Ставка школьного библиотекаря в году. Библиотекари и впрямь скоро разбогатеют

Работники библиотек совершенно незаслуженно притесняются современным обществом, которое наивно полагает, что они могут жить на практически минимальную заработную плату. В их должностные обязанности входят очень важные функции, которые заключаются не только в хранении книг, они еще должны уметь в них разбираться, что является совершенно нелегкой задачей, хотя на первый взгляд все кажется немного иначе. Вопрос, касающийся того, будет ли повышение зарплаты библиотекарей в 2018 году, считается очень актуальным на сегодняшний день, ведь современные представители этой профессии зарабатывают максимум около 12000 рублей за месяц , а требования к ним предъявляются очень высокие. Стоит ли ждать изменений в данной сфере в 2018 году?

Президент, конечно, позаботился о поднятии заработных блат бюджетникам, но несмотря на все нововведения, оклады работников библиотеки остаются катастрофически маленькими. Причем данная проблема не является единственной, ведь вакансий в этой сфере встречается мало, а выпускников ВУЗов с необходимым для такой работы образованием, достаточно много. В современное время беспрекословным лидером в предложениях работы людям данной профессии является Московская область, а сразу за ней идет Краснодарский край, соответственно, зарплата библиотекарей в 2018 году здесь будет наиболее высокой (по закону спроса и предложения, рас свободные вакансии есть, значит желающих их занять не хватает).

В вышеперечисленных областях работу представителей данной сферы деятельности оценивают примерно в 20-25 тысяч рублей. Однако на территории оставшихся регионов доход сотрудников библиотек едва достигает 15 тысяч рублей (если говорить максимально откровенно, то средний доход обычно не превышает отметки в 12 000 рублей).

Обсуждая последние новости о том, что произойдет увеличение зарплаты библиотекарям в 2018 году, нельзя дополнительно не сделать акцент на том, из чего она формируется. Дело в том, что власти изменили порядок начисления дохода бюджетников (частью которых являются библиотекари) и теперь он зависит от нескольких составляющих:

  • ​ неизменного оклада, размер которых определяется в соответствии с квалификационной группой сотрудника, его опыта и должностью (он составляет около 40% от общей суммы зарплаты);
  • денежных компенсаций, выплачиваемых сотрудникам за экстремальные или вредные условия труда, переработки), размер которых определяется законодательством, ведь они добавляют к общему доходу еще примерно 15% от суммы;
  • ​ стимулирующих доплат – нововведение 2017 года, которое появилось в результате принятия системы «эффективных контрактов», ведь с помощью премий работодатель может доплачивать сотрудникам за качественно сделанную работу (он составляют около 42% от выплат ).

В целом, стоит отдельно упомянуть о том, что возможное повышение зарплаты библиотекарям в 2018 году в России должно также регламентировать соответствующим положением, подписанным владельцем предприятия, где должны быть максимально точно определены все возможные причины увеличения зарплаты сотрудников.

Современная библиотечная система страны находится в достаточно плачевном состоянии, ведь под ее ведомством находится около 13 000 всевозможных учреждений, которые нуждаются в постоянном финансировании и на которые в государственном бюджете постоянно нахватает денежных средств. Доход сотрудников библиотек должен был возрасти в соответствии с указами, принятыми президентом в мае 2012 года, и срок выполнения указанных в них положений подходит к концу в 2018 году, но результатов (по крайней мере, работники культурной сферы) не заметили.

Власти сделают все для повышения окладов бюджетников, потому что власти нужно «любой ценой» выполнить свои обещания, но, вероятнее всего, кроме как на индексацию окладов библиотекарей на 2018 год рассчитывать больше ни на что не приходится. Индексация будет полной (согласно предварительным данным), но ее коэффициент будет определен ближе к концу года по итогам состояния экономической системы в государстве. Соответственно, на серьезные изменения в заработной плате бюджетников рассчитывать не приходится.

Согласно последним законам РФ, исполнять обязанности библиотекарей могут только те люди, которые имеют высшее образование. Однако обновление в законопроекте об оценке квалификации говорит о том, что теперь любой человек, даже без образования может сдать экзамен на профпригодность, и получить совершенно легальное разрешение на ведение дальнейшей трудовой деятельности и карьерный рост.

Повышение квалификации – совершенно добровольное дело, и никаких последствий отсутствие данного документа нести за собой не будет, хотя «самоучки» смогут получить реальный шанс при приеме на работу. Единственным недостатком является то, то экзамены будут платными – либо для работника предприятия, либо для работодателя, который заинтересован в получении данного документа.

Подготовка к следующему году состоит не только из обсуждения вопроса о том, ожидается ли повышение зарплаты библиотекарям 2018 в России, последние новости являются наиболее оптимальным доказательством того, что нужно изучить и особенные льготы, предоставляемые представителям данной профессии государственными властями. Компенсации полагаются тем людям, которые выполняют работу в тяжелых условиях, совмещают несколько должностей стразу или работают в ночное время суток. Отдельно нужно сказать, что доплаты назначаются по результатам специально проведенной аттестации.

Относительно библиотекарей принято отдельное положение, которое предусматривает особую прибавку к доходу за работу с фондом размером в 1000 книг или архивом того или иного предприятия. Выслуга лет также регламентируется особенным положением законов РФ и поощряется данный показатель соответствующей надбавкой ил повышающий коэффициентом к заработной плате.

К сожалению, нельзя точно сказать о том, будет сокращение библиотекарей в 2018 году или проведение данного мероприятия не планируется, ведь ответить на него можно будет только по итогам принятия бюджета на вышеуказанный период. Однако эксперты предполагают, что переживают по поводу сокращения рабочих мест не стоит, потому что оптимизация данной сферы прошла в прошлом году, и те учреждения, которые должны были закрыть, уже закрыли, соответственно, и освободившиеся должности сократили. В этом году нет необходимости в сокращении рабочих мест для представителей данной сферы, потому что их так осталось мало.

