Странноприимный дом шереметьева что там сейчас. Странноприимный дом графа Н.П

Прасковья долго просила мужа открыть странноприимный дом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и крышу. Супруги вместе выбрали место для постройки на тогдашней окраине Москвы, за Земляным валом у Сухаревской площади. Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, крепостным архитектором Елизвоем Назаровым. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню. Удобный подъезд для доставки больных украсили сдвоенными колоннами. Обширную благотворительную деятельность Шереметева прославил придворный поэт Гавриил Державин:

Нет, нет, не роскошью такой
Его днесь в свете прославляют,
Столы прошли, как сон пустой.
Их скоро гости забывают:
Но тем обрел он всех любовь,
Что бедным дал, больным покров.

После смерти жены безутешный граф Шереметев поручил своему другу, архитектору Джакомо Кваренги, перестроить здание Странноприимного дома так, чтобы он стал величественным памятником его усопшей супруге. Достойное, но простое здание Назарова нужно было превратить в великолепный дворец, не имеющий аналогов в мировой архитектуре.

Архитектор Джакомо Кваренги не выезжал в Москву на строительство, а высылал проекты, чертежи и рисунки по почте. Его замыслы на месте воплощали русские архитекторы Миронов, Дикушин и Аргунов, построившие для семьи Шереметевых усадьбы в Кусково и Останкино.

Кваренги заменил простой портик грандиозной полукруглой колоннадой, придавшей зданию торжественность и возвышенность, торцы крыльев украсил шестиколонными портиками, добавил к ансамблю четыре флигеля. Отделка здания, его декор и детали интерьера были выполнены из лучших и самых дорогих материалов, всего на строительство граф потратил три миллиона рублей ― колоссальную по тем временам сумму.

Николай Шереметев всего несколько месяцев не дожил до открытия Странноприимного дома. Оно состоялось в день его рождения - 28 июня 1810 года, при огромном стечении народа. Семья Шереметевых неукоснительно исполняла волю Николая Петровича, принимая деятельное участие в судьбе дома и жертвуя на его содержание огромные суммы.

Общественная деятельность

По духовному завещанию Прасковьи Шереметевой ежегодно отпускались средства на приданое «неимущим и осиротевшим девицам». Нуждавшиеся в помощи девушки тянули жребий 23 февраля, в день памяти Прасковьи, а в Троицкой церкви Странноприимного дома венчались невесты-сироты.

Более 200 000 человек получили в доме помощь. С начала XIX века здесь обосновалось Московское отделение Медико-хирургической академии. К концу столетия укрепляются связи больницы с Московским университетом: в 1884 году она становится его клинической базой. Ведущие ученые страны В.Д. Шервинский, С.С. Заяицкий, Н.Н. Савинов, С.Н. Доброхотов и С.Е. Березовский внедряют здесь передовые методы лечения.

Важным этапом в истории дома стала работа главного доктора Алексея Терентьевича Тарасенкова. При нем было значительно улучшено больничное дело: заменены устаревшие прописи лекарств, установлен контроль за их покупкой и назначением, налажены регулярные обходы и осмотры больных. Он предложил тогдашнему попечителю дома графу С.Д. Шереметеву открыть «приходящее отделение» - бесплатную амбулаторию, а также медицинскую кассу для выдачи пособий больным при выписке на первое время, что и было сделано.

За время работы Шереметевская больница не раз превращалась в госпиталь. После Бородинского сражения сюда привозили раненых солдат и офицеров. В день вступления французов в Москву дом опустел, в богадельне осталось 32 немощных и престарелых человека, в больнице ― 11 раненых русских офицеров. С ними добровольно остались некоторые служащие и врачи. Приняв Странноприимный дом за барский, французы стали было его грабить, но когда узнали, что это благотворительное учреждение, наоборот, выставили у него караул. Многие ценности все же были похищены. Во время пожара пострадали Сухаревский и Докторский флигели, от них остались лишь стены. Дом восстанавливался еще несколько лет.

В страшную эпидемию холеры 1830 года в Странноприимном доме не заболел никто.

Во время Крымской войны здесь был собран санитарный отряд из врачей. В Русско-японскую войну действовал лазарет на благотворительной основе. Позже лечили участников революций 1905 и 1917 годов. В 1919-м в Странноприимном доме была организована Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923-го здесь разместился один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Инициатива восстановить Странноприимный дом и вернуть ему былой блеск принадлежала хирургу Сергею Сергеевичу Юдину.

Главный хирург НИИ им. Склифосовского С.С. Юдин был старостой Троицкой церкви и пожертвовал на восстановление ее росписей Сталинскую премию.

