Существуют ли в современном мире гоголевские герои. Творческая работа по литературе(в рамках НПК) "Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России"

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 г. в семье небогатых помещиков. Его интерес к литературе проявился во время учёбы в Неженской гимназии высших наук. Позже он начал преподавать историю в одном из Петербургских высших заведений. Тогда же он познакомился с Пушкиным.

Гоголю принадлежит множество литературных шедевров, которые принесли ему известность и славу. Это и сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «Тарас Бульба», и «Шинель», и, конечно же, «Мёртвые души», произведение, написанное по сюжету, который Пушкин подарил Гоголю.

Актуален ли Гоголь сегодня? Мне кажется – да. Он не может быть не актуален, так как проблемы, поднимаемые в его произведениях, были характерны для русского общества на протяжении всей его истории. Конечно же это, во-первых, произвол чиновников и «сильных мира сего», которые не гнушаются использовать свою власть в личных целях, это и надувалы, люди, привыкшие делать деньги из ничего, и просто пустые посредственности, выбивающиеся в люди лизоблюдством и присмыканием. Все они знакомы современной России.

Ведь и теперь, зачастую, чиновники ищут личной выгоды почти в каждом деле, стараются всячески применить свою власть не для помощи людям, а для своей наживы. А аферисты? Мы почти ежедневно встречаемся с ними: подставные фирмы по продаже жилья, несуществующие турбюро, жулики, втягивающие людей в свои аферы. Чичиков, несомненно, более приятный персонаж, но суть у них одна – надувательство простых людей. Про тех, кто добивается своих целей присмыканием и лизоблюдством, и говорить не стоит, ведь наверняка каждый не раз в своей жизни встречался с такими людьми.

Гоголь, несомненно, актуален. Он тонко понял те проблемы, которые являются основными и, пожалуй, неискоренимыми в нашем обществе, и описал их. Конечно, современные гоголевские герои выглядят по-другому, их окружение изменилось. Но вот суть…Суть осталась та же, что и у героев XIX столетия. И, пожалуй, ещё через двести лет она вряд ли изменится, а Гоголь будет столь же актуален, как и теперь.

Перед Гоголем должно благоговеть…. время! Как много упало в его бездну, но Гоголь, его имя и сегодня блистает не только в афишах театров, но и даёт жизнь гоголевскому искромётному юмору, преподнося уроки справедливости. Сегодня он просто востребован временем, его герои очень часто бродят среди нас, таких же с виду благонравных и благополучных, Хлестаковых и Маниловых, уличая нас, публику XXI века, в подлом и мелочном и порой кажется, что герой его произведения – это отголосок времени, ведь у нас много своих героев, как бы списанных и прописанных у нас, в XXI веке.

Я думаю, что никто до Гоголя не написал так полно и правдиво о русском чиновничестве, которое, увы, не переменилось и в наше время. Смеясь, он безжалостно проникает в самые зловредные уголки этой нечистой зловредной души.

Но и сегодня картины нашего быта, государственного уклада вряд ли обрадовали писателя, мы так же достойны осмеяния.

И сегодня можно лицезреть племя скряг и стяжателей, схоронившихся под ломом чинов и портфелей.

Другое дело, видя все это, нет страдающего за наши души, вопля в этом бездушном мире, который бы вырвался наружу и осветил убогое и мелочное в нас, в устройстве нашего дня.

День сегодняшний вызывает горькое раздумье о человеке, о его трагической судьбе в современном мире, о непредсказуемости, в которой придется жить нашим детям, и только острое чувство гражданственности, самосознания поможет переменить жизнь, как этого хотел Гоголь. А сегодня это необходимо как никогда!

