Статья зачем нужны памятники архитектуры. Исчезновение памятников архитектуры

Культура различных народов и стран выражена в архитектуре и предметах искусства их городов. Тысячи лет строители, архитекторы и художники создавали неповторимый образ каждого из городов. Передать их старания в фотографии - вот тема этого урока.

Съёмка достопримечательностей и архитектуры

Город - единое образование, включающее в себя архитектуру улиц, памятники, храмы, парки, набережные, людей и животных. Конечно же, каждый город, а особенно города с богатым
историческим прошлым, имеют собственный уникальный характер и определенную «мелодию». Для городов Востока характерен один ритм, для маленьких европейских городков - другой, для
огромных мегаполисов - третий… На самом деле, люди и постройки являют собой единый живой организм, ну а чтобы получить хорошие «городские фотографии», в первую очередь нужно поймать Настроение Города.

Кому-то проще разглядеть что-то интересное в незнакомом месте, едва бросив чемодан в отеле, а кому-то нужно присматриваться к жизни мегаполиса или маленького городка в течение какого-то - возможно, длительного - времени.

Конечно, сначала желательно познакомиться с тем местом, куда вы едете, заочно. Для этого, кроме получения общей информации о тех местах, вы можете заранее посмотреть фотографии города и определиться с «точками», которые могли бы быть вам интересны. Это не значит, будто нужно «калькировать» чьи-то фото, но все же не стоит забывать: в большинстве городов есть достопримечательности - и существуют их традиционные выгодные ракурсы, которые обходить вниманием, конечно, незачем.

Обязательно нужно учитывать климатические особенности, так как, например, во многих городах Азии днем может быть очень жарко и пыльно, к тому же, на улицах может собираться такое количество народа, что съемку это очень осложнит. Как правило, лучше всего о местных особенностях рассказано в путеводителях для вольных путешественников (Lonely Planet и другие подобные издания).

Свет

Как и в любой другой фотографии, главное в городской фотографии - свет. Особенности освещения могут сделать самое банальное место необычным, особенно если вы окажетесь там в нестандартное время.

По личному опыту знаю: лучшее время для городской съемки, особенно в Азии, - самое раннее утро. Мало того, что освещение в режимное время (за некоторое время до восхода солнца и пару часов после него) само по себе интересно - в это время, как правило, на городских улицах очень мало людей, то есть пространство в вашем полном распоряжении! Даже если днем вас ждет адская жара, утром на улицах обычно достаточно прохладно; лишь редкие люди заняты своими делами. В Европе жители не всегда хорошо реагируют на съемку, поэтому и вы не будете мешать им, и они вам. Хотя, нельзя не заметить, присутствие небольшого количества людей в кадре очень оживляет снимок: речь об «истории», уникальности момента…

Также одной из самых интересных по освещению вариантов городской съемки является съемка ночная и вечер, переходящий в ночь. В это волшебное время европейские города и мегаполисы бывают красиво подсвечены, поэтому представляют собой ночью совершенно другое зрелище, нежели днем. Лучшее время здесь наступает в тот момент, когда уже включают подсветку, но ночь еще не окончательно «снизошла» на город.

В Азии ночи очень темные и начинаются довольно рано. Основные же достопримечательности обычно не подсвечены, так что съемка имеет определенные особенности - вечером лучше переключиться на съемку подсвеченных деталей.

Нередко с наступлением темноты в городах - например, в Катманду - в многочисленных мелких лавочках или мастерских включается тусклый свет. Несмотря на отсутствие полноценного вечернего освещения, город превращается в своеобразную «Сказку 1001 ночи» - куда ни кинь взгляд, везде, в маленьких арочках, магазинчиках, уличных кафе происходит какая-то жизнь, выглядящая очень притягательно: она словно бы «высвечивается» из темноты небольшими лампами…

Но, надо сказать, для такой съемки нужен светосильный телеобъектив и современная камера, позволяющая снимать на высокой чувствительности (ISO), дабы получить достаточно короткую выдержку (во избежание смазов) для двигающихся объектов в тусклом свете.

Днем, при ярком солнечном свете, хорошо смотрятся на фото современные офисные здания. Контрастный солнечный свет лишь подчеркивает резкие грани современного дизайна. Если здание стеклянное, то в его многочисленных окнах могут отражаться весьма интересные сюжеты.

В это время также можно сделать интересные фотографии внутри, в интерьерах храмов либо других старых зданий, где через немногочисленные оконца на стенах пробиваются яркие солнечные лучи.