В 1986 году здесь открылся Центральный музей медицины, который в октябре 1991-го получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

Ансамбль Странноприимного дома ― главный корпус, два боковых, два флигеля во дворе, ворота и ограда, фреска кисти Джованни Скотти в куполе церкви, горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева ― входит в список объектов культурного наследия федерального значения и внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троицкая церковь

Предполагается, что среди фигур росписи Троицкой церкви есть портреты Прасковьи Шереметевой в виде ангела с бубном и ее сына Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью.

По замыслу архитекторов церковь объединяла все части величественного здания. Расстановка и мерный ритм колонн подчеркивают центральную часть здания под высоким куполом. Убранство храма из белого итальянского мрамора и зеленого уральского камня не уступает дворцовым помещениям. Центральный престол церкви посвящен Живоначальной Троице, боковые ― Николаю Чудотворцу и Димитрию Ростовскому. Классическая простота линий и изящество отделки придают двухсветному залу церкви ощущение радости; недаром церковь Странноприимного дома называли вертоградом ― садом Господним.

В конце XIX века произошел забавный случай. В Городскую управу было подано прошение владельца морской выставки «Кит-великан» Вильгельма Карловича Эглита. Хозяин настоящего кита добивался разрешения провести свою выставку в разных местах города, но всюду его постигала неудача, так как для размещения кита-великана надо было строить временный балаган. Эглиту помогло заступничество Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, благодаря которому было дано разрешение разместить балаган на парадном дворе Странноприимного дома. Вход на выставку был платным для всех, кроме учащихся городских училищ. И можно сказать, что богадельня на время приютила еще одного «бездомного».

:)
конечно, он являлся масоном:)
вот, прочитать можно здесь www.katakomb.ru/7/mason.html+граф+Шереме тев%2Bмасон&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
Граф Шереметев Дмитрий Александрович - посещал заседания Капитула “Астрея” с 3.3.1923. Возведен в 4-ю ст. 6.10.1923, в 9-ю ст. - 3.5.1924, в 18-ю ст. - 3.1.1925. Обрядоначальник со 2.6.1926 и в 1928. 2-й страж в 1927. Эксперт в 1929-1930. 1-й страж в 1932-1933 и 1935. Председатель капитула в 1933 и в 1937-1938. Член капитула по 1951.Возведен в 32-ю ст. в 1934. Член консистории Россия по 1937. Возведен в 33-ю ст. в 1938. Обрядоначальник Русского Особого Совета в 1939. Канцлер оного с 12.5.1939.
Сергей Тикстон писал о нем (14):
В 196З-м году, ушел на Восток Вечный граф Дмитрий Александрович Шереметев. Он был посвящен в 1922-ом году, вскоре после основания ложи Астрея и был ее вторым по счету Секретарем. Роль его в Русском Масонстве была очень велика. Он был первым Досточтимым Ложи "Золотое Руно", из которой впоследствии возникла Ложа "Юпитер", и в дальнейшем, – Досточтимым Мастером Ложи "Северное Сияние".
Вся Россия знала имя Шереметевых, игравших в течение веков крупнейшую роль в истории нашего отечества. Родоначальником рода Шереметевых был знатный "выходец из Прусские земли" Андрей Иванович Кобыла, обосновавшийся в России при Иване Калите. Прямым предком покойного графа был генерал-фельдмаршал Шереметев, герой Полтавской битвы, которому Петром Великим было пожаловано графское достоинство.
Все Шереметевы служили в Кавалергардском полку, первым командиром которого был их предок.
Граф Д.А.Шереметев, после окончания образования тоже вышел в этот полк и, во время Великой Войны, был адъютантом Главнокомандующего северо-западным фронтом, генерала Рузского.
Он был вероятно последним свидетелем драматических событий, предшествовавших и сопровождавших отречение Государя и, будучи по семейным связям /его отец, граф А.Д.Шереметев был близким другом Александра Третьего, который запросто бывал в доме Шереметевых/ хорошо знакомым с императорской семьей, на его долю выпала роль посредника между Главнокомандующим и Государем.
В Масонстве, согласно воспоминаниям Тикстона, граф Шереметев занимал особое положение. Он принадлежал к той категории братьев, которых в нашем Ордене привлекает сторона эзотерическая, мистическая и даже, отчасти магическая. В начале своего масонского пути, граф Шереметев очень увлекался произведениями Генона и, йод влиянием этого писателя, занялся сначала изучением Ислама, а потом дальневосточных религий и иогизма. Впоследствии, он отошел от Генона и, со свойственной ему страстностью, занялся чистым оккультизмом, астрологией, Шаро, пытаясь связать все это с Масонством.
На этой почве, между братом Шереметевым и некоторыми другими братьями возникли разногласия, в результате которых, в 195~-м году, он вышел из русских мастерских в которых состоял, и перешел во французскую Ложу "Международная Дружба", где много лет занимал плата оратора. Там, его влияние, в особенности на молодых братьев, было чрезвычайно велико и тот факт, что французские братья так близко приняли к сердцу его кончину, взяв на себя фактически все хлопоты и расходы по похоронам, явно свидетельствует о том уважении и любви, которыми он бью скроен.
Теперь, перед его свежей могилой, хочется отдать себе отчет в том, кем, в сущности, был покойный брат Шереметев, и мне кажется, что главным импульсом его масонской работы было искреннее и глубокое стремление найти нечто, что приблизило бы человека к Богу и сделало его подлинным посвящением.
Он сумел преодолеть в себе многое и совершенно смирился с тем, что судьба, дав ему при рождении сказочное богатство, знатность и огромные связи, – все от него отняла на старости лет. Последние годы его жизни были особенно тяжелыми. Старый, больной, одинокий, без каких бы то ни было средств, брат Шереметев жил под угрозой лишиться крова и эта последняя перспектива очень его мучила.
Но все это не мешало ему, однако, очень достойно и чрезвычайно мужественно переносить удары судьбы и для меня нет сомнения, что он черпал силы для сохранения морального равновесия именно в своих достижениях в посвятительной работе.
Да найдет себе упокоение его мятежная душа и да будет ему легка чужая земля.

