Старший сын. Спектакль старший сын Старший сын спектакль актерский состав

“Старший сын” Виктора Сухорукова найдется в Израиле.

Казалось бы, после талантливой, яркой и запоминающейся экранизации 1976 года знаменитой вампиловской пьесы “Старший сын” с блестящими Леоновым в главной роли, вновь за этот образ возьмется только или очень рисковый, или очень талантливый артист. Оба эти качества в себе органично воплотил популярный актер театра и кино, “брат-2” и “бедный, бедный Павел”, Народный артист России Виктор Сухоруков. В мае израильские театралы увидят его в роли Сарафанова-старшего в спектакле “Старший сын”, поставленном известным российским режиссером Павлом Сафоновым.

Спектакль по одной из лучших пьес Александра Вампилова “Старший сын” прибывает в Израиль, что называется, “с корабля на бал” – его премьера состоялась в самом конце прошлого года на сцене Театра им. Вахтангова и имела оглушительный успех. Известную историю о музыканте Сарафанове, в семью которого приходит нахальный молодой человек, который “в шутку” называет себя старшим сыном музыканта и постепенно становится надеждой и опорой разваливающегося дома, по-своему прочли режиссер Павел Сафонов и ведущие мастера современной российской сцены. Широкому же зрителю пьеса хорошо знакома по одноименному фильму, главные роли в которой блистательно исполнили Николай Караченцов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова и, конечно, Евгений Леонов, роль которого критики до сих пор называют одной из наиболее удачных.

Сухоруков действительно создал свою версию образа блаженного, по мнению бросившей его жены, музыканта и поднял его прямо-таки до гоголевских высот. В результате извечная гоголевская тема маленького человека зазвучала иначе. Его герой – не неудачник, как в основной массе инсценировок, но талантливый человек, которого унизили, а потом не дали подняться. Неподдельная затравленность и полузабытая сегодня ранимость Сухоруковым воспроизводится с ювелирной точностью. Уже при первом взгляде на его героя, при первых его репликах становится ясно, что за человек этот Сарафанов.

Исполнитель главной роли заметил как-то, что для него роль Сарафанова – это своего рода рубеж в актерской карьере:

– С нее для меня, пожалуй, началась зрелость. Такой работы у меня еще не было. Сарафанов – это одинокий человек, задавленный бытом. Для меня в этом образе очень важна тема таланта, невостребованного и заброшенного. Сарафанов – это такой современный гоголевский Акакий Акакиевич, униженный всеми, но все же сохранивший и умение любить, и талант, он очень многое пережил, – считает актер.

Остальные исполнители, задействованные в постановке, отнюдь не потерялись на фоне мэтра. А это известные по ярким работам в театре и в кино молодые, но состоявшиеся артисты: Ольга Ломоносова (Макарская) из “Другого театра”, Евгения Крегжде (Нина) из театра Вахтангова, Евгений Цыганов (Бусыгин) из театра Фоменко, Роман Полянский (Кудимов), а Игорь Неведров (Васенька) и Евгений Стычкин (Сильва) сотрудничают сразу с несколькими московским труппами. Безусловно, всех их привлекли отменная пьеса и блистательно выписанные роли. Опытный режиссер Павел Сафонов уже не в первый раз обращается к драматургии Вампилова. Он хорошо знаком театралам по спектаклям в Театре им. Вахтангова (“Чайка” А. П. Чехова), Театре на Малой Бронной (“Тартюф” Мольера), в “Другом театре” (“Розенкранц и Гильденстерн мертвы” Т. Стоппарда, “Орфей и Эвридика” Ж. Ануя).
“Тот, кто придет на “Старшего сына”, ощутит катарсис и получит наслаждение, – обещает Виктор Сухоруков. – История мировая, голливудская и вечная: тема заблуждения, тема приобретения, тема мужества, тема сиротства и самое главное – всепрощения. Не думаю, что мы специально сочиняли историю с великолепной компанией актеров, специально придумывали ее на потребу публике, потому что Вампилов нам предложил чудодейственную историю, которая будет понятна всем”.

Взяться за пьесу, неоднократно поставленную в том числе и в кино, – безусловная творческая смелость. Тем и интересней будут гастроли этого спектакля в Израиле. Маститые актеры взяли на себя ответственность по-своему трактовать известную, но бездонную для интерпретаций историю и добились успеха у публики и благосклонности у критики. Они пошли на смелый эксперимент во имя памяти одного из лучших драматургов. Во имя торжества его идей и таланта. Во имя семьи, любви и человеческого достоинства. Во имя отца и “Старшего сына”!

Спектакли “Старший сын” с Народным артистом России Виктором Сухоруковым в главной роли состоятся:

  • 22 мая, в среду, в 20.00 – в Иерусалиме (“Театрон Иерушалаим”, зал “Шаровер”);
  • 24 мая, в пятницу, в 20.00 – в Хайфе (“Театрон ха-Цафон”);
  • 25 мая, в субботу, в 20.30 – в Тель-Авиве (Театр “Гешер”, зал “Нога”);
  • 26 мая, в воскресенье, в 20.00 – в Беэр-Шеве (Центр сценических искусств, большой зал).

Организатор израильских гастролей cпектакля “Старший сын” – продюсерская компания YM Production под руководством Марка Юрика.


