Стиль отличающийся грандиозностью пышностью. Вопросы олимпиады по истории россии

ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

для студентов первого кура

(подготовила преподаватель истории СКИ Шпакова И.В.)

    Объясните, по какому поводу на вече одного из восточнославянских племен были произнесены слова: «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если его не убить…» Что было потом?

    О каком историческом деятеле идет речь: «Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. При нем, были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами».

    Назовите даты событий, связанных с борьбой Руси против внешних врагов в XIII в.: а) битва на Калке; б) Ледовое побоище; в) Невская битва.

    Кто из названных пар исторических деятелей были современниками? Правильный ответ подчеркните. А) Юрий Долгорукий – Ярослав Мудрый; б) Александр Невский – хан Батый; в) Чингисхан – Владимир Мономах.

    Из перечисленных органов управления русским государством в конце XV – первой половине XVI вв. подчеркните центральные органы: а) приказы; б) наместники; в) Боярская дума; г) волостели.

    Кто: а) Первым из московских князей получил от ордынского хана право сбора дани в пользу Орды? Б) По преданию, благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу? В) Построил в Москве Покровский собор, «на рву»?

    Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский

И Кузьма Минин?

    Назовите известные вам памятники русского зодчества XVII в. Опишите один из памятников.

    Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: «Юрьев день», пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отменен Юрьев день?

    Кто за кем княжил в Киеве? Разложите в хронологической последовательности правление киевских князей: а) Ярослав Мудрый; б) Святослав Игоревич; в) Владимир Красно Солнышко; г) Владимир Мономах.

    С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили? С каким из приведенных имен связаны следующие названия: Путивль, Кромы, Калуга, Тула?

    Назовите архитектурные стили, о которых говорится в пунктах: а) и б):

А) стиль отличается грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фасадов, сложными ломаными линиями;

Б) одной из важнейших черт этого стиля было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону.

13. О ком идет речь? С каким событием российской истории связано это имя? « Принял имя Петра III, осадил Оренбург. Работные люди и приписные крестьяне уральских заводов отправили ему пушки, ядра и другое вооружение.

14. «Двунадесять языков» - так в начале XIX века называли войска Наполеона, вторгшиеся в Россию. Как следует понимать это название?

15. «Канцелярским Наполеоном» именовали его современники. О ком идет речь?

16 «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой» (А.С. Пушкин), « Сфинкс, не разгаданный до гроба…» (П.А. Вяземский) – так отзывались о нем современники. Кого они имели в виду?

17. Какой исторический процесс отражают следующие даты: 1803, 1815, 1816-1819гг., 1822г.?

18. Студенты в России первой половины XIX в. подвергались следующим наказаниям: а) наказанию шпицрутенами; б)заключению в карцер; в) ссылке в солдаты; г) исключению из университета.

19. Его роман в стихах современники называли «энциклопедией русской жизни». А) кто автор этого романа? Б) как назывался роман?

20. «Золотым веком русской химии» называют 60-е годы – начало 70-х гг. XIX в. С именами, каких ученых, с какими открытиями связано это название?

21. «Белым генералом» называли его современники. А) О ком идет речь? Б) С какими событиями истории России и Болгарии связано имя этого человека?

22.Какой район Москвы считался купеческим? (Подчеркните правильный ответ.)

А) Арбат;

Б) Покровские ворота;

В) Замоскворечье;

Г) Марьина роща;

Д) Пречистенка.

23. В статье известного публициста Д.И. Писарева говорилось:

« Вот ultimatum нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбить, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть».

А) как называлось направление русской общественной мысли, идеи которого были изложены Д.И. Писаревым?

Б) Почему это направление получило такое название?

В) Какое литературное произведение XIX в. помогает нам раскрыть смысл этого понятия?

24. а) Назовите дату события, объединившего врачей Н.Ф. Склифосовского и С.П. Боткина, писателя Г.И. Успенского, художников В.Д. Поленова, К.Е, Маковского, В.В. Верещагина.

Б) Что это было за событие?

25. «Диктатура сердца», «бархатная диктатура», «политика пушистого хвоста и волчьей пасти» называли современники внутриполитический курс М.Т. Лорис-Меликова. Почему мероприятия, проведенные по инициативе М.Т. Лорис-Меликова, получили такое название?

26. перечислите имена композиторов, входивших в «Могучую кучку».

27. При каком русском царе была продана Аляска?

28. Сгруппируйте названия дворцовых комплексов, находящихся вблизи:

А) Москвы

Б) Петербурга

Останкино, Гатчина, Ораниенбаум, Царское село, Царицыно, Петергоф, Лефортово, Архангельское, Петровский замок.

29. «Монастырское старчество…» Что вы знаете об этом?

30. Современники называли…

А) Александра I

Б) Николая I

В) Александра II

Г) Александра III

31. Укажите, что объединяет следующие события:

Б) Булыгинская дума;

В) восстание на броненосце «Потемкин»;

Г) Портсмутский мир с Японией.

32. Укажите, кто из названных ученых стал лауреатом Нобелевской премии:

А) И.П. Павлов;

Б) Д.И. Менделеев;

В) В.И. Вернадский.

33. Выберите правильный ответ.

Что означает «Красногвардейская атака» в 1917-1918гг.

А) ускорение национализации крупных, средних, мелких предприятий;

Б) начало массовых политических репрессий против буржуазии;

В) «экспорт» мировой революции силами Красной Армии в Европу.

34. Объясните, что означает, к какому времени относятся слова «философский пароход».

35. Что объединяет имена Г. Ягоды, Н. Ежова, Л. Берия в истории страны?

36. Что означают следующие названия? Укажите, где и когда произошли связанные с ними события:

А) Перл – Харбор;

Б) операция «Багратион»;

В) высадка в Нормандии;

Г) Нюрнбергский процесс.

37. Что объединяет эти имена: А.М. Туполев, О.К. Антонов, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов.

38. Укажите, с какими событиями связаны следующие названия:

А)Новоогаревский процесс;

Б) Беловежское соглашение;

В) Алма –Атинская декларация.

39. Многие понятия и термины исторической науки имеют латинские и греческие корни. Перед вами слова, полученные путем их буквенного перевода:

А) не соглашающийся;

Б) действующий сообща;

В) часть, группа;

Г) сидящий впереди;

Д) находящийся на краю.

40. Определите, как называлась операция немцев, о которой идет речь в приведенном ниже фрагменте из обращения А. Гитлера к немецким солдатам. Укажите дату и место ее проведения.

«Солдаты! Сегодня вы начинаете великое наступательное сражение,

которое может оказать решающее влияние на исход войны в целом.

Русские добились того или иного успеха в первую очередь с помощью своих танков. Мои солдаты! Теперь, наконец, у нас лучшие танки, чем у русских. Могучий удар, который постигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их до основания».

41. Вставьте правильно буквы вместо пропусков и дайте определение термину:

А)…гре …сия

Б) с…гр..гация

В) к…нв… рсия

Г) …нтаг…низм

Д)с…кул…ризация

42. Расположите в хронологической последовательности:

А) операция «Багратион»;

Б) Курская битва;

В) Разгром немецко-фашистских войск под Москвой;

Д) Сталинградская битва.

