Строение симфонического оркестра. Какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

Основным составом полного симфонического оркестра является так называемый парный состав , где сольные (духовые) голоса представлены попарно:

2 флейты (I-II),

2 гобоя (I-II),

2 кларнета (I-II),

2 фагота (I-II),

2 пары валторн (I-II; III-IV),

2 трубы (I-II),

1 литаврист,

2-3 исполнителя на ударных,

первые скрипки (16 человек - 8 пультов),

вторые скрипки (14 человек - 7 пультов),

альты (12 человек - 6 пультов),

виолончели (10 человек - 5 пультов),

контрабасы (8 человек - 4 пульта).

В тройном составе полного симфонического оркестра сольные голоса представлены тремя инструментами, в частности за счет пополнения их всеми разновидностями деревянных духовых инструментов:

2 флейты (I-II),

малая флейта (она же III флейта),

2 гобоя (I-II),

английский рожок (он же III гобой),

2 кларнета (I-II),

малый кларнет (он же III кларнет) или бас-кларнет (он же III кларнет),

2 фагота (I-II),

контрафагот (он же III фагот),

3 пары валторн (I-II; III-IV; V-VI),

<стр. 215>

3 трубы (I-II, III),

1 литаврист,

3–4 исполнителя на ударных,

группа смычковых инструментов (в том же, как и предыдущий, составе).

С конца XIX века тройной состав является наиболее употребительным в музыкальной практике и обязателен для комплектования любого симфонического оркестра.

Ударные инструменты и арфы (от одной до трех) имеются независимо от состава оркестра (то есть не регламентированы в отношении количества).

Различные четверные, пятерные и прочие составы оркестра получаются путем дальнейшего увеличения количества сольных голосов. При этом обычно дальнейшее увеличение количества духовых идет неравномерно, и наличие, например, пяти труб (как в «Поэме экстаза» Скрябина) совсем не определяет обязательного присутствия в партитуре десяти валторн (их в «Поэме экстаза» восемь).

Наиболее устойчивым из чрезмерных составов является четверной состав полного симфонического оркестра. Он выглядит так:

2 флейты (I-II),

первая малая флейта (она же III флейта),

вторая малая флейта (она же IV флейта),

4 гобоя (I-II-Ш),

английский рожок (он же IV гобой),

2 кларнета (I-II),

малый кларнет (он же III кларнет),

бас-кларнет (он же IV кларнет),

3 фагота (I-II-Ш),

контрафагот (он же IV фагот),

4 пары валторн (I-II, III-IV; V-VI; VII-VIII),

4 трубы (I-II, III-IV),

<стр. 216>

1 литаврист,

4-5 исполнителей на ударных,

смычковые инструменты в таком же количестве, как и в предыдущих составах.



Правда, в отношении смычковых инструментов нужно заметить, что при парном составе духовых можно вполне обойтись несколько меньшим их количеством, а именно: двенадцатью первыми скрипками, десятью вторыми, восемью альтами, восемью виолончелями и пятью-шестью контрабасами.

Наоборот, когда на струнную группу ложится огромная тяжесть звучания духовых инструментов четверного состава, совершенно необходимо наличие всей упомянутой ранее массы струнных.

Однако чрезмерное увеличение количества струнных инструментов также не рекомендуется, так как слишком массивное звучание смычковых способно обескровить и поглотить деревянные духовые тембры и даже ослабить блеск и силу медных духовых инструментов.

Таким образом, нормальное количество смычковых инструментов в оркестре колеблется от 12 до 16 у первых скрипок, от 10 до 14 - у вторых; от 8 до 12 у альтов, от 8 до 10 у виолончелей и от 5 до 8 у контрабасов. Следует заметить, что многие оркестраторы предпочитают преобладание количества виолончелей над количеством альтов и считают правильным следующее соотношение числа струнных: 16-14-10-12-8.

Кроме полных составов симфонического оркестра существуют еще различные неполные и малые составы.

Из них упомянем так называемый бетховенский состав: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 3 литавры, 10 первых скрипок, 8 вторых скрипок, 6 альтов, 5-6 виолончелей, 3-4 контрабаса.

Оркестратор должен точно представлять себе избранный им состав не только с точки зрения количества сольных голосов, но и в отношении числа исполнителей в каждой группе смычковых инструментов. Это особенно важно при сложных разделениях групп на самостоятельные партии (divisi).

