Старуха изергиль сочинение. «Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль Разум в произведении старуха изергиль

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

1. Вступление.

Реализм и романтизм в раннем творчестве М. Горького.

2. Основная часть.

2.1 Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

2.2 Легенда о Ларре.

2.3 Судьба старухи-рассказчицы.

2.4 Легенда о Данко.

2.5 Образ героя в ранних рассказах М. Горького.

2.6 Образ рассказчика.

3. 3аключение.

В раннем творчестве Максима Горького реализовались два литературных направления — реализм и романтизм. Реалистические рассказы писателя не скрывают суровую правду жизни, ярко рисуя тяжёлую действительность. Попытки героев вырваться из беспросветного существования, как правило, обречены на неудачу. Но их характеры привлекают свободолюбием и независимостью. Романтические же произведения Горького напоминают красивые легенды, поэтичные и загадочные, сказочные и проникновенные, Таков рассказ «Старуха Изергиль».

Произведение состоит из трёх частей: легенды о Ларре, рассказа старухи Изер гиль о своей жизни и сказки о Данко. Такая композиция полна смысла. Легенда о Ларре, эгоистичном и жестоком, открывает произведение. Герой, сын орла и женщины, не боится идти против соплеменников. В жизни он руководствуется только собственными желаниями и потребностями «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», вызывая в окружающих неприязнь, ненависть и страх.

Несомненно, герой силён и мужественен. Но эгоизм и гордыня делают его безжалостным. За убийство девушки Ларра осуждён на вечное одиночество. Поначалу он не понимает всего ужаса полученного наказания. И только через много лет герой осознаёт, что одиночество хуже смерти и он сам виноват в том, что люди отвернулись от него.

Ларра ищет смерти, но смерть не берёт его. Он осуждён на вечные скитания, ему нет места среди людей. Автор полагает, что человек не должен считать себя выше и лучше других, этот путь ведёт к одиночеству и отчаянию.

Далее следует рассказ старухи Изергиль о собственной жизни, тоже напоминающий легенду. Много лет назад молодая, сильная и красивая Изергиль жила, повинуясь только велениям своего сердца. Она любила многих мужчин, бросаясь с головой в омут нового чувства, не ведая ограничений и запретов и думая только о себе.

Изергиль может быть жестокой, как Ларра, но в отличие от него также великодушной и чуткой. Ради любимого героиня способна на самопожертвование. Она вызывает восхищение и сочувствие.

Образ старухи Изергиль объединяет две рассказанные ею легенды. В характере Изергиль есть черты как Ларры, так и Данко. Но доброта, готовность забыть о себе ради любимого сближают её характер с характером Данко.

Третью часть произведения составляет легенда о Данко, который ради людей пожертвовал жизнью. Чтобы спасти свой народ и вывести его из леса, он вырывает из груди сердце, освещая им дорогу. У Ларры и Данко много общих черт. Это сила, отвага, презрение к опасности, мужество. Но Данко готов расстаться с жизнью, чтобы спасти людей; он, в отличие от Ларры, человечен. Оба героя противопоставлены толпе.

Ларра воспринимает других людей как врагов, не позволяющих ему жить так, как хочется. Данко же, несмотря на непонимание соплеменников, готов ради них на жертву.

Две легенды, обрамляющие биографию старухи Изергиль, построены на контрасте. Этот приём направлен на создание образа романтического героя произведения. Им становится гордый и свободный человек, способный пожертвовать жизнью во имя счастья других людей.

Каждая легенда рисует свою концепцию существования человека. С одной стороны, можно жить лишь для себя, не заботясь ни о ком, но остаться одиноким и всеми покинутым. С другой стороны, можно жить для других, жертвуя собой во имя их жизней.

Биография Изергиль является центром произведения, объединяя обе концепции. Понятно, что автор считает правильной жизненную позицию, в соответствии с которой человек живёт не для себя, а для других.

