Стиль отличается грандиозностью пышностью размахом. Россия в XVIII в Россия в XVIII в

Реферат на тему:

Архитектура барокко.

Выполнила: Псарева Ю,9«Б»

Проверила: Дмитриева Е.А.


1. Возникновение барокко

2. Историческая характеристика барокко

3. Строительные особенности барокко

4. Характерные черты

5. Типы сооружений

6. Конец барокко

Источники


1. Возникновение барокко

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях. В Германии и Австрии строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечают В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской - наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором - барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обороченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты.

2. Историческая характеристика

В XVII в. активно развивались экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании;

Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием "барокко".

Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации, города - резиденции и монастыри - необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х. годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

3. Строительные особенности

В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

"Идеальный город" эпохи возрождения

Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

Стиль барокко: а - церковь святой Сусанны в Риме, б – фрагмент интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, д. - зеркало, е - стол

Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен, поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

4. Характерные черты

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

5. Типы сооружений

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

6. Конец барокко

В первой половине 18 века - отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен - складывается стиль рококо. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).


Источники

1. сборник «Барокко в России», М, 1926

2. сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982

3. Виппер Б. Р."Архитектура русского барокко",М, «Наука», 1978

4. «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960

5. журнал «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)

6. журнал «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)

