Стоит в лесу избушка на курьих ножках. Сказка про избушку на курьих ножках и её деток

П ион расцвел на грядке
И удивил красою,
О н весь покрыт росою —
Н а нас глядит украдкой.

Кузьминская Лариса

Пионы так великолепны,
Роскошны, трепетны, эффектны.
Их завезли к нам из Китая,
Они растут всех восхищая:

Пионы прочно в сад вошли,
Везде поклонников нашли,
Цветут роскошные кусты,
Прекрасны нежные цветы!

Телушкина Елена

Пионы весны продолженье,
Пленяют своей красотой.
Пионы любви воскрешенье,
К нам с неба упали звездой.

Их запах из терпкости соткан,
Их сущность любить и прощать.
Мой мир для тебя только создан,
Не вздумай его разрушать!

Годунова Катерина

Пион пушистый головой
Поник после дождя.
Намок, тяжелый стал такой,
Что удержать нельзя.

Саржина Г.

Пионы – самый женственный цветок!
пионы дышат нежностью и светом,
пионы словно ветер между строк,
весенним солнцем и теплом согреты…

красив любви подаренный букет,
душевных чувств чудесное посланье…
нежней цветов во всей вселенной нет,
пион хранит любви благоуханье…

весна всегда приходит навсегда!
так пусть в душе всегда цветут пионы,
как нежность чувств, как вечная весна
и женственность прекрасная природы.

Магницкая Светлана

Пион — он лета истинная суть
И зноя, пряности дурманящей, предвестник.
Так аромат его манит вдохнуть,
Красив и пышен, как с фатой наряд невестин.

Не спорю, есть изящнее цветы,
Намного ярче, экзотичнее, чем этот…
Но, лишь взглянув на куст пионов ты,
Вдруг, понимаешь, что без них не будет лета!

Лана Лэнц

Пион из листьев и бутонов
Создал начало летних дней,
Открыл траве секрет теней,
Отмерив Солнцу дань поклонов.

Шары зелёные пиона,
Гарцуют вяло над травой,
А муравьи грызут живой
Покров у каждого бутона.

И лопнул панцирь утром новым,
Раскрылся пламенный цветок —
Алеет каждый лепесток
Заветным праздником махровым.

Пион, как флаг победы лета,
Стоит над низкою травой —
Кивает красной головой
Тепла прелестная примета!

Цвет красный лёг на изумрудный
От света солнечных проказ.
Взрыв лепестков — услада глаз,
Прекрасен лета вестник чудный.

Матвеев Владимир

Пионы — дикой розы нежность,
Прелестных бабочек альянс,
Любви прекрасной неизбежность,
Зари предутренней пасьянс.

Малины яркие оттенки,
Осанка гордая цариц,
Бурлящего варенья пенки
И поцелуй родных сестриц.

Китайский шёлк на платье бальном,
Румяность щёк и шик, шарман,
На фестивале театральном
Оваций всплеск, духов дурман.

Чудачка Ирочка

Пиона век не долог,
Любовью всё же ранил он меня,
Как маленький фарфоровый осколок,
В тот вечер на закате дня.

Филюрин Владимир

Люблю пион я больше всех цветов…
Люблю его мохнатую игривость
И гордый вид, похожий на спесивость,
Не терпящий давленья и оков.

И красоту атласных лепестков,
И вид плодов, что словно с неба звезды,
Их чашечки, похожие на гнезда…
Прибежище ажурных мотыльков.

Люблю пион, он облаков двойник,
Любитель солнца и поклонник тени,
На свет является порою он весенней,
Любви и света – нежный проводник.

Кузьминская Лариса

В пышных юбках пионы,
Словно балерины в танце,
Распускаясь в лучах
Симфоний Радуги,
Подарят всем нам
Сладковатый аромат счастья.

Павлова Дарина

Люблю июнь, когда цветут пионы,
Когда с рассветом поутру
Приятный тёплый ветерок заворожённо
Чудесный аромат несёт в саду.
Цветут пионы быстро, скоротечно,
Лишь распустил бутон – пришла пора
Направить лепестки свои навечно
По ветру в путь – в полёты на века.
Всего неделю радуют пионы,
Роскошным цветом озаряя сад.
И ждём мы год, чтобы заворожённо
Вновь ощутить тот самый аромат…

Виктор Голд

букет из розовых пионов…
дыханье нежное весны
коснулось сердца осторожно
и прозвучал романс любви…

букет из розовых пионов…
и расцвела моя душа,
благословляя мир свободно
во имя света и добра…

букет из розовых пионов…
и вновь заветная мечта
звучит в душе небесным словом
и нежной красотой стиха…

Магницкая Светлана




О наших душах, что в тоске томятся,
Им не помочь – достойны сожаленья,
Они с рожденья в небеса стремятся
И пишут иногда стихотворенья.

