Стихотворения и песни памяти раневской. Что значит выражение «похороните меня за плинтусом»? Что значит выражение похороните меня за плинтусом

> Обсуждаем книгу Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Александр

Ипполит

А мне кажется, что многое..очень многое стоит за названием книги.."Похороните меня за плинтусом".
В чем сила юмора?

Ипполит

Александр



Ольга

юмор, разумеется, самый черный)))

а что касается того, что никто не проецирует события этой книги на жизнь всего поколения...

я бы сказала, что я проецирую)))

частично...

потому что, как я уже говорила: я - ровестница Санаева...

и у меня были тоже чудесные бабушки, ровестницы его бабушки(ну, плюс-минус)...

но, я считаю, что война нанесла им всем непоправимый вред... и одна, и другая моя бабушка... каждаяпотеряла ребенка... и та и другая еще потеряли мужей...

они, конечно, не были не адекватными, как героиня повести Санаева...

но более повышенная боязнь инфекции... была...

и пусть у Санаева в книге это выражено утрировано...

и даже доведено до абсурда...

мне всё равно кое-что напомнило и моё детство...

мороженое тоже заставляли есть "растопленное".... и не одну меня!

другое дело, что мы прекрасно покупали его самостоятельно... и уж тогда ели так, как нравилось самим!

короче, что-то во всём этом есть!)))

Ипполит



Юлия

Александр, в данном случае я даже и не пыталась заняться диагностикой. Просто ситуация в семье, на мой взгляд, дикая и ненормальная в самом бытовом и житейском смысле.

Ольга, спасибо, именно Ваш пост, который был раньше, я и имела в виду.

Ипполит

В-третьих, что означает выражение "ниже плинтуса" :-(
Если ВЫ сложите все эти три компонента и проанализируете, то получите искомое.
Возможно я и не прав, но это мое мнение.

Александр
Ипполит, понять смысл названия книги, можно только прочитав ее, и это, конечно же не то, что «хотел сказать автор» - для каждого читателя смысл свой... Ну, а если быть ближе к тексту, «похороните меня за плинтусом»" – это фраза 8-летнего мальчика, главного героя книги, который хотел бы всегда видеть маму, даже когда он умрет, что бабушка ему очень часто предсказывала...

Ипполит

"Крест! Кладбище!
-Мама! - испуганно прижался я. - Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.
-Что?
-Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?
Но мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала. За окном шел снег.":"(

Александр
Оля К., вы ведь пишите, что «частично проецируете», с этим я тоже согласен, и в своем « детской памяти нахожу близкие моменты, тому, что Вы пишите, например "растопленное мороженое"... С чем я не могу согласиться, так это с тем, что описывается ситуация сугубо-отечественная, думаю, что описанная ситуация (как правильно пишет Юлия А. «дикая и ненормальная в самом бытовом и житейском смысле» могла иметь место в любой стране и в любую историческую эпоху, она – универсальна...

Роза

ощущение, что за плинтусом спрятались большинство участников группы и молча наблюдают...

Ипполит

Александр
"Ипполит, понять смысл названия книги, можно только прочитав ее"

А я думаю, что недостаточно только прочитать, ее еще и понять надо. Что:
Во-первых, книга написана в жанре "черного юмора". Из серии "маленький Петя нашел пулемет..."
С единственной разницей, - главный герой, Савельев Саша, - жертва.
Жертва жизненной ситуации. " Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. "

Роза

мальчик из повести - яркий пример, что талант пробьёт себе дорогу даже вопреки обстоятельствам...

Ипполит

Во-вторых, повесть очень автобиографична.
Из интервью Павла Санаева, "родился в 1969 году в Москве, и первые четыре года прожил в безоблачномсчастье. Дальше началась сплошная драма, длившаяся до двенадцати лет иописанная в повести "ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ"
Мама - Елена Санаева(незабвенная Лиса Алиса из“Приключений Буратино” , бабушка - Лидия Санаева, дедушка- (“вонючий старик” по словам не в меру нервной бабушки) - Всеволод Санаев (печки-лавочки) , отчим - "карлик-кровопийца" - Ролан Быков.

А можно я к себе его возьму? Похороню за плинтусом.

Твоя мамочка, чума бубонная, если придет, то только на твою могилку, а день рожденья у тебя будет, когда я скажу.

Чтоб тебе эти бритвы в горло всадили!

Иди, я тебя сейчас бритвой на куски порежу. Иди, не будь трусом.

50 рублей.
- Ты же 60 давал.
- 60 - это когда он твой был. А теперь 50.

А как мне не плакать? Разве я думала, когда замуж выходила, что жизнь так обернется?!

