Странноприимный дом шереметьевых. Странноприимный дом графа шереметева

Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою… Постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная, коею навеки я обязан покойной моей супруге

Граф Николай Петрович Шереметев - представитель богатого старинного рода родился 28 июня
1751 года в Петербурге.


Родители: Шереметевы Пётр Борисович и Варвара Алексеевна.

Юный Николай рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I и был с ним
в большой дружбе. Он один из немногих, кто приглашался к Великому князю во дворец для
участия в играх, маскарадах и любительских спектаклях при дворе.


Николай Шереметев в детстве.

Граф получил отличное образование, профессионально играл на фортепиано, скрипке,
виолончели. Закончил Лейденский университет - один из самых престижных учебных заведений того времени. Был представлен ко дворам Пруссии, Франции, Англии.


Николай Петрович четыре года изучал театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство. Он вошёл в историю отечественной культуры как выдающейся театральный
деятель.
В Москве славились своими домашними театрами граф Воронцов и князь Юсупов, но самым
значительным был театр графов Шереметевых: городской на Никольской улице и усадебный
в Кусково.
Усадьба Кусково. Прогулка по осеннему парку

Тем временем, как младший граф Николай Шереметев набирался уму разуму за границей,
в имение Кусково была взята на воспитание восьмилетняя девочка Параша Ковалёва.
Она родилась в 1768 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина-кузнеца
Ивана Горбунова, владений князей Черкасских, затем Шереметевых.
У девочки обнаружились большие способности к музыке и пению, поэтому её решили взять в
ученицы для подготовки в артистки крепостного театра. Княгиня Марфа Михайловна Долгорукая
дала ей отличное воспитание, её обучили благородным манерам, пению, игре на фортепиано,
клавесине, арфе, а также драматическому и сценическому искусству, иностранным языкам.


В 1779 году в 11 лет Параша дебютировала в спектаклях труппы крепостного театра.
Здесь на сцене кусковского театра и увидел молодой граф худенькую девочку с большими
чёрными глазами и голосом необычайной глубины, который вызвал у него удивление и восторг.
Он стал уделять ей больше внимания, развивал её дарование и довольный её дебютом дал ей
главные роли в новых спектаклях.
Шереметев сам заменял актрисам простецкие фамилии на более благозвучные, так появились на русской сцене Яхонтовы, Изумрудовы и Прасковья Жемчугова.

Граф гордился своим театром и вскоре решил строить новое здание, открытие которого было приурочено к визиту Императрицы Екатерины II в Кусково 30 июня 1787 года.
Увлечение Мельпоменой переросло у графа в подлинную страсть, он обучал своих крепостных у лучших музыкантов столицы и Москвы.
Прасковья Жемчугова обладала красивым лирическим сопрано, партии в оперных спектаклях
принесли ей триумфальный успех. В 19 лет её услышала Императрица и поражённая
великолепием спектакля, бархатным голосом примы театра, подарила ей бриллиантовое кольцо
со своей руки.

В новом здании театра предполагалось ставить "большие" оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. На его представления «стекалась вся Москва», и содержатели частных театров даже жаловались городскому начальству, что он отбивает у них зрителей.

Граф души не чаял в своей "жемчужине", не отходил от неё ни на шаг, и слухи уже поползли о
странной привязанности графа к крепостной актрисе.Самые блистательные невесты были готовы
к бракосочетанию с графом Шереметевым, но он любил только её - Прасковью Жемчугову.


Не только сценическое дарование и чарующий голос привлекают к ней внимание графа.
Об этом лучше всего пишет он сам: Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум,
искренность, усерднейшее богопочитание и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере.
Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки

В октябре 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев. Все его несметные
богатства и более двухсот тысяч крепостных крестьян перешли к сыну.
С горя, на несколько месяцев, Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и вакханалию, все замерли, и только один человек смог повлиять на него, чтобы образумить -
- это Прасковья Жемчугова.


После этого Шереметев переселил Прасковью в барский дом, где они жили вместе. Холостяцкие привычки остались в прошлом, теперь его мысли занимала только она и театр.