На бело-розовых пионов лепестках
Лежит роса, как ангельские слезы,
В ней отражаются прозрачные стрекозы,
О чем же плачут там на небесах? —

О наших мыслях, что полны смятенья,
О тех сердцах, что без любви живут…
Судьбы наполнен доверху сосуд —
Слезами ангелов, и в этом нет сомненья.

Кузьминская Лариса

Благоухание пионов нежных
Навеивало мысли о любви —
О той, что, как моря, безбрежны,
Что зажигают тайно жар в крови…

Ах, как же были те мгновенья
Прекрасны, сказочны, чисты!
Цвели в саду роскошные пионы,
Кружилась голова от этой красоты…

Пион лохматился и раскрывался,
Со всею силою своею цвёл…
Соцветие любовно соблазняло,
Пьянило сладостным дурманом пчёл…

А над пионом бабочки порхали,
Чтоб аромат повсюду разнести…
Они о красоте цветочной знали —
О ней хотели миру донести…

Неповторимы те в саду свиданья,
Орнаментальная скамейка у куста…
И сладостными были те лобзанья,
И, как пион, любовь была чиста…

Щеглова Татиана

…цветут последние пионы
безумно нежной красотой…
я раскрываю сердца своды
и наслаждаюсь красотой! …

цветок сиреневый из детства
или давно забытых снов…
я раскрываю мое сердце
в мир разноцветных лепестков…

цветут последние пионы
и словно видится вдали
тот Свет, где так чудесны слезы
воскресшей для Любви души…

Магницкая Светлана

Однажды, гуляя по летнему саду,
Я шла, наслаждаясь зелёной прохладой,
Почудился тонкий, разрозненных хор,
О ярком пионе цветы вели спор:

— Напыщен, чванлив и заносчив пион…
— Несказанно дерзок и самовлюблён…
— Он хвастался розу затмить, но не смог…
(Недоброй молвой оклеветан цветок!!!)

Тщеславным иль глупым его не зови,
Для мудрых китайцев он символ любви.
Стыдлив и застенчив прекрасный цветок
И в сердце японца нашел уголок.

А в Греции гимны поют в его честь,
А сколько влюблённых в него, вам не счесть.
Его любит Запад, Россия, Восток,
Достоин похвал этот чудный цветок.

Он пышен, красив, ароматен и ярок,
Для чуткого сердца — прекрасный подарок.

Колосова Марина

Утренним солнцем давно
Чуткий мой сон озарен.
Дрогнули вежды. В окно
Розовый стукнул пион.

В яркий одевшись покров,
Пышный и дерзкий он взрос.
Льется с его лепестков.
Запах лимона и роз.

Смотрит румяный пион,
Венчик махровый склонив.
Алый мне чудится звон,
Мнится могучий призыв, –

Юности пышной знаком,
Зрелости мудрой далек.
Ветер качает цветком
Крепкий стучит стебелек

Чуждый поэзии сна,
Ранним дождем напоен,
В светлые стекла окна
Розовый бьется пион.

Лохвицкая Мирра

Взгляните на раскрывшийся пион
С пунцовыми литыми лепестками,
И он напомнит вам волшебный сон,
Волшебный сон из сказки с чудесами.
Он затаенным пламенем горит,
Но ярко лепестки его лучатся,
И аромат такой вокруг разлит,
Что можно в аромате искупаться.

Красиков С.

Опусти лицо в пионы, —
Лепестков прохладный омут
Вмиг затянет. Закружится,
Как хмельная, голова.
В час душистого полона,
В сети сладостной истомы
Вдруг слетели, будто птицы
С Неба, Сущего слова:
«Аромат пионов белых
Есть духовный мостик к Раю.
«Лоном Духа» называют
Эти дивные цветы.
Всех ослабших и незрелых
Дух пиона исцеляет,
Любованьем оживляя
Обретенье высоты».

