Свойственны ли русскому народу такие универсалии. Присуща ли русскому народу "всемирная отзывчивость"? Вопросы и задания

Уважаемые Товарищи. Позвольте представить научные толкования Темы Тайны Догмата - "Святой Троицы" ...... или в толкованиях Этно-Русского народа это культура работы трех триединых совокупности процессов - это Правь, Явь, Навь....... или в более древней культуре это три триединых совокупности процессов - это Ясунь, Мирдгард, Дасунь......... в толкованиях на основе технологии Русской Философской культуры - Триединства от идеалистического начала? Наиболее употребительно летоисчисление от «Сотворения Мира в Звёздном Храме» - мирного договора между Асуром, князем славяно-ариев, и Аримом, князем Империи Великого Дракона (Китай) в 5527 г. до н. э. (на 2019 г. по современному летоисчислению) после победы над Китаем. Одним из памятников той эпохи считают Великую Китайскую стену и символическое изображение всадника, поражающего дракона. Материалы направляю с одной целью - ознакомления и Узнать когда и как в России возродится эта технология и какие действия с моей стороны нужно по вашему мнения предпринять??? Теория организации, работы и СМЕНЫ поколений духовности Этно-Русского Народа. (на основе технологии Триединства от идеалистического начала) Почему Вы называете технологию материалистической диалектики, которую привнесла в Святую Русь Еврейско-Христианско-Коммунистической религией, ФИЛОСОФИЕЙ Духовности Православия? Преамбула. Ваше Христианство противоречит технологии работы культуры жизни Этно-Русского Народа. Потому что современная Цивилизация это господство технологии материалистической диалектики. А Технология работы Культуры жизни людей в целом это работа Гармонии многообразия или это технология триединства от идеалистического начала. Название "Православие", происходить от технологии работы Прави или опыта жизни Предков. А Духовность Этно-Русского Народа это работа трех триединых совокупности процессов - Прави, Яви, Нави. НУ или технология работы трех триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки. Позвольте представить НАУКУ от простого Русского Ученого - это технология триединства от идеалистического начала, это технология которая сложилась испокон веков как культура жизни Этно-Русского народа и толкуется как технология работы трех триединых совокупности процессов - это Правь, Явь, Навь........ НУ или технология работы культуры жизни трех триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки....... 1. Технология триединства от идеалистического начала. Философия это три триединых совокупности ТЕХНОЛОГИЙ - это три монистических (или метафизики); три диалектических это материалистическая диалектика, экзистенциальная. идеалистическая; три триединых технологии это триединство от материалистического начала (это технология Буддизма), это триединство от экзистенциального начала (это технология Ислама), это триединство от идеалистического начала (или это технология Христианства). Вы меня великодушно извините, НО ознакомившись с вашими материалами, это просто ДЕТСКОЕ баловство, потому, что вы и живете, и понимаете, и отражаете через ЗНАНИЯ только материальный мир. Причем ТОЛЬКО в толкованиях с использованием материалистической диалектики. Если желаете иметь НАУКУ от Этно-Русского НАРОДА? 2 . Научные толкования Духовности древней Руси. (на основе технологии Русской философской культуры – триединства от идеалистического начала). Духовность Этно-Русского народа или в толкованиях Еврейско-Христиаско-Коммунистической религии это Язычество. Поповско-церковная братва перекроила одежду Этно-Русского Православия на свои еврейские плечи, и получилось Христианское Православие. Эту религиозную ОДЕЖДУ привнесенную Христианством на Русь и просто одели, на ТЕЛО культуры работы духовности Этно-Русского народа. В наши дни, как и многие лета назад, возрождается историческая память Народа, традиции, обычаи, нравы, придания и т.д., возвращается и в духовности простого народа, и в эмпирике или это опыт предков, который передается в исторической памяти, и в науку. Просыпается Духовность Этно-Русского Народа как историческая Память трех триединых совокупности процессов - и материальное НАСЛЕДИЯ и социальное (это экономика, политика, право), И духовное (или это обыденное сознание и ЗНАНИЯ, эмпирические, научные). На святых местах возрождают символы духовности. На капищах ставятся, вырезанные из дерева образы богов, и перед ними горит священный огонь. Снова звучат слова древних приданий, принимают посвящение новые поколения Жрецов и Волхвов. Обновленное языческое движение постепенно набирает силу. Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, как духовность униженных и их господ, восприняло славянское язычество как чуждую религию. Потому что, технология работы Христианства это материалистическая диалектика. А вот технология работы Этно-Русской духовности это триединство от идеалистического начала ну или от духовного, интеллектуального, НАУЧНОГО. Но объективная необходимость вступления Этно-Русского народа в мировой хозяйственный процесс привнесло в русскую ДУХОВНОСТЬ свои божественные, религиозные, догматические, Христианские технологии, терминологию обряды и чинопочитания. Ну, или христианство это просто ОДЕЖДА одетая на ТЕЛО Этно-Русской духовности. Причем в своем историческом пути развития Христианство прошло так же три триединых совокупности этапов усложнения самой – это протестантство, католицизм, православие. Суть этапов развития в том, что происходила смена трех триединых совокупности процессов – это смена предмета религии, технологии его работы, тенденции количественно-качественных взимосвязей (взаимосвязи это три триединых совокупности процессов - взаимодействия, взаимоотношения, взаимоотражения). Но процесс развития духовности любого народа работает в технологии ТРЕХ триединых процессов - это эволюция, революция, скачек. Так вот смена НАЗВАНИЯ русской ВЕРЫ и стало православие в христианских толкованиях, названиях. А вот в толкованиях Русской философской культуры остались технологические начала триединства, всеединства, гармонии многообразия совокупности поколений. В силу объективности духовности всякого народа христианство просто сменило названия в русской ВЕРЕ. Причем всякая из трех триединых совокупности Мировых религий работает в технологии триединства. 3. Что такое триединство? Это одновременная совместная работа ТРЕХ триединых совокупности процессов - материальные, социальные, духовные. А суть триединства в том, что в каждом конкретном процессе жизни, какой либо персоны собственности все три работают одновременно, НО один из процессов господствует, второй составляет ему противоречие, а третий гармонизирует работу процесса в целом. А духовность людей это просто толкования людьми ПРАВИЛ, работа этих процессов через способности, доступные каждому народу в работе трех триединых совокупности начал - материи, пространстве, времени. Но основа духовности каждого народа просто усложняется, но НЕ меняется о изначальной, которая закладывается в этих триединых совокупности процессов. Православие на Руси насаждалось в противоречии с исконно русскими толкованиями, потому что на смену триединству ВЕРЫ насаждалась диалектика или противоречие народа и власти. И потому русская духовность жестоко уничтожалась сверху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путем иносказания, кодирования, намека, переименования по созвучию или внутренней близкой сущности и т.д.), в конце концов, народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав уникальный сплав. Русское Православие, как духовность кстати и название языческое, от трех триединых духовных процесса это Правь, Явь, Навь, ну или три триединых процессов жизни поколений - это предки, современники, потомки. Потому и название происходит от названия Опыта Предков – от Прави. А в более древнем толковании этого триединства совокупности персон собственности дается в таких названиях – это Ясунь, Мирдгард, Дасунь. Само понятие культуры сложилось исторически в русском языке как процессы, построенные на основе ТРУДА людей, хотя и имеет исторически различные толковании, которые усложняются в зависимости от сложности правил самой практики жизни людей. Одно из толкований культуры происходит от слова "культ" - вера, обычаи и традиции предков, созданное ТРУДОМ людей в ходе общественно-исторического развития. При этом сам труд это три триединых вида - физический, управленческий, умственный. А потому и товарных процессов три триединых - это материальное производство, это социальное производство (или это конституции, законы, тарифы, ДЕНЬГИ и т.д.), это духовное производство. И в след, за усложнением практики жизни людей меняются способности людей к окультуриванию процесса жизни и меняются и толкования этих правил жизни. Таким образом, меняется и духовность, как товарное производство духовной сферы хозяйственных процессов. Здесь прекрасно подходит такое понятие как Дух-хозя́ин(и аналогичные ему:владыка; или дух локуса, дух места,гений места) - общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии. Таким образом, Дух-Хозяин это работа идеалистических процессов (духовные, интеллектуальные, научные и т.д.). И работают они в трех триединых совокупности процессов - это в материальных, социальных (экономика, политика, право), интеллектуальных. 4. Дух-Хозяин. Дух-Хозяин, как совокупность ПРАВИЛ работы какого либо конкретного процесса, работает в трех триединых совокупности процессов:- первая совокупность это три триединых совокупности предметностей- это материя, пространство, время. Материя это три триединых совокупности предметностей - это физические, химические, биологические процессы. Пространство это среда распространения этих предметностей, причем которые работают в трех триединых совокупности участия в организации процесса - это господствующие, противоречивые, гармонизирующие (это касается всех трех триединых совокупности процессов). Время это просто процесс работы периодичностей в каждом из компонентов.- вторая совокупность процессов это ПРАВИЛА работы технологии - это монистические, диалектические, триединые. Монистические технологии это процесс, в работе которого основным принципом является господство одного из компонентов над прочими и организация процессов на основе его правил работы. Диалектические технологии это организация работы процесса в качестве основы, где работает принцип противоречия двух и более противоположностей. Триединство работы процесса это когда все три компонента работают в каждом компоненте, НО один из них занимает господствующее положение, второй формирует ему противоречие, а третий гармонизирует работу процесса в целом.- третья совокупность процессов это ПРАВИЛА работы тенденции количественно-качественных взаимосвязей в ходе работы процессов – это эволюционные процессы, революционные, СКАЧЕК или переход в новое качество бытия. 5. Предметность работы информации. Какие символы, образы, обычаи и т.д. НУ или визуальные, вербальные, виртуальные отражения ПРАВИЛ работы Этно-Русской культуры работают в практике жизни людей. Здесь следует упомянуть работу триединства от идеалистического начала. Согласно этой технологии работает три триединых уровня сложности ПЕРСОН СОБСТВЕННОСТИ в процессе жизни людей - это единичные процессы бытия персон собственности, это отдельные, это общие. Ну или так, в практике жизни людей одновременно работает три триединых поколения - это семья, нация, МЕЖ-национальная персона собственности. Причем, триединство семейной духовности это три триединых совокупности персон собственности - это мужская духовность, женская, детская. Так же и национальные персоны имеют три триединых совокупности составляющих – прошлое, настоящее, будущее или преемственность поколений или это три триединых совокупности поколений - это предки, современники, потомки. А МЕЖ-национальная персона формирует три триединых мировых религии – это Буддизм или господство материальной духовности; Ислам или противоречие материальной и духовной, Христианство это гармония многообразия трех триединых совокупности процессов – это материальные, социальные, духовные. Причем Христианство это три триединых ЭТАПА усложнения технологий религии или это Протестантство, Католицизм, Православие. Таким образом, в практике жизни людей работает, согласно бытия духовности Этно-Русского народа три триединых уровня сложности процессов духовности: – это общая предметность процесса или это Вселенская Духовность. - это Посредник между вселенской и земной духовностью или отдельная- это Дух-Симаргл. - И уже затем работа духовности Земной это Дух-Род, это уже работа духовности в Душах людей или единичная или три триединых совокупности процессов или духовность в общении людей - это Духи-Матушки-Земли, которую понимают люди; это Духи-Деточек-Людей; это Духи-Батюшки-Разума. С уважением Простой Русский Ученый Чефонов В.М.