Видео:

Время, наверное, сейчас такое… Суетное, торопливое, прагматичное, слишком материальное. Хочется найти свой островок, где всегда тепло и уютно, где будут только родные и близкие люди, где тебя примут таким, какой ты есть. Создатели спектакля «Старший сын» попытались воплотить такой мир, куда не доносятся отголоски суеты большого города, где все люди родные друг другу и куда невозможно попасть, купив билет на обычный поезд…
В знаменитой пьесе Вампилова молодые люди, по случайности попадая в чужой дом, оказываются в гуще событий. История, начинаясь с обмана, как ни странно, приводит… к Любви. Спектакль о взаимопонимании, о ранимости светлых людей и об их единственной правоте в этой жизни!
Каждое поколение увидит в персонажах себя: взрослые поностальгируют по потерянным в обществе ценностям. Молодежь узнает себя в любовной истории, увлечется своими прототипами, не сразу верящими в искренность чувств. Дети, в каком бы «зрелом» возрасте они ни были, получат еще один ключ к пониманию своих родителей.
Пьеса, названная драматургом комедией, призвана нести нам надежду на грани слез, светлых слез... Мастерски поставленная режиссером Сафоновым, она лишена признаков какой-либо эпохи и перенесена в наше с вами время! Артисты – блистательный состав не только для заядлых театралов.

Театр о спектакле

Олег Табаков назвал этот спектакль «историей о зарождении капитализма в феодальной России». Россия же показана тут безнадежно дремучей страной, с чавкающей грязью русских дорог (по которым перемещаются персонажи, натягивая специальные боты), и одинаковой разрухой обшарпанных помещичьих усадеб с их дремучими хозяевами, пребывающими в маразме. В финале же все они окончательно впадают в дружную спячку – олицетворяя собой всю убогую, дремлющую Россию. Лишь живые кони позади них не спят и жуют свое сено, напоминая нам о легендарной «птице-тройке». Но именно на само чичиковское «похождение» стекаются в «Табакерку» зрительские потоки, поскольку Сергей Безруков в его роли становится основным событием этого зрелища. Он изображает нелепого российского человечка, хоть и родившего идею о «бизнесе на мертвых душах», однако плохо понимающего, что же с этой идеей делать, и с великим страхом ее осуществляющего. Начиная свой странный бизнес, он сам не верует в его успех и шалеет от каждой новой победы. А прося помещиков продать ему усопших, он теряет сознание от неуверенности в своем предприятии. Он бесконечно слабый и уморительно смешной. Маленький и вертлявый, непрерывно потеющий, с испуганно прилипшими к черепу волосиками, он крутится перед нами, как заведенный волчок, сам плохо отдавая себе отчет в том, куда и зачем он несется и какова же истинная цель его предпринимательства. В его суетливых и нервных движеньицах что-то чаплиновское и одновременно глубоко наше, российское. Знаменитые же гоголевские помещики явлены нам в неожиданно свежих тонах, удивляющих новой палитрой своего сообщества. Коробочка в исполнении Ольги Блок-Миримской выплывает игривой бестией, охмуряющей Чичикова зычными украинскими песнями. В роли Собакевича элегантный Борис Плотников, сбивающий нас с толку манерами «комильфо». Плюшкина же играет сам Олег Табаков, как всегда, купаясь в гротесковых тонах и ощущая себя на сцене истинным королем. Всех их Чичиков обводит вокруг пальца, но куда в итоге лежит его путь – неведомо никому.

Мне очень понравился спектакль. Великолепная игра артистов и вечные жизненные вопросы: «Что такое любовь?», «Хорошо ли врать, если это очень нужно для выживания?», «Как быть, если тебя не понимают или не любят?», «Всегда ли нужно говорить правду?» и многие другие, которые мы задаем себе и пытаемся найти решение сложившихся проблем. На сцене прекрасно показаны возможные варианты ответов и последствия, к которым могут привести разные варианты ответов на главные вопросы, с которыми столкнулись персонажи пьесы А. Вампилова . Много смешных, грустных моментов, тех, что заставляют задуматься и переоценить сегодняшнюю нашу жизнь, которая не очень изменилась в плане человеческих отношений со времени написания пьесы.

Виктор СУХОРУКОВ – потрясающий артист, всегда разный, способный передать самую сложную гамму чувств и переживаний – в роли Сарафанова очень нежный и любящий отец, верящий людям, нуждающийся в понимании и любви, не всегда ее получает и хочет, чтобы все были счастливы. Бусыгин (Евгений ЦЫГАНОВ) покоряет своей способностью поверить в истинность его слов и неспособностью оставить человека, нуждающегося в его помощи и любви. Веришь ему безоговорочно, даже, если он врет. Сильва (Евгений СТЫЧКИН) очень душевен, музыкален, заводной и большой энтузиаст, хотя (при необходимости) может менять свое мнение, чтобы избежать неприятностей. Нина (Евгения КРЕГЖДЕ) – само очарование, нежное и романтичное существо, принимающее ответственное решение не выходить замуж без любви – достойно уважения! Васенька (Василий СИМОНОВ) вызывает жалость из-за своей безответной любви и пытающийся выйти из ситуации достойно, но тем самым причиняет боль отцу и заставляет переживать родных ему людей. Макарская (Ольга ЛОМОНОСОВА) – конечно, стерва, но тоже нуждается в любви, что прекрасно отражено актрисой, иногда жалеющая бедного влюбленного Васеньку, который намного младше её, да и не пара совсем. А Кудимов (Роман ПОЛЯНСКИЙ) хочет всегда быть предельно честным и держать свое слово в любой ситуации, хорошо ли это? Как показывает опыт, не всегда…

Еще хочу сказать, что облака в самом начале спектакля мне очень понравились. Даже символичными они получились… Спектакль же совсем не антрепризный, а полноценный с хорошими декорациями и прекрасной музыкой – очень душевной и лиричной, трогающий до глубины души. Спасибо огромное всем артистам за доставленное удовольствие, возможность сопереживать персонажам, задуматься над своей собственной жизнью и поступками. Рекомендую всем, кто хочет отдохнуть, посмеяться, погрустить вместе с героями пьесы и решить для себя, как бы он поступил в подобной ситуации.




Top