Своя мини-пекарня: рентабельность производства и требования СЭС. Список оборудования и необходимые документы


* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

Цель проекта – создание хлебопекарни в г. Ростове-на-Дону. Пекарня ориентирована на производство хлебобулочных изделий небольшими партиями. Ценовой сегмент – премиум. Основа ассортимента – изделия ручной работы, преимущественно нетрадиционные: с добавлением овощей, цельнозерновые и так далее.

Сбыт осуществляется через собственный торговый зал при пекарне, а также через рестораны города соответствующего ценового сегмента.

В основе конкурентоспособности проекта лежат оригинальность рецептов и готовой продукции, а также низкий уровень конкуренции в данном сегменте. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и снижение платежеспособности населения, премиум-сегмент традиционно является наиболее устойчивым к негативным влияниям рынка.

Инвестируемые средства направлены на приобретение основных фондов (оборудования для пекарни, торгового оборудования), на организацию стартовой рекламной кампании, а также на формирование фонда оборотных средств, за счет которого покрываются убытки предприятия до выхода его на окупаемость.

Основные показатели эффективности проекта приведены в Табл. 1.

Таблица 1. Основные показатели эффективности

2. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ И ОТРАСЛИ

По мнению экспертов, российский рынок хлебобулочных изделий развивается опережающими темпами имеет значительный потенциал роста и развития в ближайшем будущем, в то время как рынки западных стран находятся в состоянии стагнации.

К основным мировым трендам можно отнести следующие. В ближайшие годы ожидается рост спроса и предложения на хлебобулочные изделия в отдельных странах Южной Африки. Также активный рост предложения ожидается в ряде таких стран как Китай, Вьетнам и Турция, при этом, спрос в этих странах находится на достаточно низком уровне. Отличительной особенностью спроса в этих странах является смещение его фокуса от употребления неупакованных изделий к изделиям в удобной упаковке. В развитых странах наблюдается слабый рост рынка или его стагнация – например, в Великобритании, Германии, Новой Зеландии и других.

Растет спрос на изделия ручной работы. Этот тренд сегодня в значительной степени характерен для российского рынка. Он провоцирует открытие большого количества так называемых «хлебных бутиков» - аутентичных пекарен сегментов «люкс» и «премиум».

Характерной для европейского рынка в последнее время стала «здоровая продукция» «без добавок и консервантов», гипоаллергенная, цельнозерновая и прочие. Отдельно можно отметить такое популярное позиционирование как «экологичная упаковка», которое не относится напрямую к свойствам самого изделия, однако также относится к классу экологичности. Характерными для Европы вкусовыми предпочтениями являются: натуральный вкус, натуральный вкус с использованием оливкового масла, чесночный вкус; часто используются семена подсолнечника, сыр, розмарин.

Снижение спроса на традиционные хлебобулочные изделия в Европе частично повлиял рост популярности снекового формата, то есть изделий в удобных порционных упаковках. К ним можно отнести, например, каши быстрого приготовления, печенье для завтрака, злаковые батончики и прочие изделия. Производители хлебобулочных изделий в целях повышения конкурентоспособности начинают производить готовые тосты и сухарики, как наиболее подходящие для завтрака изделия.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Высокий спрос на диетические продукты в Европе вызван также тем, что жители некоторых стран страдают от излишнего веса, вследствие чего придерживаются различных диет, большинство из которых предполагает отсутствие мучных изделий в рационе. К таким странам аналитики относят Великобританию, Ирландию и Польшу. По результатам проведенных аналитиками опросов, 65% британцев считают, что протеины помогают испытывать чувство сытости более длительное время; 54% полагают, что высокое содержание белка в продуктах способствуют контролю веса; 44% приобретают изделия с повышенным содержанием белка как более полезные для здоровья.

Интересной особенностью европейского рынка является то, что сладкий хлеб считается значительно более здоровой альтернативой таким лакомствам как пирожные, конфеты, мороженое и так далее. Такая особенность позволяет производителям хлебобулочных изделий создавать новые виды, как, например, бриоши или фруктовый хлеб, изделия, содержащие ягоды, ломтики шоколада и прочие. При этом, для усиления маркетингового эффекта, при изготовлении используются разнообразные злаки, семена подсолнечника, тыквы, льна, овсяные хлопья.

Противоположностью фруктового хлеба можно считать хлебобулочные изделия с добавлением овощей – горошка, моркови, сладкого перца, томатов. Такая продукция также считается полезной для здоровья, а на упаковке указывается, что она обогащена минералами, витаминами, диетической клетчаткой, имеет низкий гликемический индекс и так далее.

В России хлеб исторически является одним из основных продуктов в рационе населения, к которому относятся с особенным трепетом; также он относится к категории продуктов первой необходимости. Несмотря на незначительное снижение темпов роста потребления, рынок хлебобулочных изделий продолжает расти.

По большей части, российский рынок повторяет основные тенденции рынков развитых стран, однако с меньшей интенсивностью. Все более популярным становится хлеб ручной работы, элитные пекарни и необычные вкусы, однако традиционные виды хлебобулочных изделий остаются безоговорочными лидерами рынка (90% от всего объема рынка). Причины этому: отсутствие глобальных маркетинговых кампаний производителей (и отсутствие массового производства нестандартных изделий) и высокая стоимость нетрадиционной продукции при снижающейся платежеспособности населения. В 2015 году производство традиционных сортов выросло на 1,3%, а производство нетрадиционных – на 7%.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Согласно данным исследования аналитиков Mintel, большинство новинок, запущенных в России в 2014-2015 гг., позиционируются как изделия без ГМО, поддерживающих работу сердца, нормализующих работу пищеварения. Лидером вкусовых предпочтений является натуральный вкус без ароматизаторов; популярны также изделия с изюмом, семенами льна, подсолнечника, кунжута, с чесноком.

Растущий интерес в России к здоровому образу жизни, пришедший из Европы, является сегодня одним из основных корректоров роста отрасли. С одной стороны, он приводит к ограничению потребления традиционных хлебобулочных изделий, с другой – стимулирует развитие отрасли в направлении освоения новых направления и создания новинок.

За последнее десятилетие объем производства хлебобулочных изделий в стране снизился с 8 млн тонн в год до 6,6 млн тонн. В отличие от большинства продуктов питания, в кризисные периоды спрос на продукцию отрасли растет. Это обусловлено тем, что хлеб является сытным, калорийным продуктом при низкой стоимости. К примеру, во время кризиса 2008 года спрос на хлебобулочные изделия значительно вырос, а после стабилизации экономической ситуации снизился.

Рисунок 1. Предложение традиционных видов хлеба на душу населения, кг на человека в год

Некоторым драйвером роста отрасли послужило присоединение Крыма. В этом регионе производство хлебобулочных изделий составляет 50 тыс. единиц продукции в год. В последние годы значительно сократилось потребление хлеба в Северо-Западном ФО, что, вероятно, связано с высокой стоимостью продукции по причине удаленности от зернопроизводящих регионов.

Согласно исследованиям РБК, в России, особенно в столичных регионах, набирают популярность изделия небольших пекарен, изготавливающих так называемый хлеб ручной работы. Спрос растет не только за счет частных лиц, но и за счет ресторанов, которые хотят иметь в ассортименте высококачественные хлебобулочные изделия.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Кроме небольших пекарен, которые можно отнести к малому или микробизнесу, собственные пекарни, производящие нетрадиционные изделия, есть у крупных ритейлеров – «Ашан», «Окей», «Перекрестка» и других. При этом, малые производства стремятся к повышению качества, к использованию оригинальных рецептур.

По словам участников рынка, ежедневная выручка небольшой точки по реализации хлебобулочной продукции ручной работы может достигать 50-60 тыс. рублей в будние дни и 140-150 тыс. рублей в выходные при маржинальности в 75%.

На примере ряда пекарен «ручной работы», открывшихся в столичных регионах в 2014-2016 годах, можно говорить о следующих показателях. Объем инвестиционных затрат – 7-9 млн рублей. Операционные расходы – 3,5-3,7 млн руб., основную часть из которых составляет аренда. Остальное – коммунальные платежи, фонд оплаты труда, сырье, упаковка и логистика. Выручка при этом составляет 3,8-4,0 млн рублей. Таким образом, прибыль (до уплаты налогов) – при наихудшем сценарии 100 тыс. рублей в месяц, при наилучшем – 500 тыс. рублей.