43. Расставьте правильно ударение в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей.

1.Аввакум;

2. Тиун;

3. Инфантерия;

4. Капитул;

5. Колосс;

6. Хиджра;

7. Аскет;

8. Вандал;

9. Аутодафе.

44. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Ответьте на вопросы.

«Лениво время, как песок текло,

Но вот его пленили наши предки,

Нашли в нем лад, и меру, и число.

С тех пор оно живет в часах

Как в клетке».

О чем идет речь? Каким образом предкам удалось «пленить время»? Что позволило им обнаружить в нем «лад, меру, число»?

45. В 1954 г. в сборнике «Лейся, песня» был опубликован текст песни из предвоенного кинофильма «Цирк»

«Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек,

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

За столом никто у нас не лишний,

По заслугам каждый награжден

Золотыми буквами мы пишем

Всенародный сталинский закон.

Этих слов величие и славу

Никакие годы не сотрут:

Человек всегда имеет право

На ученье, отдых и на труд».

    Какой принцип распределения, закрепленный в Конституции СССР, передан в песне?

    Какие нормы Конституции СССР 1936г. нашли отражение в тексте?

46. По какому признаку выбраны эти имена:

Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.Н. Яковлев, А.А. Собчак, Б.Н. Ельцин.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

    А) На вече древлян. По поводу вторичного сбора дни князем Игорем с дружиной с Древлянской земли.

Б) Древляне разбили дружину Игоря. Вдова князя Ольга жестоко отомстила за смерть мужа.

В) Это событие заставило княжескую власть установить нормы сбора дани.

2.Речь идет о Ярославе Мудром.

3. б); в); А); Г).

4. а)1223;.б) 1242; в)1240.

5. б).

6. Приказы, Боярская дума.

7. А) Иван Калита; б) Сергий Радонежский; в) Барма и Постник.

8. Народные герои, руководители второго ополчения в период борьбы против польских интервентов в начале XVII века.

9.Деревянный дворец в Коломенском, Ростовский кремль, Казанский собор на Красной площади, Теремной дворец Московского кремля.

10.Процесс закрепощения крестьян в России. Впервые Юрьев день был отменен в 1581г.

11. Предводители восстаний: восстание под предводительством Болотникова происходило в период Смутного времени 1606 – 1607гг; восстание под предводительством Разина в 1667-1671гг.

12. а) барокко – Зимний дворец; б) классицизм – Колонный зал Дворянского собрания в Москве.

13. речь идет о Е.И.Пугачеве; с его именем связана крестьянская война под его предводительством.

14. Армия наполеон состояла из жителей различных стран Европы, в том числе завоеванных Наполеоном: Франции, Италии, Испании, Польши, германских земель.

15. М.М. Сперанский.

16. Император Александр I .

17. Процесс законодательного регулирования положения крестьян в Российской империи первой четверти XIX в.

18. г).

19. А.С. Пушкин; «Евгений Онегин».

20. А.М. Бутлеров (теория химического строения органических тел); Д.И. Менделеев (периодический закон химических элементов).

21. А) М.Д. Скобелев;

Б) завоевание Средней Азии, с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 гг., освобождение Болгарии от османского ига.

22. Замоскворечье.

23. а) Нигилизм.

Б) Нигилисты отрицали все духовные ценности окружавшего их общества, в том числе традиционные: честь, совесть, любовь, семью.

В) «Отцы и дети» И.С. Тургенев; «Обрыв» И.А. Гончаров.

24.Русско-турецкая война 1877-1878 гг., освобождение Болгарии от турецкого ига.

25. Министр внутренних дел Лорис – Милюков осуществлял жестокие репрессии против участников революционных организаций, решительно боролся с терроризмом, пытался привлечь на сторону правительства благонамеренную часть общества и таким образом лишить революционную общественность поддержки.

26. М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский – Корсаков, Ц.А. Кюи.

27. 1867 г., в царствование Александра II .

28. Москва – Останкино, Петровский дворец, Царицыно, Архангельское;

Петербург – Гатчина, Ораниенбаум, Петергоф, Царское село.

29.Старцы – монахи, желая избежать мирской суеты, вели затворническую жизнь. Считалось, что старцы обладают даром пророчества.

30. а) «Благословенный»;

Б) «Палкин»;

В) «Освободитель»;

Г) «Булочник на троне», «Миротворец».

31. Революция 1905-1907 гг.

32. Менделеев Д.И.

33.а)

34. В 1922 г. СНК было принято решение о высылке из страны писателей, философов, ученых, не согласных с политикой советской власти. Пароход, на котором они плыли из Петрограда в эмиграцию.

35.Все они были наркомами внутренних дел (НКВД).

36. а) Нападение Японии на американскую базу Тихоокеанского флота в районе Гавайских островов 7 декабря 1941 г.

Б) Кодовое название операции советских войск по освобождению Белоруссии от гитлеровских захватчиков. Июнь – август 1944г.

В) Открытие союзниками Второго фронта в июне 1944г.

Г) Судебный процесс над группой военных преступников (ноябрь1945 – октябрь 1946гг).

37. известные советские авиаконструкторы.

38. а) Подготовка нового союзного договора;

Б) Беловежское соглашение;

В) Создание СНГ.

39. а) диссидент;

Б) синдикат;

В) партия;

Г) президент;

Д) маргинал.

40. Битва на Курской дуге, 1943г.

41. 1) Агрессия – незаконное применение вооруженной силы одним государством против суверенитета другого государства.

2) Сегрегация – политика, принудительного отделения какой - нибудь группы населения по расовому признаку или этническому признаку.

3) Конверсия – процесс перевода предприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.

4) Антагонизм – противоречия, характеризующиеся острой борьбой враждебных сил.

5) Секуляризация - обращение церковной собственности в светскую.

42. В), Д), Б), Г), А).

43. Аввакум, тиун, инфантерия, капитул, Колосс, хиджра, аскет, вандалы, аутодафе, Мирон.

44. О календаре; наблюдения за повторяющимися небесными явлениями.

45. 1) «От каждого по способности, каждому - по труду»;

2) Право на образование, труд, отдых.

46. Общественно-политические деятели, выступающие во второй половине 80-х годов как сторонники решительных демократических преобразований в стране.

Архитектура Барокко (гг.) Презентация по МХК подготовлена учеником 11 класса МОУ Василёвской СОШ Архипкиным Виктором Архипкиным Виктором Учитель: Ишимцева Н.Н.


Преобладающиеи модные цвета Преобладающиеи модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры Характерные элементыинтерьера Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления Конструкции Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые Окна Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру Двери Арочные проемы с колоннами; растительный декор


Возникновение барокко Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем.


Строительные особенности барокко В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья. В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья.


"Идеальный город" эпохи возрождения Пальма Нуова,1593г. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Продолжается архитектурное формирование городских центров. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Она становится украшением города, его парадной частью, скрывающей стихию внутриквартальной застройки.


В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. В архитектуре Возрождения большое значение приобретает разработка проекта с позиций теоретической механики, его инженерное обоснование. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя. Происходит дифференциация работы проектировщика и строителя.