Образ рассказчика является объединяющим началом для всех трёх повествований. Это человек, странствующий по родному краю в поисках легенд, сказаний, преданий о слав-

ном прошлом своего народа. Рассказчик отождествляет себя с героями некоторых историй. Через его восприятие мы угадываем авторскую позицию. Этот образ также несёт на себе печать романтизма. Не случайно объектом внимания рассказчика является пейзаж, яркий, прекрасный, необычный.

Рассказчик любуется восхитительной южной природой, на фоне которой легко представить романтические и героические события, описанные в легендах. Он поражён историей старухи Изергиль, преклоняется перед подвигом Данко, не приемлет эгоизма Ларры.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры - гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко - это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.

  1. Равнодушие никогда не приводит человека к счастью. Например, Ларра, сын орла, презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, убивает девушку на глазах у людей из её племени, не отдавая себе полностью отчёта в том, что поступает жестоко: он слышит только себя и свои желания. Но за это он обречён на вечное страдание от одиночества. Из племени его изгнали, а Бог «наградил» героя вечной жизнью, чтобы тот познал бездну отчаяния за свою гордыню. Так, несчастный персонаж стал скитальцем, в глазах которого навеки поселилась тоска, что не утолить ни времени, ни пространству.
  2. К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.
  3. В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой - их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.
  4. На способность индивидуума к отзывчивости не влияет социум. Например, в образе Ларры и Данко выражены две противоположных стороны человеческой натуры: равнодушие и отзывчивость. В первой легенде в образах людей в определённой степени присутствуют черты отзывчивого Данко, а в третьей легенде - черты равнодушного Ларры. Образы второстепенных персонажей контрастируют с главными героями обеих легенд. Так автор показывает читателю то, что в каждом человеке одновременно присутствуют качества Ларры и Данко, и они проявятся в независимости от того, как окружение будет относиться к личности.
  5. Равнодушие приводит человека к одиночеству. Например, старуха Изергиль из одноименного рассказа Горького всю жизнь предавалась легкомысленным увлечениям, не щадя чувств кавалеров. Она нередко разбивала сердца и лишь забавлялась этим процессом. Но ее красота и сила были растрачены попусту, ведь на настоящую любовь их не хватило. Человек, которого она спасла из плена, рискуя погибнуть, мог любить ее лишь в благодарность, а она из гордости не приняла подачку. В результате «роковая красотка» влачила одинокую старость, ведь молодость и успех и мужчин покинули ее. Вот, к чему привело ее безразличие к чувствам других людей. Теперь всем было наплевать на нее.
  6. Настоящая отзывчивость – это человеколюбие. К примеру, Данко приносит себя в жертву ради народа, и только всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и смешки недалекого племени. Он, невзирая на неблагодарное поведение соплеменников и отсутствие поддержки, шел к цели и вел за собой толпу. Любой на его месте сдался бы, видя такое обращение. Однако герой обладал непоколебимым подспорьем для своей отзывчивости – любовью, которая когда-то заставила Христа взойти на Голгофу.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Сочинения по произведению "Старуха Изергиль" (Горький М.)


Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль"

