Стояние на угре год участники итог. Великое стояние на реке угре

Великое стояние на реке Угра (Калужская область) состоялось в 1480 году и считается окончанием монголо-татарского ига.

В 1480 году войска хана Большой Орды Ахмата расположились по одну сторону реки, а русские войска, возглавляемые великим князем московским Иваном III, по другую сторону реки Угра. Ахмат не решился напасть на русских и ушел восвояси. Так закончилось 300-летнее монголотатарское иго.

Памятный камень в честь Великого стояния на Угре установлен возле реки Угра у села Дворцы Калужской области. (GPS-координаты: 54.62373912334442, 35.98668336868286).

Найти это место не так просто. Если ехать на машине, то заранее много знаков, сообщающих, что скоро будет место Великого стояния на Угре. Но, когда вы подъедете к самому месту, никаких знаков нет и вы можете проехать мимо. Нужно ехать до села Дворцы и проехав его по грунтовой дорожке выехать к реке Угра.

Здесь установлен памятный камень и деревянный забор, украшенный скрещенными мечами и щитами.

Место живописное, вокруг широкое поле, рядом река Угра.

Поклонный крест в память Великого стояния на реке Угре расположен рядом с памятным камнем (примерно в 300 м.) у реки Угра. Поклонный крест установлен 2002 года в честь покровительства Пресвятой Владычицы нашей Богородицы земли Русской. В основание креста заложена земля с Куликова поля.

Владимирский скит монастыря Калужская Свято-Тихонова пустынь расположен недалеко от памятного камня (примерно в 700 м.) в селе Дворцы. К нему ведет асфальтированная автомобильная дорога, рядом устроена бесплатная автомобильная стоянка.

На территории Владимирского скита расположен музейный комплекс-диорама «Великое стояние на Угре». Диорама была создана группой художников студии им. М.Б. Грекова под руководством Павла Рыженко. Полотно высотой 6 метров и длиной 26 метров Павел Рыженко написал за два месяца.

В здании музейного комплекса также устроена смотровая площадка, с видом на Угру.

На территории комплекса находится Храм в честь «Владимирской» иконы Божией матери (верхний). Нижний предел Храма освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Храм освящен в 2011 году.

Памятник Великому Стоянию на Угре

Калужская область, федеральная трасса М3-Украина, немного недоезжая до моста через Угру (при движении из Москвы).

В этом месте в 1980 году, на пятисотлетний юбилей, был установлен памятный знак. Современную скульптурную композицию установили в 1988 году. Скульптура установлена на насыпном холме и представляетсобой группу из четырех вооруженных русских воинов, с копьями и мечами, которые стоят, сомкнув щиты. Высота памятника - 6 метров. Памятник изготовлен из декоративного бетона с мраморной крошкой на Калужской скульптурной фабрике.

Примечательное рядом

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь. Адрес: 249842 Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19. Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем.

СТОЯНИЕ НА УГРЕ

После продолжительного стояния на берегах реки Угры татары, не дав боя, начали отступление. Бескровная победа была обеспечена дипломатическими и внутриполитическими успехами Ивана III. Стояние на Угре положило конец татаро-монгольскому игу на Руси.

Вероятно, многим приходилось видеть игру в преферанс опытных картежников. Раздаются карты, идет заказ. Те двое, кто не играет, открывают карты и внимательно их изучают. Затем все соглашаются, что играющий, например, недоберет одну взятку, и записываются заработанные очки. Зачем играть, если и так все ясно?

Не удивляйтесь тому, что в нашей книге есть и эпизод, описанный в этой главе. Назовем его знаменитым несостоявшимся сражением. Окончательное освобождение Руси из-под монголо-татарского ига не было добыто в бою. Оно было зафиксировано в 1480 г. на реке Угре.

После Куликовской битвы возвышение Москвы уже проходило практически без остановок. Потомки Дмитрия Донского покоряли русские княжества, расширяли границы государства, выходили из-под власти Орды. В 1462 г. Московское княжество возглавил выдающийся русский государственный деятель Иван Васильевич. Именно его уже открыто стали называть «Государем всея Руси» и царем.

Иван III (1462–1505) еще при жизни отца – Василия Темного – был соправителем княжества, водил войска покорять мятежных князей, участвовал в принятии важных внутри– и внешнеполитических решений. Поэтому, придя к власти, он уже был опытным дипломатом и политиком. Иван III действовал сразу в нескольких направлениях, дабы добиться признания, уважения и единоличной власти над русскими землями.

В ходе долгой борьбы Иван покорил Нижний Новгород, Рязань и Тверь. Москве поклонился Псков и сам «Господин Великий Новгород». После двух «карательных» походов московских войск купеческая республика вошла в состав Московского государства со всей своей территорией.

Во второй половине XV в. территория Московии увеличилась в три раза. Земли ее простирались от р. Печоры и Северного Урала до устьев рек Невы и Нарвы, от Васильсурска на Волге до Любеча на Днепре.