Большой проблемой для пекарен высокого ценового сегмента на сегодняшний день является качество сырья, в первую очередь муки. Столичные пекарни приобретают муку в достаточно отдаленных регионах – например, в Перми, Оренбурге, но стабильность качества разнится от партии к партии.

По мнению участников рынка, наиболее эффективной бизнес-моделью для небольшой пекарни является сочетание оптовых и розничных каналов сбыта. Создание собственной розничной сети, безусловно требует немалых затрат, однако значительно повышает рентабельность. В некоторых случаях можно говорить о двукратном ее увеличении.

Одной из основных проблем для небольших пекарен может стать небольшой ассортимент предлагаемой продукции. Учитывая этот фактор, пекарни не всегда могут удовлетворить спрос на нетрадиционную продукцию, которая, по сути, является достаточно разнообразной.

Подводя итог можно сказать о том, что рынок хлебобулочных изделий в России имеет перспективы роста. В случае стабилизации экономической ситуации спрос на традиционные изделия может упасть, а спрос на нестандартные – вырасти. Это скажется, в первую очередь, на увеличении объема рынка в денежном выражении.

Таким образом, учитывая все тенденции рынка, проект представляется в высшей степени перспективным. В целях его реализации создается новый субъект предпринимательской деятельности. На момент написания бизнес-плана предприятие не имеет истории и каких-либо финансовых результатов.

Место расположения пекарни – г. Ростов-на-Дону, административный центр Южного федерального округа и Ростовский области, крупнейший экономический, промышленный, культурный центр Юга России, важный транспортный узел. Население города – 1,1 млн. чел., Ростовской агломерации – 2,16 млн. чел.

Пекарня организуется в арендованном помещении в центре города, в непосредственной близости от пересечения основных транспортных магистралей, что делает ее доступной для посещения жителями различных районов города. При пекарне организуется собственный торговый зал. Однако, основной объем сбыта приходится на реализацию продукции ресторанам премиум-сегмента.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Пекарня производит формовые и подовые хлебобулочные изделия, преимущественно нетрадиционного типа; часть из них позиционируются в сегменте продуктов для здорового питания. Производятся пшеничные и ржано-пшеничные, а также дрожжевые изделия. Вся продукция изготовлена исключительно из натуральных ингредиентов, без ГМО, а также без добавления, красителей, ароматизаторов и прочих добавок.

В производстве используются ингредиенты от местных производителей – фермерских хозяйств Ростовской области, закупаемые напрямую. Производство включает полный технологический цикл, начиная от просеивания и рыхления муки, замеса теста, до выпечки в печи итальянского производства, обеспечивающей высокое качество готовой продукции за счет обдува вращающейся тележки горячим воздухом.

Рецептура всех изделий полностью оригинальна, разработана инициатором проекта, имеющим кулинарное образование и многолетний опыт работы в сфере общественного питания.

Ассортимент пекарни включает более 60 позиций, которые могут быть сгруппированы в несколько основных категорий. Поскольку основной канал сбыта – оптовые поставки в рестораны, в расчетах приведена оптовая цена; доходы и расходы розничной точки продаж определяются по среднему чеку.

Таблица 2. Ассортимент пекарни

Наименование

Описание

Хлеб подовый в ассортименте (пшеничный, ржано-пшеничный)

Высококачественный традиционный подовый хлеб в ассортименте, вес 600 г

Чиабатта с вялеными томатами

Итальянский пшеничный хлеб с добавлением оливкового масла и вяленых томатов, вес 350 г

Хлеб из непросеянной пшеничной муки с частицами до 1,5 мм, что позволяет сохранить максимум вкуса и витаминов, вес 500 г

Багет французский

Классический багет с хрустящей корочкой и мягкий внутри. Вес – 250 г

Пшеничный хлеб с добавлением семян подсолнечника, льна, кунжута в ассортименте, вес 600 г

Круассан в ассортименте

Классический французский круассан в форме полумесяца, из слоеного теста и масла высокой жирности с начинками из различных джемов, в ассортименте, вес 70 г

Таблица 3. Производственные затраты и цена реализации

ТОВАР/УСЛУГА

ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб.

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, %

СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб.

Хлеб подовый в ассортименте

Чиабатта с вялеными томатами

Хлеб цельнозерновой в ассортименте

Багет французский

Хлеб подовый с добавками семян в ассортименте

Круассан в ассортименте

Средний розничный чек

Для розничных покупателей продукция упаковывается в фирменные бумажные пакеты с логотипом пекарни и контактной информацией. Доставка оптовым клиентам осуществляется на личном автомобиле инициатора проекта.

4. ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Ассортимент продукции проекта приведен в Разд. 3. Ценовой сегмент – премиум. Целевая аудитория – мужчины и женщины с высоким уровнем дохода (от 60 000 рублей в месяц), в возрасте 30-50 лет, преимущественно состоящие в браке, имеющие детей.

Продукция реализуется как оптом, так и в розницу. Розничные продажи осуществляются через собственную точку продаж – торговый зал при пекарне; также проект сотрудничает с интернет-сервисом доставки продуктов питания. В общем, на розничные продажи приходится до 25% общего объема, из которых 15% - собственная розница, 10% - служба доставки. Оптовые продажи подразумевают реализацию продукции ресторанам высокого ценового сегмента. Розничная наценка значительно выше оптовой, что в денежном выражении нивелирует разницу в объемах продаж в натуральном выражении.

Продвижение осуществляется как с помощью онлайн-инструментов, так и с помощью традиционной офлайн-рекламы. Рекламные статьи публикуются в наиболее популярных глянцевых журналах, посвященных отдыху, стилю. В статьях освещается процесс производства, позиционируемый как «ручная работа», публикуются фотографии производства, рассказывается о полезных свойствах «хлеба ручной работы».

В качестве онлайн инструментов используется веб-сайт, а также рекламные страницы в социальных сетях (fb.com) и сервисах (Instagram). Публикуются новости пекарни, интересные кулинарные рецепты, проводятся конкурсы и розыгрыши. В Instagram публикуются фотографии процесса производства, готовых изделий, фотографии посетителей. Также проводятся конкурсы фотографий от клиентов пекарни под лозунгом «Хлеб на семейном столе».

Важным каналом продвижения также является сервис онлайн-доставки, который активно занимается рекламой своих услуг с использованием баннеров (рекламные щиты), видеорекламы и интернет-инструментов.

К основным факторам успеха проекта можно отнести:

    Оригинальные рецепты всего ассортимента

    Высокое качество продукции за счет высокого качества всех составляющих: рецептуры, ингредиентов, оборудования, работы персонала

    Стабильность качества

    Удачное для розничных клиентов расположение пекарни

Спрос на продукцию пекарни не имеет выраженной сезонности, но может иметь локальные колебания – в зависимости от погодных условий, государственных праздников и так далее. Некоторое снижение потребления хлебобулочных изделий отмечается в теплое время года, а существенное повышение спроса – в период новогодних каникул.

Исследование конкурентной среды показало, что уровень конкуренции в городе в данном ценовом сегменте невысок. Из предприятий, которые можно рассматривать как прямых конкурентов, на сегодняшний день на рынке присутствуют четыре кафе-пекарни с небольшими объемами производства, реализующие продукцию только через собственную розницу. Кроме того, деятельность ведут две более крупных пекарни, которые имеют схожее с проектом позиционирование; одна из них имеет собственную розничную сеть, вторая реализует продукцию как оптом, так и в розницу, то есть имеет схожую с проектом бизнес-модель. Уровень цен всех конкурентов сопоставим. При этом, мини-пекарни ориентированы на один конкретный район города, в котором они расположены. Ассортимент крупных пекарен основан на более традиционной продукции. Таким образом, проект находится в выгодных конкурентных условиях.

Таблица 4. Плановые объемы продаж, шт./мес.

ТОВАР/УСЛУГА

СРЕДНИЙ ПЛАНОВЫЙ ОБЪЕМ ПРОДАЖ, ед./мес.

ЦЕНА ЗА ЕД., руб.

ВЫРУЧКА, руб.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ, руб.

Хлеб подовый в ассортименте

Чиабатта с вялеными томатами

Хлеб цельнозерновой в ассортименте

Багет французский

Хлеб подовый с добавками семян в ассортименте

Круассан в ассортименте

Средний розничный чек

Итого:

3 083 150

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

Пекарня располагается в арендованном помещении в здании торгового центра в центральной части города. Общая площадь помещения – 75 м 2 , из которых 54 м 2 отведено непосредственно под производство, остальное – торговый зал и вспомогательные помещения. Помещение имеет все подключенные коммуникации, соответствует всем требованиям санитарных норм.