Конечно же, интересны для городской съемки и необычные погодные явления - например, полнолуние, предгрозовое небо, предрассветная дымка или густой туман, которые могут сделать необычными фотографии самых исхоженных туристических мест.

Что касается технической стороны городской съемки, то, поскольку контраст при съемке, как правило, высок, нужно ставить экспозицию по важным деталям, на которые вы и делаете акцент. При необходимости передать детали объекта в тенях экспозиция устанавливается по теневым участкам. Следите при этом за возможным выбитым в свете (передержанными участками). Возможно, они появятся, но если будут невелики и не в основных сюжетных линиях, то это не так и страшно.

Правило третей

Для уравновешенной композиции городского пейзажа, как и в обычном пейзаже, используйте выдержку, относящуюся к правилу «золотого сечения» – «правилу третей», размещая важные композиционные элементы в узлах пересечения линий, прочерченных на расстоянии трети от краев кадра.

Использование штатива и подручных средств

Для съемки в режимное время и для ночной съемки вам обязательно потребуется штатив. Необходимость носить его с собой, конечно, несколько усложняет перемещения по городу, но избавляет от вероятных смазов на длинной выдержке. Кстати, если ваш объектив оборудован стабилизатором, то лучше при съемке со штатива его вообще выключить, так как помочь он вам в таком типе съемки не сможет, а вот помешать - легко…

Со штативом длина выдержки может вас практически не заботить (в городе обычно достаточно 30 секунд для ночной съемки: специального пульта не нужно) - можете применять интересные эффекты. Например, можно закрутить отверстие диафрагмы до значений 11-14: источники света на фотографии превратятся в маленькие звездочки с лучами.

Также на длинной выдержке съемка дорожного движения даст следы красивых треков от фар машин. Для использования такого приема точку съемки лучше выбрать повыше.

Со штатива вы можете получить также очень интересные фотографии, снимая фонтаны. Если выдержка будет короткой, капли воды заморозятся; если же длинной (2-3 секунды), фонтан превратится в длинные матовые струи. Фонтаны бывают очень красиво подсвечены по вечерам - здесь штатив вам, скорее всего, тоже понадобится. Попробуйте поэкспериментировать, снимая фонтан целиком, отдельно, а также его детали.

При съемке со штатива всегда надевайте на объектив бленду, чтобы не ловить так называемых «зайцев»: это боковые засветки от других источников света, которых в городе обычно немало. Как и при ночной съемке любых других пейзажей, для спуска затвора (если вы не пользуетесь специальным пультом или тросиком) необходимо использовать автоматический таймер, иначе движение пальца на кнопке спуска затвора смажет изображение.

Иногда автофокус камеры не может сфокусироваться на нужной вам точке. Тогда либо переключите камеру в ручной режим фокусировки и наведите резкость вручную, либо подсветите объект фонарем, чтобы помочь сфокусироваться автофокусу. Если света для съемки с рук маловато, а штатива у вас с собой нет, используйте подручные средства: можно поставить фотоаппарат на забор, прислонить к стволу дерева или ограде набережной; неплохим импровизированным штативом может послужить мешочек с крупой.

При съемке интерьера в темных зданиях без штатива (таких, как этот буддийский монастырь, например) можно использовать способность широкоугольных объективов захватывать в кадр
максимум пространства. То есть можно поставить фотоаппарат на пол или очень низкую точку съемки, слегка приподнять объектив вверх (этого можно добиться, сняв, например, бленду с объектива и подложив ее под объектив) и снимать с задержкой спуска затвора, как при ночной съемке.Неплохим вариантом при съемке в темном помещении без штатива будет прием снимать сериями - несколько кадров из длинной серии вполне могут оказаться резкими.

Фрагменты архитектуры

Съемка города будет неполной, если не фотографировать детали архитектуры - они бывают очень интересными. Здесь, конечно, ключевым правилом будет внимательно смотреть по сторонам: нужно превратиться в своеобразный радар, так как некоторые элементы не так уж просто заметить. Способность находить и вычленять из общей картины необычные детали отлично развиваются с опытом съемки.

Интерес могут представлять старинные фонари, балконы, элементы набережных, храмов, вывески магазинов, арки, купола храмов, неожиданно встречающиеся маленькие памятники в необычных местах - и даже элементы городских коммуникаций! Нередко очень необычно выглядят ручки на дверях старинных зданий, старинные двери и окна.