Произведение М.Горького «Старуха Изергиль состоит из трех частей»: сказки о Ларре, истории о Данко, рассказе о жизни самой Изергиль.
Повествование ведется от лица автора, который якобы услышал эту историю в Бесарабии.
…Молдаване закончили сбор винограда и шли к морю. Они были очень красивы, а их женщины «странны и сказочные». Автор и старуха Изергиль сидели на берегу. Глядя на старуху, автор думал, что она была когда-то очень красивой, а теперь «время согнуло ее пополам». Когда взошла луна, старуха сказала, что это «идет Ларра», и указала на неясную тень в степи. Затем начала рассказ о Ларе.
…Много тысяч лет назад «в стране большой реки» жило племя могучих людей. Однажды орел унес из племени девушку. Ее искали, но безуспешно. «Но через двадцать лет она сама пришла, измученная и иссохшая». С нею был юноша, красивый, похожий на нее в молодости. Женщина рассказала, что орел жил с ней в горах, как с женой, а потом умер. А юноша – это сын орла. Люди племени с удивлением смотрели на юношу, и видели, что он ничем не лучше их, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Со всеми юноша говорил как с равными, а к старейшинам относился без нужного почтения. Юноше понравилась одна девушка из племени, и он подошел к ней и обнял ее. Она оттолкнула юношу. В ответ сын орла ударил ее, а когда она упала, поставил ей ногу на грудь. Девушка умерла, но юноша даже не смутился. Его схватили и решили казнить. Перед смертью юноша попросил разрешения сказать свое последнее слово. Он сказал, что считает себя «первым на земле». Племя решило, что будет лучше, если просто изгнать его из племени – одиночество станет самой страшной казнью для юноши. …С тех пор юношу называли Ларрой, что значит «отвергнутый». В течение многих лет Ларра похищал из племени скот и девушек; стрелы его не брали, так как на нем было проклятье. Но однажды пришел день, когда Ларра сам пришел к людям, желая быть убитым. Но люди не трогали его. Ларра попытался ударить себе ножом в грудь, но нож сломался. Ларра стал биться головой о землю, но «и земля отстранялась от него». С тех пор Ларра ходит повсюду, ожидая смерти…. Так завершается рассказа старухи о Ларра. Затем она повествует автору историю своей жизни.
Когда-то старуха Изергиль была молодой и очень нравилась мужчинам. Первый, кому она отдала свое тело и душу, был «черноусый молодой рыбак». Но вскоре Изергиль познакомилась с «Красавцем гуцулом». Он иногда ее бил, за что однажды Изергиль впилась зубами в его щеку. Позже и рыбака, и гуцула не стало. Изергиль стала девятой женой в гареме немолодого турка. Затем она сбежала от него вместе с его шестнадцатилетним сыном. Мальчик вскоре умер, но даже в мертвом нем «горела любовь». После этого Изергиль попала в монастырь, а оттуда ушла в Польшу «вместе с монахом, который в нее влюбился». Он, по ее словам был «подлый и хитрый». Как-то Изергиль купил один «жид». Она сама на это согласилась, потому что «работать не умела», и к ней стали ходить богатые поляки, которые «много платили». В сорок лет Изергиль вдруг полюбила молодые шляхтича, избалованного и гордого. Когда он попал в плен «русским, она даже спасла его, убив солдата». Но она ему была не нужна. Поняла Изергиль, что «перья потускнели» и стала жить одна и на одном месте». Молдавская молодежь не оставляет Изергиль, и часто слушает с интересом ее истории.
Затем Изергиль поведала историю о Данко. Это был прекрасный юноша, пожертвовавший собой ради своего народа. Народ Данко с некоторых пор жил в страшном и темном лесу – с прежних мест его прогнали иные племена. Выжить можно было только вне леса. Но дорогу людям преграждали деревья огромной высоты. Данко повел людей сквозь лес, люди падали и гибли, но шли. Однако тоска и отчаянье вскоре завладело ими, они стали кричать и ругать Данко. А он пожалел людей, возненавидевших его, и он вырвал из своей груди сердце. Данко поднял сердце над головой, а оно засветилось ярче солнца. Юноша двинулся вперед, а зачарованные люди «бросились за ним, очарованные». Вскоре лес расступился, показалась степь. Из раны Данко била кровь, и он умер. Но никто не заметил его гибели, а один человек даже наступил на его сердце, отчего то рассыпалось в искры. С тех пор в степи перед грозой появляются голубые огоньки – искорки сердца Данко…
На этом старуха закончила свое повествование и задремала…
Так завершается произведение М.Горького «Старуха Изергиль».

Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»)

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям Горького, в нем много необычного, романтического и героического.

Повествование ведется от лица старухи Изергиль. Главная героиня прожила бурную, «мятежную жизнь», но в ней не было высокой цели. Жизнь Изергиль не была освещена созидательным трудом, благородным желанием послужить людям. В ее жизни не было настоящего дела, которое могло бы ее возвысить и облагородить. Поэтому в конце произведения становится жалко эту героиню, а ее жизнь кажется бессмысленной.