…цветными красками пиона,
воздушной роскошью цветка
любуюсь сердцем и душою
в палитре солнечного дня…

и словно искренность святая,
прозрачна в лепестках роса… –
вуаль зеркальная, живая
сверкает россыпью дождя…

пион цветной, пион волшебный!
и нежен сладкий аромат,
и красотой небес бесценной
сиять в палитре мира рад!

Магницкая Светлана

На изгибе белого пиона,
Как на шее девушки платок.
Ароматом нежного бутона
Убегают годы на восток.

Тонкой змейкой старая дорога
Ускользает в призрачный закат.
На душе безумная тревога,
Лишь в сережках светится агат.

Темно – серым облаком печали
Растворится в памяти тоска.
Птицы безымянные кричали,
Пролетая близко от виска.

На плечах платок лежит устало,
И агат не светится в ночи.
Сердце мое биться перестало
От сгоревшей в золоте свечи.

Лепетюха Наталья

Пионы как три эльфа в полумраке.
Присели отдохнуть перед дождем.
Им гладит вечер нежные крылатки
Прозрачным лунным сказочным лучом.

Цветов душистых розовые прядки,
Задумались как будто о былом.
С какой звезды они сюда попали?
И в мире приживутся ли земном?

Кто их касался нежными руками?
Кто наделил любовным волшебством?
Быть может двое здесь свиданье назначали?
Но не сложились судьбы их потом,

А там где нежность взгляды излучали.
Цветут пионы шелковым ковром…
Благоуханье поцелуев источая
Пионы – эльфы помнят обо всем.

Мурадова Наталья

Расцвел в саду любимый мой пион…
Наполнил воздух нежным ароматом…
Таким родным, знакомым и приятным,
что о былом опять напомнил он.
Мне вспомнились минувшие года,
как на рассвете, иногда спросонок,
бежала я с ватагою девчонок
в сады, что за селом, возле пруда.
Мы шли садами. Нежный аромат
пионов нас преследовал повсюду.
Навряд ли этот запах я забуду,
пусть годы вереницей пролетят.

когда пион цветет в июне,
сиянье нежных лепестков
напоминает мне о чуде,
что в этом мире есть Любовь…

цветок воздушный ярких красок
на гранях тонких лепестков…
дыханье светлых детских сказок
пион подарит сердцу вновь…

пион доверчивый, красивый,
в нарядных ярких кружевах,
как летний праздник на картине,
пион, цветущий в небесах…

Магницкая Светлана

Пионы буйно расцвели
Малиновым шикарным цветом.
Ты говорил, что отцвели,
Бутон не станет уж букетом.
Ты предлагал их бросить здесь,
Среди дороги, в грязных лужах.
Глазами нежно обещал,
Что купишь мне других — не хуже.
Я их спасла, решив не брать
Твои подарки дорогие.
Душе моей как раз под стать
Пионы летние, простые.
Они ожили, и в ночи
Бутоны трепетно раскрыли,
И от вечери до зари
Дурманом сладостным дарили.
Так не гневись, что я люблю
Их больше ярких роз колючих.
Цветенье их в моей судьбе,
Как и любовь — всего лишь случай.

Чудесный дарят результат
природы вечные законы.
Вновь расцвели, чаруя взгляд,
благоуханные пионы.
Позавчера в листве зелёной
качались шишечки бутонов.
Вдруг по утру, в рассвете дня,
цветы приветствуют меня.
Ах, запах! Этот дух волшебный —
исполнен силою целебной,
он светом солнечным налит
и освежает и бодрит.
Душа, вновь радость обрела,
а радуюсь теперь я редко.
Цветы вчера мне принесла
добросердечная соседка.
Она — сотрудница природы
растила их от самых всходов.
Как результаты хороши
для созерцанья и души!

Серёгина Нина

Я этот аромат люблю до слёз
Мне не нужны плантации из роз
В один цветок я уж давно влюблён
Его названье на Руси Пион

И хоть цветёт пион, короткий срок
Я наблюдаю, как растёт росток
И вот уж появляется бутон
Похож на плотный, маленький, помпон

Он постепенно набирает цвет
И как то утром, расцветёт букет
Как бабочка, почувствовав свободу
Из кокона взлетает к небосводу

Стоит пион, расправив лепестки
В подсвечниках, помпоны огоньки
И источая тонкий аромат
Недели две цветёт, лаская взгляд