Об их романе судачил весь высший свет. Но только за спиной графа – все помнили о его вспыльчивом нраве и о том, что он не прощал оскорблений никому и никогда.
В лицо же светским гостям, бывая в театре Шереметева, приходилось принимать тот факт, что хозяйка в этом доме – Прасковья. Сам граф к этому шепоту за спиной относился спокойно, в отличие от своей любимой.


Свет осознал, что Шереметев сделал свой выбор обдуманно и серьезно. Этот факт особенно взбудоражил многочисленных родственников графа, которых заботила судьба огромного наследства Шереметева. В результате, со временем, граф отстранил от себя практически всю родню.

Весной 1795 года влюблённые перебираются из Кусково, где Прасковье очень неспокойно,
в уютное гнёздышко, подмосковное имение - Останкино.
Дворец был создан крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны, Старова.
В имении шикарный театр был построен специально для неё, весь штат актёров и музыкантов перебирается в новую усадьбу.


Оригинальная планировка зала этого театра, открытого в июле 1795 г., позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены XVIII века - сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

фото из инета

Однако счастье никогда не бывает долгим.
Прасковья тяжело заболела у неё открылся туберкулёз, как раньше говорили - чахотка.
Она потеряла голос и возможность петь и только забота графа помогла ей встать на ноги.

В 1797 году император Павел I пожаловал своему другу по детским забавам, графу Шереметеву
звание обер-гофмаршала и им пришлось переехать в Петербург ко двору. Поселились они
в Фонтанном доме.


Граф был среди тех ближайших придворных, которые ужинали вместе с императором в роковой последний вечер его жизни - 11 марта 1801 года в Михайловском замке.

Граф мучительно искал способы превращения своей связи в законную и нашёлся стряпчий, который за очень большие деньги подобрал из архивов необходимые факты, будто свой род
Прасковья Ковалёва ведёт от древней дворянской польской фамилии Ковалевских.
В 1798 году крепостная актриса получает "вольную", как и вся семья кузнеца Ковалёва.
Граф нарушил незыблемую сословную преграду - он избрал себе в жены крепостную,
а 6 ноября 1801 года в церкви Симеона Столпника в Москве состоялось тайное венчание.
Прасковья Ивановна становится графиней Шереметевой.
Разрешение на столь скандальный брак дал графу сам император.
На венчание приглашены были лишь самые близкие и доверенные люди.

Несмотря на желанный брак и, казалось бы, состоявшуюся жизнь, граф не был по-настоящему
счастлив. Тяжелая болезнь его, после которой он составляет завещание на имя жены в случае
своей смерти, тайное венчание, слабое здоровье Прасковьи Ивановны, которая уже готовилась
стать матерью и всё ещё не выходила из заколдованного круга, созданного светскими
и придворными условиями жизни, складывалось в некое трагическое предчувствие.

В сыром климате столицы у Прасковьи опять началась старая болезнь, она не думала уже не о
чем, а мечтала только о прощении своего греха, чтобы Всевышний дал им здорового ребёнка.

Сына Параша рожала уже смертельно больная.
В феврале 1803 года, когда на свет появился мальчик, его немедленно унесли от матери,
боялись, что младенец заразится. В мучительном бреду она просила, чтобы ей показали сына.
Подруги подносили его к дверям спальни.

Граф сразу же обратился к государю Александру с просьбой признать законность прав наследника. Через двадцать дней Прасковья Ивановна умерла...
Похоронена она в родовой усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре.

Судьба. Николай Петрович тяжко переживает утрату. Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, столь меня поразила,
что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух,
как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое
строение Странноприимного Дома, сделал я предположение к устройству оного,
отделя знатную часть моего иждивения


фото из книги о Сухаревской башне.