<стр. 217>

При разделении групп струнных инструментов на отдельные партии употребляются следующие (итальянские) термины:

а) divisi (сокращенно div.) - разделение на 2 партии;



б) divisi in 3 (in 4 и т. д.) - разделение на 3 (на 4 и т. д.) партии.

Отказом от игры divisi являются обозначения - non divisi или unisono (сокращенно - unis.).

Если играет один солист, то перед фразой ставят слово solo, а прочие исполнители данной группы указываются термином altri (остальные).

Исполнение фразы двумя солистами и бóльшим их числом предписывается надписями: а 2 soli; а 3 soli и т. д.

Отказом от игры sul ponticello, sul tasto, col legno является слово ordinare (сокращенно - ord.).

Каждый духовой инструмент представляет собой сольный голос, в отличие от струнных, выступающих группами. Поэтому каждый из них имеет свой порядковый номер, проставляемый перед соответствующими фразами в тех случаях, когда данные фразы поручаются лишь одному инструменту (I°; II°; III° и т. д.).

Игра двух (или иногда трех и более) инструментов, записываемых на одной строчке, обозначается термином а 2 (а 3, а 4).

Приведенные выше составы полных и особенно неполных симфонических оркестров являются ТИПОВОЙ схемой. Живая практика создает большое число различных смешанных вариантов, где деревянные духовые инструменты тройного состава сочетаются с медными парного состава и наоборот.

Заканчивая настоящую книгу, можно лишь пожелать оркестраторам не увлекаться исключительными составами, не писать партитур, недоступных для исполнения нормальными средними симфоническими оркестрами, памятуя, что мастерское владение

Следует обратить внимание на разницу в обозначениях: divisi in 2 (in 3 и т. д.) и divisi а 2 (а 3 и т. д.). В первом случае все исполнители делятся на две (три и т. д.) партии; во втором - два (три и т. д.) исполнителя играют каждый свою партию.

<стр. 218>

оркестровым письмом дает возможность из скромного парного состава извлечь такую звучность, которая окажется недоступной тому, кто стремится прикрыть свою беспомощность оглушительным шумом чрезмерного по количеству инструментов состава.

Максимум умения при минимуме лишь самых необходимых средств - залог успеха в написании полноценных в художественном отношении партитур.


Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра / Под ред. и с доп. Ю. Фортунатова. М., 1959.

Веприк А. Трактовка инструментов оркестра. - М., 1961.

Видор Ш. Техника современного оркестра. - М., 1938.

Гиро Э. Инструментовка / Под ред. Д. Рогаль-Левицкого. - М, 1934. 3-е изд.

Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. - М., 1973.

Дулова В. Искусство игры на арфе. - М., 1975.

Карс Н. История оркестровки. - М, 1932.

Модр А. Музыкальные инструменты. - М., 1959.

Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. - М., 1973.

Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. - М., 1946.

Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. - М., 1956.


Струнные смычковые инструменты..................................................................... 6

Общие сведения.................................................................................................... 6

Скрипка............................................................................................................... 37

Альт...................................................................................................................... 54

Виолончель......................................................................................................... 56

Контрабас............................................................................................................ 65

Деревянные духовые инструменты..................................................................... 72

Общие сведения.................................................................................................. 72

Флейта.................................................................................................................. 78

Гобой.................................................................................................................... 89

Кларнет................................................................................................................ 94

Фагот.................................................................................................................. 100

Саксофон........................................................................................................... 105

Расширение возможностей игры на деревянных духовых инструментах. 106

Медные духовые инструменты.......................................................................... 112

Общие сведения............................................................................................... 112

Валторна............................................................................................................ 126

Труба.................................................................................................................. 136

Тромбон............................................................................................................. 141

Туба.................................................................................................................... 147

Корнеты и саксгорны...................................................................................... 151

Специальные приемы игры на медных духовых инструментах............... 156

Арфа......................................................................................................................... 158

Ударные инструменты.......................................................................................... 172

Общие сведения................................................................................................ 172

Литавры............................................................................................................ 177

Большой барабан............................................................................................. 181

Малый барабан................................................................................................. 182

Бубен (тамбурин).............................................................................................. 184

Том-том.............................................................................................................. 186

Бонги................................................................................................................. 187

Тамтам................................................................................................................ 188

<стр. 221>

Гонг................................................................................................................... 189

Тарелки............................................................................................................. 190

Треугольник..................................................................................................... 192

Колокольчики................................................................................................... 193

Челеста.............................................................................................................. 195

Вибрафон.......................................................................................................... 196

Ксилофон.......................................................................................................... 198

Колокола............................................................................................................ 203

Тубафон.............................................................................................................. 205

Темпле-блок....................................................................................................... 205

Идиофоны с неопределенной высотой звука................................................ 206

Особые звуковые эффекты на фортепиано...................................................... 210

Примерное распределение ударных инструментов между исполнителями 212

Сведения о типовых составах симфонических оркестров........................... 214


<стр. 222>

Чулаки M.

