Струны гитары нейлоновые или металлические. Какие струны лучше для акустической гитары

С которыми я сталкивался на протяжении карьеры гитариста и учителя гитары.

В моей практике преподавательской работы часто приходится менять комплекты струн на гитаре моим ученикам и за уже более чем 14-ти летний стаж количество замененных мною струн уже пошло на тысячи. Самый часто задаваемый вопрос после замены:

Когда снова нужно менять струны?

Попробую ответить комплексно.

  1. Внешний вид. Если струны выглядят новыми, значит пусть стоят. Качественные струны долго сохраняют товарный внешний вид. Это касается даже посеребренных струн, которые первыми теряют белоснежный цвет обмотки.
  2. Шершавые на ощупь струны следует заменить, так как у Вас их отбирают заботливые руки коррозии металла (в случае металлических струн). При игре на гитаре на струнах остаются влага и жир из наших пальцев, преступно проникая под обмотку и достигая корда (сердцевины). Если Вы играете на гитаре нерегулярно (пару раз в неделю и реже), то наверняка замечали, какими струны могут быть жесткими после недельных перерывов в игре. Здесь подойдут струны в полимерной оплетке. Они стоят дороже, но за счет специального покрытия коррозия не скоро доберется до обмотки, следовательно – до корда. Так же коррозия неизбежна при высокой влажности воздуха. Как Вы знаете, ни один металл без специальной защиты не спрячется от витающих в воздухе молекул воды.
  3. Гигиена. Следует обязательно мыть руки перед тем, как играть на гитаре. Мне часто приходится видеть налет черной грязи на тыльной стороне струны. В комплексе с описанными выше пагубными действиями коррозии, струны выйдут из строя гораздо быстрее. Кроме того, избыток грязи, который не осел на струнах, загадит Ваш гриф и его придется чистить. Простой тест – оберните струну белой бумажной салфеткой, прижмите и проведите вдоль струны. Затем разверните салфетку и взгляните внутрь. Если цвет не изменился (что возможно только на новых и ухоженных струнах), значит менять не время. Если салфетка почернела, значит, скорее всего, пришло время замены. Хотя, существует специальная жидкость для ухода за струнами. Если не лень – отмывайте и продолжайте использовать.
  4. Звук. Физический износ струн напрямую влияет на их звучание. Во-первых, звук становится каким-то тускловатым и приглушенным. Вследствие растяжения струн, что влечет за собой увеличение амплитуды колебаний, может возникнуть неприятное дребезжание об лады. Гитара перестает строить, так как со временем струнах образовываются канавки от ладов, что приводит к сплющиванию и уменьшению диаметра струн в местах регулярного прижатия.
  5. Моральное устаревание. Иногда просто хочется поменять струны, которые стоят уже месяц-другой но как-то не сильно радуют;)
    Подытожив все вышесказанное, рекомендую не спешить и не затягивать с заменой. Будьте объективными, слушайте звук и мойте руки перед игрой.

Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерн-гитару, а металлические струны на классическую гитару?

Этот вопрос, пожалуй, лидирует среди остальных. Ответ: «Нет». Если поставить металлические струны на , то возможны (а то и неизбежны) негативные последствия. Какие именно? Металлические струны имеют более сильное натяжение, по сравнению с нейлоновыми, отсюда следует, что возрастает нагрузка на все узлы крепления струн:

  • подставка (бридж) может просто оторваться,
  • бывало, что раскалывался нижний и/или верхний порожек,
  • раскалывались пластиковые трубочки, надетые на металлические части колков, где наматываются струны.
  • Возрастает нагрузка на внутренние пружины корпуса гитары, что может деформировать верхнюю деку (в случае с дешевыми китайскими гитарами лично видел изогнутую под натяжением металлических струн верхнюю деку)
  • Накладка на гриф классической гитары часто делается из более мягкой древесины, чем у эстрадной, что при частой игре аккордами протирает накладку до ямок на ладах.
  • Лады недорогих классик так же делаются из более мягких сплавов, по сравнению с ладами вестернов. Следовательно, металлические протирают лады чуть ли не до накладки за считанные месяцы.

