Старт в науке. Презентация по изобразительному искусству женский народный костюм белгородчины Белгородская кукла в национальном костюме

В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России. Средоточие на Белгородчине многообразных форм народной одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края. При всем разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины в ней проявлялись сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур. Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Типично южнорусскими можно считать преобладание черного цвета в понёвах и сарафанах, их яркая декорировка ярусами лент и ковровой вышивкой, многосоставные головные уборы. Сказалось в белгородском костюме также и украинское влияние, обусловленное большим количеством украинских сел на территории области. Русские крестьянки перенимали отдельные детали одежды, вышивку, украшения.

Народная одежда - один из наиболее важных разделов . Вместе с жилищем, орудиями труда и производственными навыками, пищей и утварью она образует широкую область материальной культуры народа.

Одежда в значительной мере обеспечивает существование человека. Наряду с утилитарной функцией, едва ли не с самого своего появления одежда выполняет ещё одну, тесно с ней связанную функцию, которую так же условно можно назвать дифференцирующей.

Она несёт (иногда довольно сложную) знаковую систему, позволяющую различать людей по полу и возрасту, по территориальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности. У большинства народов различаются одежда мужская и женская, одежда детей, девушек на выданье, молодых женщин и старух, мужчин-воинов, вошедших в зрелый возраст, и стариков, одежда крестьян и горожан, бедных и богатых, социальных низов и верхушки, одежда служителей культа,ритуальная одежда, одежда праздничная и будничная.

Не имеет аналогов в мире, является уникальным в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности.

Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально-экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты.

Бытование народного костюма определяла традиция - историческая преемственность идейно-эстетических и художественных достижений предшествующих поколений

Хранителями древних традиций народного костюма у русских, как и у большинства других народов мира, были крестьяне. Они жили в гармоничной слитности с родной природой, через неё и постигали смысл Красоты, Добра, Истины. Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, «гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей», имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках.

Последние статьи

Рубаха женская

Издавна основой женского и девичьего костюма была рубаха - его древнейший, общеславянский элемент. По всей территории России девушки и женщины носили длинную рубаху, преимущественно белого цвета, сшитую из прямых полотнищ льняной или конопляной ткани домашнего изготовления.

Русский народный крестьянский костюм

Несмотря на генетическую связь с юбкой, в Курско-Белгородском регионе саян отмечен исключительно в селах с традиционным ношением сарафана. Туникообразный в качестве девичьей одежды бытовал в воронежских селах с поневным комплексом.

Понева – как элемент русского народного костюма

Понева состояла, как правило, из трех полотнищ домотканой, чаще клетчатой шерстяной ткани преимущественно насыщенного темно-синего, серого, черного или темно-красного цветов, сшитых боковыми кромками в четырехугольник, собранный на вздержку.


В работе рассматриваются следующие темы: Из истории южнорусского костюма. Орнамент – музыка, которую можно видеть. Символика орнамента. Особенности женской одежды. Поневный комплекс. Белгородский музей народной культуры. Женский народный костюм Белгородского края


Из истории южнорусского костюма Народный костюм Белгородского края тесно связан с историей заселения, характером чересполосного проживания русских и украинцев, с военно- политическими событиями. Строительство Белгородской засечной черты в XVI-XVII веках вызвало приток колонистов из всех уголков России: Московии, Польши, Украины. В результате слияния элементов различных культур появилась новая, специфическая народная культура Белгородского края. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме. В нем нашли воплощение искусство вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, орнамента.


Орнаментальное искусство формирует все многообразие одежд, главным образом, женских, и ряд предметов домашнего обихода. Характер орнамента зависит от формы предмета, материала, технологии изготовления. Сам орнамент, подчеркивая свойства материала, делает изделие более выразительным, зрительно его организует, выявляет строение. Элементы орнамента чередуются и согласовываются друг с другом, вычленяя предмет, не разрушая при этом его формы. Орнамент – музыка, которую можно видеть


По способу сочетания мотивов (основного элемента орнамента, определяющего его вид, лицо рисунка) выделяется три основных типа: ленточным Полоса с линейными или горизонтальными чередованиями мотива. Такой орнамент называют еще ленточным. К нему относятся каймы, различные обрамления, бордюры. Замкнутый орнамент Замкнутый орнамент, который компонуется в прямоугольнике, квадрате, круге, овале. Сетчатый орнамент Сетчатый орнамент. Основой его служит геометрическая сетка, и мотив в нем может повторяться по вертикали, горизонтали, вертикали. Геометрический и растительный орнаменты Геометрический и растительный орнаменты - наиболее часто встречающиеся виды орнамента в Белгородской области.