Ч 89 Инструменты симфонического оркестра: Пособие. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2004. - 224 с, нот., ил.

ISBN 5-7379-0260-9

Пособие содержит основные сведения об устройстве инструментов симфонического оркестра, способе игры на них, истории их создания. В четвертое издание автором введен ряд уточнений и добавлений.

Предназначается для учащихся музыкальных учебных заведений, а также для музыкантов, изучающих основы оркестровки.

В состав симфонического оркестра входят три группы музыкальных инструментов: струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), духовые (медные и деревянные) и группу ударных инструментов. Количество музыкантов в группах может быть разным, в зависимости от исполняемого произведения. Нередко состав симфонического оркестра расширяют, вводят дополнительные и нетипичные для него музыкальные инструменты: арфа, челеста, саксофон и т.д. Численость музыкантов симфонического оркестра в некоторых случаях может превышать 200 музыкантов!

В зависимости от количества музыкантов в группах различают малый и большой симфонический оркестр, среди разновидностей малого существуют театральные оркестры, участвующие в музыкальном сопровождении опер и балетов.

Камерный

От симфонического такой оркестр отличается существенно меньшим составом музыкантов и меньшим разнообразием групп инструментов. В камерном оркестре так же сокращено количество духовых и ударных инструментов.

Струнный

Этот оркестр состоит только из струнных смычковых инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Духовой

В состав духового оркестра входят разнообразные инструменты группы духовых - деревянных и медных, а так же группа ударных инструментов. Духовой оркестр включает в себя наряду с музыкальными инструментами характерными для симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба), и специфические инструменты (духовой альт, тенор, баритон, эйфониум, флюгельгорн, сузафон и др.), которые не встречаются в других видах оркестров.

В нашей стране огромной популярностью пользуются военные духовые оркестры, исполняющие наряду с эстрадными и джазовыми композициями особую прикладную военную музыку: фанфары, марши, гимны и так называемый садово-парковый репертуар - вальсы и старинные марши. Духовые оркестры значительно мобильнее симфонических и камерных, они могут исполнять музыку во время движения. Существует особый жанр выступления - оркестровое дефиле, в котором исполнение музыки духовым оркестром совмещено с одновременным выполнением музыкантами сложных хореографических постановок.

В крупных театрах оперы и балета можно встретить особые духовые оркестры - театральные банды. Банды участвуют непосредственно в самой сценической постановке, там, где по сюжету музыканты являются действующими персонажами.

Эстрадный

Как правило это особый состав малого симфонического оркестра (эстрадно-симфонический оркестр), в котором присутствует, помимо прочего, группа саксофонов, специфические клавишные, электронные инструменты (синтезатор, электрогитара и т.д.) и эстрадная ритм-секция.

Джазовый

Джазовый оркестр (бэнд) состоит, как правило, из группы духовых, включающей расширенные по сравнению с другими оркестрами группы труб, тромбонов и саксофонов, группы струнных, представленной скрипками и контрабасом, а так же джазовой ритм секции.

Оркестр народных инструментов

Одним из вариантов народного ансамбля является оркестр русских народных инструментов. Он состоящит из групп балалаек и домр, включает в себя гусли, баяны, особые русские духовые инструменты - рожки и жалейки. В состав таких оркестров не редко вводят и инструменты, типичные для симфонического оркестра - флейты, гобой, валторны и ударные инструменты. Идея создания такого оркестра была предложена балалаечником Василием Андреевым в конце XIX века.

Оркестр русских народных инструментов не единственный вид народных ансамблей. Существуют, к примеру, оркестры шотландских волынщиков, мексиканские свадебные оркестры, в которых присутствует группа разнообразных гитар, трубы, этническая перкуссия и др.