Поиск по блогу (нестрогое соответствие) :

Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 181 [показано 5]

  1. Степень соответствия запросу: 48,46%
    Фрагменты текста поста:
  2. Степень соответствия запросу: 16,7%
    Фрагменты текста поста:

    Вранье: Пьянство присуще русскому народу Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни...

    ... Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере... ... Но, ведя разговор о характере народа, надо основываться не на исключениях, хотя и весьма заметных, а на всем народе – причем не только в современности, но и в более ранней истории (свойственно пьянство народу как таковому или же вызвано в настоящем времени какими-либо причинами)... ... Уже в 1923-1924 годах специальная делегация английских тред-юнионов, инспектировавшая Россию, в своём отчете указала на то, что ни в одном из ее районов члены делегации не зарегистрировали того явления, которое было известно во всем мире как «русское повальное пьянство», и могут констатировать, что большевикам удалось создать новую психологию у рабочего класса – презрение и ненависть к пьянству... ... То, во что пытаются превратить Россию, настолько несовместимо с русским менталитетом, что народ просто не может на все это смотреть трезвыми глазами... ... «Критическая масса», когда берутся уже не за стакан, а за топор, еще не достигнута, и, возможно, народ окончательно сопьется раньше – этому весьма способствует как реклама «алкогольного образа жизни», так и производство всеразличных эрзацев неведомо кем... ... За одни «коктейли» в банках состава «химия + вода + спирт» надо сажать всех производителей как врагов народа – в буквальном смысле слова... Подробнее:
  3. Степень соответствия запросу: 12,25%
    Фрагменты текста поста:

    Ведь куда бы какое всем нам было разорение...

    ... По некоторым данным, под видом «красной ртути» с территории СССР вывозилось смешанное со ртутью золото, а также иные растворённые во ртути драгоценные металлы... ... Также существует версия, что всё это - выдумка кинорежиссёров и сценаристов... ... Есть и «неметаллическая» версия о происхождении термина - под таким названием продавались наркотики и прочие запрещённые препараты, а также документация разных оборонных технологий... ... Садыков утверждал нижеследующее: В Минатоме и ФЯЦ даже не представляют, какие мы опыты проводили на Урале... ... Но данная информация также оказалась фикцией... ... На испытаниях принимались сигналы американских мобильных телефонов, телепередачи из Лондона, подслушивающие устройства в резиденции Фиделя Кастро, также было принято много непонятных сигналов, предположительно, из далёких галактик... ... Именно такие антенны применяются на НЛО для связи с базовыми кораблями (для связи со своими галактиками используются методы более эффективные, чем радиоволны, но о них в следующих статьях)... ... В некоторых из них (неизвестно, в каких именно) как раз и установлены ртутные антенны... ... Эд Мур снял документальный фильм с похожим названием «Что такое красная ртуть... ... Также красная ртуть упоминалась и в сериале «X-files» в 2000-м и сериале «Дикий» в 2009 году... ... В реальности такое вещество может существовать только доли секунды... также упоминается в книге Феликса Разумовского «2012... Подробнее:
  4. Степень соответствия запросу: 11,97%
    Фрагменты текста поста:

    ... Также легко определить несозревшие импортные яблоки, широко реализуемые на наших рынках, путем добавления нескольких капель раствора йода на срез...
    ... Таким образом, можно увеличить вес плодов до 10-15%... ... Может происходить также подмена одного вида овощей другими... ... Однако при этом не указывают, какие же были применены консерванты, антибиотики и в каких количествах... ... Негативное влияние химикатов, прежде всего, заключается в провоцировании гормональных изменений, а также уменьшении сопротивляемости организма болезням... ... Приготовление на пару, тушение, жарка и запекание также уменьшают содержание вредных соединений в овощах... ... Стоит также попробовать еще один способ обезвреживания химикатов: перед тем, как есть овощи или фрукты, в которых могут быть нитраты, примите аскорбиновую кислоту &mdash... ... Таким же действием обладает и аскорбиновая кислота, которую можно принять перед трапезой... ... сосудистая ткань в таких овощах в средней части хорошо выражена... ... Если Вы увидели такие признаки, необходимо сразу же проверить данные овощи на наличие нитратов или нитритов... ... И если мы употребляем такие переработанные плоды и овощи с антибиотиками, то они полностью поступают в наш организм вместе данной продукцией... ... Важно также, чтобы обрез корней был свежим... ... О свежести можно судить также по наличию засохших цветов и похожей на пыль «... Подробнее:
  5. Степень соответствия запросу: 10,61%
    Фрагменты текста поста:

    Хотя такое утверждение и может выглядеть правдоподобным (а иногда даже и оказываться истинным), оно не основано на фактах...