Символика орнамента Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли. Для южнорусского орнамента характерны следующие цвета: Красный – огонь, заря, жизнь. Зеленый – красота, любовь, цвет Природы. Белый Белый – духовное начало, чистота, снег. Черный – земля, покой, траур. Желтый Желтый – солнце, тепло, свет. Синий – небо, вода, духовность, разум.


Особенности женской одежды Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. Всю одежду крестьяне делали дома – из льняных, конопляных волокон с помощью ткацкого стана. Рубахи шили длинными и широкими. Все отверстия в них, через которые духи могли проникнуть в человека - горловина, рубаха, покрывались магическим орнаментом. Украшением в народном костюме служили ожерелья и монисты, гайтаны и грибатки. Женская одежда украшалась богаче девичьей. Вышивать рубаху девушка должна была сама, иначе замуж не возьмут. Каждая женщина имела понев – юбок.


Поневный комплекс В женской одежде Белгородского края преобладали два комплекса одежды – сарафанный и поневный. Понева – основная часть южнорусского комплекса, набедренная рубаха, надеваемая на рубаху, шилась преимущественно из шерстяной клетчатой домотканины, более древняя, распашная понева шилась из трех полотнищ и укреплялась на поясе гашником. Поневный комплекс состоял из: 1. рубахи, 2. поневы- юбки, 3. запона – передника, 4. украшений, пояса, 5. кички и сороки, платка, 6. лаптей. Главная отличительная черта покроя русской рубахи – косой полик, вшиваемый острыми углами в долевые швы или в вертикальные разрезы на плече спереди или сзади. Рубаха – первая нательная одежда.


Поневный комплекс Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в южнорусском костюме. Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей.


Поневный комплекс Важную роль в законченности головного убора принадлежала головному убору. Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. В Белгородском крае его составляли кичка и подзатылень. Для изготовления кички полосу ткани простегивали несколько раз, подкладывали твердую основу подковообразной формы. Заканчивалась кичка «рогами», обращенными назад. В подшитую к ней полосу кумача укладывали поднятые на темя косы.


Поневный комплекс Подзатылень надевали на затылок и завязывали шнурками поверх кички, как бы обертывая голову с затылки и с висков. Сороку не надевали на голову, а прикрепляли сверху кички над лбом. Ее шили из кумача с бисерным подзатыльнем. Головной убор дополнялся серьгами и косицами. Серьги в виде круга из картона, обшитого тканью, разноцветным гарусом, бисером, блестками и бусинами, прикрепляли к подзатыльню над ушами, выше их втыкали косицы.


Белгородский музей народной культуры Белгородскую область ученые-этнографы по праву называют «заповедником народного костюма». Здесь проводится политика, основной идеей которой стала проблема возрождения народных культурных традиций Белгородчины, которые создавались многими поколениями и являются основой духовного, нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. За последние годы созданы благоприятные условия для воспроизводства, развития и распространения народной художественной культуры, формирования базы для этнокультурного образования и воспитания детей и молодежи.


Белгородский музей народной культуры Среди организаций, работающих в этом направлении, достойное место занимает музей народной культуры Белгородского государственного центра народного творчества. В нем собрана обширная коллекция предметов народной одежды конца XIX – начала XX вв. В музее систематически проводится работа по распространению знаний народных костюмов, промыслов и традиций среди населения. По предварительным заявкам проводятся обзорные, тематические экскурсии и мероприятия. Организуются встречи с мастерами и другими замечательными людьми края. В залах музея звучат народные инструменты в гармоническом окружении шедевров народного искусства.


Выставка «Мозаика белгородского костюма» К 50-летию образования Белгородской области музей народной культуры подготовил выставку народного костюма. На выставке представлены более 300 экспонатов одежды, бытовавших на территории современной Белгородской области в конце XIX-начале XX веков. Это - рубахи, сарафаны, юбки, поневы, головные уборы и украшения, платки и шали, сезонная одежда, обувь, которые приковывают внимание своим разнообразием, красочностью и богатством отделки. Ознакомиться с экспозицией музея и выставкой белгородцы и гости города могут по адресу: г. Белгород, ул.Мичурина, 43 Время работы: с до

Традиционный костюм Белгородской губернии отражает историю заселения этого края. Здесь бытовали два комплекса женской одежды, сложившихся в России, - сарафанный и поневный.