Когда пион бутон свой нежный раскрывает,
Рождение Вселенной он напоминает.
Из малого — огромное родится,
Чтоб мы могли им вдоволь насладиться.
Историю поведаю вам этого цветка.
Она длинна. Пора цветения пиона коротка.
Когда-то жило божество по имени Пеан.
Богов с Олимпии он мудро врачевал.
Он мог своею силой зло отринуть,
Все горести и беды в бездну скинуть.
Настолько был Пеан искусен и умён,
Что зависть Эскулапа вызвал он.
Решил бог врачеванья отравить Пеана.
Аид помог Пеану в благодарность за былые раны.
Он превратил его в прекраснейший цветок,
Которым каждый с восхищеньем любоваться мог.
Учёный Теофраст пион назвал пионом.
А Плиний-старший описал болезни, что лечил он.
В Китае в императорском дворе произрастал цветок пиона.
Благоуханная краса была сокрыта от народа,
Поскольку символ знатности, богатства в себе нёс.
Доход огромный для Китая он принёс:
В то время чудо-корни были дорогим товаром.
Больных лечили сказочным отваром.
В Россию при Петре цветок был завезён,
И стал в садах царя произрастать пион.
В Японии завоевал сердца художников, поэтов.
Был к лепесткам и цвету взор их устремлён.
Пион махровый алый нёс безумство страсти,
В нём содержались все любовные напасти.
Благоуханный белый был другой стези избранник:
Любви прекрасной чистоты посланник.
И до сих пор пион в садах благоухает,
Нам удовольствие и радость доставляет.
Людей, как встарь, до сей поры врачует,
Здоровье людям крепкое дарует.

Подцветова Татьяна

Пионов лохматая радость –
Бетховенских линий кармин!
Не розовая услада –
Избыточность жизненных зим

На ясность весеннего звука
И солнцеподобье цветка!
Как стеблю привычна разлука
С подросшим огнём лепестка…

На розовый запах махровый
Не гож парикмахерский лак:
У готики новой основы
С белилами смешан краплак!

Над щедро прописанной гривой,
Чей адрес не важен уже,
День львиною дан перспективой
Во времени всём витраже!

А перистой зелени холод,
А стебля белёсая стать…
Фон в солнечной ступке размолот,
Чтоб жизни не дать перестать!

Короной, нечёсаной сроду,
Бетховенским черновиком,
Пионов испитую воду дерзну –
Переводу стихом.

Дмитрий Ильин

Где сполох бредовый ворвётся в бутон,
Там ждёт меня пышный бордовый пион.
Стонала пионная ночь под окном,
И шёлковым падала ниц лепестком.

Так ангельски стебли клонились к земле,
Как будто всё знали они обо мне.
Что в локонах белых таится метель,
Что молнии стелят с дождями постель.

Но только пион не разлюбит меня,
Сияя под окнами в каплях дождя.
Молитву свою пред иконой шепчу,
Пион, прижимая с любовью к плечу.

Цветов молодых поцелуя печать,
И будут уста лишь до срока молчать.
В бардовость нахлынет миг вечности срок,
И призраком лёгким взлетит мотылёк.

Нежнее, сквознее исчезнуть нельзя.
Пионы, пионы все в каплях дождя.

Прядка Антонина

Молочно-белых лепестков большой бутон
Качается на тонкой ножке стебля,
И каплей свежести в жаре июньской он,
Не нарушая свой воздушный сон,
Манит мой взгляд, чуть тень свою колебля.
Я дождалась!
Наградой за терпенье —
Во весь размах огромных лепестков
То белоснежное безумное кипенье
Тончайших кружев. Нежное виденье,
Раскрывшись от невидимых оков,
Вдруг ароматом сладким одарило.

Тихонова Татьяна

Античный мир, поведай нам сказанье
Ты о ПИОНЕ, долголетия и здравия цветке…

Давным -давно у греческого Бога Эскулапа
А был он, царь и бог врачебного искусства,
Был ученик, способный юноша по имени Пеон,
Который на Олимп богов лечить был посажён.

Однажды на Олимп явился мрачный бог Плутон
С Гераклом в поединок страшный он вступил,
Врата он в Царство Мёртвых защитил и ранен был
В плечо, и очень сильно кровью исходил.

Тогда Пеон стал врачевать старательно Плутона,
Хотя и был Владыка смерти и другого мира Он.
Верховный врач посАжен Зевсом всех лечить,
И исцеление чудесное БогАм дарить…

О чудо! Вылечил плечо настойками Пеон,
И понял Эскулап, учеником давно он превзойдён
Прославлен юный врач Плутоном так же был,
Из чёрной зависти учитель беднягу отравить решил.