    ... 2) Подделка документов, а также использование документов, заведомо не являющихся действительными... ... Также можно считать симуляцией притворные слёзы и тому подобные наигранные эмоции... ... Если такой обман преследует корыстные цели, то самозванчество становится мошенничеством... ... Также самозванчество нередко встречается в литературных произведениях, особенно в детективах, приключенческих романах и сказках... ... Подмена понятий Подмена понятий - выдавание какого-либо объекта за таковой, каким он заведомо не является, либо заведомо неверное трактование понятия, имеющее целью введение в заблуждение заинтересованной стороны... ... Тревожным симптомом можно считать лишь полное отсутствие детской лжи в определённом возрастном периоде (преддошкольном и дошкольном), чрезмерные проявления детской лжи в указанном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет)... ... Также недоговоркой считается избежание в разговоре исправления ошибочного мнения, сложившегося заранее, либо уход от прямого ответа на вопрос, равно как и предоставление заинтересованной стороне неактуальной информации... ... Клятвопреступление Клятвопреступление - нарушение данного обещания, скреплённого торжественной клятвой, присягой (в таком случае речь идёт о лжи под присягой) либо поручительством третьего лица, призванного в качестве свидетеля клятвы... ... В таком случае человек, нарушивший слово против своей воли, клятвопреступником не считается... ... Однако, если распространитель порочащих сведений не знает о том, что сведения эти являются ложными, и принимает их за правду, такие действия квалифицируются как сплетничество, а не как клевета... ... Оно строится таким образом, что все факты в нём истинны, однако подобраны таким образом и в такой последовательности, что подталкивают слушающего к неверному выводу... ... Подтасовка фактов Подтасовка фактов - особый случай введения в заблуждение, заключающийся в манипуляции с качественно верными фактами, которые преподносятся в таком свете, что приводят слушающего к заведомо ошибочным выводам... ... Ложь из-за устаревания информации Примером такой лжи являются бланки и визитки, на которых указан устаревший адрес или номера телефонов... ... Тем не менее, чаще всего двусмысленное сообщение построено таким образом, что подталкивает слушателя к выбору ошибочного толкования...

Подробное решение параграфы §17 по обществознанию для учащихся 9 класса, авторов А.И. Кравченко, Е.А. Певцова 2015

Вопросы и задания

1. В каких значениях употребляется слово «культура»? Как вы думаете, в чем заключаются такие явления, как культура быта и культура личности?

Слово «культура» употребляется в следующих значениях:

1. в переводе с латинского «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие», «образование», «воспитание», «почитание». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли.

2. культура как совершенствование человеческих качеств (в XVIII в Европе), культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. Такое понимание «культуры» сохранилось до сегодняшнего дня и связано у нас с изящной словесностью, картинной галереей, консерваторией, оперным театром и хорошим воспитанием.

3. как синоним «культурности» - «культурный человек», «культурно вести себя».

4. как система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируются взаимодействие людей.

Культура личности – в данном случае понятие культура фиксирует качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности.

Культура быта представляет собой особенности уклада жизни, ведения деятельности в различные периоды истории.

2. Что такое элементы культуры? Входят ли в их число добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур? Или это культурные комплексы?

Элементы, или черты, культур – это исходные точки культуры, то, из чего создавалась культура на протяжении тысячелетий. Делятся на материальную и нематериальную культуру.

Добывание огня, обычай дарить подарки, язык, искусство прически, траур - все это элементы культуры. Однако, к культурным комплексам можно отнести траур и искусство прически, так как они включают в себя несколько элементов культуры. Если рассматривать обычай дарить подарки в современном обществе, то его тоже можно отнести к культурным комплексам, т. к. мы используем несколько элементов (подарочная упаковка, открытка и сам подарок, т. е. есть минимальные условия для данного обычая). Если добывание огня относить ко времени первобытных людей, то это элемент культуры, т. к. человек использовал то, что ему дала природа (дерево, камень). Язык тоже можно рассматривать как культурный комплекс. Он служил для накопления, хранения и передачи знаний. Со временем звукам в языке придумывают графические знаки. В данном случае для записи языка используется несколько отдельных элементов культуры (то, чем пишут и то, на чем пишут).

3. Расскажите о культурных универсалиях и их предназначении.

Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, и свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства.

Культурные универсалии включают в себя спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, образование, этика, этикет, вера в чудесные исцеления, празднества, фольклор, похоронные ритуалы, игры, жестикулирование, приветствие, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверия, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, музыка, мифология, личное имя, послеродовый уход, обращение с беременными, религиозные ритуалы, учение о душе, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Семья, существует у всех народов, но в разной форме. Традиционная семья в нашем понимании – муж, жени и дети. В некоторых народах мужчина может иметь несколько жен, а в других женщина может быть замужем за несколькими мужчинами.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, независимо от места проживания, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Так как он живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствие и т. п.

4. * Свойственны ли русскому народу такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи? В чем они выражаются?

Да, русскому народу свойственный такие универсалии, как жестикулирование, нательные украшения, мифология, приготовление пищи. Выражаются они в следующем:

Жестикулирование- например, для того, чтобы ответить на уроке, мы поднимаем руку тем самым обращая на себя внимание.

Нательные украшения – например, обручальные кольца, которые одевают молодожены как знак того что они женаты; крестик как признак принадлежности к православной вере.

Мифология – в современное время к мифологии можно отнести астрологические прогнозы, вера в сверхъестественные способности человека (ясновидение, телекинез), использование нетрадиционных методов лечения, использование различных оберегов и др.

Приготовление пищи – например до сих пор использование квашения и соления как способов заготовки продуктов на зиму.

5. Что такое культурный комплекс? Приведите примеры из повседневной жизни. Можно ли отнести к культурному комплексу компьютерное пиратство, науку, обучение в школе?

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных.

1. Образование, которое включает в себя детский сад, школу, университет, столы, стулья, доска, мел, книги, воспитатель, учитель, ученик и др.

2. Спорт: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежа, мяч, пенальти, форвард и др.

3. Приготовление пищи: повар, кухня, посуда, плита, продукты питания, специи, кулинарные книги и др.

Да, к культурному комплексу можно отнести компьютерное пиратство, науку и обучение в школе, потому что эти понятия включают в себя несколько культурных элементов, связанных между собой.

6. * Что такое культурное наследие? Как государство и рядовые граждане его охраняют? Приведите конкретные примеры.

Культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Охрана культурного наследия закреплена в нормативно-правовых актах разных государств. В РФ это Конституция Российской Федерации, ст. 44, в которой говорится, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Также существуют различные Федеральные закон и акты, которые помогают в охране культурного наследия РФ. Например, «Основы законодательства о культуре Российской федерации» (1992 г.), «Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации»» (2002 г.), «Положение и государственной историко-культурной экспертизе» (2009 г.), «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (2008 г.) и др.

Рядовые граждане могут участвовать в охране культурного наследия следующим образом:

1. Приобщение людей к творчеству и культурному развитию, любительским искусствам (народные танцы, народные песни), ремеслам (гончарство, кузнечное дело).

2. Благотворительность, меценатство и спонсорство в области культуры, т. е. покупка картин для музеев, поддержка деятелей искусства, организация гастролей театров.

А также обычаи и памятники культуры передаются из поколения в поколение.

В качестве примеров участия граждан в охране распространения культурного наследия страны можно привести народные хоры, которые есть на территории РФ – Кубанский казачий хор, Сибирский народный хор, Русский народный хор и др. А также различные ансамбли русских народных танцев, которые занимаются распространением и пропагандой народного фольклора.

7. Чем отличается материальная и нематериальная культура? К какому виду относятся: театр, авторучка, книга, приветствие, улыбка, обмен подарками?

Материальная культура – это то, что было создано руками человека (книга, дом, одежда, украшение, машина и др.).

Нематериальная культура, или духовная культура – результат деятельности разума человека. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением (нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык).

Театр как здание относится к материальной культуре, а театр как вид искусства – к нематериальной культуре.

Приветствие, улыбка, обмен подарками – элементы нематериальной культуры.

8. Расскажите о тех нормах этикета, которые вам приходится соблюдать в повседневной жизни.

Утром мы говорим своим родным «доброе утро», здороваемся с соседями, учителями, друзьями. Во время приема пищи мы используем тарелку, вилку, ложку, нож, а не едим руками. Все мы помним, как родители нам говорили не чавкать, не ставить локти на стол. Мы поддерживаем порядок в своих комнатах и в квартире в целом. В школе на уроках мы не должны шуметь и не выкрикивать с места, а поднять руку для ответа, не разговаривать, уважительно относится к одноклассникам, учителям и не портить школьное имущество. И в школу мы должны приходить подготовленными к урокам и в школьной форме.

Когда мы обращаемся с просьбой к кому-либо - говорим «пожалуйста», а после выполнения нашей просьбы говорим «спасибо».

9. * Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, я считаю соблюдения этикета важным в жизни. Правила хорошего поведения помогают людям чувствовать себя уверенней в любой ситуации. Хорошие манеры помогают приобрести людей. Вежливые и доброжелательные люди пользуются наибольшей популярностью. Хорошие манеры помогают получать удовольствие от общения с родственниками, друзьями и просто незнакомыми людьми.

Проблема. Культурное наследие способствует дальнейшему развитию общества или, наоборот, затормаживает его?

Культурное наследие способствует развитию общества. Человечество имеет огромный опыт в разных областях, таких как строительство, приготовление пищи, искусство, воспитание детей и др. В уже имеющиеся знания современные люди привносят нечто новое, тем самым совершенствуясь и развиваясь. Например, строительство домов. Используются уже накопленные знания, но и привноситься нечто новое, что способствует улучшению качеств современных домов по сравнению с домами предыдущих эпох. То же самое и с воспитанием детей. Люди используют то, что досталось им от предыдущих поколений, корректируя методы воспитания исходя из современных реалий.

Практикум

1. Ученые часто определяют культуру как форму и результат приспособления к окружающей среде. Не вызывает ли у вас недоумение подобная простота в обращении с понятиями? Что общего, спросим мы ученых, между народным эпосом, сонатами Прокофьева и Сикстинской Мадонной Рафаэля, с одной стороны, и суровой, но очень приземленной необходимостью добывать пропитание, согреваться, строить жилье, копаться в земле? Дайте обоснованный ответ.

В современном понимании окружающая среда – это не только природные условия, в которых живет человек, но и среда деятельности человека, которая включает в себя и взаимодействие с другими людьми или группами людей. И если изначально слово «культура» связывалось только с возделыванием земли, то со временем оно приобретает и другие значения. Первоначально у людей была цель выжить. Но со временем общество развивалось, и кроме строительства жилья люди начали украшать его; одежда начала выполнять другую функцию – она уже не только согревала человека, но и украшала его, соответственно появляется мода. А это тоже своеобразные способ приспособления к окружающей среде, способ вписаться в общество, приспособиться к новым условиям. То же самое и живописью. Наскальные рисунки носили ритуальный характер и должны были способствовать удачной охоте. Со временем люди одомашнили животных, научились их разводить, освоили возделывание сельскохозяйственных культур. И со временем живопись приобретает эстетический характер, но при этом не уходит от своих основ (роспись храмов библейскими сюжетами). Это же относится и к музыке. Первоначально она используется в ритуалах (религиозных, во время свадьбы, похорон, колыбельные для детей) и со временем также приобретает эстетический характер.

Таким образом, общим между данными примерами то, что все они – явления культуры, но явления разных периодов истории, развивавшихся на протяжении всей истории человечества.

2. Определите, к материальной или духовной культуре относятся: дуэль, медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К материальной культуре относятся: медаль, карета, бокал, амулет, револьвер, глобус, джинсы, телеграф, школа, сумка, кукла, колесо, огонь.

К нематериальной культуре относятся: дуэль, теория, магия, диспут, гостеприимство, крещение, свадьба, закон, святки, карнавал.

Тезис о "всемирной отзывчивости" как характерной черте русского народа был высказан Ф. М. Достоевским в знаменитой речи о Пушкине (1880). Согласно Достоевскому, одним из коренных отличительных свойств русского народа является его способность к глубокому проникновению в дух других народов, к понимающему и сочувствующему отношению к иным культурам, к иным народам: "необыкновенная способность усваивать дух и идеи чужих народов, перевоплощаться в духовную суть всех наций - черта, которая особенно выразилась в поэзии Пушкина". Это свойство и было названо писателем "всемирной отзывчивостью".

Признание Ф. М. Достоевского (1821 – 1881) величайшим писателем и философом состоялось в XX в. Его философия опередила время, поэтому современники были не в состоянии в полной мере оценить значение Достоевского-мыслителя. Лишь XX век, обещавший, как представлялось, стать эпохой торжества разума и прогресса, но в действительности оказавшийся переполнен­ным историческими катастрофами, войнами мирового масштаба, небывалыми страданиями огромных масс людей, обратил взоры мыслящего человечества к творчеству Достоевского, позволил оценить всю глубину и прозорливость его пророчеств.

Сегодня имя Достоевского широко известно во всем мире. Его произведения изданы в большинстве стран. Литература о Достоевском огромна. Не будет преувеличением утверждать, что ни один крупный мыслитель XX столетия не оставил без внимания творчество Достоев­ского. Его изучали и комментировали Н. Бердяев и Н. Лосский, К. Ясперс и 3. Фрейд, Л. Шестов и Вяч. Иванов, Р. Лаут и Р. Гвардини, Д. Мереж­ковский и М. Бахтин и др.

Федор Михайлович Достоевский родился в семье военного врача, в Москве. По окончании подготовительного училища Достоевский вместе с братом поступают в Петербургское военно-инженерное учи­лище. В эти годы в его семье произошла тяжелейшая драма - в отме­стку за жестокое обращение с крепостными крестьянами его отец был убит. Это потрясение оставило неизгладимый след в душе буду­щего писателя. В годы пребывания в инженерном училище он увлекся литературой, особенно привлекали его писатели-романтики Ф. Шил­лер и В. Гюго. После окончания училища и недолгого пребывания на службе Достоевский подает в отставку и посвящает себя литературно­му творчеству. В 1845 г. выходит в свет его первое произведение - повесть «Бедные люди», сразу получившая признание и критики, и читателей.

