Старое забудет тому оба вон. Зубрицкий против "вольской недели"

Не надо быть мстительным, напоминать кому-либо о его прежних проступках, однако и забывать то , что было в прошлом, не следует. Вот что писала независимая газета "Вольская неделя" ровно 13 лет назад:

Зубрицкий против "Вольской недели"

Мы уже сообщали читателям о судебном процессе, затеянном мэром А. Зубрицким против "Вольской недели". Напомним, что в статье одного из октябрьских номеров прошлого года говорилось о давлении, оказанном руководителями администрации на вольских медиков с целью не допустить их участия во всероссийской забастовке 20 октября 2004 г. Мэр обратился в суд за защитой своих чести, достоинства и деловой репутации. Но, как мне кажется, его цель заключалась в другом.

Ни А. Зубрицкий, ни другие чиновники администрации в статье впрямую не упоминались. Кроме мэра давление на медиков теоретически могли оказать и его 1-ый зам А. Краснов и другой зам. главы Д. Поперечнев, который непосредственно руководит здравоохранением, и другие начальники из администрации ВМО. Однако никто из них и не подумал, что речь могла идти о них. И только А. Зубрицкий почему-то решил, что имелся в виду именно он. Как пояснил сам мэр в своём исковом заявлении, он "вычислил" себя путём сопоставления газетной статьи и различных статей Устава ВМО. И даже заявил, что об этом известно всему населению Вольска. Очень сомневаюсь, что кто-то из читателей знает содержание статей 28 и 35 Устава ВМО, на которые ссылается мэр. По моему мнению, здесь было бы уместнее сослаться на поговорку "на воре шапка горит".

Помимо требования через суд опровергнуть сведения статьи, А. Зубрицкий заявил, что ему был нанесён моральный вред, выражающийся в нравственных страданиях, которые он оценил ни много, ни мало в 25 тыс. руб. Вот ведь какой страдалец-то! А я думаю, что эти 25 тыс. и были главной целью нашего "нравственного страдальца". Если бы мэр действительно беспокоился о чести, достоинстве и репутации, он сразу же опроверг бы сведения, которые, по его мнению, не соответствуют действительности. Возможностей для этого у него было предостаточно. Но он уподобился знаменитому Карабасу-Барабасу, который слёзно вопил перед начальником, что он - несчастный сирота, обиженный, обкраденный и избитый.

Обычно чиновники, требующие денежной компенсации от СМИ за моральный ущерб, сразу же объявляют, что вся присуждённая им сумма будет направлена на благотворительность (чаще всего для детских домов). ОТ А. Зубрицкого таких заявлений мы не ждали. "Вольская неделя" уже писала, что наметившееся было мировое соглашение сорвалось именно из-за денежных требований мэра. После этого лично мне всё стало ясно.

Что ж, каждый зарабатывает на жизнь, как может. Почему бы не "подкалымить" сутяжничеством, если есть такая возможность? Может быть, А. Зубрицкому не хватает на жизнь мэрской зарплаты. Кстати, "Вольская неделя" неоднократно пыталась выяснить размер заработной платы самого мэра и других чиновников администрации, но ни один наш запрос ответа не было. Наверное, стесняются своей бедности.

На всех заседаниях процесса юрист управления здравоохранения А. Баринов, представляющий интересы истца, доказывал, что вольские медики не имеют права предъявлять свои требования федеральному правительству, поскольку размер их зарплат зависит якобы только от местной власти. Значит, и участвовать во всероссийской забастовке, по его логике, они не имели права: сначала, дескать, предъявите требования администрации ВМО и пройдите с ней все процедуры. Иначе забастовка будет незаконной. Хотя в других городах России и Саратовской области ничего подобного не требовалось. А. Баринов подробно живописал, как лично он и Д. Поперечнев неоднократно беседовали с главврачами, объясняли им незаконность забастовки, если бы она состоялась. А 19 октября, как написал мэр в исковом заявлении, он даже провёл с главврачами специальное совещание по этому вопросу. Однако ни один из приглашённых в суд главврачей не смог вспомнить ни этого совещания, ни одной из этих бесед. Странное противоречие, на которое суд не обратил внимания. Могло ли мнение администрации повлиять на решение медиков? Думаю, все понимают, что далеко не все работники могут игнорировать мнение своего начальства, от которого они напрямую зависят.

