Субкультура золотой молодежи. Золотая молодёжь Что такое "Золотая Молодёжь"? «Золотая молодёжь» - нарицательное название молодых людей, чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные или высокооплачиваемые родители, из-за чего она стала лёгкой и

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или "система" в России 80-х годов.

Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя".

Противопоставление образа "мы" и "они" традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры – это культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических ("зарабатывать деньги") и досуговых ("интересно провести свободное время") потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -"ничего неделание"), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни" в его примитивном и облегченном воспроизведении. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых "мыльных опер" (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Эти тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета». В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству.

Основная форма проведения досуга – тусовки с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам и к хождению босиком. Частью хипповской идеолог

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы . Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»).Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).

Панки. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

Готика зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти.

У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.

Эмо – сокращение от «эмоциональный» – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик – отличительные особенности этого стиля.

Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

Мажоры – советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле, владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями.

В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей – покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще – равнодушное.

Будущее мажора безоблачно и не вызывает никаких тревог.

Проблемы молодежных субкультур

    Одна из основных проблем молодежных субкультур заключается в том, что подростки, вступающие в то или иное молодежное движение, рассматривают это как шаг к взрослению и самостоятельности, хотя в последствии многие не знают, как разорвать связи с субкультурой и вернуться к общепринятым нормам и правилам.

    Часто в среде молодежных субкультур получают распространение наркотики.

    Некоторые социологи и исследователи молодежных движений отмечают склонность некоторых представителей субкультур к самоубийствам.

    Кроме того, члены молодежных субкультур становятся зависимыми от норм и правил, принятых в их среде.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер -- она полна искусственными заменителями реальных ценностей призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.

Молодежь - это огромная часть людей нашего общества. Она не только отличается и от взрослых, и от детей, но еще и всячески подчеркивает это. Для нее очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на нее обращали внимание. Она создает свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку.

Эмо - сокращение от «эмоциональный» - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик - отличительные особенности этого стиля.

Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

субкультура молодежный эмо

Субкультура мажоры

Мажоры - советская золотая молодёжь периода «развитомго социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле, владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями.

В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей - покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще - равнодушное.

Под субкультурой понимают часть общественной культуры, отличающуюся от той, которая преобладает в обществе на данный момент. Субкультуры молодежи объединяют всех, кто имеет что-то общее и верит в определенные идеалы. Некоторые варианты таких объединений понятны только узкому кругу посвященных членов.

Для каждого человека свойственно меняться и познавать новое. Особенно остро это ощущается в период взросления: желание обрести свою индивидуальность и изменить мир толкает молодых людей на поиски себя и смысла жизни. Так появляются молодежные субкультуры. Девушки и юноши объединяются по интересам, создавая отдельные движения, которые отличаются стилем жизни и одежды, а также поведением.

Функция таких социальных объединений – это предоставление молодым людям возможности реализоваться и выделиться из общей массы, найти новых друзей, которые бы понимали, принимали их такими, какие они есть и разделяли их взгляды.

1950-е годы

История субкультур насчитывает несколько десятилетий и имеет три волны подъема. Первая из них датируется 1950-ми годами. В этот период появляются «стиляги » — эпатажная городская молодежь, получившая свое название за стиль одежды, поведение, особенности танцевальных движений. Молодые люди любили джаз и рок-н-ролл, стремились к свободе самовыражения.

Такое молодежное движение совсем не одобрялось советским государством. «Стилягам» вменялось «поклонение перед Западом», они всячески преследовались и порицались властями, а потому такая субкультура скоро прекратила свое существование.

1960-1980-е годы

Вторая волна припадает на конец 60-х, начало 80-х годов. На нее оказали влияние как внутренние, так и внешние условия. Субкультуры молодежи этого периода характеризуются:

  • зарождающейся аполитичностью;
  • интернационализмом;
  • ориентированностью на внутренние проблемы.

