еще до Киевской Руси и задолго до строительства настоящего замка дочь дулибского воеводы Тура по имени Ирва каждое утро с высокой (тогдашней) крепостной башни любовалась пейзажами. Вдруг гору окружило вражеское войско аваров.

Увидев вверху красавицу Ирву, враждебный правитель влюбился до беспамятства. Требовал, чтобы ему отдали Ирву. Узнав об этом, девушка приняла решение отказать.

Фото funtime.kiev.ua

Замок затерянный среди камышей Одесской области.

На побережье Тилигульского лимана вы можете открыть для себя нечто особенное. Разрушенный мост намекает на то, что когда-то здесь протекала река. Сейчас дворец Курисов - это архитектурный памятник государственного значения, а когда - то это было уникальное здание родового имения подполковника Ивана Онуфриевича Курыся.

Имение было построено не сразу. В 1810-1820-х годах было спроектировано его восточное крыло, в 1891-1892-х годах - основная часть здания. Дворец достраивался уже после смерти его первого владельца. Архитектурная композиция дворцового ансамбля воплощает мавританский стиль с использованием элементов готики.

Такой тип сооружения резко контрастировал с другими древними зданиями, которые сводились в то время в Украине. Самой яркой деталью старинной части здания, и всего дворца Курисов , является восьмигранная башня, напоминающая минарет.

Она высоко поднимается над строением, позволяет издалека заметить само имение. В новой же части здания был предусмотрен большой зал для приема гостей, проведения балов и празднования различных торжеств.

Его яркая особенность заключалась в том, что основное освещение поступало через крышу. Потолок держался на колоннах, которые были украшены альфрейными росписями. Это говорило о зарождении романтизма в архитектурной стилистике Украины 19 века.

С обеих сторон дворец Курисов был оформлен одноэтажными аркадами.

Замок – корабль

В селе Сидоров на Тернопольщине, над рекой Суходол поднимаются в небо руины замка - корабля. Построенный в 1640-х годах польским коронным гетманом, воеводой черниговским Марцином Калиновским, замок своей необычной вытянутой формой действительно напоминает корабль. Его длина - 178 метров, а ширина - 30 метров.

«Носовая» часть замка, величественная башня, служившая для наблюдения за местностью. В случае нападения врага реку перекрывали плотинами, и крепость-корабль оказывалась бы на острове, среди болот и озер.

Каждый старинный замок хранит свои легенды . Многие из них противоречат истории, некоторые и вовсе не похожи на правду. Тем не менее, люди склонны в них верить.

Потому что жить интереснее, когда тебя окружают мистические выдумки, сказки, легенды.

Не теряйте времени и путешествуйте по украинским замкам !

Среди народной мудрости, украинского фольклора видное место занимают легенды, поговорки, пословицы, сказки, рассказы, песни, которые учат детей любить и уважать своих родителей и родню. О долге детей перед родителями говорится в пословицах и поговорках: "Как отца покинешь, то и сам погибнешь", "Почитай отца и мать - будет тебе везде гладко", "Почитай отца, мать, будешь доголітен на земле". Пренебрегать своими родителями, а тем более обижать их никто не смеет "Пуля минует, а материно слово не пройдет", "Папина и матчина молитва из моря выбрасывает, а проклятия в луже топят".

Очень много пословиц и поговорок о маме, которые воспитывают у детей уважение родных мам и пап.

Нет того товара, чтобы купить маму.

Матери ни купить, ни заслужить.

Материнский гнев, как весенний снег, рано упадет и скоро растает.

Хорошо и мамочке, как ребенок в славе.

Мать одной рукой бьет, а другой гладит.

Какой куст такая и калина, какая мать, такой и ребенок.

Нет цвета белизну, как на калине

Нет в мире более родного, как мать ребенку.

На солнце хорошо сидеть, а у мамы хорошо жить.

Яка хата - такий тин, який батько - такий син.

Молодежь богата мудростью мамы и папы.

Мужчина в доме голова, а женщина - душа.

Не научил отец - не научит и дядя.

Кто обидит отца или мать, того совесть будет грызть всю его жизнь. Именно такую идею провозглашает украинская народная дума "Алексей Попович", в которой "казак мастерский военный писарь" О. Попович просит привязать ему к шее камень и в море утопить, заявляя.