Основные черты костюма.

Рубаха женская Село Шараповка Новооскольского района Белгородской области.

В одежде Белгородского края при всем ее разнообразии и уникальности проявлялись черты, свойственные общерусской и южнорусской культуре. Общие элементы костюма - рубаха с плечевыми вставками, набедренная одежда из клетчатой материи, рогатые головные уборы, украшения лентами. К типично южнорусским чертам относятся сложносоставные головные уборы, темный цвет понев, яркий декор чередующихся полос вышивки, лент и аппликаций.

На Белгородчине было сильно влияние украинской культуры. После административного разделения, проведенного Екатериной II, на территории губернии оказалось много украинских сел. Русские и украинцы начали перенимать друг у друга некоторые традиции в костюмах, вышивке и украшениях.

Женские рубахи

Декор оплечья рубахи женской. Алексеевский район Белгородской области.

Белгородские женщины носили рубахи с прямыми поликами (редко с трапециевидными, бытовавшими на юге России). Рубаха состояла из верхней части - стана, сшитого из тонкой материи, и нижней - подставы из грубого полотна, которую по мере изношенности отпарывали и пришивали новую.

Самый распространенный материал для рубах - замашка - конопляная материя домашнего производства. В селах с развитым искусством ткачества мастерицы изготавливали узорные полотна в технике белым по белому) с рельефными геометрическими орнаментами. С середины XIX века для верхней части рубах стали использовать хлопчатобумажные ткани: ситец, сатин, кисею и миткаль, а в самых богатых семьях их шили целиком из атласа.

Рубаха - один из древних предметов одежды, с которым связано немало традиций и ритуалов. Особая тема - украшение рубах вышивкой. Это было чрезвычайно важное и ответственное дело, поскольку узоры, размещенные на вороте, подоле и манжетах рубахи несли не только эстетическую, но и сакрально-защитную функцию. Кроме того, белгородские женщины украшали специальными символами плечи и предплечья, чтобы из рук никогда не уходила сила, так необходимая для работы на земле.

В большинстве белгородских деревень были в ходу геометрический и растительный орнаменты, которые вышивались счетной гладью или крестом. В цветовой гамме вышивок преобладал красный цвет, а также сочетание красного и черного.

На востоке края по одной из древних традиций Белгородчины вышивку делали только черными шерстяными нитками в технике набор. В местах ее бытования лучше всего сохранились архаичные линейно-геометрические орнаменты.

В XIX веке в пограничных районах русские крестьянки охотно перенимали украинский обычай украшать одежду реалистичными изображениями цветов роз, васильков, ромашек, сплетенных в гирлянды, и даже вазонов с букетами. В то время на обёртках популярного в народе брокаровского мыла печатались образцы узоров для вышивок в русском стиле, которые разрабатывали профессиональные художники.

Брокаровское мыло. Новая Заря

Брокаровское мыло - мыло производства компании Брокар и Ко, основанной Генрихом Афанасьевичем Брокером. Этот французский парфюмер переехал в Россию в середине XIX века, а в конце столетия основал собственную парфюмерную компанию, которая после революции получила название Новая заря.

Понева

Понева - один из самых древних элементов русского женского костюма.

В XIX веке ее носили лишь в южных губерниях.

Ранний вариант поневы представлял собой несколько сшитых шерстяных полотен, отходящих от пояса. Со временем у нее появились разновидности, например глухая понева, распространенная на Белгородщине. Ее шили из четырех полотен - на заднее и боковые шла шерстяная клетчатая материя, на переднее - черная прошва.

Понева имела ритуальное значение. В древности девушка впервые надевала ее в период созревания, что означало ее готовность к сватовству. Позднее в поневу стали обряжаться в день свадьбы. Ее сакральное значение определялось в том числе и вышитыми на ней орнаментами, символизировавшими жизнь, плодородие, землю, материнство. Богатым декором отличались поневы молодых замужних женщин.

На рубеже XIX-XX столетий этот элемент одежды помимо вышивки и узорного тканья оформляли лентами, тесьмой и аппликациями из разноцветных тканей. В ряде сел самым красивым декором считалась отделка гарусом - кручеными шерстяными нитками сочных цветов, контрастировавших с темным полем поневы.

Сарафан

Поневный комплекс. Село Розоватое Старооскольского района Белгородской области.