Уже более века назад устами Тургенева Россия высказала скорбь свою, потрясенная известием о безвременной кончине Гоголя, и до сих пор по живому звучат тургеневские слова, выражая вечно живую любовь и благодарность Родины к одному из прекрасных своих сыновей: «Гоголь умер!» Какую русскую душу не потрясут эти два слова…»

Введение в роман образа главного героя, который отображает ту действительность, в которой живет автор, является одной из отличительных черт романтизма в литературе . Но посколько основной романтический конфликт - это конфликт личности и общества, главный герой в таких произведениях почти всегда оказывается лишним и непонятным в его времени.

Герои времени Грибоедова

Первым романтическим произведением в русской литературе стала комедия А.С. Грибоедова Горе от ума , написанная в 1824 году. Главный герой, Чацкий, вступает в постоянные споры с представителями прошлого поколения, эпохи Екатерины. Чацкий - классический представитель своего времени, когда мысли молодых людей уже заходили в сторону либерального развития России, функционировали тайные общества и планировался переворот.

Чацкий активно выступает против существующего в обществе порядка, однако его никто не слушает: Чацкий оказывается проповедником на балу, неуместным и непонятным. Чацкий одинок , у него нет семьи или близких друзей, единственный путь для него - это путь декабриста, как и для многих интеллектуальных людей того времени.

Герои времени Пушкина

Образ героя времени продолжает развивать А.С. Пушкин в романе Евгений Онегин , который был закончен в 1830 году. Главный герой - это скучающий молодой человек, эгоистичный и насмешливый, но в то же время это Онегин - современный герой . Пушкин представляет его сверхчеловеком, который мнит себя выше других, однако не может толком реализоваться. Общество не понимает его, Онегин оказывается лишним.

Сначала вся его жизнь представляет собой сплошное развлечение, однако потом светские забавы надоедают ему. Он начинает скучать, от скуки провоцирует дуэль, на которой убивает молодого поэта Ленского. Потом решает поухаживать за уже замужней Татьяной и, скорее всего, жизнь лишнего человека закончится трагично: его вполне может вызвать на дуэль и убить муж Татьяны.

Герои времени Лермонтова

Далее этот образ развивает М.Ю. Лермонтов , который в 1840 году не стал ходить вокруг да около и назвал свой роман просто и красноречиво - Герой нашего времени , раскрыв основной смысл названия романа . Лермонтов показывает, как такой же умный, талантливый и возвышающийся над другими человек, как Онегин, становится лишним из-за тяжелых обстоятельств. Если в бедах Онегина был виноват он сам: у него были возможности для самореализации, просто он не хотел ими пользоваться, предпочитая хандрить, то Печорин, человек другой эпохи, - жертва обстоятельств и времени.

В этом романе уже описывается не либеральная александровская эпоха, а строгие годы правления Николая I, когда ужесточили цензуру и усилили контроль за обществом. У Печорина нет выбора, только служба в положении штрафного. Он пытается сам распоряжаться своей судьбой, убивает на дуэли раздражавшего его Грушницкого, но и это не спасает заложника ситуации. Образ Печорина действительно трагический - у него нет никакого выбора, никаких перспектив, а виновато в этом общество и власть.

Герой времени Гоголя

Новый образ героя времени вводит Н.В. Гоголь в поэме Мертвые души (1842 год), которая существенно отличается от предыдущих романов. Замысел Мертвых душ здесь другой. Главный герой - мошенник, обманывающий всех встречных. Но это еще и человек новой эпохи, тип, ранее не известный в русской литературе - хозяин-приобретатель.

Основная цель его жизни - накопить побольше, он собирается возвыситься над прочими за счет своего умения копить копейку (таким образом продолжается тема сверхчеловека). Однако Чичиков не считает себя лишним, ведь его замыслы очень простые и реалистичные, он не конфликтует с обществом.

Необходимость типичного героя времени

Анализируя эти произведения, а также историко-литературную ситуацию в России первой половины XIX века, можно сделать вывод, что необходимость в образе типичного героя времени возникает тогда, когда сам автор чувствует себя так или иначе неуместным в существующем обществе. Особенно выразителен в этом отношении герой Лермонтова, в котором больше всего автобиографичных черт.

