Старые владельцы сада: Раневская и Гаев. Характеристика и образ Любви Раневской в пьесе Чехова Вишнёвый сад сочинение История жизни раневской вишневый сад кратко

Характеристика литературного героя Раневская Любовь Андреевна – помещица. 5 лет назад уехала за границу, после смерти мужа и гибели маленького сына. Она жила в Париже, принимала гостей, тратила много денег.
Р. проста в общении, а также очень сентиментальна. О России она говорит: “Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно…” Вернувшись в имение, она плачет при виде своей детской.
Но Р. легкомысленна и беспомощна в житейских делах. Она все пускает на самотек или полагается в решении бытовых вопросов на других.
Героиня понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами. Но она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь не может и не хочет измениться.
Вишневый сад дорог Р. как воспоминание о детстве и молодости, как символ родины, как символ дворянства. Но она не хочет понимать всей серьезности происходящего. Р. не верит, что может лишиться сада. Из сентиментальных представлений она не слушает советов Лопахина сдавать сад в аренду дачникам: “дачи и дачники – это так пошло”. Героине кажется, что все образуется само собой. Но происходит крушение мира Р. Сад достается Лопахину. Героиня, потеряв свое имение и свою родину, уезжает обратно в Париж.

Сочинение по литературе на тему: Раневская (Вишневый сад Чехов)

Другие сочинения:

  1. Пьеса Антона Павловича Чехова “Вишневый сад” по праву считается одной из самых известных в русской литературе. Она – пример новаторства, возможность передать старые идеи в новом стиле. Автор смеется над героями произведения, выявляя истинную глубину их чувств и переживаний и Read More ......
  2. В “Вишневом саде” Чехова дворянство представлено двумя главными персонажами – разорившимися помещиками Любовью Андреевной Раневской и ее братом Леонидом Андреевичем Гаевым. Критика, откликнувшаяся на постановку пьесы в Художественном театре, расценила ее как окончательный приговор дворянскому классу. Один из рецензентов спектакля Read More ......
  3. Гаев Характеристика литературного героя Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, помещик. О себе Г. говорит, что он человек 80-ых годов и что он пострадал за свои убеждения. Сентиментален и чувствителен. Очень переживает по поводу продажи имения. Чтобы скрыть это, герой Read More ......
  4. Петя Трофимов Характеристика литературного героя Трофимов Петя – бывший учитель погибшего сына Раневской, разночинец 26-ти или 27-ми лет. Т. – вечный студент, который никак не закончит курса. Судьба бросает его с места на место. Этот герой проповедует веру в лучшее Read More ......
  5. Несмотря на то что пьеса “Вишневый сад” многими современниками Чехова, в частности Станиславским, была воспринята как произведение трагическое, сам автор считал, что “Вишневый сад” – “комедия, местами даже фарс”. Прежде всего, если исходить из определения жанра, то для трагедии характерны Read More ......
  6. Аня Характеристика литературного героя Аня – дочь Раневской. Девушка 17-ти лет. А. влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Увлечена его идей о том, что дворянство виновато перед русским народом и должно искупить свою вину. А. говорит, что Read More ......
  7. Основными Сочинение на темуми пьесы “Вишневый сад”, написанной в 1904 году, являются: гибель дворянского гнезда, победа предприимчивого купца-промышленника над отживающими свой век Раневской и Гаевым и Сочинение на тему будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, Read More ......
  8. А. П. Чехов был не только мастером рассказа, его талант распространялся и на другие жанры. Так, давно стали бессмертными пьесы Чехова, наполненные тонким символизмом и жизненностью. Одним из самых лучших и известных произведений этого жанра считается “Вишневый сад”. Эта пьеса Read More ......
Раневская (Вишневый сад Чехов)

Прошлое Раневской

Дворянка. Помещица. В своё время «вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина» и, по словам Гаева, «вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно».

Шесть лет назад умер муж («он страшно пил»), она полюбила другого человека. Через месяц утонул семилетний сын Гриша. Раневская не перенесла этого, уехала. «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки».