Молодежь этого периода любит музыку и рок-н-ролл, в обиход входят наркотики. Новое движение стало более глубоким и продолжительным.

В конце 1979 года появляется советская хипповская субкультура, получившая название «Система ». Она обновлялась каждые 2-3 года и включала в себя как панков им металлистов, так и не очень законопослушных люберов.

1986 год

Третья волна молодежных движений зарождается в 1986 году. Субкультуры молодежи признаются официально существующими и носят название «альтернативных ».

Основные виды субкультур молодежи

Название субкультуры Время зарождения Особенности
1960 Молодые люди выступали против обывательской жизни, исповедовали идеи «непротивления злу насилием», придерживались пацифистских взглядов. Характерной чертой была склонность к творчеству.
1960 Для растаманов характерны любовь к марихуане и регги. Они не приемлют табак и алкоголь, не употребляют мясо и введут здоровый образ жизни. Они занимаются искусством, а своим символом сделали «дреды» и красно-желто-зеленую шапочку — «лацифик».
Панки 1970 Панки не признают никакой власти и являются анархистами. Этим объясняется их символ – буква «А».На улице панк сразу выделяется из толпы, благодаря своеобразной прическе «ирокез» (полоске длинных волос, которые стоят вертикально вверх на полностью бритой голове).
Готы 1970 Готы используют египетскую, кельтскую и христианскую символику, а также оккультные символы – пентаграммы, символы смерти или восьмиконечные звезды. Они всегда наносят особый грим. При помощи косметики они придают лицу мертвенно-бледный, почти белый оттенок. Глаза обводят черной подводкой, губы и ногти также красят в черный цвет.
1980 Для этого стиля характерны плач и стоны, визг и шепот, срывающийся на крик.
Мажоры 1980 Молодые люди, относящиеся к этой субкультуре, живут в свое удовольствие и не знают недостатка в деньгах. У них лучшая одежда и обувь, которую достать в советское время практически невозможно, а также свободный доступ к родительскому автомобилю.
Яппи 1980 Это молодежная субкультура, субъекты которой имеют высокооплачиваемую работу и ведут активный деловой образ жизни. У них соответствующий стиль одежды, они знают толк в моде, следят за своим телом.
Хакеры 1990 Для них характерна индивидуальность и отсутствие корпоративности, так как свобода является самой главной в жизни. Они выводят из строя чужие сайты и серверы, взламывают пароли и добывают секретную информацию.

Они относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско.

Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике, музицировала и предавалась свободной любви. Алкоголь и наркотики на тусовках считались привычным явлением.

У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор.

Эта субкультура несколько похожа на хиппи. Растафари – это особая религия всеобщего бога Джа. Участники этого движения являются убежденными пацифистами, которые категорически осуждают расизм.

Говоря об особенностях растаманского движения в России, можно заявить, что в такие объединения в основном входят молодые поклонники музыки регги.

Панки

Данная субкультура начала свое развитие с середины 1970 годов 20-го века в Англии – как раз в этот период в стране был тяжелый экономический кризис. Молодые люди жили под девизом: «Нет будущего!», вели себя в точном соответствии с низким уровнем жизни. Они абсолютно уверены, что изменить жизнь к лучшему совершенно невозможно, а потому поставили крест на жизни, карьере и воспитании.

Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Картину дополняет любовь к выпивке, дракам и наркотикам ввиду отсутствия других увлечений.

В 1979 году движение панков проникло в СССР. Одними из первых его приверженцев стали известные рок-музыканты Санкт-Петербурга Андрей Панов и Виктор Цой.

Готы

Датой зарождения готики считается конец 70-х годов 20 века. Основой этой субкультуры был пост-панк. Первые готы очень многое переняли у панков, сделав основным цветом своей одежды черный (могли быть незначительные вкрапления белого или красного). Дополняли одежду серебряные украшения.

В самые первые формирования входили молодые люди, которые были фанатами музыкальных готических групп. Впоследствии у готов появился собственный стиль жизни, они приобрели свой менталитет и иерархию.