Также стоит заметить, что образ героя времени - это деталь романтической литературы. К концу 1840-х годов романтизм в русской литературе плавно сходит на нет, уступая место реализму, следовательно, и лишний герой времени больше не нужен. Однако стремление авторов описывать типичные для своего времени характеры абсолютно естественно, оно сохранится в литературе вплоть до ХХ века.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Анализ «Доктора Живаго» Пастернака: двойственность и трагизм романа
Следующая тема:   «Лишние» и «странные» герои русской литературы: герой и его время

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Первомайская основная общеобразовательная школа№1

Научно-практическая конференция

«Шаг в будущее-2013»

Ученица 9 класса МОУ Первомайской ООШ№1

Руководитель: учитель литературы

Коренева Валентина Валерьевна

Первомайский 2013

Актуальность фантастических образов Н.В.Гоголя для современной России.

Нарышкина Наталья, ученица 9 класса

Россия

Забайкальский край

Шилкинский район

п.Первомайский.Чкалова,2

МОУ Первомайская ООШ№1

Содержание

Аннотация

1.Критики о творчестве Н.В.Гоголя.

2.Исследование.

2.1.Своеобразие гоголевской фантастики.

2.2.Фантастический образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель».

2.3.Фантастика в поэме «Мертвые души».

3.Заключение.

4.Литература.

Аннотация

Данная работа представляет собой исследование творчества Н.В.Гоголя.В работе представлены и проанализированы изучаемые в школьном курсе литературы произведения «Шинель» и «Мертвые души».

Используются разные методы исследования: поиск и изучение информации в литературных и интернет-источниках, анализ изучаемого материала и обобщение, анализ произведений писателя.

Данная работа-это попытка не только привлечь внимание к творчеству великого классика, но и обратить внимание на сегодняшнюю современную обстановку в обществе. Этой работой хочется обратить внимание людей на нравственную сторону жизни человека в современной России, посмотреть на себя со стороны.

Цель работы - показать актуальность произведений Гоголя для современной России.

В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:

1)изучение критической литературы по творчеству Гоголя;

2)изучение произведений писателя с точки зрения их актуальности;

3)доказать актуальность произведений для современной России.

В соответствии с поставленными целями и задачами мы предполагаем, что фантастические образы Н.В.Гоголя актуальны для современного общества. На примерах повести «Шинель» и поэме «Мертвые души» попытаемся подтвердить выдвигаемую гипотезу.

Критики о творчестве Н.В.Гоголя.

Проблемы гоголевской фантастики поднимаются Андреем Белым в его известном исследовании «Мастерство Гоголя» (1934). Анализируя фантастические образы в раннем творчестве Гоголя, Белый избегает традиционного описательно-регистрирующего подхода, он задается вопросом об их генезисе, ибо его интересует, прежде всего, механизм образования фантастики у Гоголя. Эти вопросы приводят Белого к психофизиологическим основам гоголевской фантастики. Белый полагает, что гоголевские фантасмагории обусловлены «смещенностью» авторского взгляда . «Фантастика возникающих образов, - пишет он, – иллюзия субъективного зрения от смещенности перспектив». Эта искаженная перспектива соотносится с фантасмагорическим мотивом «кажимости». Так, герою «Сорочинской ярмарки» чудятся «роги», а потом по законам ассоциативного мышления появляются черти.

Фантастика - это особая форма отображения действительности, логически несовместимая с ре­альным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, ис­кусстве и в особых, гротескных и «сверхъестест­венных», образах выражает миросозерцание чело­века.

В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действую­щего в исключительных обстоятельствах. Это ос­вобождало писателя от каких-либо ограничиваю­щих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Види­мо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который ак­тивно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях.