Я буду хорошо учиться, все уроки буду делать, не буду под кровать залезать, только разреши мне день рожденья, пожалуйста.

Когда человек врет, он боится, от страха у него сосуды сужаются, и кровь начинает гнить, пока в венах черви не заведутся, которые человека поедают, а ты и так весь гнилой внутри.

Ты помни: кроме бабушки на этом свете ты никому не нужен, только бабушка за тебя всю жизнь кровью харкает.

Мое дело деньги приносить, твое - прятать.

Ты размяк, как говно на солнцепеке, а он шасть в кухню, триста рублей, как корова языком слизала.

Успокоить меня хочешь, потерпи чуть-чуть, недолго осталось.

А что надеешься, кумир миллионов, что хер твой после моей смерти вставать начнет - не надейся. Современная медицина бессильна перед импотенцией.

У него один раз в год день рождения, а остальные дни в году где его мать шатается?
- Вы же сами меня не допускаете.
- И не допустим.

Я тебя достану даже на Новодевичьем кладбище, ты понял?

Я вот сейчас тебя отменю навсегда! Будь ты проклят, маразматик вонючий, проклят небом, землей, богом, людьми, птицами, рыбами.

Предатель, у тебя и машина черного цвета, цвета подлости. На таких машинах в 37-м людей увозили.

Ольгина дубленка такая же дешевка, как ее хозяйка.

Успокойся, а то я тебя успокою, навсегда!

Ты мне больше не дед, сволочь!

Ну, и че тут у нас? Младший лейтенант Кругликов.
- Ну и что? А я народный артист Савельев. В чем дело?

В школе полно бациллоносителей и уродов, которые ходят туда, чтобы заражать друг друга.

Я тебе рассказывала, как мне мама ногу сломала?

У меня золотистый стафилоккок, пристеночный гайморит, синусит, фронтит, тонзилит, хронический панкреатит с рождения, почечная недостаточность и что-то с печенью, не помню, что.
- Много.
- Это потому что своими болезнями я расплачиваюсь за грехи матери-потаскухи.
- Видите, ребенок, а все понимает. Бросила она его. Променяла на алкаша-мазилу, повесила мне ребенка на шею тяжелой крестягой, и вот я его уже тащу 6 лет.

Ну, а мама у тебя тоже актриса?
- Говно она актриса, из погорелого театра. А почему бабушка говорит, что вы состояние на чужом горе сделали?

Чтоб эта чертова машина развалилась под тобой, как развалилась жизнь моя!

Я не хочу в снегу лежать. Похороните меня за плинтусом.

У внука муковисцидоз обнаружили, а он с помрежками лясы точит.

Давай возьмем штурмом этот дом маразма.

Слушай, а кто был твой первый муж?
- Мужчина, актер.
- А по национальности?
- Я звонить пойду.
- Иди-иди.
- Он был хорошим слабым человеком.
- Угу. А я сильный, плохой и похож на еврея.

Саша, Сашенька, ты где? Откликнись, урод!

Ну, приедешь ты, и что?
- Ты не едешь?
- Мы приедем. Они же дверь не откроют.
- Пусть попробуют.
- Да вроде как 6 лет пробуют. И у них получается.
- Критиковать без позитивной программы безнравственно.

У него, у гада, план коварный есть: переехать в Москву и все у нас отобрать.

Какое у тебя имущество, кроме карты медицинской?

Да я бы скорей смолу пить стала, чем у нее кашу приняла, но предложить же можно.

Магнитофон, японский. Вещь надежная. Она не предаст, как мать твоя.

Что будешь? Творог или винегрет.
- Винегрет.
- Лучше творог. Винегрет отец придет будет есть.

Ничего. Это его бабушки жопа, а не какой-нибудь профурсетки, которая променяла ребенка на пьяную сволочь.

Мам, мам!
- Что?
- Вы сегодня с Толей будете бабушкино имущество делить?
- Чего?
- У бабушки деньги спрятаны в четвертом, десятом и шестнадцатом томе Горького. А еще в старом чайнике и в мешочках с рисом.