Анализируемый эпизод занимает сравнительно небольшую часть всего произведения. Но этот фрагмент имеет свою композицию и характеризуется законченностью действия. В нем говорится о том, как уже состарившаяся Изергиль полюбила шляхтича Аркадэка. Молодой красавец отверг героиню, но она, несмотря на это, спасает его из русского плена, убив при этом часового. Циничный Аркадэк не благодарит Изергиль - он говорит, что за свое спасение готов любить ее. Гордая Изергиль не принимает такой жертвы и отвергает шляхтича. Герои расстаются.

В этом эпизоде можно выделить традиционные сюжетные элементы. Своеобразной экспозицией выступает повествование об отношениях героев до пленения Аркадэка. Завязкой действия является описание дороги Изергиль к месту пленения возлюбленного. Развитие действия – это рассказ о том, как женщина ночью крадется к пленным, упрашивает часового, вызывая в нем жалость, помочь ее свиданию с Аркадэком. Часовой остается непоколебим, и Изергиль убивает его. Кульминацией эпизода является спасение Аркадэка и трех пленных, а также «момент благодарности» шляхтича. Развязка эпизода – расставание героев.

Несмотря на то, что данный эпизод занимает небольшую часть произведения, он важен для раскрытия идеи всего рассказа и характеристики главной героини.

Рассказ старухи Изергиль о собственной жизни обрамляется двумя легендами: о Ларре и Данко. Изергиль убивает во имя любви, но все же она сравнивается с гордым и самолюбивым Ларрой, а не с Данко, совершающим подвиг-жертву ради других людей.

В этом эпизоде раскрываются такие черты характера героини, как ее необузданная страсть, способность страстно любить и даже убить ради любви. Также подчеркивается смелость, хитрость, сила и жесткость натуры Изергиль и, конечно же, ее гордость. Героиня не принимает жертвенной любви, которая навязана благодарностью и долгом. Изергиль нужна другая любовь – страстная, искренняя, необузданная, взаимная. Она не получает этого от Аркадэка и поэтому гонит его прочь.

Если вспомнить прежние рассказы героини о ее любовных приключениях и сравнить их с рассказом об Аркадэке, то станет ясно, что Изергиль по-настоящему любила только шляхтича. Ни о ком больше она не говорила с такой нежностью и сожалением, страстью и искренностью. Ради других героиня не совершала таких отчаянных поступков, как убийство. Она сама говорит: «Мне горько стало, как я подумала, что раньше за мной ползали,…а вот оно, пришло время – и я за человеком поползла змеей по земле и, может, на смерть свою ползу».

Изергиль рассказывает, как после освобождения шляхтича жадно ждала его реакции, и эти минуты для нее были самыми прекрасными. Но сразу после слов Аркадэка героиню постигла скука и разочарование, даже злоба. Она дала ему «пинка» и хотела ударить в лицо, но тот вовремя отшатнулся.

Гордость, чувство собственного достоинства, непримирение с ложью, особенно если эта ложь касается сферы чувств, не позволили Изергиль принять от Аркадэка его любовь- жертву.

В данном эпизоде героиня выступает уже не как эгоистка, ведь Изергиль могла бы принять от шляхтича любовь и наслаждаться ею. Если раньше героиня лишь «потребляла» чувства других, то теперь она любит сама и не хочет быть милой человеку, который рядом с ней только из благодарности.

Наиболее значимые художественные детали данного эпизода – это речь героини и описание ее чувств и мыслей. Изергиль то шепчет, то упрашивает часового разрешить ей свидание с пленным. Одержимая вспыхнувшим желанием увидеть любимого, она упрашивает уже другими, горячими словами. Мятежность и решительность духа героини передаются глаголами: свалила солдата на землю, придавила его голову, втискивала в грязь, бросилась к амбару, шептала в щели, смотрела на своего пана, стало скучно, напала лень. В эпизоде есть описание природного ненастья, отражающее состояние героини: «Шел дождь… ветер выл, и ревел, и толкал…. то в спину, то в грудь».