Н. В. Гоголь - исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал пленитель­ный образ Родины, обращаясь не только к моти­вам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Сочетание романтическо­го и реалистического становится важнейшей осо­бенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта, коми­ческие эпизоды, национальные подробности удач­но сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным лиричес­ким пейзажем, выражающим настроение, эмоци­ональную насыщенность повествования. Нацио­нальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свиде­тельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гого­ля национального, самобытного начала.

В «Шинели» 1842 года мы видим нового Гоголя, ранее нам неизвестного. Автор «Миргорода» и «Ревизора», где он выступил беспощадным обличителем человеческих пороков, в своей новой повести глубоко сострадает главному герою. В этом произведении великого русского писателя живет скорбь, печаль о нравственном несовершенстве человека.

Ф.М.Достоевский ощутил в ней плач скорбящей души своего гениального учителя: «Он (Гоголь) из анекдота о пропавшей у человека шинели сделал ужаснейшую трагедию».

«Смех Гоголя 30-х годов преклонился на жалость, - пишет исследователь И.П. Золотусский, - эта последняя повесть Гоголя лежит на полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму и является узловой почтовой станцией на дороге русской литературы».

В 1847 году, при жизни Белинского, увидевшего в образе Башмачкина тип социально-угнетенного «маленького» человека, критик Аполлон Григорьев в своем труде «Гоголь и его последняя книга» писал: «...в образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного...» .

Так в середине 19 века было заявлено о религиозном уровне осмысления повести, но голос критика почти не был услышан. В наше время М.М.Дунаев в своей книге «Православие и русская литература» пишет, что пошлость для Гоголя есть «понятие религиозное», и многих своих персонажей Гоголь судит, сопоставляя их поступки с откровениями Священного Писания.

Гоголевские герои нарушают евангельские заповеди любви, милосердия, снисхождения к ближнему. Нарушая заповеди, они совершают богоотступничество, в результате чего мертвеют их души, а жизнь оказывается пустой и бессмысленной. Душа человека становится беззащитной перед силами зла и может подвергаться различным плачевным состояниям: от животного страха до смертельного уныния, в отличие от души высокой и твердой, которая, по выражению преподобного Серафима Саровского Чудотворца, «не отчаивается ни при каких несчастьях ».

Фантастические образы Гоголя-это попытка обратить внимание человека на самого себя, задуматься о своих поступках, соотнести собственную жизнь с заповедями Христа и сделать вывод о том, правильно ли я живу, по-человечески ли поступаю с людьми,не омертвела ли душа под влиянием денег, под влиянием среды???

Исследование

Творчество Николая Васильевича Гоголя уникально,а его произведения актуальны в современной России, потому что великий классик высмеивает казнокрадов, чиновников, бюрократов, взяточников. В его творчестве много поразительного, вызывающего удивление: смешное переплетается с трагическим, фантастическое - с реальным.

Мне думается, что злободневность данной темы для сегодняшнего состояния общества как никогда ярка, потому что у нас те же социальные проблемы, что и во времена Гоголя: каждый отдельно взятый человек абсолютно одинок в обществе, беспомощен и, по большому счету, бесправен. В современном мире правят деньги, не имея которых человек становится просто изгоем.

Своеобразие гоголевской фантастики.

Своеобразная гоголевская фантастика, уходит корнями в глубины народной культуры. Мысль писателя, обращаясь к явлениям действительности, быту, объективно познает мир в многомерных, взаимозависимых связях. С помощью фантастики писатель помогает читателям взглянуть на давно известное, привычное по-иному, помогает увидеть в обычном – аномалию, уродство окружающей социальной жизни.

Вообще, фантастика – свойство человеческого сознания. Народная фантастика переплетена с реальностью, она проясняет отношения между людьми, разделяя добро и зло. Торжество человека над злом – основной фольклорный мотив. Гоголь же пошел дальше: он показал мощь и силу человеческого духа, способного обуздать темные, злые силы, которые хозяйничают в природе и вмешиваются в жизнь людей. В литературе гоголевского времени фантастика занимала одно из важных мест. Многие произведения Гоголя, различные по сюжету, тематике, героям, объединены местом действия – Петербургом - городом невероятных происшествий, призрачно-абсурдной жизни, фантастических событий и идеалов. С ним в творчество писателя входит тема большого города и жизни в нем человека. И это не просто географическое пространство.