Инструменты симфонического оркестра

"Гости оркестра"

В симфоническом оркестре есть инструменты, которые в одних произведениях звучат, а в других их может не быть, поэтому их иногда называют «гостями оркестра ». К ним можно отнести фортепиано, клавесин, орган и другие. Давайте подробнее познакомимся с некоторыми из них.

Ударные инструменты симфонического оркестра

Ударные инструменты являются самыми древними музыкальными инструментами. Первоначально они возникли, конечно, в народной музыке. И лишь много лет спустя появились профессиональные музыкальные инструменты, которые входят в одну из четырех групп симфонического оркестра. На одних ударных инструментах можно сыграть мелодию (давайте назовем их мелодическими). К ним относятся колокольчики, ксилофон, челеста и другие.

Ко второй группе относятся шумовые инструменты (малый барабан, большой барабан, кастаньеты, тамбурин и другие).

Эта группа не являются главенствующей в симфоническом оркестре, но не редко звучание этих инструментов является важным средством музыкальной выразительности.

Если в оркестрах 18 века использовались в основном литавры, большой и малый барабан, то в музыке 19 и особенно 20 веков состав группы ударных значительно расширился, и они стали играть в произведениях более значимую роль.

Прослушайте видео урок по этой теме, чтобы лучше познакомиться с представителями данной группы

Медные духовые инструменты симфонического оркестра. Видео урок.

Группа медных духовых инструментов симфонического оркестра невелика по составу. Но она сразу же привлекает к себе внимание праздничным, торжественным звучанием металла. Искусство трубить в рог или раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать инструменты, похожие на рог и предназначенные для военных и охотничьих целей.

Эти инструменты получили название благодаря металлу, из которого изготавливаются. Чаще всего это особый сплав, на 60% состоящий из меди, 10% никеля, 30% цинка, или из серебра. Но в старину некоторые из них делались из рога, раковины или кости.

Было время, когда эти инструменты делали из благородных металлов, причем музыканты считали, что ценные металлы придают тембру инструмента особый оттенок: серебро делает звук более полным, золото - мягким, платина - глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они, в основном, только самим музыкантам. Уже позже решили провести необычный эксперимент. Взяли кусок резинового шланга, толщина стенок и другие размеры которого соответствовали трубке кларнета, проделали в нем отверстия и встроили в него кларнетовый мундштук. Звучание импровизированного кларнета было достаточно похоже на звучание настоящего.

Если звучание деревянных духовых часто напоминает нам пастушью свирель, то медные инструменты связаны в нашем представлении с военными сигналами, походными маршами. И это не случайно, так как в военных духовых оркестрах применяются медные инструменты. Оттуда они и пришли в симфонический оркестр.

Многие думают, что труба звучит, потому что в нее дуют. Если вы попробуете это сделать, то, скорее всего, у вас получится только шипение. В медных духовых инструментах нет, как у деревянных, трости, проходя сквозь которую воздух начинает колебаться, издавая звук. У медных в качестве вибратора используются собственные губы музыканта. Он складывает их приблизительно так, как сложены трости в фаготе или гобое, а углубление в мундштуке помогает это сделать. Такое определенное положение губ при игре называется амбушюром, а инструменты - амбушюрными.

В трубу дуют не для того, чтобы воздух из легких музыканта прошел сквозь нее. Да это иногда и невозможно: объем наших легких равен приблизительно четырем литрам воздуха, а если их сравнить с объемом бас геликона, станет понятно, что одним выдохом человек не наполнит его воздухом. При игре на духовых инструментах дыхание музыканта только помогает возбудить колебания того воздуха, который уже есть в трубке.

Давайте вспомним медные духовые инструменты.

ВАЛТОРНА . Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-либо торжественного события, объявить сбор войск. Для того чтобы звук стал громче и сильнее, чтобы его было слышно на большом расстоянии, валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной трубке было неудобно. Поэтому трубку инструмента стали «скручивать». Сначала появился один виток, потом два, три. Современная валторна - свернутая в круг узкая, примерно трех метров длины, трубка с конусообразным расширением на конце, переходящим в широкий раструб.

Необычно расположение валторны при игре - раструбом вниз, к правой руке музыканта, которая ладонью упирается в стенку раструба, чуть прикрывая его. Такое положение ввел дрезденский валторнист Антон Гампель примерно в 1750 г., чтобы легче было управлять звуком валторны введением руки в раструб. Этим приемом широко пользуются и современные валторнисты. На тембр валторны влияет форма мундштука, чашечка, как у других медных духовых.

Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Она может передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать язвительно и насмешливо. Это, прежде всего оркестровый инструмент, но для нее существует и сольная литература. В исполнении валторны можно услышать певучую, проникновенную мелодию, которая, например, звучит в начале второй части Пятой симфонии П.И. Чайковского. В симфонии «Манфред» Чайковский поручил четырем валторнам на ffff исполнение основной музыкальной темы, рисующей музыкальный портрет героя. А в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик» квартет валторн звучит мягко и певуче. Большой популярностью пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра.

ТРУБА - один из самых древних медных духовых инструментов. Еще в «Ветхом завете» упоминается об использовании труб в религиозных обрядах. В летописи об осаде печенегами Киева в 968 г. говорится о важной роли труб в боевых действиях русского воинства. Труба в качестве сигнального инструмента используется с древних времен многими народами. Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.

В древние времена на башне крепостной стены города Кракова в Польше стоял в дозоре воин. Зорко смотрел он вдаль: не покажется ли враг. В руках он держал медную трубу, чтобы подать сигнал в случае опасности. И вот однажды увидел он вдали приближающееся вражеское войско. Дозорный начал играть, и над Краковом зазвучал сигнал тревоги. Тучей полетели стрелы в дозорного. Одна из них вонзилась в грудь трубача. Собрав все силы, он доиграл сигнал. Только на последнем звуке труба выпала из его рук.

Многие столетия бережно хранится в народе память о герое, спасшем свой город ценою жизни. И сейчас позывные Кракова - древний боевой сигнал трубы, обрывающийся на последнем звуке.

В начале XVII в. Труба вошла в оперный оркестр. Сначала она выполняла скромную роль: лишь иногда играла короткие сигналы, участвовала в аккордах сопровождения. В то время на ней можно было играть только несложные мелодии, построенные по звукам трезвучия. Но со временем инструмент усовершенствовали, увеличился его диапазон, на трубе стало возможным играть сложные и выразительные партии. Ее яркий звук стал привлекать внимание композиторов. И труба зазвучала в торжественных, героических, а иногда и в лирических эпизодах. В XVIII в. она уже занимала видное место в симфоническом и духовом оркестрах.

Следующий по высоте инструмент медной духовой группы - ТРОМБОН . Название его происходит от итальянского слова tromba (труба), дополненного увеличительным суффиксом one. В буквальном смысле это название можно перевести как «трубища». И это действительно так. В XV в. трубу сильно удлинили, для чего сделали выдвигающуюся трубку-кулису. Так появился тромбон.

У тромбона те же предки, что и у трубы, но в некотором смысле тромбон оказался более счастливым - он от рождения был инструментом хроматическим, поэтому почти не подвергался изменениям. Раструб тромбона, сужаясь и изгибаясь, переходит в узкую цилиндрическую трубку, на которую надевается раздвижной механизм. Он состоит из двух неподвижных трубок, по которым скользит U-образная трубка-кулиса. Двигая правой рукой кулису, тромбонист может плавно менять высоту звука, исполняя глиссандо, а также с одинаковой легкостью извлекать любые звуки.

Тромбон занимает почетное место в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко перекрывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Но чаще всего три тромбона и туба, объединенные в одну группу, в оркестре играют аккорды, выполняя роль аккомпанемента.

ТУБА - самый низкий по звучанию инструмент медной духовой группы. Ее диапазон - от ми контроктавы до фа первой октавы, тембр ее суровый, массивный. В отличие от других инструментов этой группы, туба сравнительно молода. Она родилась в Германии в 1835 г., так как медной группе нужен был хороший устойчивый бас. Состоит она из трубок разной величины, раструба, мундштука и вентилей.

Как правило, роль тубы в оркестре ограничивается дублированием на октаву ниже партии третьего тромбона. Она служит фундаментом медной группы, подобно контрабасу у струнных. Именно туба «цементирует» всю музыку. Принято считать, что это инструмент неуклюжий и неподвижный. Действительно, играть на ней очень сложно. Необходим большой расход воздуха, поэтому исполнителю иногда приходится дышать на каждом звуке. Но на тубе тоже можно играть быстро. Правда, звук у нее очень густой, сильный, сочный, а быстрая музыка при таком звуке будет тяжеловесной. Очень хорошо туба передает образ слона в пьесе Сен-Санса «Слон» из сюиты «Карнавал животных».

