Стихотворения и песни памяти раневской. Что значит выражение «похороните меня за плинтусом»? Что значит выражение похороните меня за плинтусом

А можно я к себе его возьму? Похороню за плинтусом.

Твоя мамочка, чума бубонная, если придет, то только на твою могилку, а день рожденья у тебя будет, когда я скажу.

Чтоб тебе эти бритвы в горло всадили!

Иди, я тебя сейчас бритвой на куски порежу. Иди, не будь трусом.

50 рублей.
- Ты же 60 давал.
- 60 - это когда он твой был. А теперь 50.

А как мне не плакать? Разве я думала, когда замуж выходила, что жизнь так обернется?!

Я буду хорошо учиться, все уроки буду делать, не буду под кровать залезать, только разреши мне день рожденья, пожалуйста.

Когда человек врет, он боится, от страха у него сосуды сужаются, и кровь начинает гнить, пока в венах черви не заведутся, которые человека поедают, а ты и так весь гнилой внутри.

Ты помни: кроме бабушки на этом свете ты никому не нужен, только бабушка за тебя всю жизнь кровью харкает.

Мое дело деньги приносить, твое - прятать.

Ты размяк, как говно на солнцепеке, а он шасть в кухню, триста рублей, как корова языком слизала.

Успокоить меня хочешь, потерпи чуть-чуть, недолго осталось.

А что надеешься, кумир миллионов, что хер твой после моей смерти вставать начнет - не надейся. Современная медицина бессильна перед импотенцией.

У него один раз в год день рождения, а остальные дни в году где его мать шатается?
- Вы же сами меня не допускаете.
- И не допустим.

Я тебя достану даже на Новодевичьем кладбище, ты понял?

Я вот сейчас тебя отменю навсегда! Будь ты проклят, маразматик вонючий, проклят небом, землей, богом, людьми, птицами, рыбами.

Предатель, у тебя и машина черного цвета, цвета подлости. На таких машинах в 37-м людей увозили.

Ольгина дубленка такая же дешевка, как ее хозяйка.

Успокойся, а то я тебя успокою, навсегда!

Ты мне больше не дед, сволочь!

Ну, и че тут у нас? Младший лейтенант Кругликов.
- Ну и что? А я народный артист Савельев. В чем дело?

В школе полно бациллоносителей и уродов, которые ходят туда, чтобы заражать друг друга.

Я тебе рассказывала, как мне мама ногу сломала?

У меня золотистый стафилоккок, пристеночный гайморит, синусит, фронтит, тонзилит, хронический панкреатит с рождения, почечная недостаточность и что-то с печенью, не помню, что.
- Много.
- Это потому что своими болезнями я расплачиваюсь за грехи матери-потаскухи.
- Видите, ребенок, а все понимает. Бросила она его. Променяла на алкаша-мазилу, повесила мне ребенка на шею тяжелой крестягой, и вот я его уже тащу 6 лет.

Ну, а мама у тебя тоже актриса?
- Говно она актриса, из погорелого театра. А почему бабушка говорит, что вы состояние на чужом горе сделали?

Чтоб эта чертова машина развалилась под тобой, как развалилась жизнь моя!

Я не хочу в снегу лежать. Похороните меня за плинтусом.

У внука муковисцидоз обнаружили, а он с помрежками лясы точит.

Давай возьмем штурмом этот дом маразма.

Слушай, а кто был твой первый муж?
- Мужчина, актер.
- А по национальности?
- Я звонить пойду.
- Иди-иди.
- Он был хорошим слабым человеком.
- Угу. А я сильный, плохой и похож на еврея.

Саша, Сашенька, ты где? Откликнись, урод!

Ну, приедешь ты, и что?
- Ты не едешь?
- Мы приедем. Они же дверь не откроют.
- Пусть попробуют.
- Да вроде как 6 лет пробуют. И у них получается.
- Критиковать без позитивной программы безнравственно.

У него, у гада, план коварный есть: переехать в Москву и все у нас отобрать.

Какое у тебя имущество, кроме карты медицинской?

Да я бы скорей смолу пить стала, чем у нее кашу приняла, но предложить же можно.

Магнитофон, японский. Вещь надежная. Она не предаст, как мать твоя.

Что будешь? Творог или винегрет.
- Винегрет.
- Лучше творог. Винегрет отец придет будет есть.

Ничего. Это его бабушки жопа, а не какой-нибудь профурсетки, которая променяла ребенка на пьяную сволочь.

Мам, мам!
- Что?
- Вы сегодня с Толей будете бабушкино имущество делить?
- Чего?
- У бабушки деньги спрятаны в четвертом, десятом и шестнадцатом томе Горького. А еще в старом чайнике и в мешочках с рисом.