В качестве вывода стоит сказать о том, что в 2018 году власти будут делать все для нормализации финансового благополучия работников бюджетной сферы, ведь на этот год запланированы выборы президента России. В прошлом Владимир Путин обещал существенно поднять доход бюджетников, и чтоб не потерять доверие избирателей, он сделает все возможное для того, чтоб все получилось в соответствии с его указами. Однако стоит задуматься – к чему «слепое» следование обещаниям, которые тяжело выполнить, может привести страну и, в частности, ее экономику в будущем?

В июне 1929 года в РСФСР начался «Библиотечный поход» – просветительская компания по внедрению в повседневный быт граждан культуры регулярного посещения библиотек. «Библиотечный поход» был логичным продолжением другой просветительской компании, проводимой государством, – борьбы с безграмотностью. Сегодня, восемьдесят шесть лет спустя, система, сформированная в советское время, пребывает в каком-то странном состоянии. Библиотеки вроде бы есть – каждый может вспомнить, где находится районная библиотека, но если кто и вспомнит местонахождение районной «читальни», вряд ли также ответит, когда он последний раз открывал ее двери.

Один из больных вопросов – это зарплата у библиотекарей в 2018 году и слухи об обещанном повышении оплаты труда в грядущем, 2019.

Чемодан без ручки

Библиотечная система в современной России во многом напоминает чемодан с оторвавшейся ручкой: и нести сложно, и бросить нельзя. К тому же это очень большой чемодан: согласно оценкам, в нашей стране существует 130000 библиотек различного типа. Правда, подсчеты эти весьма приблизительные – последние официальные оценки общего количества читален в России устарели на двадцать лет. Вряд ли в лучшем положение дел в странах СНГ – в Казахстане, Украине.

Центральная библиотечная система очень разветвленная. Библиотеки принадлежат к разным ведомствам: самыми большими фондами владеет Министерство науки и образования.

  1. Под началом Министерства образования находится 66000 заведений школ.
  2. В средних специальных и высших учебных заведениях – 3000.
  3. Около 6000 заведений специальной литературы: медицинской, технической, сельскохозяйственной.

Вторая обширная часть принадлежат Министерству культуры. В эту категорию, кроме музейных фондов, относятся общедоступные публичные библиотеки. Те самые, районные. Почти 47000 различных муниципальных, из которых более 75% – сельские «читальни».

Самая большая проблема библиотечной системы – хроническое недофинансирование. Не выделяется достаточно средств на модернизацию, на формирование библиотечных фондов. Библиотеки располагаются в давно не ремонтированных помещениях, а некоторые – 445 библиотек, в откровенно аварийных строениях. Но библиотека – это не только здание и книги.

Существование библиотеки и ее нормальное функционирование невозможно без библиотекаря. Между тем заработная плата библиотекарей – одна из самых низких в стране. В большинстве регионов зарплата работников библиотек ниже официального прожиточного минимума.

Надо же что-то делать

По статистическим данным, не так давно – в 2003 году – средняя зарплата сотрудников обычных районных библиотек насчитывала всего 2000 рублей. А в некоторых регионах величина оклада библиотекаря составляла вообще смешные, по нынешним временам, цифры: 700 рублей. И это, несмотря на то, что работа библиотекаря требует определенной квалификации, а 40% сотрудников библиотек имеют высшее образование, в том числе и специальное, библиотечное.

В самом плачевном положении находятся работники самой значительной части библиотек: школьные библиотекари, работники муниципальных публичных библиотек, сельские библиотекари. Размеры финансирования настолько ничтожны, что в некоторых случаях библиотекари вынуждены покупать на собственные нищенские зарплаты канцтовары.

В 2005 году правительство осознало риски утраты культурного наследия страны в виде библиотечных фондов, снижения общего уровня образования, массовой люмпенизации населения, распада созданной за предыдущие десятилетия библиотечной системы. В правительственном постановлении № 740 от 8 декабря 2005 года была сформулирована Концепция развития библиотечного дела до 2015 года.

В ходе реформы

В 2011 году в рамках реализации Концепции началась реформа библиотечной системы, в ходе которой предполагается не только пересмотреть законодательную базу, но и внести новое, современное понимание сути деятельности библиотек. Чиновники, презрительно назвав библиотеки «пунктами выдачи книг», призвали превратить книгохранилища с функцией выдачи книг в современные досуговые медиацентры.

Реформы – дело хорошее, хотя, как показывает исторический опыт, в большинстве случаев крайне болезненное для многих непосредственных участников. Мы не станем комментировать такие результаты действия реформирования, как объединение и укрупнение отдельных библиотечных единиц, сокращение и без того недоукомплектованных штатов библиотекарей за счет увольнения пенсионеров, продолжавших работать, разговоры о введении униформы для сотрудников, разработку фирменного стиля и единого дизайна интерьеров.

Стильный дизайн интерьера вряд ли увеличит количество посетителей, которых, к слову, теперь именуют «пользователями», а не «читателями». Столичные штучки не способствуют обновлению книжного фонда сельских библиотек, который устарел физически (бумажные книжки имеют тенденцию истрепываться), и информативно. В некоторых библиотеках, количество которых приближается к 50%, поступлений новых книг не было более десяти лет.

Кадры решают все

Сегодня зарплаты библиотекарей в различных регионах страны могут существенно отличаться. Размер выплат зависит и от населенного пункта, и от статусности библиотеки, и от стажа работы, и от разрядов и категорий.