От вас я грехов больше имею:

эй, что я ув охотне войско од"їжджав,

С отцом, с матушкой опрощенія не имел,

В грудь отца и матушку стременем отпихав

Старшего брата за родного брата не имел,

Что из города выбегал,

Триста душ малых детей разбивал,

Кровь невинную христианскую проливал

А молодые жены за ворота выбегали,

Маленькії дети на руки хватали,

Меня, Алексея Поповича

Эй, кляли - проклинали.

Идеал отношение к родителей, братьев и сестер выражен такими словами народной песни "Повел Иваско коня к воде".

И меня отец - ясный луна,

И меня матушка - ясная звездочка.

И меня братенько - ясное солнышко,

И меня сестронька - понятное звіздонька

В песне "Родная мама", которую пел известный артист Украины Назарий Яремчук воспевается родная матушка, ее доброта и нежность ее колыбельной песни.

Родная мамо. добрая ты моя ненько.

Мама, мама, вишенько беленькая.

Слышишь мама? Горлица мне снова

Напомнила давнюю песню колыбельную.

Мама, мама! Горлица, как ты, седая,

Проліта сквозь лета,

Давним воспоминанием счастлива

Слышишь, мама? Большего чуда нет

За песни, что ты дала, как папоротник цвел.

Еще есть очень много песен, в которых отражена любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам: "Песня про рушник", песня "Два цвета", песня "Мать наша, мать" и песня на слова В. Симоненко

"Вырастешь ты, сын, отправишься в дорогу,

Вырастут с тобой усыпленные тревоги.

За тобой всегда будут путешествовать

Глаза материнские и белокурая хата.

Можно выбрать друга и по духу брата.

И нельзя родную мать выбирать.

Можно все на свете выбирать, сынок.

Выбрать нельзя только Родину.

В песне " В воскресенье рано-пораненько" высмеивается сын, который имея два дома, не хочет дать родной матери убежище на старости. С первой хаты выгнал ее, чтобы не мешала гостям, которые должны в скором времени съехаться, потому что "будут гости и все в бархатині", а папу "в изорванной свитке". Нашла мать убежище в дочери. Так когда в неблагодарного сына случилась беда, он прибежал за помощью к матери:

Забрехали вратії собаки, -

когда идет сын матери просить.

"Иди, дядя, нонче ко мне...

произошла причина у меня...

Случилась у меня причина:

Умерла женщина - осталась ребенок".

"Хотя бы, брат, еще и хата сгорела,

Как матушке нашей сидите не к месту.

А как будет и хата гореть.

Явлю людям, чтобы не шли тушить,

Как матушке нашей не к месту жить".

Есть много сказок, рассказов, в которых народ осуждает детей, которые стесняются своих родителей, забывают о свой сыновний или дочернее долг перед ними. В украинской народной сказке "Неблагодарные сыновья" рассказывается о неблагодарных сыновей, которые не хотели принимать к себе седого, как голубя отца, а пустили его нищим по миру. За этот поступок они были наказаны.

Очень красиво показана любовь к родителям в рассказах и сказках. "Харитя", "Помощница", "Названный отец" (украинская народная сказка) а также отношение детей к родителям "у меня Нет мамы", "Как Иван искал синего цветка", "Обидное слово", "Папин совет", "Отец и дочь".

Поэты в своих стихах также отражали любовь, уважение уважение к своим родителям.

Есть старинная украинская легенда.

У матери был единственный сын - дорогой, ненаглядный. Души в нем мать не слышала, по капле собирала росу для умывания, тончайшим шелком вышивала рубашки. Вырос сын, статный, красивый. Женился на девушке предивної, невиданной красоты. Привел молодую жену в родной дом. Невзлюбила молодая жена свекровь, возненавидела ее. Боялась иметь показаться невестке на глаза, сидела в сенях. А потом переселилась в сарай. Но и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди ее сердце и сожги на медленном огне".

Не дрогнуло сердце в груди сына, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Приказала мне жена убить вас мама, вынуть из груди ваших сердце и сжечь на медленном огне. А не послушаю, уйдет от меня жена. Не могу я жить без нее не могу ослушаться." Заплакала мать и отвечает сыну "Ну что же, сын, делай так, как велит сердце".

Пошел сын с матерью в диброву, наломал сухого хвороста, разжег костер. Убил мать, вынул из груди сердце. Положил на угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетела уголек, ударила в лицо сыну, обожгла вскрикнул сын, закрыл ладонью обожженное лицо. Стрепенулося сердце материнское, что горел на медленном огне, прошепотіло. "Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви лист подорожника, вот растет у костра, примеры сердце материнское... Потом в огонь положишь"

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладони, вложил его в розкраяні грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать. И таким всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась розкраяні грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. ?????ружною стала ему жена - красавица, не мог он вернуться к ней. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями широкими, стали двумя могилами высокими.