Архитектор теперь осуществлял руководство стройкой, но не являлся одним из мастеров, непосредственно участвующих в работе. Вместе с тем он не только детально прирабатывал весь проект, часто на модели, но и продумывал ход строительных работ, использование строительных механизмов для подъема и монтажа.


Характерные черты барокко Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.




Типы сооружений барокко Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
Церковь Сант - Иво в Риме г.


Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.

Рабочий лист 4 ТЕСТЫ Укажите правильные ответы. 1. Укажите произведение, принадлежащее перу Д.И. Фонвизина: а) «Бригадир»; б) «Ревизор»; в) «Евгений Онегин»; г) «Живописец». 2. Укажите название сатирического журнала Н.И. Новикова: а) «Путешествие»; б) «Трутень»; в) «Ведомости»; г) «Вести». 3. Определите стиль, в котором был построен Зимний дворец: а) барокко; б) классицизм; в) рококо; г) модерн. 4. Укажите, к чему приравнивалась учеба за рубежом и в отечественных школах: а) к военной службе; б) к административной службе; в) к государственной службе; г) к дипломатической службе. 5. Укажите научное открытие, принадлежащее М. Ломоносову: а) теория атомно-кинетического строения; б) стратосфера; в) электричество; г) паровой двигатель. 6. Екатерина II уделяла достаточно много внимания вопросу образования. Во время ее правления были опубликованы: а) научные изобретения И.И. Ползунова; б) научные изобретения И.П. Кулибина; в) грузинская и татарская азбука; г) первая Библия на славянском языке. 7. Автором самого знаменитого в XVIII в. учебника «Арифметика» является: а) Л. Магницкий; б) Ф. Прокопович; в) И. Федоров; г) И. Посошков. 8. Профессиональное театральное искусство в России было представлено таким направлением, как: а) сатирическое; б) драматическое; в) опереточное (водевили); г) художественное. 9. Карамзин Н.М. занимался не только историей, его перу принадлежат и литературные произведения. Одно из них – а) «Недоросль»; б) «Бедная Лиза»; в) «Сорока – воровка»; г) «Бригадир». 10. Определите, кого именовали «отцом русского театра»: а) Н. Аргунова; б) А. Лосенко; в) Ф. Волкова; г) Д. Фонвизина. 11. Как и Джеймс Уатт, этот механик, паровая машина которого была первая в России, вошел в историю: а) И.И. Ползунов; б) И.П. Кулибин; в) М.В. Ломоносов; г) А.К. Нартов. 12. Выдающийся механик, он ремонтировал и создавал часовые механизмы, смастерил электрическую машину, теле- скоп и микроскоп, создал проект моста в один пролет через Неву: а) И.И Ползунов; б) И.П. Кулибин; в) М.В. Ломоносов; г) А.К. Нартов. 13. Этот деятель сыграл большую роль в организации Академии художеств и Московского университета, был покрови- телем М.В. Ломоносова, а день именин его матери Татьяны стал праздником российских студентов: а) И.Д. Шумахер; б) И.И. Шувалов; в) И.И. Бецкой; г) Г.А. Потемкин. 14. Талантливый самоучка, предлагавший в XVIII в. в своей «Книге о скудости и богатстве» пути превращения России в экономически независимую и богатую страну: а) И.Т. Посошков; б) Ф. Прокопович; в) М.В. Ломоносов; г) Н.И. Новиков. 15. Новое летоисчисление в России было введено в: а) 1700 г.; б) 1699 г.; в) 1720 г.; г) 1750 г. 16. Первая русская печатная газета называлась: а) «Военные ведомости»; б) «Ведомости»; в) «Колокол»; г) «Полярная звезда». 17. Укажите, в каком году был основан город Санкт-Петербург: а) 1700 г.; б) 1702 г.; в) 1703 г.; г) 1709 г. 18. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала: а) А.Н. Радищева; б) Г.Р. Державина; в) Н.И. Новикова; г) Д.И. Фонвизина. 19. Эпохой «просвещенного абсолютизма» называют правление: а) Петра I; б) Анны Иоанновны; в) Екатерины II; г) Елизаветы Петровны. 20. По его скульптурным портретам можно представить облик государственных деятелей екатерининской эпохи (Г.А. По- темкина, Павла I и др.): а) Ф.И. Шубин; б) И.П. Мартос; в) Э.М. Фальконе; г) К.Б. Растрелли. 21. Самый знаменитый российский архитектор середины XVIII в., создавший Зимний дворец в Петербурге, Екатери- нинский дворец в Царском селе, достигший наивысшего звания – обер-архитектора: а) Д.В. Ухтомский; б) Б.Ф. Растрелли; в) А. Ринальди; г) В.И. Баженов. 22. Его творчество развивало классические традиции в русской архитектуре, отразившиеся в Доме Пашкова в Москве. Это сказано об архитекторе: а) В.И. Баженове; б) М.Ф. Казакове; в) Д.В. Ухтомском; г) Д. Кваренги. 23. Мастер скульптурного портрета, он оставил потомкам бронзовое и чугунные бюсты государственных деятелей и восковой портрет Петра I: а) Ф.И. Шубин; б) Э.М. Фальконе; в) К.Б. Растрелли; г) И.П. Мартос. 24. Идеи организации и открытия Кунсткамеры и Академии наук в Петербурге принадлежали: а) Петру I; б) Анне Иоанновне; в) Елизавете Петровне; г) Екатерине II. 25. На красной площади Петр I распорядился построить: а) «Комедиальную храмину»; б) Спасскую башню; в) «Придворный театр»; г) Лобное место. 26. Назовите архитектурный стиль, важнейшей чертой которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эталону: а) барокко; б) рококо; в) классицизм; г) ампир. 27. Назовите архитектурный стиль, отличавшийся грандиозностью, пышностью, размахом, причудливой пластикой фа- садов, сложными ломаными линиями: а) барокко; б) рококо; в) классицизм; г) ампир. 28. Укажите направление в литературе второй половины XVIII в., для которого характерно изображение интимной жизни, семейного быта людей: а) классицизм; б) художественно-реалистическое; в) сентиментализм; г) реализм. 29. «Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом», – эти слова А.С. Пуш- кина относятся к: а) М.В. Ломоносову; б) И.И. Шувалову; в) И.П. Кулибину; г) Н.И. Новикову. 30. Ломоносов М.В. стал первым русским профессором, членом Академии наук: а) в 1742 г.; б) в 1745 г.; в) в 1749 г.; г) в 1752 г. Рабочий лист 5 Впишите слова в обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочитаете фамилию одного из первых художников петровского времени. 1. Название увеселительного собрания. 2. Знаменитый токарь-механик. 3. Первый русский музей. 4. Первая русская печатная газета. 5. Исследователь, именем которого назван пролив между Азией и Америкой. 6. Исследователь, именем которого назван самый северный мыс Евразии. 7. Сборник образцов писем. Рабочий лист 6 Укажите, кто изображен на фотографиях. Русский поэт (1743 – 1816 гг.). Слава пришла к нему после появления его «Фелицы» (1782 г.), знаменитой оды, обращенной к Екатерине – просвещенной «матери отечества». Занимал высшие го- сударственные должности – сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Был Тамбов- ский губернатором с 1786 – 1788 гг. ____________________________________________ Русский архитектор (1700–1771 гг.), главный представитель русского барокко середины XVIII в. По его проектам возвели Зимний дворец в Петербурге, дворец Бирона в Митаве, Андреевский собор в Киеве и т.д. ____________________________________________ Писатель, великий историк (1766 – 1826 гг.), главный труд, прославивший его, – двенадцать то- мов «Истории государства Российского». _____________________________________________ Живописец – портретист (1757 – 1825 гг.), одновременно занимался иконописью и живописью, наиболее известные портреты «М.И. Лопухиной», «В.