Интересно смотрится сочетание старого и нового - например, отражение изображения старой церкви в стеклянных стенах офисного здания.

Иногда выразительный фрагмент здания может сказать о нем больше, чем общий план. В старинных зданиях, например, часто встречаются интересные элементы резьбы по камню или небольшие скульптуры на фасадах. Кроме наблюдательности, очень важным окажется умение убрать из такого кадра лишние детали, оставив главное.

Хотя, конечно, для полноты фоторепортажа о месте, в котором вы побывали, нужны как фрагменты, так и общие планы.

Снимая фрагменты, закройте диафрагму, чтобы получить большую глубину резкости.

Ритмический рисунок кадра

Найдя подобные по цвету, фактуре и форме элементы, можно уловить графический ритм, расположив эти элементы так, чтобы они повторялись. Это очень популярный в городской съемке прием. Такими элементами могут быть фонари на набережной, окна в каком-либо здании, элементы решеток, храмовые арки, деревья, столбы или машины на стоянке (ну и тени от них).

Лучше всего для фотографирования ритмических рисунков подойдет телеобъектив - учитывая его способность «сжимать» расстояние. При этом графический ритм хорошо подчеркивается при съемке не в фас, а сбоку. Такие фото очень интересно смотрятся в черно-белом варианте.

Экскурсии Фотографируя на экскурсиях, можно сделать немало любопытных фотографий. Правда, в такой съемке есть и не слишком приятный момент: поскольку вы на ней, скорее всего, не один (двое - практически идеальный вариант), то вам будут мешать другие члены группы. Избежать этого можно, если немного обогнать гида и занять лучшую точку первым. Либо наоборот: подождать, пока основная часть группы сфотографирует то, что хотела и пройдет дальше.

Не стоит злоупотреблять снимками типа «Я и фонтан», «Я и храм», «Я и статуя»: снимки эти, как правило, окажутся у большей части вашей группы… да и какую смысловую нагрузку они несут? Показать, что вы действительно там были? Или цель - непременно выложить фото в социальную сеть? Если уж вам так хочется сфотографироваться на красивом фоне в интересном месте, сделайте несколько таких фотографий, но не превращайте это в скучную бесконечную серию. Помните: основная цель художественной фотографии (если вы хотите получить действительно художественное фото) - сделать фотографии, интересные не только вам или тем, кто вас знает, а заинтересовать тех, кто совсем не знает предыстории, которая связывает вас с этим местом.

Если же ваша цель - показать на фото то, что вы «были в этом месте», лучше сфотографироваться или сфотографировать близких на фоне таблички с названием известной улицы или какой-либо популярной достопримечательности.

Оптика и геометрические искажения

При съемке широкоугольными объективами нередки такие геометрические искажения, как «падающие» к центру кадра здания. Если вам это сильно мешает, эти искажения сейчас неплохо исправляются при постобработке фотографий средствами Photoshop или любого популярного конвертера RAW. Хотя лучшим вариантом будет художественно обыграть эти искажения в свою пользу.

Чем больше фокусное расстояние, тем меньше эти искажения, то есть при съемке телеобъективом зданий, людей или улиц вдалеке падать в центр кадра они не будут.

Идеальным вариантом будет съемка с двух камер, на одну из которых надет широкоугольник, а на другую - телеобъектив: это придаст вам большую оперативность. Если же этот вариант не подходит вам по бюджету, то очень удобным при городской съемке будет универсальный зум-объектив с большим диапазоном фокусных расстояний и оптическим стабилизатором.

Панорамы

Для больших видовых пространств используйте панорамную съемку. При этом, как и в природном пейзаже, лучше снимать такие сюжеты с максимально высокой точки съемки.

Примеры фотографий на тему урока

Как и в любой другой фотографии, главное в городской фотографии – свет. Особенности освещения могут сделать самое банальное место необычным, особенно если вы окажетесь в нём в
нестандартное время.

Эта фотография Праги сделана в день с переменной облачностью. Город выглядел серым под пеленой облачности, но, стоило подождать пятнадцать минут, как появилась интересная полоска света, которая оживила фотографию. Прага. Чехия.

Присутствие даже небольшого количества людей в кадре его очень оживляет, придаёт ему некоторую историю, уникальность момента. Без людей эта улица была бы слишком пуста. Чешский Крумлов.