Гоголь создал яркий образ- символ города, одновременно реального и призрачного, фантастического. В судьбах героев, в заурядных и невероятных происшествиях их жизни, в молве, слухах и легендах, которыми насыщен сам воздух города, автор находит зеркальное отражение петербургской «фантасмагории». В Петербурге реальность и фантастика легко меняются местами. Повседневная жизнь и судьбы обитателей столицы – на грани правдоподобного и миражного. Невероятное вдруг становится настолько реальным, что человек не выдерживает этого – он сходит с ума, заболевает и даже умирает.

Фантастический образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель».

В одном петербургском департаменте служил чиновник по фамилии Башмачкин. Вида он был самого жалкого: низенького роста, лысоватый, рябоватый, морщинистый, бледный. Звали его Акакий Акакиевич. Имя Акакий в переводе с греческого означает «беззлобный».В департаменте все издевались над несчастным титулярным советником - даже сыпали ему бумажки на голову, уверяя, что это снег.

Акакий Акакиевич смиренно переписывал бумаги: на большее он не способен и не претендовал. Буковки вырисовывал с наслаждением. Он не делал ни одной ошибки в письме. Только уж если ему слишком докучали, спрашивал: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И в этих словах звучала жалостная нота: «Я брат твой».

И у нас на каждом шагу пренебрежительное отношение к бедным людям со стороны всласть имущих! Одевался чиновник очень плохо: все потертое, старенькое, да еще и мусор какой-то все время прилипал к вицмундиру. А зимой в Петербурге страшный мороз. Как вынести такие холода в жалкой шинелишке, которая служит предметом насмешек сослуживцев?

Шинель дотачивал и перешивал портной Петрович, но в конце концов он решительно сказал, что нужно шить новую. Где же взять денег? Акакий Акакиевич отказался от чаю, перестал жечь по вечерам свечи... Однако в жизни его появилась мечта - и он даже характером сделался как будто решительнее. Вот и готова шинель. Правда, вместо куницы наворотник «пустили кошку», но самую лучшую кошку.

В департаменте все поздравили титулярного советника с обновкой и предложили непременно обмыть шинель. В гостях он выпил два бокала шампанского. Свою шинель с неудовольствием обнаружил в прихожей на полу. Им овладела на улице невольная боязнь. И произошло страшное: чиновника ограбили - сняли с него шинель!

Но пристав пренебрегает несчастьем бедного чиновника: вместо того чтобы искать шинель, начинает расспрашивать, откуда это так поздно возвращался небогатый титулярный советник. И это тоже перекликается с нашей современной жизнью.

Башмачкин решается на визит к «значительному лицу» - но, гордясь своей значительностью, новоиспеченный генерал устраивает жалкому посетителю форменный разнос: «Понимаете ли вы, кто стоит перед вами?»Действительно, понимает ли какой – то Башмачкин, что перед ним стоит лицо значительное, властью обремененное – к такому не просто так и подойти

В конце повести Акакий Акакиевич посмертно становится мистическим защитником оскорбленных людей. Фантасмагория произведения подчеркивает абсурдность бездуховной реальности, потому что шинель становится объектом любви, поклонения.

В «Шинели» прозвучал робкий протест против бесправия человека: бессловесный и покорный Акакий Акакиевич, умирая, в бреду «сквернохульничал», и слова эти следовали непосредственно за словом ваше «превосходительство». В фантастическом окончании повести Башмачкин появляется в образе мстителя и сдирает «шинель с плеч» значительного лица.

Финал повести Н.В.Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после его смерти. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей.

Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случилось страшное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич.

Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.

Фантастика в поэме «Мертвые души».

Поэма "Мертвые души" занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в ней, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других».

Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования. Начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает свою сатиру и разоблачает преступный мир помещичье - чиновничьей России.

Создается впечатление, что автор обращается ко всему человечеству и рассматривает пути духовного воскресения, оживления. Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности, показывает людям, во что превратились их души.

Помещики– это призраки, как будто и не настоящие люди вовсе. Делал так Гоголь потому, что горячо любил Россию и надеялся на ее возрождение. Скопидомка, «дубинноголовая» Коробочка, наглец, прохиндей и плут Ноздрев, «прореха на человечестве» Плюшкин.… Вот ужасающие человеческие типы! Вот глубина деградации и нравственного падения! Фантастика и реальность переплелись… Душа Чичикова так же, как души помещиков и чиновников, омертвела. Ему недоступна «блистающая радость жизни», он почти полностью лишен человеческих чувств.

В поэме появляется мистический образ Копейкина – мстителя. Произвол и беззаконие творят не только власти губернского города, но ивысшие чиновники, само правительство. «Повестью о капитане Копейкине» Гоголь коснулся и этой весьма опасной темы.

Многозначительна концовка «Повести…». В рязанских лесах появилась «шайка разбойников, и атаманом- то этой шайки был якобы капитан Копейкин. «Повестью о капитане Копейкине» Гоголь напомнил чиновникам о гневе угнетенного народа, о возможности открытого выступления против власти.

Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В том и состояла задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Потом Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души.

Заключение

В данной работе мы попытались еще раз обратить внимание на классику и путем анализа известных произведений Гоголя показать актуальность ее звучания в современном обществе.

Гоголевская фантастика стала достоянием не только русской, но и мировой литературы, вошла в ее золотой фонд. Емкость, разящая сила смеха парадоксально соединены в его творчестве с трагическим потрясением, а фантастические образы не так уж далеки от реальных… Примечательно, что фантастика Гоголя несет очищающую силу, задача которой – оздоровление общества. Это ярчайший пример того, как литература помогает воспитанию честного, трудолюбивого человека, искренне радеющего за Отечество.

Фантастические образы в развитии доведены автором до абсурда, но чем страшнее эти примеры, тем чище будут души читателей, которые увидят ту глубину пропасти, в которую тянут за собой нечестные люди, заботящиеся о собственном благополучии любой ценой.

Использованная литература

    Анненков П.В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841г. Русская литература 19 века. Первая половина. М., - 1981

    Белинский В. Г. О Гоголе. Статьи, рецензии, письма.- М., 1999

3 Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2. М. -1996

4. Набоков В.В. Лекции по русской литературе.- М., Независимая газета, 1996.

5. Розанов В.В. Мысли о литературе.- М., Современник, 1989.


Художественная литература России богата талантливейшими писателями такими, как Александр Сергеевич Пушкин Иван Сергеевич Тургенев, Лев Николаевич Толстой. Каждый из них имеет свой собственный стиль. Однако, несмотря на эту индивидуальность, существует немало писателей, у которых есть что-то общее, например Михаил Юрьевич Лермонтов и Николай Васильевич Гоголь. Читатели утверждают, что их авторские позиции в произведениях "Герой нашего времени" и "Мертвые души" схожи.

Действительно ли это так? Попробуем разобраться.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно глубоко проанализировать отношение авторов к главным героям их произведений. Начнём с того, что и Михаил Юрьевич Лермонтов, и Николай Васильевич Гоголь относительно объективны к Печорину и к Чичикову. В произведениях чётко не прослеживаются осуждение героев или заступничества за них. Лермонтову жалко своего Григория Александровича, что он так и не смог найти себя в жизни, но оправдывать его порой чересчур жестокие поступки писатель не стал, потому что не находил это разумным. Что касается Гоголя, то он тоже отказался от субъективной оценки Павла Ивановича, дав на это право другим людям.