Некоторые скажут: «У меня на Кремоне, Орфее, Мьюзиме и т.д. стоят металлические и ничего». Позволю себе заметить, что во времена производства «тех» гитар на материалах не экономили и ставили добротную древесину и металл на лады. Это же касалось не только гитар (Кузова автомобилей Mersedes, BMW, Volksvagen, выпущенные в 80-е годы до сих пор ездят, тогда как современные быстрее поддаются коррозии).

Теперь рассмотрим случай установки нейлоновых струн на .

  • В первую очередь, в случае современных вестернов, Вы столкнетесь с реальным неудобством установки нейлоновых струн при креплении их в районе бриджа. Последние годы производители делают гнезда для продевания струн в бридж не «сквозного» типа, а сверлят отверстия для просовывания внутрь корпуса наконечника струны с последующим углублением и фиксацией ее в бридже пластиковым стержнем. В случае установки нейлона, приходится изобретать кучу малоэффективных узлов, что испортит красивый вид бриджа и отнимет у Вас несколько часов труда.
  • Если Вы все же установили нейлоновые струны на бридже вестерна, Вы столкнетесь со сложностью наматывания их на колки. На вестерне, в отличии от классической гитары, колковый барабан имеет меньший диаметр. Ведь для натяжения металлической струны хватит минимум три тонких витка, для нейлоновой может не хватить и 5. Чтобы нейлоновая струна не проскользнула, опять же, придется сквозь кучу узлов, делать кучу витков, обвив барабан до невидимости. После чего придется долго ждать и много раз вытягивать и настраивать струны, пока эти бесчисленные витки «усядутся». 30-40 подстроек в день на протяжении первых двух недель обеспечены.
  • Если Вы установили нейлоновые струны на вестерн-гитару, Вы – молодец! Наслаждайтесь прекрасным звуком! Прекрасным звуком дребезжания нейлоновых струн об гриф и лады. Синтетические струны, в отличии от металлических, имеют бОлшую амплитуду колебаний, а посадочные места для струн эстрадной гитары ниже, чем у классической. Поэтому избежать дребезжания можно будет только в одном случае: если не играть на такой гитаре.

Так какие же мне ставить струны? (Производитель, цена, толщина, материал, тип обмотки и т.д.)

Таким вопросом обычно задаются начинающие гитаристы, профи сами знают, что им нужно. Этой теме посвящено море статей. Можно обчитаться до взрыва мозга. Поэтому я только немножко добавлю от себя к описанному материалу.
Итак: каковы задачи струн и чего Вы от них ждете?
Со струнами, как и в случае с автомобилем, носками или айфоном, лучше всего, когда они новые. Мне приходилось играть на noname-струнах мэйд ин сами понимаете кто, которые стоили как пара банок смазки для нервных волокон души. И я Вам скажу, что первые недели две они полностью справлялись с первородными задачами струн. Они держали строй, звучали и не рвались. Звучание довольно быстро тускнело и на третьей неделе порвалась первая струна. Но свои деньги они отстояли. Так вот, для гитары класса «Лес-Шашлык-Колхозный Панк» я бы не рекомендовал ставить Dunlop. Достаточно толщины 0.11-0.12 китайских или постсоветских струн. Если, конечно, Вы не собираетесь идти на шашлыки с Эриком Клэптоном или Кирком Хамметом.
Если Вы желаете играть по несколько часов в день, то я рекомендую для электрогитары американские струны Ernie Ball RPS или Rock-n-Roll. Меняю их раз в 1-2 месяца и все в порядке. На втором месте у меня для электро Roto Sound Nexus, затем обычный никелированный Roto Sound. Замыкают круг Dunlop и Dean Markley (никель). Играю исключительно на комплектах 10-46. Для меня эта толщина оптимальна. Более тонкие струны обладают худшим сустейном и я их как-бы плохо чувствую. Они мне как «паутинки», а более толстые в стандартном строе затрудняют скоростные соло-партии.
На эстрадную гитару я ставлю Ernie Ball 2047 (это их артикул на пачке. Толщина 0.10, бронза, с шелковой нитью между кордом и обмоткой). Дает приятное мягкое звучание. Кому надо круто звенеть – рекомендую Elixir.
На классическую гитару я тоже ставлю Ernie Ball (арт.2409. Бронзовые). Если Вы любите тихие динамические оттенки, то рекомендую посеребренные струны. Серебро дает наиболее тихое и мягкое звучание. Для романсов и аккомпанемента в p, pp или mp – самое оно. Для Классики в тех же динамических оттенках тоже подойдут. Но если Вы любитель поиграть на классике разные фингерстайлы и больше любите форте, то лучше брать бронзу. Да и товарный вид она держать будет подольше, так как не белого цвета.

