Сунниты и шииты разница между ними. Суннизм — это одно из основных направлений ислама

Ислам наряду с христианством и буддизмом одна из самых распространенных религий в мире. Особенно много государств, исповедующих Ислам, находиться на востоке Европы и в северной Африке. Несмотря на это у мусульман есть противоречия, которые вылились в настоящую войну. Весь Исламский мир разделился на две враждующие друг с другом группировки: суннитов и шиитов.

Основным их отличием является то, что сунниты отрицаю возможность связи с Аллахом через духовенство , они исповедуют ислам как завещал им пророк, а шииты наоборот верят, что духовенство может и должно принимать важные решения касающиеся мусульманского права. Многие сунниты вообще не считаю шиитов мусульманами. Численность последних мала, поэтому они стараются избегать прямых вооруженных конфликтов.

С чего же все начиналось, откуда могли взяться эти различия?

Раскол начался сразу же после смерти Пророка Мухаммеда. Как только его не стало, пришла пора выбрать нового духовного лидера, большинство мусульман отдали предпочтение одному из друзей Мухаммеда Абу Бакра, по совместительству он еще являлся и его тестем. Это большинство в последствии и стало называться суннитами.

Оставшееся меньшинство поддержало двоюродного брата Пророка Мухаммеда, Али . Есть версия, что его назвал приемником сам Мухаммед. Все те, кто последовал за Али стали именовать себя шиитами и указывая на его кровное родство с Мухаммедом желали, чтобы именно он стал новым халифом. За это сунниты убили сына Али - это привело к отрытому противостоянию между этими двумя течениями, победа досталась суннитам, ведь у них и было большинство.

С годами разница во взглядах между этими двумя течениями только растет. И хотя все они уважают законы «Корана», в идеологическом плане их течения сильно различаются. Например шииты допускают существование «временного брака», по другому складывают руки во время молитвы, у них появились новые молитвы, которые сунниты считают необязательными, но самое главное они ждут появление на земле нового Пророка из числа последователей Мухаммеда.

Основные отличия суннитов от шиитов

По настоящему трудно сказать, что разница между этими течениями велика. Например в христианстве намного больше противоречий между католиками и православными. К какому бы из двух течений не относился мусульманин, он почитает лишь одну книгу - «Коран». Бытует ложное мнение будто у шиитов к «Корану» есть дополнение из десяти заповедей, это не более чем выдумка.
Вот самые распространенные выдумки, которые рассказывают сунниты про шиитов:

  • Сунниты думают, будто шииты считают настоящим Пророком не Мухаммеда, а Али, на самом деле это абсолютная лож. Ни один уважающий себя шиит никогда с этим утверждением не согласится. Они уважают власть Али, лишь из-за того, что он имеет родственные связи с самим Мухаммедом. Авторитет самого Пророка Мухаммеда здесь не подлежит сомнению.
  • Еще одно заблуждение, многие сунниты думают, что шииты признают имамов равными Мухаммеду. В реальности это совсем не так. Все началось с 12 потомков Пророка, ставших в последствии имамами, все они почитаются и уважаются шиитами. Они были не обычными детьми Али, они были кровными родственниками Пророка. Только за эту связь они и пользуются таким огромным авторитетом, считается что имамы - это потомки Мухаммеда, неуважительно относится к ним, значит уменьшать авторитет самого Пророка.
  • У мусульман существует такой налог, как закят - это обязательное пожертвование, его сбором занимаются специальные сборщики закята, все средства полученные таким путем идут на помощь нищим. Шииты признают этот налог, но считают что выплачивать его необходимо не сборщикам закята, которые могут распорядиться частью этих средств по своему личному усмотрению, а напрямую самим нищим. Так же у шиитов есть еще один налог - хумс, пятая часть свободных от основных расходов денег отдается в пользование имама.


Нельзя сказать, что такие особенности шиитов в корне противоположны учениям суннитов. Сейчас обе эти группы живут мирно, но несмотря на это, многие сунниты называют шиитов неверными. Существует множество экстремистски настроенных сект, постоянно подстрекающих друг друга к насилию. Помимо этого разногласия зачастую происходят по политическим мотивам, эти разногласия усиливают конфликт между мусульманами всего мира.