Министерство образования и науки РБ

г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №25

XVII Республиканская научно-практическая

конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

«Сибирская весна»

Номинация:Литература XX века

Тема: Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева

«Похороните меня за плинтусом»

МАОУ «СОШ № 25» г.Улан-Удэ

Домашний адрес: г. Улан-Удэ,ул.Солнечная 20-35

Телефон:89021627554

Руководитель: Шатохина Алена Ильинична,

Телефон: 89085962466

г. Улан-Удэ

2016 г.

Введение

Повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана Павлом Санаевым в 1994 году. Опубликовано произведение было лишь в 1996 году. По словам самого автора, эта повесть была основана на событиях, произошедших с ним в детстве, но не является при этом полностью автобиографичной, так как не лишена художественного вымысла. Это произведение произвело большой фурор в отечественной современной литературе, было номинировано на Букеровскую премию. В данной научной работе анализируется значение слова «плинтус» в повести Санаева. Повесть не исследована литературоведами, что подтверждается небольшим количеством статей о ней, которые скорее являются отзывами о повести, нежели чем научным трудом.

Цель данной научной работы: выяснение значения слова «плинтус» в художественном тексте Павла Санаева.

Задачи исследования:

    отобрать эпизоды, в которых упоминается это слово;

    выяснить значение слова в толковых и этимологических словарях;

    сопоставить литературный и языковой материал;

    проанализировать значение слова «плинтус» в собранных фрагментах и эпизодах повести, где оно упоминается.

Гипотеза: в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает символическое значение.

Методы исследования:

    имманентный анализ текста;

    сравнительно-сопоставительный анализ;

    интерпретирование.

Работа состоит из нескольких глав. Во введении обозначена актуальность и новизна работы, определены цели и задачи исследования, указан объект и методы исследования. Первая глава посвящена анализу эпизодов повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которых упоминается слово «плинтус». В заключении сформулированы результаты исследования.

Объектами исследования является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Предмет исследования – значение слова «плинтус».

Практическая значимость определяется возможностью использования текста исследовательской работы в форме реферата в качестве справочного и обучающего материала на уроках литературы в 10-11 классах.

§ 1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».

Фраза «Похороните меня за плинтусом» первый раз была упомянута именно в этом отрывке повести. И именно она стала названием данного произведения. Так какой смысл, какое значение приобрело слово «плинтус» в тексте Павла Санаева? Авторы различных толковых и этимологических словарей поясняют слово «плинтус» по-разному. Однако нечто схожее в его истолковании все же имеется.

По словарю Ожегова:

1)планка, закрывающая щель между стеной и полом;

2) наружный выступ в нижней части какого-нибудь сооружения .

По словарю Даля:

1) плинт м. греч.подножье, стояло;

2) нижняя полоса стены, печи, выступом;

3) панель, пришивная, по стенам по полу дощечка;

4) наружный уступ стены, против полу;

5) Плинф м. церк. Кирпич .

Строительный словарь:

1) профилированная деревянная или пластиковая рейка, предназначенная для прикрытия щелей между полом и стеной;

2) элемент архитектурного оформления помещения .

По этимологическому словарю Фасмера:

"четырехугольное основание колонны, нижний обвод стены, печи". Из греч., вероятно, через лат. Plinthus .

По толковому словарю Ушакова:

пл"интус, плинтуса, муж. (от греч. plinthos - кирпич, плита) (архит.);

1) узкая планка, закрывающая щель между деревянным полом и стеною;

2) наружный выступ на стене здания на высоте пола;

3) нижняя полоса печи, идущая выступом .

Итак, во всех словарях главная роль плинтуса – прикрытие щели между стеной и полом. Во-первых, действие имеет практическое значение, так как защищает дом от проникновения мышей и других вредителей, а во-вторых, носит эстетический характер. Какое же значение приобретает в произведении слово «плинтус»?

Детство главного героя повести – Саши Савельева - трудно назвать счастливым. Опека любящей, но деспотичной бабушки, ее своеобразное поведение, домашняя тирания (опять же со стороны бабушки) подавляли личность ребенка. Каждый день его жизни был сложным и непредсказуемым. Мать, дедушка, которые тоже стали объектами тирании Нины Антоновны, не могли защитить Сашу. Вследствие этого жизнь мальчика была трудной, мрачной. Неудивительно, что при таком воспитании и постоянном напоминании о скорой кончине (мальчик рос болезненным, и бабушка не упускала случая напомнить ему об этом) ребенок рано задумался о смерти. Для него, лишенного почти всех радостей жизни, не сама смерть была страшна. В силу своего детского мышления он не понимал, что умерший человек не может видеть или чувствовать, что все процессы жизнедеятельности, свойственные живым, невозможны после смерти. Поэтому Саша боялся не ее. Больше всего в смерти его пугала безвозвратность. Осознание того, что смерть уносит человека туда, откуда нет пути назад, было ужасающим для него.