И жало ядовитое в себе его Змея держала
Молва об этом в подземелье до Плутона добежала,
И собралися на Олимпе Боги, зАговор раскрыли
В цветок лекарственный врача Пеона превратили.

ПИОН – красивый и божественный Пион!
И до сегодняшнего дня нас лечит и врачует Он…

Растаял снег. Проклюнулись пионы,
На мир их клювики глядят заворожённо.
Их солнышко теплом своим ласкает,
И с каждым днём пионы подрастают.

Вот выбросили листики резные,
Смотрю на них, красивые такие!
На стебельках бутончик появился
И шмель над ним в восторге закружился.

Жду, и никак я не могу дождаться,
Когда бутоны будут раскрываться?
Чтоб уловить, вдохнуть в себя душой,
Их аромат пьянящий и хмельной.

Проснулась по утру, в рассвете дня,
Цветы мои приветствуют меня.
А запах!.. Светом солнечным налит,
Пион благоухает и бодрит.

И лепестки их нежно треплет ветер,
Ах, нет цветов чудеснее на свете!
Я нежно обняла кусты руками,
Как хорошо, как мне уютно с вами!

Григорьева Любовь

Рождение вселенной
Из пыльного газона:
Сверхновая пиона
В созвездье васильков.

Придумаю законы
Для жизни клумбы сонной,
Зеленой и бездонной,
Длиною в шесть шагов.

Я в спешке повседневной
Оставил возле дома
Сверхновую пиона
В созвездье васильков.

Воронцов Павел

«Роскошен, словно фон-барон,
Как лорд оглядываешь грядки», —
Слегка корила я пион,
Шутливо, просто для порядка.

Вдыхая тонкий аромат,
Резные листья поправляла.
Что с давних пор чарует взгляд,
Из мифов греческих узнала.

В одной легенде врач Пеон,
Что был искусней Эскулапа,
В цветок богами превращён,
Пока тот яда не накапал.

Краса и гордость всех садов,
В усадьбах имя дали «панский»,
Дикарь с Балканских островов,
Лечил богов войны Троянской.

Лечебным был корней бальзам –
Сердец измученных отрада.
В стране стеною к небесам
На свадьбе саженец – награда.

Соперник царства гордых роз,
Служил от злобы амулетом.
В делах амурных рейтинг рос:
Как знак любви, был «да» — ответом.

В России – с царствия Петра.
Шедевром Западной Европы
Осыпать светских львиц двора –
Считалось шиком высшей пробы.

Союзник пламенной любви,
Двоих соединял навечно.
От мук сердечных был привит,
Кто брал цветок с собой на встречу.

Срезая царственный бутон,
Найдя ему получше вазу,
Решила: прав гордец-пион,
Помог побыть мне в мире сказок.

Емельянова Людмила

Легенда о цветке Пион

До чего же он вальяжен —
Розовый Пион. Как важен:
Распушил свои бутоны,
Раздавая всем поклоны,
Что издалека приметны
С каждым дуновеньем ветра.
Он пахучь и араматен.
Так красив, что всем приятен.
Сам в себя влюблен к тому же
Он уверен, что всем нужен.
Говорят богиня Флора,
Собираясь быть нескоро
Среди трав, цветов. Спешила:
На Сатурн отбыть решила.
Собрала вокруг растенья,
Огласив средь них решенье,
Что оставит в царстве зама.
Его нужно выбрать прямо
Здесь же на лесной опушке.
Обратились все к подружке —
Розе нежной и красивой,
Строгой, но и не злобливой,
Заменить на время Флору,
Что появится не скоро.
Среди всех Пион невольно
Распушился недовольный.
Возражал, тряс шевелюрой,
Называя Розу дурой.
Пыжился и надувался,
Больше Розы быть старался.
Но избрали все же Розу:
Знать Пион не «вышел рожей».
Тут не выдержала Флора:
Поумнеешь знать не скоро!
Ты цветочек гордый, глупый.
Будет то тебе наукой:
Навсегда ты оставайся
И другим быть не пытайся,
Таким толстым и спесивым,
Чтобы девушек красивых
Ты счастливыми не делал.
Чтобы ты любви не ведал
Пчел и бабочек прекрасных»
Все проклятья очень страстно
Для Пиона прозвучали.
Сбудутся они? Едва-ли
Ведь невесты все и жены
Обожают так Пионы!