До 2011 года формирование оклада основывалось на Единой тарифной сетке. Так, к примеру, библиотекарь 1-ой категории обязан иметь высшее образование, ему присваивался разряд с 9 по 11, и в 2011 году максимальный размер оклада без надбавок и прочих выплат был 9 708 рублей. С учетом надбавок, премий и прочих выплат зарплата работника библиотеки, имеющего высокий разряд, редко превышает 15 000 рублей.

Вопрос повышения зарплат работникам бюджетной сферы, к каковым причисляются и библиотекари, стоит очень остро. Правительством планировалось повышение окладов бюджетников в несколько раз до 2019 года. Однако денег у правительства попросту нет. Поэтому индексация заработной платы, особенно на фоне инфляции и экономического кризиса, практически незаметна.

По мнению министра финансов, запланированная индексация зарплат библиотекарей в 2019 году должна состояться: Правительство намерено изыскать средства на выполнение социальных гарантий. Ведь без увеличения оплаты труда сложно реализовывать Концепцию развития библиотечного дела – молодых специалистов сложно заманить в библиотеку.


4 комментария

    Сдаётся мне,что » нас опять обманут,ничего не дадут».А если программа повышения или так называемой индексации зарплаты школьным библиотекарям будет растянута на целых 4 года,то какой смысл этого повышения до 15000???Инфляция и бешенное повышение цен на все попросту сожрет это повышение(если оно ещё будет).я,например, не почувствовала аб солютно ничего,это я о прибавке,которая якобы была в 2015 году.все это напоминает мне мультфильм про черепаху,которая не попадала во времена года…тяжело и грустно не жить,а попросту выживать с такими копейками.жаль детей,которые много чего не видят,жаль себя,потому что выйдя на пенсию будешь получать самую мизерную пенсию даже ниже своей нынешней зарплаты.как жить???

    Я заведующая школьной библиотекой. Нагрузка большая. закажи, привези, собери и раздай учебники ученикам. И обеспечить надо каждого. Нет в фонде, ищи по другим школам.Еще литература по школьной программе… Дети читают много. Библиотечные уроки, различные мероприятия обязательные, читательские конференции. Все это проводится. Читателей около 1000 человек. На одного библиотекаря. И все это за 8 тысяч зарплаты. С оплатой коммунальных услуг в 5 тысяч. Невозможно жить в такой нищете! Как можно было довести людей до такого нищенского существования? Кто из молодых пойдетк нам работать? Никто!.

    Школьному библиотекарю существовать в сложившихся условиях очень сложно. Даже если пенсионер, то пенсия нищенская, тем более, перестали индексировать. Работы стало еще больше, потому что прибавилась медеотека,а зарплата все та же.Фонд не пополнялся много лет; программа по литературе изменилась, а программных произведений нет. Выкручиваешься, как можешь.

Согласно п. 1.1 Положения о библиотеке ОУЗ библиотека общеобразовательного учебного заведения является его обязательным структурным подразделением , которое осуществляет библиотечно-информационное, культурно-просветительское обеспечение учебно-воспитательного процесса как в урочное, так и во внеурочное время.

ФОРМИРОВАНИЕ ШТАТОВ

В соответствии со ст. 45 Закона № 651 штатные расписания общеобразовательных учебных заведений независимо от подчиненности и типов устанавливаются соответствующим органом управления образования на основании Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений, утвержденных Минобразования.

Напомним, что в настоящее время формирование штатов библиотек общеобразовательных учебных заведений осуществляется с учетом Методических рекомендаций .

Так, п. 8 и 9 Методических рекомендаций предусмотрено, что в штатные расписания учебных заведений вводятся штатные должности заведующего библиотекой и библиотекаря при условии наличия в заведении определенного количества классов (см. табл. 1).

Таблица 1

Количество классов

Должности

заведующий библиотекой

библиотекарь

8 - 13 (включительно)

38 и более

* Обязанности библиотекаря (библиотечная работа и работа с библиотечным фондом учебников) возлагаются на педагогических или других работников.

В то же время с 01.09.2012 г. вступят в силу Типовые штатные нормативы , которыми порядок введения штатных должностей работников библиотеки несколько изменится (см. табл. 2 на с. 27).

Таблица 2

Количество классов

Должности

заведующий библиотекой

библиотекарь

5 - 10 (включительно)

30 и более

* Обязанности библиотекаря (библиотечная работа и работа с библиотечным фондом учебников) возлагаются на педагогических или других работников

ОПЛАТА ТРУДА

Согласно Закону об образовании работники библиотек в учебных заведениях являются участниками учебно-воспитательного процесса, но не являются педагогическими работниками. В соответствии со ст. 6 Закона № 32/95 библиотеки учебных заведений отнесены по назначению к специальным библиотекам, а сами библиотекари согласно Закону о культуре относятся к работникам культуры.

Следовательно, по роду своей деятельности школьные библиотекари являются работниками культуры, а по ведомственной принадлежности - работниками образования. Поэтому оплата труда библиотечных работников осуществляется как по нормативным документам Минкультуры, так и по нормативным актам Минобразования.

Заработная плата работников библиотеки состоит из должностных окладов, премий, доплат и надбавок.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ

Согласно ст. 17 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР для работников, выполняющих работы, не свойственные основной деятельности отрасли, условия оплаты труда устанавливаются в соответствии с актами действующего законодательства тех отраслей, к которым относятся эти работы по характеру. Такое же условие установлено п. 2 разд. 1 Инструкции № 102 .

Поэтому должностные оклады работников библиотеки общеобразовательного учебного заведения устанавливаются в соответствии с приказом № 745 , изданным во исполнение постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 .

Схема тарифных разрядов библиотекарей приведена в таблице 1 приложения 3 к приказу № 745 , согласно которой библиотекарю устанавливаются следующие тарифные разряды (см. табл.3).

