Стиль отличающийся грандиозностью пышностью. Культура России XVIII века: Рабочая тетрадь

На вопрос как можно отличить работы ренессанса барокко и рококо заданный автором Валера Мизин лучший ответ это Характерные черты стиля ренессанс (1420-1580)
Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью - от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре - квадрат, прямоугольник, куб и шар.

Стиль эпохи Возрождения (ренессанс) : а - фрагмент палаццо Ручеллаи, б - одежда, в, г - дощатые стулья, д - касапанка, е - сундук, ж - шкаф, з - интерьер спальни, и - интерьер жилой комнаты
Характерные черты барокко (1650 - 1770)
Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений

Стиль барокко: а - церковь святой Сусанны в Риме, б - фрагмент интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, зеркало, е - стол
Характерные черты рококо (1715 г. - XVIII в.)
Стиль рококо (французское rococo, rocaille) изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Этот изящный стиль рождается во Франции и получает наиболее широкое распространение в мебели, предметах домашнего обихода и портновском деле.
В зодчестве стран Европы стиль рококо часто является своеобразным местным вариантом позднего барокко. Главным образом влияет на характер декора, приобретшего манерно утонченный, подчеркнуто изящный и усложненный вид.
В помпезных интерьерах рококо вместо ярких красок и резких эффектов используются мягкие пастельные тона. Прямые линии переходят в изогнутые и прерываются арабесками. Искусный, натурально выполненный декор отвлекает глаз от структурных элементов. Именно распространение орнамента в форме раковины, так называемый "рокайль" (rocaille), и дал название этому стилю.
Для живописи и скульптуры рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико - мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции.

Орнамент в стиле рококо

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура барокко

Архитектура барокко - период в развитии архитектуры стран Европы и Америки, охвативший примерно 150-200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре и архитектуре.

Характерные черты барокко Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

Типы сооружений барокко Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Возникновение барокко Стиль барокко рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Шедевры итальянского барокко Характерные черты итальянского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, - Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Борромини по возможности избегает прямых линий - вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Барромини Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане - пример радикальной интерпретации стиля со стороны Борромини

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая - в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Московское барокко Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I . По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

Церковь Покрова в Филях. 1693-1694. Москва. Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде.

Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность. Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прошу быть снисходительными к моему скромному труду, это всего четвертый мой мультфильм и первый в технике объемной анимации. Он представляет из себя размышления на музыку композитора Сильвиуса Леоп...

Общее ухудшение состояния здоровья является в настоящее время одной из наиболее важных проблем человечества.При этом быть здоровыми хотят все.Прежде всего, хорошее здоровье необходимо человеку, чтобы...

ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

для студентов первого кура

(подготовила преподаватель истории СКИ Шпакова И.В.)

    Объясните, по какому поводу на вече одного из восточнославянских племен были произнесены слова: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если его не убить…» Что было потом?

    О каком историческом деятеле идет речь: «Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нем, были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами».

    Назовите даты событий, связанных с борьбой Руси против внешних врагов в XIII в.: а) битва на Калке; б) Ледовое побоище; в) Невская битва.

    Кто из названных пар исторических деятелей были современниками? Правильный ответ подчеркните. А) Юрий Долгорукий – Ярослав Мудрый; б) Александр Невский – хан Батый; в) Чингисхан – Владимир Мономах.

    Из перечисленных органов управления русским государством в конце XV – первой половине XVI вв. подчеркните центральные органы: а) приказы; б) наместники; в) Боярская дума; г) волостели.

    Кто: а) Первым из московских князей получил от ордынского хана право сбора дани в пользу Орды? Б) По преданию, благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу? В) Построил в Москве Покровский собор, «на рву»?

    Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский

И Кузьма Минин?

    Назовите известные вам памятники русского зодчества XVII в. Опишите один из памятников.

    Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: «Юрьев день», пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отменен Юрьев день?

    Кто за кем княжил в Киеве? Разложите в хронологической последовательности правление киевских князей: а) Ярослав Мудрый; б) Святослав Игоревич; в) Владимир Красно Солнышко; г) Владимир Мономах.

    С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили? С каким из приведенных имен связаны следующие названия: Путивль, Кромы, Калуга, Тула?