Оборудование приобретается у поставщика федерального уровня, предоставляющие решения для пищевых производств «под ключ». Таким образом, доставка, монтаж и наладка оборудования осуществляется его поставщиком; поставщик также проводит обучение персонала. Длительность процесса – от заказа и оплаты до готовой линии – 4 недели.

Комплект оборудования обеспечивает следующие процессы:

    Просеивание, разрыхление муки

    Замес теста

    Деление и формовку тестовых заготовок машинным способом

    Окончательную расстойку тестовых заготовок в шкафу расстойки

    Выпечку в производственной ротационной печи

Поставщик оборудования также предоставляет услуги по разработке проекта инженерных коммуникаций и дизайна помещения. Отделочные работы выполняет строительная бригада из Ростова-на-Дону в соответствии с предоставленным проектом. Торговое оборудование приобретается у регионального поставщика.

Ингредиенты для продукции проекта закупаются только у региональных производителей – фермерских хозяйств. Вся закупаемая продукция проходит жесткий входной контроль качества, поскольку от ее свойств зависит качество готовой продукции, что является одним из основных факторов конкурентоспособности проекта.

Доставка продукции ресторанам осуществляется силами инициатора проекта, на собственном автомобиле. Забор и доставку продукции клиентам сервиса доставки осуществляет сервис собственными силами. Розничные покупатели приобретают продукцию в торговом зале при пекарне.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Весь процесс реализации проекта можно условно разделить на три основных этапа: подготовительный этап, этап роста и этап зрелости. Этап выхода на стадии написания бизнес-плана не рассматривается. Решение о выходе с рынка принимается инициатором проекта на основании детального анализа экономической конъюнктуры, конкурентной среды, финансовых результатов проекта и прочих факторов.

Подготовительный этап длится 4 недели. В течение этого времени осуществляется доставка, монтаж и пуско-наладка оборудования. Параллельно осуществляется проведение стартовой рекламной кампании, а также подбор персонала.

Этап зрелости подразумевает активное развитие проекта, формирование пула постоянных клиентов, вплоть до выхода на плановые объемы продаж. После этого начинается этап зрелости, работа в пределах плановых финансовых показателей.

В качестве организационно-правовой формы проекта выбрано ИП. Для проекта может быть применена смешанная форма налогообложения – для оптовой торговли УСН, для розничной торговли через собственную торговую точку – ЕНВД. Однако, в целях упрощения отчетности принята единая форма налогообложения – УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (ставка 15%). Подробнее о выборе организационно-правовой формы и налогообложения пекарен можно прочитать

Все руководящие и административные функции выполняет инициатор проекта. Он имеет все необходимые навыки в сфере предпринимательства, а также кулинарное образование и многолетний опыт работы в данной сфере. Организационно-правовая форма проста – все работники находятся в непосредственном подчинении инициатора проекта. Функции заместителя руководителя выполняет администратор, который контролирует работу торгового зала, а также принимает заказы от оптовых клиентов.

График работы производства – пятидневная рабочая неделя, с 09.00 до 18.00. График работы торгового зала – ежедневно, с 10.00 до 21.00.

К работникам производства – пекарям и подсобным рабочим – предъявляются особенно жесткие требования при подборе. Требуется опыт работы на пекарном производстве не менее пяти лет, а также соответствие требованиям по личностным характеристикам: ответственности, желанию обучаться.

Таблица 5. Штатное расписание и фонд оплаты труда

Должность

Оклад, руб.

Кол-во, чел.

ФОТ, руб.

Административный

Бухгалтер

Администратор

Производственный

Работник производства

Торговый

Продавец торгового зала

Итого:

196 000,00 ₽

Социальные отчисления:

58 800,00 ₽

Итого с отчислениями:

254 800,00 ₽

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план проекта составлен на пятилетний срок и учитывает все доходы и расходы проекта. Под доходами понимается выручка от операционной деятельности. Доходы от инвестиционной деятельности, а также от реализации основных средств не предусмотрены финансовым планом. Выручка первого года реализации проекта – 29,0 млн рублей; чистая прибыль после уплаты налогов – 11,4 млн рублей. Выручка второго года и последующих лет – 36,7 млн рублей в год, чистая прибыль – 15,6 млн рублей.

Инвестиционные затраты – 4,6 млн рублей. Основные статьи затрат – приобретение основных средств, проведение отделочных работ, а также формирование фонда оборотных средств, за счет которого покрываются убытки проекта до выхода его на окупаемость. Собственные средства инициатора проекта – 2,5 млн рублей. Недостаток средств планируется покрыть за счет привлечения банковского кредита на срок 36 месяцев под 18% годовых. Выплата кредита осуществляется ежемесячно аннуитетными платежами, кредитные каникулы – три месяца.

Таблица 6. Инвестиционные затраты

НАИМЕНОВАНИЕ

СУММА, руб.

Недвижимость

Проектирование и дизайн помещения

Отделочные работы

Оборудование

Оборудование для пекарни

Торговое оборудование

Нематериальные активы

Разработка веб-сайта

Оборотные средства

Оборотные средства

Итого:

4 555 604 ₽

Собственные средства:

2 500 000,00 ₽

Требуемые заемные средства:

2 055 604 ₽

Ставка:

Срок, мес.:

Переменные (производственные) затраты включают расходы на приобретение сырья и его доставку, на электроэнергию и воду, используемые в процессе производства, а также на приобретение упаковки для розничных продаж (Табл. 7).

Таблица 7. Переменные затраты

ТОВАР/УСЛУГА

ЗАТРАТЫ НА ЕД., руб.

ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА, %

СТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ, руб.

Хлеб подовый в ассортименте

Чиабатта с вялеными томатами

Хлеб цельнозерновой в ассортименте

Багет французский

Хлеб подовый с добавками семян в ассортименте

Круассан в ассортименте

Средний розничный чек

Итого:

Постоянные затраты включают арендную плату, коммунальные платежи, рекламы и ряд других затрат, включая амортизационные отчисления. Размер амортизационных отчислений определяется линейным методом, исходя из срока полезного использования основных средств и нематериальных активов в пять лет (Табл. 8).

Таблица 8. Постоянные затраты

Подробный финансовый план приведен в Прил. 1.

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценка эффективности и инвестиционной привлекательности проекта проводится на основании детального анализа финансового плана, а также простых и интегральных показателей эффективности (Табл. 1). Для учета изменения стоимости денег во времени используется метод дисконтирования денежных потоков. Ставка дисконтирования принята на уровне безрисковой ставки – доходность долгосрочных государственных облигаций – 10%.

Простой (PP) и дисконтированный (DPP) срок окупаемости – 7 месяцев. Чистый дисконтированный доход (NPV) – 5,4 млн рублей. Внутренняя норма прибыли (IRR) – 19%. Индекс доходности (PI) – 1,19. Все эти показатели говорят об эффективности проекта и его достаточно высокой инвестиционной привлекательности.

9. ГАРАНТИИ И РИСКИ

Для оценки всех рисков, связанных с реализацией проекта, оцениваются все внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам риска можно отнести все, что может негативно повлиять на качество продукции: рецептура, работа оборудования, работа персонала, ингредиенты. Постоянный контроль этих факторов инициатором проекта позволяет минимизировать риски.

К внешним факторам можно отнести, в первую очередь, действия конкурентов – как существующих, так и потенциальных новых игроков. Ценовая борьба несвойственна данному ценовому сегменту, поэтому, предположительно, борьба будет проходить в плоскости совершенствования ассортимента, предложения новинок, а также повышении качества обслуживания. Такой сценарий не представляет угрозы для проекта, поскольку инициатор проекта обладает необходимыми навыками для постоянного совершенствования ассортимента. Уровень обслуживания розничных клиентов находится на очень высоком уровне. Кроме того, на этапе роста предусмотрено активное формирование пула постоянных клиентов.

10. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Финансовый план

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса






Получить актуальные расчеты для бизнес-плана

Что может быть приятнее с утра, чем аромат свежеиспечённого хлеба? А вкуснее шикарного пирожного с огромной воздушной шапкой взбитых сливок? Да это просто мечта! Но вы можете реализовать мечту и зарабатывать на этом деньги. Для этого стоит открыть мини-пекарню и построить успешный бизнес.