Ханин Борис

Весной садовник, песню напевая,
В саду решил украсить свой газон.
Под тёплым солнцем ласкового мая,
Он посадил там розу и пион.

На майском раскалённом солнцепёке
Они росли, ласкал их ветерок.
И вот сверкнули розовые щёки —
Пион раскрыл прекрасный свой цветок.

Благоухая нежным ароматом,
Довольный тем, что сам собой хорош,
Он посмотрел, оценивая взглядом
Вокруг, прошла по листьям дрожь.

Такой красы не созерцал он прежде
Впервые в жизни встретил розу он,
Изящные бутоны и, с надеждой,
Учтиво сделал для неё поклон.

А та молчала, и не открывала
Своих бутонов алых лепестки
И от него красу свою скрывала —
Как он хотел увидеть те цветки!

Но не дождался он её расцвета
Цветов не видел розы дорогой.
Не получив любви своей ответа
Поник пион увядшей головой.

Газон покрыли ковриком белёсым
Свидетельства его былой красы
И неутешно горя его слёзы
Блестят на листьях капельки росы.

Прошла неделя, а за ней другая
И вот однажды рано поутру
Проснулась роза, от росы сверкая,
Цветами озаряя всё вокруг.

Она цвела, как гордая царица
Вся неприступная и строгая на вид.
Её цветы как алая зарница,
Как гимн несостоявшейся любви.

Таволжанский Виталий

Расскажу про очень страшного сказочного персонажа - про Избушку на Курьих Ножках .

Коротко и ёмко признаки персонажа дал Пушкин в "Руслане и Людмиле".

Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей

Признаки очень точные

1. Это изба, только очень маленькая - избушка.
2. В этой избе нет окон и дверей. По сути это ящик.
3. Эта изба стоит на курьих ножках.

Не стану интриговать, это - домовина

Родная мать гроба

В старину покойников хоронили так:

Находили в лесу место, где рядом росли 2-3-4 дерева.
- Срубали их примерно на высоте 1,5 метра.
- На полутораметровые столбы клали настил.
- На настиле воздвигали домовину - невысокий дом, буквально в 3 венца.
- Внутрь домовины клали покойника.
- Устанавливали крышу.
- Вырывали и подсекали корни деревьев, на которых стояла домовина. Это было нужно для того, чтобы исключить гниение стволов. Смотрелось будто "избушка без окон и дверей" действительно стоит на "курьих ножках".

Современники отлично понимали, что это за изба и что за хозяин находится внутри. Поэтому, старались как можно скорее покинуть то место, где стоит избушка на курьих ножках.

На современников избушки на курьих ножках наводили суеверный ужас. Ужас был настолько силён и устойчив по времени, что прочно вошёл в русский фольклор. Не год, не два, а несколько веков потребовалось простоять избушкам на курьих ножках, чтобы закрепиться в русской культуре

Вот современный отклик на древнюю традицию погребения усопших

На современном кладбище подобие древнерусской домовины вместо надгробья.

Полагаю, что избушки на курьих ножках воздвигались не хаотично по всему лесу вокруг селения, а в отведенной части.

Несколько избушек составляли подобие кладбища.

Поскольку покойник не был предан земле, то запах разложения был слышен на многие километры. Вряд ли было в традиции приходить к избушке, чтобы помянуть покойного: принимать пищу не позволил бы запах разлагающегося трупа. Поскольку избушки не навещались родственниками лежащих в них покойников, то в третьем-четвертом колене потомками забывалось место захоронения пращура.

Представьте себе ужас современников, которые случайно набредали на давно забытые места захоронений.

Когда лет через 100 столбы, поддерживающие помост с домовиной, частично отрухлявили и развалились, а домовина, тоже частично отрухлевевшая и полуразрушенная оказывалась на земле.

В сказаниях до нас дошла точная деталь хозяйки Избушки на Курьих Ножках - Бабы Яги.

У Бабы Яги - костяная нога.

То есть, это такой полуистлевший труп, у которого истлела одна нога.

Этот полуистлевший труп приглашает героя, того же Ивана Царевича, в "баньке попариться".

Приглашает КУДА???

В избушку на курьих ножках. В домовину. В гроб. По сути - в могилу!

Думаю. что маленькие детки лет 700 назад какались от страха, когда им добрая бабушка рассказывала на ночь сказочку про Избушку на Курьих Ножках и живущую в ней Бабу Ягу

Вот такой это страшный персонаж.