Сунниты и шииты сейчас

Вооруженные конфликты в мусульманском мире зачастую происходят на фоне суннито-шиитского противоборства, несмотря на это большинство мусульман не смогут объяснить, какие именно расхождения в их течениях вынуждают их взяться за оружие и прибегать к насилию.

Инициаторами таких конфликтов чаще всего бывают сунниты, это объясняется их численным превосходством. Причины по которым они вступают в вооруженный конфликт, можно мягко назвать надуманными. Большим раздражением для всех суннитов является то, что шииты изменили текст декларации веры и к обычным словам добавляют: «Али друг Аллаха». Это очень сильно злит суннитов, но все же не так сильно, чтобы ради этого проливать кровь.

Политические конфликты подливают масла в пламя, поэтому в последнее время появляется все больше экстремистских организации. И хотя шииты всегда винят своих оппонентов в агрессии именно у них появилась такая экстремистская группировка как «Хезболла». Большинство экспертов сходится во мнении, что их внутреннее противостояние не столько опасно, сколько внешние воздействие. Страны из вне, постоянно пытаются стравить государства играя именно на таких противоречиях. Последствия этих действий мы можем видеть уже сейчас, одним из них является появление на свет такой группировки как «Исламское государство»(запрещена в РФ).

Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений. И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам:

«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)

О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.

В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) – сунниты и шииты.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Особенности суннизма

Сунниты (полное наименование – Ахлюс-сунна уаль-джама`а – «Люди сунны и согласия общины») – наиболее крупное и влиятельное течение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), и означает следование пути Божьего Посланника (с.г.в.). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна.

В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.

В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.

В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).

Особенности шиизма

Шиизм – исламское течение, в котором вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада (с.г.в.). Сам термин «шиит» происходит от арабского слова «ши`а» (переводится как «последователи»). Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али (р.а.) и его праведных потомков.

Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.

В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба (р.а.) непорочными имамами. В частности, джафариты (шииты-двунадесятники) признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых – имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка – имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Сунниты - самое крупное течение в исламе, а шииты - это второе по величине направление ислама. Разберёмся в чём они сходятся и в чём различаются.

Из всех мусульман 85-87% людей являются суннитами, а 10% людей шиитами. По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы - халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются:

  • Признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);
  • Признание четырёх юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов;
  • Признание школ акиды: асаритской, ашаритской и матуридитской.
  • Признание законности правления Праведных халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (шииты признают только Али).

Шииты в отличии от суннитов считают, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать не выборным лицам - халифам, а Имамам - назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Талибу.

Шиитское вероучение базируется на пяти основных столпах:

  • Вера в Единого Бога (Таухид).
  • Вера в Справедливость Бога (Адль)
  • Вера в Пророков и Пророчества (Набувват).
  • Вера в Имамат (вера в духовное и политическое руководство 12 имамов).
  • Загробный мир (Маад)

Раскол шиитов и суннитов

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли . Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Сунниты и шииты в России

В России в основном мусульмане сунниты, лишь на юге Дагестана мусульмане шииты .

Вообще численность шиитов в России незначительна. К этому направлению ислама принадлежат проживающие в Республике Дагестан таты, лезгины селения Мискинджа, а также азербайджанские общины Дербента, говорящие на местном диалекте азербайджанского языка. Кроме того шиитами является большая часть проживающих в России азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют до 85 % населения) .

Убийство шиитов в Ираке

Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.

Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.

История раскола шиитов и суннитов

Это трагическое и глупое разделение не основывается на каких-либо серьезных и глубоких различиях. Оно, скорее, традиционное. Летом 632 года пророк Мохаммед умирал, а за занавеской из пальмовых волокон уже начался спор, кто заменит его — Абу Бекр, тесть Мохаммеда, или Али — зять и двоюродный брат пророка. Борьба за власть и была первопричиной раскола. Шииты считают, что первые три халифа — Абу Бекр, Осман и Омар — некровные родственники пророка — незаконно узурпировали власть, и только Али — кровный родственник — обрел ее законно.