Такая легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее за ласки и заботы материнской, нет тревоги, тривожнішої за бессонные ночи и незімкнуті глаза материнские. "Когда в сердце синовому загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь человеческое гореть неугасимым пламенем" - говорит украинская мудрость.

Сыновняя благодарность... нет выше радости для человека, который чувствует приближение сумерек своей жизни, чем благодарность детей за добро и благо, созданное родителями во имя их сына и дочери, добра и блага. И нет гіркішого и горестного чувства для отцовского и материнского сердца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли про все хорошее, сделанное для них матерью и отцом.

В неисчерпаемом источнике народной морали нам надо черпать духовную энергию подлинной человечности, дружбы и товарищества, настоящего братства свободных людей. Народ беспощадно осуждает сыновнюю неблагодарность и преподносит благородство сыновней любви и преданности. Вот, например в такой легенде "Всегда разум научит".

Когда старых людей, которые уже ничего делать не могли, спускали на лубках в пропасть, чтобы зря хлеб не їли. а один человек очень любил своего отца и не выполнив жестокого закона, спрятал его в сарае и кормил тайно. Через некоторое время случился недород. Ничем людям сеять. Старик увидел, что сын чего-то приуныл, расспросил про все и посоветовал снять с крыши снопы, еще раз смолоть их и засеять. Так сын и сделал. Сошел в него хлеб лучший, самая нива была засеяна. Все люди спрашивают, как он до того додумался.

Мужчина сначала мовчав. тогда рассказал, что отец так научил. С того времени люди перестали старых на лубках вывозить, а уважали до самой смерти, потому что они мудрые, жизнью битые, всегда разуму научат.

Мы все запомним такую истину: к родным нужно относиться с искренней любовью, уважением, чуткостью. Заботьтесь о них, не наносите им неприятностей, берегите родных - это самое дорогое, что у вас есть. Пусть ваши желания выходят из возможностей родителей.

Будь хорошим человеком - и ты обеспечишь счастье отцу и матери. Не допускай, чтобы старость их была обозначена горем. Пусть это будет целью всей твоей жизни.

______________________________ __

Нар. песни в записях И. Манжуры, с.208

Укр. нар. песни в записях С. Доленги-Ходаковского, с.128

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ

В сокровищницу мировой культуры, создаваемой руками трудового человека на протяжении многих столетий и тысячелетий, прочно вошли народные сказки как один из самых значительных памятников словесного искусства.

Ученые-специалисты долго спорили о том, в чем заключается сущность сказочного творчества, какая самая существенная черта, характеризующая этот жанр устной поэзии.

Нам кажется, что глубже всех постиг сущность народной сказки Максим Горький, считая ее прототипом гипотезы…

Уже на заре своей истории люди, стремясь проникнуть в тайны природы и предугадывая великие открытия в области точных наук, стали говорить образным языком о коврах-самолетах, о сапогах-скороходах, о летающих кораблях, о шапке-невидимке, о чудесной игле, о скатерти-самобранке, о молодильных яблоках, о мертвой и живой воде.

Заветная мечта о прекрасном будущем, когда человек покорит необозримые просторы суши, морей и «неба» - космоса, когда Правда восторжествует над Кривдой, когда все будут сыты, одеты, обуты, когда не будет «пана» и «ивана», но все будут равными… Эта вековая мечта получила художественное воплощение в мифах, сказках и легендах.

«В сказках, - пишет Максим Горький, - прежде всего поучительна «выдумка» - изумительная способность нашей мысли заглядывать далеко вперед факта. О «коврах-самолетах» фантазия сказочников знала за десятки веков до изобретения аэропланов, о чудесных скоростях передвижения в пространстве предвещала задолго до паровоза, до газо- и электромоторов». По мнению Горького, именно фантазия, «выдумка» воспитала в человеке одно из удивительнейших качеств - интуицию или «домысел», помогающий ученому сделать гениальное открытие. В искусстве фантазия, интуиция, выдумка играют решающую роль. «Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо еще и «выдумывать», создавать. Творчество - это соединение множества мелочей в одно более или менее крупное целое совершенной формы. Так создавались все величайшие «типы» - Робинзон Крузо, Дон Кихот, Гамлет, Вертер, Карамазовы, Обломовы, Безуховы и т. д». (М. Горький, т. 25, Собрание сочинений, М., 1953, стр. 86–89).