Супругов объединяла общая цель, заслонившая все остальное - создание Странноприимного Дома, приюта для обездоленных, престарелых и увечных, который уже начал строится.
Только недолгим оказался их брак, 23 февраля 1803 г. графиня ушла из жизни, оставив графу
трехнедельного младенца Дмитрия и "завет сожаления ближним". Щедрая рука ея простиралась всегда к бедности и нищете..., все роздано, все
обращено в помощь человечества

В память о жене Николай Петрович Шереметьев захотел создать совершенно уникальное, на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ, учреждение-памятник.
Осуществляет этот грандиозный план друг Николая Петровича - зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги, горячий поклонник актерского таланта Ковалёвой-Жемчуговой.
Граф затратил колоссальные по тем временам средства - два с половиной миллиона рублей. Здание Странноприимного Дома считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков.


Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался от пневмонии,
он не дожил до открытия Странноприимного Дома всего год.
В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба - сказано в его завещании.

Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь.
Граф Николай Шереметев оставил после себя два важных документа: "Завещательное письмо" и "Жизнь и погребение графини Прасковьи Ивановны Шереметевой" - повесть для Дмитрия о его матери.

Интерьеры Странноприимного Дома были доведены до совершенства.
Великолепный храм в центре здания выдержан в итальянском стиле. В храме три престола:
центральный в честь Святой Живоначальной Троицы, южный - Св.Николая Чудотворца,
северный - Св. Дмитрия Ростовского (Св. покровитель сына графа).


В куполе главная фреска Доменико Скотти "Бог во славе". Святой Дух в виде голубя окружают
ангелы, один ангелочек похож на сына Николая Петровича - Дмитрия. Есть изображение ангела
с бубном - Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, его мать, графиня Шереметева.
Горельефы с двух сторон потрясающе реалистичны - "Царь Ирод избивает младенцев" и "Воскрешение Св. Лазаря". Скульптор Г. Замараев.

Классическая простота линий, изящество отделки сверкающей позолотой в сочетании
с мягкой цветовой гаммой стен под искусственный мрамор, двухцветность зала,
сверкающие хрустальными подвесками люстры и бра создавали ощущение радости и праздника.


Поражала красотой и изяществом отделки Столовая зала богадельни - белого цвета, богато украшенная позолотой и лепниной, с натертыми воском полами, она имела торжественный
парадный вид.

На литургии оказались пророческими слова первого настоятеля церкви Живоначальной Троицы Странноприимного дома отца А.И. Отрадинского:
"И доколе не померкнет солнце, доколе будет существовать мир, дотоле будут неизменны благодеяния дома сего".
Потомки Шереметева не остались в стороне от святого дела милосердия и неукоснительно выполняли наказ графа Иметь неусыпное наблюдение и попечительство о Странноприимном Доме, мною учреждённом .

В 1919 году в подковообразном здании (на счастье) на Сухаревской площади Странноприимного
Дома разместилась Московская Городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года
один из корпусов НИИ Скорой Помощи им. Склифосовского.

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

18 мая НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского отметил 200-летие со дня открытия Странноприимного дома графа Шереметева.

Величественное здание, построенное по проектам Елизвоя Назарова и Джакомо Кваренги, было отреставрировано к 2008 году. Тогда коллектив института отмечал 85-летие со дня образования Научно-исследовательского института скорой помощи. И вот через два года знаменитое учреждение решило обратиться к истокам и вспомнить свою историю, начавшуюся еще в начале XIX века.

В связи с этим юбилеем сотрудниками Склифа при помощи Музея истории Москвы была подготовлена выставка "Дворец милосердия".

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось 28 июня, в день рождения Н. П. Шереметева, 1810 года, уже после смерти графа. А заложен он был еще в 1792 году на Черкасских огородах, перешедших к Шереметевым от князей Черкасских в 1743 году. На плане Черкасских огородов 1760-х годов обозначена церковь Ксении Преподобной. 13 июня 2010 года на этом месте был поставлен освященный патриархом Кириллом памятный крест.

Строительство заведения началось в 1803 году - тогда была учреждена строительная контора и чертежная. Директором конторы был назначен Алексей Федорович Малиновский, бывший Главным смотрителем Странноприимного дома до 1826 года. Как пишет А. Н. Тарасенков в своей книге, изданной к 50-летию заведения, архитекторами конторы были Кестнер и Жиральди по каменным работам, Козаков и Миронов по архитектурным, Назаров, сделавший первые планы для всех строений за 1500 рублей, при конторе не состоял. В январе 1803 года был подряжен московский купец Андреянов выстроить вторую половину главного корпуса из своего материала за 88 тыс. рублей по планам Назарова. Во второй половине 1803 года началась перестройка здания под руководством друга семьи Шереметевых Джакомо Кваренги. Перестройку эту связывают с кончиной Прасковьи Ивановны и решением Николая Павловича посвятить Странноприимный дом ее памяти.