Её новый возлюбленный поехал за ней. Пять лет прожила за границей. Купила дачу около Ментоны. Он заболел там, она три года за ним ухаживала. Потом разорилась, дачу продала, уехала в Париж.

Он обобрал её и ушёл к другой. Его любовь, по её собственному признанию, измучила её. Она пробовала отравиться. «Душа моя высохла», — говорит она о себе.

Аня рассказывает Варе: «Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живёт на пятом этаже, прихожу к ней, у неё какие-то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, и неуютно. Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль, я обняла её голову, сжала руками и не могу выпустить. Мама потом всё ласкалась, плакала … »

Каким контрастом выглядит это французское жилище Раневской по сравнению с её имением: какие-то люди, накурено, неуютно. И посреди всего этого священник!

Вдумаемся: Раневская потеряла сына и, не перенеся этого, как говорит Аня, уехала. Но заметим, что она уехала от двенадцатилетней дочери, оставив её на попечение девятнадцатилетней Вари.

Потеряв одного ребёнка в силу обстоятельств, она покидает второго по собственному желанию. Она оставляет девочку практически сиротой. С двенадцати до семнадцати лет Аня растёт одна. Тогда как именно в этом возрасте (да и не только в этом) девочке нужна мать! Думала ли об этом Раневская?

Считается, что Раневская, возвращаясь в Россию, бежит от своей несчастливой любви, как когда-то бежала от неё же из России. Но ведь она приезжает не сама! За ней (а за чем же ещё?) ездила её дочь. Вернулась бы Раневская в этот дом, к этому так на словах горячo любимому саду, если бы Аня не поехала к ней (за ней) сама? Может, всё-таки там, в прокуренных комнатах, с чередой знакомых и незнакомых лиц ей было не так уж и плохо, как может показаться сейчас?

Может быть, и Варя так несчастна потому, что на ней остался весь дом? Она исполнила свой долг (слишком высоко это звучит), она помогла Ане вырасти, а кто поможет ей? Она не привыкла ни на кого надеяться, только на себя. И на Бога. Может, потому она и стала такой набожной, что от людей помощи не было.

А дядюшка? Помогал ли он? Почему разорилось имение? Ответа нет. Но, с другой стороны, он на поверхности. А кто о нём заботился? Кому оно было нужно? Варе это оказалось не по силам.

Настоящее Раневской

Итак, Раневская возвратилась домой после пятилетнего отсутствия. Рада снова увидеть свой дом, потому что здесь прошло её детство. «Я тут спала, когда была маленькой … И теперь я как маленькая … » (Смеётся.) Мне хочется прыгать, размахивать руками … Я не могу усидеть, не в состоянии … (Вскакивает и ходит в сильном волнении.)

Говорит радостно, сквозь слёзы; плачет, целует Варю, брата, Дуняшу.

Её имение разорено, на 22 августа назначены торги, но она ничего не делает для того, чтобы сохранить его. Более того, несмотря на то, что она разорена, Раневская сорит деньгами. Даёт в долг Пищику, отдаёт сто рублей незнакомцу.

Аня говорит: «У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехала. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям даёт по рублю». Варя: «Если бы ей волю, она бы всё раздала».

Символ Раневской и её жизни — кофе. Дорогой, изысканный напиток. Символ благополучия. Она разорена, но отказаться от кофе не может. И не хочет.

Раневская о саде

«Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо … »; «Сад весь белый. О моё детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничего не изменилось. (Смеётся от радости.) Весь, весь белый! О сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя … Если бы снять с груди и плеч моих тяжёлый камень, если бы я могла забыть своё прошлое!»

Сад для Раневской — последняя отдушина, последнее пристанище, последнее счастье, всё, что у неё осталось. Вырубить сад и уничтожить дом Раневская не может! Вспомним, как она реагирует на предложение Лопахина: «Вырубить? Милый мой, простите, вы ничего не понимаете. Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад».