Одной из самых интересных по освещению вариантов городской съёмки является съёмка ночная и вечер, переходящий в ночь. В это волшебное время европейские города и мегаполисы бывают красиво подсвечены и ночью представляют собой совершенно другое зрелище, нежели днём. Лучше время здесь наступает, когда уже включают городскую подсветку, но небо ещё не чёрное, ночь ещё не окончательно спустилась на город.

»

Внутри храмов либо других старых зданий, днём можно сделать интересные фотографии, когда через немногочисленные оконца на стенах пробиваются яркие солнечные лучи. Прага. Чехия.

Со штативом вы практически неограниченны в длине выдержки (в городе 30 сек для ночной съёмки обычно достаточно и специального пульта не нужно) и можете применять интересные эффекты. Например, можно закрутить отверстие диафрагмы до значений 11-14 и источники света на фотографии превратятся в маленькие звёздочки с лучами. Москва. Россия.

Также как и при ночной съёмке любых других пейзажей, для спуска затвора (если вы не пользуетесь специальным пультом или тросиком) необходимо использовать автоматический таймер. Иначе движение пальца на кнопке спуска затвора способно смазать изображение. Москва. Россия.

При съёмке без штатива интерьеров в тёмных зданиях, например таких, как этот буддийский монастырь, можно использовать способность широкоугольных объективов захватывать в кадр
максимум пространства. То есть можно поставить фотоаппарат на пол или очень низкую точку съёмки, слегка приподнять объектив вверх (этого можно добиться, сняв, например бленду с
объектива и подложив её под объектив) и снимать с задержкой спуска затвора, как при ночной съёмке. Именно так и сделано это фото, при помощи подложенной под объектив бленды. Монастырь Тянгбоче. Непал

Съёмка города будет неполной, если не фотографировать детали архитектуры – они бывают очень интересными. Здесь, конечно, ключевым правилом будет внимательно смотреть по сторонам, превратясь в своеобразный радар, ведь некоторые элементы не так уж просто заметить. Способность находить и вычленять из общей картины необычные детали отлично развиваются с опытом съёмки. Прага. Чехия.

Интерес могут представлять старинные фонари, балконы, элементы набережных, храмов, вывески магазинов, арки, купола храмов, неожиданно встречающиеся маленькие памятники в необычных местах и даже элементы городских коммуникаций. Нередко очень необычно выглядят ручки на дверях старинных зданий, старинные двери и окна.

Прага. Район «Пражский град». Чехия.

»

Иногда, выразительный фрагмент здания или скульптуры, может сказать о нём больше, чем общий план. Кроме наблюдательности, очень важным будет умение убрать из такого кадра лишние детали, оставив главное. Крупный план головы статуи одного из воплощений Шивы – «Чёрного Байраба» на площади Дурбар-
сквер в Катманду, Непал.

»

Хотя, конечно, для полноценного фоторепортажа о месте, в котором вы побывали, нужны и фрагменты и общие планы. Общий вид статуи одного из воплощений Шивы – «Чёрного Байраба» на
площади Дурбар-сквер в Катманду, Непал.

»

Найдя подобные по цвету, фактуре и форме элементы, можно уловить графический ритм, расположив эти элементы так, чтобы они повторялись. Это очень популярный в городской съёмке приём. Такими элементами могут быть фонари на набережной, окна в здании, элементы решёток, арки храмов, деревья, даже столбы или машины на стоянке или тени от них. Здесь ритм создаёт повторение форм арок внутри католического храма. Кутна гора. Чехия.

»

Чем больше фокусное расстояние, тем меньше геометрические искажения. То есть, при съёмке телеобъективом зданий, людей или улиц вдалеке, падать в центр кадра они не будут. Прага. Чехия.

ы»

Для больших видовых пространств используйте панорамную съёмку. При этом, как и в природном пейзаже, лучше снимать такие сюжеты с максимально высокой точки съёмки.
Панорама из двух горизонтальных кадров. Чешский Крумлов. Чехия.

»

Свет имеет решающее значение для получения хорошей фотографии. Он делает момент уникальным, неповторяющимся. На фото – краткий момент короткого зимнего заката в морозный вечер. Москва. Россия

Задания к уроку

Учимся снимать архитектуру Ну что же, пришла пора попрактиковаться в съёмке архитектуры. Попробуйте найти интересные сюжеты для съёмки в городе и пришлите две самые удачные фотографии, сделанные в разное время суток.

Архитектура в широком смысле охватывает большую сферу человеческой деятельности, особое место в которой занимает ландшафтная архитектура как отдельный раздел.