    Назовите архитектурные стили, о которых говорится в пунктах: а) и б):

А) стиль отличается грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фасадов, сложными ломаными линиями;

Б) одной из важнейших черт этого стиля было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону.

13. О ком идет речь? С каким событием российской истории связано это имя? « Принял имя Петра III, осадил Оренбург. Работные люди и приписные крестьяне уральских заводов отправили ему пушки, ядра и другое вооружение.

14. «Двунадесять языков» - так в начале XIX века называли войска Наполеона, вторгшиеся в Россию. Как следует понимать это название?

15. «Канцелярским Наполеоном» именовали его современники. О ком идет речь?

16 «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой» (А.С. Пушкин), « Сфинкс, не разгаданный до гроба…» (П.А. Вяземский) – так отзывались о нем современники. Кого они имели в виду?

17. Какой исторический процесс отражают следующие даты: 1803, 1815, 1816-1819гг., 1822г.?

18. Студенты в России первой половины XIX в. подвергались следующим наказаниям: а) наказанию шпицрутенами; б)заключению в карцер; в) ссылке в солдаты; г) исключению из университета.

19. Его роман в стихах современники называли «энциклопедией русской жизни». А) кто автор этого романа? Б) как назывался роман?

20. «Золотым веком русской химии» называют 60-е годы – начало 70-х гг. XIX в. С именами, каких ученых, с какими открытиями связано это название?

21. «Белым генералом» называли его современники. А) О ком идет речь? Б) С какими событиями истории России и Болгарии связано имя этого человека?

22.Какой район Москвы считался купеческим? (Подчеркните правильный ответ.)

А) Арбат;

Б) Покровские ворота;

В) Замоскворечье;

Г) Марьина роща;

Д) Пречистенка.

23. В статье известного публициста Д.И. Писарева говорилось:

« Вот ultimatum нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбить, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть».

А) как называлось направление русской общественной мысли, идеи которого были изложены Д.И. Писаревым?

Б) Почему это направление получило такое название?

В) Какое литературное произведение XIX в. помогает нам раскрыть смысл этого понятия?

24. а) Назовите дату события, объединившего врачей Н.Ф. Склифосовского и С.П. Боткина, писателя Г.И. Успенского, художников В.Д. Поленова, К.Е, Маковского, В.В. Верещагина.

Б) Что это было за событие?

25. «Диктатура сердца», «бархатная диктатура», «политика пушистого хвоста и волчьей пасти» называли современники внутриполитический курс М.Т. Лорис-Меликова. Почему мероприятия, проведенные по инициативе М.Т. Лорис-Меликова, получили такое название?

26. перечислите имена композиторов, входивших в «Могучую кучку».

27. При каком русском царе была продана Аляска?

28. Сгруппируйте названия дворцовых комплексов, находящихся вблизи:

А) Москвы

Б) Петербурга

Останкино, Гатчина, Ораниенбаум, Царское село, Царицыно, Петергоф, Лефортово, Архангельское, Петровский замок.

29. «Монастырское старчество…» Что вы знаете об этом?

30. Современники называли…

А) Александра I

Б) Николая I

В) Александра II

Г) Александра III

31. Укажите, что объединяет следующие события:

Б) Булыгинская дума;

В) восстание на броненосце «Потемкин»;

Г) Портсмутский мир с Японией.

32. Укажите, кто из названных ученых стал лауреатом Нобелевской премии:

А) И.П. Павлов;

Б) Д.И. Менделеев;

В) В.И. Вернадский.

33. Выберите правильный ответ.

Что означает «Красногвардейская атака» в 1917-1918гг.

А) ускорение национализации крупных, средних, мелких предприятий;

Б) начало массовых политических репрессий против буржуазии;

В) «экспорт» мировой революции силами Красной Армии в Европу.

34. Объясните, что означает, к какому времени относятся слова «философский пароход».

35. Что объединяет имена Г. Ягоды, Н. Ежова, Л. Берия в истории страны?

36. Что означают следующие названия? Укажите, где и когда произошли связанные с ними события:

А) Перл – Харбор;

Б) операция «Багратион»;

В) высадка в Нормандии;

Г) Нюрнбергский процесс.

37. Что объединяет эти имена: А.М. Туполев, О.К. Антонов, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов.