Обратим внимание на символику цвета: сад весь белый. Белый — чистый, нетронутый, духовный, непорочный. «Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом … С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном».

Глядя на сад, Раневская восклицает: «О моё детство, чистота моя!» Белый сад — символ детства и чистоты героини, символ счастья. Но последняя часть монолога Раневской звучит трагично. Она говорит об осени и зиме, которые пережил сад. После осени и зимы в природе неизбежно наступает пробуждение, наступает весна.

Вновь появляются листья, распускаются цветы. «Опять ты молод, полон счастья». А человек? Человек, к сожалению, устроен иначе. И мы никогда не сможем сказать: «Опять Я молодь Детство, молодость вернуть невозможно. Прошлое забыть невозможно. Несчастья и горести не могут уйти бесследно. Абсолютно с чистого листа человек не может, наверное, начать жить. На то он и человек. И последнее восклицание Раневской тому подтверждение.

Это боль о том, что детство прошло, молодость прошла, более того- жизнь прошла, причём не самым лучшим образом. А когда это случилось? Как, где и с кем прошла жизнь?

Раневскую, с одной стороны, очень жаль. Особенно в тот момент, когда Петя Трофимов безжалостно бросает ей в лицо: «Продано ли сегодня имение или не продано — не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая. Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза».

Сад для неё — это детство, молодость, счастье, и она не может вычеркнуть этих воспоминаний, не может так легко отказаться от своего сада. «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом … (Обнимает Трофимова, целует его в лоб). Ведь мой сын утонул здесь … (Плачет.) Пожалейте меня, хороший, добрый человек».

Но в то же время Петя прав! Раневская слишком зависима от своих воспоминаний, от своего прошлого. Она не хочет смотреть правде в глаза, не хочет понять, например, что сад давно стал воспоминанием, а её возлюбленный — негодяй.

Конечно, Трофимов резковат. Но он говорит правду, которую Раневская не желает слушать.

Получается, нет выхода? Выход есть. Нужно только остановиться и задуматься, переосмыслить свою жизнь, свои поступки, прислушаться к себе и сделать какое-то усилие над собой.

Также вспоминаются слова Гаева о том, что его сестра порочна … Что же представляет собой в реальности Раневская? Почему брат так отзывается о ней? По отдельным деталям можно лишь догадываться.

Готова ли меняться Раневская, готова ли осознать, за что ей всё это? Думается, нет. Варя, например, говорит о ней: «Мамочка всё такая же, как была, нисколько не изменилась».

Может ли дом, в котором прошло детство, и сад помочь Раневской обрести покой, вернуть утраченное счастье? Обратим внимание на то, как она реагирует на телеграммы, приходящие ей из Парижа.

«В а р я. Тут, мамочка, вам две телеграммы …
Р а н е в с ка я. Это из Парижа. (Рвёт телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено».

Телеграмму не читает. С прошлым покончено?

Таким образом, каким бы ни был результат торгов, Раневская всё равно уехала бы. Это решение было принято, как видим, гораздо раньше продажи имения. Ни «весь белый сад», ни кто-то ещё не помог бы ей обрести счастье. Она вернулась в свой сад, но в молодость вернуться и начать всё с начала невозможно.

Есть ли выбор у Раневской? Несомненно. Выбор у человека, думается, есть всегда. Жить так же, как и раньше (с негодяем, который её обирает и мучает), или остаться здесь. Да, сад будет продан (если она решится на это), но останется что-то более важное. Например, дочь.

Но, остановившись в определённой точке, она не двинулась к своему счастью, а пошла по тому же кругу: Париж, он, грубая любовь с предательством, изменами, сценами ревности, слёзы, желание покончить с собой, «какие- то французы, дамы, старый патер с книжкой, и накурено, и неуютно». После этого кого обвинять в своей неудавшейся жизни?

Будущее Раневской

С будущим Раневской всё понятно. А вот какое будущее готовит Раневская своей дочери Ане, ещё такой юной, открытой и наивной? Некоторые ремарки заставляют думать о том, что Аня очень похожа на свою мать.