Субкультура готов существует и в наши дни. Имидж участников движения очень сложен и формируется из специфической одежды, обуви, аксессуаров, прически и мейкапа.

Направление эмо, которое входит в субкультуры молодежи, также связано с музыкой. Стиль музыки соответствует названию движения, которое означает «эмоциональный». Мелодия основана на сильных эмоциях, которые остро чувствуются в голосе вокалиста.

Музыка этого движения имеет несколько видов:

Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж.

Мажоры

В период «развитого социализма» появляется новое направление среди молодежи. «Золотые» мальчики и девочки не интересуются бытовыми проблемами и сложностями жизни, так как все неприятности быстро и незаметно решаются родителями. Эта субкультура зародилась в конце семидесятых годов и является близкой к яппи или когяру.

Они щеголяют модной аппаратурой и заграничной техникой. Мажоры легко идут по жизни, любят и умеют отдыхать (часто на служебной даче, доставшейся родителям). Они в числе немногих могут выезжать за границу вместе с родственниками жить в капиталистических странах.

Уровень мажора связан с положением его родителей. Важны также личные достижения в школе или вузе. Он общается только с равными себе, остальных же просто не замечает, или относится покровительственно либо презрительно.

Яппи

Такие молодые люди не демонстрируют свою успешность, не выставляют богатства напоказ и не сорят деньгами. Они сдержаны и уверены в себе, строгие, идеально сшитые костюмы, говорят сами за себя.

Жизнь яппи известна только узкому кругу посвященных людей, часто описывается в журналах, издаваемых за свой счет.

Хакеры

Такая молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.

Серьезной проблемой являются наркотики, которые часто легко распространяются среди молодежи. Особо впечатлительные натуры под влиянием атмосферы определенной субкультуры могут свести счеты с жизнью. Такие молодые люди должны находиться под присмотром более рассудительных и «приземленных» товарищей или взрослых.

Молодежные субкультуры всегда были и будут. Одни из них быстро растворяются во времени, другие – проходят через годы до наших дней. Важно, чтобы неокрепшие молодые умы имели поддержку и понимание старших, готовых прийти на помощь в трудную минуту и направить энергию в созидательное русло.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Молодежная субкультура - система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи получила заметное развитие в 60 - 80 е годы в силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная не занятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, фактором социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков.

Подростковый возраст - один из самых сложных и противоречивых периодов в человеческой жизни. Взрослеющему человеку хочется быть «не как все», отличаться от взрослых, диктующих «единственно правильные» законы жизни. Но, в то же время, подросток глубоко неуверен в себе, потому что только ищет, определяет, «нащупывает» свое. Поэтому для молодых людей так важно чувствовать поддержку таких же, как он, - тех, кто разделяет его взгляды и убеждения, поэтому таких же, как и он сам, подросток ищет среди молодежных субкультур.

Именно в этом, как мне кажется, кроется секрет существования молодежных субкультур, движений. Большинство из них характеризуются эпатажем (во внешнем виде и поведении), небрежном отношении к общепринятым стандартам и так далее. Стоит сказать также, что большинство молодых людей, повзрослев, «перерастают» свое увлечение той или иной субкультурой, приходят к принятию ценностей «отцов».

Самыми распространенными молодежными движениями являются так называемые «музыкальные», то есть основанные на любви к определенному направлению в музыке, к той эстетике и миропониманию, которые в этой музыке заложены. Сейчас наиболее популярными и распространенными являются движения готов, реперов, эмо, а также панков и металлистов, Кроме «музыкальных» субкультур существуют и те, что основаны на увлечении определенным видом искусства. Так, очень популярны сейчас поклонники японских мультфильмов аниме, составляющих субкультуру атаку. молодежный субкультура мажор гот

Я хочу рассказать о такой молодежной субкультуре, как «мажоры.» Мажоры - советская золотая молодёжь периода «развитомго социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле, владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями.

В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей - покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще - равнодушное. Будущее мажора безоблачно и не вызывает никаких тревог.