«”Никогда” было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать».

В итоге после долгих размышлений главный герой и приходит к выводу о том, что похороны за плинтусом – идеальный для него исход. Таким образом, он сможет уйти от одиночества, от темноты, от безвозвратности. Слово «никогда» прекратит преследовать его и рядом будет самый дорогой для ребенка человек – мать. И стоит отметить, что Саша просит похоронить его не за любым плинтусом. Он хочет, чтобы плинтус, за которым он будет похоронен, принадлежал его матери. Чумочка (как ласково мальчик называл свою маму) была для Саши единственной радостью жизни. Он жил для нее, его целью жизни были встречи с ней, безумно редкие, но спасавшие его от гибели личности от тирании, дающие ему ощущение любви и тепла. Мама главного героя была для него «лучом света в темном царстве». Во время встреч с ней он как никогда остро осознавал губительность бабушкиной опеки, понимал, что жизнь может состоять не только в вечных походах по врачам и запретах, но и в окружении, способном дарить чувство защищенности, когда Саша мог говорить то, что думает, ничего не боясь, быть самим собой. Мама была для мальчика светлым идеалом, праздником меж серых будней. Его связь с ней не могла быть подавлена ни редкостью их встреч, ни всепоглощающей любовью бабушки, ни долгими разлуками. Эта связь, любовь матери и сына способны были отогнать ужасы смерти, ее присутствие (пусть мальчик и будет за плинтусом, но она будет рядом) будет дарить ему защиту, спокойствие.

В этом произведении плинтус становится не просто элементом декора. Плинтус для Саши в первую очередь – это граница между миром живых и тем инобытием, которого он боялся. Это не тяжелый крест, не могильный памятник, который задавит, не позволит выбраться и спастись от своих страхов, от боязни темноты и от бесконечности, проведенной в полном бездействии и одиночестве. Это небольшая планка. Планка, которая позволит мальчику подглядывать за этим миром, уйти «не навсегда». Этим значение слова «плинтус» в многочисленных толковых и этимологических словарях и отличается от значения этого слова в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Слово «плинтус», имеющее довольно узкое истолкование, приобретает метафоричное значение.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, были собраны фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось слово «плинтус», выяснены значения этого слова в различных толковых и этимологических словарях, сопоставлен собранный литературный и языковой материал, проанализированы фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось данное слово.

Данная работа позволяет сделать вывод о том, что в контексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает более глубокий смысл и используется в переносном значении. Слово «плинтус» в этом произведении приобретает значение «граница между миром живых и миром мертвых».

Список литературы

    СанаевПавел. Похороните меня за плинтусом. Издательство: МК–Периодика, 2007 г.–184 стр.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российский фонд культуры – М.: АзъLtd., 1992. – 960 с.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / М.: «Русский язык», 1978.

    http://builder.academic.ru/654.

    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – 4-е изд. стереотип. / М.: Астрель: АСТ, 2003.

    Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. УшаковД.Н./ М.: Вече: Мир кн., 2001.

Цель: показать учащимся, как в повести Павла Санаева решается проблема детства.

Ход урока

1. Краткое сообщение ученика о Павле Санаеве.

2. Вопрос классу: О чем рассказывается в этой повести? (О детстве).

3. Вспомните, кто из русских писателей обращался к этой теме. С.Т.Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.Н. Толстой, А.М. Горький).

4. Учитель.

  • Детство – самая счастливая пора в жизни человека и очень важная. Я просила Вас найти высказывания известных людей, подтверждающих эту мысль.
  • Детство есть та великолепная пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Шелдунов Н.А.)
  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, творчества, фантазии. (В.А. Сухомлинский).

5. Вопрос классу: Можем ли мы сказать, что у героя повести было счастливое детство? (Вряд ли можно так сказать.)

6. Вопрос классу: Почему нельзя сказать, что у героя было счастливое детство? (Разлучен с матерью, тяжелая атмосфера в семье).

7. Вопрос классу: С чем связана тяжелая атмосфера в семье? Тяжелая атмосфера в семье связана с трудным характером бабушки и ее неуравновешенным психическим состоянием.