Эти проникновенные горьковские слова можно дополнить прекрасными высказываниями Пушкина, Гоголя, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Гёте, братьев Гримм и многих других.

Наши советские специалисты также считают вымысел главным признаком сказочного творчества. «Вымысел в сказке характерен для всех видов сказки всех народов» (Э. В. Померанцева. Русская народная сказка, изд. АН СССР, М., 1963, стр. 5).

Итак, в народной сказке мы ценим прежде всего поэтический вымысел, обогащающий творческое воображение ребенка и взрослого человека. Но вымысел не мешает сказке иметь связь с реальной действительностью. Еще Н. Добролюбов остроумно заметил: «Если во всех этих преданиях и есть что-нибудь достойное нашего внимания, то именно те части их, где отразилась живая действительность» (Собр. соч., т. 1, М., 1954, стр. 205). А Владимир Ильич Ленин сказал: «Во всякой сказке есть элементы действительности: если бы вы детям преподнесли сказку, где петух и кошка не разговаривают на человеческом языке, они не стали бы ею интересоваться» (В. И. Ленин. Сочинения, т. 27, стр. 79).

Народная сказка - вечно живое коллективное творчество, хотя ее возникновение теряется в седой старине, В этом ее особенность, манящая нас, и ее неотразимая сила, подкупающая слушателя и читателя всех поколений.

Так как мы пишем предисловие к антологии, своду украинских народных сказок, то мы хотели бы коротко рассказать и о современном состоянии сказочного творчества на Украине.

Мы не собираемся вступать в спор с теми фольклористами, которые подчеркивают факт постепенного затухания сказочной традиции в центральных и восточных областях Советской Украины, факт, объясняющийся победным шествием культуры и цивилизации в широкие массы. Но в западных областях республики, особенно в Прикарпатье, мы наблюдаем полнокровную жизнь народной сказки и в наши дни.

Только в Ужгороде за последние пять лет вышло пять сборников новых материалов. За это двадцатилетие нам посчастливилось выявить в Закарпатье пятьдесят народных сказочников. Только в одном селе Горинчеве Хустского района удалось зафиксировать свыше трехсот сюжетов от десяти рассказчиков, среди них оказались первоклассными мастерами Андрий Калин, Михайло Галича, Юра Тегза-Порадюк, Юра Ревть, Василь Холод и другие.

В других районах Закарпатья записано свыше тысячи с лишним текстов, многие из них отличаются разнообразием и богатством репертуара, мастерством исполнения и искусством композиции.

Очень интересны творческие биографии сказочников, позволяющие заглянуть в мастерскую народного мастера, раскрывающие страницы загадочной истории сказки. Эти биографии - живая сложная история многострадального народа.

Среди сказочников - разные типы народных мастеров: сказочники-универсалы, владеющие в одинаковой степени умением рассказывать сказки волшебные, социально-бытовые, авантюрные, исторические предания и легенды, мастера сатирического жанра, и сказочники-эпики. Это утверждает нас в мысли, что украинская народная сказка и сегодня живет полнокровной жизнью.

Когда наблюдаешь живое бытование народной сказки в наше время, видишь ее злободневность, способность откликаться на события последних лет, прямо не веришь, что это один из самых древних фольклорных жанров, уходящий своими корнями в доисторическую эпоху. Письменная литература Киевской Руси часто упоминает о сказочниках и сказках и дает основание предполагать, что уже в XI XII вв. существовала «баснь», т. е. сложившийся веками род повествовательной устной поэзии, распространенной и популярной в дружинно-княжеской и крестьянской среде.

В «Повести временных лет» читаем сказание о трех братьях Кие, Щеке и Хореве, положивших основание Киеву, сказания о походах и о смерти вещего Олега, о мести княгини Ольги за смерть мужа, о Кирилле Кожемяке и другие сказания, по своему идейному содержанию и по своей художественной форме близко стоящие к сказке.

Очевидно, к XIII в. выработалась и сказочная обрядность, органически связанная с традиционными сюжетами и образами.

Киевская Русь являлась общей колыбелью культуры русского, украинского и белорусского народов. В ней были взлелеяны древнейшие памятники устного творчества: обрядовая поэзия, сказка и легенда, былинная и лироэпическая песня, памятники, созданные гением всех восточнославянских племен.

Украинская сказка - родная сестра русской и белорусской сказки. У них одна мать - «баснь» Киевской Руси.




Top