Приведу в пример еще одну субкультуру, также появившуюся в 70-х годах, участники которой называют себя готами. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как и панки, с тем лишь отличием -доминирующий цвет волос и одежды был черный (с вставками белого, красно или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли только поклонников музыкальных готических групп. Но постепенно готы начали приобретать собственный стиль жизни, менталитет, интересы, направления и образ жизни и поведения.

Я считаю, что присоединение к какой-либо субкультуре не должно вызывать сильных опасений, главное знать, какие интересы, занятия, увлечения относят к выбранной вами субкультуре. Необходимо взвесить все «за и против», прежде чем связывать свою жизнь с жизнью людей какой-либо направленности. Но в то же время, я считаю, что присоединение к субкультуре говорит, о том, что у человека какие-то проблемы с окружающим миром, взрослыми людьми или с самим собой и что он не может с ними справиться. Не находя поддержку в семье, не видя выбора, а так же выхода из какой-то ситуации, юный человек уходит к таким же как он в надежде найти там понимание, сочувствие и любовь. Однако, как мне кажется, это происходит далеко не всегда. Часто опасность субкультур кроется в их философии, мировоззрении. Известно, что подростковая психология максималистична - в этом возрасте человеку не свойственно ценить свою жизнь, он очень глубоко переживает конфликты с другими людьми, у него появляется интерес к смерти. С другой стороны, подростку свойственны эксперименты, постоянные испытания себя. Все это может привести к негативным последствиям - злоупотреблению и зависимостью от алкоголя, наркотиков. А это уже по-настоящему страшные вещи, разрушающие и уничтожающие человека.

Важно и то, что зачастую подростками в субкультурах манипулируют взрослые люди ради своих, далеко не альтруистических, целей. Ведь, к сожалению, скинхеды - это тоже субкультура, основанная на националистических и шовинистских убеждениях. В незрелые юношеские головы вкладывается, что фашизм - это хорошо и правильно, что убить человека другой расы или другой культуры - это благо во имя Родины. И подростки, как правило, верят этому, с радостью выплескивая свою агрессию и комплексы на окружающих, ни в чем не виноватых, людей.

Таким образом, я считаю, что не стоит быть частью какой-либо субкультуры или движения. Ведь можно интересоваться готической музыкой или футболом и получать удовольствие от своего хобби, не присоединяясь ни к одной субкультуре. Тем самым, мне кажется, можно обезопасить себя от обезличивания и манипуляций со стороны других людей, зачастую преступных. Важно быть личностью, нести ответственность за себя, свою жизнь, свое будущее. Лишь это может сделать человека по-настоящему счастливым.

На мой взгляд, так думает все больше моих ровесников. Именно поэтому я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры. Но среди тех, кто все еще относится к какой-либо молодежной субкультуре, наверняка большинство изменит свои вкусы и предпочтения.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Молодежная субкультура как способ самовыражения и самореализации молодежи. Исследование современной молодежи, их направленности и основных интересов. Изучение истории зарождения и особенностей субкультуры готов, панков, скинхедов, хиппи, эмо, реперов.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2015

    Понятие субкультуры молодежи и характеристика основных ее направлений: эмо и рэп субкультура, готическая субкультура и панки, металлисты и хип-хоп субкультура; их отличия, стиль и атрибуты. Результаты социологического опроса среди студентов колледжа.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Изучения понятия и особенностей молодежной субкультуры - части общей культуры, системы ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Причины ухода подростков в субкультуры. Идеология анимешников, фурри, ролевиков, готов, металлистов.

    реферат , добавлен 29.12.2012

    Понятие "молодежной субкультуры" и ее появление в России. Проблемы неформальных молодежных движений. Характеристика молодежных субкультур. Работа социального педагога с подростками, вовлеченными в неформальные молодежные движения в условиях детского дома.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2012

    Основные причины вступления молодёжи в неформальные группы. Один из самых известных лозунгов хиппи, их внешний вид. Язык и символы молодёжной субкультуры "Панки". Их характерная одежда, прическа. Субкультура стиляг и особенности их образа жизни.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Молодежные субкультуры и тусовки как проявление социальной активности человека. Этапы развития основных молодежных течений, их представители и особенности, движущие идеи. Типология молодежных субкультур согласно разным исследованиям, современное развитие.