Вскоре происходит сближение Достоевского с кружком М.И. Петрашевского, где писатель увлекается социалистическими идеями. За участие в кружке петрашевцев он был арестован и осужден. Первона­чально Ф.М. Достоевскому, как и некоторым другим осужденным по делу, было сообщено, что им присуждена смертная казнь. Осужден­ных привели на место предполагаемого расстрела, сделали все приго­товления, но когда уже должны были прогреметь выстрелы, было объявлено, что они помилованы и смертная казнь заменена четырьмя годами каторги. Близость смерти не могла не потрясти Достоевского.

После освобождения с каторги Достоевский пробыл еще несколько лет в Сибири, где женился и возобновил занятия литературным твор­чеством. В 1861 г. в Петербурге вместе с братом он приступил к изда­нию журнала «Время», а затем - «Эпоха». Это самый плодотворный период в творчестве Достоевского. Одно за другим выходят его произ­ведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы».

Произведения До­стоевского содержат целостную, глубоко проработанную систему фи­лософских взглядов. Она охватывает всю основную тематику филосо­фии: философию духа, природы, социальную философию, этичес­кое учение, эстетику, философию истории и т.п. Однако центральное место в философии Достоевского занимает исследование и осмысление человека. Именно человек поставлен в центр внимания, именно посредством осмысления человека писатель осмысливает все другие формы и сферы бытия. Такой подход роднит Достоевского с рядом направлений в философии следующего, XX столетия. Достоевский ищет в душе человека «непосредственно данное», в философии XX в. получившее название «экзистенции».

Романы Достоевского представляют собой своеобразные исследо­вания глубинных оснований человеческого духа. В этой связи, видимо, справедливы слова Н. Бердяева о том, что «До­стоевский - не художник-реалист, а экспериментатор, создатель опыт­ной метафизики человеческой природы. Все художество Достоевского есть лишь метод антропологических изысканий и открытий». (Бердяев. Миросозерцание Достоевского М. 1993, с. 55.) В романах Достоевского нет ничего эпического, в них нет изображения быта, нет объективного изображения человеческой и природной жизни. Все герои Достоевского только и делают, что ходят друг к другу, разговаривают друг с другом, вовлекаются в водоворот человеческих страстей и судеб. Автор намеренно ставит их в такие ситуации, в которых выходят на поверхность и находят свое выраже­ние самые потаенные и скрытые стороны человеческой природы.

Достоевского привлекает человек, в первую очередь, во всей не­исчерпаемой глубине проявлений его душевной жизни. «В своем анализе Достоевский постоянно стремился сосредоточить свой взгляд на «человеческом в человеке, - отмечает известный исследователь твор­чества мыслителя Рейнхард Лаут. - Он пытался в единичных порывах выявить и понять душевное единство. Он непрерывно показывал, что имеет дело с живой человеческой душой, а не с комком нервов влечений. И, наконец, он открывал недоступные области чужого бы­тия посредством сострадания и любви, которые лишь одни могут прояснить». (Лаут Рейнхард. Философия Достоевского в систематическом изложении. М. 1996, с. 31.)

В произведениях Достоевского следует усматривать веру в человека, в его творческие и познавательные возможности, в его способность любви, состраданию, милосердию. Однако эта вера в человека весьма далеко отстоит от романтических и иных представлений, основанных на идее «радикального добра» в человеческой природе. Напротив, Достоевский сосредотачивает свое внимание на противоречивости человека, на соединении и борьбе в нем светлого и темного. Далек он и от морализаторства, от того, чтобы ханжески осуждать проявления темных сторон в человеке. Свою задачу он видит не только в том, чтобы исследовать психологию человека, но и в том, чтобы разрабо­тать метафизику души, т.е. вскрыть универсальные характеристики ду­шевной жизни человека.

По Достоевскому, любовь и познание суть два главных предназна­чения человека. Достоевский придавал любви большее значение, чем познанию, хотя не только в любви, но и в познании он видел высшее выражение человеческого бытия. Он говорил о взаимосвязи любви и познания не в формальном, а в подлинном смысле - о познающей любви и о любящем познании. Только в этой связанности оба эти свойства в конечном счете становятся плодотворными: «Будешь лю­бить каждую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все долее и более, на всяк день». (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 14. Л., 1972-1990, с. 289.) Вместе с тем, у Достоевского от­четливо выражены опасения относительно сложности как любви, так и познания. Человеку предстоит жизненная задача - преодолеть иску­шения неправильного понимания любви и познания. Любовь к чело­веку не есть опека над ним, не есть управление и властвование чело­веком, она не есть и жалость к нему. Любовь несовместима с презре­нием и неверием в человека. Любовь есть соединение и слияние с родным по духу, с неодинаковым, но равным по достоинству и при­знанию. Способность любить не всегда дается человеку сразу; ее сле­дует бережно культивировать и развивать.

Познание тоже может быть построено и направлено неправильно. Оно может оказаться разрушительным по отношению к жизни и лич­ности человека. Особое место в творчестве Достоевского занимает критика рассудочного познания. В эпоху торжества науки и распрос­транения позитивистских представлений о человеке возникает опас­ность целиком довериться рассудочному пути. Согласно Достоевско­му, ошибка состоит в том, что человек приравнивает познание к ограниченной и неестественной форме рассудочной мысли, где ра­зум и рассудок противопоставляются жизни и оцениваются выше, чем жизнь. «Теория» ставится выше жизни, жизнь подгоняется под «теорию».

Раскольников во время обдумывания и совершения пре­ступления переживает внутреннее раздвоение, раскол между разу­мом («теорией») и непосредственным чувством. Лишь впоследствии он пробуждается от своего «теоретического ослепления» и возвраща­ется к чувству: «он не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое» (там же, T. 6, c. 422).

Действительное познание по мысли Достоевского осуществляется не разумом, взятым изолированно, а целостным существом человека. Не только в познании, но и во всех своих проявлениях человек ведет себя как целостность, которая может быть разрушена лишь искусст­венно. Разрушение целостности никогда не остается без отрицатель­ных последствий для человека, для его личности, для его жизни. Це­лостность человека имеет, однако, сложную структуру. Наряду с со­знанием Достоевский вьделял в ней бессознательное и сверхсознательное. По его убеждению, сознание, а тем более разум, занимают в составе душевного мира человека весьма малое место. Это не означает умале­ния разума как высшей способности. Но правда, по Достоевскому, состоит в том, чтобы решиться на признание: жизнь человеческой души на львиную долю состоит из проявлений, не контролируемых разумом. По мнению ряда исследователей, именно Достоевскому при­надлежит заслуга не только в открытии бессознательного, но и в опи­сании различных его видов и исследовании их функций.

По Достоевскому, все «человеческое в человеке» коренится ис­ключительно в человеческой душе. Как достоинства, так и человечес­кие пороки связаны не с телом, а с душой. Со времен Сократа и Платона в европейской мысли сложилась традиция связывать пороки («страсти») с импульсами, идущими от тела. В связи с развитием есте­ствознания, изучением физиологии и анатомии человека все большее внимание стали обращать на биологическую природу человека, наде­ляя ее либо положительными (в моральном смысле), либо отрица­тельными качествами. Достоевский осознанно идет против этих тен­денций. С его точки зрения ни человеческие добродетели, ни пороч­ные наклонности не могут быть объяснены свойствами тела, биологией человека. Все коренится в человеческой душе, прежде всего, в ее бес­сознательной части.