Я не берусь оценивать работу Вольского суда, а лишь выскажу свою точку зрения на данный процесс. Лингвистическая экспертиза пришла к чёткому выводу: из текста газетной статьи невозможно с достоверностью установить, о каком именно руководителе администрации в ней шла речь. Сделать вывод, что это был А. Зубрицкий, можно было только имея определённую степень информированности, проще говоря, точно зная, что давление оказывал именно мэр. Выходит, если читатель этого не знал, то он не понял, о ком идёт речь, а если знал и догадался про мэра, то виноват не сам мэр, а "Вольская неделя". Дескать, нечего было напоминать. Именно так я расцениваю решение суда, который обязал учредителя "Вольской недели" выплатить А. Зубрицкому 10 тыс. руб. Бедный мэр! Представляю, как он расстроился: хотел получить 25 тыс. за моральный ущерб, а тут всего 10. В общем, остался "морально ущербным" на 15 тыс. руб. Но, несмотря на наше сочувствие ему, "Вольская неделя" будет оспаривать это решение в областном суде.

У этого судебного процесса есть важная общественная сторона. На каждом шагу все депутаты и чиновники бьют себя в грудь пудовыми кулачищами и рвут на себя последние рубахи, рассказывая, как они заботятся о врачах и учителях. Думаю, самим врачам и учителям, получающим нищенские зарплаты, уже просто тошно слушать это враньё. И вот "Вольская неделя" покритиковала администрацию, защищая интересы бюджетных работников. И надо же, какая реакция! Да если уж по совести, то в октябре мэр и его заместители должны были всеми способами поддержать требования бюджетников к Москве. А они, видите ли, ещё прикидывали, можно ли местным профсоюзам через их головы участвовать в акциях протеста против правительства. И при этом судятся за малейший намёк на свою неправоту. Вот уж действительно моральная ущербность.

Кто старое помянет тому глаз вон (значение) - русская пословица, которая призывает забыть старые обиды и жить, как бы, с чистого листа.

В буквальном значении пословица призывает лишить глаза того, кто вспомнит старые обиды.

- "Кто старое помянет, тому глаз вон"

- "Кто старое помянет (или: вспомянет), тому глаз вон"

Пословица указана в Толковом словаре живого великорусского языка к слову "старый":

- "Старого не поминать"

- "Кто старое помянет (и: вспомянет) - тому глаз вон".

Пословицы "Кто старое вспомянет, тому глаз вон", "Кто старое вспомянет, того черт на расправу потянет" указаны в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.).

Примеры

"- Не будем вспоминать о том, что произошло, - сказал со вздохом растроганный Михаил Аверьяныч, крепко пожимая ему руку. - ."

(1890 г.), д. 4, 7 - про примирившихся соседей:

"Дядин. Кто старое помянет, тому глаз вон . Бог милостив, все обойдется благополучно."

Григорович

" Мой дядя Бандурин": "Баста, - сказал дядя, - кто старое вспомянет, тому глаз вон , - и протянул ему руку".

(1818 - 1883)

"Петушков" 5: "Эх Васильевна! кто прошлое помянет, тому глаз вон . Не правда ли? Ведь ты на меня не сердишься, не правда ли?"

" " (1861 г.), гл. 25: "Кто старое помянет, тому глаз вон , - сказала Анна Сергеевна, - тем более, что, говоря по совести, и я согрешила тогда... Одно слово: будем же приятелями по-прежнему."

"Записки охотника" (1847—1851), Петр Петрович Каратаев: "Ну, да что, - проговорил он наконец, - кто старое помянет, тому глаз вон … Не правда ли?".

Информацию об установке памятника первым строителям БАМа.