    эссе , добавлен 02.04.2012

    Зарождение понятия и история развития молодежной субкультуры, ее основные характеристики. Идеология, символика, стиль одежды представителей музыкальных субкультур (хиппи, металлистов, панков, готов) и японских субкультур (акихабара-кэй, косплей, гяру).

    реферат , добавлен 20.11.2013

    Связь "молодежной субкультуры" и "контркультуры". Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру. Основные черты субкультуры, ее классификация и причины появления. Социальноопасные субкультуры или основанные на музыкальных пристрастиях.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Эстетика, этика и идеология молодежных сообществ. Характеристика формальных компонентов юношеской субкультуры. Исследование молодежных движений. Анализ типологии современных молодежных субкультур в российском обществе. Радикальные молодежные субкультуры.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2015

    Строение современной молодежной субкультуры в России. Неформальные объединения молодежи. Семья в процессе социализации подростков. Особенности молодежной субкультуры. Неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде.

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Петрозаводский филиал

Факультет экономики и финансов

Кафедра «Финансы и кредит»

Контрольная работа

По дисциплине: ______________________________ _____________________

На тему:______________________ ______________________________ ______

Вариант № _____

                  Выполнил студент 2 курса,

                  заочного отделения

                  группа 12-194346/2-2

                  направление «Экономика»

                  Абушек Ольга Вячеславовна

                  Руководитель:

                  Оценка ________________________

                  Подпись преподавателя_________________ __

Петрозаводск

2010 г.

Понятие субкультуры и молодежной субкультуры.


В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура – это подкультура или культура в культуре.

В более узком смысле субкультура – система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи в большом обществе». Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей субкультуре, хотя с ними и связаны. М. Брейк что субкультуры, как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей», развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структкрные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте».

Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с недоверием и неодобрением.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура

Типология молодёжных субкультур


Выделяют два вида молодежных субкультур:

Ингруппы;

Аутгруппы.

Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет.

Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

Просоциальные;

Асоциальные;

Антисоциальные.

Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.

Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.

Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).


Характеристика некоторых субкультур


Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству.

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы . Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»).

Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).

Панки. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой.

Готика зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти. У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.

Эмо – сокращение от «эмоциональный» – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик – отличительные особенности этого стиля.

Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

Мажоры – советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле, владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями.

В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей – покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще – равнодушное.

Будущее мажора безоблачно и не вызывает никаких тревог

Яппи – молодёжная субкультура, представители которой ведут активный деловой образ жизни городского профессионала. Яппи имеют высокооплачиваемую работу, в одежде предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес-центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» – успешность. Уважающий себя яппи носит строгий костюм (предпочтительно тройку), шерстяной и очень дорогой, не унизывает пальцы перстнями и не закалывает галстук булавкой с рубином – это дурной вкус. Максимум, что он может себе позволить, – это запонки с бриллиантовой пылью или антикварный хронометр «с репетицией». Но даже это не рекомендуется.

О жизни яппи лучше всего узнавать из журналов, которые яппи сами для себя издают. Тиражи этих изданий крошечные, и распространяются они, в основном, среди своих.

Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 г. мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса.

Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие.

Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Экстремалы – те, кто любят жизнь как никто другой, но готовы рисковать снова и снова ради незабываемого чувства свободы.

Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 50-х гг. XX в., постепенно стало принято называть экстремальными. К таким видам спорта относятся скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание и т. д. Экстремальные виды спорта появляются на свет каждый день. Их характеризует высокая степень опасности для жизни и здоровья спортсмена, большое количество акробатических трюков, высокий уровень адреналина, который выделяется у спортсмена во время занятия спортом.




Top