Москва. Дом А. К. Разумовского. Дом Н. П. Шереметева на Воздвиженке
Адрес: Москва, улица Воздвиженка, 8 / 1
Строительство: 1790-е годы, 1799 год
Стиль: Классицизм

Дом Н. П. Шереметева по адресу: Воздвиженка, д. 8, построен в 1790-х годах для Алексея Кирилловича Разумовского. Еще до окончания стройки дом был выкуплен его шурином Николаем Петровичем Шереметевым. Внутреннюю отделку дома строители заканчивали уже после покупки, в 1799 году.
В 1801 году именно в этом доме, после венчания, состоявшегося в церкви Симеона Столпника на Поварской, праздновали свою свадьбу, самую странную и легендарную тех времен, граф, сенатор, обер-камергер двора Николай Петрович Шереметев и его молодая жена – Прасковья Ивановна Ковалева (театральный псевдоним Жемчугова) – бывшая крепостная актриса шереметевского театра.
Особняк Шереметева представлял собой характерный тип городского дома эпохи зрелого классицизма. Угловая ротонда и окружающая ее колоннада заглублены между боковыми корпусами. Цокольная часть ротонды, наоборот, сильно выступает. В этом выступе раньше помещались лестницы, ведшие с улицы прямо к ее круглому залу.
Предполагается, что при переделке основного дома был использован проект французского архитектора Шарля де Бальи. При доме находилась церковь Знамения Богородицы с приделами Сергия Чудотворца и Варлама Хутынского «с главами и звоном».
Боковые корпуса с совершенно одинаковыми симметричными и плоскими фасадами выдвинуты немного вперед и пластически сопоставлены с объемом полуротонды, поставленной на мощный арочный цоколь и окруженной просторной и стройной колоннадой тосканского ордера. Благодаря этому композиционному приему здание приобретает выразительную живописную пластичность. В решении фасадов наряду с четкими горизонталями и вертикалями архитектурных членений используется мотив полукруглого арочного проема, с помощью которого подчеркиваются укрупненный масштаб архитектурных деталей и монументальная массивность стен. Центральная часть каждого из фасадов выделена плоским ризалитом с тройным, разделенным пластичными колонками окном.
После смерти (в 1803 году, почти сразу после рождения сына, Дмитрия) горячо любимой жены Николай Петрович Шереметев основал в Москве странноприимный дом. Но и его собственный дом привечал всех, кто нуждался в крове. По свидетельству Сергея Дмитриевича Шереметьева (внука Н. П.), - «весь воздвиженский дом наш, со всеми флигелями его, исключительно был занят даровыми квартирами, служащими лицами и пенсионерами».
В доме, всегда полном гостей, званых и незваных, бедных и богатых, просто приживал, постоянно звучала музыка: Дмитрий Николаевич, сам незаурядный музыкант и композитор, деятельно опекал и поддерживал великолепный шереметевский хор певчих и создал первую в России бесплатную музыкальную школу. Шереметевыми же основана московская больница, известная ныне как институт им. Склифосовского.
После пожара 1812 года здание утратило часть лепных деталей и приобрело черты, характерные для стиля ампир. В интерьере сохранилась планировка первого и второго этажей, в которой живописно группируются пространства круглого углового зала-вестибюля, примыкающих к нему полукруглых гостиных и скругленного аванзала, заменивших традиционную парадную анфиладу.