Сарафаны появились позже поневы и считались более современным видом одежды. В Белгородском крае поневу носили местные жители, а также выходцы их рязанских, тульских и орловских земель. Сарафаны же бытовали у выходцев из среднерусских губерний, в частности из Московской. В отдельных деревнях поневы и сарафаны пользовались одинаковой популярностью.

На Белгородчине носили все известные типы сарафанов: туникообразный, прямой и множество разновидностей косоклинного. Позднее появились сарафаны, по покрою напоминавшие платья. Их называли саяны и шили исключительно из фабричных тканей. Традиционные виды сарафанов - туникообразные и косоклинные - изготавливали из волосени - домотканой материи черного цвета. Вышивок на них не делали, зато обильно украшали атласными и узорчатыми лентами, полосами парчи, тесьмой и позументом.

Пояс

И поневы, и сарафаны дополняли поясом, который наряду с выполнением сакральной функции оживлял красочность костюма. На Белгородчине его называли подпояском. Самый распространенный вид пояса - длинный полосатый кушак. Его изготавливали на стане, на бедрышке, на дощечках, на пальцах, на вилочке, на спицах.

В курской части губернии носили полосатые, так называемые корейские, пояса, купленные на Курской ярмарке близ Корейского монастыря. Их делали из домотканой мягкой и тонкой пряжи приглушенных цветов.

За исключением Приосколья, на всей Белгородчине носили фабричные пояса из однотонной материи с цветными полосками по краям. Женщины украшали их вышивкой, блестками, бисером и кружевом.

Костюм с юбкой

Костюм парочка. Село Шаталовка Старооскольского района Белгородской области.

Комплекс с юбкой появился в Белгородском крае в XVII веке. В то время в южные регионы России начали переселяться служилые люди с польско-литовской границы. В их костюмах имелись детали, характерные для польской одежды: большой отложной воротник, полосатая или однотонная юбка, жилетка. Эти элементы со временем прочно вошли в обиход жителей многих южнорусских губерний.


Понева краснополоска. Село Роговатое Старооскольского района Белгородской области.

До середины XIX века юбки в таких комплексах шили из домотканины, позже - из покупных тканей. Переход на материю фабричной выделки сказался на фасоне изделий - они стали пышнее, их начали украшать широкими рюшами. Также из мануфактурных тканей изготавливали жилеты и фартуки, а вот рубахи до начала XX века кроили из домотканых материалов и оформляли вышивкой.

Пояса чаще всего также были домашнего производства.

Городская мода вошла в деревню, и с ней юбочный комплекс стал утрачивать старинные традиции. Вместо рубах начали носить кофты из той же ткани, что и юбки. Подобные парочки крестьянкам пришлись по вкусу, они выглядели по-городскому, а значит, современно, а кроме того, избавляли от необходимости вышивать их.

Они стали столь популярны, что вытеснили практически все виды старинной одежды, лишь в некоторых селах на свадьбы и праздники продолжали надевать традиционные костюмы.

Украшения

Серьга. Село Доброе Грайворонского района Белгородской области.

В общем оформлении костюма жительницы Белгородщины старались подчеркнуть связь женского начала с солнцем, светом и добром, то есть с тем, что в языческом мировоззрении славян символизировали птицы.

Большую роль в декоре костюма отводили украшениям. На всей территории края женщины носили бусы из стекла и поделочных камней, кресты, ладанки, мониста и бисерные ожерелья в виде сеток. В Воронежско-Белгородском районе комплект украшен ий дополняли грибатками - круглым или полукруглым ожерельем из тесьмы, расшитой бисером и золотыми нитями. В селах, расположенных на берегах реки Пены, носили наспинные украшения из лент с текстильным узором, которые надевались как пелерина.

Обувь

Обувь белгородских крестьян служила показателем не только благосостояния семьи, но и ее этнической принадлежности. Так, в русских деревнях носили в основном московские лапти косого плетения с круглым мысом.

Сарафанные комплексы.

Праздничный вариант их в белгородских селениях называли по-разному: писаные, с гарусом, с венчиками, дробненькие. Их делали из мелкого лыка, выплетая на мыске затейливые узоры.
Летом во многих деревнях носили чуни - разновидность лаптей, сплетенных из конопляных веревок.

Кожаная обувь у русских крестьян была редкостью. В украинских селах, напротив, носили сапоги, башмаки и черевики - открытые туфли с закругленным мыском и наборным каблуком. Их изготавливали из кожи грубой выделки.

В начале XX века по всей Белгородчине распространилась мода на городскую обувь - щиблеты, гусары и особенно румынки - высокие кожаные ботинки на шнуровке. Зажиточные крестьяне носили их в будни, а бедные - исключительно по праздникам.