В человеческой душе заложены самые различные тенденции, как положительные, так и отрицательные. Они различны от человека к человеку. Однако даже те из людей, кто является к нам в чистоте, часто таят в себе безнравственные наклонности. Когда в романе «Иди­от» князю Мышкину задается вопрос, не думает ли он, что «на свете гораздо больше воров, чем не воров, и нет даже такого самого чест­ного человека, который хоть бы раз в жизни чего-нибудь не украл», «мне кажется, - отвечает князь, - что вы говорите правду, но толь­ко очень преувеличиваете». Достоевский вложил эту фразу в уста сво­его чистейшего героя, чтобы показать всю серьезность этой мысли. Задача человека, по Достоевскому, не в том, чтобы скрывать свои пороки даже от самого себя, и не в том, чтобы надеяться достичь абсолютной беспорочности, а в том, чтобы не дать безнравственным наклонностям разрастись, не допустить того, чтобы они подчинили себе личность человека, целиком определяли помыслы и поведение.

Открытие значительной роли бессознательного позволяет Досто­евскому вскрыть противоречивость, и даже парадоксальность челове­ческой природы. В человеке живет не только стремление к созиданию, к творчеству (на что обращала особое внимание современная писате­лю философия), но и жажда разрушения. Конечно, не всякий человек способен, подобно М. Бакунину, открыто заявить, что «страсть к раз­рушению есть творческая страсть». Однако в душе всякого нормально­го человека глубоко скрыт потенциал разрушения, который прорыва­ется в определенные моменты жизни. В бессознательном скрытно жи­вет желание разрушить все, даже то, что дорого и близко, с тем, чтобы устремиться к новой, неизвестной жизни. Наконец, по Досто­евскому, в человеке, помимо желания счастья, присутствует потреб­ность страдания, в которой он боится признаться, но которая властно повелевает им. Чем же объясняет Достоевский столь удивительную парадоксальность человеческой природы?

Коренная причина состоит в том, что человек есть существо, страстно желающее свободы и стра­шащееся несвободы. Отношением к свободе и определяются коренные особенности «человеческого в человеке».

Человеку присуще стремление к свободе. Как только человек за­мечает, что он в определенном плане ограничен, он тут же устремля­ется против такого ограничения. Люди мирятся с законами природы потому, что при этом им остается еще большое поле свободы. Однако человек немедленно пытается отвергнуть то, что он должен делать исключительно в силу закона или внешнего принуждения. Конечно, он может сделать вид, что подчинился, но все его существо при этом восстает против того, что ему предписано. Если он видит, что не мо­жет действовать в соответствии со своими желаниями, то он готов пойти на все, чтобы настоять на своей свободе или уничтожить не­свободу. Он проклинает виновника, мешающего его цели, будь то Бог, мировая душа или слепые законы природы. Человек готов даже к тому, чтобы отвергнуть предписания собственного разума, если ощу­щает, что они стесняют его свободу. Человек не хочет согласиться с ролью «штифтика» - «и что же такое человек без желаний, без воли и без хотений, как не штифтик в органном вале?». (Достоевский Ф. М. Cо6p. соч. B 30-ти томax, T. 5, c. 114.)

Человек восстает против такого состояния воли. Воля хочет быть госпожой самой себе, человек хочет своеволия. «Человек, всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода», человеку нужно только свое собственное «свободное и вольное хотение» (там же, с. 113). Под­чиниться только велениям разума он не может, даже если при этом стал бы сверхсчастлив. Он должен прибавлять к самым разумным со­ображениям момент собственной фантазии, чтобы доказать, что он всегда остается свободным человеком, а не «штифтиком». Своеволие защищает самое дорогое и самое главное - нашу личность и нашу индивидуальность. Жизнь есть нечто живое, свободное, а не функци­онирующее по законам и формулам, она не является чем-то оцепе­невшим, мертвым. Всякая же формула, научный закон построены на искусственном омертвении жизни, на условном исключении из нее момента непредсказуемости и произвола.

Итак, Достоевский выступает против односторонних, рациона­листических представлений о человеке (теория «разумного эгоизма» и т.п.). Однако размышления мыслителя не сводятся к подчеркива­нию стремления к свободе. Достоевский обращает пристальное вни­мание на этическую сторону проблемы.

«Все ли дозволено», каковы гра­ницы нравственного поведения человека - вопрос, который посто­янно интересовал писателя, он неоднократно возвращался к нему. Эта тема раскрывается им, прежде всего, через образы Раскольникова и Ивана Карамазова. Ни Раскольников, ни Иван Карамазов не могут в действительности переступить границу. Им приходится рас­плачиваться за попытку «преступить» трагедией своей жизни. Дело не в страхе перед наказанием и не в преклонении перед моральной нор­мой. Дело прежде всего в том, что Достоевский исходит из безуслов­ной нравственной ценности всякой человеческой души, всякой чело­веческой личности, хотя бы и самой падшей. Не все дозволено потому, считает Достоевский, что не дозво­лено попрание человеческой личности, обращение ее в средство. Ог­раничение объема возможностей вытекает, согласно Достоевскому, из отношения к личности, как к безусловной ценности. Посягатель­ство на жизнь и достоинство личности рассматривается им как нару­шение самих основ человеческого существования.

Памятник А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина в Москве, по случаю освящения которого (1880) Достоевский произнес свою памятную речь, в которой выдвинул тезис о «всемирной отзывчивости» русского народа.

Не подвергая сомнению авторитет великого писателя и философа, надо, тем не менее, подчеркнуть, что в своем возвышенном стремлении к торжеству мирных отношений между народами, к "примирению" он зашел слишком далеко, неправомерно выделив из огромного разнообразия народных свойств одно единственное и сведя к нему все черты народного характера. Пушкинская речь Достоевского, по сути свела своеобразие русского национального склада, к высшей степени благородной, но, так сказать, служебно-посреднической функции, не выявляющей самобытную, качественную определенность души народа. На односторонность подхода Достоевского обращал внимание целый ряд отечественных мыслителей, о чем мы специально скажем ниже.

Достоевский, вероятно прав в том, что русскому народу действительно присущи в общем и целом такие черты как ровное отношение к национальным особенностям других народов, отсутствие высокомерия, привычка не выпячивать своего национального "я", не подчеркивать национальные различия, а, напротив, искать общие точки соприкосновения. Во всяком случае, целый ряд свидетельств не может не вызвать ассоциации с известным тезисом Достоевского. Напомним одно из таких свидетельств.

"Русский братается в полном смысле слова. Он совершенно свободен от того преднамеренного вида превосходства и мрачного высокомерия, который в большей степени напоминает злобу, чем сама жестокость. Он не уклоняется от социального и семейного общения с чуждыми и низшими расами. Его непобедимая беззаботность делает для него легкой позицию невмешательства в чужие дела; и терпимость, с которой он смотрит на религиозные обряды, общественные обычаи и местные предрассудки своих азиатских собратьев, в меньшей степени итог дипломатического расчета, нежели плод беспечности." В этих словах лорд Д. Н. Керзон, занимавший в 1919 - 1924гг. пост министра иностранных дел Великобритании, вспоминал о своей поездке в дореволюционную Россию. [Цит. по кн. Нестеров Ф. Ф. Связь времен. М. 1987. С. 108.]