Кончина супруги моей графини Прасковьи Ивановны столь меня поразила, что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух, как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое строение Странноприимного дома, сделал я предположение к устройству оного, отделяя знатную часть моего иждивения.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.

Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.

В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что... ...здание НИИ Склифосовского окружают призраки людей, которых врачи не смогли спасти.
...Николай Шереметев входил в масонскую ложу, и поэтому на фасаде странноприимного дома можно увидеть символику вольных каменщиков.
...лик одного из херувимов с пальмовой ветвью в росписи храма Д. Скотти писал с малолетнего Д.Н. Шереметева, а лик ангела с бубном - с Прасковьи Шереметевой.
... Джакомо Кваренги не выезжал в Москву на строительство, а высылал проекты, чертежи и рисунки по почте. Его замыслы на месте воплощали архитекторы Миронов, Дикушин и Аргунов.

  • Странноприимный дом - устаревшее обозначение богадельни, больницы-приюта для нищих и калек. Наиболее известна под этим названием Шереметевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве, на базе которой в 1923 году был организован Институт неотложной помощи имени Склифосовского.

    Граф Николай Петрович Шереметев, один из богатейших людей России, задумал устройство в Москве богадельни на 100 человек обоего пола и бесплатной больницы на 50 коек в начале 1790-х годов. Для строительства богоугодного заведения был выделен участок «на Черкасских огородах» близ церкви Преподобной Ксении (1649), доставшийся графу в наследство от матери - последней княжны Черкасской старшей линии.

    Проект Странноприимного дома был заказан у московского архитектора Елизвоя Назарова, который «помощничал» у своего родственника Василия Баженова и усвоил многие его зодческие приёмы. Со стороны здание выглядит как монументальная дворянская усадьба с углублённым в сторону парка главным корпусом - храмом Троицы, над которым возносится полукруглый бельведер. Парадный двор образуют два крыла-полукружия, вынесенные далеко в сторону Садового кольца и составляющие в плане подкову.

    Хотя в Москве давно существовали частные богоугодные заведения (например, Куракинская богадельня), монументальная архитектура и градостроительный размах проекта графа Шереметева не имели прецедентов. Строительство вели с 1792 по 1807 годы крепостные зодчие П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин. На содержание заведения граф внёс на депозит 500 тысяч рублей вместе с доходами со своих поместий в Тверской губернии. Шереметевы продолжали финансировать больницу до национализации их имений в 1917 году.

    «Торжественная полудуга открытой двойной колоннады» перед Троицкой церковью была спроектирована в 1803 году, когда не стало любимой супруги графа - бывшей крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Мемориальный характер проекту Странноприимного дома придал мастер классицизма - Джакомо Кваренги, который по своему обыкновению дорабатывал чертежи «дистанционно», не выезжая из Петербурга.

    В окончательном виде проект приобрёл скульптурные акценты с обоих фасадов (парадного и садового), а также фигурную решётку с центральными воротами и угловыми бельведерами. Для украшения интерьеров использовались мрамор и уральский камень светло-зелёного оттенка. Купол церкви расписал художник Д. Скотти. В парадной колоннаде была установлена скульптурная аллегория Милосердия.

    Уставные документы лечебницы, подготовленные А. Ф. Малиновским, были Высочайше утверждены 21 апреля (3 мая) 1803 года. Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось через семь лет, 28 июня (10 июля) 1810 года. Первыми жителями приюта стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане - бывшие торговцы, священники, чиновники. Во время Отечественной войны 1812 года в здании размещался госпиталь сначала русской, а потом французской армии.

    Главным смотрителем до 1826 года был Алексей Фёдорович Малиновский. Затем московское дворянское собрание избрало его преемником Сергея Васильевича Шереметева, который не отличался требовательностью и редко бывал в доме. После него главными смотрителями были: князь Валентин Михайлович Шаховской (в 1835-1839 гг.), граф Николай Алексеевич Шереметев (в 1839-1847 гг.), Платон Степанович Нахимов (в 1848-1850 гг.), генерал-майор Лев Николаевич Верещагин (в 1851-1860 гг.).

    В советское время историческая панорама была искажена возведением непосредственно за ансамблем Странноприимного дома многоэтажного здания Института имени Склифосовского типичной для брежневского времени архитектуры. Интерьеры главного корпуса изменены, церковь не функционировала. Несмотря на утраты, в 1996 году российские власти предложили ЮНЕСКО включить архитектурный ансамбль Шереметевской больницы в список Всемирного наследия.

    В настоящее время в здании восстановлен и действует Храм Живоначальной Троицы при Странноприимном доме Н.П.Шереметева (НИИ им. Н.В.Склифосовского)




Top