Рабочий лист 4 ТЕСТЫ Укажите правильные ответы. 1. Укажите произведение, принадлежащее перу Д.И. Фонвизина: а) «Бригадир»; б) «Ревизор»; в) «Евгений Онегин»; г) «Живописец». 2. Укажите название сатирического журнала Н.И. Новикова: а) «Путешествие»; б) «Трутень»; в) «Ведомости»; г) «Вести». 3. Определите стиль, в котором был построен Зимний дворец: а) барокко; б) классицизм; в) рококо; г) модерн. 4. Укажите, к чему приравнивалась учеба за рубежом и в отечественных школах: а) к военной службе; б) к административной службе; в) к государственной службе; г) к дипломатической службе. 5. Укажите научное открытие, принадлежащее М. Ломоносову: а) теория атомно-кинетического строения; б) стратосфера; в) электричество; г) паровой двигатель. 6. Екатерина II уделяла достаточно много внимания вопросу образования. Во время ее правления были опубликованы: а) научные изобретения И.И. Ползунова; б) научные изобретения И.П. Кулибина; в) грузинская и татарская азбука; г) первая Библия на славянском языке. 7. Автором самого знаменитого в XVIII в. учебника «Арифметика» является: а) Л. Магницкий; б) Ф. Прокопович; в) И. Федоров; г) И. Посошков. 8. Профессиональное театральное искусство в России было представлено таким направлением, как: а) сатирическое; б) драматическое; в) опереточное (водевили); г) художественное. 9. Карамзин Н.М. занимался не только историей, его перу принадлежат и литературные произведения. Одно из них – а) «Недоросль»; б) «Бедная Лиза»; в) «Сорока – воровка»; г) «Бригадир». 10. Определите, кого именовали «отцом русского театра»: а) Н. Аргунова; б) А. Лосенко; в) Ф. Волкова; г) Д. Фонвизина. 11. Как и Джеймс Уатт, этот механик, паровая машина которого была первая в России, вошел в историю: а) И.И. Ползунов; б) И.П. Кулибин; в) М.В. Ломоносов; г) А.К. Нартов. 12. Выдающийся механик, он ремонтировал и создавал часовые механизмы, смастерил электрическую машину, теле- скоп и микроскоп, создал проект моста в один пролет через Неву: а) И.И Ползунов; б) И.П. Кулибин; в) М.В. Ломоносов; г) А.К. Нартов. 13. Этот деятель сыграл большую роль в организации Академии художеств и Московского университета, был покрови- телем М.В. Ломоносова, а день именин его матери Татьяны стал праздником российских студентов: а) И.Д. Шумахер; б) И.И. Шувалов; в) И.И. Бецкой; г) Г.А. Потемкин. 14. Талантливый самоучка, предлагавший в XVIII в. в своей «Книге о скудости и богатстве» пути превращения России в экономически независимую и богатую страну: а) И.Т. Посошков; б) Ф. Прокопович; в) М.В. Ломоносов; г) Н.И. Новиков. 15. Новое летоисчисление в России было введено в: а) 1700 г.; б) 1699 г.; в) 1720 г.; г) 1750 г. 16. Первая русская печатная газета называлась: а) «Военные ведомости»; б) «Ведомости»; в) «Колокол»; г) «Полярная звезда». 17. Укажите, в каком году был основан город Санкт-Петербург: а) 1700 г.; б) 1702 г.; в) 1703 г.; г) 1709 г. 18. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала: а) А.Н. Радищева; б) Г.Р. Державина; в) Н.И. Новикова; г) Д.И. Фонвизина. 19. Эпохой «просвещенного абсолютизма» называют правление: а) Петра I; б) Анны Иоанновны; в) Екатерины II; г) Елизаветы Петровны. 20. По его скульптурным портретам можно представить облик государственных деятелей екатерининской эпохи (Г.А. По- темкина, Павла I и др.): а) Ф.И. Шубин; б) И.П. Мартос; в) Э.М. Фальконе; г) К.Б. Растрелли. 21. Самый знаменитый российский архитектор середины XVIII в., создавший Зимний дворец в Петербурге, Екатери- нинский дворец в Царском селе, достигший наивысшего звания – обер-архитектора: а) Д.В. Ухтомский; б) Б.Ф. Растрелли; в) А. Ринальди; г) В.И. Баженов. 22. Его творчество развивало классические традиции в русской архитектуре, отразившиеся в Доме Пашкова в Москве. Это сказано об архитекторе: а) В.И. Баженове; б) М.Ф. Казакове; в) Д.В. Ухтомском; г) Д. Кваренги. 23. Мастер скульптурного портрета, он оставил потомкам бронзовое и чугунные бюсты государственных деятелей и восковой портрет Петра I: а) Ф.И. Шубин; б) Э.М. Фальконе; в) К.Б. Растрелли; г) И.П. Мартос. 24. Идеи организации и открытия Кунсткамеры и Академии наук в Петербурге принадлежали: а) Петру I; б) Анне Иоанновне; в) Елизавете Петровне; г) Екатерине II. 25. На красной площади Петр I распорядился построить: а) «Комедиальную храмину»; б) Спасскую башню; в) «Придворный театр»; г) Лобное место. 26. Назовите архитектурный стиль, важнейшей чертой которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону: а) барокко; б) рококо; в) классицизм; г) ампир. 27. Назовите архитектурный стиль, отличавшийся грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фа- садов, сложными ломаными линиями: а) барокко; б) рококо; в) классицизм; г) ампир. 28. Укажите направление в литературе второй половины XVIII в., для которого характерно изображение интимной жизни, семейного быта людей: а) классицизм; б) художественно-реалистическое; в) сентиментализм; г) реализм. 29. «Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом», – эти слова А.С. Пуш- кина относятся к: а) М.В. Ломоносову; б) И.И. Шувалову; в) И.П. Кулибину; г) Н.И. Новикову. 30. Ломоносов М.