Наверное, такая же мечтательная, восторженная, желающая летать и наслаждаться жизнью. Раневская, как и её дочь, мечтала о счастье, любви … И не думалось о плохом, и казалось, что никогда не будет бед и невзгод … Куда же всё делось, если Раневская была точно такая? Думала ли она, что жизнь распорядится именно так?

0 / 5. 0

«Вишневый сад» - одно из его лучших произведений. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской, в имении с вишневым садом, окруженным тополями, с длинной аллеей, которая «идет прямо-прямо, точно протянутый ремень» и «блестит в лунные ночи». Этот сад собираются продавать из-за многочисленных долгов Л. А. Раневской. Она не хочет соглашаться с тем, что сад надо продать под дачи.

Раневская, опустошенная любовью, возвращается в свое имение весной. В обреченном на торги вишневом саду - «белые массы цветов», поют скворцы, над садом - голубое небо. Природа готовится к обновлению - ив душе Раневской пробуждаются надежды на новую, чистую жизнь: «Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинут тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» И для купца Лопахина вишневый сад означает нечто большее, чем объект выгодной коммерческой сделки. Став владельцем сада и усадьбы, он переживает восторженное состояние… Купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете!»

Раневская непрактична, эгоистична, она мелка и пошла в своем любовном увлечении, но она и добра, отзывчива, в ней не увядает чувство красоты. Лопахин искренне хочет помочь Раневской, выражает ей неподдельное сочувствие, разделяет ее увлеченность красотой вишневого сада. Роль Лопахина центральная - он мягкий по характеру человек.

Раневской не дано спасти сад от гибели, и не потому, что она оказалась не в состоянии превратить вишневый сад в коммерческий, доходный, каким он был лет 40-50 назад: «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!»

Когда говорят лишь о возможности продажи, Раневская «рвет телеграмму, не прочитав», когда называется уже покупатель - Раневская, прежде чем порвать телеграмму, прочитывает ее, и вот когда состоялись торги, - Раневская не рвет телеграмм и, случайно обронив одну из них, признается в решении уехать в Париж к человеку, обобравшему и бросившему ее, признается в любви к этому человеку. В Париже она собирается жить на деньги, которые Анина бабушка прислала на покупку имения. Раневская оказалась ниже идеи вишневого сада, она предает ее.

Комедия «Вишневый сад» считается вершинным произведением Чехова. Пьеса отражает такое социально-историческое явление страны, как деградация «дворянского гнезда», моральное оскудение дворянства, перерастание феодальных отношений в капиталистические, а за этим - появление нового, господствующего класса буржуазии. Темой пьесы является судьба родины, ее будущее. «Вся Россия - наш сад». Прошлое, настоящее и будущее России как бы встает со страниц пьесы «Вишневый сад». Представителем настоящего в чеховской комедии является Лопахин, прошлого - Раневская и Гаев, будущего - Трофимов и Аня.

Начиная с первого акта пьесы, обнажается гниль и никчемность хозяев имения - Раневской и Гаева. Любовь Андреевна Раневская, на мой взгляд, довольно пустая женщина. Она не видит вокруг себя ничего, кроме любовных увлечений, стремится жить красиво, беззаботно. Она проста, обаятельна, добра. Но доброта ее оказывается чисто внешней. Существо ее натуры - в эгоизме и легкомыслии: Раневская раздает золотые, в то время как бедная Варя из «экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают один горох»; устраивает ненужный бал, когда нечем уплатить долги. Вспоминает о погибшем сыне, говорит о материнских чувствах, любви. А сама оставляет дочь на попечении безалаберного дяди, не беспокоится о будущем дочерей. Она решительно рвет телеграммы из Парижа, сначала даже не читая их, а потом - едет в Париж. Она опечалена продажей имения, но радуется возможности отъезда за границу. А когда говорит о любви к родине, то прерывает себя замечанием: «Однако же надо пить кофе». При всей ее слабости, безволии в ней есть способность к самокритике, к бескорыстной доброте, к искреннему, горячему чувству.