И - никаких сказок.

Жила-была Избушка на курьих ножках. Стояла она в тёмном лесу возле двух могучих елей, вдали от троп и дорог. И жила в той Избушке Баба-яга. Всякий раз, когда Баба-яга уходила в тёмный лес по своим делам, Избушка с нетерпением ждала возвращения своей хозяйки. Как увидит, что Баба-яга возвращается, всякий раз поворачивалась Избушка к ней крылечком, словно приглашая: добро пожаловать домой! Хорошо им жилось вместе.
Часто бывали у них гости – разные звери и птицы, жители тёмного леса. Они заглядывали на огонёк, играли, веселились и пили чай с пирогами и брусничным вареньем. Баба-яга была добрая и никому не отказывала в угощении. И Избушке было не так скучно стоять в тёмном лесу. Как тут соскучишься, когда внутри тепло, светло и весело?
Но как-то раз ушла Баба-яга надолго. То ли в соседний дремучий лес в гости к своим сёстрам, то ли по грибы да по ягоды. Грустно было стоять Избушке одной среди тёмного леса…
Наступил вечер, пришли многочисленные гости: прискакали белки да зайцы, синицы да дрозды налетели, прибежали мыши и жучки. Стали стучаться в дверь. Обрадовалась Избушка, что не одной ей вечерок коротать, да открыла дверцу. Входите, мол, гости дорогие!
Зашли гости. Глядь, я Бабы-яги дома-то и нет. Что делать? Решили он не уходить сразу в тёмный лес, а посидеть немного в гостеприимной избушке, поговорить да поиграть. Заварили они себе чаю из запасов, что хранились в чулане, достали варенье да печенье, и стали пировать. Весело, шумно.
Попив сладкого чаю, стали они играть. Да расшалились без присмотра Бабы-яги. Стали бегать, стучать по стенам, прыгать и кричать. А пока бегали и шумели, нечаянно разбили две чашки, уронили ухват да чугунки, что стояли возле печки. Рассыпали крупу и зерно.
Огорчилась Избушка. Что же это за гости такие, что такое творят? Да сказать-то гостям ничего не может. Стоит грустно и ждёт, когда же гости угомонятся. А гости пуще прежнего шалят и балуются.
Тут как раз Баба-яга вернулась. Заглянула в избушку, да только руками всплеснула. «Что же вы – говорит, - гости дорогие, делаете? Что с моей Избушкой сделали? Видно придётся мне вас съесть…»
Испугались звери да птицы. Говорят: «Не ешь нас, Баба-яга! Это мы нечаянно всё уронили и рассыпали. Мы больше так не будем!»
«Ах, не будете? – говорит Баба-яга. – Ну, тогда помогайте мне всё убирать, а то придётся мне вас съесть, чтоб другим не повадно было!»
Разбежались гости по избушке и стали всё убирать да чистить. И так всё чисто убрали, что стала Избушка краше прежнего. Довольна осталась Баба-яга. Сказала, что не станет она никого есть, и приглашала приходить снова по вечерам на чай. Гости довольные разошлись, благодаря добрую Бабу-ягу, и обещали приходить ещё и больше не шалить.
А Баба-яга со своей Избушкой стали дальше жить-поживать, да гостей ожидать!

Сказка о избушке на курьих ножках, бабе Яге и царевиче не Иване.

"Сказка -- ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!"

Народная мудрость.