И. Арсеньевой», «Екатерины II». Исполнял жи- вописные работы в Казанском соборе в Петербурге. _____________________________________________ Государственный и церковный деятель, писатель, сподвижник Петра I (1681 – 1736 гг.), написанный им трактат «О поэтическом искусстве» заложил теоретические основы русской литературы нового време- ни. Обосновывал проведение суда над царевичем Алексеем и доказывал необходимость создания Синода. ________________________________________________ Князь, сенатор, действительный тайный советник (1750 – 1831 гг.). С 1791 по 1799 гг. – директор им- ператорских театров; один из самых богатых людей своего времени, владелец знаменитой усадьбы Архан- гельское и собственного театра. ________________________________________________ Русский поэт, филолог (1703 – 1768 гг.). Особый интерес представляет его ода «Торжественная о сдаче города Гданска» (1734 г.), это произведение фактически стало первой русской одой. В 1752 г. вы- пустил первый учебник силлаботонического стихосложения. ________________________________________________ Князь, поэт, дипломат (1708 – 1744 гг.). Сатира «На хулящих учения» (1729 г.) принесла автору из- вестность. Всего написано пять сатир, которые были одобрительно восприняты российским народом. ________________________________________________ Великий баснописец, прозаик, драматург, журналист (1769 – 1844 гг.). Первый литературный опыт относится примерно к 1783 г. – комическая опера «Кофейница». В начале XIX в. обратился к жанру басен, которых написал более двухсот, среди них – «Лебедь, щука и рак», «Ворона и лисица» и т.д. _____________________________________________ Русский просветитель, писатель, журналист, издатель (1744 – 1818 гг.). Выпустил первый русский журнал для женщин – «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» и первый в России специальный детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», а также ряд журналов, посвященных отдельным отраслям знаний. _____________________________________________ Русский живописец, портретист (1735 – 1822 гг.). Углубленностью и многообразием индивидуаль- ных характеристик отмечены его камерные портреты 1770-х гг. «Дидро», «М.А. Дьякова», «Я.Е. Си- верс». В 1780-х гг. появляются произведения «Екатерина II», «Портрет дочери Агаши в русском костюме» и т.д. _____________________________________________ Первый русский писатель-профессионал (1717 – 1777 гг.). Его перу принадлежат девять трагедий («Хорев», «Синав и Трувор», «Мстислав» и др.), двенадцать комедий («Опекун», «Лихоимец» и др.), либретто двух опер и балета и т.д. В 1759 г. он издает в России первый частный журнал «Трудолюбивая пчела». _____________________________________________ Русский живописец (1701 – 1739 гг.). Выполнял декоративные росписи в Петербурге и в Москве, а также станковые композиции, иконы. Наиболее известные портреты И.А. и А.П. Голицыных, «Авто- портрет с женой». ______________________________________________ Мыслитель, писатель (1749 – 1802 гг.). Наиболее известное его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву». ______________________________________________ Граф (1751 – 1809 гг.), владелец крупнейшего в России крепостного театра. В 1769 – 1773 гг. зна- комился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швеции, в его театре ставились оперы, балеты, ко- медии. Современников поражали масштаб и великолепие постановок. ______________________________________________ Писатель, просветитель, создатель русской социальной комедии (1745 – 1792 гг.). Его сатириче- ское мастерство проявилось в комедиях «Бригадир» и «Недоросль». ______________________________________________ Русский актер и театральный деятель (1729 – 1763 гг.). Организовал в Ярославле любительскую труппу, на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. ______________________________________________ С деятельностью этого человека (1704 – 1794 гг.) связано появление новых учебных заведений в России: училища при Академии художеств, Воспитательного дома для незаконнорожденных, Коммерче- ского училища, Института благородных девиц в Смольном и т.д. Основой его педагогических воззрений была глубокая вера в то, что «корень всему злу и добру – воспитание». Отсюда вытекала практическая задача – воспитать новую породу детей. ______________________________________________ Идеолог консервативного дворянства (1733 – 1790 гг.). В Уложенной комиссии и в публицистиче- ских сочинениях развивал два тезиса: о необходимости сохранить господствующее положение в обще- стве дворян и оставить неизменными крепостнические порядки. Представления об идеальном государ- стве он изложил в сочинении фантастического жанра – «Путешествие в землю Офирскую». Перу этого автора принадлежит и «История Российская от древнейших времен», доведенная им до 1613 г. ______________________________________________ Рабочий лист 7 Изучите приведенные ниже репродукции и выполните задания. На данном полотне мастера изображен Российский император Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. Кто автор портрета? ______________________________________________ Укажите знаменитое скульптурное творение Э.М. Фальконе. ______________________________________________ Это здание было открыто в Петербурге в 1757 г., с его деятельностью связано творчество большинства художников. Определите, что это за здание? Кто является автором проекта? ________________________________________ ________________________________________ Данная работа Левицкого вдохновила Г.Р. Державина на сочинение оды «Видение Мурзы». Укажите название картины. _______________________________________________ Работа французского скульптора Н.Ф. Жиле посвящена российскому императору. Какому? _______________________________________________ Образцом для создания данного архитектурного сооружения послужил собор Святого Петра в Риме. В Петербурге это здание строилось с 1801 до 1811 гг. Определите автора проекта и название сооружения. _______________________________________________ _______________________________________________ Исторический жанр данной картины А.П. Лосенко сочетается с тенденциями классицизма. Укажите название произведения искусства. ________________________________________________________________________________________ Данное архитектурное сооружение А.Ф. Кокоринова выполнено в стиле класси- цизм. Что это за здание? ________________________________________________________________ Портрет данного автора отличается редкой для своего времени пси- хологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана словно живет отзвук самой эпохи бур- ных петровских преобразований и битв. Кто автор портрета? ________________________________________________ Данное великолепие было спроектировано французским архитектором Ж.Б.А. Лебло- ном. Укажите местонахождение архитектурного ансамбля. ___________________________________ ___________________________________ Идеал человеческого достоинства и красоты воплотился в портрете «Князь Д.М. Голицын». Укажите автора. ___________________________________________________________________________________________ _____ Данное архитектурное сооружение В.И. Баженова было построено в Москве в стиле классицизм. Укажите название здания. __________________________________________________________ Данная гравюра М.И. Козловского посвящена русскому писателю – автору комедии «Недоросль». Укажите, кто изображен. _____________________________________________ Архитектурное сооружение В.В. Растрелли в Петербурге проникнуто мощью и величи- ем эпохи. Что это за здание? ____________________________________________________________________ Скульптор реалист Ф.И. Шубин увлекался и созданием портретов. Один из них он посвятил рус- ской императрице. Какой? _______________________________________________ Данное здание – одно из самых значительных сооружений И.Е. Старова в Петер- бурге, состоящее из трех самостоятельных корпусов, строилось в 1783 – 1789 гг. Ука- жите данное архитектурное сооружение. Судьба автора портрета необычна. Он выходец из семьи крепостных крестьян. Граф П.Б. Шере- метев сделал его «домовым» художником. Портрет графини В.А. Шереметевой – одна из ярчайших его работ. Определите, кто автор данного портрета? ____________________________________________ Данный портрет принадлежит перу А.П. Антропова. Император изображен как бы «вбежавшим в пышные покои»: неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел автор. Укажите название портрета. ____________________________________________ Здание Сената в Кремле – одно из самых известных его построек. Укажите автора проекта. ___________________________________ Данный бюст работы Ф.И. Шубина посвящен выдающемуся русскому ученому XVIII в. Укажите имя ученого. ______________________________________________