Для укрепления международного авторитета Иван женился на племяннице бывшего византийского императора – Зое Палеолог (при замужестве она приняла имя Софья). Сама Москва была укреплена и украшена новыми архитектурными строениями, подчеркивавшими величие столицы. С определенного момента Иван работал над тем, чтобы выйти из-под власти татар.

На самом деле Орда переживала распад. Вместо одного государства образовалось несколько новых. Начиная с 1437 г., существовало три ханства: Крымское, Казанское и Астраханское. От Золотой Орды отделилось Сибирское царство на р. Иртыш.

Время от времени московские князья прекращали платить «выход». Так поступил и Иван Васильевич. Он ограничил свои выплаты хану лишь дарами. (Такие дары, кстати, преподносились ханам и в дальнейшем, чтобы предотвратить татарские набеги.) В 1472 г. хан Ахмед совершил набег на русские земли. Вскоре после этого Ивану удается воспользоваться междоусобицами в стане вековых угнетателей. Он привлекает на свою сторону крымского хана Менгли-гирея, ярого врага Ахмеда, и заключает с ним мир. От Крыма цепочка дружеских связей протянулась к Ногайской орде и Сибирскому ханству.

После похода московитов на Новгород Ахмед решил начать самые серьезные действия с целью ослабления Москвы. В Крыму при его поддержке происходит переворот, Менгли-гирей выслан. Устанавливаются союзнические связи с Литовским великим князем и еще более прочные – с польским королем Казимиром. Обоим правителям принадлежала часть русских земель, обоих беспокоило явное стремление Москвы восстановить Русь в границах едва ли не времен Владимира и Ярослава. Недаром и через несколько десятков лет литовский князь отказывался признавать за Московским государем право называть себя Государем всея Руси. Казимир обещал Ахмеду военную и материальную помощь, если тот решится воевать с Иваном.

В истории остался полулегендарный рассказ о том, как хан несколько раз присылал в Москву своих послов. Они якобы везли с собой изображение великого хана. Великие князья должны были кланяться этому изображению и выслушивать ханскую грамоту на коленях. Иван Васильевич уклонялся от этой постыдной обязанности, сказываясь больным. Наконец, когда Ахмед послал к нему послов с требованием дани, Иван разозлился, сломал изображение хана, истоптал его ногами и велел умертвить послов. Это, мол, и послужило главной причиной войны.

Ситуация же начала изменяться в положительном для Ивана III направлении. Менглигирей вернул себе ханство в Крыму, московский государь улучшил отношения со своими братьями, пообещав им прибавку к наследственным уделам, которыми они уже владели. Наконец, когда хан шел из волжских стран степью к берегам Оки, Иван III направил вниз по Волге на судах рать под командованием звенигородского воеводы Василия Ноздреватого и крымского царевича Нордоулата, брата Менглигирея. Они должны были совершить набег на Сарай, оставшийся практически без обороны.

С приближением татар в народе нарастала тревога. Не забыли москвичи опустошительных набегов Тохтамыша в 1382-м и Эдигея в 1402 г. Носились слухи о различных зловещих предзнаменованиях. То в Алексине звезды падали на землю и разбивались в искры, то в Москве колокола звонили сами собой. Иван Васильевич отправил навстречу татарам войско, которое возглавил его сын Иван, а сам оставался в Москве после этого еще шесть недель. Жену Софью государь послал в Дмитров, откуда она водным путем отправилась на Белоозеро, вместе с ней отбыла вся казна. Иван III самым очевидным образом не хотел открытого военного столкновения; эвакуация его семьи, собственное нахождение не в войсках вызывали все больше недовольства. Наоборот, расположила к себе народ мать Ивана Марфа, демонстративно не пожелавшая покинуть стольный град.

В конце концов князь оставил Москву и поехал к войску в Коломну. В это время его сын Иван стоял с войсками в Тарусе.

В лагере не было единого мнения насчет того, надо ли давать бой. Князь опять уехал в Москву. «Сам разгневал царя (имеется в виду Ахмед), не платил ему выходу, а теперь нас всех отдаешь царю и татарам». К Ивану Васильевичу обратилось и патриотически настроенное духовенство. Лидером этой партии был ростовский архиепископ Вассиан Рыло: «Если боишься, то передай своих воинов мне. Я хотя и стар, но не пощажу себя, не отвращу лица своего, когда придется стать против татар».

Однако Иван III продолжал гнуть свою линию. Этот правитель был расчетлив, хитер и спокоен. Представить себе его на Куликовом поле довольно сложно – слишком много жертв в своем же войске, слишком ничтожны конкретные результаты. Опасаясь народного восстания, Иван Васильевич перебрался в Красное Село недалеко от Москвы и отозвал из армии сына. Тот, накрученный агрессивно настроенными патриотами, отказался. По всей видимости, после этого Иван III понял, что ситуация может выйти из-под контроля. Как сказал по этому поводу историк Костомаров: «Время было роковое для самодержавных стремлений Ивана; он чувствовал, что народная воля способна еще проснуться и показать себя выше его воли. Опаснее было куда-нибудь бежать, чем отправиться на войну с татарами».