Конечно, в оркестровых произведениях сольные эпизоды у тубы встречаются очень редко. Один из них - пьеса «Быдло» из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргского, оркестровку которых сделал М. Равель.

Повторим еще раз, что в группу медных духовых инструментов входят:

труба, валторна, тромбон и туба.

Струнные инструменты симфонического оркестра. Видео урок.

Струнные инструменты в симфоническом оркестре являются самой многочисленной группой. Смычковыми их называют потому, что играют на них чаще всего смычком, в отличии от струнных народных инструментов, на которых звук извлекают щипком. Оркестры народных инструментов есть в каждой стране, но, я думаю, вы понимаете, что оркестры народных инструментов разных стран будут состоять из различных инструментов, т.к. народные инструменты у разных народов различные.

Например, очень распространенным украинским народным инструментом является бандура, поэтому на Украине есть оркестры бандуристов , в Белоруссии, например, распространённым народным инструментом являются цимбалы, поэтому они обязательно будут входить в состав народного оркестра.

Но есть оркестр, который, в какую бы страну мы не приехали, будет одинаковый – это симфонический оркестр .

И главную роль в нем играют струнные смычковые инструменты , с которыми мы сегодня и будем знакомиться.

Одним из самых важных инструментов этой группы являются скрипки.

Скрипка имеет довольно давнею предысторию, в которую мы с вами углубляться не будем, отметим лишь, что предшественницей скрипки была виола, которая, в свою очередь образовалась от слияния нескольких инструментов. Виолу, в отличии от скрипки, чаще всего держали не на плече, а на колене. Посмотрите на картину 15 века, где изображена игра на виоле

Форма скрипки окончательно установилась к 16 веку. И на рубеже 16-17 веков появились мастера, которые научились делать скрипки, звучание которых не могут повторить до сих пор, несмотря на то, что наука и техника шагнула далеко вперед.

Ни один музыкальный инструмент не привлекал к себе такого пристального внимания, как скрипка. Ее изучали математики, физики, химики, акустики и многие другие ученые, которые хотели разгадать секрет великолепного звучания скрипок, изготовленных итальянскими мастерами Страдивари, Амати, Гварнери.

Существовало множество легенд, которые по-своему объясняли прекрасное звучание скрипок. В одних из них говорилось, что для того, чтобы сделать хорошую скрипку, нужно выбирать в лесу дерево, на которое садятся птицы, и только из такого дерева можно сделать хорошую скрипку.

Существовали утверждения о том, что эти скрипки покрывали особым лаком, секрет приготовления которого не знал ни кто. Говорилось и о том, что нужно было соблюдать строгие математические пропорции частей скрипки.

Но при изучении, например скрипок Страдивари, все эти утверждения были опровергнуты учеными. Оказалось, что Страдивари не занимался заготовкой древесины, а покупал доски для скрипок у ремесленников.

Рецептом своего лака он делился даже с иностранцами, которые иногда приезжали к нему.

Изучая соотношения частей у различных скрипок, не смогли найти ни какой «волшебной» закономерности, благодаря которой бы эти скрипки хорошо звучали. Очевидно секрет был совсем в другом.

Первую свою скрипку Страдивари сделал в 11лет, а последнюю незадолго до смерти, а умер он в 93 года и каждый день на протяжении всей жизни он работал от зари и до зари. И, конечно, большой талант умноженный на огромный труд привел к таким результатам. Давайте теперь познакомимся более подробно с первым из четырех представителей струнной группы.

Скрипка. Ее часто называют «королевой оркестра».

Если внимательно посмотреть на ее форму, то можно найти в ней сходство с фигурой человека.

На ее корпусе есть два отверстия в форме буквы f. Это эфы.

На скрипке натянуты 4 струны, настроенные на ноты: ми, ля, ре, соль. Диапазон скрипки от соль малой октавы до соль 4 октавы. Если посмотреть на игру скрипача, то может показаться, что он держит скрипку левой рукой. Но это не так. К корпусу скрипки прикрепляется специальное приспособление, скрипач кладет скрипку на левое плечо и прижимает подбородником.

Играют на скрипке чаще всего смычком. Если щипнуть струну скрипки, то звук быстро угаснет, когда же ведут по струнам смычком, звук тянется долго, не гаснет. Смычок представляет собой трость с натянутыми конскими волосами. Чтобы волосы смычка не были гладкими, не скользили по струнам, а заставляли бы их колебаться, перед игрой их натирают, чаще всего, канифолью.