Стиль барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Интерьеры стиля барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. В живописи большое значение приобретает эмоциональное, ритмичное и колористическое единство целого, часто непринужденная свобода мазка; в скульптуре - живописная текучесть формы, богатство аспектов и впечатлений.
Площадь собора Св. Петра. Лоренцо Бернини Бернини создал огромную площадь перед собором Св. Петра - самый крупный архитектурный ансамбль Италии XVII века, в 1656-1663 годах он оформил площадь перед собором огромнымой колоннадой.
Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную - трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны. Отдельно стоящие колонны также были новым решением: 284 колонны в 4 ряда опоясывают с боков эллиптическую в плане площадь, оставляя широкий проезд спереди, а в глубине расходясь в сторону и открывая фасад собора. Форма овала, излюбленная зодчими барокко, создавала ощущение неустойчивости, подвижности, в какой-то мере неопределенности: ракурсы меняются в зависимости от положения зрителя. Это повышало декоративный эффект. Вместе с тем сами колоннады, созданные путем применения тосканского ордера, чрезвычайно монументальны: огромные стволы поддерживают упруго изгибающуюся ленту антаблемента, выше которой в четком ритме - статуи святых.
С помощью приема иллюзорной перспективы, уже ранее использованного им при создании Царской лестницы в Ватикане, собор издали кажется меньше, чем на самом деле, долго остается как бы того же размера, а затем скачком вырастает вдруг до огромных размеров. Центр площади отмечен египетским обелиском, в центре ее боковых секторов находятся два великолепных фонтана.
Весь этот ансамбль заслонил существовавшую по сторонам неупорядоченную застройку и одновременно образовал монументальный «фон» для торжественных процессий, для съезда знати к торжественному богослужению в соборе, для массы народа, движение которых призвана пробудить, организовать и сделать целеустремленным динамика архитектурного пространства.
Скала Реджа, созданная Бернини и ведущая из собора Святого Петра в Ватиканский дворец, представляет собой тип лестницы "марш за маршем". Перспектива усиливается постепенным уменьшением высоты колонн и ширины ступенек - сходным образом создастся эффект перспективы в театре.
Пользовавшийся большим расположением Урбана VIII, Бернини пережил краткий период немилости в начале понтификата Иннокентия X, который поначалу отдавал предпочтение Альгарде и Борромини. Но полностью его архитектурный гений был оценен при папе АлександреVII. Именно к этому периоду относятся палаццоКиджи (1664).

32. Дворцовые сооружения и их интерьеры в эпоху барокко 17-18 вв

В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
Во Франции, создан один из самых замечательных барочных дворцовых ансамблей - Версаль (1668-1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара , сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
Для барокко характерно создание огромных ансамблей, в которых архитектура, живопись, скульптура, театр, музыка, декоративно-прикладное и садово-парковое искусство сливаются в единое целое, отмеченное печатью торжественности, пышности, парадности.
В XVIII веке барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора и нового русского дворянства, которые со времен Петра I настойчиво вводили в обиход на Руси, требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Сам Петр I больше тяготел к протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко. В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского - подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.
Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли . Его предки родом из Флоренции, отец - скульптор и архитектор Бартоломео Карло, приехал в Петербург еще при Петре. Только Франческо Бартоломео Растрелли смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе , который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.
Внутренние помещения расположены на трех этажах, что также соответствует принятой схеме: в нижнем, невысоком этаже находятся служебные помещения, на втором - высоком - анфилады парадных залов и покоев, а на третьем - жилые комнаты царской семьи.
Главный зал дворца - Большая галерея (17 м шириной, 47 м длиной, 7 м высотой, общей площадью 800 кв. м) без единой внутренней опоры. Помимо настоящих окон, здесь еще есть фальшивые - зеркала, искусственно расширяющие огромное внутреннее пространство. Узоры наборного паркета, деревянная позолоченная резьба, роспись плафона - все в этом зале поражает изысканностью, выдающей руку гениального мастера. Все комнаты во дворце разные, есть и китайская, и малиновая, и знаменитая янтарная комната - чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон - зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых - в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

Типы сооружений стиля Барокко

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому ренессансу, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).
Барокко в интерьере
Для стиля барокко характерна показная, порой даже утрированная роскошь, хотя этот стиль сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Роспись в интерьерах стиля барокко является одной из основных, необходимых доминант. Потолок, украшенный яркими богатыми фресками, стены из расписанного мрамора и позолота - частые приемы украшения интерьера в стиле барокко. В барочном интерьере часто используются контрастные цвета: например мраморный пол в стиле шахматной доски где черные и белые плиты чередуются в шахматном порядке. Применение золота и позолоты в интерьере повсеместно. Каждый уголок интерьера должен быть богато декорирован.
Мебель стала настоящим предметом искусства, ее вычурность и богатство, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера, и не носили утилитарного характера. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