Тем временем хан Ахмед медленно шел по окраинам литовских земель, мимо Мценска, Любутска, Одоева и стал у Воротынска, ожидая помощи от Казимира. Но помощи он не дождался. Менгли-гирей напал на Подолье и тем самым отвлек силы союзников Ахмеда.

Продвигались и русские войска. По мнению военных историков, то, как Иван вел свои части, является примером прекрасной организации снабжения, обеспечения коммуникаций. Войска шли в полном составе, сытые, одетые и готовые к бою. Вероятно, изначально Иван находился со своей ратью в Коломне, поскольку Ахмед мог двинуться на Москву именно через нее. Поэтому же сын князя и стоял на Оке. Но Ахмед решил идти через литовские владения, поэтому оборона была перемещена на реку Угру, по которой проходил значительный отрезок границы Литвы с Московией.

Ахмед двинулся к Угре – к месту ее впадения в Оку около Калуги. Начались стычки с передовыми отрядами русских. Татары подошли к реке в начале октября. Бродов на Угре было предостаточно. Однако они или были неудобны для конницы (обрывистые берега), или открывались затем дорогами в лес. (А зачем коннице татар лес?) Кроме того, противоположный берег охраняли полки Ивана Ивановича и Андрея Меньшого. Основные же части стояли в Кременце, в 60 км от реки под командованием самого Ивана III. Князь специально не подводил их к реке, чтобы имелась возможность перехватить ордынское войско, если бы оно смогло все-таки переправиться – ведь отрезок границы по Угре в длину составлял около 100 км; где татары смогут пройти, было непонятно. Сам же Иван не спешил нападать. Он был на своей земле, приближались холода, войска могли понадобиться для войны с Литвой и ливонцами и после отхода Ахмеда.

Татары тем временем опасались переходить реку, видя, какие колоссальные силы теперь может собрать Москва. 8 октября они, правда, попытались переправиться в одном из немногих удобных мест с пологими берегами. Но с противоположного берега началась стрельба из луков и пушек, мертвые татары и лошади образовали плотину, ордынцы отступили. Затем была предпринята еще одна попытка – у Опкова городища, но и здесь оборонительные силы русских не дали противнику переправиться.

Между тем река начала замерзать. Морозы в тот год ударили исключительно рано. Уже 26 октября на Угре стал лед. Скоро река должна была превратиться в сплошной брод. Великий князь отошел от Кременца к Боровску, объявив, что здесь он намерен дать бой. Но сражение опять не состоялось. Измученный долгим стоянием и морозом, не дождавшись помощи, Ахмед отводил своих татар. До него дошло известие, что отряды русских разграбили Сарай.

Раздосадованный Ахмед шел по литовской земле и опустошал, разрушал все на своем пути. На Донце в январе 1481 г. Ахмед был атакован и убит ханом тюменской орды Иваком, который вскоре известил об этом своего союзника Ивана Васильевича, за что получил богатые дары.

Так закончилось владычество татар на Руси. Иван III покончил с монголо-татарским игом не решительным ударом, а всей двадцатилетней работой по укреплению страны, усилению своей власти. Сражение было не нужно.

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

МЕГИДДО 1480 г. до н. э Одна из первых известных истории битв. Под городом Мегиддо фараон-воитель Тутмос III разгромил войско антиегипетской коалиции, которую возглавлял царь… города Кадеша.Одной из первых достоверно известных истории битв является сражение под Мегиддо

Из книги Прерванный полет «Эдельвейса» [Люфтваффе в наступлении на Кавказ, 1942 г.] автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Глава 2 ПАРПАЧСКОЕ СТОЯНИЕ

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том II автора Галенин Борис Глебович

5.3. Мадагаскарское стояние. Версия официальная «25 января….Получено Высочайшее повеление дождаться прибытия на о. Мадагаскар отряда капитана 1-го ранга Добротворского. Одновременно предоставляется усмотрению Командующего эскадрой решение вопроса - ждать ли отряд

Из книги Падение Порт-Артура автора Широкорад Александр Борисович

Глава 34. Стояние на Сыпингайских высотах Русская армия отступила на 1200 верст к северу от Мукдена. 1 марта был оставлен Телин, а 9 марта Маньчжурская армия закрепилась на Сыпингайских позициях: примерно 50 верст вправо по фронту от города Сыпингай и 80 верст влево.Японские

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

1480 Чтения ОИДР. Одесса, 1875. Кн. IV, Отд. II. С. 12.

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

1480 Алексеев В., Ставру Ф. Указ. соч. С. 55.

Хан Ахмат считается последним правителем, от которого в зависимости находились русские князья. Его политика была направлена на объединение татарских государств. В своем стремлении утвердить верховенство на территории, которой ранее владела Большая Орда, он достиг значительных успехов. Ключевая роль в администрации правителя принадлежала беклербеку Тимуру (внуку Едигея).