По материалам журнала Куклы в народных костюмах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Русский народный костюм - явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности, не имеющей аналогов в мире. Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, как географическая среда, соседство славянских и неславянских народов, социально-экономические условия, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты.

3 слайд

Описание слайда:

1. Из истории женского костюма Белгородской области. 2. Виды и символика орнамента. Символизм цвета. 3. Этнографических подрегионы (локусы) костюмов Белгородчины и соответствующие им комплексы одежды: - Курско Белгородский- сарафанный комплекс. - Приосколье – юбочный комплекс. - Воронежско Белгородский – понёвный комплекс. 4.Творческие задания для учащихся на материале панёвного и сарафанного комплексов. Тематика занятий.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Из истории костюма Белгородской области. В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России. Средоточие на Белгородчине многообразных форм народной одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края. При всем разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины в ней проявлялись сходные черты, характерные как для общеславянской, так и для общерусской и южнорусской культур. Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Типично южнорусскими можно считать преобладание черного цвета в понёвах и сарафанах, их яркая декорировка ярусами лент и ковровой вышивкой, многосоставные головные уборы. Сказалось в белгородском костюме также и украинское влияние, обусловленное большим количеством украинских сел на территории области. Русские крестьянки перенимали отдельные детали одежды, вышивку, украшения. Костюмы Белгородчины можно разделить на три этнографических подрегиона (локуса): Белгородско-Курский, Белгордско-Оскольский и Белгородско-Воронежский.

6 слайд

Описание слайда:

Комплекс одежды – устойчивая совокупность типов компонентов одежды, из которых складывается костюм в целом. Этнографы выделяют 3 комплекса женской одежды на территории России – сарафанный, понёвный и юбочный. В Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго- восточной части Курской и нескольких западных районов Воронежской области. Оказался практически весь спектр видов костюма сложившегося в России. Регионы с характерными комплексами традиционного костюма. 1. Курско Белгородский- сарафанный комплекс. 2. Приосколье – юбочный комплекс. 3. Воронежско Белгородский – понёвный комплекс

7 слайд

Описание слайда:

Понёвный комплекс, с чёрноузорной рубахой. Алексеевского района «Уложенный» сарафан. Грайворонского района Юбочный комплекс Губкинского района.

8 слайд

Описание слайда:

Виды и символика орнамента. Слово «орнамент» происходит от латинского глагола ornare – украшать, ornamentum - украшение. Свое понятие о мире древний человек выражал условными знаками, которые становились элементами орнамента, поэтому орнамент имел сакральный характер. Если рассмотреть древние орнаменты народов мира, то можно выделить в них одинаковые элементы - крест, круг, квадрат (ромб). Крест - центр пространства, точка пересечения верха и низа (неба и земли), правого и левого; стоящая с раскинутыми руками человеческая фигура имеет форму креста, и сам человек воспринимал себя как живую модель оси мира, соединяющей небо и землю. Круг - это вечность, круговорота бытия, это «колесо-солнце», «небо-круг» и «время года» Форма квадрата символизируется: с землёй, природными явлениями.

9 слайд

Описание слайда:

Виды и символика орнамента. В Белгородской области при украшении костюма чаще всего использовался растительный и геометрический виды орнаментов

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Рубаха Основу женского традиционного костюма составляла рубаха. Преобладающими на территории Белгородчины были рубахи с прямыми (прямоугольными) плечевыми вставками - поликами. Туникообразные рубахи имели косой разрез у ворота (косоворотки) с застежкой на пуговицу. Обязательным элементом как мужских, так и женских рубах были ластовицы - ромбообразные или прямоугольные вставки из кумача или набивного ситца, вшивавшиеся в рукав и боковые полотнища рубахи. С рубахой связано множество обрядов и поверий. Украшение рубахи выполняло не только и не столько эстетическую, но прежде всего сакральную, оберегающую функцию.

13 слайд

Описание слайда:

Орнамент Орнаментальное искусство, основа основ народного творчества. Особенно была развита вышивка. В колорите белгородской вышивки преобладал красный цвет, традиционным было также сочетание черного и красного цветов. В подавляющем большинстве белгородских сел господствовали растительно-геометрический и растительный орнаменты, выполненные крестом или счетной гладью.