В одно время даже существовал Коран, состоящий из 115-ти сур, в то время как традиционный Коран содержит 114. 115-я, вписанная шиитами, названная «Два светила», была призвана поднять авторитет Али на уровень пророка Мохаммеда.

Борьба за власть в конце концов привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербела (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов. В наше время, в так называемый день Ашуры (по мусульманскому календарю в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, люди наносят себе удары цепями и саблями. Сунниты тоже чтят Хусейна, но считают излишним такой траур.

Во время хаджа — паломничества мусульман в Мекку — разногласия забываются, сунниты и шииты вместе преклоняются Каабе в Запретной мечети. Но многие шииты совершают паломничество в Кербела — туда, где был убит внук пророка.

Шииты пролили много крови суннитов, сунниты — шиитов. Самый длительный и серьезный конфликт, с которым сталкивается мусульманский мир — это не столько конфликт между арабами и Израилем, или между мусульманскими странами и Западом, сколько конфликт внутри самого ислама из-за раскола между шиитами и суннитами.

«Теперь, когда осела пыль войны в Ираке, стало ясно, что неожиданными победителями в ней оказались шииты, — писал вскоре после свержения Саддама Хусейна научный сотрудник лондонского Королевского Института по международным делам Май Йамани, — Запад осознал, что местонахождение основных запасов нефти совпадают с теми районами, в которых шииты составляют большинство — Иран, Восточная провинция Саудовской Аравии, Бахрейн и Южный Ирак». Именно поэтому американское правительство заигрывает с шиитами. Даже убийство Саддама Хусейна — это своеобразная подачка шиитам. В то же время — свидетельство того, что сценаристы иракского «правосудия» пожелали внести еще больший раскол между шиитами и суннитами.

Сейчас нет мусульманского халифата, из-за власти в котором и началось разделение мусульман на шиитов и суннитов. Значит, нет уже предмета спора. А теологические различия настолько надуманны, что могут быть нивелированы ради единства мусульман. Нет большей глупости, чем суннитам и шиитам вечно держаться этих различий.

Пророк Мохаммед незадолго до смерти сказал собравшимся в мечети мусульманам: «Смотрите же, не становитесь после меня заблудшими, которые рубят друг другу головы! Присутствующий да известит об этом отсутствующего». Затем Мохаммед обвел людей взглядом и дважды спросил: «Довел ли я это до вас?» Все это услышали. Но сразу после смерти пророка мусульмане стали «рубить друг другу головы», ослушавшись его. И до сих пор не желают услышать великого Мохаммеда.

Не пора ли остановиться?

В мире немало религий, но еще больше каждая религия имеет ветвей. К примеру, в исламе существует два больших направления - сунниты и шииты, которые имеют как теологические, так и некоторые политические разногласия, которые в наше время переросли в полномасштабную войну. Однако уже сейчас многие исследователи этого конфликта понимают, что он скорее политический. Сами же мусульмане, возможно, уже и забыли бы про него, продолжая жить своей жизнью, однако, как оказалось, не все так просто.

На арену вышли правители стран, которым оказалось, выгодно вспомнить древнюю вражду между этими двумя течениями, ведь территории некоторых исламских государств оказались ценны своими ресурсами. Помимо этого, был еще и политический интерес со стороны правящих верхушек самого Востока.

Итак, мы в статье рассмотрим подробнее исторические предпосылки формирования различия суннитов и шиитов, а также к чему все это привело в мире сегодня. Немаловажным будет подумать о подоплеке внезапно вспыхнувших распрей между мусульманами, почему это случилось, отчего так произошло? Все это мы и попробуем осветить в данной статье.

Пророк Мухаммед - основатель ислама

Как известно, до появления Мухаммеда на востоке было многобожие. После полученных от архангела Джебраила божественных посланий, Пророк стал проповедовать единобожие. Путь его был достаточно труден, ведь люди к новой религии отнеслись с недоверием. Первыми последователями Мухаммеда стали его жена Хадиджа, племянник Али и два вольноотпущенника Зайд и Абу-Бекр.