В 1805 году происходила штукатурка и внутренняя отделка здания, устраивалась мостовая. " Иностанец Кампиони подрядился обложить иконостас и колонны мрамором (за 2680 р.), иностранец Ерке взялся сделать два иконостаса с резьбою (за 2000 р.), живописец Скотти раскрасить стены церкви, расписать купол и писать образа (за 5000 р.) В тоже время начали очищать место для сада и надворных строений; для кузнечных работ была куплена кузница (1900 р.). С того же 1805 года начали выдавать по штату жалованье помощникам смотрителя. В 1806 году оканчивалась внутренняя и наружная отделка; перед главным корпусом построена колоннада и проведена ограда с железными воротами; на церкви возведен и покрыт английской жестью купол...К будущей больнице был определен доктор Яков Васильевич Кир. Для различных работ по дому было вытребовано из графской вотчины несколько рабочих людей, и три женщины отданы в Императорскую больницу для бедных для обучения их хождению за больными".

В 1808 году на воротах заведения была установлена черная мраморная доска с надписью золотыми буквами "Странноприимный дом".

"Учреждение и штат Странноприимного дома" были составлены А.Ф. Малиновским, получившим за труды орден св. Анны 2-ой степени. А в 1804 году Н.П. Шереметеву была вручена от правительствующего Сената золотая медаль с изображением добродетели перед Странноприимным домам и надписью Милосердова.

Странноприимный дом сочетал в себе деятельность богадельни, больницы, с 1811 года в заведение принимали на воспитание и обучение девочек-сирот, кроме этого отдельные суммы выделялись для раздачи нищим, бедным невестам, не имеющим приданого, обедневшим ремесленникам, в монастыри и церкви. При этом предусматривалось коллегиальное управление и гласность - ежегодный отчет публиковался в Московских ведомостях.

В сентябре 1812 года здание заняли французы, потушившие пожар и устроившие в помещениях Странноприимного дома госпиталь. В течение месяца здесь находились на излечении русские, поляки, французы, испанцы, итальянцы, всего более 800 человек. С 23 октября Дом взяло в свое распоряжение русское правительство, разместившее тут госпиталь для 500 раненых русских и иностранных офицеров. Последующие несколько лет Странноприимный дом ремонтировался и постепенно налаживал свою деятельность.

Во второй половине XIX века Шереметевская больница - одно из самых известных и передовых лечебных заведений Москвы. В 1884 году больница Странноприимного дома становиться клинической базой Московского Государственного Императорского университета.

Странноприимный дом и больница графа Шереметева . На Сухаревской площади. На месте дома в старину простирались обширные огороды князя Черкасского, сделавшегося потом родственником Шереметевых.

На огородах издревле находилась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Преподобной Ксении и Михаила архангела. При императрице Елизавете Петровне церковь эта, пришедшая в ветхость, перестроена каким-то юродствовавшим Андреем и потом освящена при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Основатель этого богоугодного заведения есть граф Николай Петрович Шереметев. Оно основано в 1803 году. Кроме богадельни для престарелых и больницы основателем положен особый капитал, чтобы из процентов капитала ежегодно выдавалось:

  1. на приданое нескольким бедным девицам;
  2. для воспомоществования бедным семействам;
  3. на восстановление заведений обедневших ремесленников через снабжение их потребными для работ инструментами
  4. на вклады в храмы Божии и другие дела милосердия.

По преданию, дом этот основан по мысли супруги графа Прасковьи Ивановны, которая отличалась при жизни широкой благотворительностью.