Ландшафтная архитектура включает в себя процесс создания и оптимальной организации окружающего пространства, который помогает эстетически грамотно оформить сады и парки.

Основной материал для работы в ландшафтной архитектуре - это растительность и окружающий ландшафт.

Часто понятия ландшафтного дизайна и архитектуры отождествляют. Но нужно понимать, что они несут различную смысловую нагрузку. Архитектура здесь - это организация благоприятного окружающего пространства, внешней среды для повседневной жизнедеятельности населения, а также отдыха. Элементы ландшафтной архитектуры можно увидеть как в городских парках, так и в сельской местности, на частном приусадебном участке. Эта сфера жизнедеятельности человека должна отвечать эстетическим, функциональным и экономическим требованиям.

Говоря проще, ландшафтная архитектура - способ такого оформления парков, садов, мест отдыха населения, при котором человек будет себя чувствовать максимально комфортно, а его эстетические требования будут полностью удовлетворены.

Специалисты по архитектуре достигают поставленных целей при помощи воды, зеленых насаждений, камня, особого рельефа местности.

Ландшафтный дизайн же - более общее понятие, которое включает в себя ландшафтную архитектуру. Сегодня сложно отделить одно понятие от другого, поскольку на деле они неразрывно связаны. Современные учебные заведения занимаются подготовкой специалистов широкого профиля - строителей-дизайнеров, ландшафтных архитекторов, которые занимаются не только озеленением территорий городских парков или частных приусадебных участков, но также участвуют в разработке проектов строительных объектов.

В последние годы спрос на услуги специалистов в области ландшафтной архитектуры неуклонно растет. Это связано с тем, что все большее число людей стремятся жить в условиях благоустроенных усадеб, парков, дворов. В Европе ландшафтная архитектура и дизайн находятся на высочайшем уровне, отечественным специалистам можно многому научиться у зарубежных коллег, перенять массу приемов и идей.


Современная ландшафтная архитектура должна быть экологически ориентирована. Это означает, что первозданный ландшафт нужно максимально сохранить. Важно подчеркнуть ее красоту при помощи архитектурных объектов и приемов, используя экологически чистые строительные материалы.

В нашей стране термин «ландшафтной архитектуры» впервые стал употребляться в 70-х годах 20-го века. Тогда в 1961 г. было организовано первое Всесоюзное совещание по ландшафтной архитектуре.

Объекты ландшафтной архитектуры

Существует масса подходов, по которым можно классифицировать объекты ландшафтной архитектуры. Традиционный подход выделяет следующие элементы:

  • функциональные объекты, к примеру, исторического назначения, культурного (заповедники), а также парки отдыха;
  • объекты, имеющие ландшафтно-генетическое происхождение, такие как природные парки, образованные естественным образом и сохраненные человеком в качестве парков, водных территорий;
  • градостроительные объекты - зоны или уголки природы с естественным ландшафтом на территории города или же в загородной зоне.

Сегодня практически все объекты ландшафтной архитектуры находятся в городах . Большинство их представлено в виде городских парков, которые условно можно разделить на:

  • многофункциональные, которые используются сразу несколькими категориями населения как для отдыха, так и для проведения различных культурных и спортивные мероприятий;
  • специализированные, выполняющие одну определенную функцию (ботанические сады и парки; зоологические парки; комплексные парки-выставки, состоящие из водоемов, павильонов для выставок, зеленых насаждений; музей под открытым небом; парки с этнографической направленностью, которые показывают жизнь различных народов; дендропарки).

Ни один ландшафтный объект не обходится без коммуникационной сети. Для удобства посетителей организуются транспортные дороги, пешеходные пути, дорожки для велосипедистов, для прогулок.

Поскольку любой объект ландшафтной архитектуры предполагает преобразование и изменение окружающей природной среды в большей или меньшей степени, то выделяют:

  • объекты макроуровня, которые занимают большие территории в масштабе страны. Они имеют региональное значение, а их проектирование производится с учетом рационального природопользования. Обычно такие объекты остаются в практически неизменном виде. Для удобства посетителей в них прокладывается сеть коммуникаций. Это - национальные парки, заповедники, городское озеленение, водоемы;
  • объекты мезоуровня. Они располагаются в пределах конкретного населенного пункта. Парки, гидропарки, сады. Предназначены для отдыха населения, проведения мероприятий развлекательного и спортивного характера;
  • объекты микроуровня. Их проектирование производится, исходя из привязки к конкретному архитектурному объекту - зданию или сооружению. Это - сады, скверы, территории при различных заведениях, террасы, бульвары, набережные.