Так как рассказ «Старуха Изергиль» является романтическим произведением, то и данный отрывок также отличается романтичностью и поэтичностью. Автор использует множество изобразительно-выразительных средств: метафоры (выл и ревел ветер, вспыхивало желание); эпитеты (каменный солдат, холодное слово, маленький, сухой солдат, горячие слова, жадная жизнь, лживая собака); сравнения (поползла змеей).

В данном эпизоде раскрывается экзотичность и пылкость натуры героини, необузданность ее характера. Автор ничего не скрывает от читателя. Он честно описывает убийство часового, раскрывая все подробности и детали этого преступления.

Главная мысль данного эпизода – это неприятие любви-жертвы, неискренней любви по обязательству. Сила человеческой натуры в том и заключается, чтобы отказаться и от своей любви и от жертвы, которую тебе предлагают.

Однако, как отмечалось выше, Изергиль сравнивается с гордым Ларрой, способным на убийство, а не с Данко, совершающим жертву ради любви к людям. Тень Ларры проясняет тень старухи Изергиль, которая высохла и стала похожа на мешок с костями. К такому состоянию ее привела насыщенная чувствами и эгоистическими страстями жизнь.

Человек в творчестве М. Горького - вариант 3

«Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека».
М. Горький. На дне.

Главной темой всего творчества М. Горького можно считать исследование человека – его природы и места в жизни. Решение этого вопроса построено у писателя романтически. Так, любимые герои уже раннего Горького (рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и другие) выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
В «Старухе Изергиль» образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. С помощью такого противопоставления писатель осудил многие человеческие пороки - эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для Ларры каторгой именно потому, что герой живет лишь для себя, не думая о других. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должно сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Юноша Данко - полная противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву – отдает свою жизнь во благо родного племени. И если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко люди будут помнить всегда.
Важно, что Данко не ждал благодарности за свою жертву. Цель его жизни, в отличие от Ларры, - существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Рассказ «Челкаш» также построен на противопоставлении двух героев. Это способствует более яркому выделению Гришки Челкаша, которым Горький восхищается. Это «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш - уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, этот герой выделялся своей хищной силой и цельностью.
Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей.
Горький делает акцент на том, что русское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями.
Пьеса «На дне» относится к более позднему периоду творчества писателя. На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни.
Хрестоматийными противниками в споре о человеке являются Лука и Сатин. Философию обмана во имя человека в пьесе проповедует странник Лука. Его можно назвать гуманным человеком. Но для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении. Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью.
Отсюда и утешающая ложь этого героя. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне Лука рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков…
Философия этого героя заключается в том, что человека необходимо всегда поддерживать внутренней верой. Наглядной картиной к этому является рассказ Луки о поисках праведной земли.
Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!».
Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..»
Таким образом, на примере ранних рассказов Горького и его пьесы «На дне» мы можем проследить творческую эволюцию концепции человека у писателя, его поисков смысла жизни и правды. В ранних рассказах Горький лишь провозглашал свой романтический идеал: смысл жизни - в борьбе за общее счастье, правда жизни – в существовании ради других. В более зрелом творчестве у писателя появилось соотнесение идеалов и реальной жизни. Пафос и вера в человека не ушла, но все это осложнилось пониманием реальной ситуации, тяжелых условий жизни, неправильной политики государства.

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?

Какую роль в рассказе «Старуха Изергиль» играет героиня-рассказчица?

В рассказе «Старуха Изергиль» повествование стро­ится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-пове­ствователь воспринимается Изергиль как представи­тель обычного, скучного, чуждого поэзии и страстей мира. Попал же он в среду романтических героев – красивых, вольных людей.

В своих рассказах Изергиль делает противостояние романтической личности и массы, толпы, обычных лю­дей еще более острым. Писатель решает несколько важ­ных для него вопросов: какие характерные общие чер­ты отличают выдающуюся романтическую личность от обычных людей, каковы эти люди, в чем достойная цель жизни человека, которому дано более, чем другим.

Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде и возвышаются над ней. Красивый, сильный, смелый, гордый – такими кра­сочными определениями характеризует Изергиль ге­роев. Для нее важно оценить то, как использовали свои выдающиеся качества персонажи. Писатель же под­спудно замечает, как в нравственном отношении вы­глядят люди и сама Изергиль. Нельзя забывать, что ее именем назван рассказ, повествование о ее жизни зани­мает центральное место в нем. Ясно, что именно Изер­гиль – главная героиня произведения.

Ларра открыто противопоставил себя людям. Он вы­дающийся эгоист. Одиночество его не страшило. Но хи­трость и коварство придуманного людьми наказания открылись позже. Они знали, что все-таки Ларра напо­ловину человек, а человек вечного одиночества вынести не сможет. Муки отверженного будут страшнее смерти. Остается выждать и позже ужасаться, радоваться и учить других: «Вот как был поражен человек за гордость!»

Для Изергиль в этом нет ничего предосудительного. Автор же многочисленными деталями повествования ставит под сомнения жестокую «мудрость» судивших Ларру. Убить за убийство – им мало. Нужно так исхи­триться, чтобы Ларра пострадал больше. Тем самым они не пресекают, а увеличивают зло. И на этом фоне заметными становятся трусость, лицемерие, косность толпы. За что, собственно, изгоняют Ларру старейшины? Он всего лишь посмел разговаривать с ними, как с равными. Девушке, к которой он подошел, он тоже нравился. Но переступить ради чувства через общественное мне­ние она, дочь старейшины, не смогла. Да ведь и не само по себе убийство ужаснуло людей: позже они со знанием дела выдумывали казнь для самого Ларры. Возмутило то, что Ларра убил женщину «так» – открыто, смело, без оглядки на лицемерную общественную мораль: делай что хочешь, но сохраняй внешние приличия.

Ларре Изергиль противопоставляет Данко. В сравнении с нравственно безупречным, самоотверженным героем обыкновенные люди уже и в глазах рассказчицы нерешительны, трусливы, жестоки, мстительны, неблагодарны. Данко спасает, выводит к свету, но не меняет людей: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Сама Изергиль обладает несомненными достоинствами. Она хранит в памяти легенды о сильных и смелых людях, передает их новым поколениям. В молодости ей были даны красота и талант любви. Очевидно, что рас­сказчица, вспоминая истории из собственной жизни, хочет подчеркнуть, что и она была красивой, сильной, смелой, гордой – почти как Данко. Но автор заставля­ет видеть и другое: «Та, которую они целовали, сидит со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень» – как Ларра.

Большинство возлюбленных Изергиль гибнет, и ни один не оставляет сколь-либо глубокого следа в ее душе. Она считает счастьем, что «никогда не встречалась по­сле с теми, которых когда-то любила». Эгоизма подоб­ной «любви» Изергиль просто не замечает. Как и соб­ственной жестокости, когда, воспользовавшись святым именем матери, обманывает и убивает часового, чтобы сохранить для себя последнего любовника.

Поместив рассказ героини о себе в центр произведе­ния, писатель подчеркнул, что главным для него явля­ется все-таки портрет обычного человека. Люди хотят и могут быть прекрасными, как в сказке. Но реаль­ность пока что далека от идеала. И тем не менее у выда­ющейся личности, героя нет иного пути для полноцен­ной реализации, как служить, отдать огонь своего серд­ца этим неидеальным, грешным, слабым людям. Данко и во тьме – свет, Ларра и при свете – тень.

Писатель считал: достоинство его рассказа в том, что он написан «красиво и стройно». Действительно, мета­форичность языка, яркость картин, композиционная продуманность, умение дать слово персонажу и прове­сти собственную мысль – свидетельства высоких худо­жественных качеств ранней прозы Горького.

Здесь искали:

  • какова роль изергиль в рассказе
  • старуха изергиль разум и чувства

Сочинение

Одним из наиболее ярких ранних произведений Горького, в котором он также переосмысливает традиционные представления о добре и зле, красоте и силе, но в несколько другом аспекте, является рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее собственной жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием автора-рассказчика. Единым целым эти три части делает основная идея произведения - стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

* «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - … не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый хотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно », - говорит умудренная жизненным опытом Изергиль.