Восточная политика

Территории, которыми когда-то владела Большая Орда, получили самостоятельностью. По всей вероятности, основной целью восточной политики последнего правителя было восстановление своей власти над Хорезмом. Хан Ахмат претендовал на земли как минимум по двум причинам. В первую очередь он стремился объединить территорию под своей властью. Кроме этого, по древним свидетельствам, восточные земли являлись приданным сестры Хусайна Байкары (потомка Тимура) - его жены Бади-ал-Джамал. В этой ситуации интересы Ахмата противоречили политике Абу-л-Хайра. Последний был в то время могущественным узбекским правителем из рода Шибанидов. Хан Ахмат не осмеливался конфликтовать с ним. Поэтому он просто дождался его смерти в 1468 г. Абу-л-Хайр отличался жестокостью и властностью. Это вызывало негативное отношение к нему и его потомкам со стороны как соседей, так и узбекской знати. Представители последней привели к власти Йадгар-хана, с которым Ахмат заключил союз. В 1469 г. новый узбекский правитель умер, и власть оказалась в руках сына Абу-л-Хайра - Шайх-Хайдара. Против него, однако, сформировалась мощная оппозиция. В итоге в 1470-1471 гг. Шайх-Хайдар потерял большую часть своих владений. Спустя некоторое время сибирский правитель Ибак застал его врасплох и убил. Хан Ахмат заключил мирное соглашение с противниками Шайх-Хайдара, взял в жены сестру ногайских правителей Ямгурчи и Мусы. Кроме этого, вполне вероятно, что он также добился от них обещания не вмешиваться в его действия по захвату Хорезма. Но планам помешала смерть брата в Поволжье.

Независимость Крыма

Скончавшийся брат оставил Ахмату немало проблем. Одной из них была независимость Крыма. Полуостров в свое время являлся целью Большой Орды. В 1476 г. правитель решает вмешаться в ситуацию в Крыму. В 1475 г. Хайдар и Нур-Девлет свергли своего брата Менгли-Гирея. Последний искал убежища в Кафе (Феодосии), к тому времени уже захваченной турками. В 1467 г. современник хана Ахмата - Хаджике не поладил с братом и призвал татарского правителя. Тот, воспользовавшись ситуацией, посадил на престол в Крыму своего племянника Джанибека. Укрепив свои позиции, хан Ахмат начал считать, что былое могущество татаро-монгольского государства восстановлено.

Отношения с Русью

Первый поход хана Ахмата, судя по древним летописям, состоялся еще в 1460 г. Тогда правитель направил свое войско на Переславль Рязанский. Правитель стремился к восстановлению реальной зависимости Руси. Однако у него не хватало для этого сил. В 1468 г. татары совершили набег на область Беспуту (правобережье Оки) и Рязанское княжество. В 1471 г. Ахмат принял предложение от Казимира IV (польско-литовского короля) заключить военный союз против Ивана III, прекратившего выплачивать дань. В июле 1472 г. состоялся неудачный набег на Москву. В ходе него татарскому правителю удалось только сжечь Алексин. В это время на улусы Ахмата напал отряд Мухаммеда Шейбани Поэтому татарам пришлось отступить.

Участие Венеции

Это государство осуществляло активные дипломатические действия в отношении татарского хана. Политика Венеции была направлена на поиск крупного союзника, с помощью которого можно было бы остановить Мехмеда II - турецкого правителя. В 1470 г. перед Сенатом выступил авантюрист Джованни-Баттиста делла Вольпе (состоявший на русской службе дипломат Иван Фрязин - выходец из Италии). В своем докладе он указал, что Ахмат может предоставить 200 тыс. воинов. В 1471 г. к татарскому правителю был направлен Джованни Баттист Тревизано. Однако он был задержан на 3 года в Москве. За это время Вольпе еще раз посетил Ахмата. В 1472 г. доложил Сенату о его готовности начать войну с турками через территорию Венгрии при условии единовременной выплаты 6 тыс. дукатов и ежегодной оплаты в 1 тыс. дукатов. В 1476 г. Тревизиано вернулся в Венецию с послами от Ахмата. Сенатом было принято предложение о начале боевых действий через Дунай. Против кампании, однако, выступал Казимир.