Направления ландшафтной архитектуры

Современная ландшафтная архитектура состоит из следующих направлений:

Ландшафтное строительство, основной задачей его является возведение объектов ландшафта, вокруг которых будут находится зеленые насаждения. Это - водоемы, созданные искусственным образом, альпийские горки, водопады, альпинарии.


Ландшафтное планирование - предполагает такую организацию и преобразование окружающей природной среды в масштабах страны, которое позволяет максимально сохранить ее в первозданном виде.

Ландшафтный дизайн - более детальное описание того, как будет выглядеть будущие объекты благоустроенной территории.

Основными задачами ландшафтной архитектуры являются:

  • сохранение природного ландшафта в первозданном виде;
  • охрана природных памятников;
  • улучшение ландшафта и преобразование его для максимально удобного и безопасного использования человеком.

Стили в ландшафтной архитектуре

В архитектурном дизайне принято выделять два основных стиля:

Регулярный стиль , для которого характерно наличие основной плавной оси. Именно вокруг нее будут расположены все основные элементы и объекты.

Часто используют зеркальную симметрию. В качестве коммуникаций использую дорожки прямые или выполненные на плане при помощи линейки и циркуля. Для регулярного стиля характерно наличие строгих геометрически правильных линий, форм и пропорций. Часто используют формы круга или квадрата. При выборе растений для насаждений предпочтение отдают тем видам, которые легко поддаются стрижке и формированию необходимых фигур из них. Чаще всего - это кустарники или небольшие деревца. При их высадке ориентируются на аллейный тип. В каждом уголке сада, выполненного в регулярном стиле, находятся декоративные элементы в виде фонтанов, скульптур, бассейнов, беседок и арок.


Пейзажный стиль , главная задача которого - максимальное сохранение первозданного природного вида, черт местности. Все природные элементы лишь подчеркиваются при помощи ландшафтных объектов и облагораживаются для того, чтобы их было удобно посещать. Здесь нет четких и правильных геометрических форм и линий. Единственное требование - конечный пейзаж должен быть завершенн

Любой город мира имеет свое архитектурное лицо. Города, построенные несколько сотен лет назад, могут похвастаться тем, чего нет у современных, молодых городов: своей историей и уникальным архитектурным обликом, неким особым духом, отпечатком людей и событий, характерным именно этому месту. Приезжая в курортный или исторический город, мы начинаем свои прогулки с исторического центра, со «старого города». Старинные не большие дома, узкие улицы, местный колорит…Никто и нигде не едет смотреть спальные районы или одинаковые панельные многоэтажки. Высотки интересны только там, где они действительно впечатляют своим величием: в эмиратах, Нью- Йорке, Шанхае, например. Потому так важно сохранить то, что уже есть, то, что пришло к нам из прошлого, то, что имеет историю, особую неповторимую эстетику и уникальность. Для себя, своего самосознания, для преемственности поколений, для сохранения красоты прошлого. Города, которые поняли это, становятся привлекательны для туристов и любимы собственными жителями. Много раз в Уфе и других российских городах я слышала слова восхищения от иностранцев по поводу наших памятников истории и архитектуры, в частности, деревянного зодчества.

Бытует такое мнение: у деревянных домов короткий век, и нет смысла их реставрировать, т.к. жить им не долго. Однако учёные Томского госуниверситета совместно с учеными из Штутгарта и Дармштадта провели исследование одного из деревянных памятников федерального значения города Томска и установили, что продолжительность эксплуатации этого деревянного здания, имеющего возраст более 100 лет, при должном режиме эксплуатации может составить до 400 лет. Что уж тогда говорить о каменных памятниках архитектуры, если при надлежащем уходе деревянные строения могут сохраняться до 400 лет?

Самый древний сохранившийся деревянный памятник в России- церковь Ризоположения из села Бородава, возведенная в 1485 году и перенесенная в город Кириллов, простояла практически без реставрации до 1950 года, а после реставрации находится сейчас в отличном состоянии. Более 500 лет!

Так что говорить о том, что век столетних деревянных домов уже прошел, не верно. Их можно и нужно сохранять, вопрос только в надлежащем уходе и реставрации.