«Не без доброжелательства провожали русских из Франции, - вспоминал офицер, служивший в русском оккупационном корпусе. - Русский в чужих краях скоро снискивает расположение жителей, стараясь жить их жизнью и осваиваясь скоро с их бытом. Другие войска союзников не могли похвастаться этим; может, они и не искали того» . [Цит. по: Олег Айрапетов. Венский конгресс и послевоенное устройство Европы// Стратегия России. Октябрь 2015. №. 10. URL http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?subaction=showfull&am... ]

Очевидно, что именно "всемирная отзывчивость" помогает русскому человеку легко вступать в контакт с представителями самых различных народов, в том числе, и тех, которые населяют Россию. Именно это свойство русской души выразилось, например, в легком, "беспроблемном" вступлении в брак с представителями разных народов, что нашло свое отражение в большом числе смешанных браков, характерном как для дореволюционного, так и для советского периода. (Об этом речь шла выше). Можно привести и другие примеры.

Однако не следует забывать, что тезис о "всемирной отзывчивости" таит в себе и опасности. Одна из них связана возможностью его использования в целях оправдания имперского устройства и для упреков в имперских притязаниях современной России. Другая - с абсолютизацией заимствования и подражания другим народам, которая равносильна отказу от собственной самобытности и самостоятельности, отказу от собственного творчества. Начнем со второй из отмеченных опасностей.

"Стать настоящим русским, - писал Достоевский, - может быть, и значит только (в конце концов…) стать братом всех людей; всечеловеком…" "Для настоящего русского Европа и удел всего великого Арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел родной земли, потому что наша удел и есть всемирность, и не мечем приобретенная, а силою братства". "Стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в русской душе, всечеловечной и всесоединяющей…" [Достоевский Ф. М. "Дневник писателя" за 1880 год.].

Опасность абсолютизации заимствования и подражания, ведущей к национальному самоотречению, вытекающая из приведенных изречений Достоевского, была отмечена Иваном Ильиным. Поэтому Ильин прямо возражал писателю. "И что за плачевная участь была бы у того народа, - писал Ильин, - главное призвание которого состояло бы не в самостоятельном созерцании и творчестве, а в вечном перевоплощении в чужую национальность, в целении чужой тоски, в примирении чужих противоречий, в созидании чужого единения!? Какая судьба постигнет русский народ, если ему Европа и "арийское племя" в самом деле будут столь же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли!?» [Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина//Пушкин в русской философской прозе. М. 1990. С. 334.]

«Тот, кто хочет быть "братом" других народов, должен сам сначала стать и быть , - творчески, самобытно, самостоятельно: созерцать Бога и дела Его, растить свой дух, крепить и воспитывать инстинкт своего национального самосохранения, по-своему трудиться, строить, властвовать и молиться. Настоящий русский есть прежде всего русский и лишь в меру своей содержательной, качественной, субстанциальной русскости он может оказаться и "сверхнационально" и "братски" настроенным "всечеловеком". "Не будем же наивны и скажем себе зорко и определительно: заимствование и подражание есть дело не "гениального перевоплощения", а беспочвенности и бессилия". [Там же]

Следует отличать (как это и предполагает Ильин) заимствование и подражание от переимчивости и способности учиться у других народов. Подражатель слепо заимствует и копирует чужое; вдумчивый ученик внимательно изучает чужой опыт, подмечает в нем то, что можно использовать к своей пользе. Подражательство по самой своей природе не способно породить ничего творческого и оригинального. Перевоплощаться можно только лишь на сцене, в жизни же "перевоплощение" не только никому не нужно, но и ведет к добровольному самоотречению от самого себя, от собственной индивидуальности. Это справедливо как для отдельной личности, так и для целого народа.

Своеобразное преломление идеи "всемирной отзывчивости" находим у Л. Н. Гумилева. Гумилев отчасти синтезировал идею Достоевского с концепцией евразийцев, хотя в целом его, разумеется, следует, считать прямым продолжателем евразийства.

Надо заметить, что с творческим наследием Гумилева в постперестроечный период нашей истории произошло то же, что и с наследием многих авторов, которые в советский период запрещались и замалчивались. Внезапное открытие огромных пластов российской мысли, бывших ранее запретными и, поэтому неизвестными, - в обществе, где привычным было господство установок "сверху", - привело к своеобразным последствиям. Одним из них явился своеобразный эффект безоговорочного признания всего, что ранее было запретным и гонимым: оно признается истинным уже потому только, что ранее запрещалось и находилось в конфронтации с тезисами официальной советской идеологии. Феномен исключительной популярности Гумилева в первые постперестроечные годы во многом объясняется именно данным эффектом, - если, конечно, исключить поразительную эрудицию мыслителя и столь же поразительную оригинальность его идей.

Одним из важнейших понятий концепции Гумилева является понятие комплиментарности. Под комплиментарностью Гумилев понимает духовную близость народов, из которой проистекает способность представителей данных народов легко вступать в контакт друг с другом, мирно уживаться и сотрудничать.

С точки зрения Гумилева русский народ "комплиментарен" народам Азии, но не комплиментарен народам Запада. В особенности же некомплиментарны между собой русские и евреи. Антисемитизм концепции Гумилева сомнению не подлежит , поскольку через все его построения отчетливо проходит мысль о том, что евреи с самых древних времен (по меньшей мере, с эпохи Хазарского каганата) выступали непременными пособниками Запада в деле разрушения Руси, а затем России. С позиции Гумилева, евреи по самой своей природе и духу несовместимы с природой и духом русского народа. По мысли Гумилева они формируют внутри России «антисистему», направленную на разрушение системности российского общества. Поэтому включенность евреев в российскую историю всегда имела, и будет иметь впредь для России только негативные последствия.

Такого рода идеи, не могут, разумеется, вызвать ничего кроме сожаления по поводу того, что столь выдающийся человек поддался столь примитивному и низкому чувству, каким является бытовой антисемитизм, и более того - взялся оправдывать его теоретическими средствами. Так называемый "еврейский вопрос" нами будет рассмотрен в следующем параграфе. Сейчас же важно подчеркнуть, что в противовес коварному Западу, действующему в союзе с мировым еврейством, Гумилев выдвигает союз русского народа с народами Евразии, народами Востока, издавна включенными в орбиту российской истории. В отношениях между русским и этими народами действует закон "комплиментарности", взаимного притяжения, поэтому им, якобы, суждено на вечные времена жить вместе в рамках единого российского государства. Таким образом, тезис о комплиментарности служит в рассматриваемой концепции задаче сохранения многонационального состава российского государства, причем в том виде, в каком он сложился в эпоху российской империи и в основных чертах сохранился при Советском Союзе.

Вопрос о взаимоотношениях множества народов в составе единого государства был "ахиллесовой пятой" Российской империи и Советского Союза. Во многом он остается таковым и в сегодняшней России, хотя федеративное устройство, закрепленное в ныне действующей Конституции, отличается от имперского принципа царской России самым коренным образом. Оно создает принципиальные возможности для сохранения целостности государства при обеспечении прав народов. Однако наивно полагать, что кого-то можно убедить оставаться в составе того или иного государства посредством тезиса о "комплиментарности". Ни один из народов, обретших независимость в результате распада СССР, не откажется от нее, - а если это и произойдет, то уж во всяком случае, не по причине комплиментарности с русскими.