38. Укажите, с какими событиями связаны следующие названия:

А)Новоогаревский процесс;

Б) Беловежское соглашение;

В) Алма –Атинская декларация.

39. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Перед вами слова, полученные путем их буквенного перевода:

А) не соглашающийся;

Б) действующий сообща;

В) часть, группа;

Г) сидящий впереди;

Д) находящийся на краю.

40. Определите, как называлась операция немцев, о которой идет речь в приведенном ниже фрагменте из обращения А. Гитлера к немецким солдатам. Укажите дату и место ее проведения.

«Солдаты! Сегодня вы начинаете великое наступательное сражение,

которое может оказать решающее влияние на исход войны в целом.

Русские добились того или иного успеха в первую очередь с помощью своих танков. Мои солдаты! Теперь, наконец, у нас лучшие танки, чем у русских. Могучий удар, который постигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания».

41. Вставьте правильно буквы вместо пропусков и дайте определение термину:

А)…гре …сия

Б) с…гр..гация

В) к…нв… рсия

Г) …нтаг…низм

Д)с…кул…ризация

42. Расположите в хронологической последовательности:

А) операция «Багратион»;

Б) Курская битва;

В) Разгром немецко-фашистских войск под Москвой;

Д) Сталинградская битва.

43. Расставьте правильно ударение в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей.

1.Аввакум;

2. Тиун;

3. Инфантерия;

4. Капитул;

5. Колосс;

6. Хиджра;

7. Аскет;

8. Вандал;

9. Аутодафе.

44. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Ответьте на вопросы.

«Лениво время, как песок текло,

Но вот его пленили наши предки,

Нашли в нем лад, и меру, и число.

С тех пор оно живет в часах

Как в клетке».

О чем идет речь? Каким образом предкам удалось «пленить время»? Что позволило им обнаружить в нем «лад, меру, число»?

45. В 1954 г. в сборнике «Лейся, песня» был опубликован текст песни из предвоенного кинофильма «Цирк»

«Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

За столом никто у нас не лишний,

По заслугам каждый награжден

Золотыми буквами мы пишем

Всенародный сталинский закон.

Этих слов величие и славу

Никакие годы не сотрут:

Человек всегда имеет право

На ученье, отдых и на труд».

    Какой принцип распределения, закрепленный в Конституции СССР, передан в песне?

    Какие нормы Конституции СССР 1936г. нашли отражение в тексте?

46. По какому признаку выбраны эти имена:

Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.Н. Яковлев, А.А. Собчак, Б.Н. Ельцин.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

    А) На вече древлян. По поводу вторичного сбора дни князем Игорем с дружиной с Древлянской земли.

Б) Древляне разбили дружину Игоря. Вдова князя Ольга жестоко отомстила за смерть мужа.

В) Это событие заставило княжескую власть установить нормы сбора дани.

2.Речь идет о Ярославе Мудром.

3. б); в); А); Г).

4. а)1223;.б) 1242; в)1240.

5. б).

6. Приказы, Боярская дума.

7. А) Иван Калита; б) Сергий Радонежский; в) Барма и Постник.

8. Народные герои, руководители второго ополчения в период борьбы против польских интервентов в начале XVII века.

9.Деревянный дворец в Коломенском, Ростовский кремль, Казанский собор на Красной площади, Теремной дворец Московского кремля.

10.Процесс закрепощения крестьян в России. Впервые Юрьев день был отменен в 1581г.

11. Предводители восстаний: восстание под предводительством Болотникова происходило в период Смутного времени 1606 – 1607гг; восстание под предводительством Разина в 1667-1671гг.

12. а) барокко – Зимний дворец; б) классицизм – Колонный зал Дворянского собрания в Москве.

13. речь идет о Е.И.Пугачеве; с его именем связана крестьянская война под его предводительством.

14. Армия наполеон состояла из жителей различных стран Европы, в том числе завоеванных Наполеоном: Франции, Италии, Испании, Польши, германских земель.

15. М.М. Сперанский.

16. Император Александр I .

17. Процесс законодательного регулирования положения крестьян в Российской империи первой четверти XIX в.

18. г).

19. А.С. Пушкин; «Евгений Онегин».

20. А.М. Бутлеров (теория химического строения органических тел); Д.И. Менделеев (периодический закон химических элементов).