В. стал первым русским профессором, членом Академии наук: а) в 1742 г.; б) в 1745 г.; в) в 1749 г.; г) в 1752 г. Рабочий лист 5 Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочитаете фамилию одного из первых художников петровского времени. 1. Название увеселительного собрания. 2. Знаменитый токарь-механик. 3. Первый русский музей. 4. Первая русская печатная газета. 5. Исследователь, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. 6. Исследователь, именем которого назван самый северный мыс Евразии. 7. Сборник образцов писем. Рабочий лист 6 Укажите, кто изображен на фотографиях. Русский поэт (1743 – 1816 гг.). Слава пришла к нему после появления его «Фелицы» (1782 г.), знаменитой оды, обращенной к Екатерине – просвещенной «матери отечества». Занимал высшие го- сударственные должности – сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Был Тамбов- ский губернатором с 1786 – 1788 гг. ____________________________________________ Русский архитектор (1700–1771 гг.), главный представитель русского барокко середины XVIII в. По его проектам возвели Зимний дворец в Петербурге, дворец Бирона в Митаве, Андреевский собор в Киеве и т.д. ____________________________________________ Писатель, великий историк (1766 – 1826 гг.), главный труд, прославивший его, – двенадцать то- мов «Истории государства Российского». _____________________________________________ Живописец – портретист (1757 – 1825 гг.), одновременно занимался иконописью и живописью, наиболее известные портреты «М.И. Лопухиной», «В.И. Арсеньевой», «Екатерины II». Исполнял жи- вописные работы в Казанском соборе в Петербурге. _____________________________________________ Государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I (1681 – 1736 гг.), написанный им трактат «О поэтическом искусстве» заложил теоретические основы русской литературы нового време- ни. Обосновывал проведение суда над царевичем Алексеем и доказывал необходимость создания Синода. ________________________________________________ Князь, сенатор, действительный тайный советник (1750 – 1831 гг.). С 1791 по 1799 гг. – директор им- ператорских театров; один из самых богатых людей своего времени, владелец знаменитой усадьбы Архан- гельское и собственного театра. ________________________________________________ Русский поэт, филолог (1703 – 1768 гг.). Особый интерес представляет его ода «Торжественная о сдаче города Гданска» (1734 г.), это произведение фактически стало первой русской одой. В 1752 г. вы- пустил первый учебник силлаботонического стихосложения. ________________________________________________ Князь, поэт, дипломат (1708 – 1744 гг.). Сатира «На хулящих учения» (1729 г.) принесла автору из- вестность. Всего написано пять сатир, которые были одобрительно восприняты российским народом. ________________________________________________ Великий баснописец, прозаик, драматург, журналист (1769 – 1844 гг.). Первый литературный опыт относится примерно к 1783 г. – комическая опера «Кофейница». В начале XIX в. обратился к жанру басен, которых написал более двухсот, среди них – «Лебедь, щука и рак», «Ворона и лисица» и т.д. _____________________________________________ Русский просветитель, писатель, журналист, издатель (1744 – 1818 гг.). Выпустил первый русский журнал для женщин – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» и первый в России специальный детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», а также ряд журналов, посвященных отдельным отраслям знаний. _____________________________________________ Русский живописец, портретист (1735 – 1822 гг.). Углубленностью и многообразием индивидуаль- ных характеристик отмечены его камерные портреты 1770-х гг. «Дидро», «М.А. Дьякова», «Я.Е. Си- верс». В 1780-х гг. появляются произведения «Екатерина II», «Портрет дочери Агаши в русском костюме» и т.д. _____________________________________________ Первый русский писатель-профессионал (1717 – 1777 гг.). Его перу принадлежат девять трагедий («Хорев», «Синав и Трувор», «Мстислав» и др.), двенадцать комедий («Опекун», «Лихоимец» и др.), либретто двух опер и балета и т.д. В 1759 г. он издает в России первый частный журнал «Трудолюбивая пчела». _____________________________________________ Русский живописец (1701 – 1739 гг.). Выполнял декоративные росписи в Петербурге и в Москве, а также станковые композиции, иконы. Наиболее известные портреты И.А. и А.П. Голицыных, «Авто- портрет с женой». ______________________________________________ Мыслитель, писатель (1749 – 1802 гг.). Наиболее известное его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». ______________________________________________ Граф (1751 – 1809 гг.), владелец крупнейшего в России крепостного театра. В 1769 – 1773 гг. зна- комился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швеции, в его театре ставились оперы, балеты, ко- медии. Современников поражали масштаб и великолепие постановок. ______________________________________________ Писатель, просветитель, создатель русской социальной комедии (1745 – 1792 гг.). Его сатириче- ское мастерство проявилось в комедиях «Бригадир» и «Недоросль». ______________________________________________ Русский актер и театральный деятель (1729 – 1763 гг.). Организовал в Ярославле любительскую труппу, на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. ______________________________________________ С деятельностью этого человека (1704 – 1794 гг.) связано появление новых учебных заведений в России: училища при Академии художеств, Воспитательного дома для незаконнорожденных, Коммерче- ского училища, Института благородных девиц в Смольном и т.