Свежая выпечка

Бизнес-план

Если вы решили заняться таким благородным делом, как выпечка хлеба, то стоит подумать о предстоящих затратах. Давайте составим бизнес-план мини-пекарни с расчетами. Вот какие предстоят расходы:

  • закупка оборудования от 550 тыс. руб.;
  • приведение помещения в соответствии с требованиями для пищевого производства от 75 тыс. руб.;
  • аренда от 50 тыс. руб. в месяц;
  • коммунальные услуги от 80 тыс. руб. в месяц;
  • заработная плата сотрудникам от 280 тыс. руб. в месяц;
  • реклама продукции от 35 тыс. руб. в месяц;
  • закупка сырья от 100 тыс. руб. в месяц.

Сразу оговорюсь, что помещение лучше купить, а не брать в аренду. Иначе возможны переезды, что не лучшим образом будет сказываться на вашем бизнесе. Сумма первоначальных вложений в ваш будущий бизнес составит 625 тыс. рублей – это при условии аренды помещения. Сумма ежемесячных расходов будет составлять минимум 545 тыс. рублей.

Мини-пекарня как бизнес, из личного опыта тех, кто этим занимался и занимается, окупается приметно через год. Рентабельность такого бизнеса составляет не менее 30%, что является хорошим показателем.

Наибольшую прибыль можно получить, занимаясь производством кондитерских изделий или элитной продукции, на которую можно сделать большую наценку. Тогда рентабельность может быть 50%, а срок окупаемости составит около 6 месяцев.

Документы

Так как пекарня – это пищевое производство, на него необходимо получить «Санитарно-эпидемиологическое заключение на производство». Кроме этого, на готовую продукцию нужно также разрешение СЭС — «Санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию». Без этих двух документов ни производство, ни реализация продукции не будут являться законными.

Кроме этого, вам понадобятся:

  • документы, определяющие право собственности;
  • разрешение от пожарной инспекции;
  • сертификат соответствия;
  • гигиенический сертификат.

Поскольку это производство пищевой продукции первой необходимости – очень важно оформить все разрешительные документы. В противном случае при проведении проверок вам может грозить внушительный штраф и закрытие производства.

Помещение

Небольшое помещение для пекарни

Как уже упоминалось выше – помещение предпочтительнее всё же покупать, а не арендовать. Из опыта тех, кто ведёт такой бизнес, становится понятно, что любое помещение, под пищевое производство нужно приводить в соответствии с санитарными нормами. Это довольно затратно, а если вы арендуете помещение, то переехав в новое, вам придётся заниматься этим снова. Если же ваши средства не позволяют купить помещение, то единственным приемлемым выходом может стать долгосрочная аренда минимум на 2-3 года.

Здесь вы узнаете о том, как открыть пекарню, что нужно для этого, сможете скачать готовый пример бизнес-план для открытия. Пекарня является отличным видом предпринимательства почти в любом городе.

Постоянная востребованность вашего товара на рынке является одним из основных и непременных условий ведения вашего бизнеса. Хлеб и хлебобулочные изделия как раз и являются такими товарами, которые нужны всегда. Поэтому выпечка является делом выгодным и стабильным, хотя и не сулящим больших доходов. Что нужно для открытия своей пекарни, и с какими сложностями вам здесь придется столкнуться? Обо всем этом подробно ниже.

Бизнес-план

Здесь вы можете скачать готовый пример бизнес-плана пекарни планирования открытия своего дела в данной сфере. Данный пример содержит все подробнейшие примеры расчетов, благодаря которым вы сможете оценить свои силы в пекарном предпринимательстве.

Все расчеты примерные, поэтому в вашем случае они могут быть и другими, к примеру, менее затратными.

Как открыть пекарню

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — гласит народная мудрость. Тот же принцип верен и в отношении темы нашей статьи: как открыть пекарню. Мы рассмотрим семь ключевых вопросов, без положительного решения которых успеха в вашем начинании не видать.

Деньги

Какая сумма необходима для открытия пекарни? Данная цифра будет напрямую зависеть от планируемых объемов выпечки. Так если планируется мини-пекарня, это примерно 350 кг хлебобулочных изделий в смену, тогда стартовый капитал будет составлять примерно 200 тыс. рублей. В случае более внушительных объемов выпуска продукции необходимо рассчитывать на несколько миллионов рублей. Чем больший объем выпуска продукции вашей пекарни, тем более производительное и дорогое оборудование вам понадобится.

Но приведенные суммы довольно таки условны, т.к. они рассчитаны на сам запуск проекта пекарни. Но до запуска еще необходимо решить вопрос с помещением, оформить все необходимые документы, нанять и обучить персонал.

Помещение

Это, пожалуй, один из ключевых и самых сложных моментов при открытии пекарни. Сразу оговоримся, что рассматривать вопросы, связанные со строительством пекарни «с нуля» не будем, это дорого, сложно и долго.

Как один из приемлемых вариантов – использовать свободную площадь заведений общественного питания или магазина. Для этого потребуется заключить договор о совместном виде деятельности. Но данный вариант хорош, если у вас есть связи с владельцами или управляющими такими заведениями, в противном случае добиться понимания с их стороны будет делом не легким.

Наиболее распространенный способ решения – долгосрочная аренда. Для мини-пекарни вам потребуется площадь не меньше 60 – 120 м2. Не менее важным является и само местонахождение арендуемого помещения. Здесь важно все, и логистика (оборудованы ли места подъезда, расстояние до предполагаемого места сбыта и т.п.). Следует помнить и о наличии конкурентов в выбранном вами районе. Лучше всего подбор помещения для пекарни доверить специалистам – маркетологам. Это дополнительные затраты, но поверьте, без серьезного исследования рынка успеха добиться очень не просто. А порой это чревато убытками и потерей всего дела.

При выборе помещения под пекарню вы должны строго руководствоваться требованиями СЭС:

  • для любой пекарни, в том числе и мини, не пригодны подвальные и полуподвальные помещения;
  • напольное покрытие должно быть водонепроницаемым;
  • на стенах, до высоты 1,75 м, должна быть облицовка керамической плиткой или краска светлых тонов, остальная часть стен и потолка – побелена;
  • помещение должно быть оборудовано системами холодного и горячего водоснабжения, обязательно наличие канализации;
  • должны быть оборудованы подсобные и бытовые помещения пекарни, к таковым относят: склад муки и другого сырья, душ, гардероб для персонала, мойка и туалет;
  • оборудование помещения системами естественной и искусственной вентиляции – обязательное.

Если выбранное помещение не оборудовано всем вышеперечисленным вам потребуется делать ремонт. А это деньги и время.

Документальное и нормативное согласование

Выше мы уже упоминали о нормах СЭС для пекарни, так вот без получения от этой организации сертификата «Санитарно-эпидемиологическое заключение на производство». Без данного документа производить продукцию вы не имеете право.

Кроме того, для законной продажи своей продукции пекарни вам необходим сертификат «Санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию». Без него ни один магазин не возьмется реализовывать ваши хлебобулочные изделия.

Также для открытия пекарни обязательно необходимы специальные разрешительные документы.

Перечень:

  • Сертификат на соответствие «Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  • Разрешение пожарной инспекции;
  • Разрешение экологической экспертизы.

Лишь после получения всех указанных разрешений и сертификатов можно начинать производство и сбыт продукции вашей пекарни.

Оборудование для пекарни

При выборе оборудования для пекарни вы должны четко определить стратегию бизнес-проекта. Другими словами, чего вы желаете достичь, и в чем будет ваше конкурентное преимущество. Это может быть очень высокое качество изделий, большой ассортимент пекарни или гибкость и скорость при переходе на производство других типов и сортов хлебобулочных изделий (чуткость к требованиям рынка). В соответствии с выбранным направлением и подбираете оборудование с требуемыми характеристиками.

Следующий момент – это выбор страны производителя. Зарубежные аналоги будут существенно дороже отечественного оборудования. Так, например, немецкие хлебопекарные печи обойдутся вам от 30 тыс. евро. Правда и характеристики у таких печей гораздо лучше. Реже требуют ремонта и в целом более долговечны. Самыми известными и хорошо себя зарекомендовавшими торговыми марками на рынке оборудования для пекарен являются: Metos, Winkler, Giere, Polin, Bongard и Miwe.

Кроме печей вам понадобится и другое оборудование, как то: тестораскаточные машины, смесители для теста, мукопросеиватели и др. Так же необходимо приобрести стеллажи, весы, упаковочные машины, хлеборезки, формы для выпечки и пр.