14 слайд

Описание слайда:

Понёва Понёва - одна из самых древних деталей русского костюма, в отличие от более поздних видов одежды, имела ритуальное значение. Она символизировала совершеннолетие. Наиболее пышно украшались понёвы женщин детородного возраста, среди элементов орнамента преобладали символы плодородия. Одними из самых красивых по праву считаются поневы, расшитые гарусом сочных, контрастных цветов, бытовавшие в селах Алексеевского, Красненского и Красногвардейского районов Белгородской области в комплекте с черноузорной рубахой.

15 слайд

Описание слайда:

Передники–запоны («занавески», «завесы») имеют удивительное своеобразие в Белгородском костюме. Завесы надевались поверх рубахи с поневой, оставляя открытыми узорные рукава рубахи. Передники (фартуки) Ситец, атлас

16 слайд

Описание слайда:

Пояс Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды – пояс. На Белгородчине его называют «подпояска». Круг – оберег, считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов). Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний. На территории Белгородской области сарафан появился вместе с переселениями служилых людей и крестьян в XVI-XVIII вв из центральных губерний. На территории области существовали практически все типы сарафанов: глухой туникообразный, косоклинный во множестве разновидностей, прямой (круглый), а также сарафан-платье из фабричной ткани, который обычно называли «саяном». Туникообразный сарафан в качестве девичьей одежды бытовал в воронежских селах с поневным комплексом. Косоклинные и туникообразные сарафаны на Белгородчине шили из черной домотканой «волосени». Их редко украшали вышивкой, основными элементами декора были атласные и тканые узорчатые ленты, позумент, парча, тесьма. В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Факт появления в южнорусском костюме юбочного комплекса исследователи связывают с переселением в южные края служилого сословия с польско-литовских рубежей и датируют XVII веком. Рубаха с большим отложным воротником, домотканая полосатая, клетчатая или однотонная юбка, жилетка и фартук - одежда, практически ничего общего с русским костюмом не имеющая. Однако она смогла укорениться на довольно обширной территории и даже оказать влияние на районы с поневным комплексом, где встречаются иногда как полосатая юбка, так и жилетка Юбочный комплекс Юбочный комплекс: чёрноузорная рубаха,жилет, завеска, пояс. Новооскольский район.

21 слайд

Описание слайда:

Головные уборы Одна из самых интересных и загадочных составляющих народного костюма - головной убор. Всевозможные виды кокошников и сорок, бытовавших в белгородских селах, порой так же мало сходны между собой, как и с головными уборами других областей России. Многие из этих уборов можно считать результатом местного творчества. Однако есть в них общие детали, некая первооснова, позволяющая относить их именно к русскому и шире - к славянскому костюму. «Кукошник» Ракитянский район Венец. Старооскольский район Позатыльник. Яковлевский район.

22 слайд

Описание слайда:

Головные уборы. Самыми древними головными уборами, сохранившимися до XX века в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой - кокошник. Однако порой и сорокой, и кокошником в белгородских селах часто называли седловидные формы - сложные многосоставные конструкции, относящиеся кичкообразным уборам, состоящим из кички, сороки (кокошника), позатыльника (позатыльня), иногда еще и налобника. Существовали кички лопатообразные, копытообразные, в виде обруча и другие, однако наиболее архаичной была рогатая. К рожкам подшивался кусок холста с тесемками - «волосник», «чупок». Кичка надевалась на узел из волос на макушке, «волосникн покрывал узел и затягивался вокруг него тесемками.

23 слайд

Описание слайда:

Головные уборы Сорока. Алексеевский район Рогатая кичка. Алексеевский район Сорока. Алексеевский район. Бархотник. Грайвороновский район

24 слайд

Описание слайда:

Головные уборы – платки, шали Самым распространенным видом головного убора в селах Белгородчины был платок. Иногда из него делали чалмообразные повязки, продолжавшие традицию древних полотенчатых уборов, но чаще повязывали самым обычным образом. Платки заменили и старинные девичьи головные уборы - венцы, налобники, повязки, которые в начале XX века уже практически не встречались в белгородских селах. Возможно, они ушли из быта в силу того, что не имели такого ритуального значения, как женские уборы, к тому же платки были красивы, удобны и, что немаловажно, модны.

25 слайд

Описание слайда:

Обувь Обувь в среде белгородских крестьян отражала этнические и социальные различия. В украинских и некоторых однодворческих селах носили исключительно кожаную обувь, в остальных однодворческих селах, хоть и использовали лапти, но преимущественно как рабочую обувь. На праздники надевали грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками («башмаки», «черевики»).

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд




Top