Таблица 3

Что касается тарифных разрядов заведующего библиотекой, то согласно примечанию 2 к таблице 4 приложения 2 к приказу № 745 в библиотеках, являющихся структурными подразделениями учреждения, должностные оклады заведующих устанавливаются на уровне должностных окладов библиотекарей соответствующей категории .

В соответствии с п. 4 Инструкции № 102 должностные оклады устанавливаются руководителями на основе действующих квалификационных требований и тарифных разрядов работников соответствующей квалификации с последующей аттестацией согласно действующему законодательству.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

При установлении должностных окладов работникам области культуры пользуются Справочником № 168 .

Согласно этому Справочнику библиотекари отнесены к профессиональной группе «Профессионалы», для которых установлены следующие квалификационные требования.

Ведущий библиотекарь: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); стаж работы по профессии библиотекаря I категории - не менее 2 лет.

Библиотекарь I категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист): для магистра - без требований к стажу работы, специалиста - стаж работы по профессии библиотекаря II категории - не менее 2 лет

Библиотекарь II категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист); стаж работы по профессии библиотекаря - не менее 1 года.

Библиотекарь: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы.

Задачи и обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Участвует в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Применяет научные методы и передовой опыт работы в библиотечной деятельности.

Согласно Справочнику № 168 заведующие библиотекой отнесены к профессиональной группе «Руководители», для которых установлены следующие квалификационные требования: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); последипломное образование в области управления; стаж библиотечной работы по профессиям руководителей нижестоящего уровня - не менее 5 лет.

Задачи и обязанности. Осуществляет оперативное руководство библиотекой, обеспечивает ее высокоэффективную деятельность, разработку и выполнение производственно-творческих и финансовых планов, направленных на формирование и обеспечение нужд населения в библиотечно-библиографических услугах, социальное развитие коллектива. Действует от имени библиотеки. Представляет ее интересы в государственных, кооперативных, коммерческих предприятиях и учреждениях, общественных организациях, судебных и арбитражных органах. Открывает в банках счета. Пользуется правом распоряжения средствами. Выдает, принимает к платежам обязательства. В рамках своей компетенции издает приказы и другие акты, дает указания, обязательные для всех подразделений и работников. Заключает соглашения и контракты. Принимает меры по моральному поощрению и материальному стимулированию работников, налагает дисциплинарные взыскания. Обеспечивает эффективное выполнение и хранение закрепленного за библиотекой имущества. Организует формирование библиотечного фонда. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий труда. Решает все вопросы в рамках предоставленных ему прав, поручает выполнение отдельных организационно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям функциональных подразделений библиотеки. Обеспечивает соблюдение законности, активное использование правовых средств усовершенствования управления, укрепления договорной дисциплины и учета.

Порядок применения характеристик, присвоения и повышения разрядов, внесения изменений и дополнений приведен в Общих положениях Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1, утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 .

АТТЕСТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Согласно п. 4.6 Положения о библиотеке ОУЗ библиотечные работники подлежат аттестации согласно действующему законодательству. Так, аттестация работников библиотек осуществляется согласно требованиям Положения № 44 .

В соответствии с п. 1.3 Положения № 44 основной задачей аттестации является оценка профессиональной квалификации и деловых качеств работника на основании объективных, обоснованных критериев, исходя из результатов его работы, с целью определения возможностей профессионального и должностного роста. Результатом аттестации является оценка профессиональной квалификации и деловых качеств работника (соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности).

Аттестации не подлежат:

Работники, работающие на занимаемой должности, подлежащей аттестации, менее одного года;

Работники, работающие на должности менее одного года после повышения квалификации;

Молодые специалисты в период срока обязательной работы по распределению после окончания учебных заведений;

Работники, работающие по совместительству (1.4 Положения № 44) .

Аттестация работников культуры делится на очередную и внеочередную. Очередная аттестация проводится один раз в пять лет.

Внеочередная аттестация проводится не ранее чем через год со дня предыдущей аттестации для работников культуры, которые должны пройти повторную аттестацию после принятия решения предыдущей аттестационной комиссией о соответствии занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций по повышению квалификации определенного профессионального направления.

Согласно п. 7 приказа № 745 и п. 6 Инструкции № 102 руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций предоставлено право устанавливать должностные оклады (ставки заработной платы) работникам исходя из схем тарифных разрядов, в пределах фонда заработной платы . То есть определение конкретного тарифного разряда и размера должностного оклада находится в компетенции руководителя заведения.

Принимает и назначает на должность библиотечных работников руководитель учебного заведения. В приказе на назначение указывается, на какую должность принимается работник и какой ему устанавливается должностной оклад. Работник, принимаемый на должность «ведущего библиотекаря», «библиотекаря I категории», «библиотекаря II категории», «библиотекаря», в течение года направляется на курсы повышения квалификации (если в течение последних 5 лет он не проходил таких курсов) и через год аттестуется на соответствие занимаемой должности (или должности, на которую претендует), т. е. на соответствие его квалификации требованиям.

Основой для присвоения или повышения категорий является Справочник № 168 .

ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ

Библиотекарям учебных заведений, как и другим работникам, могут устанавливаться надбавки за высокие достижения в труде; за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения); за сложность, напряженность в работе в размере до 50 % должностного оклада, как это предусмотрено абз. «а» п.п. 3 п. 2 приказа № 745 . Предельный размер указанных надбавок для одного работника не должен превышать 50 % должностного оклада. Такое ограничение не распространяется на работников национальных заведений (учреждений). В случае несвоевременного выполнения заданий, ухудшения качества работы и нарушения трудовой дисциплины указанные надбавки отменяются или уменьшаются.