Беспомощным и вялым является и Гаев, брат Раневской. Он в собственных глазах - аристократ самого высокого круга, ему мешают «грубые» запахи. Лопахина он словно бы не замечает и старается поставить «этого хама» на место. В языке Гаева просторечие соединяется с высокими словами: ведь он любит либеральные разглагольствования. Любимое его словечко - «кого»; пристрастен он к бильярдным терминам.

Настоящее России в пьесе Чехова «Вишневый сад» представлено Лопахиным. Вообще его образ сложен и противоречив. Он решителен и уступчив, расчетлив и поэтичен, истинно добр и неосознанно жесток. Таковы многие грани его натуры и характера. Герой на протяжении всей пьесы постоянно повторяет о своем происхождении, говоря, что он мужик: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…» Хотя, мне кажется, все-таки он преувеличивает свою простонародность, ведь вышел он уже из семьи деревенского кулака-лавочника. Сам Лопахин говорит: «…отец мой покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал…» Да и сам он на данный момент весьма преуспевающий коммерсант. По его словам можно судить, что дела идут у него даже очень хорошо и жаловаться ему на жизнь и свою судьбу в отношении денег не приходится.

В его образе видны все черты предпринимателя, дельца, олицетворяющего настоящее состояние России, ее устройства. Лопахин - это человек своего времени, усмотревший действительную цепочку развития страны, ее структуры и втянувшийся в жизнь общества. Он живет сегодняшним днем.

Чехов отмечает доброту купца, его стремление стать лучше. Ермолай Алексеевич помнит, как Раневская заступилась за него, когда в детстве его обидел отец. С улыбкой вспоминает об этом Лопахин: «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет… (Пауза.) Мужичок…» Он искренно любит ее, охотно ссужает Любовь Андреевну деньгами, не рассчитывая их когда-либо получить. Ради нее он терпит Гаева, который презирает и игнорирует его. Купец стремится улучшить свое образование, узнать что-то новое. В начале пьесы он показывается с книгой перед читателями. По поводу этого Ермолай Алексеевич говорит: «Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул».

Ермолай Лопахин, единственный в пьесе занят делом, уезжает по своим купеческим надобностям. В одном из разговоров об этом можно услышать: «Мне сейчас, в пятом часу утра, в Харьков ехать». Он отличается от других своей жизнеспособностью, трудолюбием, оптимизмом, напористостью, практичностью. Один он предлагает реальный план спасения имения.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Описание образа Раневской в пьесе «Вишнёвый сад» .

«Вишневый сад» - одно из самых популярных и известных произведений, написанных Антоном Павловичем Чеховым. Оно отражает множество негативных социально-исторических явлений государственного строя того времени, таких, как моральное оскудение и деградация дворянства, зарождение капитализма, и вместе с этим появление нового класса - буржуазии. И как ни печально это звучит, но главной темой произведения стала судьба всей России, которая и ассоциируется с вишневым садом. Перед читателем встает со страниц история жизни людей царской Руси, которая неизменным путем шла к перерождению.

Характеристика: Любовь Раневская («Вишневый сад»)

В этой пьесе Раневская и ее брат Гаев являются представителями прошлого, Лопахин - настоящего, Аня и Трофим - будущего.

Все события произведения происходят в имении Любови Андреевны Раневской, где большие земельные угодья занимает вишневый сад. Все продается из-за многочисленных долгов хозяйки. Она вернулась из-за границы домой как раз к весне, когда весь сад стоит в белом цвету, поют игриво скворцы, небо сине-голубое. Природа обновляется, и вместе с ней Раневскую окутывают надежды на новую и счастливую жизнь. Она восхищенно любуется: «Весь, весь белый! О, сад мой!».

Для будущего владельца, купца Лопахина, этот вишневый сад - не только объект выгодной сделки, но и нечто большее. Он говорит, что прекраснее этого имения он ничего больше не встречал, ведь его дед был здесь крепостным.