Известно, что её автором стал председатель избирательной комиссии Амурской области Николай Неведомский (на фото) , на счету которого - памятник казакам-первопоселенцам под Благовещенском и бронзовая троица (пёс, сорока и невозмутимый кот) на набережной Амура в Благовещенске.

Памятник первостроителям БАМа представляет собой композицию из тачки с грунтом, рабочих инструментов, головных уборов строителей. Подобный уже на сковородинской станции Бамовская - там, где берёт своё начало магистраль. Но к тындинскому варианту добавят гитару и куртку студента. По замыслу Николая Алексеевича, памятная композиция в Тынде должна символизировать связь времен - БАМ строила не только молодёжь, приехавшая в 70-е годы прошлого века со всего СССР, но и заключённые.

Как известно, Байкало-Амурскую магистраль в непроходимой тайге начали строить задолго до Всесоюзной ударной комсомольской стройки, которую в 70-е и 80-е годы прошлого века окрестили стройкой века. Ещё со школы я знаю, что по ветке БАМ - Тында первый паровоз прошёл в 1937-м (в этом году этому событию исполняется 80 лет!). Дорога, которая дала вторую жизнь маленькому посёлку Тындинскому, строилась силами заключенных БАМлага. А во время Великой Отечественной войны рельсы магистрали были сняты и отправлены на строительство Волжской рокады, сыгравшей важнейшую роль в битве на Волге. И именно этому значительному отрезку истории в судьбе не только Тынды, но и всей страны хотят посвятить памятник.

В социальных сетях и на местных сайтах новость о появлении памятника и его значении вызвала настоящую истерию. Виртуальная публика разделилась на два лагеря: одни просят отказаться от этой идеи, другие, которых, увы, меньшинство - не видят в новом памятнике чего-то необычного или странного. Не буду пересказывать то, что пишут люди. Но во всех комментариях рефреном идёт мысль, что БАМ строили в 70-е и 80-е, этим событием нужно гордиться, героев того времени нужно прославлять, а о том, что самые первые рельсы в страшные 30-е строили заключённые, лучше забыть. Некоторые даже называют этот период нашей жизни чёрным пятном.

Но вычеркнуть из истории те страшные события невозможно. Люди, уважающие свою страну, свою историю, знают, как много в то суровое время погубили ни в чём не повинных людей. Целыми семьями увозили в неизвестном направлении просто за то, что они имели отличное от власти мнение. Или кому-то хотелось завладеть чужой квартирой, имуществом, занять должность получше. Кто-то умирал в лагерях от холода и голода, кто-то - от рабского труда. В прошлом году в районе Муртыгита при вывозе грунта с одного из карьеров наткнулись на человеческие кости - наши сопки стали могилами для многих.

К сожалению, во многих из нас внутри ещё сидит комплекс советского человека. На протяжении многих десятилетий нас учили, что Великая Отечественная война - это парадный мундир, а БАМ - суровые и вдумчивые лица героев того времени Ивана Варшавского и Александра Бондаря. У нас даже до конца не выработалась потребность в том, чтобы восстановить историческую справедливость в дате рождения Тынды.

Может, ещё не родился тот политик, но вызывает сожаление, как мы нелепо забыли, что до прихода «большого» БАМа здесь жили люди, выходила газета, работали школа, больница. Жители посёлка в годы войны ковали со всей страной победу в тылу, многие ушли на фронт, имена погибших навечно высечены на памятнике героям-землякам. Мои племянники уже давно уверовали в то, что до ноября 1975 года, когда посёлку Тындинскому был присвоен статус города, здесь была бескрайняя зеленая равнина. Но ведь ещё живы люди, у которых в паспорте указано, что они родились в посёлке Тындинском Джелтулакского (ныне - Тындинского) района.

Не стоит бояться памятников, которые несут тяжёлый смысл. Наша жизнь как раз и состоит из разных, порой противоречивых событий, фактов, рассуждений, оценок. И уважения достоин труд всех - и тех, кто строил БАМ в 30-е, и тех, кто возводил дорогу, города и посёлки в 70-е… Не хочу показаться банальным, но наши пословицы всегда очень точны: «Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет - тому оба».




Top