Библиотекарю-совместителю, а также библиотекарю, работающему на неполную ставку (например, 0,5 ставки), указанные надбавки устанавливается в размере 50 % к его должностному окладу (например, к 0,5 ставки).

Доплата за заведование библиотекой

В соответствии с п. 58 Инструкции № 102

При наличии в заведениях штатных должностей библиотечных работников за заведование библиотекой устанавливается доплата в размере 5 - 15 % должностного оклада. Конкретный размер доплаты определяет руководитель учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом, учитывая .

Так, в учебных заведениях с количеством классов менее 8 (с 01.09.2012 г. - менее 5) , где должность библиотекаря не предусмотрена, выполнение библиотечной работы, в том числе с библиотечным фондом учебников, возлагается на педагогических или других работников, которым осуществляется соответствующая доплата. Об условиях установления доплаты см. раздел «Если обязанности библиотекаря возложены на педагогического или другого работника».

Если штатным расписанием заведения предусмотрено только 0,5 штатной единицы должности библиотекаря (8 - 13 классов, а с 01.09.2012 г. - 5 - 10 классов), то работнику, занимающему эту должность, устанавливается доплата согласно п. 58 Инструкции № 102 в размере 5 - 15 % должностного оклада. Подчеркнем : доплата начисляется в размере, установленном от должностного оклада работника, т. е. 0,5 ставки . На это обратило внимание и Минобразования в письме от 18.02.2010 г. № 10/2-239, которое приведен на с. 8 этого номера.

Согласно ст. 51 КЗоТ по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и в дальнейшем неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой никаких ограничений объема трудовых прав работников.

Работа на 0,5 ставки предусматривает, что работник занят на условиях неполного рабочего времени , а именно неполного рабочего дня, установленного для занимаемой им должности. Работником выполняется норма часов не на полную тарифную ставку, а только на 0,5 ставки. Соответственно оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени.

Однако следует отметить, что зависимость размера доплаты за заведование библиотекой от объема работы работника по основной должности нормативно-правовыми актами четко не установлена.

Если штатным расписанием заведения предусмотрена должность заведующего библиотекой, то отметим следующее. Минобразования в письме от 29.08.2006 г. № 1/9-549 разъяснило, что при определении конкретного размера доплаты за заведование библиотекой согласно п. 58 Инструкции № 102 руководителем учебного заведения должен учитываться и размер фонда учебников, с которым ведется работа библиотечным работником. Учитывая это и особенности определения размера должностных окладов заведующих библиотеками, являющимися структурными подразделениями учебных заведений, работникам, занимающим в них штатные должности заведующих библиотеками, устанавливается доплата в размерах, определенных в п. 58 Инструкции № 102 , учитывая размер фонда учебников, с которым ведется работа .

Доплата за выслугу лет

Заведующий библиотекой и библиотекарь общеобразовательного учебного заведения имеют право на получение доплаты за выслугу лет при наличии соответствующего стажа работы на должностях, определенных приложением к Порядку № 84 . Должности заведующего библиотекой и библиотекаря в этом приложении указаны.

Размер доплаты составляет от 10 до 30 % должностного оклада в зависимости от стажа работы. Начисляется она ежемесячно по основному месту работы . Лицам, работающим по совместительству, указанная доплата не выплачивается .

Если библиотекарь работает в учебном заведении по основному месту работы на 0,5 ставки, то доплата за выслугу лет начисляется в размере, установленном от его должностного оклада, т. е. от 0,5 ставки .

Доплата за выслугу лет исчисляется с должностного оклада без учета других надбавок и доплат.

Надбавка за особые условия работы

С 1 октября 2009 года работникам библиотек постановлением № 1073 установлена надбавка за особые условия работы. Разъяснения по установлению этой надбавки Минобразования предоставило в письме от 11.12.2009 г. № 1/9-876.

Надбавка устанавливается работникам государственных и коммунальных библиотек (публичных, специальных и специализированных), которые осуществляют культурную, образовательную, информационную, научно-исследовательскую, методическую деятельность и занимают должности, указанные в приложении к Порядку № 84 . Должности заведующего библиотекой и библиотекаря указаны в этом приложении .

Надбавка за особые условия работы устанавливается и работникам библиотек, являющихся структурными подразделениями учебных заведений , поскольку в соответствии со ст. 6 Закона № 32/95 библиотеки учебных заведений по назначению относятся к специальным библиотекам.

Надбавка за особые условия работы является обязательной выплатой, и ее размер является фиксированным - 50 % должностного оклада . Это означает, что надбавка за особые условия работы не может быть установлена в другом размере, например 20 или 30 % в зависимости от решения руководителя, а должна устанавливаться четко в размере 50 % должностного оклада работника независимо от установления других надбавок и доплат.

Что касается работников, исполняющих обязанности библиотекаря на условиях совместительства, то постановлением № 1073 не установлено ограничение на выплату такой надбавки библиотекарям, работающим по совместительству. Таким образом, библиотекарю-совместителю, а также библиотекарю, работающему на неполную ставку (например, 0,5 ставки), устанавливается надбавка за особые условия работы в размере 50 % к его должностному окладу (например, к 0,5 ставки).

В отношении работников, исполняющих обязанности библиотекаря по совмещению, отметим следующее. Согласно п.п. 3 п. 4 приказа № 557 за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки). Работник за выполнение работ по совмещаемой должности получает только доплату к основному окладу. В связи с этим надбавка за особые условия работы, предусмотренная постановлением № 1073 в размере 50 % должностного оклада, на доплату не устанавливается.

ПРЕМИРОВАНИЕ

Работникам библиотек могут предоставляться также премии, размер которых действующим законодательством не ограничен. Порядок и размеры премирования работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда утверждаются руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Руководителям учебных заведений предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов, предоставлять работникам материальную помощь в сумме не более одного должностного оклада в год.