Хан Ахмат и Иван 3

В течение нескольких последующих лет, несмотря на то что был налажен регулярный обмен посольствами, татарский правитель не смог добиться от Москвы восстановления выплаты дани. Более того, ему не удалось предотвратить формирование московско-крымского союза с Менгли-Гиреем. Еще в 1467 г. после вторжения и захвата полуострова Ахмат отправил в Москву посла Бучука. Правитель требовал не только возобновления выплаты дани, но и настаивал на приезде русского князя к нему. В то время ситуация была крайне неблагоприятной для Ивана III. В этой связи, как свидетельствуют некоторые источники, он проявил благоразумие и дружеское расположение. Вероятно даже, что он выплатил дань. Но в 1479 г. положение дел изменилось. Ивану III удалось подчинить себе Новгород, а Ахмат утратил влияние в Крыму. Именно поэтому очередные послы в Москве были приняты демонстративно враждебно. Русский правитель разорвал грамоту, которую ранее выдал хан Ахмат. 1480 г. стал последним годом правления последнего. Казимир IV обещал помочь татарскому правителю. Заручившись его поддержкой, Ахмат решает совершить крупномасштабное вторжение на московские земли. Однако оно закончилось крайне неудачно.

Стояние на Угре (1480 г.)

30 сентября московский князь вернулся из Коломны на совет с боярами и митрополитом. В итоге он получил единодушное одобрение на выступление против татаро-монголов. В те же дни к князю пришли послы от Бориса Волоцкого и Андрея Большого, заявившие о прекращении мятежа. Русский правитель пожаловал им прощение и велел собирать полки и идти к Оке. 3 октября Иван направился к г. Кременец. Оставив при себе небольшой отряд, большую часть войска он отправил к Угре. Татары тем временем разорили земли по верховью Оки. Захватив здесь города, они предполагали исключить нападение с тыла. 8 октября татарский правитель попытался форсировать р. Угру. Однако силы русского князя отбили атаку. В течение нескольких последующих дней татары несколько раз пытались переправиться на другой берег. Но всякий раз их останавливала русская артиллерия. В результате им пришлось отступить на 2 версты и встать в Лузе. Русский князь занял оборону на противоположном берегу. Так началось 1480 г. Время от времени начиналась перестрелка, но серьезную атаку не предпринимала ни та, ни другая сторона.

Окончание противостояния

Между сторонами начались переговоры. Татарский хан требовал, чтобы к нему явился русский князь или его сын (или хотя бы брат), изъявляя покорность, и принес дань за 7 лет. Иван направил в качестве посла Ивана Товаркова - боярского сына - с подарками. При этом требование выплатить дань было отвергнуто. Соответственно, подарки русского князя приняты не были. Вполне вероятно, что Иван пошел на переговоры для того, чтобы выиграть время. Ситуация начала изменяться в его пользу - ожидалось подкрепление Бориса Волоцкого и Андрея Большого. Кроме этого, Менгли-Гирей выполнил свое обещание и напал на южные территории княжества Литовского. Ахмат, таким образом, был лишен всякой надежды на помощь Казимира.

Маневр русского князя

Татарский правитель мобилизовал всех жителей своего государства и не оставил сколько-нибудь боеспособного войска. Иван отправил во владения Ахмата небольшой отряд во главе Василия Ноздреватого. 28 октября русский князь решает отвести свои войска к Кременцу, чтобы затем сосредоточиться у Боровска. Здесь он планировал в благоприятной обстановке дать бой. Ахмат, в свою очередь, узнал, что в его владениях действует отряд Ноздреватого. Из-за продолжительного пребывания на одном месте, татарское войско начало испытывать недостаток в провианте. Дело в том, что они питались овцами, которых вели за собой. После долгого стояния закончились все запасы корма. Поэтому 11 ноября Ахмат решает вернуться в свои владения. После возвращения спустя некоторое время он был убит при внезапном нападении бывших своих союзников.

На высоком живописном берегу, близ слияния рек Угры и Оки, над широкими речными просторами в начале 16 века, в память о великом Стоянии на Угре, был основан Спасо-Преображенский Воротынский монастырь. На выбор места для обители, вероятно, повлияли события «Великого Стояния на Угре». Народная память сохранила воспоминание о великом подвиге русского народа в борьбе с иноземным игом.

Это было то удивительное время, когда Великий князь Московский Иван III, объединивший русские земли в единое мощное государство, пугавшее Европу своим могуществом, стал государем Всея Руси.

О значении Великого стояния на Угре Н. М. Карамзин писал в своем труде «История государства Российского»: «Это есть великая эпоха, торжественное восстановление нашей государственной независимости, соединенное с конечным падением Большой или Золотой Орды».

После Куликовской битвы в течение ста лет татары не раз разоряли Русскую землю, сжигали города, уводили русских людей в полон. Русь продолжала платить позорную дань Орде. Но вот на Великокняжеский Московский стол восшел Иван III, мудрый и осторожный политик, собиратель русских земель. Он был первым из русских Великих князей, который никогда не приезжал к хану. Более того — он был первым, кто сел на великое княжение без прямой санкции ханской власти. Понимая неизбежность столкновения с Ордой, князь Иван, со свойственной ему предусмотрительностью, вел переговоры с Крымским ханом Менги-Гиреем, договариваясь, в случае нападения ордынцев, о поддержке. Иван III перестал платить дань Орде. Хан Ахмат должен был наказать непокорного данника. К этому его склонял и литовский король Казимир, ссылаясь на усобицу между Великим князем и его братьями.