д. Основой его педагогических воззрений была глубокая вера в то, что «корень всему злу и добру – воспитание». Отсюда вытекала практическая задача – воспитать новую породу детей. ______________________________________________ Идеолог консервативного дворянства (1733 – 1790 гг.). В Уложенной комиссии и в публицистиче- ских сочинениях развивал два тезиса: о необходимости сохранить господствующее положение в обще- стве дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. Представления об идеальном государ- стве он изложил в сочинении фантастического жанра – «Путешествие в землю Офирскую». Перу этого автора принадлежит и «История Российская от древнейших времен», доведенная им до 1613 г. ______________________________________________ Рабочий лист 7 Изучите приведенные ниже репродукции и выполните задания. На данном полотне мастера изображен Российский император Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. Кто автор портрета? ______________________________________________ Укажите знаменитое скульптурное творение Э.М. Фальконе. ______________________________________________ Это здание было открыто в Петербурге в 1757 г., с его деятельностью связано творчество большинства художников. Определите, что это за здание? Кто является автором проекта? ________________________________________ ________________________________________ Данная работа Левицкого вдохновила Г.Р. Державина на сочинение оды «Видение Мурзы». Укажите название картины. _______________________________________________ Работа французского скульптора Н.Ф. Жиле посвящена российскому императору. Какому? _______________________________________________ Образцом для создания данного архитектурного сооружения послужил собор Святого Петра в Риме. В Петербурге это здание строилось с 1801 до 1811 гг. Определите автора проекта и название сооружения. _______________________________________________ _______________________________________________ Исторический жанр данной картины А.П. Лосенко сочетается с тенденциями классицизма. Укажите название произведения искусства. ________________________________________________________________________________________ Данное архитектурное сооружение А.Ф. Кокоринова выполнено в стиле класси- цизм. Что это за здание? ________________________________________________________________ Портрет данного автора отличается редкой для своего времени пси- хологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана словно живет отзвук самой эпохи бур- ных петровских преобразований и битв. Кто автор портрета? ________________________________________________ Данное великолепие было спроектировано французским архитектором Ж.Б.А. Лебло- ном. Укажите местонахождение архитектурного ансамбля. ___________________________________ ___________________________________ Идеал человеческого достоинства и красоты воплотился в портрете «Князь Д.М. Голицын». Укажите автора. ___________________________________________________________________________________________ _____ Данное архитектурное сооружение В.И. Баженова было построено в Москве в стиле классицизм. Укажите название здания. __________________________________________________________ Данная гравюра М.И. Козловского посвящена русскому писателю – автору комедии «Недоросль». Укажите, кто изображен. _____________________________________________ Архитектурное сооружение В.В. Растрелли в Петербурге проникнуто мощью и величи- ем эпохи. Что это за здание? ____________________________________________________________________ Скульптор реалист Ф.И. Шубин увлекался и созданием портретов. Один из них он посвятил рус- ской императрице. Какой? _______________________________________________ Данное здание – одно из самых значительных сооружений И.Е. Старова в Петер- бурге, состоящее из трех самостоятельных корпусов, строилось в 1783 – 1789 гг. Ука- жите данное архитектурное сооружение. Судьба автора портрета необычна. Он выходец из семьи крепостных крестьян. Граф П.Б. Шере- метев сделал его «домовым» художником. Портрет графини В.А. Шереметевой – одна из ярчайших его работ. Определите, кто автор данного портрета? ____________________________________________ Данный портрет принадлежит перу А.П. Антропова. Император изображен как бы «вбежавшим в пышные покои»: неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел автор. Укажите название портрета. ____________________________________________ Здание Сената в Кремле – одно из самых известных его построек. Укажите автора проекта. ___________________________________ Данный бюст работы Ф.И. Шубина посвящен выдающемуся русскому ученому XVIII в. Укажите имя ученого. ______________________________________________