Таким образом, для пекарни производительностью до полутоны в день, для закупки всего необходимого оборудования (импортного) потребуется примерно 60 тыс. евро. Это минимальный набор. При покупке более производительного оборудования рассчитывайте на 100-200 тыс. дол. Отечественные аналоги обойдутся значительно дешевле. В зависимости от финансовых возможностей вы можете комбинировать какое оборудование для пекарни покупать.

Сбыт готовой продукции

Для организации сбыта можно:

  1. Заключить договор о поставке с несколькими магазинами и осуществлять доставку собственным транспортом.
  2. Заключить договор с фирмами – оптовиками. Данный вариант освободит вас от организации рынка сбыта, да и экономически более выгоден, не нужно содержать автотранспорт и дополнительный персонал для пекарни (водитель, автомеханик).
  3. Самостоятельная организация точек продажи. Это самый дорогой вариант, так как потребует наличия передвижных фургончиков и специального разрешения от муниципалитета. Но и плюсы такого способа очевидны – вы всегда реализуете свой продукт.

Подбор персонала

Понятно, что для работы пекарни необходимы работники. Их количество зависит от производительности. Так на мини-пекарню, с производством до 350 кг хлебобулочных изделий, вам потребуется 3-4 человека (пекарь – технолог, помощник пекаря, техник и уборщица). При увеличении производства до 2,5 тонн хлеба за смену, вам ни как не обойтись штатом меньше 7 человек.

Поставщики оборудования научат ваш персонал работать на нем, но они не научат печь хлеб или булочки. Поэтому на вакансию пекаря – технолога берите человека имеющего соответствующее образование и хотя бы минимальный опыт работы. От этого во многом зависит ваша репутация.

Начало работы

Перед началом работы пекарни необходимо позаботится о наличии всего необходимого сырья на вашем складе. Его количество не должно быть меньше недельного расхода.

Итак, спустя 9 -10 месяцев всех работ, получения всех необходимых сертификатов и разрешений, подбора и обучения персонала – настал волнующий момент, начало работы. Но по сути это не конец, это начало. Например, при выпуске первой партии продукции пекарни вы должны рассчитать ее себестоимость и установить цену приемлемую как вам, так и конечному покупателю. Рассчитывая цену необходимо учитывать, что согласно ГОСТу для 1000 кг белого хлеба необходимо: 740 кг пшеничной муки, 7,4 кг дрожжей, 9,6 кг соли и 1,2 кг растительного масла. Сюда добавьте зарплату персоналу, плату за использованные энергоресурсы и налоги. Цена на произведенный вами хлеб не должна быть меньше всех затрат, иначе это банкротство.

Вообще средняя рентабельность небольших пекарен колеблется в районе 10%. Не густо, но и не мало. В Европе, например такая рентабельность – это очень даже успешный бизнес.

Для успешного ведения бизнеса вам также необходимо освоить азы маркетинга и постоянно следить за потребностями покупателей. Для маленьких пекарен – это единственный шанс быть прибыльными.

Надеемся, что информация о том, как открыть пекарню и бизнес-план для её открытия поможет вам в начинании вашего дела.

Востребованность полезной и вкусной выпечки, среди населения, останется всегда неизменной. А маленькие пекарни, могут быстрее подстраиваться, под потребности своего покупателя. Собственная мини-пекарня, может быть достаточно и востребованным предприятием. Её преимущества очевидны. Выпечка всё время свежая потому, что печётся часто, но маленькими партиями.

Продукция выделяется наиболее разнообразным ассортиментом. Качество увеличивается за счёт небольших объёмов и постоянного надзора за процессом приготовления. При планомерной организации производства и правильном построении, и подходу к потребителю, такой бизнес может приносить солидный доход и обоюдное удовлетворение как покупателю, так и владельцу.

Актуальность и перспективы развития такого бизнеса

У небольших мини пекарен перспектив гораздо больше, чем у крупнейших хлебозаводов. Им проще подстроится под рыночный спрос, и перестроить оборудование под любую продукцию. Легче поменять рецептуру. А если найти удачное место, подобрать знающих помощников и немного поэкспериментировать с ассортиментом, тогда через два месяца можно будет снабжать уже постоянных клиентов ароматным, хрустящим хлебом, диетической выпечкой и другими вкусными кондитерскими изделиями. Ведь многие хотят купить не просто хлеб, а полезное и свежее хлебобулочное изделие. Например, из проросшего зерна, или из газированной минеральной воды без дрожжей.

Чтобы заняться таким бизнесом необходимо отыскать подходящее помещение, закупить необходимое оборудование и подобрать толковый персонал. Главное, найти опытного, искусного, знающего технологии пекаря. Дальше по возможности нужно подключить рекламу, или придумать самому, чем можно привлечь клиентов. Бизнес на мини-пекарнях, на небольших площадях, ныне особенно актуален.

Личный опыт открытия мини пекарни изложен в следующем видео сюжете:

Начальный капитал и оформление необходимой документации

Для того чтобы открыть собственную пекарню, возможно, будет достаточно и триста тысяч рублей, а можно потратить десять миллионов и больше.

Главные статьи затрат на создание бизнеса (за год) в крупных городах:

  1. Стоимость аренды – девятьсот тысяч рублей.
  2. Оборудование (зависит от мощности) – один миллион двести тысяч рублей (одноразово).
  3. Произвести ремонт – сто тысяч рублей (одноразово).
  4. Закупка мебели – триста тысяч рублей (одноразово).
  5. Коммунальные платежи – двести тысяч рублей.
  6. Оплата заработной платы, до полутора миллиона рублей.

Перед началом предпринимательской деятельности следует официально оформиться, как предприниматель, или основать своё предприятие. Для малого и среднего бизнеса есть только два пути: .

Отличительные особенности:

  1. ИП будет нести юридическую ответственность и будет рисковать своей собственностью, а ООО ограничится размером своего вложения.
  2. можно без помощи юриста за три дня, нужные документы: ваш паспорт, копия нотариально заверенная, заявка на регистрирование и квитанция об оплате госпошлины. А в вам будет нужна помощь юриста, для подачи и оформления документов. И обязательный банковский счёт, наличие своей печати.
  3. Расходы на ИП составят – восемьсот рублей, а ООО – четыре тысячи, плюс издержки на нотариуса.
  4. В ИП имеется ограниченность по некоторым видам деятельности, а в ООО безграничная сфера деятельности.
  5. Бухгалтерские подсчёты у ИП не обязательны, а в ООО – необходимы.
  6. Доходом можно распоряжаться по своему усмотрению, а в ООО выручка должна раздаваться не чаще, чем один раз на квартал (уплата процентов, дольщикам сообщества).
  7. ИП не нужен , а ООО будет насчитывать размер минимальной зарплаты.
  8. Сотрудничать с частниками соглашаются немногие, а с ООО работают даже крупные компании и акционерные сообщества.
  9. Перепродать бизнес будет сложно и недорого, а ООО это сделает очень быстро и прибыльно.
  10. Доверенности от ИП должны только быть нотариально заверенными, а это невыгодно и очень долго, а ООО будут брать повсюду.

Вы должны выбрать подходящий для вас вариант, подавляющее большинство выбирает ИП.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Документы необходимые для открытия пекарни

Для начала ведения данного бизнеса необходимо подготовить следующий пакет документов:

  1. Санитарно-эпидемиологическое решение на производство и продукцию, совершенно бесплатно утверждается в учреждении Роспотребнадзора, но только с результатами экспертизы.
  2. Сертификат соответствия – выдаётся Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
  3. Решение пожарной инспекции, о соответствии требований пожаробезопасности.
  4. Разрешительные документы на поставку оборудования, помещения, персонала и т. д.

Составление бизнес-плана

Открытие пекарни - это бизнес, в котором понадобятся большие инвестиции на первое время.

Первоначальные затраты потребуют немалых капиталовложений. Значит перед открытием пекарни надо рассчитать все вероятные затраты, риски, возможных конкурентов – .

Вначале разберём образец бизнес-плана:

  1. Вначале вносим 1135000 рублей.
  2. Ежемесячный доход составит 540 тысяч рублей.
  3. Выручка 58400 рублей.
  4. Получается, что подобный бизнес, может, окупиться только через два года.

Если представить себе это более детально: возьмём, к примеру, посёлок городского типа с численностью около двухсот тысяч человек. Здесь вы решили открыть пекарню, с ассортиментом около десяти разнообразных видов выпечки.

Для начала необходимо проработать конкурентов . Если в посёлке больший упор делается на выпечке хлеба, значит, мы займёмся печеньем, пирожными. Открывать бизнес лучше, как ИП, только непременно нужно вести бухгалтерский учёт и лучше нанять опытного бухгалтера.