Нейлоновые или металлические струны ? Многие, играющие на гитаре когда-то прошли (или сейчас проходят) через сложную процедуру выбора струн.

Начнем с наиболее распространенных металлических струн. Они действительно прельщают гитаристов звонким звуком, отличным сустейном и, что главное, привычностью звучания. Но за все надо платить. Во-первых, боль в пальцах. Вы можете поспорить, что-де я могу играть часами, и ничего не будет. Я тоже так могу. Но речь-то идет об обучении. Я лично прекрасно помню, как болели пальцы после пяти минут игры (я учился на металле).

Существует много параметров, характеризующих струны. Основные - это толщина первой струны и усилие натяжения струны. Толщина бывает от 0,08 до 0,15 мм (или около того). На хороших струнах ( , ) должны быть написаны диаметры ВСЕХ струн и, желательно, усилие натяга (в килограммах). Эти числа важны. Экспериментируйте с разными типами и марками струн, не бойтесь ошибиться. Но хочу предупредить: слишком тонкие струны сложны в обращении. Они легко прижимаются, но их ОЧЕНЬ сложно настроить, и они могут фальшивить при сильном нажатии на струну между порожками.

Во-вторых, если Ваша цель - не простое бреньканье во дворе (для этой цели нейлон точно не подойдет), то попробуйте найти провессионального гитариста, играющего на металле (конечно, такие есть, но их мало). Дело в том, что мягкий нейлоновый звук прекрасно подходит для камерного исполнения. Да и вообще, скорость игры на нейлоне действительно выше, чем на металле.

Металлические струны менее подвержены старению чем нейлоновые струны. Если нейлон надо менять каждые два месяца, то металл служит шесть, и больше. Но здесь набо оговориться, что вообще первые две струны выходят из строя (т.е. перестают строить, изменяют окрас звука) намного раньше остальных, поэтому часто можно заменить их (только если запасные входят в комплект).

Сразу скажу: нейлоновые струны сложнее настроить, дело в том, что нужный тон просто приходится ловить, как блоху. К этому надо просто привыкнуть. Нейлоновые струны подходят для всех типов гитарной музыки, где нужны быстрые пассажи, тремоло, вибрато или просто переборы. Где необходим сочный звук шести струн одновременно, нейлон ложится на лопатки: металлические струны превосходны при игре боем.

Теперь пару слов о гитарах. Существуют гитары или только под нейлон, или только под металл. Другого не дано! Питерские старые гитары не в счет - они действительно подходили под оба типа струн, но звучание оставляло желать лучшего. Какие струны стояли при покупке (естественно, в магазине), такие и надо ставить при замене. Дело в том, что технически замена возможна, но какие будут последствия? Гитара может элементарно не строить, или у нее может изогнуться гриф (поверьте, и такое возможно), производитель плохого не пожелает.