Итоговое тестирование по МХК для 11 класса
(От XVII века до современности)
1 вариант
1. Стиль, возникший в середине XVI века в недрах итальянского
Возрождения, отражавший кризис искусства Ренессанса
А) барокко,
Б) маньеризм,
В) классицизм,
Г) рококо.

2. Стиль, отличающийся грандиозностью, пышностью, причудливой
пластикой фасадов, обилием скульптуры, производящий впечатление
богатства и парадности
А) эклектика,
Б) барокко,
В) рококо,
Г) модерн.

3. Какая страна обогатила ландшафтную архитектуру пейзажным парком?
А) Англия,
Б) Россия,
В) Франция,
Г) Италия.

4. Голландский художник реалистического направления, автор известной
картины «Возвращение блудного сына»
А) Никола Пуссен,
Б) Рембрандт Ван Рейн,
В) Антуан Ватто,
Г) Вермер Делфтский.

5. Композитор, прошедший путь от классицизма к новому стилю
романтизму, автор «Лунной сонаты»
А) Моцарт,
Б) Гайдн,
В) Людвиг ван Бетховен,
Г) Глюк.
6. Представитель направления романтизма, художник, автор
картины «Девятый вал»
А) Айвазовский,
Б) Кипренский,
В) Карл Брюллов,
Г) Щедрин.
7. Основоположник реализма в русском изобразительном
искусстве, автор картины «Сватовство майора»
А) Репин,
Б) Перов,
В) Венецианов,
Г) Федотов.
8. Мастер реалистического пейзажа
А) Васнецов,
Б) Левитан,
В) Крамской,
Г) Суриков.
9. Основоположник русской музыкальной классики
А) Даргомыжский,
Б) М.И. Глинка,
В) Бородин,
Г) Мусоргский.

12. Мастер русского авангарда, автор картины «Красный квадрат»
А) Кандинский,
Б) Малевич,
В) Трутовский,
Г) Филонов.
13. Композитор, автор Седьмой симфонии, написанной в блокадном
Ленинграде
А) Дунаевский,
Б) Прокофьев,
В) Шостакович,
14.Главная идея картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» заключается в
стремлении отразить
1)зависимость людей от природной стихии
2)торжество христианской идеи воздаяния
3)крушение прекрасного, но обреч

Архитектура Барокко (гг.) Презентация по МХК подготовлена учеником 11 класса МОУ Василёвской СОШ Архипкиным Виктором Архипкиным Виктором Учитель: Ишимцева Н.Н.


Преобладающиеи модные цвета Преобладающиеи модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры Характерные элементыинтерьера Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления Конструкции Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые Окна Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру Двери Арочные проемы с колоннами; растительный декор


Возникновение барокко Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.


Строительные особенности барокко В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья. В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.


"Идеальный город" эпохи возрождения Пальма Нуова,1593г. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.


В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя.


Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.


Характерные черты барокко Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.




Типы сооружений барокко Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
Церковь Сант - Иво в Риме г.


Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.

в) Екатерины II;

г) Елизаветы Петровны.

20. По его скульптурным портретам можно представить облик государственных деятелей екатерининской эпохи (Г.А. Потемкина, Павла I и др.):

а) Ф.И. Шубин;

б) И.П. Мартос;

в) Э.М. Фальконе;

г) К.Б. Растрелли.

21. Самый знаменитый российский архитектор середины XVIII в., создавший Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе, достигший наивысшего звания – обер-архитектора:

а) Д.В. Ухтомский;

б) Б.Ф. Растрелли;

в) А. Ринальди;

г) В.И. Баженов.

22. Его творчество развивало классические традиции в русской архитектуре, отразившиеся в Доме Пашкова в Москве.

Это сказано об архитекторе:

а) В.И. Баженове;

б) М.Ф. Казакове;

в) Д.В. Ухтомском;

г) Д. Кваренги.

23. Мастер скульптурного портрета, он оставил потомкам бронзовое и чугунные бюсты государственных деятелей и восковой портрет Петра I:

а) Ф.И. Шубин;

б) Э.М. Фальконе;

в) К.Б. Растрелли;

г) И.П. Мартос.

24. Идеи организации и открытия Кунсткамеры и Академии наук в Петербурге принадлежали:

а) Петру I;

б) Анне Иоанновне;

в) Елизавете Петровне;

г) Екатерине II.

25. На красной площади Петр I распорядился построить:

а) «Комедиальную храмину»;

б) Спасскую башню;

в) «Придворный театр»;

г) Лобное место.

26. Назовите архитектурный стиль, важнейшей чертой которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону:

а) барокко;

б) рококо;

в) классицизм;

27. Назовите архитектурный стиль, отличавшийся грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фасадов, сложными ломаными линиями:

а) барокко;

б) рококо;

в) классицизм;

28. Укажите направление в литературе второй половины XVIII в., для которого характерно изображение интимной жизни, семейного быта людей:

а) классицизм;

б) художественно-реалистическое;

в) сентиментализм;

г) реализм.

29. «Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом», – эти слова А.С. Пушкина относятся к:

а) М.В. Ломоносову;

б) И.И. Шувалову;

в) И.П. Кулибину;

г) Н.И. Новикову.

30. Ломоносов М.В. стал первым русским профессором, членом Академии наук:

а) в 1742 г.;

б) в 1745 г.;

в) в 1749 г.;

Рабочий лист Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочитаете фамилию одного из первых художников петровского времени.

1. Название увеселительного собрания. 2. Знаменитый токарь-механик. 3. Первый русский музей. 4. Первая русская печатная газета. 5. Исследователь, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. 6. Исследователь, именем которого назван самый северный мыс Евразии. 7. Сборник образцов писем.