Дальнейшее обращение арабов происходило трудно. Первую публичную проповедь Мухаммед совершил в 610 году в Мекке. По историческим исследованиям, она содержала элементы иудаизма и христианства. Однако ее плюсом было то, что читалась она рифмой, что значительно облегчало ее восприятие для слушателей, в своем большинстве неграмотных.

К слову сказать, написанная с его слов Священная Книга - Коран - содержит библейские сюжеты, которые тщательно пересмотрены с точки зрения восточной традиции. Таким образом, ислам и христианство имеют точки соприкосновения, пусть и несколько отличаются в догматическом плане. Однако главный момент - единобожие - присутствует в обоих.

После переселения Мухаммеда в Медину, он постепенно добавлял новые аспекты в свою религию, что вскоре и привело к обособлению ислама от иудаизма и христианства. Минусом в развитии мусульманства стало то, что после смерти Пророка, началась борьба за власть. Все это привело к тому, что последователи разделились на два лагеря - суннитов и шиитов. Такая ситуация сохраняется и по нынешнее время, только политическое разделение повлекло за собой еще и теологическое (правда, небольшое).

Возникновение двух больших ветвей ислама - суннитов и шиитов

Как видно, пророк Мухаммед оказал действительно большое влияние на формирование ислама в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Однако после его смерти некоторые моменты из его учения претерпели изменения. Самым главным было то, что на его место было четверо претендентов, и каждый считал, что его кандидатура является самой правильной. Однако наибольший конфликт произошел из-за того, что некоторая часть мусульман посчитала, что последователем Пророка должен быть его кровный родственник. Таковым был зять и двоюродный брак Мухаммеда - Али. Именно отсюда и произошли первые различия суннитов и шиитов.

Как видно, изначально это разделение никак не относилось к теологическим аспектам. Со стороны появившегося течения шиитов (само слово с арабского переводится, как "приверженец, последователь Али") было отрицание момента провозглашения халифом тестя Мохаммеда - Абу. Они считали, что правильно будет, если им станет кровный родственник - Али. Однако этого не случилось.

Этот раскол в дальнейшем привел к тому, что в 661 году Али был убит. Его двоих сыновей - Хасана и Хусейна - тоже постигла та же участь. Мусульмане шииты восприняли смерть Хусейна с наибольшим трагизмом. Этот момент вспоминается арабами каждый год (причем как шиитами, так и суннитами, только для последних все не так трагично). Последователи же Али устраивают настоящие траурные процессии, помимо этого, используют цепи и сабли для нанесения себе ран.

Течение суннизма

Итак, теперь расскажем поподробнее все про течение суннизма. На сегодняшний день это самая большая ветвь ислама. Следует отметить, что мусульмане шииты и сунниты, разница которых изначально была несущественна, сейчас имеют некоторые отличия в толковании Корана - Священной Книги в исламе. Для этого течения характерно буквальное ее понимание. Они руководствуются “сунной”. Это особый свод правил и традиций, которые опираются на реальную жизнь Пророка Мухаммеда. Все это записано его последователями и сподвижниками.

Самым главным в этом течении является строгое следование предписаниям, записанным Пророком. Некоторые подобные направления даже принимали крайние формы. К примеру, у афганистанских талибов мужчины обязаны были носить определенный размер бороды, а также правильную одежду. Все должно было быть так, как описано в сунне.

Помимо этого, власть в этом течении не зависит от того, является ли избираемый потомком Мухаммеда. Его просто выбирают или назначают. Имамом же для суннитов является духовное лицо, которое, к тому же, заведует мечетью.

Следует отметить, что в суннизме существует четыре признанные школы:

  • маликитская;
  • шафиитская;
  • ханафитская;
  • ханбалитская;
  • захиритская (на сегодняшний день эта школа полностью исчезла).

Мусульманин вправе выбрать любую из представленных выше и следовать ей. Каждая из них имеет своего основателя, а также своих последователей. Ниже будет рассмотрено, в каких государствах они наиболее популярны.