Добиться этого Гоголь и Лермонтов смогли с помощью нестандартных композиций. Начале поэмы "Мертвые души" мы совсем немного узнаем у Чичикове, наше мнение о нем складывается из оценок контактирующих с ним людей, различных сплетен и собственных чувств. Ближе к концу у нас уже сформировывается целостная картина: герой – самый настоящий подлец, готовый на всё ради денег. Затем появляется глава, где находится подробное описание прошлого Павла Ивановича. Конечно, этот рассказ не делает из персонажа ангела, но мы понимаем, что Чичиков стал таким ввиду различных обстоятельств, которым иногда просто не мог противиться.

В романе "Герой нашего времени" прослеживается похожая композиция. Нарушенная фабула дала нам возможность посмотреть на Печорина его глазами и глазами его знакомых. Когда мы читаем рассказ Максима Максимыча, у нас создается ощущение, что Григорий Александрович – бесчувственный сухарь, который ни любить, ни дружить не умеет. Затем в романе идут главы, о событиях которых повествует сам Печорин. Тут мы понимаем, что герой все уже умеет чувствовать, что он тоже человек. Уже полученные впечатления смешиваются с новыми, и появляется правильное представление о персонаже.

Таким образом, проанализировав произведения Михаила Юрьевича Лермонтова и Николая Васильевича Гоголя, мы можем сделать вывод, что они действительно похожи. Создав у читателя впечатление, что их герои – настоящие подлецы, авторы дали им второй шанс, чтобы проявить себя по-другому. Также писатели учат нас не давать поспешных оценок. Познав одну сторону человека, не стоит забывать и о другой, потому что внешние и внутренние черты зачастую сильно различаются.

Обновлено: 2017-08-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Николай Васильевич Гоголь – литературный талант России 19 века. Первое произведение – стихотворение «Италия» – увидело свет в 1829 году. Писательством занимался практически до последних дней жизни.

Его творения очень самобытны, здесь мистика тесно переплетается с реальной действительностью. Визитной карточкой писателя стали зарисовки «натуральности» обычной жизни, отражение голой российской действительности без прикрас и сглаживания. Он впервые создал социальные типажи, наделяя своих героев общими чертами людей определенного социального слоя, удивительно точно обобщил все характерное для русских городов, создавая единый образ провинции и большого города. Каждый персонаж Гоголя – не некая известная личность, но собирательный образ, воплощающий в себе характеры и нравы целого поколения или социального пласта.

Лучшие работы

Без учета уничтоженного 2-го тома «Мертвых душ» всего литературный багаж Гоголя насчитывает 68 произведений. Самые известные из них:

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
  • «Вий»,
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,
  • «Нос»,
  • «Шинель»,
  • «Записки сумасшедшего»,
  • «Выбранные места из переписки с друзьями».

Список далеко не полный, но данные сочинения способны максимально представить творчество автора.

Пожалуй, самое известное произведение писателя – пьеса-комедия «Ревизор» в 5-ти действиях. Работу над ней автор начал осенью 1835 года, и всего через полгода – в январе 1836 – закончил писать. Главный персонаж – мелкий питерский чиновник Хлестаков, которого все приняли за важного проверяющего. Пронырливый чиновничек быстро смекнул, что к чему, и стал вовсю пользоваться положением дел, принимая взятки, подарки и бесплатно угощаясь на светских обедах. Все лебезили перед ним, стараясь задобрить и угодить.

Когда он уезжает из города, всем случайно становится известно, что Хлестаков – пройдоха, и тут в городок приезжает настоящий ревизор. Немая сцена.

Пьеса не раз ставилась на подмостках театров, в том числе и европейских. И хотя первая постановка в Санкт-Петербурге не получила успеха, все последующие были очень тепло встречены публикой.

В дневниках Гоголя найдено упоминание о том, что идею «Ревизора» ему подал Пушкин, который был одним из первых слушателей пьесы и принял ее с большим восторгом.