В Европе отношение к памятникам истории и архитектуры в разы бережнее, они чтят и гордятся своей историей и берегут ее архитектурное наследие. Наверное, многие смотрели передачу «Орел и решка», где показывали дома в Литве, в Вильнюсе. Дома эти очень напоминают уфимские, а стоят более миллиона долларов, потому что это- культурное наследие.

Дома в Вильнюсе




В Норвегии и Финляндии только объекты национального значения реставрируются исключительно из государственного бюджета (в Финляндии их всего 200), а остальные, как правило, сохраняются совместными усилиями владельцев и государства. В болгарском городе Несебер и финском Раума, включённых в список мирового наследия ЮНЕСКО, сохраняется по 600 деревянных памятников, в Шведском Бергене - 40.
В старинном городе Финляндии Раума сохранились кварталы деревянной исторической застройки. Старый Раум является крупнейшим историческим деревянным городом в Северных странах. Всего здесь около 600 зданий 18-начала 19 века, большинство из которых находится в частной собственности. Здесь уже отработан механизм оказания государственной помощи владельцам зданий на их ремонт и реставрацию. Как правило, государственная помощь составляет 40% от стоимости работ.
Для поддержания работ по сохранению и развитию Старой Раумы создан Фонд Старой Раумы, который осуществляет сбор средств на сохранение и развитие старого города, а также предлагает кредиты на ремонт исторических зданий по ставкам центрального банка.

Старая Раума, Финляндия




Тронхейм, Норвегия



Это говорит об уважительном отношении к памятникам архитектуры как государства, так и самих людей, в частной собственности которых находится большинство этих домов.

Но и в России есть удачные примеры сохранения и реставрации памятников истории и архитектуры.
Как,например, в Томске. В городе, основанном в 1604 году, проживает 500 тысяч человек. Уникальность исторического наследия Томска заключается в сохранении массивов городской деревянной застройки, датированной XIX-XX веками.
Всего в Томске насчитывается около 3 тысяч деревянных зданий и сооружений. Из них около 1,5 тысяч - объекты, имеющие историческую, архитектурную ценность или формирующие историческую среду в качестве фоновой застройки. Программа сохранения и возрождения деревянного зодчества г. Томска и Томской области, зародившаяся как гражданская инициатива, затем взятая под патронат губернатором Виктором Крессом и получившая статус официального документа 5 лет назад, включает 701 объект. Для сравнения: в болгарском городе Несебер и финском Раума, включённых в список мирового наследия ЮНЕСКО, сохраняется по 600 деревянных памятников, в Шведском Бергене - 40. Таким образом, по числу сохраняемых деревянных зданий Томск опережает не только отечественные Вологду и Иркутск, но и мировые центры деревянного зодчества. Хотя, конечно, и здесь есть свои проблемы.

С 2005 года было отреставрировано около шестидесяти деревянных зданий. Из бюджета на это было потрачено порядка 380 миллионов рублей. При этом отдельной статьи в бюджете на восстановление деревянных домов не было. Деньги выкраивались по чуть-чуть. Ещё 70 миллионов были привлечены от инвесторов и ещё 20 миллионов - из федерального бюджета.
И вот такой случай: Дом Сапожниквова-памятник деревянного зодчества в Томске- расселяли, несколько раз поджигали и наконец сожгли окончательно - на следующий день после завершения работы Русско-немецкого саммита и отъезда из Томска вип-персон. Общественность тогда устроила большой скандал с митингом у сожжённого дома и письмом, собравшим полторы тысячи подписей. В Уфе почти в 2 раза больше жителей, но когда Архзащита собирала подписи за сохранение памятников архитектуры, их набралось всего около 200. Может быть, нам, как жителям своего города, нужно стать менее безразличными к своему культурному наследию? Ведь пока еще есть что сохранять. Некоторые уголки города остались практически такими же, как и 100 лет назад, и есть еще пока замечательные памятники деревянного зодчества.

Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим.

Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. В любом населенном пункте нашей страны можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя.

Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного пространства.

Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением. Это зависит от многих факторов - от уровня образованности и культуры населения, господствующей идеологии, позиции государства к своему культурному наследию, политического устройства, экономического состояния страны. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.