Рабочий лист Укажите, кто изображен на фотографиях.

Русский поэт (1743 – 1816 гг.). Слава пришла к нему после появления его «Фелицы» (1782 г.), знаменитой оды, обращенной к Екатерине – просвещенной «матери отечества». Занимал высшие государственные должности – сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Был Тамбовский губернатором с 1786 – 1788 гг.

Русский архитектор (1700–1771 гг.), главный представитель русского барокко середины XVIII в.

По его проектам возвели Зимний дворец в Петербурге, дворец Бирона в Митаве, Андреевский собор в Киеве и т.д.

Писатель, великий историк (1766 – 1826 гг.), главный труд, прославивший его, – двенадцать томов «Истории государства Российского».

Живописец – портретист (1757 – 1825 гг.), одновременно занимался иконописью и живописью, наиболее известные портреты «М.И. Лопухиной», «В.И. Арсеньевой», «Екатерины II». Исполнял живописные работы в Казанском соборе в Петербурге.

Государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I (1681 – 1736 гг.), написанный им трактат «О поэтическом искусстве» заложил теоретические основы русской литературы нового времени. Обосновывал проведение суда над царевичем Алексеем и доказывал необходимость создания Синода.

Князь, сенатор, действительный тайный советник (1750 – 1831 гг.). С 1791 по 1799 гг. – директор императорских театров; один из самых богатых людей своего времени, владелец знаменитой усадьбы Архангельское и собственного театра.

Русский поэт, филолог (1703 – 1768 гг.). Особый интерес представляет его ода «Торжественная о сдаче города Гданска» (1734 г.), это произведение фактически стало первой русской одой. В 1752 г. выпустил первый учебник силлаботонического стихосложения.

Князь, поэт, дипломат (1708 – 1744 гг.). Сатира «На хулящих учения» (1729 г.) принесла автору известность. Всего написано пять сатир, которые были одобрительно восприняты российским народом.

Великий баснописец, прозаик, драматург, журналист (1769 – 1844 гг.). Первый литературный опыт относится примерно к 1783 г. – комическая опера «Кофейница». В начале XIX в. обратился к жанру басен, которых написал более двухсот, среди них – «Лебедь, щука и рак», «Ворона и лисица» и т.д.

Русский просветитель, писатель, журналист, издатель (1744 – 1818 гг.). Выпустил первый русский журнал для женщин – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» и первый в России специальный детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», а также ряд журналов, посвященных отдельным отраслям знаний.

Русский живописец, портретист (1735 – 1822 гг.). Углубленностью и многообразием индивидуальных характеристик отмечены его камерные портреты 1770-х гг. «Дидро», «М.А. Дьякова», «Я.Е. Сиверс». В 1780-х гг. появляются произведения «Екатерина II», «Портрет дочери Агаши в русском костюме» и т.д.

Первый русский писатель-профессионал (1717 – 1777 гг.). Его перу принадлежат девять трагедий («Хорев», «Синав и Трувор», «Мстислав» и др.), двенадцать комедий («Опекун», «Лихоимец» и др.), либретто двух опер и балета и т.д. В 1759 г.

он издает в России первый частный журнал «Трудолюбивая пчела».

Русский живописец (1701 – 1739 гг.). Выполнял декоративные росписи в Петербурге и в Москве, а также станковые композиции, иконы. Наиболее известные портреты И.А. и А.П. Голицыных, «Автопортрет с женой».

Мыслитель, писатель (1749 – 1802 гг.). Наиболее известное его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву».

Граф (1751 – 1809 гг.), владелец крупнейшего в России крепостного театра. В 1769 – 1773 гг. знакомился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швеции, в его театре ставились оперы, балеты, комедии. Современников поражали масштаб и великолепие постановок.

Писатель, просветитель, создатель русской социальной комедии (1745 – 1792 гг.). Его сатирическое мастерство проявилось в комедиях «Бригадир» и «Недоросль».

Русский актер и театральный деятель (1729 – 1763 гг.). Организовал в Ярославле любительскую труппу, на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр.

С деятельностью этого человека (1704 – 1794 гг.) связано появление новых учебных заведений в России: училища при Академии художеств, Воспитательного дома для незаконнорожденных, Коммерческого училища, Института благородных девиц в Смольном и т.д. Основой его педагогических воззрений была глубокая вера в то, что «корень всему злу и добру – воспитание». Отсюда вытекала практическая задача – воспитать новую породу детей.