Течение шиизма

Как было сказано выше, шиизм появился в результате политического раскола в исламе, когда некоторые последователи Пророка Мухаммеда не захотели подчиняться выбранному халифу, а не его кровному родственнику. В результате всего этого через некоторое время появились довольно существенные отличия в этом направлении, которые окончательно разделили две ветви ислама.

Для шиитов вполне позволительно толковать предписания Пророка. Однако на это должно быть у человека право. В свое время шиитов за это величали “немусульманами” и “неверными” (да и сейчас такое случается). В этом заключаются главные различия суннитов и шиитов.

Вторым самым большим отличием является то, что равным Пророку для них является и его племянник - Али. Следовательно, власть переходит только кровным родственникам Мухаммеда.

Мусульмане-шииты изучают в сунне только ту часть, которая относится к Мухаммеду и его родственникам (в отличие от противоположного течения, в котором изучается весь текст). Также для них важен трактат ахбар, который означает весть о Пророке.

Для последователей Али имамом является потомок Пророка и духовный лидер. Также существует верование, что когда-нибудь появится мессия, который предстанет, как скрытый имам. О нем даже есть особая легенда, которая повествует о том, что был двенадцатый имам Мухаммед, который в отроческом возрасте пропал при необъяснимых обстоятельствах. И с тех пор его никто не видел. Однако исламские шииты считают его живым. Они верят, что он находится среди людей и когда-нибудь придет к ним и поведет за собой.

В чем схожесть течений?

Однако, даже учитывая все вышеперечисленное, можно отметить, что течения в принципе одинаковы. К примеру, намаз суннитов и шиитов может совершаться вместе, в некоторых мечетях это практикуется особо. Оба эти направления мусульман читают и изучают сунну (вопреки расхожему мнению, что шииты этого не делают). Только последователи Али следуют той части в ней, которая записана от членов семьи Мухаммеда.

Помимо этого, любые распри забываются на время проведения хаджа. Они его совершают совместно, правда шииты, помимо путешествий в Мекку и Медину, могут еще выбрать место паломничества в Кербела или Эн-Наджаф. Именно там, по преданию, находятся могилы Али и его сына Хусейна.

Распространение суннитов в мире

Мусульмане-сунниты считаются самыми распространенными в исламе. По официальным данным, на все количество верующих их приходится около восьмидесяти процентов (или где-то порядка полутора миллиардов человек).

Теперь рассмотрим, в каких странах и регионах популярны четыре основных школы суннизма. К примеру, маликитская школа распространена в Северной Африке, Кувейте, Бахрейне. Шафиитское направление популярно в Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, а также существуют большие группы в Пакистане, Малайзии, Индии, Индонезии, Ингушетии, Чечне и Дагестане. Ханафитское течение распространено в Средней и Центральной Азии, Азербайджане, Казахстане, Турции, Египте, Сирии и др. Ханбалитское направление популярно в Катаре и Саудовской Аравии, многочисленные общины имеются в ОАЭ, Омане и некоторых других государствах Персидского залива.

Таким образом, мусульмане-сунниты имеют значительное распространение в Азии. Также существуют различные общины и в других странах по всему миру.

Страны, которые поддерживают шиизм

Те, кто являются последователями Али, считаются малочисленными относительно суннизма, в мире их не более десяти процентов. Однако в некоторых случаях они занимают целые страны. Шииты, которые живут, к примеру, в Иране, по своей численности занимают практически всю его территорию.

Помимо этого, последователями Али являются больше половины населения Ирака, а также достаточно большая часть тех, кто исповедует ислам в Азербайджане, Ливане, Йемене, Бахрейне. Более малочисленное их количество наблюдается и в других странах Востока. К примеру, набирают численность чеченцы-шииты при поддержке властей (конечно, это событие находит своих недовольных). Многие приверженцы “чистой религии” - суннизма - считают провокационными действиями те, когда литература и учение шиизма находится в свободном доступе, что приводит к увеличению количества верующих.