Пунктом 3 постановления № 1062 предусмотрено, что работникам государственных и коммунальных библиотек, указанным в перечне должностей, определенных приложением к Порядку № 84, выплачивается материальная помощь:

На оздоровление во время ежегодного отпуска в размере должностного оклада (ставки заработной платы);

Для решения социально-бытовых вопросов по решению руководителя библиотеки в размере до одного должностного оклада (ставки заработной платы) в год.

Однако п.п. «б» п. 3 приказа № 745 предусмотрено предоставление работникам материальной помощи, в том числе на оздоровление, в сумме не более одного должностного оклада в год, кроме материальной помощи на погребение.

В связи с указанным выше напомним, что руководителям учреждений предоставлено право выплачивать материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах, при условии выплаты всем работникам обязательных выплат, доплат и надбавок.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЕЖЕГОДНОГО ОТПУСКА

В соответствии с п.п. 5.2.6 Положения о библиотеке ОУЗ библиотечные работники общеобразовательных учебных заведений имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 24 календарных дня за отработанный год.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 8 Закона № 504/96 библиотекарям с ненормированным рабочим днем может предоставляться отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней согласно спискам должностей, работ и профессий, определенных коллективным договором, соглашением.

Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 504/96 библиотекарям общеобразовательных школ-интернатов и детских домов для детей, больных туберкулезом , кроме того, может предоставляться еще дополнительный отпуск за особый характер труда , максимальная продолжительность которого не должна превышать 7 календарных дней. Такая норма предусмотрена п. 1 подразд. «Инфекционные и туберкулезные (противотуберкулезные) лечебно-профилактические заведения и учреждения, отделения, палаты, кабинеты; санаторно-лесные школы и школы-интернаты, детские дома, детские сады (группы), ясли-сады (группы), детские ясли (группы) и дома ребенка (группы) для детей, больных туберкулезом; учебные заведения для инвалидов, больных туберкулезом» разд. XVII «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда (приложение 2 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290). Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ

Продолжительность рабочей недели заведующего библиотекой и библиотекаря общеобразовательного учебного заведения составляет 40 часов в неделю (ст. 50 КЗоТ ).

Для работников, работающих в заведениях (структурных подразделениях) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели согласно Перечню № 163 .

Так, разд. 32 «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Перечня № 163 для работников, занимающих должность библиотекаря санаторно-лесных школ и школ-интернатов для детей, больных туберкулезом, устанавливается сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 ч.

ОПЛАТА ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ИЛИ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ

Библиотечные работники учебных заведений, как и другие непедагогические работники этих заведений (при условии наличия у них соответствующего образования), могут вести преподавательскую или кружковую работу в этом же учебном заведении в объеме, определенном п. 91 Инструкции № 102 . Такая работа не является совместительством.

За норму часов, определенную в этом пункте , оплата производится сверх основного должностного оклада (ставки) в порядке, предусмотренном соответственно для учителей, преподавателей и руководителей кружков (по тарификации).

Размер надбавки за выслугу лет (за выполнение преподавательской или кружковой работы) определяется исходя из стажа педагогической работы в соответствии с объемами учебной нагрузки, установленной при тарификации.

ЕСЛИ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ ВОЗЛОЖЕНЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЛИ ДРУГОГО РАБОТНИКА

В соответствии с п. 58 Инструкции № 102 в общеобразовательных учебных заведениях, штатными расписаниями которых не предусмотрена должность библиотекаря, педагогическим и другим работникам, которые ведут библиотечную работу и работу с библиотечным фондом учебников, устанавливается доплата за заведование библиотекой в размере 10 % должностного оклада (ставки заработной платы).

Если библиотечная работа и работа с библиотечным фондом возложена на педагогического работника, то такому работнику устанавливается доплата в размере 10 % должностного оклада, которая не зависит от объема установленной педагогической нагрузки.

Приказом № 557 за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки).

Определение понятия «совмещение профессий (должностей)» приведено в постановлении Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145 и Инструкции Госкомтруда, Минфина СССР и ВЦСПС «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 14.05.82 г. № 53-ВЛ .

Так, совмещение профессий (должностей) - это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени по основной работе.

Если на педагогического работника возложены обязанности по ведению библиотечной работы и работы с библиотечным фондом учебников в пределах рабочего времени по основной работе, то в этом случае можно говорить о совмещении профессий .

Если работники исполняют обязанности библиотекаря по совмещению, надбавка за особые условия работы, предусмотренная постановлением № 1073 , в размере 50 % должностного оклада не устанавливается . Работник за выполнение работ по совмещаемой должности получает только доплату к основному окладу.

Надбавка за выслугу лет также не устанавливается, поскольку работник не занимает должность, определенную приложением к Порядку № 84 .

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 651 - Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.

Закон об образовании - Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Закон № 32/95 - Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.

Закон № 504/96 - Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон о культуре - Закон Украины «О культуре от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

Типовые штатные нормативы - Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205.

Методические рекомендации - Методические рекомендаций по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, разработанные Минобразования и доведенные в письме от 19.06.2001 г. № 1/9-234.

Положение о библиотеке ОУЗ - Положение о библиотеке общеобразовательного учебного заведения, утвержденное приказом Минобразования от 14.05.99 г. № 139.

Перечень № 163 - Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2001 г. № 163.

Инструкция № 102 - Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Приказ № 745 - приказ Минкультуры «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745.

Приказ № 557 - приказ Министерства образования и науки Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Справочник № 168 - Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 81 «Культура и искусство». Раздел «Библиотеки, централизованные библиотечные системы»), утвержденный приказом Минкультуры от 14.04.2000 г. № 168.