33. мебель и другие элементы интерьера стиля барокко

Стиль бароккко в интерьере призван показать богатство и престиж владельца дома эпохи 17-18 века. Дизайну барокко свойственны динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.Стиль барокко в интерьере использует криволинейные и архитектурные формы (колонны, архитектурный декор). Пластичные формы украшений, витиеватые и сложно переплетенные орнаменты создают возвышенность и объемность. Широко используется золото (золочение), серебро, медь, кость, мрамор и различные породы дерева.
Стены в стиле барокко:Выбор отделки стены для стиля барокко велик и зависит скорее от желаемого общего впечатления, главное - отсутствие однотипности и присутствие различных вставок, бордюров, даже архитектурного декора. Использоваться могут текстильные обои, деревянные панели (чаще окрашенные), штукатурка (без рельефа), лепнина (чаще золоченая). Стена в стиле барокко должна быть неоднородна, а скорее изящна и витиевата, чтобы соответствовать мебели. Широко используются шпалеры (гобелены) – тканые ковры без ворса. Кроме гобеленов, для усиления впечатления роскоши, часто используют парчу.
Потолок в стиле барокко:Прежде всего, это продолжение стены, её задумки, фактуры и даже рисунка, без резкого прерывания и контраста. Также как и на стенах, в интерьере барокко используется лепнина, золочение. Для придания изысканности применяют фресковую роспись. Одинаково используются как ровные потолки, так и выполненные в виде сводов. Зачастую в стиле барокко именно фреску используют для ощущения объёмности и высоты потолка.
Пол в стиле барокко:Одинаково используется как керамический пол (имитация мрамора или майолики), так и деревянный. Выбор паркета в стиле барокко также весьма разнообразен, от мелкого штучного, до художественного. Размер плитки, паркетной доски, либо количество полос у ламината, впрочем, как и цвет всего перечисленного, остается на ваш личный выбор соответствия общему интерьеру. Единственным условием будет отсутствие резкой цветовой контрастности пола от общего тона отделки. Как дополнение в интерьере барокко используются расписные ковры (небольшая часть пола).
Мебель в стиле барокко:Лакированная, с изогнутыми ножками, богата сложными позолоченными резными элементами. Кресла с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для вытянутых ног. Диваны в стиле барокко напоминают несколько соединенных друг с другом кресел. Обивка яркая, часто украшена бахромой, верхний край спинки дивана волнистый. Отлично впишутся в интерьер стиля барокко комоды с выдвижными ящиками, двухстворчатые шкафы, витрины. Столы с массивной столешницей из мозаики и цветного мрамора, круглой, реже прямоугольной формы. Края столов украшены резьбой и инкрустированы в виде голов баранов, львов или женских фигур. Кровать выбирают массивную, акцентируя внимание на красиво украшенном изголовье кровати.
Предметы декора в стиле барокко:В качестве декоративных элементов интерьера в стиле барокко применяется зеркала, скульптуру и живопись (копии Рубенса, поздний Рембранта, Караваджо). Основной темой для живописи были: портреты, городские пейзажи, море, французские жанровые сцены с интерьерами барочных дворцов. На стены вешаются больших размеров зеркала, украшенные массивной лепниной с позолотой.
Прекрасно будут смотреться в интерьере барокко напольные часы, украшенные бронзой, постаменты для скульптур, шкатулки на столе, канделябры, для кабинета - старинный глобус и настенная карта. Будуары украшают плотными полотнами со сложным тканым рисунком. В оформлении применяется материя с рисунком с цветами, птицами или пейзажами.

34. Барокко Франции, стиль Людовика 14. версаль, Лувр. особенности планировки, декора и убранства

Людовик XIV (правление 1643-1715). Долгое 72-х летнее правление Людовика XIV пришлось на эпоху барокко. При нем был построен Версаль, разбит Версальский парк. Именно Людовика XIV подразумевают прежде всего, когда говорят об интерьерном «стиле Людовика» (его еще называют «большой стиль Людовика»). Из мебели и обстановки при Короле-Солнце появились хрустальные люстры, позолочены резные роскошные рамы, и любовь к игре с пространством с помощью зеркал.

В «блестящий семнадцатый век» стиль, этикет, манера стали настоящей манией. Отсюда мода на зеркала и мемуары. Люди захотели увидеть себя со стороны, стать зрителями собственной позы. Не заставил себя ждать расцвет искусства придворного портрета. Роскошь дворцовых приемов поражала посланников европейских дворов. В Большой галерее Версальского дворца зажигались тысячи свечей, отражавшихся в зеркалах, а на платьях придворных дам было «столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить».

Интерьеры времени Людовика XIV приобретают, в отличие от внешнего облика сооружений этого времени, чрезвычайно пышный, торжественно-парадный характер. Выполняя свою социальную и историческую роль, они служили богатым, пышным и в то же время монументальным фоном для церемоний и ритуалов придворной жизни того времени. Франция в этот период представляла собой самое могущественное государство Европы. Художественный диктатор того времени, придворный художник Шарль Лебрен стремился повысить мажорное звучание внутреннего убранства, вводя в отделку полихромные мраморы в сочетании с позолоченной бронзой, рельефами, внешне эффектной плафонной живописью. В интерьерах применялись ордерные элементы, в основном пилястры, полуколонны, однако основное внимание уделялось не точности их пропорций, а скорее отделке - облицовке цветными мраморами. Главную роль в убранстве помещений играли тяжелые рамы и архитектурно-пластические детали, которые обрамляли и украшали отдельные участки стен, карнизы, размещались в виде десюдепортов над дверьми, на плафонах. Примерами могут служить отделки Версальского дворца, в том числе залы Войны и Мира.

Дворцовая мебель стиля Людовика XIV отличалась богатством и перенасыщенностью оформления, прежде всего резьбы, обильно покрывавшейся позолотой. Кроме мебели с резной обработкой входит в моду мебель «стиля булль», названная позднее по имени придворного мастера-чернодеревца Андре Шарля Булля (1642 - 1732). При наличии довольно простой структуры предметы создавались из цветного, главным образом черного дерева, они в избытке декорировались с помощью оронзовых рамок, заполнявшихся вставками из панциря черепахи, перламутром и другими материалами, тягами, розетками и прочими деталями. Композиционную основу составляли панно с введением человеческих фигур в обрамлении извивов орнамента. Мебель Булль, богатая и изысканная, производила в то же время ощущение известной сухости форм.

С 1680-х годов мебель, выполненная в этом стиле, приобретает в отделке особую изощренность, вследствие вытеснения деревянных частей блестящим металлом - позолоченной бронзой. Применялись в отделке также серебро, латунь, олово.

Кресла, стулья, получающие в это время распространение диваны имеют S-образные или пирамидальной, суживающейся вниз формы ножки. Усложняется и форма подлокотников. Мягкое сиденье, высокая спинка и частично подлокотники обтягиваются различными нарядными шпалерными тканями с изображениями деревьев, цветов, птиц и орнаментальных завитков. Типы кресел становятся более разнообразными, в частности, появляются кресла с двумя боковыми полукруглыми выступами у спинки на уровне головы - специально для людей престарелого возраста. На основе объединения трех связанных между собой кресел с отсутствующими у центрального кресла подлокотниками возникают диваны. Рамы их спинок приобретают мягкие волнообразные очертания.

В это время получает большее распространение корпусная мебель: столы различных очертаний, пристенные консоли, чаще всего на гнутых ножках, комоды, сменившие сундуки-кассоны для хранения белья. В декорировке широко употребляются богатая резьба и золоченые бронзовые детали. Мебель этого времени, тяжеловесная и монументальная, приобретает большое композиционное разнообразие и в целом, и в отдельных элементах.

Прикладное искусство середины и второй половины XVII века, как отмечено выше, имело огромное значение для убранства интерьеров. Помещения оформлялись шпалерами, ворсовыми коврами-савонери, настилавшимися на пол, шелковыми тканями, драпировками и скатертями, изделиями из серебра, приобретавшего с течением времени все большее распространение и значение.

С конца XVII века вследствие ухудшения экономического положения страны, в том числе и королевского двора, вызванного неудачами военного и политического характера, предельная роскошь убранства, наблюдаемая при дворе Людовика XIV, уступает место относительной сдержанности. В интерьерах усиливаются элементы классицизма.