Скрипка очень часто выступает как сольный инструмент.

В истории было немало выдающихся прославленных скрипачей, одним из которых был Николо Паганини.

Его обвиняли в колдостве, потому что не могли поверить, что простой человек может так играть на скрипке.

Рассказывают, что…

Однажды на концерт к Паганини пришел слепой учитель музыки с другом. Слушая игру Паганини, он спросил друга: «Сколько человек играет на сцене?» Узнав, что играет один музыкант, он схватил своего друга за руку и потащил к выходу, сказав, что простой человек не может так играть, это – дьявол.

Паганини был не только выдающимся скрипачом, но и композитором.

Скрипка может солировать в оркестре. Например, в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада» скрипка очень хорошо передает образ рассказчицы Шехеразады.

В симфоническом оркестре скрипок может быть 30 и больше, в 3-й части симфонической сюиты «Шехеразада» можно услышать как красиво и насыщенно будет звучать струнная группа инструментов.

Если на скрипках начать играть не смычком, а щипком (такой способ игры называется пиццикато), то можно передать звучание народных инструментов (балалаек, домр). Когда композиторы хотят передать народный колорит, изобразить игру на народных инструментах, они используют этот прием игры.

Таким образом первый представитель струнной группы в симфоническом оркестре – это скрипка

Следующий инструмент струнной группы это альт.


Внешне он очень похож на скрипку, только немного больше ее. Его тоже держат на плече, прижимая подбородком, а играют, как и на скрипке, смычком.

Если смотреть на исполнителя издалека, то трудно его отличить от скрипки.

Если самый низкий звук скрипки – соль малой октавы, то самый низкий звук альта – до малой октавы, т.е. на пять ступеней ниже. Альт играет важную роль в оркестре, но ему редко поручаются сольные партии. Не часто встречаются и исполнители на альте, хотя в последнее время положение меняется. Если раньше исполнители на альте играли, в основном, произведения, написанные для скрипки, то теперь все чаще композиторы стали создавать произведения и для альта. Одним из выдающихся альтистов нашего времени является Юрий Башмет, который является не только солистом, но и дирижёром, создателем камерного оркестра «Солисты Москвы».

Если альт незначительно отличается по внешнему виду и способу игры от скрипки, то о следующем инструменте, с которым мы с вами познакомимся, этого сказать нельзя.

Виолончель отличается от скрипки не только значительно большими размерами, но и способом игры на ней.

Если посмотреть на фотографию, где изображена одна виолончель, то, не осознавая ее размеров, очень трудно получить представление об этом инструменте. По своему внешнему виду она очень похожа на скрипку, только значительно больше ее по размеру. Виолончелист играет сидя на стуле, а виолончель стоит перед ним на полу на специальной выдвижной «ноге», на металлическом стержне, который упирается в пол.

Если скрипку можно сравнить с высоким женским голосом, то виолончель – это низкий мужской голос – певучий, бархатный, насыщенный. На ней тоже 4 струны и играют на ней почти всегда смычком. Виолончель, в отличии от альта, значительно чаще является сольным инструментом, особенно хорошо передает она печаль, скорбь, глубокие переживания.

Выдающимся виолончелистом и дирижером 20 века был Мстислав Ростропович, которого вы видите на фотографии, в исполнении которого в видео уроке прозвучит фрагмент концерта для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна.

И последний представитель струнной группы – это контрабас. Это самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент. Он играет в оркестре очень важную роль, являясь как бы фундаментом оркестра. Если внимательно присмотреться к его форме, то можно заметить, что она отличается от всех предыдущих струнных инструментов более покатыми «плечами», тем самым больше напоминая виолу. Контрабас часто используют в джазовых и эстрадных оркестрах, но играют там на нем щипком, т.е. способом, который называется пиццикато. Как сольный инструмент контрабас выступает не часто, хотя некоторые контрабасисты достигли очень высокого мастерства на этом инструменте.

В видео уроке прозвучит пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», которая называется «Слон». Низкий регистр контрабаса очень хорошо передает здесь образ этого крупного животного.

Давайте теперь еще раз повторим, какие инструменты входят в состав струнных инструментов симфонического оркестра.

Это скрипка, альт, виолончель и контрабас




Top