Главный корпус этого обширного и прекрасного по своей архитектуре здания имеет форму полукруга. В галереях на лицевую и заднюю сторону устроены палаты для немощных, а наверху особое отделение для бедных, живущих на иждивении этого дома. В нижнем этаже живут служители. На пространном дворе два боковых флигеля и два особых корпуса. В самой середине главного лицевого корпуса устроена церковь во имя Живоначальной Троицы, которая начатая постройкой в 1803 году и окончена в 1810 году.

При постройке этой церкви старая деревянная разобрана. Внутренность настоящего храма довольно величественна и обширна. Образа писаны прекрасно; особенно обращает на себя внимание находящийся за престолом образ Воскресения Христова. Замечательны еще в полукружьях сводов с двух сторон храма картины, сделанные барельефом; они превосходны. С наружной стороны вход в храм украшен прекрасным портиком и колоннами в два ряда, образующими особую полуротонду. В простенках поставлены лепные изображения евангелистов во весь рост.

Прекрасное крыльцо служит входом. Утварь и ризница довольно богаты. При храме приделы: Св. Николая чудотворца и Св. Димитрия Ростовского. В 1812 году церковь не была разграблена, потому что в доме квартировал какой-то маршал. Дом отделяется от площади хорошей железной решеткой.

Граф Николай Петрович Шереметев, один из богатейших людей России, задумал устройство в Москве богадельни на 100 человек обоего пола и бесплатной больницы на 50 коек в начале 1790-х годов. Для строительства богоугодного заведения был выделен участок «на Черкасских огородах» близ церкви Преподобной Ксении (1649), доставшийся графу в наследство от матери - последней княжны Черкасской старшей линии.

Проект Странноприимного дома был заказан у московского архитектора Елизвоя Назарова, который «помощничал» у своего родственника и усвоил многие его зодческие приёмы. Со стороны здание выглядит как монументальная дворянская усадьба с углублённым в сторону парка главным корпусом - храмом Троицы, над которым возносится полукруглый бельведер. Парадный двор образуют два крыла-полукружия, вынесенные далеко в сторону Садового кольца и составляющие в плане подкову.

Хотя в Москве давно существовали частные богоугодные заведения (например, Куракинская богадельня), монументальная архитектура и градостроительный размах проекта графа Шереметева не имели прецедентов. Строительство вели с 1792 по 1807 годы крепостные зодчие П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин. На содержание заведения граф внёс на депозит 500 тысяч рублей вместе с доходами со своих поместий в Тверской губернии. Шереметевы продолжали финансировать больницу до национализации их имений в 1917 году.

, CC BY-SA 3.0

«Торжественная полудуга открытой двойной колоннады» перед Троицкой церковью была спроектирована в 1803 году, когда не стало любимой супруги графа - бывшей крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Мемориальный характер проекту Странноприимного дома придал мастер классицизма - Джакомо Кваренги, который по своему обыкновению дорабатывал чертежи «дистанционно», не выезжая из Петербурга.

В окончательном виде проект приобрёл скульптурные акценты с обоих фасадов (парадного и садового), а также фигурную решётку с центральными воротами и угловыми бельведерами. Для украшения интерьеров использовались мрамор и уральский камень светло-зелёного оттенка. Купол церкви расписал художник Д. Скотти. В парадной колоннаде была установлена скульптурная аллегория Милосердия.

Уставные документы лечебницы, подготовленные А. Ф. Малиновским, были Высочайше утверждены 21 апреля 1803 года. Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось через семь лет, 28 июня 1810 года. Первыми жителями приюта стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане - бывшие торговцы, священники, чиновники. Во время Отечественной войны 1812 года в здании размещался госпиталь сначала русской, а потом французской армии.

В советское время историческая панорама была искажена возведением непосредственно за ансамблем Странноприимного дома многоэтажного здания Института имени Склифосовского типичной для брежневского времени архитектуры. Интерьеры главного корпуса изменены, церковь не функционировала. Несмотря на утраты, в 1996 году российские власти предложили ЮНЕСКО включить архитектурный ансамбль Шереметевской больницы в список Всемирного наследия.

В настоящее время в здании восстановлен и действует Храм Живоначальной Троицы при Странноприимном доме Н.П.Шереметева (НИИ им. Н.В.Склифосовского)




Top