35. Рококо, стиль Людовика 15. Трианон и парижские дома и отели. Мебель и декор 18 века. Особенности декоративной отделки, предметы мебели и други элементы интерьера

Этот стиль отличается стремлением к интимности и удобству. Комнаты становятся меньшими в размерах и более теплыми, потолки становятся ниже, деревянные панели облицовки расписываются в более теплые и мягкие оттенки (розовый, кремовый, пастельные тона).

В эпоху этого стиля появились:
Мы видим как появляются выгнутые ножки (известные как «ножка Людовика XV»), которые являются эволюцией ножек в виде лап животных, но сейчас за модель уже берутся лапы лани или льва.
Впервые со времен Средневекового стиля мы видим возвращение асимметрии. Небольшие комоды часто становятся асимметричными, но при этом всегда сбалансированы; взгляд на эти предметы вызывает полёт фантазии, вместо желания задавать вопросы.
Внимание больше уделено декору, чем практичности формы, к примеру в случае комода, бронзовые украшения переходят с одного ящика на другой чтобы скрыть стык между ними.
Мебель создается с расчётом что она будет стоять в любом месте комнаты, а не только по периферии, как это наблюдаем в Версальском дворце. Поэтому обратная сторона спинок изготавливается более тщательно.
Обод сидения становится более изогнутым и при этом, впервые, приподнятым.
Появляются спинки в форме скрипки и спинки-кабриоль (выгнутые в плоскости), предназначенные для стульев размещаемых посредине комнат, а стулья, размещаемые вдоль стен, всегда имели спинку королевы (прямую в плоскости), независимо от того, были они выполнены в форме скрипки или нет.

Орнаментация и украшение

Наступила эпоха орнаментистов - новая профессия, предшествующая появлению декораторов и дизайнеров: их интересует проект внутреннего убранства целиком, начиная с облицовки стен панелями, штукатурки под мрамор, картин, и заканчивая мебелью и люстрами.

Мебель стиля Людовика XV часто украшена бронзовыми мотивами в стиле рококо.

От деревянной мозаики или маркетри вначале отказывались, отдавая предпочтение завиткам, где преобладает красота среза древесины (амарант, змеиное дерево, розовое дерево и скрипичное дерево); но начиная с 1745 года мода на деревянную мозаику возвращается и мы видим изображение букетов цветов и / или музыкальных инструментов (для обстановки двора), очень красочные и тщательно изготовленные.

Бронзовые элементы, как правило, являются искусной чеканкой с ртутной позолотой и сочетаются с узором панелей деревянного декора (ручки, полосы окантовки и прочая фурнитура), позволяя теперь отображать любых представителей водного мира (раковины, элементы листвы, аканты, камыш), тогда как ракушки, появившиеся в эпоху Регентства вырезаются полукругом и смолятся.

Стулья обиваются цветистым шелком и все чаще полностью покрываются позолотой.

Мебель все чаще покрывается защитным лаком, который доставляется с Дальнего Востока. Стремление имитировать такие лаки вызвало появление европейских лаков.

Трианон (фр. Trianon ) - деревня поблизости от Версаля, выкупленная королём Людовиком XIV и прекратившая своё существование в 1668 году. Её земли были присоединены к садам Версаля и именно на этой территории были построены дворцы Большой и Малый Трианон.

Мебель, характерная для стиля Людовика XV
содержат исключительно небольшую мебель.
Выпускается, в основном, следующая мебель:
- малые комоды с двумя выдвижными ящиками и скрытыми перекладинами;
- маленькие столики или сервировочные столики;
- кресла и стулья всех видов;
- игровые столы.

Мебель, появившаяся впервые
-
Стулья выполняются либо с прямой и плоской спинкой, которую называли «спинка королевы», либо с вогнутой спинкой, которую называли «кабриоль», с разнообразными резными выемками
-
Канапе (оттоманка)
-
Бержер (глубокое кресло), подходящее для дам в платьях с панье (каркас китового уса), имеющее подушку и обитое роскошным шелком с узорами китайского орнамента и цветов
-
Секретер с наклонной плоскостью, который вскоре уступит место секретеру-цилиндру
-
Книжный шкаф
-
Туалетный столик
-
Кровать по-польски: две спинки, на которые спускаются четыре занавеси драпировки, расходящиеся по углам. Кровать по-турецки: три спинки, одна из которых прилегает к стене.

Материалы
В каркасной мебели начинает массово использоваться дуб, и он постепенно вытесняет ель, которая использовалась в эпоху стиля Людовика XIV.
Фанеровочная обшивка становится более разнообразной, чтобы расширить гамму цветовых оттенков. Мастера отказываются от эбенового дерева, предпочитая более сверкающие и отливающие разными оттенками породы древесины: розовое деревои скрипичное дерево (мебель, фанерованная этими двумя породами, сегодня кажется нам тусклой; причина этого только в возрасте, её первоначальный оттенок был очень выразителен), палисандр, самшит, груша (подкрашенная или естественная),слива.
Что касается стульев и кресел, зачастую их выполняли из массивных видов дерева, среди которых бук, орех, черешня и красное дерево (даже несмотря на то, что оно не подходит для стульев в силу своей ломкости). Стулья зачастую полностью окрашены или вызолочены.

36. Людовик 16 и появление стиля неоклассицизма. Оперный театр в Версале. Раскопки в Помпеи и Геркулануме в 1748 году, их влияние на формирование стиля неоклассицизма

Стиль Людовика XVI в интерьере - яркий пример неоклассицизма в дизайне и архитектуре. возникновение новой дисциплины археологии. В 1730-х и 1740-х годах людям дала возможность увидеть наиболее впечатляющие археологические сенсации – благодаря разрушенным римским городам Помпеи и Геркуланум, погребенным под вулканическими обломками Везувия. Неожиданно современные учёные и художники приблизились к римлянам так, как никогда ещё не приближались, поскольку раскопки открывали им не только здания, но и существовавших тогда людей, окаменелые отпечатки тел которых как будто застыли во времени. Помимо этого, важным фактом для архитектуры неоклассицизма и изобразительных искусств было то, что остатки настенной живописи, мебели и прочих предметов быта позволяли людям лучше понять способы расположения и украшения домов римлян. Качество и количество открытий потрясло мир.
Смешение классических античных традиций в архитектуре с рококо воплотились в появлении этого стиля. Как следствие возвращения моды на античность, интерьеры при Людовике XVI и Марии Антуанетте стали более сдержанными, формы - более прямолинейными. Мода на классицизм погасила несдержанное и вычурное рококо, однако не окончательно. Как результат, в предметах интерьера можно наблюдать разноплановость - прямые строгие линии - ножки стульев, шкафы и кабинеты смягчаются округлыми изголовьями кроватей, стульев, кресел и кушеток. Овал - наиболее популярная фигура в большинстве элементов интерьера в стиле Людовика XVI. Эта форма использовалась в оформлении столов, зеркал и другой мебели. Преобладающие цвета - светлые, пастельные, с умеренным использованием позолоты - ей отделывались наличники, углы и дверные ручки. В сюжетах декора сплетаются две темы - античные классические элементы (лавровые венки, маскароны, персонажи античных мифов) и пасторальные, провинциальные мотивы, привнесенные в стиль Марией Антуанеттой (букет цветов, колосья, ленты и предметы сельского быта). Стиль Людовика XVI оказал значительное влияние на развитие дизайна интерьеров того времени и оставался популярным вплоть до 19 века.
Красное дерево в основном применялось для фанеровки. Наряду с ним для инкрустирования филенок используются экзотические породы деревьев, такие как лимонное, сатиновое, розовое, тюльпанное и др. Обрамление выполнялось из пород дерева, которое имело темный цвет, к примеру, черного дерева, туи и пр. Мебель украшалась накладками, изготовленными из фарфора или бронзы. Ножки уже не имели прежних изгибов, они стали зауженными, длинными, слегка витыми или с изящными каннелюрами. Цветовая гамма представлена светлыми пастельными тонами, иногда отдельные фрагменты мебели покрывали белым лаком и легкой позолотой. В качестве обивочных материалов применялись шелковые и гобеленовые ткани.
Королевская Опера Версаля
(фр. Opéra Royal de Versailles ) является главным оперным и драматическим театром Версальского дворца. Спроектированное архитектором Габриэлем и украшенное скульптором Пажу, помещение Оперы, главным образом по экономическим соображениям, было построено полностью из дерева и расписано под мрамор.