Летом 1480 г. «вся ордынская сила» двинулась на Русь. Узнав о готовящемся походе, Иван III направил войска под управлением своего сына Ивана «Молодшего» к хорошо укрепленному Серпухову. Сам же Великий князь «ста на Коломне», заняв переправы через Оку на дороге из Орды на Русь. Но Ахмат не решился идти на открытый бой без своего союзника короля Казимира Литовского. Он обошел Оку по Литовской территории и вышел к Угре, «ожидая Казимировой помощи». Узнав об этом, Великий князь послал русскую рать к Угре. Войска растянулись по Оке и Угре на 60 верст: «и пришедше и сташа на Угре, и броды и перевозы отъяша». В начале октября татары подошли к границе с Московским государством, которая проходила по реке Угре.

«А сам же князь еха с Коломны на Москву к Всемилостивому Спасу и Пречистой Госпоже Богородице и ко всем чудотворцам, прося помощи и заступления православному христианству и на совет и думу ко отцу своему и митрополиту Геронтию, и ко своей матери великой княгине Марфе, и к своему дяде князю Михаилу Андреевичу и к духовному своему отцу архиепископу Вассиану Ростовскому и ко всем своим боляром: вси бо тогда быша в осаде на Москве. И молиша его великим молением чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменства».

Получив благословение на битву, Великий князь оставил основные силы на Угре, а сам отправился с малым войском к Кременцу. Его положение осложнялось тем, что его родные братья, обиженные на него за несправедливый, по их мнению, раздел имущества, «отложились» от Москвы и просили покровительства у литовского короля. Великий князь Иван, ввиду опасности от татар, старался загладить свою вину перед братьями. Он попросил свою мать, инокиню Марфу, примирить с ним братьев, обещая выполнить все их условия. Братья согласились присоединить свои силы к русскому войску. На «украину» же литовских земель напал крымский хан Менгли-Гирей, «служа Великому князю».

В начале октября начались ожесточенные бои на переправах через Угру.

«А наши стрелами и пищалями многих побиша; а их стрелы межи наших падаху и никого же уязвляху и отбиша их от берегу». В этих боях на стороне русских было удачно применено огнестрельное оружие. Сражения длились четыре дня, но татары так и не смогли переправиться через Угру. Татарские мурзы попытались «перелести Угру» в районе Опакова, «не чая туто силы Великого князя». Но и здесь натолкнулись они на твердое сопротивление русских войск.

Мудрость Ивана III, как государственного мужа, ответственного за судьбу вверенных ему Богом людей, проявилась в том, что он не искал генерального сражения с татарами, не хотел подвергать людей опасности, но желал добиться победы над Ордой малой кровью. Он всегда предпочитал терпение и осторожность. Великий князь начал переговоры с Ордой. По мнению многих историков, это было сделано только для того, чтобы оттянуть время. Переговоры видимого результата не дали, но позволили выиграть время, дождаться примирения с мятежными братьями.

Весть о переговорах обеспокоила духовника Великого князя архиепископа ростовского Вассиана. Он направил пламенное послание своему духовному сыну, стремясь укрепить в нем желание твердо стоять за православное христианство «противу безбожному бессерменству». Война эта воспринималась им как священная, как брань за веру Христову против нечестия. И воистину блажен человек, «иже положит душу свою за други своя». Поэтому, пишет архиепископ Вассиан: «Аще ли убо ты, о крепкий царю и храбрый, и еже о тебе христолюбивое воинство до крове и до смерти постраждут за православную Христову веру, яко истиннии присныя чада церковная, в ней же породишася духовною и нетленною банею, святым крещением, яко же мученицы своею кровию блажени бо и преблажени будут в вечном наслаждении, улучившее сие крещение, по нем же не возмогут согрешить, но восприимут от Всесодетеля Бога венца нетленныя и радость неизреченную, иже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде…».

Заверяя Великого князя в усердной молитве о победе русского оружия, архиепископ Вассиан свидетельствовал: «Святому митрополиту, вкупе же и нам, богомольцам вашего благородства, со всеми боголюбивыми соборы молитву непрестанно сотворяющим, по всем церквам всегда молебны и святую службу во всей вашей отчине о вашей победе совершающим, и всем христианом, непрестанно Бога молящим, дабы даровал тебе победу на сопротивныя враги, еже надеемся улучити от всемилостивого Бога». Всю надежду старец Вассиан понуждал возлагать на Господа, Который «гордым противится, смиренным же дает благодать», Который «мертвит и живит, и даст крепость князем нашим, и вознесет рог Христа Своего», наставлял искать милости Божией через покаяние: «точию нашего ради согрешения и неисправления к Богу, паче же осияния, еже не уповати на Бога, попусти Бог на преже тебе прародительству их и на всю землю нашу окаянного Батыя… Ныне же той же Господь, аще покаемся вседушевно престати от греха, восставит нам Господь тебя, государя нашего…Тако глаголет Господь: «Аз воздвигох тя, царя правды, призвах тя правдою и прият за руку десную, и укрепих тя, да послушают тебя языцы. И крепость царем разрушу, отворю ти двери и грады, да не затворятся. Аз пред тобою пойду и горы поровняю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю». «Таковое же послание бысть на укрепление и на пользу многим, якоже самому благочестивому самодержцу, тако и всему его воинству».