8. Вопрос классу: Как можно определить отношение бабушки к внуку? (Она любит его, но странною любовью. Ее любовь соединяет в себе грубость, резкость, ругательства с добротой и заботой).

9. Задание классу: Приведите примеры, показывающие разное отношение бабушки к внуку. (Грубая, резкая манера общения: «хоть бы они все сдохли и ты вместе с ними»; «Ой скотина. Все пальто изгваздал. Душу тебе так бы изгваздали» и т.д. Болезненная забота о здоровье внука. История с магнитофоном говорит о том, что бабушка старается доставить внуку радость.)

10. Вопрос классу: Почему у бабушки такой трудный и психически неустойчивый характер. С чем это связано? (Это связано с прошлым бабушки.)

11. Вопрос классу: Что Вы можете сказать о прошлом бабушки? (Мечтала стать актрисой, а стала секретаршей, а потом домохозяйкой.)

Война. Эвакуация. Смерть маленького сына.

Рождение дочери после войны. Дочь постоянно болела, и бабушка очень боялась ее потерять. Соседка по квартире писала на всех доносы, и бабушка боялась, что ее арестуют. Психиатрическая больница: решили, что у бабушки мания преследования. Из больницы она вернулась, по ее словам, «калекой психически ненормальной.

Глава «Ссора», с. 177–183

12. Вопрос классу: Как такой характер бабушки повлиял на внука. Докажите. (Пытался приспособиться к жизни с бабушкой.)

13. Вопрос классу: А как дедушка относился к бабушке? (Дедушке было нелегко с женой, но он понимал причины такого состояния жены).

Глава «Ссора» , с. 190

14. Вопрос классу: Перед каким выбором бабушка поставила свою дочь? (Бабушка поставила свою дочь перед выбором: ребенок или любимый мужчина. Бабушка не любила мужа дочери и не могла ей простить, что та променяла ребенка на карлика.)

Глава «Чумочка» , с. 246.

15. Вопрос классу: Кто из героинь русской классической литературы стоял перед таким же выбором? (Анна Каренина).

16. Вопрос классу: Что можно сказать о матери Саши Савельева, главного героя? (Очень любит сына. Но у нее слабый характер.)

17. Вопрос классу: В чем проявляется слабость характера матери? (Она не может противостоять своей матери и забрать сына к себе.)

18. Вопрос классу: Как герой относится к своей маме? (Он ее очень любит. Самые счастливые минуты для мальчика, когда мама приходит к нему и он может с ней играть, разговаривать. Саша называл маму любовно Чумочкой.)

Глава «Чумочка» , с. 206.

19. Вопрос классу: После того как Саша понял, что он уже навсегда останется жить у Чумочки, произошел между ним и мамой следующий разговор.

– Мама, спросил я. – А ты обиделась, когда я сказал, что хочу жить с бабушкой?

– Что ты! Я же понимаю, что ты для меня это сказал, чтобы мы не ругались.

– Я не для тебя сказал. Я сказал, потому что ты бы ушла, а я остался. Прости меня.

Как вы можете объяснить эти слова Саши? (Живя с бабушкой, Саша научился приспосабливаться и говорить не то, что он думает).

20. Вопрос классу: В чем трагедия бабушки? (Серьезный конфликт с дочерью, которую она, можно сказать, ненавидит. Дедушка с ней общается мало, Саша ее не любит, и она, как выясняется в конце, это понимает, Бабушка – одинокий и больной человек).

21. Вопрос классу: Какая самая трагическая, с вашей точки зрения,сцена в повести? (Самая трагическая сцена – это когда бабушка стоит под дверью квартиры дочери и не просит, а умоляет вернуть ей внука. Трагически звучат ее слова: « Думаешь, не вижу, кого он из нас любит? Хоть бы раз взглянул на меня, как на тебя смотрит, хоть бы раз меня так обнял. Не будет мне такого, не суждено! А как мне смириться с этим, когда сама его люблю)»

Глава «Чумочка» , с. 266.

22. Вопрос классу: Всем было нелегко с бабушкой. Но все плакали, когда ее хоронили? Почему? (Бабушка была частью жизни всех героев повести. Может, каждый из героев считал, что он в чем-то виноват перед бабушкой.)

23. Вопрос классу: Как вы понимаете смысл названия повести? (Саша никогда не мог находиться с мамой столько, сколько он хотел. Не мог общаться с ней тогда, когда хотел. Он, живя у бабушки, всегда боялся потерять мать. Выражение «Похороните меня за плинтусом» метафорично. Оно означает, как мне кажется, желание ребенка всегда быть рядом матерью, всегда ощущать на себе ее любовь.)

24. Заключительное слово учителя.