Вообще говоря, если свойство, названное Гумилевым "комплиментарностью", действительно существует (в чем можно сомневаться по причине ярко выраженной спекулятивности этого понятия, как и всей конструкции Гумилева), то ничто не мешает ему проявлять себя через государственные границы, "поверх барьеров". Иначе говоря, народы в силу тех или иных причин, прежде всего, в силу общей исторической судьбы, объединившей их в течение длительного периода в рамках единого государственного образования, вполне могут поддерживать и развивать тесные отношения и в дальнейшем, находясь теперь в составе новых независимых государств.

Попытка удержать народы в составе империи посредством тезиса о "комплиментарности", отнюдь, не оригинальна. Опираясь на аналогичный тезис, например, идеологи португальской колониальной империи, пытались обосновать и оправдать ее существование. С этой целью была разработана концепция, согласно которой колониальные завоевания португальцев привели к образованию особого культурно-этнического мира - мира "лузо-тропикал", объединившего в неразрывное целое Португалию с ее африканскими и южноамериканскими колониями. Португальцы же якобы отличаются от других европейцев тем, что обладают исконным свойством "симпатии" (аналог того, что Гумилев называет «комплиментарностью») по отношению к африканским и южноамериканскими народам, психологические черты которых, в свою очередь, таковы, что не позволяют развиться враждебности по отношению к пришельцам из Португалии. Эта теория опиралась на реальные факты тесных контактов, взаимного влияния и многовекового генетического смешения народов колоний и метрополии. Однако сохранить империю при помощи идеи "лузо-тропического мира" (от древнего названия Португалии - Лузитания) не удалось. Вслед за Бразилией и все остальные португальские колонии обрели независимость, - что, впрочем, не мешает им развивать тесные и даже особые отношения между собой и бывшей метрополией, опираясь на сложившиеся в колониальный период прочные культурные и генеалогические связи.

Таким образом, тезис о "всемирной отзывчивости", как и его специфическую разновидность идею, о "комплиментарности", не следует трактовать в целях оправдания имперских притязаний. Более того, к этому тезису следует подходить с совершенно иных позиций, - с позиций, далеко выходящих за пределы темы о национально-государственном устройстве и политической проблематики вообще.

То, что Достоевский назвал "всемирной отзывчивостью", в действительности является ничем иным как одним из частных проявлений универсальных качеств русской души и русского духа: широты, объемности, открытости. Тот размах души (запечатленный в культурно-генетическом коде российской цивилизации) и тот полет духа, которые первоначально рождаются необъятностью российских просторов, бескрайностью русской равнины, имеют еще один источник - длительные, непрерывные и самые непосредственные контакты с огромным множеством народов, испокон века населявшими пространства Евразии. Такие контакты приучали русский народ не выпячивать своего национального "я", стимулировали познание "иного", не похожего на меня, расширяли духовный кругозор. Сама империя в обеих ее формах - царистской и советской - явилась одним из продуктов широты духа, его устремленности вдаль, к бесконечности, одним из внешних результатов внутренней жизненно-душевной свободы, т. е. тех качеств, о которых мы уже вели речь в связи природно-географическими особенностями России, и будем вести речь в дальнейшем.

Решительный отказ от имперских притязаний и от стремления к восстановлению империи отнюдь не означает, что мы должны "мазать черной краской" наше имперское прошлое. Напротив, мы вправе гордиться им, как гордятся своим имперским прошлым британцы, португальцы, испанцы. Мы вправе гордится деяниями наших предков, чьей волей и силой духа была создана одна из величайших империй в истории человечества.

«Не было бы российской империи, не известно, где бы находились современные Алма-Ата и Душанбе, возникшие на месте созданных российскими войсками укрепленных поселений; не было бы лермонтовского "Мцыри"<…>

«Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся шумят,

Обнявшись будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры<…>»

М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841)

Память об имперском могуществе царского периода, о великой многонациональной стране под названием СССР, должна предохранять нас от уныния и апатии, от того, чтобы смиряться с национальным унижением России сегодня и в будущем. Если мы хотим быть достойными наследниками наших предков, мы должны сохранить в себе твердость, широту и величие имперского духа.

Следует, учесть, что определенные силы на Западе уже приступили к осуществлению политики по превращению правящих элит государств бывшего СССР в политические режимы, настроенные по отношению к России враждебно. Запад, и, прежде всего, США стремятся любой ценой не допустить усиления России. С этой целью предпринимаются колоссальные усилия по изоляции и дискредитации России, в частности, по созданию на ее границах политических режимов, ориентированных прозападно и враждебно настроенных по отношению к России.

Тем не менее, общее прошлое не заслуживает того, чтобы рассматривать его исключительно негативно. Россияне в праве гордится тем, что нашими предками была создана великая многонациональная страна, - одна из величайших в мировой истории. Да и для народов, входивших в СССР, найдутся темы для воспоминаний, которые носят позитивный, а не негативный характер.

В самом деле, не будь этого прошлого, разве могли бы вообще состояться многие из тех феноменов, относящихся к самым разным областям жизни и творчества, которые дороги всем людям бывшего СССР, и которые по праву считаются выдающимися достижениями человечества? Состоялся бы полет Гагарина? Была бы построена первая в мире атомная электростанция? Была бы одержана победа во второй мировой войне? Наконец, смогли бы приобрести столь широкую популярность на одной шестой части земной суши Лайма Вайкуле и Ане Вески, София Ротару и Муслим Магомаев, Вахтанг Кикабидзе и Иосиф Кобзон, Чингиз Айтматов и Олжас Сулейменов, как и многие другие деятели искусства и культуры? Таких риторических вопросов можно поставить огромное множество. Не было бы российской империи, не известно, где бы находились современные Алма-Ата и Душанбе, возникшие на месте созданных российскими войсками укрепленных поселений; не было бы лермонтовского "Мцыри", как и многих других поэтических произведений на кавказские темы; не было бы увлекательного кинофильма Эдмона Кеосаяна “Неуловимые мстители”. И уж точно, - не было бы замечательного фильма "Белое солнце пустыни", с незабываемыми образами красноармейца Сухова и царского таможенника Верещагина, созданными А. Кузнецовым и П. Луспекаевым, и с замечательными словами, не утратившими, своей актуальности и поныне: "За державу обидно!"

Нельзя, разумеется, полностью исключить и того (хотя, вероятность этого на сегодня ничтожно мала), что в будущем может произойти воссоединение России с Белоруссией и Украиной, а возможно и с другими республиками. Конечно, это не должно стать восстановлением СССР и реставрацией прежнего общественного устройства. Такое воссоединение оправдано, если будет осуществлено на основе демократических принципов, с учетом интересов всех входящих в союз народов.

Впрочем, Россия, и в современных границах, значительно урезанных по сравнению с советскими, остается огромной и исключительно многообразной страной. К ней вполне приложимы слова Ф. Степуна, выраженные в них чувства и обращенный к ней вопрос: “Сумеет ли она после падения большевистской власти столь мудро сочетать твердость государственной воли с вдумчивым отношением к духовным и бытовым особенностям ведомых ею народов, чтобы оказаться достойной владеть просторами, на которых не заходит солнце? Представить себе только: на севере – несутся запряженные оленями или лайками легкие саночки, на востоке – медлительно, но споро несут свои клади переваливающиеся верблюды, на юге – в ярме работают черные буйволы. И все это не в колониях и доминионах, а лишь в разных частях единого материкового океана. Какое счастье дышать такими далями.” [Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. М – СПб. 1995. С. 197.]

“Мы русские – какой восторг!” - приводит Степун слова выдающегося полководца А. В. Суворова. К ним остается только добавить: не меньший восторг - принадлежать к многонациональной России, ощущать себя неотъемлемой частью одной из великих цивилизаций, не зависимо от того, к какой национальности ты сам исконно принадлежишь.




Top