Таким образом, можно сказать, что шииты являются довольно серьезной политической силой, особенно в последнее время, когда внутреннее противостояние между двумя течениями вылилось в военную форму.

Мусульмане в России

В России также проживает немало людей, которые исповедуют ислам. Это исповедание второе по многочисленности в государстве. Все-таки половина страны находится в Азии, где эта религия является одной из главных. Сунниты в России считаются наиболее многочисленной веткой ислама. Шиитов гораздо меньше, и находятся они большей частью на Северном Кавказе. Также много среди последователей Али азербайджанцев, которые переселились в Россию после того, как Советский Союз распался. Еще можно встретить шиитов в Дагестане среди татов и лезгин.

На сегодняшний день ярко выраженных конфликтов между разными направлениями среди мусульман не наблюдается (хотя в мире этого достаточно).

Военные действия между течениями

Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.

С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.

Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).

Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения - шииты.

Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда - это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.

Политика и ислам

Как видно из вышеописанного материала, отличие суннита от шиита небольшое. Однако именно это позволило исламу разделиться на два противоборствующих течения, которые на протяжении нескольких последних десятилетий имели кровавые конфликты на некоторых территориях земного шара. То, что началось давным-давно, продолжается до сих пор, и конца этому не видно.

Следует заметить, что в войне суннитов и шиитов немаловажную роль сыграло то, что на территории исламских стран были обнаружены немалые запасы нефти. Конечно, это не могло не заинтересовать правящие верхушки некоторых других государств. Сегодня многие политики утверждают, что весь конфликт и был построен по программе Запада, в частности США. Это государство имело свой интерес на данных территориях, не только ресурсный, но и банальное обогащение за счет поставки вооружения как одной, так и другой стороне конфликта. Помимо этого, существует негласная поддержка радикальных организаций (оружием и финансово) на каждой территории конфликта, что, естественно, приводит к увеличению хаоса и насилия.

Итак, если вы хотите разобраться в хитросплетениях конфликтов на Востоке, то следует смотреть гораздо глубже. Увидеть, что довольно много заинтересованных в том, чтобы война продолжалась. Как говориться, ищите тех, кому это нужно. К примеру, в конфликте в Йемене очень четко проступает роль правителей в регионе, которые хотят завоевать лидерство на территориях между Саудовской Аравией и Ираном. И совсем это не война между суннитами и шиитами, а банальная борьба за власть и ресурсы.

Заключение

Итак, теперь мы видим, какие есть различия суннитов и шиитов. Конечно, все это в большей степени находится в головах верующих, ведь не так важно полное соблюдение всего свода правил, гораздо важнее, что происходит в душе. С именем Господа на устах творились многие беззакония в мире, и история тому большое доказательство. Очень просто разжечь вражду между противоборствующими течениями, гораздо труднее привести их к миру и терпимости.

В заключение следует вспомнить слова Пророка Мухаммеда, которые он сказал перед своей смертью. А именно о том, чтоб не стать заблудшими, не рубить головы своих единоверцев. Также Пророк повелел донести об этом до всех тех, кого не было подле него. Пожалуй, это был самый главный завет, который очень нужно вспомнить и соблюсти именно теперь, когда распри поглотили наш мир. Когда так называемая “арабская весна” заполонила восточный мир, когда кровавые конфликты не желают останавливаться и гибнет все больше и больше простых людей. Политологи же смотрят на эту ситуацию с возрастающей тревогой, так как в этой войне не может быть победителей.

В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты ” и “сунниты ”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения - политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент - те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее - “партия Али”.

Сунниты считают праведными четырех первых халифов - Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына - Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research , по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

Различия в религиозной практике

Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты - 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник - Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам - не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

Пять столпов суннитского ислама - декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

В шиизме пять основных столпов - монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе - молитвы, посты, хадж и так далее.

Шиитский полумесяц

Большинство шиитов проживают в Иране , Ираке , Сирии , Ливане и Бахрейне , составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.

В России, почти все мусульмане - сунниты
В Сирии, Россия воюет на стороне алавитов (ответвление шиитов) против суннитской оппозиции.




Top