Саша часто спрашивал себя, почему, оставшись с жизнью один на один, он должен быть с ней заодно; почему жизнь запрещает любить маму… почему бабушка – жизнь, а мама редкое счастье.

«Рядом со мной и утром, и перед сном была жизнь, а счастья можно было только дождаться и прикоснуться к нему».

Когда мама в конце повести забирает Сашу к себе, он не может поверить, что теперь счастье может стать жизнью.

Я вам желаю, чтобы у вас всегда счастье совпадало с жизнью.

Страницы указаны по тексту: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом». ООО «Издательства Астрель» 2007.

> Обсуждаем книгу Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Александр

Ипполит

А мне кажется, что многое..очень многое стоит за названием книги.."Похороните меня за плинтусом".
В чем сила юмора?

Ипполит

Александр



Ольга

юмор, разумеется, самый черный)))

а что касается того, что никто не проецирует события этой книги на жизнь всего поколения...

я бы сказала, что я проецирую)))

частично...

потому что, как я уже говорила: я - ровестница Санаева...

и у меня были тоже чудесные бабушки, ровестницы его бабушки(ну, плюс-минус)...

но, я считаю, что война нанесла им всем непоправимый вред... и одна, и другая моя бабушка... каждаяпотеряла ребенка... и та и другая еще потеряли мужей...

они, конечно, не были не адекватными, как героиня повести Санаева...

но более повышенная боязнь инфекции... была...

и пусть у Санаева в книге это выражено утрировано...

и даже доведено до абсурда...

мне всё равно кое-что напомнило и моё детство...

мороженое тоже заставляли есть "растопленное".... и не одну меня!

другое дело, что мы прекрасно покупали его самостоятельно... и уж тогда ели так, как нравилось самим!

короче, что-то во всём этом есть!)))

Ипполит



Юлия

Александр, в данном случае я даже и не пыталась заняться диагностикой. Просто ситуация в семье, на мой взгляд, дикая и ненормальная в самом бытовом и житейском смысле.

Ольга, спасибо, именно Ваш пост, который был раньше, я и имела в виду.

Ипполит

В-третьих, что означает выражение "ниже плинтуса" :-(
Если ВЫ сложите все эти три компонента и проанализируете, то получите искомое.
Возможно я и не прав, но это мое мнение.

Александр
Ипполит, понять смысл названия книги, можно только прочитав ее, и это, конечно же не то, что «хотел сказать автор» - для каждого читателя смысл свой... Ну, а если быть ближе к тексту, «похороните меня за плинтусом»" – это фраза 8-летнего мальчика, главного героя книги, который хотел бы всегда видеть маму, даже когда он умрет, что бабушка ему очень часто предсказывала...

Ипполит

"Крест! Кладбище!
-Мама! - испуганно прижался я. - Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.
-Что?
-Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?
Но мама не отвечала и только, прижимая меня к себе, плакала. За окном шел снег.":"(

Александр
Оля К., вы ведь пишите, что «частично проецируете», с этим я тоже согласен, и в своем « детской памяти нахожу близкие моменты, тому, что Вы пишите, например "растопленное мороженое"... С чем я не могу согласиться, так это с тем, что описывается ситуация сугубо-отечественная, думаю, что описанная ситуация (как правильно пишет Юлия А. «дикая и ненормальная в самом бытовом и житейском смысле» могла иметь место в любой стране и в любую историческую эпоху, она – универсальна...

Роза

ощущение, что за плинтусом спрятались большинство участников группы и молча наблюдают...

Ипполит

Александр
"Ипполит, понять смысл названия книги, можно только прочитав ее"

А я думаю, что недостаточно только прочитать, ее еще и понять надо. Что:
Во-первых, книга написана в жанре "черного юмора". Из серии "маленький Петя нашел пулемет..."
С единственной разницей, - главный герой, Савельев Саша, - жертва.
Жертва жизненной ситуации. " Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. "

Роза

мальчик из повести - яркий пример, что талант пробьёт себе дорогу даже вопреки обстоятельствам...

Ипполит

Во-вторых, повесть очень автобиографична.
Из интервью Павла Санаева, "родился в 1969 году в Москве, и первые четыре года прожил в безоблачномсчастье. Дальше началась сплошная драма, длившаяся до двенадцати лет иописанная в повести "ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ"
Мама - Елена Санаева(незабвенная Лиса Алиса из“Приключений Буратино” , бабушка - Лидия Санаева, дедушка- (“вонючий старик” по словам не в меру нервной бабушки) - Всеволод Санаев (печки-лавочки) , отчим - "карлик-кровопийца" - Ролан Быков.




Top