Положение № 44 - Положение о проведении аттестации работников предприятий, учреждений, организаций и заведений области культуры, утвержденное приказом Минкультуры от 16.07.2007 г. № 44.

Постановление № 643 - постановление КМУ «Об утверждении размеров повышения должностных окладов (ставок заработной платы) и дополнительной оплаты за отдельные виды педагогической деятельности в соотношении к тарифной ставке» от 20.04.2007 г. № 643.

Постановление № 1073 - постановление КМУ «О повышении заработной платы работникам библиотек» от 30.09.2009 № 1073.

Порядок № 84 - Порядок выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.2005 г. № 84.

Премьер объявил о решении серьезно поднять зарплаты федеральным бюджетникам

Владимир Путин нашел резервы для повышения зарплат федеральных бюджетников на тридцать процентов. Правда, это произойдет не сразу, а поэтапно. Впрочем, так давно ждавший внимания к себе бюджетный люд уже полон энтузиазма.

Благая весть дошла из Подмосковья, где в эти выходные Путин как председатель партии «Единая Россия» встречался с партактивом – фракцией «единороссов» в Госдуме. Именно там он впервые объявил о предстоящем на треть с 1 декабря этого года повышении зарплат федеральных бюджетников. Новая инициатива Путина, по прикидкам руководителя Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, обойдется казне в 135 миллиардов рублей.

Речь идет о гражданском составе Вооруженных сил и работниках учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти: работниках федеральных вузов, больниц, музеев. Чиновников, учителей районных школ и врачей муниципальных поликлиник повышение не коснется. По подсчетам Минэкономразвития бюджетников, зависящих от центра, около трех миллионов. Планируется, что их годовой оклад вырастет на 45 тысяч рублей, то есть на 3,75 тысячи рублей в месяц. Деньги по теперешним расходам и при бодро галопирующей инфляции невелики, но и они лишними, конечно, не будут.

Правительство в очередной раз утвердило основные параметры федерального бюджета на 2009-2011 годы. Никакой революции из-за повышения зарплат не предвидится: перекраивать бюджет из-за объявленных бюджетникам щедрот никто не будет.

Оказывается, как пояснили в Министерстве финансов РФ, эти деньги уже заложены в проект трехлетнего бюджета в качестве резерва, и теперь их просто переведут на соответствующие бюджетные статьи.

Объявленное Путиным повышение зарплат федеральным бюджетникам явится одним из этапов перехода к новой системе оплаты их труда. Минздравсоцразвития РФ все также настойчиво проводит в жизнь план, при котором государство откажется от единой тарифной сетки, по которой сейчас рассчитывается оклад федерального бюджетника. Вместо этого предполагается с 1 декабря отказаться от всех надбавок и заложить их в зарплаты бюджетников. Премии же будут получать особо отличившиеся. А решать, кто именно, будут руководители учреждений, получающих деньги из федерального бюджета.

Новая система оплаты труда уже породила глухой ропот и такой же глухой протест. Народ совершенно справедливо опасается, что отказ от бюджетной сетки приведет к возникновению конфликтов в трудовых коллективах, поскольку весьма существенную долю получаемых бюджетниками средств в виде премии будут по своему вкусу и разумению распоряжаться руководители учреждений. А вкус и разумение – дело субъективное, и конфликтных ситуаций, вероятно, станет больше. Уповать на то, что все начальники – сплошь идеал порядочности и здравомыслия по всем меркам утопия чистой воды.

На планах премьера о реорганизации системы оплаты труда в сфере культуры стоит сказать особо. Путин заявил, что ему представляется необходимым «вообще менять систему оплаты труда в сфере культуры». Премьер согласился с тем, что уровень оплаты труда в этой области крайне низок и не соответствует тому значению для общества, которое играет культура. «В существующей системе мы вынуждены были пойти на систему преференциальных выплат для ведущих коллективов, - заметил Путин. - Большой театр попал в этот список первым. Сегодня всего 30 ведущих музыкальных и драматических коллективов страны получают президентские и правительственные гранты. На эти цели мы дополнительно выделяем каждый год почти 2,5 млрд. рублей. Если быть более точным - 2,4 миллиарда».

По информации, поступившей от премьера, правительство планирует расширить эту практику, и в следующем году начать дополнительно выплачивать гранты для образовательных учреждений, работающих в сфере культуры. На эти цели предусмотрены 12 президентских и 12 правительственных грантов. И еще к этому - плюс 14 правительственных грантов для музыкальных коллективов и академических коллективов.

Судя по всему, именно из этих грантов будут черпаться средства для повышения зарплаты работникам этих учреждений.

Говорил Путин и о необходимости обратить внимание на жизнь библиотек, подчеркнув, что сегодня следует «просто профинансировать их возрождение - придать им совершенно новое качество, поставить эту работу на современный технологический уровень». Для этого предусмотрено соответствующее финансирование: за 2009-2011 года будет выделено более 2,7 млрд. рублей. Однако о повышении зарплаты работникам библиотек ничего конкретного не прозвучало, премьер лишь заметил, что Минкультуры «должно над этим подумать и сделать соответствующие предложения».

Вместе с тем, совершенно не прозвучала в выступлении премьера проблема и повышения заработной платы работников федеральных архивов – наиболее униженной части служащих в сфере культуры. Между тем, речь идет всего-то примерно о двух тысячах специалистов, среди которых доктора и кандидаты наук (не получающие, кстати, доплат за ученых степени и звания), уникальные знатоки национального архивного достояния – документальной памяти нашего народа. Остается только надеяться, что в поручении премьера Министерству культуры речь о повышении зарплат служащим национальных архивов все-таки пойдет. Без этого отрасль «встанет» - на существующие ставки молодежь работать не идет.