Карамзин писал: «Никто ревностнее Духовенства не ходатайствовал тогда за свободу Отечества и за необходимость утвердить оную мечом». Горячая молитва духовенства и всех русских людей возносилась ко Господу, сила Божия вдохновляла послание архиепископа Вассиана, чтобы загорелся дух народный любовью к своему Православному Отечеству, чтобы в едином порыве устремился русский народ к освобождению от иноверного рабства: «И тако Божиим промыслом без всякого сомнения единодушно охрабришася все Русское воинство и по многи дни бияхуся с погаными, стояще лето все и осень».

И внял Господь слезным прошениям всего русского народа. Сбылись пророческие слова послания архиепископа Вассиана. Летописцы писали: «Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия, нет, не оружие, не мудрость человеческая, но Сам Господь спас ныне Россию». В тот год морозы начались необычайно рано. Еще до их наступления Ахмат похвалялся: «Реки станут, и много дорог будет тогда на Русь». Когда Угра начала «ставитися», Великий князь предусмотрительно решил отойти к Боровску со всеми своими силами, «глаголаше, яко на тех полех бой с ними поставим». И вот в канун Михайлова дня (когда празднуется память святого Архистратига Божия Михаила, покровителя христолюбивого воинства) «бысть преславное чудо Пресвятыя Богородицы. Егда отступиша от брегу наши, тогда татарове страхом одержимы побегоша, мняще яко берег даяху им Русь и хотят с ними битися, а наши мняху татар за ними реку перешедших и за ними женут… и бе дивно тогда совершися Пречистыя чудо: едини от других бежаху и никто же женяше. Царь же бежа в Орду, и прииде на него нагайский царь Ивак и Орду взя и его уби…».

«Прииде тогда князь Великий из Боровска на Москву, и с сыном своим Великим князем Иваном, и с братиею, и со всеми силами и похвалил Бога и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых».

«Взрадоваша же ся и взвеселишася вси люди радостию велию зело и похвалиша Бога и Пречистую Богородицу, и великих русских чудотворцев о преславнем спасении, избавльшеся от поганых татар»

«В граде же богоспасаемем Москве от того времени уставиша праздник праздновати Пречистой Богородицы и хожение с кресты июня 23»

Известный историк Ю. Г. Алексеев, глубоко изучавший события Великого стояния на Угре, писал: «Борьба на Оке и Угре летом-осенью 1480 г. закончилась полной победой. Русская земля спасена от огромного по размаху и замыслам ордынского нашествия. Однако в ноябре 1480 г. даже самые проницательные и дальновидные люди едва ли отдавали себе полный отчет в действительном значении происшедших событий. Победа на Угре осенью 1480 г. относится к тем подлинно великим историческим феноменам, реальное значение которых с течением времени возрастает, и осознание их истинного смысла и масштабов приходит только впоследствии… В целом действия русского командования в 1480 г. представляются образцовыми как пример стратегической оборонительной операции в сложных военно-политических условиях, проведенной на самом высоком уровне и с самыми положительными результатами. Успешное завершение этой операции в ноябре 1480 г. означало коренной перелом во всей военно-политической обстановке и благополучное разрешение самого серьезного и опасного кризиса, перед лицом которого стояло молодое Русское государство… Бескровная победа на Угре — крупнейшее событие эпохи, а воскресенье 12 ноября 1480 г. — первый день полностью независимого Русского государства — одна из важнейших дат в истории нашего Отечества».

Многие годы Русь угнеталась татаро-монгольским господством. Но постепенно ситуация менялась. Русские правители вели себя все более и более независимо. В 1476 году великий князь Иван III перестал платить дань в Большую Орду. Великий хан Ахмат не сразу двинул войско для усмирения непокорного правителя – он был занят борьбой с . В 1480 году Русское государство отказалось полностью подчиняться ордынцам.

Ахмат хан

Собрав войско, Ахмат пошел на Москву. Русские понимали, что если Хан дойдет до Москвы, то победа будет за ним. И потому встретить орду решили заранее. Но перед этими событиями предшествовали жаркие споры среди русской знати. Часть верхушки советовала великому князю бежать, но великий князь, не исключено, что под влиянием москвичей, решил дать бой хану.

Иван III начал собирать войско около реки Оки, а сам оставался в Коломне. В Москву привезли Владимирскую икону Божьей Матери, с заступничеством которой связывали избавление от тамерлановского нашествия.