Гениальное произведение. Глубокое по сути и полноценное по художественному оформлению. Одна из самых значимых работ автора, которая, согласно записям самого Гоголя, изначально задумывалась как трехтомник. Первый том увидел свет в 1842 году. Второй так и не был издан. По общепринятой версии, основанной на свидетельстве слуги писателя, «будучи в состоянии физической слабости и душевного расстройства», Николай Васильевич сжег уже готовую рукопись второго тома. После смерти Гоголя в его черновиках были найдены рукописные первые 5 глав. Сегодня они хранятся в личной коллекции американского бизнесмена русского происхождения Тимура Абдуллаева. О третьем томе известно только то, что задумывался он как описание исправившихся после «чистилища» героев поэмы.

Сюжет произведения также подсказал Пушкин. В результате родился литературный шедевр, повествующий о похождениях главного героя – коллежского советника Чичикова, который в городе N скупал у помещиков «мертвые души», то есть умерших крепостных. Зачем ему это понадобилось? Он планировал в дальнейшем заложить их в банке и на полученный кредит купить какое-нибудь имение для обустройства своего будущего. События развивались таким образом, что афера провалилась, и Чичиков попал в жандармерию, откуда его с трудом выручил миллионер Муразов. На этом первый том заканчивается.

Самые колоритные персонажи:

  • «сладкий до приторности» помещик Манилов, бесполезный для общества человек, пустой мечтатель;
  • Коробочка – известная всем своим корыстолюбием и мелочностью помещица;
  • Собакевич, все усилия которого направлены только на обустройство быта и укрепление материального благополучия;
  • Плюшкин – самый карикатурный персонаж. До чрезвычайности скуп, жалеет выкинуть даже оторвавшуюся от сапога подошву. Невероятно подозрителен, отказался не только от общества, но даже от родных детей, считая, что каждый желает его обобрать и пустить по миру.

Эти и многие другие герои отражают мир перевернутых ценностей, утраченных идеалов. Их души пусты, мертвы… Такой взгляд позволяет иносказательно интерпретировать название «Мертвые души».

Поэма выдержала множество театральных постановок, экранизаций. Была переведена на разные языки.

Эта повесть – очень серьезная работа. Освещает героизм украинского народа в борьбе с турками и татарами. Она масштабна по содержанию и охваченным ею событиям, образы ее героев эпичны, основой для их создания послужили былинные богатыри.

Главные сцены повести – бои запорожских казаков с чужеземными захватчиками. Они выписаны крупным планом, внимание уделено деталям. Ход боя, действия отдельных воинов, их внешний вид описаны подробно, яркими штрихами.

Каждый выдуманный персонаж в повести гиперболичен. Образы отражают не отдельные исторические личности, но целые социальные пласты того времени.

Для написания «Тараса Бульбы» Николай Васильевич изучил множество исторических источников, летописей, былин, народных песен и сказаний.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Этот двухтомник вышел в 1832 году. Каждый том содержит 4 повести, действие которых охватывает 17-19 века. Гоголь очень тонко окольцовывает прошлое и настоящее, сплетает быль и сказку, придавая своему произведению историческую и духовную слитность.

«Вечера…» получили очень высокие оценки литературных критиков – современников автора, а также таких метров, как Пушкин, Баратынский. Сборник завораживает читателя не только сказочностью сюжетов, но и высокой поэтичностью слога.

По сути, «Вечера…» – это фантастика, мастерски обработанный народный фольклор. На страницах произведения рядом с людьми поселились ведьмы, колдуны, русалки, лешии, черти и прочая нечистая сила.

Заключительный аккорд

Гоголь – писатель с большой буквы. Сложно однозначно выделить самое известное произведение этого автора. Сложно словами передать всю глубину, поэтичность и содержательность его работ. Только непосредственно ознакомившись с каждым произведением, можно не столько понять, сколько прочувствовать живой, богатый и самобытный талант Гоголя. Читатель обязательно получит большое удовольствие от прочтения его сочинений.




Top