21. А) М.Д. Скобелев;

Б) завоевание Средней Азии, с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 гг., освобождение Болгарии от османского ига.

22. Замоскворечье.

23. а) Нигилизм.

Б) Нигилисты отрицали все духовные ценности окружавшего их общества, в том числе традиционные: честь, совесть, любовь, семью.

В) «Отцы и дети» И.С. Тургенев; «Обрыв» И.А. Гончаров.

24.Русско-турецкая война 1877-1878 гг., освобождение Болгарии от турецкого ига.

25. Министр внутренних дел Лорис – Милюков осуществлял жестокие репрессии против участников революционных организаций, решительно боролся с терроризмом, пытался привлечь на сторону правительства благонамеренную часть общества и таким образом лишить революционную общественность поддержки.

26. М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков, Ц.А. Кюи.

27. 1867 г., в царствование Александра II .

28. Москва – Останкино, Петровский дворец, Царицыно, Архангельское;

Петербург – Гатчина, Ораниенбаум, Петергоф, Царское село.

29.Старцы – монахи, желая избежать мирской суеты, вели затворническую жизнь. Считалось, что старцы обладают даром пророчества.

30. а) «Благословенный»;

Б) «Палкин»;

В) «Освободитель»;

Г) «Булочник на троне», «Миротворец».

31. Революция 1905-1907 гг.

32. Менделеев Д.И.

33.а)

34. В 1922 г. СНК было принято решение о высылке из страны писателей, философов, ученых, не согласных с политикой советской власти. Пароход, на котором они плыли из Петрограда в эмиграцию.

35.Все они были наркомами внутренних дел (НКВД).

36. а) Нападение Японии на американскую базу Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов 7 декабря 1941 г.

Б) Кодовое название операции советских войск по освобождению Белоруссии от гитлеровских захватчиков. Июнь – август 1944г.

В) Открытие союзниками Второго фронта в июне 1944г.

Г) Судебный процесс над группой военных преступников (ноябрь1945 – октябрь 1946гг).

37. известные советские авиаконструкторы.

38. а) Подготовка нового союзного договора;

Б) Беловежское соглашение;

В) Создание СНГ.

39. а) диссидент;

Б) синдикат;

В) партия;

Г) президент;

Д) маргинал.

40. Битва на Курской дуге, 1943г.

41. 1) Агрессия – незаконное применение вооруженной силы одним государством против суверенитета другого государства.

2) Сегрегация – политика, принудительного отделения какой - нибудь группы населения по расовому признаку или этническому признаку.

3) Конверсия – процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

4) Антагонизм – противоречия, характеризующиеся острой борьбой враждебных сил.

5) Секуляризация - обращение церковной собственности в светскую.

42. В), Д), Б), Г), А).

43. Аввакум, тиун, инфантерия, капитул, Колосс, хиджра, аскет, вандалы, аутодафе, Мирон.

44. О календаре; наблюдения за повторяющимися небесными явлениями.

45. 1) «От каждого по способности, каждому - по труду»;

2) Право на образование, труд, отдых.

46. Общественно-политические деятели, выступающие во второй половине 80-х годов как сторонники решительных демократических преобразований в стране.

Реферат на тему:

Архитектура барокко.

Выполнила: Псарева Ю,9«Б»

Проверила: Дмитриева Е.А.


1. Возникновение барокко

2. Историческая характеристика барокко

3. Строительные особенности барокко

4. Характерные черты

5. Типы сооружений

6. Конец барокко

Источники


1. Возникновение барокко

Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.

Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Из Италии барокко распространяется по всей Европе, где преобладал с конца XVI до середины XVIII в., в некоторых странах проявляется до второй половины XVIII в., и при этом в обоих направлениях. В Германии и Австрии строительство монументальных сооружений в XVII веке почти не велось в связи с Тридцатилетней войной и ее последствиями, а также и в Англии, где некоторые признаки этого стиля отмечают В каждой из стран наблюдались свои особые политические, социальные условия, существовали особые национальные традиции, это сказалось и на архитектуре. В каждой из стран барокко приобретало свои особые национальные черты. В итальянской архитектуре барочная стилистическая характеристика распространялась и на внешний, и на внутренний облик зданий. Во французской - наблюдалось значительное расхождение между фасадным и внутренним убранством сооружений, в первом преобладали классицистические начала, во втором - барочные. В английской архитектуре стиль выступает как своеобразный оттенок, акцент классицизма; здесь можно говорить скорее об «обороченном» классицизме, чем о барокко как таковом. Но все же архитектура во всех странах имела и общие черты.