  • Дома бабушка сказала, что привезти из Железноводска московский сувенир может только кретин вроде моего дедушки.
  • Развить самостоятельность возможно только при полной материальной независимости
  • Везде, где требовалось усилие, умирало желание.
  • - Как нету?! - крикнул я, настежь открывая холодилькую дверцу. - А лососЯ?! Вот икры сколько!
  • ..я все время думал, что день рождения - это такой праздник, а возраст не имеет к нему никакого отношения. Оказалось, наоборот, к дню рождения не имеет никакого отношения праздник.
  • За грехи родителей расплачиваются дети.
  • Всю жизнь по принципу: дерьма, но много!
  • Я писал, с тоской глядя на столбец предложений, и вспоминал, как пару дней назад написал, что «хороша дорога примая». Бабушка выскребла ошибочную «и», я вписал в пустое место букву «е», но оказалось, что «премая дорога» тоже не годится. Желая, чтоб дорога мне была одна – в могилу, бабушка принялась скрести на том же месте, проскребла лист насквозь и заставила меня переписывать всю тетрадь заново. Хорошо еще, я недавно ее начал.
  • - а зачем нам гомеопат? - спросил я. - чтоб не сдохнуть! Не задавай идиотских вопросов.
  • Попасть в цепную карусель мне не удалось тоже. По мнению бабушки, я мог выскользнуть из-под ремней и улететь к какой-то матери. К какой, я не понял, но не к своей - это точно.
  • Будь ты проклят небом, Богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями, воздухом! - Это было любимое бабушкино проклятие. - Чтоб на твою голову одни несчастья сыпались! Чтоб ты, кроме возмездия, ничего не видел!
  • "Увидите здесь мальчика, высохшего такого, в красной шапочке и в сером пальто... убейте его."
  • Нельзя стать кем-то, никем не пытаясь стать.
  • «Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».
  • У меня есть справка от врача, что я психически больна. Я могу убить, и мне за это ничего не будет.
  • – Сейчас тутульки смерим,– сказала бабушка, поставив наконец градусник, как ей хотелось.– Ты, когда был маленький, говорил «тутульки». А еще ты говорил «дидивот», вместо «идиот». Сидишь в манежике, бывало, зассанный весь. Ручками машешь и кричишь: «Я дидивот! Я дидивот!» Я подойду, сменю тебе простынки. Поправлю ласково: «Не дидивот, Сашенька, а идиот». А ты опять: «Дидивот! Дидивот!» Такая лапочка
  • Бабушка подняла крышку, нашла в чайнике вместо целебного отвара заплесневелую массу и стала кричать, что в такую же массу дедушка превратил ее некогда блестящий мозг.
  • - Где ты, скотина? Будь она в деревне, очевидцы могли бы подумать, что у нее убежала коза, но в городе...
  • Сломанное можно было починить, потерянное - найти, о выброшенном в мусоропровод можно было только помнить или забыть.
  • Колготки я ненавидел. Бабушка не разрешала снимать их даже на ночь, и я все время чувствовал, как они меня стягивают. Если по какой.то случайности оказывался в постели без них, ноги словно погружались в приятную прохладу, я болтал ими под одеялом и представлял, что плаваю.
  • Я был очень завистлив и страшно завидовал тем, кто умеет то, чего не умею я. Так как я не умел ничего, поводов для зависти было много.

Повесть Павла Санаева (1994 г.) не оставляет равнодушным ни одного читателя, прикоснувшегося к ней. Это произведение о судьбе ребенка, которого делят между собой его родственники. Повествование ведется от лица второклассника Саши Савельева, он откровенно рассказывает о сложных взаимоотношениях своей бабушки Нины и матери Оли. В произведении все события даны в восприятии ребенка, но в его высказываниях постоянно звучат выражения взрослых, стремящихся сформировать свою концепцию событий: " Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу". В этой цитате первые два предложения — реплики самого Саши, вторые два — высказывания бабушки, постоянно повторяемые в ее квартире в присутствии ребенка.

Маленький герой не по-детски все понимает, комментирует события, выражает к участникам драмы свое отношение: " Вам, наверное, покажется странным, почему сам не мылся. Дело в том, что такая сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь еще и гниет постоянно, вот так и получилось. Вы, конечно, уже догадались, что объяснение это составлено со слов бабушки".

Произведение состоит из нескольких глав: "Купание", "Утро", "Цемент", "Белый потолок", "Лосося", "Парк культуры", "День рождения", "Железноводск", "Похороните меня за плинтусом", "Ссора", "Чумочка". В сильной позиции текста, в конце — глава, в название которой вынесено прозвище мамы, данное самим Сашей: " Чумочкой мы с бабушкой называли мою маму. Вернее, бабушка называла ее бубонной чумой, но я переделал это прозвище по-своему, и получилась Чумочка. (…) Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее. Если бы ее не стало, я безвозвратно расстался бы с этим чувством, а если бы ее не было, то я вовсе не знал бы, что это такое..."

Это реалистическая проза, где в художественной форме воспроизведена трагедия не одной семьи: так убедительно и детально изображается ситуация конфликта "отцов и детей", в которой ребенок становится разменной монетой.