С лучилось то в стародавние времена, за тридевять земель в тридевятом царстве. Леса в то время были дремучие, болота не проходимые, зверья много разного водилось: волки, зайцы, медведи, лисы и другие зверушки. А правил той страной царь-государь по имении Березень Великий. И было у того царя детей тьма тьмущая. Царь и порой сам не помнил, как из них и кого зовут. Дошел до царя как-то слух, что поселилась в их лесах Баба по имени Яга. Сказывали, что зла она никому не делает, да не пристало людям рядом с нечистью жить. И позвал он тогда к себе одного из сыновей своих и говорит: -- Так, Иван... -- Не Иван я. - поправил сын, но царь лишь отмахнулся и продолжил -- Значит так, сынок. Пойди-ка ты через дремучий лес и найди-ка ты бабу Ягу, что людям покоя не дает, да избавь честной люд от невидали этакой. Сын поклонился отцу. -- Ступай с богом, Иванушка. - благословил государь. -- Да не Иван я. - снова поправил царевич. Но государь его не слушал, только помахал рукой на прощание. Стал царевич в путь дорогу собираться, да думу думать, как ему Ягу одолеть. Оседлал своего верного коня, приладил меч, да отправился в путь. Долго ли, коротко ли ехал он, но привела его дорога к речке. А речке той ни конца не края не видно: не в брод перейти, не в плавь переплыть. Даже мосточка худого, и того не сыщешь. Призадумался царевич. Вдруг слышит голос позади спрашивает: -- Чего призадумался, Иван-царевич? -- Не Иван я. - по привычке ответил он, и только потом обернулся. Видит, стоит девушка-красавица: глаза черные, губы алые, бровки ровные, щеки горят. На плече коса лежит с два кулака толщиной. -- А ты откуда тут взялась? - вопрошал царевич. -- Да вот гуляла, травки лечебные собирала. - ответила девушка. -- А как речку перешла? -- Речку-то? - переспросила она. - Так вот что тебя опечалило, ну так это я помогу. - заверила девушка. Вытащила из косы гребень, да как кинет его. И стал гребень мостом ладным через реку. -- Ну и ну! -изумился царевич. - Проси, что хочешь за помощь. -- Придет время попрошу. А сейчас ступай. - отвечала девушка. -- Ну что же. Тогда прощай. -- Прощай! - помахала голубеньким платочком она. А парень отправился дальше в путь дорогу. Долго ли коротко ли ехал он, да привела его дорога к чаще глухой - лесу дремучему. Спешился царевич, присел на большой камень у дороги да призадумался, как ему лес пройти. Слышит позади снова голос вопрошает: -- О чем призадумался, Иван Царевич? -- Не Иван я. - опять по привычке ответил он и вновь только потом обернулся. Видит стоит та же девушка-красавица, да улыбается ему. -- Вот и снова свиделись с тобой царевич. -- Вот те на! - удивился парень. - Что за чудо, снова ты? Как же красавица сюда быстрее меня добралась? -- А меня Леший батюшка довел быстрыми тропками. - отвечала она. -- Леший? - почесал царевич затылок. - А через лес провести может? -- Через лес? Давай у него спросим. Батюшка Леший, покажись! - крикнула она. -- Звала меня, девица-краса русая коса? - из под земли вырос низенький, сморщенный старичок, весь в листьях, а на носу у него росли три маленьких поганки. -- Батюшка Леший, проведи Ивана царевича через лес твой, а я уж в долгу не останусь! - просила девица. -- Да не Иван я. - в который раз сказал парень -- Провести. Ну это можно. - низким грудным голосом, точно медведь прорычал, ответил Леший. - Следуй за мной царевич. И провел хозяин леса царевича через вотчину свою. Вышел парень. Коня под уздцы вывел. Видит поляна перед ним. А на поляне той стоит на курьих ножках избушка, то даже не избушка, а хоромы белокаменные. Подивился царевич, да делать нечего, ясно ему сказали, Ягу изгнать надобно. Подошел он ближе к "избе", да как крикнет во весь свой молодецкий голос: -- Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом. Заскрипели хоромы, заворочались, да поворачиваться стали. -- Выходи Яга, биться будем. - снова крикнул царевич. Отворилась дверь, и видит парень, а на пороге та самая девица-красавица стоит. -- Ну здравствуй Иван царевич. -- Не Иван я. Так ты и есть Яга? -- Я. - подтвердила девушка. Вот и моя очередь настала тебя просить. Посмотрел царевич на коня, потом на меч, сплюнул под ноги и сказал: -- Проси. -- Возьми меня в жены, Иванушка, верной супружницей тебе стану. Лихо я не творила, людей лечила,зачем со мной сражаться? -- Тьфу ты, невидаль какая, да не Иван я! Ва-си-ли-й! - произнес по слогам царевичь. - Ну а тебя Яга, возьму в жены с большой радостью, понравилась ты мне за красоту твою, да сердце доброе. Мораль сей сказки такова, не все то зло, что Ягой зовется!

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» - царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная - та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство - загробный мир - при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках


В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги - это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках - домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями - казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост


Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа - Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным. Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть». Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище - Змей Горыныч.

Змей Горыныч


В христианстве змей - это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея - одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч - символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня - один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже - с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» - сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный


Кащей (или Кощей) - один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость - непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок - «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей - обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, - это характеристики смерти.

Кащей - бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии. В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом - Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» - пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».




Top