Уже в глубокой древности властители прекрасно осознавали влияние монументальных сооружений на сознание и психику людей. Памятники своим величием дают эмоциональный заряд, внушают уважение к истории своей страны, помогают сохранять значимое прошлое. Они призваны воспитывать в гражданах чувство гордости за предков. Иногда памятники ставят живым людям, которые отличились чем-то хорошим. Пройдет совсем немного времени, и не останется в живых очевидцев Великой Отечественной войны. Наличие же памятника, который рассказывает о подвиге русского народа, позволит потомкам не забывать об этих годах. В любом населенном пункте нашей страны можно обнаружить каменные свидетельства этой жестокой поры. Между памятниками и обществом существует невидимая связь. Историко-культурная среда, частью которой являются памятники, оказывают влияние на формирование мировоззрения каждого жителя. Кроме этого, памятники истории и культуры являются информацией, которая нужна для прогнозирования будущих процессов. Наука, используя такой археологический материал, как памятники, не только восстанавливает то, что происходило в прошлом, но и делает прогнозы. В архитектурном плане памятники помогают организовывать пространство, исполняют роль визуального центра общественного пространства. Для объективного понимания культурных и исторических процессов в обществе важно сохранять памятники. Отношение к ним определяется позицией общества к своему прошлому и может проявляться незнанием, заботой и осознанным уничтожением. Это зависит от многих факторов - от уровня образованности и культуры населения, господствующей идеологии, позиции государства к своему культурному наследию, политического устройства, экономического состояния страны. Чем выше образованность, культура, экономика общества, гуманнее его идеология, тем более осознанно оно относится к своему историко-культурному наследию.

Каких только не существует в мире памятников! Благодарное человечество воздвигало величественные сооружения в честь умерших справедливых правителей, гениальных музыкантов и поэтов. В доисторическую эпоху главы государств не хотели дожидаться собственной смерти и сооружали памятники себе при жизни. Монументы ставят на кладбищах и в центре городских площадей. Зачем во всех странах и во все времена люди это делают?

Человечество начало ставить еще на заре цивилизации. Ученые до сих пор находят древнейшие каменные изваяния, созданные первобытными скульптурами и до сих пор вызывающие вопросы и споры, что или кого они . Одно не вызывает полемики – все изображения выдуманных или реальных существ имели культовое значение. Первые памятники создавались как предметы поклонения, им приписывались магические сверхъестественные силы.Позже магической силой стали наделяться умершие вожди и уважаемые члены племен и древних сообществ. Люди стали создавать памятники для увековечивания и возвеличивания . Эта функция сохраняется и . Статуи, изображающие полководцев, правителей государств или великих писателей можно увидеть в любой стране. Благодарные потомки отдают дань талантам или героизму своих великих соотечественников. Но в истории человечества памятники возводились не только умершим, но и живым людям. Культ живого человека и его обожествление особенно ярко проявлялись в Древнем Египте. Фараоны строили для себя гробницы и воздвигали свои статуи рядом со статуями своих многочисленных богов. Эту традицию позже подхватили императоры в Древнем мире. Памятники им ставили еще при жизни, и императоры могли наслаждаться божескими почестями и прославлениями своих заслуг еще до неизбежного ухода в мир иной.Впрочем, страсть к возвеличиванию собственной персоны у великих мира сего можно наблюдать и сегодня. Прижизненные монументы устанавливались Ким Сер Ину, Сталину, Туркменбаши Ниязову, Мао и полный список этими именами не ограничивается. Как правило, инициатива сооружения памятников прославляемому лицу исходила от самого этого лица или его верных соратников. Наличие памятников здравствующим людям многие социологи рассматривают как одно из доказательств нездорового общества и тоталитарного строя в стране.С развитием общества, памятники становились все разнообразнее. Не только люди, но и животные стали удостаиваться чести быть увековеченными в бронзе и мраморе. Есть памятники животным-спасателям, погибшим на службе. Например, в Париже стоит памятник сенбернару Барри, спасавшему жизни людей, попавших под лавину. В Японии можно увидеть памятник собачей верности. Он воздвигнут в честь пса Хатико, который несколько лет ежедневно приходил на вокзал и ждал приезда своего умершего хозяина. Во многих европейских городах в последнее время появилась тенденция устанавливать необычные и забавные памятники. В Вашингтоне есть памятник людям, стоящим в очереди, в Братиславе можно увидеть памятник сантехнику, высовывающему голову из канализационного люка, а в Париже сфотографироваться рядом с памятником пальцу. Такие сооружения не несут какую-то важную социальную функцию, они сделаны для настроения, украшения города и привлечения к нему внимания туристов.Человеческая память коротка, жизнь идет своим чередом и постоянно появляются новые герои. Памятники не дают человечеству забыть о самых важных вехах в своей истории, о людях и событиях, которых хотелось бы помнить всегда.




Top