Хан Ахмат шел по Великому Княжеству Литовскому в сопровождении лояльных ему литовцев к Воротынску. Именно здесь он ждал помощи от короля Польши Казимира Четвертого. Но у короля были свои заботы. Союзники Ивана Третьего, крымчане, совершили набег на Подолию. Потому Хан был вынужден действовать в одиночку. Узнав о собранных на Оке войсках, он двинулся по направлению к Угре. Великий князь также направил туда свои дружины.

Вряд ли в планы Ахмата входила внезапность его военного маневра. Скорее он прибег к традиционной для монголов тактике запугивания многочисленностью.

Осенью Иван Третий прибыл из Коломны в Москву на совет с боярами и духовенством, на котором решили дать бой хану. Русские дружины стояли вдоль Угры примерно на 60 верст, попытки татар форсировать реку были ими пресечены.

Хан Ахмат отвел свои войска вглубь от реки, русские стояли на другом берегу. Так началось великое стояние на Угре. На схватку противники все же не решились. Ахмат требовал изъявления покорности московского князя, ожидая в посланниках его сына или брата с данью, которые русские задолжали ему за семь предыдущих лет. Но ему был послан боярский сын на переговоры, которые просто затягивали время.

Ситуация была на руку московскому князю. На подступах были союзники, крымский хан вовсю разорял литовские земли, мешая польскому королю прийти на выручку Ахмату.

Несостоявшаяся битва

Был еще один важный момент. Ордынцы в качестве провианта использовали овец, поскольку войско было конное, лошади истребили все запасы вокруг стоянки. Русские же получали провиант из складов великого князя. А основное войско было пешим. И главное, ордынцев стала косить болезнь, впоследствии которую определили предположительно как дизентерию. Русская же рать была болезнью не затронута.

И главный стратегический момент – Ивану Третьему было выгодно отсутствие столкновения, между тем, как Ахмату битва была жизненно необходима.

Поддержало Ивана и духовенство – архиепископ Вассиан прислал князю послание с напутствием. Ахмат, собрав огромное войско, почти не оставил резерва в самой орде. Потому он послал воеводу Василия Ноздреватого в рейд по вражеской территории. Крымский князь Нур-Девлет со своими всадниками сопровождал Василия в этом набеге.

Предстоящая зима изменила стратегию князя. Он решил отступить вглубь территории, на более выгодные позиции. Хан Ахмат, узнав о набеге князя Василия с крымчанами, а также о их намерениях взять столицу ханства, решил не принимать бой с дружинами и принялся уводить войско. Немалую роль в этом решении сыграло и отсутствие продовольствия.

На обратном пути он начал грабить литовские поселения в отместку Казимиру за предательство. Всего за два дня оба войска ушли в разные стороны от столкновения. Если со стороны князя это была победа, то хан однозначно проиграл эту несостоявшуюся битву.

Многие современники приписали отступление хана заступничеству Богородицы, отсюда и второе название реки Угры – пояс Богородицы.

Москва встретила князя ликованием и праздновала как победу возвращение своих дружин. Совсем иначе встретили хана в Сарае – столице орды. В начале января Ахмат, покинувший Сарай из-за опасения покушений, был убит тюменским князем Ибаком в малозащищенной ставке, скорее всего по наущению Ивана Третьего.
Большую Орду стали раздирать вражда и борьба за власть между ханами.

Стояние на Угре выявило новые дипломатические приемы, которые использовали правители княжества. Это и удачные союзные договоры, во многом развязавшие руки для действий в тылу противника, и сам рейд князя Василия, который заставил Ахмата отступить. И, собственно, само избежание столкновения, которое русским было уже ни к чему – дни Орды были сочтены.

Именно «стояние» считают окончательной точкой в татаро-монгольском иге, где Русь, получив не формальный, а фактический суверенитет, начала свой путь великой державы.

Последнее вторжение войск Орды в русские земли

Стояние на Угре имело и далеко идущие последствия – часть земель литовских отошли московскому княжеству. Великий князь был незаурядным дипломатом – он до последнего избегал столкновения с ордынцами. Даже в 1502 году он называет себя «холопом» Орды, хотя в этом же году она была разгромлена крымским ханом Менли I Гиреем.

Понятие «татарское иго» было введено историком Карамзиным. Ряд историков, в основном зарубежных, отрицает значительность события «стояния на Угре», считая его обычным дипломатическим событием. В качестве доказательств этой версии говорится, что выплата дани хоть и уменьшилась значительно, но не прекратилась. В пользу этого приводились и аргументы, что в записях современников нет свидетельств об освобождении от татар.

Другие же историки считали, что совет бояр и ярое противоборство двух партий – явное доказательство тому, что события были более значимыми, нежели простое дипломатическое столкновение.

Великий князь скромно пишет об этом событии: «Ахмат-хан пошел на меня, но всемилостивый Бог пожелал спасти нас от него и сделал так».

Большое значение стояние на Угре получило потому, что это было последнее вторжение войск Орды в русские земли. В честь пятисотлетия, в 1980 году, на месте этих давних событий был открыт памятник.




Top