И, тем не менее, очень важно, что долгие годы забытая государством область культуры начинает, кажется, получать некоторое внимание со стороны правительства. В конце концов, одной реконструкцией Большого театра сохранить культуру России невозможно.

Специально для Столетия

Как известно, Минфин РФ предложил снизить размер индексации зарплат медиков: в 2017 году вместо 10,6% он составит всего 5,4%. Соответствующую поправку поддержал профильный комитет Госдумы.

К вопросу решено вернуться, если ситуация с региональными бюджетами будет благоприятной, сообщает РБК со ссылкой на замминистра финансов Татьяну Нестеренко.

Минфин хочет за счет размера индексации сэкономить 76 млрд рублей, сэкономленные деньги будут направлены в тот же ФОМС в качестве резерва.

«Майские указы» Владимира Путина, датированные 2012 годом, четко определяют зарплатные критерии, которых следует достигнуть к 2018 году – году выборов президента РФ, сообщает www.piterburger.ru.

Так, средняя зарплата врачей и преподавателей ВУЗов должна составить 200% от уровня средней зарплаты по региону, преподавателей начальных и средних образовательных учреждений – 100% от этого же уровня.

Вместе с тем, напомним, по распоряжению президента РФ с 2014 по 2016 год действует мораторий на индексацию зарплат госчиновников. Правительственный законопроект, продляющий мораторий и на 2017 год, одобрен Госдумой в первом чтении.

Зато с января 2019 года оклады чиновников вырастут на целых 38%. Объясняется это тем, что госслужащим необходимо компенсировать ущерб от инфляции начиная с 2014 года.

Кому из бюджетников повысят зарплату в 2017 году

Во многих регионах нарушать мораторий президента на индексацию зарплат госслужащих не решаются, соответственно, средств на эту статью в региональных бюджетах на 2017 год не предусматривается.

Однако надо понимать, что индексировать зарплаты, то есть увеличивать их всем работникам госучреждений на одинаковый коэффициент – не то же самое, что поднимать уровень оплаты труда отдельных категорий или даже отдельных госслужащих.

Второе, в принципе, президент не запрещал. К слову, по данным Росстата, среднемесячная оплата труда работников центральных аппаратов министерств и ведомств РФ увеличилась за 1 полугодие 2016 на 103,5%, региональных служащих – 107,7%.

Среднемесячная зарплата федеральных чиновников составляет сейчас около 99,9 тыс. рублей, что на 3% выше уровня 2015 года. В 2019 году средняя зарплата чиновников вырастет до 140 тыс. рублей.

Что же касается остальных бюджетников, тут дела обстоят по-разному. В сентябре 2016 года глава Минтруда РФ Максим Топилин сказал, что заработную плату бюджетникам в 2017 году будут повышать: «Совершенно точно повышение будет, указы надо выполнять.

Повышение зарплат бюджетникам будет в следующем году, в этом году идет просто повышение зарплат, в соответствии с указом, указанным категориям», – цитируют министра «АиФ». Топилин добавил, что «статистика меняется», поэтому объемы денежных средств, требуемых для индексации, пока не определены.

Зарплата бюджетникам в 2017 году с 1 июля какое повышение ожидать: сколько средств понадобиться

На анонсированное повышение зарплат бюджетникам с июля этого года обойдется бюджету страны в 5,2 млрд рублей. Такую цифру озвучила Любовь Ельцова, замминистра труда и соцзащиты.

В настоящее время МРОТ (минимальный размер оплаты труда) достигает 7500 рублей, в июне ожидается повышение на 300 рублей.

Необходимую сумму можно изыскать путем перераспределения фонда оплаты труда и дифференциации зарплаты руководящего состава и рядовых работников. Однако не нужно забывать о том, что в государственных и муниципальных организациях проводится повышение оплаты труда, определенное в майских президентских указах.

Произойдет ли повышение

Поэтапное увеличение зарплат бюджетников, по заверениям представителей профильных министерств, позволит избежать сильного давления на бюджет и стабилизировать инфляционные процессы.

В настоящее время приоритетным направлением является повышение зарплат врачей, которое будет проходить в два этапа. В начале года суммы выплат увеличатся на 7,5% и до 180% от среднего уровня по региону с октября.

Впрочем, не спешите радоваться, поскольку эксперты предупреждают, что повышение коснется номинальной зарплаты, а реальные доходы останутся практически на существующем уровне.

Предусмотренный рост если и превысит показатели инфляции, то не существенно. Другими словами, доходы будто заморозятся, информирует piterburger.ru. Покупательская способность не изменится. Для изменения ситуации потребуются значительные расходы бюджетных средств, а в существующем положении у правительства просто нет таких возможностей.

Негативные стороны повышения

По мнению экспертов, предусмотренное повышение зарплат бюджетников может иметь и негативные последствия. Рост номинальных доходов граждан увеличит инфляцию. Так что улучшения уровня жизни не произойдет.

К тому же реальной угрозой становится девальвация рубля. Кризис существенно сократил запасы Резервного фонда, поэтому чиновники не много возможностей имеют для маневрирования.

Если в текущем году цены на нефть упадут ниже отметки 50 долларов за баррель, это приведет к необходимости поиска дополнительных источников финансирования. Нагрузка на бюджет ослабнет, но курс доллара существенно вырастет.

Без реформирования и повышения производительности труда увеличение зарплат бюджетников не отразится на общем уровне качества жизни. А инфляция может раскручиваться по спирали, что тоже может иметь негативные результаты.

Экономика нашей страны зависит от внешних факторов, одним из которых является динамика нефтяного рынка. Новые встряски могут стать причиной отмены повышения зарплат, а также следующим этапом снижения государственных расходов.




Top