Портретная характеристика Раневской из «Вишневого сада»

Если взяться за описание художественного портрета главной героини, то перед нами встает образ, который с первого взгляда покажется очень милым и привлекательным. Раневская действительно очень искренне и трогательно радуется, веселится, а иногда и всплакнет при воспоминаниях о детстве или о сыне, который погиб.

Какой же была на самом деле Раневская? «Вишневый сад» (характеристика героини в том числе) буквально сразу же, всего лишь в нескольких штрихах дает понять всю легкомысленность ее натуры. Она ведет себя уж слишком наиграно, поэтому сразу можно усомниться в искренности ее переживаний.

Она постоянно вскакивает и ходит, сильно взволнованная, говорит, что не может пережить этой радости, при этом целует шкаф и говорит: «Смейтесь надо мной, я глупая…».

Характеристика Раневской («Вишневый сад») говорит о том, что она самокритичная и достаточно умная, но привыкшая жить за чужой счет. Она уже не в силах ничего в себе изменить, поэтому стала рабой обстоятельств, капризов и негодного человека, обобравшего ее.

Сама Раневская понимает, что она транжирка, которая быстро и бессмысленно спускает деньги, в то время как ее приемная дочь Варя кормит домочадцев молочным супом, а старикам на кухне дают один горох.

Любовь

Разбирая далее затронутую нами тему, а именно «Раневская («Вишневый сад»): характеристика героини», отметим, что Любовь Андреевна сначала не обращает никакого внимания на телеграммы из Парижа от ее ухажера и даже рвет их, пока не узнает имя покупателя ее имения. А потом она бросает на произвол судьбы всех (и своих девочек, Аню и Варю тоже) и с последними деньгами уезжает в Париж. В этом городе она собралась жить за те средства, которые бабушка Ани прислала на покупку имения. Все понимают, что их ей хватит ненадолго.

Такое поведение якобы оправдывает то, что во всем виновата ее любовь к человеку бесчестному. Но вряд ли это высокое чувство, наоборот, в этом есть что-то низменное, отталкивающее, даже где-то смешное.

Лопахин

Далее характеристика Раневской («Вишневый сад») указывает на то, что она эгоистична и очень непрактична, да она и сама о себе говорит, что она ниже любви. Однако в ней есть что-то очень женственное, легкое и притягательное, она мила, добра и отзывчива. Но постепенно все это вместе с чувством прекрасного угасает.

Лопахин искренне относится к Раневской, он сочувствует ей и разделяет ее увлеченность необыкновенной красотой вишневого сада, и все потому, что он очень чувствительный и мягкий человек.

Невосполнимая утрата

Однако Раневской не суждено спасти дорогой для ее сердца сад, так как в ней нет той коммерческой жилки и она не сможет его опять сделать доходным, каким он был почти полвека назад. Этот факт подчеркивает ее реплика «…Бывало, сушеную вишню возами возили и отправляли в Москву и в Харьков. Денег было!».

В итоге Раневская продает вишневый сад и ту красоту, которая не может защитить сама себя. И поэтому все должно исчезнуть, а вместе с этим безвозвратно уходит нечто очень важное и сокровенное.

Таким же беспомощным выглядит и ее брат Гаев, который только в собственных глазах остался в высшей степени аристократом. Лопахина он практически не замечает и считает его хамом, которого надо поставить на место.

Заключение

Однако какой бы ни была характеристика Раневской, «Вишневый сад» Чехов задумал именно как комедию, и, возможно, именно театральная и режиссерская постановка слишком сгустили краски. Кто знает?! А может к жизни нужно относиться так же беззаботно, легко и весело, как это делала главная героиня?

Прототипами Раневской, по свидетельству автора, были русские барыни, праздно жившие в Монте-Карло, которых Чехов наблюдал за границей в 1900 году и в начале 1901 года: «А какие ничтожные женщины... [о некоей даме. — В. К.] “она живет здесь от нечего делать, только ест да пьет...” Сколько гибнет здесь русских женщин» (из письма О. Л. Книппер).

