Строение мажорного и минорного лада. Что такое мажор? Другие музыкальные лады

Три вида мажорного лада

Чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют три вида: натуральный, гармонический и мелодический. Основа у всех видов одна. В гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступени (VI и VII) . В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

Натуральный мажор.

Натуральный мажор - это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора натуральный в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: 1т-1т-0,5т-1т-1т-1т-0,5т.


Вот примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный С (до мажор) , гамма G (соль мажор) в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального F (фа мажор) :



Гармонический мажор.

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIь) . Эта шестая ступень понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. И лад приобретает восточный оттенок.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей: С (до мажор) , G (соль мажор) и F (фа мажор) .

В C (до мажоре) появился aь (ля-бемоль) – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В G (соль мажоре) появился знак eь (ми-бемоль), а в F (фа-мажоре) – dь (ре-бемоль).

Мелодический мажор.

Как и в мелодическом миноре, в мажоре изменяются сразу две ступени – VI и VII , только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются . Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем .

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступени – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического мажора — тональности С (до мажор), G (соль мажор) и F (фа мажор):



В мелодическом C (до мажоре) в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – bь (си-бемоль) и аь (ля-бемоль). В G (соль мажоре) сначала отменяется F# (фа-диез) - понижается седьмая ступень, а затем появляется бемоль перед нотой e (ми) - понижается шестая ступень. В мелодическом F (фа мажоре) появляются два бемоля: еь (ми-бемоль) и dь (ре-бемоль).

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).

Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор . Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

Мажор и минор – основные лады в музыке

Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон (тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: и .

Свойства музыкальных ладов

Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

Особое значение имеет первая ступень – это , она имеет название тоника . Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие , это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

Другие музыкальные лады

Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

Подведём итоги. Мы дали определение понятию , узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада , основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

Мажор (музыкальный термин) в теории практики представляет лад на основе большого трезвучия. Натурального звукового ряда нижние ноты полностью совпадают с мажорным звучанием. Гамма «до мажор» называется еще мажорным ладом и состоит она из семи нот. Главный мажорный ряд состоит из трех нот и является единым твердым звучанием. Мажорное звучание распознать очень легко по окраске звучания: солнечная и светлая, выражающая бодрость и радость, и несущая позитив.

Очень часто можно встретить произведения с мажорным звучанием в классической музыке. К примеру, известный всем Фредерик Шопен — композитор и искусный пианист, писал этюды, мазурки и импровизации в мажоре. Большое количество детских песен, которые написаны в мажоре, и которые несут радость бытия. К примеру, всем известная детская песенка «Солнечный круг». Проявляются особенности мажорной музыки в желании творить и петь, в приподнятом настроении, когда появляется чувство что-то находить, искать и преодолевать. Не зря рекомендуют психологи именно при помощи музыки создавать позитивное настроение, чтобы каждый прожитый день приносил только радостные эмоции и позитив.

Среди музыкальных произведений мажорного звучания особое место занимают военные марши. Непревзойденная энергетика этих произведений не просто поднимет настроение, а пробудит к действиям, дерзости, настойчивости и принятию смелых решений. Если, к примеру, послушать «Марш Колчака» или «Егерский марш», или же «Марш Варяг», старинные марши «Запорожский» и «Триумф Победителей», то можно сказать с полной уверенностью, что невероятный заряд бодрости получен на целый день.

Не стоит прослушивать военный марш, на ночь глядя, так как после этого вряд ли у кого получится уснуть. Видимо наши талантливые русские композиторы знали секрет мажорного звучания. Автор марша Российской Империи «Варяг» Алексей Турищев, создал свое произведение в шестнадцать лет, глубоко потрясенный историей гибели Варяга. Музыкальное произведение, созданное юношей, выиграло на конкурсе, как лучшая песня – марш. И ни кто в то время не мог даже представить, что мажорное произведение дерзкого молодого юноши войдет в историю как «Национальный русский Марш». По сути, не трудно догадаться, почему было написано в мажоре трагическое произведение, ведь это марш военных моряков, которые вступали в бой под звуки легендарного произведения и не боялись сложить свои головы за Россию-матушку. Если марш написали бы в миноре, то это был уже не марш, а очень грустная песня. Мажор, и это нужно запомнить – это не всегда радостные эмоции, это решимость, твердость и уверенность.

Мажорный лад, является твёрдой составляющей музыки, в контрасте с минорным ладом – они составляют единое целое. Он состоит из множества видов, которые несут свои оттенки музыке. При помощи теории аккордов, в руках музыканта, мажор может изменять свой облик и быть, к примеру, мелодичным и гармоничным.

В музыке существует большое разнообразие ладов . На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.