2. Историческая характеристика

В XVII в. активно развивались экономика и искусства. Особенно окрепли колониальные державы Атлантики - от Испании до Великобритании;

Франция считалась образцовой страной абсолютистских форм правления и практичной экономической политики.

В территориально раздробленной Италии благодаря движению Контрреформации Рим приобрел новое значение, а строительство культовых зданий получило сильный импульс. В этих условиях немецкие князья, начавшие новый этап строительства в конце XVII в., ориентировались, естественно, на иностранные образцы. Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Каждый феодал - как ни мала была принадлежавшая ему территория - копировал свою резиденцию с Версаля. И каждый католический епископ или аббат надеялся, возводя в подражание Риму, куполообразную церковь упрочить влияние контрреформаторских тенденций.

Основой экономики этого периода было сельское хозяйство, но было ясно, что его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию капиталистических производственных отношений.

Несмотря на то, что европейская архитектура XVII - XVIII вв. не представляется единообразной, будучи динамичной в Италии, серьезной во Франции, она объединена общим понятием "барокко".

Княжеские замки и культовые здания были первоочередными объектами строительства, олицетворявшими сопротивление Реформации, города - резиденции и монастыри - необходимыми дополнениями. Значительных общественных зданий зарождающийся класс буржуазии еще не строил. Среди протестантских культовых зданий Фрауэнкирхе в Дрездене осталась практически единственным выдающимся произведением.

Влияние Просвещения начало ощущаться в 1730 - х. годах и сказалось в усилении интимности сооружений. Любимым местом пребывания князей стали маленькие элегантные замки в окружении парков. Асимметричный рокайльный орнамент этого периода дал название стилю - "рококо".

Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Вместе с тем он выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение. Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба стали пониматься как единое целое, раскрывающееся перед зрителем при его движении. Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, сложностью беспокойных, сливающихся друг с другом, как бы текучих форм, криволинейностью планов и очертаний, связью с окружающим пространством. В изобразительном искусстве преобладали декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты; большое значение приобрели композиционные и оптические эффекты, ритмическое и цветовое единство, живописность целого, свободная, темпераментная творческая манера.

3. Строительные особенности

В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.

Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства Возрождения в целом.

"Идеальный город" эпохи возрождения

Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.

Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции, иллюстрирующей принципы барокко в градостроительстве. Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север.

В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.

Стиль барокко: а - церковь святой Сусанны в Риме, б – фрагмент интерьера палаццо ди Сан-Мацано в Турине, в - одежда, г - шкаф, д. - зеркало, е - стол

Возвращение к античным сомасштабным человеку и конструктивно правдивым - ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две - три ордерные "декорации" разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи.

В эпоху барокко иллюзорно глубинная трактовка стены продолжается реальными объемными композициями в виде скульптурных групп, фонтанов (палаццо Поли с фонтаном Треви). Не случаен, поэтому интерес зодчих Возрождения к работе над городскими ансамблями и решительный поворот к пониманию архитектуры как организованной среды. Но в феодальную эпоху масштаб реализации градостроительных начинаний редко выходил за пределы ансамблей дворцовых или соборных площадей.

О. Шуази, характеризуя эпоху Возрождения, писал, что превосходство Ренессанса заключается в том, что он не знал видов искусства, независимых одно от другого, но знал только единое искусство, в котором сливаются все способы выражения прекрасного.

4. Характерные черты

Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.

Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.

Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.

В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.

5. Типы сооружений

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

6. Конец барокко

В первой половине 18 века - отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен - складывается стиль рококо. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие» (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века).


Источники

1. сборник «Барокко в России», М, 1926

2. сборник «Барокко в славянских странах», М, «Наука», 1982

3. Виппер Б. Р."Архитектура русского барокко",М, «Наука», 1978

4. «История русского искусства», т 5, М, изд. АН СССР, 1960

5. журнал «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В.Локтева «О втором призвании зодчества»)

6. журнал «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В.Локтева «Этот непонятный отец барокко»)




Top