Вначале образ Раневской кажется нам милым и привлекательным. Но затем он обретает стереоскопичность, сложность: обнаруживается легковесность ее бурных переживаний, преувеличенность в выражении чувств: «Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной. (Целует шкаф.) Столик мой...» В свое время литературовед Д. Н. Овсянико-Куликовский даже утверждал, имея в виду поведение Раневской и Гаева: «Термины “легкомыслие” и “пустота” применяются здесь уже не в ходячем и общем, а в более тесном — психопатологическом — смысле, поведение этих персонажей пьесы “несовместимо с понятием нормальной, здоровой психики”». Но в том-то и дело, что все персонажи пьесы Чехова — это нормальные, обычные люди, только их обычная жизнь, быт рассматриваются автором как бы через увеличительное стекло.

Раневская, при том, что брат (Леонид Андреевич Гаев) называет ее «порочной женщиной», как ни странно, вызывает уважение и любовь у всех персонажей пьесы. Даже лакею Яше, на правах свидетеля ее парижских тайн вполне способного на фамильярное обращение, не приходит в голову быть с ней развязным. Культура и интеллигентность придали Раневской очарование гармонии, трезвость ума, тонкость чувств. Она умна, способна сказать горькую правду о себе самой и о других, например, о Пете Трофимове, которому она говорит: «Надо быть мужчиной, в ваши годы надо понимать тех, кто любит. И надо самому любить... “Я выше любви!” Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей безвольности, сентиментальности ей свойственна широта натуры, способность к бескорыстной доброте. Это привлекает Петю Трофимова. И Лопахин о ней говорит: «Хороший она человек. Легкий, простой человек».

Двойником Раневской, но личностью менее значительной, является в пьесе Гаев, не случайно в списке действующих лиц он представлен по принадлежности к сестре: «брат Раневской». И он способен иногда говорить умные вещи, быть иногда искренним, самокритичным. Но недостатки сестры — легкомыслие, непрактичность, безволие — становятся у Гаева карикатурными. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, Гаев же произносит перед ним речь в «высоком стиле». В собственных глазах он аристократ самого высокого круга, Лопахина словно и не замечает и старается поставить «этого хама» на место. Но его презрение — презрение аристократа, проевшего свое состояние «на леденцах» — смешно.

Гаев инфантилен, нелеп, например, в следующей сцене:

«Фирс. Леонид Андреевич, бога вы не боитесь! Когда же спать?

Гаев (отмахиваясь от Фирса). Я уж, так и быть, сам разденусь».

Гаев — еще один вариант духовной деградации, пустота и пошлость.

Не раз было отмечено в истории литературы, ненаписанной «истории» читательского восприятия произведений Чехова, что он будто бы испытывал особое предубеждение к высшему свету — к России дворянской, аристократической. Эти персонажи — помещики, князья, генералы — предстают в рассказах и пьесах Чехова не только пустыми, бесцветными, но подчас неумными, дурно воспитанными. (А. А. Ахматова, например, Чехова упрекала: «А как он описывал представителей высших классов... Он этих людей не знал! Не был знаком ни с кем выше помощника начальника станции... Неверно все, неверно!»)

Однако вряд ли стоит усматривать в этом факте определенную тенденциозность Чехова или его некомпетентность, знания жизни писателю было не занимать. Дело не в этом, не в социальной «прописке» чеховских персонажей. Чехов не идеализировал представителей никакого сословия, никакой социальной группы, он был, как известно, вне политики и идеологии, вне социальных предпочтений. Всем классам «досталось» от писателя, и интеллигенции тоже: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже тогда, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр».

С той высокой культурно-нравственной, этико-эстетической требовательностью, с тем мудрым юмором, с которыми Чехов подходил к человеку вообще и его эпохе в особенности, социальные различия теряли смысл. В этом особенность его «смешного» и «грустного» таланта. В самом же «Вишневом саде» нет не только идеализированных персонажей, но и безусловно положительных героев (это относится и к Лопахину («современной» Чехову России), и к Ане и Пете Трофимову (России будущего).




Top