Эти ее слова, обращенные к рассказчику, звучат упреком скучной, пошлой жизни многих поколений людей, без следа исчезнувших с лица земли. В то же время эти слова объясняют смысл легенды о Ларре (его имя означает «отверженный, выкинутый вон»), помогают лучше понять мятежную душу самой Изергиль, которую пугает судьба отверженного сына орла, отбрасывающая тень на ее собственную жизнь (ведь и сама Изергиль из числа гордых и свободолюбивых героев). От этих слов тянется ниточка и к легенде о бессмертном подвиге Данко.

Мысль автора в рассказе «Старуха Изергиль» движется от образа сильного и красивого эгоиста Ларры, живущего только для себя, от образа самой Изергиль, живущей только своими страстями, - к образу Данко, живущего и совершающего подвиг ради других людей. И Ларра, и Данко - сильные личности, но Ларра в духе ницшеанского «сверхчеловека» считает себя человекобогом, которому «все позволено» , он хочет иметь все и сохранить себя цельным, ничем не жертвуя. Данко же совершает подвиг самопожертвования ради людей, которые смирились, «испуганные смертью», и уже готовы были принять рабскую жизнь, принести в дар врагу самое дорогое - свою волю. Одиночество Ларры оборачивается для него страшным наказанием, так как оно противоестественно для любого человека. Ларра жинет тысячи лет, и одиночество иссушило его душу, как солнце «выпушило его тело, кровь и кости».

Автор осуждает Ларру как носителя эгоистической идеи, в то же время он осуждает и старуху- носителя идеи жизни ради удовлетворения своих страстей. Но и подвиг Данко также не оценен людьми по достоинству. Движимый чувством сострадания и любви к людям, он целеустремленно идет вперед, но его порыв в большой степени эмоционален, ему не хватает могучей силы разума, и поэтому подвига героя недостаточно, чтобы преобразить несовершенных людей и пробудит ь в них высокую духовность. II все же автор симпатизирует именно Данко. Потому что его поступок был совершен от великой любви к людям, и, несмотря на то что нашелся «осторожный» человек, потушивший горящее сердце, искры его светятся, они не померкли. Потому что гордое сердце Данко было «факелом великой любви к людям».

На фоне этих легенд история жизни старухи Изергиль - яркой и своевольной в любви женщины - тоже приобретает смысл притчи. Этот образ содержит в себе ничуть не меньше свободы, полета души, чем образы Лойко и Радды, Ларры, Данко и многих других. Жизнь Изергиль, наполненная «жадной любовью», была подчинена этой ненасытной страсти. Но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни подчинять чьей-либо воле.

Мотив прозрения связан с образом слушателя (автора-рассказчика), которому открывается истина.

Рассказ обрамляется его просьбами к Изергиль поведать, о чем он не имеет пока представления. А в конце он «думал о великом горящем сердце Данко и человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд». Произведения Горького зажигают наши сердца великой любовью к людям, стремлением к свободе, жаждой живой, полноценной жизни. И роль самого автора, особенно в ранних его произведениях, сводится к тому, чтобы стать некой путеводной звездой, открывающей человеку его собственную душу, озаряющей его жизненный путь, наполняющей ее особым смыслом. Через пленительную красоту романтических образов писатель ведет человека к духовному преобразованию, через прекрасные истории красивых, гордых, смелых героев Горький открывает перед нами историю нашей собственной жизни, наши стремления, наше предназначение.

Человеку необходимо прекрасное - иначе поймет ли он свое предназначение? Человеку нужен подвиг - иначе поймет ли он, что сердце должно пылать? Человеку нужен Сокол - иначе он так и будет возлежать, распластавшись на ложе своей судьбы… Горький дает нам это прекрасное, этот подвиг, посылает нам этого Сокола.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль») Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры


Top