В бизнес-план включают режим работы пекарни. Так как это в основном будут ночные смены с 23.00–11.00, нужно составить сменный график. Например, работать три через три, или два через два дня. Работники, занимающиеся реализацией, работают с 6.00 до 17.00. С пятидневной рабочей неделей и один выходной.

Выбор направления

Изготовлением хлеба и другой выпечки занимаются многочисленные хлебозаводы, небольшие частные цеха, супермаркеты и т. д. Конкурировать с ними, особенно при небольших начальных вложениях будет тяжело. Но это в том случае, если вы думаете открыть стандартную кондитерскую или пекарню.

И для того, чтобы не только удержаться на этом рынке, но и выдумать такую типизацию предприятия, которая обернётся конкурентным преимуществом, можно, например, урезать ассортимент некоторой продукции и выпекать не больше восьми наименований. И вся выпечка должна быть непохожа на ту, которая, продаётся в большинстве магазинов и ларьков.

Подготовка помещения

Правильно подобрать место для мини-пекарни это, составляющие, вашего успеха в будущем. Около вас не должно быть других подобных заведений - это ваши конкуренты. Если вы думаете реализовывать хлеб непосредственно из пекарни, тогда место обязательно должно быть «проходным». А если ограничитесь производством, тогда оно должно быть благоустроенным и практичным во всех отношениях.

Для расположения элементарного набора оборудования потребуется в среднем 80 кв. м. площади, очень многое зависит от ассортимента. Для некоторых изделий потребуются специальное оборудование , столы, значит, и площадь должна быть больше.

Безусловно, нужен будет водопровод, туалет, вентиляция и т. д. Необходимо будет отдельное складское помещение для хранения сырья и отдельная комната для выпечки и упаковочный цех.

Подготовка оборудования

Качественное оборудование и высококвалифицированные работники, обязательное условие для успешного процесса. Всё оборудование делится на основное и дополнительное. К основным элементам относятся: тестомесильные машины, тестораскаточные, расстоечные шкафы, печи, холодильники, просеиватели для муки. К дополнительным - полки для хранения, формы, машины для упаковки, мойки, весы, ножи и многое другое.

Для небольшой мини-пекарни нужно будет следующее оборудование :

  • печь 800 000 руб;
  • тестомеска 280 000 руб;
  • просеиватель для муки 20 000 руб;
  • кондитерский стол 4 000 руб;
  • электромиксер 4 000 руб;
  • оборудование для расстойки теста 55 000 руб;
  • автомат для раскатывания теста 40 000 руб;
  • вытяжка 20 000 руб;
  • блендер 3 000 руб;
  • электроплита 25 000 руб.

Приблизительная сумма составит, около миллиона рублей. Нужно только сразу учитывать, с каким тестом будете работать: дрожжевым, бисквитным, слоёным. От этого будет зависеть, и направленность оборудования, нужного для покупки.

Подбор персонал

Поиск персонала - это задача не из лёгких. Ведь работа квалифицированного пекаря малооплачиваемая, но вместе с тем очень тяжёлая. В среднем пекарь получает до девяти тысяч рублей, а технолог и того меньше, около шести тысяч за месяц.

При производстве тысячи килограмм выпечки за день потребуется:

  1. технолог производства;
  2. два пекаря;
  3. уборщица;
  4. упаковщик (при необходимости);
  5. грузчик;
  6. водитель;
  7. бухгалтер (лучше взять по договору).

Все рабочие обязаны пройти медосмотр (наличие медицинской книжки).

Методы продвижения

Когда будете создавать бизнес-план, нужно сразу побеспокоиться о реализации. Можно открыть свой магазин, а можно продавать через другие коммерческие точки и необязательно только в посёлке, можно и за его пределами. Есть такие пекарни, которые довольно благополучно и успешно сотрудничают с предприятиями-оптовиками.

Они покупают выпечку и доставляют в палатки, ларьки, магазины. Такой вариант совсем неплох, ведь можно будет работать, не беспокоясь о сбыте. И можно сосредоточиться на увеличении ассортимента и качестве продукции.

Можно торговать «с колёс», это значительно дешевле, чем взять в аренду магазин. В регионах основать торговлю с автомобиля значительно проще чем, например, в столице. Такой фургон для начала можно арендовать, а потом выкупить. Понадобится только позволение местных властей.

Расчёт окупаемости, прибыли и расходов

Чтобы бизнес был прибыльным, нужно проделать следующую работу: произвести собственное маркетинговое изучение рынка хлебобулочных изделий, выучить спрос, цену, объём и ассортимент ваших основных конкурентов. Произвести подсчёт главных величин будущего производства. Это делается для того, чтобы вы могли получать максимальный доход от пекарни.

Главный фактор, который будет воздействовать на вашу выручку - это себестоимость основных компонентов. А на качество готового изделия повлияет: уровень оборудования, технологический процесс, состав и свойства ингредиентов.

Подсчитываем , по первоначальным сведениям.

Средняя цена сырья для изготовления хлеба и других изделий:

  1. Мука высшего сорта за 1 кг – 13,80 руб.
  2. Мука первого – 13,40 руб.
  3. Мука второго – 12,00 руб.
  4. Мука ржаная – 11,40 руб.
  5. Сахар – 20,40 руб.
  6. Дрожжи – 30,50 руб.
  7. Соль – 4,60 руб.
  8. Растительное масло 1 литр – 62,00 руб.
  9. Маргарин 1 кг – 44,00 руб.

Продуктивность (П) пекарни, выпекающей хлеб «Бородинский» (0,9 кг), с одной печью ПХП-6 девяносто шесть килограмм в час.

Объёмы за год (ГО) 360 дней в две смены, по двенадцать часов составят: ГО = П х 12 х 2 х 360.

Производительность печи выводится из следующего расчёта с применением форм для выпекания Бородинского хлеба (0,9 кг) и тележки.

ГО = 96 х 12 х 2 х 360 = 829 440 кг хлеба.

Мука второго сорта 50 кг. Цена за кг 12,00 руб. Общая стоимость 600 рублей.
Мука ржаная 50 кг. Цена 11,50 руб. Стоимость 575 рублей.
Дрожжи 1,5 кг. Цена 29,50 руб. Стоимость 44,25 рублей.
Соль 5 кг. Цена 4,50 руб. Стоимость 6,75 рублей.
Итог: вес около 150 кг стоимостью 1230,00 рублей.

Выход по этой рецептуре: получится около 150 кг. На 1 кг продукции, затраты будут приблизительно 8,9 рубля.

Также необходимо учесть затраты на электроэнергию, издержки за коммунальные платежи и аренду. рабочих из расчета шести человек составит за месяц около восьми тысяч рублей на одного человека.

В итоге всех вычислений, окупаемость пекарни будет от десяти до восемнадцати месяцев.

  • Капитальные вложения: 1 123 100 рублей,
  • Среднемесячная выручка: 535 000 рублей,
  • Чистая прибыль: 57 318 рублей,
  • Окупаемость: 23 месяцев.
 

Технико-экономическое обоснование открытия бизнеса в сфере пищевого производства - мини-пекарни, которое можно использовать в качестве образца для написания бизнес плана, а так же в качестве примера по расчету экономической целесообразности начала деятельности.

Цель : Обоснование целесообразности и эффективности организация бизнеса по выпечке хлебобулочных изделий.

Описание проекта

Идея проекта: мини-пекарня

Идея заключается в открытие в г. «N» (численность население 270 тыс. чел) мини-пекарни, специализирующей на выпечке хлебобулочных изделии.

Ассортимент.

Планируемый ассортиментный ряд:

  • Сдобные булочки (8 видов)
  • Кексы
  • Бараночные изделия
  • Рогалики
  • Творожники

Конкуренция

В настоящее время в городе «N» действует 2 хлебокомбината и 3 мини пекарни, все специализируются на выпуске хлебной продукции (хлеб).

В связи с этим, открываемая мини пекарня будет специализироваться на выпуске булочных изделий (100% ассортимент). Основное конкурентное преимущество - реализация только свежей выпечке.

Организационная форма и система налогообложения.

Организационно-правовая форма ведения деятельности: «индивидуальный предприниматель». Форма налогообложения: Упрощенная система налогообложения, доходы минус расходы, 15%. Ведение бухгалтерского учета: На начальном этапе ведение налогового и бухгалтерского учета будет передана на аутсорсинг в специализированную бухгалтерскую фирму. После организации всех производственных процессов, отладки сбыта учет будет вести собственник бизнеса самостоятельно при помощи онлайн-сервиса "Мое дело" .