В результате я все-таки посоветую учиться играть на нейлоне, а потом делать выбор. Ведь настоящему гитаристу перейти от одного типа струн к другому легче, чем начинающему.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Типичный выбор гитариста-профессионала - нейлоновые струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор - струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. "Проживут" они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе "голосов" определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими "звуковыми" нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

Теперь - пара общих правил по общению со струнами:

1) Никогда не ставьте старые струны заново - это грозит обрывами и вечно расстроенной гитарой.
2) После установки струн дайте гитаре полежать хотя бы день (только предварительно настройте ее), чтобы струны растянулись. Сразу начинать играть не стоит - струны будут очень быстро расстраиваться - удовольствия будет мало.
3) Не играйте на гитаре грязными или сальными руками - струны портятся.
4) Периодически протирайте гриф Вашей гитары вместе со струнами - хуже не будет, а струнам приятно.
5) Если оборвалась струна, лучше заменить все шесть - все равно звучание новой будет выбиваться из общего фона.
6) Если гитара ВДРУГ перестала строить, не надо ее выбрасывать, просто попробуйте поменять струны на новые.

Информация предоставлена - сайтом Секреты музыканта, автор Изотов

Многие музыканты думают, что нейлоновые струны - это струны исключительно для начинающих музыкантов, которые не хотят получить в процессе обучения мозоли на пальцах. Это довольно распространенное заблуждение, которые мы намерены развеять в данной статье.

Особенности нейлоновых струн

Первые три струны представляют собой калиброванную леску из нейлона. Сейчас их делают из различных сополимеров и полимеров, основой которых является нейлон. Остальные басовые струны изготавливают из мультифиламентной синтетической крученой основы. Иногда ее называют нитяным нейлоном. В качестве обмотки обычно используют посеребренную Такое покрытие улучшает звучание глухой меди и красиво смотрится, но через некоторое время стирается. В некоторых случаях в роли обмотки выступают различные сплавы меди и серебра с обязательным присутствием цинка. Однако это не так практично и к тому же дороже. В некоторых случаях в качестве обмотки могут использоваться и другие сплавы, которые уступают в звуке посеребренной меди, но превосходят ее по долговечности.


Какое могут иметь натяжение струны нейлоновые

Натяжение струн могут быть нормальным (Normal/Regular), сильным (High/Hard) или очень сильным (Extra High). В некоторых случаях производитель указывает на упаковке и толщину струн. При этом чем сильнее натяжение и чем толще струна, тем громче и сочнее она будет звучать. Более тонкая струна будет звучать тоньше и звонче.

Так все-таки какие поставить? Нейлоновые или металлические струны?

Струны из нейлона изначально предназначены для классических гитар. Причем у инструмента должен быть вклеенный гриф, так как гриф на винте значительно ухудшает звучание инструмента. Это одна из причин, почему на дешевые инструменты чаще всего ставят металлические струны. Также многие мастера не рекомендуют ставить нейлоновые струны на вестерн-гитары (по-другому их еще называют фолк-гитары) и дредноут. Эти инструменты рассчитаны на более сильное натяжение и вряд ли будут хорошо звучать с нейлоновыми.

Как выбрать нейлоновые струны?

Обычно гитаристы-профессионалы выбирают струны с сильным натяжением с посеребренной обмоткой. А вот начинающим музыкантам преподаватели советуют ставить нейлоновые струны среднего натяжения, так как на них легче играть. Но стоит учесть, что при этом начинающий музыкант не сможет применять некоторые приемы звукоизвлечения. Особое внимание необходимо обратить на лады. Если они плохо отшлифованы, то лучшим выбором будут струны с медной обмоткой. Служить они будут дольше, но звук будет не такой яркий.

Определяющий фактор при выборе "голосов" - это качество и способ их обработки. Существует матовая (шлифованная) и полированная поверхности. Каждая из них обладает своими нюансами. Сейчас наибольшее распространение получили струны полированные, так как на быстрых пассажах они создают меньше призвуков.

Что касается марок, то наиболее известными являются Martin Strings (американские) и Savarez (французские), а также Pyramid, La Bella, D"Addario и многие другие. Выбор марки нейлоновых струн - это личное дело каждого музыканта.




Top