37. Стиль ампир. Использование военной и имперской символики в декоре. Особенности декоративной отделки, предметы мебели и др эл-ты интерьера

Получивший широкую популярность в начале XIX века, интерьер ампир представляет собой парадное военно-триумфальное торжество имперского стиля во всем его великолепии. Родиной данного изысканного стиля является Франция, которая и поныне считается законодательницей мировой моды. Поскольку это было золотое время правления Наполеона, помпезный стиль ампир в интерьере зачастую называют наполеоновским классицизмом. Ему присущи различные элементы военной геральдики, лавровые венки победителя и стены, украшенные скрещенными копьями или мечами. В императорском доме интерьер должен быть достойным королевских особ. Роскошь и пафос, слава и военная мощь, превосходство и демонстрация величия – это то, что отличает стиль ампир от других.

Стиль ампир в интерьере можно назвать завершающей кульминацией классической строгости, стиль эпохи Наполеона Бонапарта, желающий показать своё величие и зрелищность на фоне классических форм. Для дизайна в стиле ампир свойственны яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага. Частое сочетание белого с золотым и пурпурным показывает богатство и процветание. В орнаментах - круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. В интерьере стиля ампир царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей.

Стены в стиле ампир: На стенах в стиле ампир создается эффект яркой шелковой ткани, затянувшей стену, например, с помощью боев (текстильных или имитирующих данный эффект). Второй вариант – покраска стен. Выбирайте насыщенные цвета, не бойтесь эффекта глянца. В декоре ампира используются античные архитектурные формы: консоли, фризы, колонны, пилястры, карнизы. В случае использования фрески, лучше выбрать гризайль, и старайтесь не нарушать общей симметрии композиции.

Потолок в стиле ампир: Чаще в дизайне ампира насыщенный белый, также используют слоновой кости /бледно-кремовый. Дополняется образ лепниной в небольшом количестве. Старайтесь выдержать ясность и строгость.

Пол в стиле ампир: Преимущественно для стиля ампир паркетный пол, причем больше подходит художественный паркет с обилием использованных пород деревьев. В случае выбора однотонного паркетного пола, подбирайте под цвет дерева на мебели. В спальне и гостиной можно дополнить ковром с коротким ворсом. Также одним из вариантов сможет стать эффект мраморного пола.

Мебель в стиле ампир: В интерьере в стиле ампир массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, схожа с архитектурными сооружениями. В интерьере в стиле ампир отдается предпочтение жесткой мебели. Тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели. Мебель ампира пышная, где-то даже теряя в удобстве пользования. Стулья несколько проще кресел, их спинке часто придается форма лиры. Фабричным диваном или этажеркой здесь не обойтись, нужна тонкая работа человеческих рук. Мебели в интерьере стиля ампира должно быть много – это различные горки, стеллажи, барные стойки с мраморной столешницей, книжные шкафы и круглые столы. Важной деталью для женщин будет туалетный столик с резьбой и большим зеркалом.

Предметы декора в стиле ампир: Центральное место для стиля ампир в интерьере занимают мраморные шкатулки, серебряные конфетницы и корзинки для фруктов, коллекционные фигурки, фарфоровые наборы столовой посуды, нежный хрусталь. Настольные часы. Ампир. Для подчеркивания стиля ампир в интерьере используют канделябры и картины той эпохи (античная тематика, городские пейзажи, портреты в духе XIX века). Окна обрамляются тяжелыми портьерами, которые при желании можно трансформировать. Свет падает из помпезных хрустальных люстр с массой подвесок и лампочек.

Интерьер ампир предполагает использование дорогих натуральных материалов. К их числу относятся дерево, мрамор, хрусталь, золото, серебро, бронза.

38. Георгианский стиль как развитие стиля Ренессанса в Англии. Особенности декоративной отделки, предметы мебели и др эл-ты интерьера

Георгианский период начался с правления Георга I (1714 – 1727 гг.) и длился еще сто лет. Начало этого периода характеризуется модой на стиль рококо с ассиметричными линиями, завитками и гирляндами. Путешественники по разным странам привезли в Англию новомодные течения, одним из которых являлся классицизм, широко применяемый и в архитектуре, и в интерьере.

Георгианский стиль считался и до сих пор считается золотым веком и расцветом декоративного и мебельного производства. В отделке широко применялся мрамор, окна украшались резными ставнями, потолки – лепниной, стены дома закрывали деревянной обшивкой. Английская практичность не означала, что георгианский стиль должен быть исключительно утилитарным.

Стены. Отделке стен в георгианском интерьере уделяли очень много внимания. Пространство стены в классическом варианте подразделялось на три секции. Первая включала в себя цоколь, состоящий из плинтуса, панели и рейки, обшивалась эта секция деревянными панелями.

Примерно на 75 см высоты от пола начиналась вторая срединная секция, третья секция включала в себя фриз и карниз. Дом в срединной части стен обычно обшивали тканью или дорогими обоями, исключая столовую и кухню.

Полы. Типичный дом в георгианскую эпоху обязательно имел полы из досок или паркета, натертого воском. Уют жилищу придавали английские или восточные ковры. Альтернативным вариантом считалось и нанесение лака или краски на деревянные доски. На кухне, в ванной, прихожих использовались терракотовые плитки.

Обстановка. Георгианский дом обязательно должен иметь ансамбль из мебели, где все отдельные предметы сочетались бы по обивке или основному материалу. В интерьере широко использовались бархат, шелк, дамаск, мебельный гобелен и ситец.

Аксессуары и освещение. Кроме огня в камине, дом освещался и десятками свечей. Их ставили в канделябры, фонари, подсвечники, бра, оформленные по классическому дизайну или в стиле рококо. Непременными аксессуарами считались зеркала и картины, помещенные в позолоченные рамки, использовались для декора китайская посуда из фарфора и веера. Дом украшался изделиями из серебра, узоры наносились на двери и стены.

Соблюсти его в интерьере несложно, главное придерживаться основных правил.




Top