Режим работы:

Хлебоекарня будет работать ежедневно.

С 00:00 до 10:00 для сотрудников (пекарь, помощник) непосредственно связанных с выпечкой хлебобулочных изделий. Данная категория сотрудников будет работать посменно, два через два.

С 7:30 до 16:30 для сотрудников (управляющий, торговый представитель), которые занимаются сбытом и реализацией готовой продукцией. Данная категория сотрудников будет работать на 5 дневной рабочей недели, а выходные выходить поочерёдно.

Общее штатное расписание:

Требуемое оборудование.

Для организации бизнеса требуется следующий комплект оборудования для пакарни :

Наименование Кол. Цена
Печь пекарская ХПЭ-500 1 34794 руб.
Шкаф расстойный ШРЭ 2.1 1 19760 руб.
Мукопросеиватель ПВГ-600М 1 21708 руб.
Тестомес МТМ-65МНА 1 51110 руб.
ЛИСТ подовый для ХПЭ 700х460 20 584 руб.
Зонт вытяжной 10x8 1 7695 руб.
Ванна моечная односекционная 1 2836 руб.
Ванна моечная двухсекционная ВМ 2/4 э 1 5744 руб.
ШКАФ холодильный R700M 1 24420 руб.
Стол кондитерский СП-311/2008 1 13790 руб.
Стол пристенный пищевой СПП 15/6 1 3905 руб.
Порционные весы CAS SW-1-5 1 2466 руб.
Весы порционные CAS SW-1-20 1 2474 руб.
Стеллаж СК 1 6706 руб.
Тележка-шпилька к ХПЭ ТС-Р-16 1 17195 руб.
Итого атраты на покупку хлебопекарного оборудования: 226283 рублей

Каналы реализации продукции

Основной канал сбыта: небольшие розничные магазины, расположенные в г. «N» и близлежащих населенных пунктах. Реализация через сетевые (региональные и федеральные) продуктовые магазины в 2013 г. не планируется.

План реализации проекта

Календарный план

Согласно календарного бизнес-плана мини хлебопекарни, срок запуска компании составляет 2 месяца. Все этапы, связанные с открытием деятельности находятся в зоне ответственности собственника бизнеса.

Наименование этапа мар.13
1 декада 2 декада 3 декада 1 декада 2 декада 3 декада 1 декада
1 Регистрация деятельности в ИФНС, заказ печати
2 Открытие расчетного счета
3 Заключение договора аренды на производственный цех
4 Оплата оборудования (линия по выпечки, а/мобиль, инвентарь)
5 Ремонт помещения согласно требований СЭС для пищевого производства, подключение к электросетям, прочие расходы
6 Согласование с СЭС помещение цеха
7 Установка линии, шефмонтаж, пуско-наладка, пробная выпечка
8 Согласование с Роспотребнадзором рецептуры, технических условий и инструкций на выпускаемую продукцию.
9 Набор персонала
10 Заключение договора с поставщиками и покупателями
11 Начало деятельности

Общая смета расходов по реализации проекта:

Статья расходов Сумма расходов, руб. Примечание
Регистрация деятельности в ИФНС 15 000 Госпошлина, заказ печати, открытие р./счета, прочие
Косметический ремонт помещения, приведение помещения в соответствии с требованиями СЭС 100 000 -
Приобретение оборудования для выпечки хлебобулочных изделий 223 104 -
Приобретение автотранспорта 450 000 Хлебный фургон на 128 лотков на базе, а/м ГАЗ-3302 2010 г.в.
Приобретение столового инвентаря 30 000 -
Набор персонала (размещение рекламы) 5 000 -
Создание товарного запаса 50 000 -
Оборотные средства (финансирование деятельности до выхода на окупаемость) 150 000 -
Прочие расходы 100 000 Подключение к электросетям, согласование ТУ и ТИ на продукцию
Итого 1 123 104

Согласно проведенных расчетов для открытия деятельности требуются вложения в размере 1,1 млн. руб.

Планируемые финансовые показатели деятельности.

Планируемая выручка и прибыль на 2013-2014 год.

Согласно организационного плана начало деятельности компании, запланировано на март 2013 г., выход на самоокупаемость ожидается в мае 2013 г.

Деятельность компании является сезонной, пик продаж приходится на период сентябрь - ноябрь и март-апрель, в остальные месяцы происходит сезонное снижение выручки.

Расходная часть.

К затратной части деятельности хлебопекарни относятся следующие расходы:

  • Себестоимость изготовления продукции. В данную строку включаются затраты на закуп муки, дрожжей, маргарина, сахара и прочих ингредиентов.
  • Переменные расходы. Заработная плата работников исходя из выработки (12 % от выручки)
  • Общие расходы: В данную группу затрат включены расходы на оплату труда работников (постоянная часть), социальные отчисления, арендная плата за помещение цеха, ГСМ, ремонт машин, коммунальные платежи, административные расходы, расходы на ведение бухгалтерского учета, а так же прочие расходы.

Планируемая структура распределения денежных средств, полученных от покупателей, на 2013-2014 гг.

Статьи расходов

Себестоимость изготовления продукции

Зарплата работников переменная часть (зависит от выработки)

Постоянные расходы

Прибыль до налогообложения

Расчет окупаемости инвестиций.

  • Старт проекта: январь 2013 г.
  • Начало деятельности: март 2013 г.
  • Выход на оперативную безубыточность: май 2013 г.
  • Выход на прогнозную выручку: июнь 2013 г.
  • Дата окупаемости проекта: ноябрь 2014 г.
  • Срок окупаемости проекта: 23 месяца.

Анализ рисков открытия

Процесс реализации и дальнейшее функционирования проекта может быть осложнено рядом рисков и негативных факторов, которые приведены в анализе факторов рисков и возможностей работы мини-пекарни . Для определения степени влияния этих рисков и опасность их для бизнеса, проведем качественный и количественный анализ.

Качественные показатели определяются экспертной оценкой вероятности осуществления угрозы. Количественный анализ показывает степень воздействия рисков в фактических величинах.

Качественный анализ рисков проекта

Вся зона рисков делится на внешнюю, где особенно ощутимо влияние общей экономической ситуации и событий, не связанных с процессом управления бизнесом, и внутреннюю, которая напрямую зависит от эффективности организации управления и реализации бизнеса.

Табл.1. Основные внешние риски проекта

Наименование риска Оценка риска Характеристика риска и способы реагирования

Повышение сырьевой себестоимости

Риск приведет к увеличению стоимости продукции и снижению маржинальной части дохода. Компенсация риска происходит увеличением отпускной цены продукции или пересмотром весовых требований. Для нивелирования риска необходимо вести постоянный мониторинг рынка поставщиков и заключение долгосрочных контрактов.

Открытие в городе N прямых конкурентов

При появлении прямых конкурентов, существующая емкость рынка пропорционально делится на участников, что ведет к снижению продаж. Для преодоления риска на организационном этапе следует вести политику отстройки от конкурентов, поддерживать лояльность потребителя.

Сезонное снижение продаж

Риск влечет снижение среднегодовых показателей продаж, увеличивает затраты на содержание персонала, ведет к колебанию интенсивности использования производственного оборудования. Риск нивелируется грамотной рекламной и организационной политикой.

Изменение на государственном уровне нормативных требований к хлебобулочной продукции

Риск может привести к пересмотру технологический карт производства и ассортиментной базы.

Все внешние риски можно смягчить, если на организационном этапе бизнеса разработать стратегию кризисного управления, удерживать грамотное позиционирование и постоянный контакт с покупателем.

Табл.2. Основные внутренние риски проекта

Количественный анализ рисков проекта

Все внешние и внутренние риски имеют единое негативное следствие - снижение прибыли. Причинами снижения прибыли могут стать:

  • увеличение сырьевой себестоимости продукции вследствие повышения цен на материалы, сырье, рабочую силу;
  • открытие прямых конкурентов, которые смогут отвоевать собственную долю рынка;
  • снижение потребительского спроса вследствие неудовлетворительного качества и обслуживания, а также сезонное.

Количественный анализ инвестиционных рисков может быть проведен методом Анализа чувствительности (sensitivity analysis) с использованием в качестве основного параметра внутренней нормы прибыли (NPV). Однако, располагая опытными данными, характерными для конкретного рынка (город N с населением в 270 тыс.чел), мы используем метод практического расчета.