Идеолог консервативного дворянства (1733 – 1790 гг.). В Уложенной комиссии и в публицистических сочинениях развивал два тезиса: о необходимости сохранить господствующее положение в обществе дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. Представления об идеальном государстве он изложил в сочинении фантастического жанра – «Путешествие в землю Офирскую». Перу этого автора принадлежит и «История Российская от древнейших времен», доведенная им до 1613 г.

Рабочий лист Изучите приведенные ниже репродукции и выполните задания.

На данном полотне мастера изображен Российский император Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. Кто автор портрета Укажите знаменитое скульптурное творение Э.М. Фальконе.

Это здание было открыто в Петербурге в 1757 г., с его деятельностью связано творчество большинства художников. Определите, что это за здание Кто является автором проекта Данная работа Левицкого вдохновила Г.Р. Державина на сочинение оды «Видение Мурзы». Укажите название картины.

Работа французского скульптора Н.Ф. Жиле посвящена российскому императору. Какому _ Образцом для создания данного архитектурного сооружения послужил собор Святого Петра в Риме.

В Петербурге это здание строилось с 1801 до 1811 гг. Определите автора проекта и название сооружения.

Исторический жанр данной картины А.П. Лосенко сочетается с тенденциями классицизма. Укажите название произведения искусства.

Данное архитектурное сооружение А.Ф. Кокоринова выполнено в стиле классицизм. Что это за здание Портрет данного автора отличается редкой для своего времени психологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана словно живет отзвук самой эпохи бурных петровских преобразований и битв. Кто автор портрета Данное великолепие было спроектировано французским архитектором Ж.Б.А. Леблоном. Укажите местонахождение архитектурного ансамбля.

Идеал человеческого достоинства и красоты воплотился в портрете «Князь Д.М. Голицын». Укажите автора.

Данное архитектурное сооружение В.И. Баженова было построено в Москве в стиле классицизм. Укажите название здания.

Данная гравюра М.И. Козловского посвящена русскому писателю – автору комедии «Недоросль».

Укажите, кто изображен.

Архитектурное сооружение В.В. Растрелли в Петербурге проникнуто мощью и величием эпохи. Что это за здание Скульптор реалист Ф.И. Шубин увлекался и созданием портретов. Один из них он посвятил русской императрице. Какой _ Данное здание – одно из самых значительных сооружений И.Е. Старова в Петербурге, состоящее из трех самостоятельных корпусов, строилось в 1783 – 1789 гг. Укажите данное архитектурное сооружение.

Судьба автора портрета необычна. Он выходец из семьи крепостных крестьян. Граф П.Б. Шереметев сделал его «домовым» художником. Портрет графини В.А. Шереметевой – одна из ярчайших его работ. Определите, кто автор данного портрета Данный портрет принадлежит перу А.П. Антропова. Император изображен как бы «вбежавшим в пышные покои»: неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел автор. Укажите название портрета.

Здание Сената в Кремле – одно из самых известных его построек. Укажите автора проекта.

Данный бюст работы Ф.И. Шубина посвящен выдающемуся русскому ученому XVIII в. Укажите имя ученого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. История и культура Отечества / под ред. В.В. Гуляевой. – М. : Академический проект, 2005. – 752 с.

2. История Отечества с древнейших времен до наших дней / сост. Б. Ю. Иванов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. – 656 с.

3. История Отечества / сост. Б.Ю. Иванов. – М. : Эксмо, 2003. – 704 с.

4. История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н.И. Павленко. – М. : Высшая школа, 2004. – 536 с.

5. История России / сост. : А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М. : Проспект, 2005. – 520 с.

6. История российской культуры: имена и факты XIV – XX вв. / под ред. В.П. Мещерякова. – М. : Московский лицей, 1999. – 624 с.

7. История русской культуры IX – XX вв. / под ред. Л.В. Кошман. – М. : Дрофа, 2004. – 480 с.

8. Карпушина, С.В. История мировой культуры / С.В. Карпушина, В.А. Карпушин. – М. : Nota-bene, 1998. – 536 с.

9. Кондаков, И.В. Культурология / И.В. Кондаков. – М. : ОМЕГА-Л, 2003. – 613 с.

10. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. – М. : ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

11. Мир русской культуры: энциклопедический справочник. – М. : Вече, 2000. – 624 с.




Top