Меня поразило название произведения, глубинный смысл которого можно постичь, лишь прочитав последние строки. Это признание мальчика в любви к маме, которая, несмотря ни на что, является для маленького героя самым близким и дорогим существом.

"— Мама! испуганно прижался я. Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.

Что? Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?"

По страницам всей повести рассыпаны признания в любви мальчика Саши к матери: " Я вспомнил, как бежал ночью на его крики, и вдруг представил, что было бы, если бы так же расшиблась мама. От этой мысли у меня сжалось горло. Я всегда готов был заплакать, если представлял, что с мамой случилась беда. И тут в памяти моей зазвучали дедушкины слова о том, что я люблю не его, а его подарки. Неужели это действительно так?! Я подумал и решил, что, конечно, люблю не подарки, а дедушку, но просто намного меньше, чем маму. А любил бы я маму, если бы она мне ничего не дарила?
Почти все, что у меня было, подарила мне мама. Но я любил ее не за эти вещи, а эти вещи любил, потому что они были от нее. Каждая подаренная мамой вещь была словно частицей моей Чумочки, и я очень боялся потерять или сломать что-нибудь из ее подарков. Сломав случайно одну из деталей подаренного ею строительного набора, я чувствовал себя так, словно сделал маме больно, и убивался весь день, хотя деталь была не важная и даже часто оставалась лишней". По сути, название повести — это своеобразный крик: "Дайте мне быть рядом со своей мамой!"

Автору удалось показать, как сложно приходится маленькому человеку разобраться в хитросплетении интриг, как трудно сохранить свою душу в ситуации, когда нужно приспосабливаться к странностям характера бабушки и просто выживать.

Произведение представляет собой мозаику эпизодов жизни маленького героя, который лишен радости и свободы: деспотичная бабушка, страдающая от того, что не смогла реализоваться в жизни как профессионал, как актриса, разыгрывает перед внуком историю жертвенной любви. Естественно, по-своему она любит Сашу, но ее чувство искажено эгоизмом и жаждой власти, это яркий образ семейного деспота, который стремится главенствовать хотя бы дома.

Конфликт в произведении — столкновение бабушки Нины Антоновны и матери героя Оли, противостояние беззащитности и деспотизма. Это одновременно и противостояние ребенка бабушке-узурпатору, что выражается в нарушении запретов (глава "Цемент"). Этот внешний конфликт порождает в душе ребенка внутренний протест, который он просто боится выражать: он целиком и полностью зависит от причуд своеобразной бабушки. В произведении образ этой героини неоднозначен: казалось бы, он должен вызывать только отрицательную оценку, но ведь именно Нина Антоновна взяла на себя заботы о ребенке в трудный период жизни дочери, как смогла, заботилась о внуке. Но, конечно же, нельзя оправдать ее грубость и жестокость по отношению к Саше, на которого она выплескивает свою ненависть по отношению к дочери. В произведении не совсем понятны причины такого отношения героини к Оле. Разве за то, что ребенок не оправдал возложенных на него когда-то надежд, стоит так мстить?

Из воспоминаний героев мы узнаем, что Нина Антоновна всегда была жестока по отношению к дочери: " Я тебе не ломала ноги! Я тебя стукнула, потому что ты изводить начала! Идем с ней по улице Горького, — стала рассказывать мне бабушка, смешно показывая, какая капризная была мама, — проходим мимо витрин, манекены какие-то стоят. Так эта как затянет на всю улицу: "Ку-упи! Ку-упи!" Я ей говорю: "Оленька, у нас сейчас мало денежек. Приедет папочка, мы тебе купим и куклу, и платье, и все что хочешь…" "Ку-упи!" Тогда я и стукнула ее по ноге. И не стукнула, а пихнула только, чтоб она замолчала" (Гл. "Чумочка").

Это повесть о взрослении маленького человека, об относительности любый оценок, о сложности взаимоотношений родителей и детей.

В ситуации, изображенной в повести, страдают все: бабушка и дед, их дочь Оля, ее сын Саша, новый муж Оли. Но именно такое всеобщее страдание удовлетворяет Нину Антоновну, поэтому она не готова к обсуждению и диалогу: "Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу еще. Пусть еще будет воздух мне. Пусть еще взглянет он на меня разок с облегчением, может, "бабонька" еще скажет… Открой мне. Пусти к нему…"

Назначение произведения Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" в том, чтобы напомнить родителям и бабушкам: любите не свою любовь к ребенку, а его самого, не вынуждайте маленького человека страдать из-за своих ошибок и амбиций.

_____________________________________________________________________

Цитирую по http://www.litmir.net/br/?b=266

© Елена Исаева




Top