Степень влияния увеличения сырьевой стоимости и повышения отпускной цены

Рассчитывается путем вычисления эластичности спроса. При средней стоимости продукции (сдобные булочки (8 видов), кексы, бараночные изделия, рогалики, творожники) в пределах 19-23 рублей, увеличение конечной цены будет иметь следующие показатели:

Таким образом, мы видим, что при невысокой средней стоимости продукции подорожание ее может привести к незначительному увеличению спроса (за счет потребительских ожиданий), а удорожание на 20-25% (значительное повышение сырьевых цен, которые не вписываются в рамки годовой инфляции) приведет к потере в среднем 4,5% покупателей. Риск имеет невысокое количественное значение.

Степень влияния конкурентной среды

Для расчета степени влияния конкуренции необходимо провести детальный анализ конкурентной среды и вычислить долю рынка каждого оператора. Появление нового игрока всегда влечет перераспределение долей, на первом этапе это происходит за счет наиболее слабых представителей отрасли. В нашем случае проект подразумевает использование контрагентов (каналы сбыта - небольшие розничные магазины, расположенные в г. «N» и близлежащих населенных пунктах), что защищает от прямого воздействия конкурента при долгосрочных и жестких контрактных условиях (эксклюзивное партнерство).

При общей доле рынка в 6%, степень влияния нового конкурента имеет относительную долю 1,2% - столько может потерять мини-пекарня при открытии аналогичного предприятия в зоне продаж.

Степень влияния сезонности и уровня обслуживания

Учитывая среднесезонное снижение реализации хлебобулочных изделий в летний период в пределах 10-15%, и основные требования покупателей к продукции,

Ранжирование рисков проекта

Наиболее вероятными являются маркетинговые и сезонные риски снижения спроса, что может инициироваться повышением стоимости сырья и открытием прямых конкурентов. Это наиболее критичные угрозы, предвосхитить которые следует еще на этапе организации и внедрения бизнес-идеи.

Актуальность бизнес-плана мини-пекарни

Общие тренды

На сегодняшний день рынок хлебобулочных изделий России еще не установился в виду переоценки ценностей и общего тренда экологичной и здоровой пиши. Традиционные сорта хлеба и булочной продукции за последние десять лет существенно уступили место заимствованным на Западе рецептурам: круассаны, багеты, крутоны, чиабаты, злаковые хлебцы и многое другое. Привычный формовой хлеб, столичный батон, ржаной и дарницкий, московский, отрубной и бородинский, равно как и иные сорта, выпускаемые муниципальными хлебозаводами, потеряли свои топовые позиции, и сейчас распределение внимания потребителя приходится в равных долях на традиционные предложения и заимствованные (52% к 48%):

Динамика роста потребления сортов хлеба

т.е., если еще в 1970 году западные веяния мало влияли на выбор покупателя, предпочитавших продукцию советского производства, то уже с 1990х годов наблюдается рост влияния западных технологий и появившейся коммерческой конкуренции, которая позволила существенно расширить ассортиментный ряд хлебобулочных изделий. К 2000-ным традиционные сорта хлеба потеряли больше половины рынка. Во многом это обусловлено переходом постсоветских производств в частные руки, которые подхватили тенденцию и стали выпускать модную и востребованную продукцию.

1970 1995 2000 2010 2013

Традиционные сорта

Заимствованные

К 2010 году динамика роста снизилась, потребитель стал терять интерес к чужеродным рецептурам. К тому же государственная политика по поддержке национальных ценностей также повлияла на становление относительного равновесия: сейчас наблюдается равноправие ассортиментного выбора между традицией (привычные сорта) и заимствованием. Что касается булочной группы, то тенденции тут аналогичны.

Основной тренд рынка хлебной и булочной продукции в текущем периоде - здоровое питание, свежесть, натуральность . Большую популярность получили собственные пекарни при супер-маркетах, где отлично работает аромомаркетинг: запах свежей выпечки обеспечивает высокие продажи. Традиционные заводские булочные пользуются популярностью у более старшего поколения в силу привычного образа действий и ассортимента.

По данным ИАЦ «Информкондитер», наиболее часто булочную продукцию россияне покупают в специализированных точках (фирменные магазины пекарен, булочные) и в качестве сопутствующих товаров в супермаркетах.
С 2010 года в России наблюдается положительная динамика роста производства кондитерских изделий, которые составляют внутреннюю конкуренцию булочным, вытесняя их с полок магазинов.

Уровень конкуренции и зарубежные производители

На рынке хлебобулочных изделий России представлены отечественные и зарубежные товары. Доля импорта составляет не более 22%. Основные поставщики - Финляндия и Литва. Всего по данным органов статистики на территории государства производством хлебобулочных изделий занимаются около 28 тысяч предприятий - в основной массе это представители среднего и малого бизнеса.
Если рассматривать структуру производства, то основная масса хлебобулочных изделий приходится на заводы:

Структура производства хлебобулочных изделий

Около 75% всего традиционного производства хлеба занимает «социальный» продукт. Закономерной сегментацией хлебобулочных изделий у крупных производителей является ранжирование по категориям:

  • Ядро производства (до 80%) хлеб - традиционный ассортимент насчитывает до 25 позиций;
  • Второстепенное производство : багеты и батоны - около 5 наименований;
  • Дополнительное производство :
    • нетрадиционные и заимствованные сорта хлеба, лаваши, хлебцы и т.д. - до 10 позиций;
      булочные изделия и сдоба - около 25 наименований.

Несмотря на плотную конкуренцию в отрасли, остается незаполненной ниша булочной и сдобной продукции , которая появилась благодаря перераспределению зон влияния между производителями:

  • крупные заводы ориентированы на производство хлеба и не уделяют должного внимания булочному ассортименту. Они не имеют достаточно широкой сети реализации булок. Это связано с высокими логистическими затратами и конкуренцией с супермаркетами, которым выгоднее реализовывать собственную выпечку;
  • пекарни в супермаркетах, в свою очередь, не могут конкурировать во всех покупательских сегментах, и реализуют булочные изделия как второстепенные спонтанные покупки. Т.е. они не пускают продукцию заводов (в полном объеме), но и не удовлетворяют спрос своими объемами.

За счет этого основная конкурентная борьба в производстве и реализации булочного ассортимента происходит среди частных пекарен. Основные инструменты успешной конкуренции в такой среде - понимание ценностей покупателя и грамотная система сбыта.

Мотивы и ценности потребителя

По результатам анализа, проведенного Институтом Аграрного Маркетинга, основные критерии выбора при покупке хлебобулочных изделий (по убыванию):

  • свежесть;
  • внешний вид;
  • цена;
  • упаковка;
  • производитель.

Выбор места покупки булочных изделий и сдобы происходит по принципу единовременности (все продукты в одном месте) или попутности: близость к месту потребления - дому, работе, учебному заведению.

В городах свыше 100 тыс. человек населения уже действуют форматы, имеющие собственные мини-пекарни. Это усилило влияние ритейлеров на структуру рынка, поскольку такое частное производство розничных выдерживает основные требования свежести и низких цен. Но в числе наиболее успешных форматов продвижения булочных изделий специалисты называют районные гастрономы, дискаунтеры и супермаркеты.

Но стоит учитывать, что продукция хлебопекарен не вытеснит продукцию крупных производителей, поскольку последние предлагают «социальный» ассортимент традиционных изделий. Конкуренция может происходить в формате сегментированного подхода (детская серия, женская низкокалорийная, экологичная, насыщенная полезными элементами и т.д.).

Выводы

За счет перераспределения ценностей сегодня очень популярны нетрадиционные рецептуры булочных изделий (заимствованные, новые и т.д.) - это дает возможность новым операторам рынка завоевать собственный сегмент за счет оригинального ассортимента.

Конкурентная борьба и вынужденное сотрудничество хлебозаводов и гипермаркетов привело к тому, что ниша хлебобулочных изделий не заполнена и не может пока удовлетворить имеющийся спрос.

Производство булочной продукции для мини-пекарни может быть выгодным и успешным при правильной разработке системы сбыта и ориентации на ожидания и ценности потребителя.

Реализовывать собственную продукцию лучше через районные магазины (формат гастронома у дома/школы/ВУЗа) или дискаунтеры.

Потенциальную конкуренцию хлебобулочным изделиям может составить кондитерская продукция, рост выпуска которой наблюдается уже четвертый год. Для нивелирования риска стоит в стратегическом планировании учитывать возможность расширения ассортимента выпуском кондитерской продукции.




Top