Мажорный лад

Лад , устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называется мажорным . Сразу поясним сказанное. Трезвучие - это уже аккорд, о нём - чуть позже, а пока под трезвучием понимаем 3 звука, взятых либо одновременно, либо последовательно. Мажорное трезвучие образовывают звуки, интервалы между которыми составляют терции. Между нижним звуком и средним - большая терция (2 тона); между средним и верхним звуками - малая терция (1.5 тона). Пример мажорного трезвучия:

Рисунок 1. Мажорное трезвучие

Мажорное трезвучие, в основании которого тоника, называется тоническим трезвучием.

Мажорный лад состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд . Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад - натуральным мажором. Вообще говоря, гаммой и называют упорядоченное расположение звуков лада по высоте (от тоники до тоники). Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами. Не путайте со ступенями звукоряда - у них обозначений нет. Ниже на рисунке изображены пронумерованные ступени мажорного лада.

Рисунок 2. Ступени мажорного лада

Ступени имеют не только цифровое обозначение, но и самостоятельное называние:

    Ступень I: тоника (Т);

    Ступень II: нисходящий вводный звук;

    Ступень III: медианта (средняя);

    Ступень IV: субдоминанта (S);

    Ступень V: доминанта (D);

    Ступень VI: субмедианта (нижняя медианта);

    Ступень VII: восходящий вводный звук.

Ступени I, IV и V называются главными ступенями. Остальные ступени - побочные. Вводные звуки тяготеют к тонике (стремятся к разрешению).

Ступени I, III и V являются устойчивыми, они образуют тоническое трезвучие.

Коротко о главном

Итак, мажорный лад - это лад, у которого последовательность звуков образует следующую последовательность: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Ещё раз напомним: б.2 - большая секунда, представляет собой целый тон: м.2 - малая секунда, представляет собой полутон. Последовательность звуков мажорного лада изображена на рисунке:

Рисунок 3. Интервалы натурального мажорного лада

На рисунке обозначено:

  • б.2 - большая секунда (целый тон);
  • м.2 - малая секунда (полутон);
  • цифрой 1 указан целый тон. Возможно, так схема читается легче;
  • цифрой 0.5 обозначен полутон.
Итоги

Мы познакомились с понятием «лад», подробно разобрали мажорный лад. Из всех названий ступеней чаще всего мы будем пользоваться основными, поэтому их названия и расположения нужно запомнить.

Минорным ладом (или просто минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие.

Само слово «минор» (ит. - minore) в буквальном переводе означает «меньший». Этот термин используется в слоговой нотации, в буквенной же нотации слово «минор» заменяется словом moll (от лат. molle, буквально - «мягкий»).

Главным характерным признаком минорного лада является интервал малой терции (м. 3) между I и III ступенями, которая, собственно, и определяет специфику, то есть минорность совместного звучания, как самих устойчивых звуков, так и лада в целом при любом порядке исполнения его ступеней.

В принципе свойства и названия ступеней лада в миноре будут те же, что и в мажоре, меняются лишь - в ряде случаев - интервальные соотношения между ними и, соответственно, характер их звучания.

Минорный лад (как и мажорный) имеет три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический минop.

Минорный лад строится следующим образом: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.

Тональность

Высотный уровень расположения лада, определяемый звуком тоники, называется тональностью. Размещение лада на тех же звуках, но в другой октаве, на определение тональности никакого влияния не оказывает, так как ни структура самого лада, ни названия его ступеней и их свойства от этого не меняются.

Наименование любой тональности определяется названием звука самой тоники (I ступени лада), но поскольку тональность всегда неразрывно связана с каким-либо определенным ладом (мажором или минором), то к ее наименованию обычно добавляется еще и указание на ладовое наклонение. Таким образом, полное наименование тональности, как правило, содержит в себе два компонента: 1) название тоники и 2) название лада, независимо от того, какой системой обозначений - слоговой или буквенной - пользуются при этом: до мажор(C-dur), ля минор(a-moll).

Названия мажорных тональностей по буквенной системе пишутся с прописных (заглавных) букв, а минорных - со строчных (малых). Иногда для краткости в буквенной системе опускаются слова dur или moll и тогда на ладовое наклонение указывает написание первой буквы (прописной или строчной).

Параллельные и одноименные тональности мажора и минора

Хотя исторически оба основных семиступенных лада - и мажор, и минор - развивались совершенно самостоятельно, не утрачивая при этом своих главных специфических признаков, все же между ними имеется и определенное родство: одинаковое количество ступеней, их аналогичное функциональное значение, те же направления ладовых тяготений и т.д. Гаммы некоторых сходных разновидностей обоих ладов (например, гармонического мажора и гармонического минора, или мелодического мажора и натурального минора и, наоборот, натурального мажора и мелодического минора), построенные от одного и того же звука, будут звучать почти одинаково, различаясь только звуком III ступени - главным и единственно точным признаком того или иного лада.




Top